Шведская медицина. Заболеть всерьез приятнее, чем не всерьез — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Шведская медицина. Заболеть всерьез приятнее, чем не всерьез

2021-05-27 19
Шведская медицина. Заболеть всерьез приятнее, чем не всерьез 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Существуют два мнения касательно шведской медицины. Одни говорят, что она очень хорошая, другие – что очень плохая. Сами шведы считают, что про медицину можно говорить или хорошо, или ничего.

В Швеции медобслуживание очень дешевое, чуть ли не бесплатное. Тот сбор, что взимается за посещение врача, даже и деньгами назвать нельзя, это чисто символическая сумма. Я говорю о гражданах страны. Для иностранцев, внезапно заболевших в Швеции, стоимость будет в несколько раз выше. Причем разница поразительная. Когда швед берет в руки счет за медицинские услуги, он удивленно восклицает: «Почему так дешево? Не может быть!» Когда иностранец берет в руки свой счет, он тоже удивленно восклицает: «Почему так дорого? Не может быть!»

Если вы пришли на прием и заплатили установленную сумму, то дальше, скорее всего, вам платить уже ничего не придется. Вас будут посылать на всякие анализы, исследования, процедуры совершенно бесплатно. Потому что это ведь не ваш выбор: ходить по врачам и сдавать анализы, вы ж это не для собственного удовольствия делаете. Не ваша вина, что вам не поставили диагноз в первое же посещение. С направлением лечащего врача можно совершать долгие и трудоемкие исследования, не потратив ни копейки!

Обратиться к врачу можно где угодно, не только по месту жительства. Для этого не требуется ровным счетом ничего, ни страховки, ни прописки, только документ, удостоверяющий личность. Системы ведения бумажных карт тоже нет, вся информация хранится в компьютерной базе данных и доступна любому врачу в любой поликлинике.

Я не знаю, зачем раньше врачи писали таким неразборчивым почерком. Мне говорили, это для того, чтобы пациент не смог прочесть записи в своей собственной карте, чтобы не узнал, чего не положено. Как бы там ни было, упразднение бумажных носителей положило конец этой конспирации. Шведские врачи всегда информируют пациента обо всем, что происходит. Более того, они спрашивают у вас совета, чего бы вам хотелось, какого лечения.

Пациентов с нескандинавским прошлым это приводит в шок. Представьте, приходите вы к врачу, а он и говорит человеческим голосом: «Что вы хотите, чтобы я сделал? Какие ваши предложения?» Зачастую у приезжих сразу же напрочь пропадает всякое уважение к доктору. Они перестают в него верить и не хотят больше с ним встречаться. Требуют другого врача, приходят к нему на прием – и первое, что слышат: «Расскажите, как вы собираетесь лечиться».

Шведы в этой ситуации ничуть не тушуются и отвечают: «Я хочу полежать дома, выпишите мне больничный». Или: «Я хочу поговорить со специалистом, который разбирается в вопросах аллергии». Или: «Отправьте меня в больницу, пусть проверят, уж не растянул ли я мышцу на ноге».

Единственная ситуация, когда врач не спрашивает, чего бы такого пациенту сейчас хотелось, это когда пациент не может сам говорить. И то надо сперва проверить – может быть, он не говорит, но понимает. Кивни, если хочешь, чтобы мы отвезли тебя в реанимацию.

Шведы привыкли принимать активнейшее участие во всем, что касается их персоны. Они понятия не имеют о том, что доктора надо уважать и прислушиваться к его мнению, полагаться на его знания и не лезть со своими непрофессиональными замечаниями. Швеция вообще представляется мне страной непрофессионалов, где каждый сам себе режиссер, и врач, и юрист, все сам в одном лице. Поэтому шведы привыкли думать о том, что им нужно, как, когда и почему, не полагаясь ни на чье мнение, пусть даже самое авторитетное.

Медики считают, что человек быстрее пойдет на поправку, если будет принимать активное участие в процессе. Если он хочет выздороветь – будет сотрудничать с докторами. Пациент, покорно глотающий лекарство по часам, видится шведским медикам чуть ли не безнадежным случаем. Также считается, что пациент, идя в поликлинику, уже заранее знает, какое лечение ему надо, а какое не надо. Он может ошибаться, но дело не в этом. Если назначенное лечение не совпадет с его ожиданиями, то он просто не будет выполнять предписания, и все пойдет насмарку. Поэтому надо сделать так, чтобы совпало.

Вот почему шведские врачи всегда первым делом спрашивают, чем вы, по вашему мнению, больны и какое лечение вам бы хотелось получить. Считается, что до похода к врачу вы уже поискали информацию в Интернете и поставили себе предварительный диагноз. Этот диагноз будет, скорее всего, неверным (хотя кто знает, иногда наша интуиция ничуть не уступает знаниям профессионалов). Но не в этом суть дела. Пусть вы неправильно определили свое недомогание, зато активно приняли участие в процессе, а заодно как следует задумались о симптомах, ощущениях, предположениях… Это все очень хорошо! Дальше врач вас выслушает, скажет, что вы все отлично поняли, и потихоньку подведет к совершенно другому диагнозу и другим методам лечения. Но вы этого не заметите, вам будет казаться, что это вы сами себя спасли, и никто другой. Шведы считают, что лучшее лекарство – это когда чувствуешь себя сильным, умным и деятельным, способным справиться с любыми трудностями.

Это я открываю вам самые тайные аспекты шведской медицины. Жалко, что они остаются за кадром. Обычно выходцы из постсоветских стран очень недовольны шведской медициной, потому что привыкли к другим методам. Наверное, это относится к выходцам из всех стран, где ценится авторитет старших по званию. То ли дело: пошел к врачу, тебе там сразу прописали целый пакет таблеток от всего на свете, ты их покупаешь и идешь домой с чувством, что тебе помогли. Теперь все будет хорошо, доктор сказал, что надо принимать каждый час по одной зеленой и одной желтой таблетке, это обязательно поможет. А сходил к шведскому врачу, и никакого толку. Врач некомпетентный, ничего толком не знает, все меня спрашивает, совсем беспомощный. Говорит, сидите дома, спите, пейте воду из‑под крана.

Моя бабуля говорила, что если насморк лечить, он проходит за неделю, а если не лечить, то за семь дней. В случае с докторами происходит то же самое. Как бы ни повел себя врач, выпишет он таблетки или нет, насморк пройдет за неделю. Разница только в том, что после посещения русского врача я чувствую себя надежно защищенной, а после посещения шведского – нет. Но это вопросы культурных различий между народами. В Швеции проживает так много приезжих, и у всех свои представления о медицине. Жалко, что нельзя создать какую‑нибудь универсальную модель, чтобы всем подошло!

Так что сразу вас предупреждаю, приготовьтесь, что на приеме у шведского врача вы будете говорить, а он будет сидеть и слушать. И даже не станет вас подгонять, как будто у него времени навалом. Никаких строгих и четких директив вы от него не получите.

Открою вам еще один секрет. Когда шведский врач сидит и слушает, он обдумывает один очень важный вопрос, насколько опасно ваше состояние. То есть надо ли что‑то делать или не надо. А именно: заразны ли вы и не страдаете ли нервным расстройством? Если ответы на оба вопроса «нет», то, скорее всего, доктор просто выпишет вам больничный на пару недель. С напутствием: «Отдыхайте, спите, гуляйте, пейте побольше воды, все само пройдет. Если станет хуже, приходите еще». А вот если станет хуже и вы придете опять, тут уже вопрос о нервном расстройстве встанет острее. Обычно при повторном посещении доктор уже спрашивает, как дела дома и не слишком ли много стресса на работе…

Если честно, районные поликлиники выполняют функцию шлюза. Их основное предназначение – отделить тех, кого надо госпитализировать, от тех, кого пока еще не надо. Если вы пришли на прием к шведскому врачу и вас отправили домой, посоветовав побольше отдыхать, не пугайтесь. Вас не бросили на произвол судьбы. Знайте, что вас пока еще не надо увозить на «скорой» с мигалками, все будет хорошо. А если вы хотите, чтобы шведский врач всерьез отнесся к вашим недомоганиям и взялся наконец‑таки за дело, нужно быть очень настойчивым и выражать свои мысли четко и ясно. Сами шведы именно так и делают: с порога заявляют, что они ждут от врача таких‑то действий. Когда врач видит, что вы уже все для себя решили и не уйдете, пока не получите своего, он становится очень эффективным. Он понимает, что вы «застряли в шлюзе», от вас не удалось избавиться.

Дальше все идет как по маслу. Когда становится понятно, что вы не уйдете с глаз долой и из сердца вон, тут уж медицинская машина начинает работать на полную катушку. Вы встречаете отличных специалистов, попадаете в удобные кабинеты с новейшим оборудованием, везде находите участие и заботу. Мне даже не на что пожаловаться! Ждать своей очереди почти не приходится, персонал предупредительный, медицинская этика точно на том уровне, как написано в учебнике. И все это, можно сказать, бесплатно.

Такое впечатление, что в Швеции существуют два, даже три медицинских мира, которые не сообщаются между собой. Районные поликлиники пронизаны духом мечтательной расслабленности. Никто никуда не спешит, в коридорах пахнет кофе, на стенах милые картины, изображающие шведскую природу. В больницах, наоборот, все очень деловитые, работают быстро, по коридору бегают бегом. И есть еще третий мир – отделение реанимации. Я с полной уверенностью могу сказать, что в вопросах реанимации шведам нет равных. Как говорится, с того света вернут во что бы то ни стало. Получается, что заболеть всерьез в Швеции приятнее, чем не всерьез. Хотя, конечно, лучше не болеть, но это уж как получится.

Бедные врачи, с чем только им ни приходится сталкиваться в такой многонациональной стране, как Швеция. Недавно в газете писали, что в школах пытались сделать прививки от гриппа, но не очень‑то хорошо получилось, потому что представителям некоторых религий запрещено раздеваться перед людьми другой веры. Колоть через одежду не решились.

Кстати, хоть это и не про медицину, в школьных столовых тоже пытаются соблюдать традиции разных народов. Чтобы каждый мог пообедать, не нарушая религиозных запретов. Сложно угодить сразу всем, но шведы стараются.

Со мной произошла такая история. Я пришла к врачу с вопросом, почему у меня трескаются губы. Меня попросили открыть рот, но это было очень больно сделать, и я сказала, что не могу. Врач испуганно спросила: «Это из‑за твоей религии, да?» Она увидела, что я иностранка, и подумала, что, может быть, религия запрещает мне открывать рот перед незнакомыми людьми. Кто ж знает, как там у нас за границей устроено? Когда мы наконец выяснили, кто кого не так понял, обе долго смеялись.

Вот еще один пример того, что за пределами Швеции жизни нет. Если швед видит иностранца, он, не моргнув глазом, приписывает ему какие угодно странные и дикие свойства. Иностранцы способны на все, от них можно ждать каких угодно нечеловеческих выходок! Хм, может быть, в этом есть доля правды?

Бывает и наоборот, приходишь в поликлинику, а твой врач не говорит ни по‑шведски, ни по‑английски. И тут уже ты сам не знаешь, что и подумать. Объясняешься с ним знаками и рисунками и гадаешь, как этот человек получил такую хорошую работу. Нужно сказать, что врач в Швеции – это профессия уважаемая и хорошо оплачиваемая. Врачей всегда не хватает. Человек с медицинским образованием безработным быть не может!

Теперь немножко о том, как сами шведы относятся к медобслуживанию. Они в основном считают, что медобслуживание в стране – на высшем уровне, оно уже достигло своего абсолютного максимума и дальше ему улучшаться некуда. Лучше и не придумаешь. Однако, если вопрос серьезный, предпочитают сесть на паром и поехать в Ригу. По‑моему, одни только иностранцы лечат зубы в Швеции, сами же шведы делают это за границей. Говорят, так получается дешевле и лучше. Как мне кажется, это дело вкуса. Они едут к нам, мы едем к ним, так происходит круговорот веществ в природе.

Напоследок – поговорка для тех, кто жалуется на шведских врачей. Для тех, кто боится, что врач ничего не понимает и, конечно, сейчас пропишет не те таблетки и не ту микстуру. Шведы говорят так: «У маленьких кастрюлек тоже есть ручки». И это означает: не думай, что только ты один что‑то понимаешь, а все вокруг дураки. Если человек не похож на тебя самого, это еще не значит, что он действительно сделан из какого‑то другого теста. Шведский доктор зачастую выглядит довольно необычно, но, тем не менее, умственные способности у него ничуть не отличаются от ваших. Как же это сказать по‑русски? Все мы люди.

 

Шведская работа. Главное, чтобы в следующей жизни вас не сделали шведским начальником!

 

Я так много написала о том, как шведы сидят дома, как они отдыхают и путешествуют, но ни словом не обмолвилась о том, как они работают.

Что? Разве шведы еще и работают? Невероятно, но такое тоже случается.

В Швеции можно быть трудоустроенным на полную ставку, и тогда у тебя есть все. Либо не на полную ставку, а как‑то иначе, и тогда у тебя нет ничего. Теперь подробнее.

Если человек трудоустроен на полную ставку, как бывало и в СССР при социализме, то уволить его практически невозможно. Он проработает на одном и том же месте лет сорок, а потом передаст его по наследству своему сыну. Я шучу насчет наследства, но этой шуткой я хочу показать, насколько прочно и незыблемо рабочее место трудоустроенного на полную ставку. Он защищен со всех сторон, у него масса прав и гораздо меньше обязанностей, чем было бы логично ожидать при получаемых им бонусах. Казалось бы, за такое рабочее место нужно бороться изо всех сил, а получив его, держаться обеими руками. Однако шведы, подписав свой контракт, обычно полностью расслабляются и дальше проводят рабочие дни в приятном самосозерцании.

Такая форма трудового договора – цель любого человека, ищущего работу. Получить ее непросто, и не только приезжим, но и самим шведам. Работодатели не спешат подписывать трудовой договор, потому что он ставит практически в кабальные условия. Нужно помнить, что если ты принял человека на работу, ты крупно попал! Избавиться от него, его семьи и его проблем будет практически невозможно. Это навсегда. Работодатель несет ответственность практически за все, что только можно представить. К тому же налог на использование рабочей силы так высок, что трудоустраивать персонал далеко не всем по карману. Можно, конечно, нанимать работников «по‑черному», то есть неофициально, без контракта, но это, как говорится, до первого дождя. Как только об этом станет известно, так и сказочке конец, а кто слушал – молодец. После такого открытия фирма вряд ли сможет снова подняться на ноги. Уж накажут – так накажут. Само собой, ни одна серьезная компания не станет рисковать. А кому нужны несерьезные?

Многие фирмы нанимают временный персонал, например сроком на полгода. Потом увольняют и тут же снова принимают этих же людей на работу. Таким образом, некоторые годами работают на одном и том же месте, но без каких‑либо прав и без надежды на трудоустройство. Этот их временный контракт никогда не перейдет в постоянный.

Многие из постоянных работников получили свою должность еще лет двадцать назад, когда в стране царил социализм и трудовые контракты подписывались направо и налево. Обычно эти люди изо всех сил держатся за свое место и уйдут с него разве что на пенсию. Такое положение дел порождает массу «мертвых душ». «Мертвыми душами» я называю таких сотрудников, которые абсолютно не развиваются как специалисты, которые буквально приросли к своему креслу и покрылись пылью. Они как бы есть, числятся в отделе, но на самом деле их все равно что нет. Толку от них никакого, вреда, правда, тоже. Смысловой нагрузки они не несут, мозг у них давно перестал функционировать, новому они не научились, старое напрочь забыли. На работе их держат только потому, что уволить такого сотрудника невозможно. Если он не устраивает руководство как специалист, его положено послать на курсы. Если должность упразднят, значит, его нужно переквалифицировать и найти ему другое занятие. Если он, предположим, все время болеет, его следует отправить в санаторий. Если он пьет, нужно поместить его в лечебницу. Если систематически опаздывает, следует нанять психолога, чтобы разобрался с этой проблемой. Легче и дешевле всего в этом случае просто ничего не делать. Пусть этот ценный сотрудник приходит и уходит, когда хочет, пусть хоть вообще не является, о нем все равно давно уже забыли.

Возможно, это происходит во всех странах мира. Во всех странах я не была. А вот в Швеции вижу примеры сплошь и рядом. Права работников защищены настолько хорошо, что у людей не остается никакого повода, чтобы работать вообще. Работаешь ты хорошо или плохо, зарплата начисляется всем, и каждый считается хорошим сам по себе, различий никаких не делается.

В госучреждениях доходит до абсурда. Я знаю одного мужчину, который работает вскрывальщиком конвертов. И делает он это последние тридцать лет без каких‑либо перемен. Зарплата его постепенно растет, сам он переходит из отдела в отдел, в зависимости от выслуги лет. Его задача – разрезать конверты ножом для бумаг. Писем в последние годы приходит все меньше и меньше, так как люди в основном пользуются электронной почтой. Но должность не упраздняют. В день, бывает, нужно вскрыть штук сорок конвертов. Он приходит к десяти, пьет кофе, тут пора и на обед идти. Обедает, ходит часик по магазинам, потом вскрывает штук десять конвертов, пьет кофе, еще десять. Потом на огонек заходит начальник, тут наш герой деловито вскрывает остальные двадцать конвертов, пьет кофе и решает, что сегодня отправится домой пораньше. И так – тридцать лет подряд!

Подруга рассказывала мне, что, проработав четыре года в одном учреждении, однажды увидела на собрании какую‑то новую женщину. Она спросила, кто это, и получила ответ, что это сотрудница из ее отдела. Вот тот вечно пустующий стол с компьютером – ее. На работе она бывает очень редко, потому что в основном сидит на больничном по причине постоянной усталости. А усталость приключилась с ней из‑за того, что на работе слишком много дел, у нее был стресс. Слишком много дел? А кем же она работала? – спросила моя подруга. Оказалось, что та была вторым открывальщиком конвертов, но не справилась с нагрузкой.

Конечно, трудоустройство на полную ставку – это замечательная вещь. Соблюдаются права рабочих, ограничивается власть начальства, пресекается всякий произвол. Но с другой стороны, эта форма рабочего контракта лишает людей всякого стремления к достижению результата. Можно сказать, она парализует то креативное, энергичное и ценное, что есть в сотрудниках.

Правда, нужно сказать, что в последние годы я стала замечать перемены в рабочей ситуации. Постоянное трудоустройство стало менее надежным, чем раньше. Я даже слышала о нескольких случаях увольнения за нерадивость. Конечно, это вызвало волну протеста со стороны госработников, которые планировали спокойно досидеть лет двадцать до пенсии, и волну злорадства со стороны тех, кто работает по временному контракту. Так что лед тронулся! Больших перемен пока что нет, но беспокойство уже пустило в массы свои холодные щупальца. Тут же появились в газетах статьи на тему «раньше было лучше» и «довели страну, паразиты!».

Молодые шведы, наоборот, хотят видеть перемены в законах, касающихся трудового права. Им хочется, чтобы было легче получить работу, чтобы она была более разнообразной, интересной, новаторской, чтобы требовала большей личной инициативы и творческого подхода к делу. Как и среди людей всего мира, среди шведов встречаются те, кто жаждет перемен, и те, кому хочется спокойно сидеть на нагретом стуле и получать небольшую, но стабильную зарплату.

К слову о зарплатах. Меня часто спрашивают, сколько шведы получают. Скажу сразу, по сравнению с Москвой, не много. Если посчитать, сколько стоит еда, квартплата, проезд, бензин, выплата кредитов, то на жизнь останется всего ничего. Если, предположим, муж и жена работают, у них двое детей, кредит на покупку дома и машину, то после всех выплат им останется ровно столько, чтобы прожить месяц. Не более того. Так что не думайте, что в Швеции все богаты. Совсем нет! Страна богата, но не отдельно взятые личности. Богатый швед – это, скорее, исключение, чем правило.

Вернемся к работе на полную ставку. В основном шведские госучреждения работают в стиле «как вышло – так и вышло». И призвать их к ответу никак нельзя, на них просто нет управы! Достаточно того, что сотрудник просто приходит на работу. Он постоянно сидит на больничном либо рожает в год по ребенку, его дети тоже то и дело болеют, ему положен отпуск, ему положены курсы по повышению квалификации, его надо вовремя повышать по службе, платить надбавки, отправлять в санатории, отмечать дни его рождения, предоставлять скидки и льготы и так далее. Обращаться с ним нужно бережно, а то не дай бог обидится, потом проблем не оберешься.

Если этот человек темнокожий, нужно следить, чтобы его не дискриминировали. Чтобы на кухонном столе не лежало овсяное печенье под названием «Веселые негритята». Если этот человек гомосексуалист, то работодатель в лепешку разобьется, лишь бы остальные не оттеснили его в отдельную группу. Если кого‑нибудь зовут, например, Ларс, а он хочет, чтобы его называли Моникой, то это забота начальника – провести беседу с остальными сотрудниками и добиться‑таки, чтобы человека называли, как ему хочется. Иначе дело может легко дойти до суда. Начальник вообще виноват всегда и во всем. Ссоры, невозможность ужиться друг с другом, кляузы, личная вражда – это все ложится на плечи начальника. Он должен мирить, выяснять, кто первый начал, проводить расследования, искать решения проблемы. Если кому‑то не нравится его рабочий стол – это начальник не доглядел, не заметил, что у человека на душе неспокойно.

Насколько прекрасно в Швеции быть ребенком, настолько же ужасно быть начальником. Если вы верите в переселение душ, то молитесь, чтобы вас в следующей жизни не сделали шведским начальником! Ты все всем должен и во всем виноват, тебе ничего нельзя и никому тебя не жалко. При этом ты в ответе за любую мелочь и должен следить за каждым своим словом. Тут уж не расслабишься в пятницу вечером! Шведы обожают разоблачать мелкие грешки своих начальников и политиков, устраивают из этого невероятный скандал, после чего требуют немедленной отставки провинившегося. Поэтому лица на верхушке карьерной пирамиды постоянно сменяются.

Как мне кажется, директора не могут не вызывать всеобщей приязни, потому что должность директора сочетает в себе все то, от чего у шведов портится настроение. Например, высокая зарплата, плюс непохожесть на остальных людей, плюс обладание властью – он может решать за других, плюс тот факт, что директор постоянно находится на виду, привлекает к себе внимание. Эта комбинация денег, власти и непохожести превращает тихих шведов в непримиримых фурий. Значит, ты говоришь, что ты директор? Значит, ты зарабатываешь больше меня? Значит, я должен тебе подчиняться? Такое оскорбление можно смыть разве что кровью! А вот глядите‑ка, наш директор в восемьдесят втором году нанял филиппинскую уборщицу без трудового контракта. Каково? А на вид такой порядочный. Что, упырь, съел?

Тут директорская голова катится к подножию эшафота, а на его место заступает новый олигарх.

Правда, ненадолго. Ну, не может швед вынести, что человек, который ни в чем его не лучше, почти что брат‑близнец, вдруг становится его начальником. К начальникам‑иностранцам шведы относятся гораздо спокойнее. Иностранец по определению человек совсем другого сорта, ему можно не завидовать.

Все эти интриги происходят в глубокой тайне. Люди пишут кляузы, подсиживают друг друга, сплетничают и ставят палки в колеса в полном молчании. Обычно такое не обсуждается, а стоит тебе обмолвиться о своих планах хоть словом, это тут же становится достоянием общественности. Шведы знают о свойстве своих соотечественников пересказывать всё всем и обо всём, поэтому благоразумно молчат. Со стороны трудовой коллектив выглядит самой дружной семьей, какую вообще можно представить. Люди друг другу улыбаются, обнимаются при встрече, вместе пьют кофе, никаких сплетен, никаких косых взглядов. Всё идет только к лучшему в этом лучшем из миров, как говорится. И вдруг – новый начальник. Как? Откуда? Куда делся бывший? Когда все это успело произойти и почему я ничего не видела?

Особенно удивляются те, кто приехал в Швецию из стран, где принята более открытая модель общения. Во многих культурах принято обсуждать происходящее, иногда даже очень резко, спорить, кричать, ссориться, мириться. Часто ссора дает выход чувствам и не приводит ни к каким фатальным последствиям. В Швеции же все наоборот. Сначала долгое время всё тихо, потом со сцены безвозвратно исчезает кто‑нибудь из участников, и выясняется… Выясняется такое, что ни в сказке сказать ни пером описать, ибо стыдно.

Шведы вообще не очень любят работать. Им кажется, что работа придумана назло, чтобы оторвать их от семей и от такой приятной домашней жизни. Хм, возможно, они и правы. Работа в государственных учреждениях обычно заканчивается не позже пяти, а в половине четвертого народ уже начинает собирать свои вещи и завязывать шарф, я уже писала об этом в главе «Частная жизнь». Последняя на рабочем месте чашечка кофе заваривается часа в три, а то и раньше, и после этого компьютеры выключаются. Ланч длится по часу, если не больше. Перерывы происходят с периодичностью раз в полчаса. Пятница – укороченный день. Два выходных в неделю и масса праздников.

Я слышала, что столько нерабочих дней в году, как в Швеции, нет ни в одной другой стране мира. Сама я не считала и не сравнивала, но праздников действительно очень много. Иногда это даже надоедает. Особенно потому, что «праздничный день» в Швеции это не такой день, когда на улицах устраиваются красочные шествия и фейерверки, а такой, когда всё закрыто и делать абсолютно нечего. Если вы приезжий и у вас не так уж много друзей и родственников (а то и вообще нет), нерабочие дни покажутся вам жутко скучными. Но шведам нравится! Они проводят этот день на диване с включенным телевизором, чуть ли ни мурлыча от удовольствия.

Когда же для шведа все‑таки наступают рабочие будни, когда он не обедает и не пьет кофе, то часть времени он проводит на совещаниях. Шведы обожают совещаться! Это сродни национальному спорту. Совещания заменяют им клуб по интересам. Говорят, что в Англии люди после работы ходят в паб, а во Франции – в кафе. А вот в Швеции принято ходить на совещания и сидеть там пару часов, обсуждая то, как мы будем обсуждать тему для обсуждения. Отличное занятие для вечера в пятницу! А что, пятница – короткий день, почему бы не посидеть и не пообсуждать? Не скрою, что часто заседание перемещается в ближайший бар, чтобы совместить полезное с приятным. А можно и не ходить ни в какой бар, можно открыть по бутылочке пива прямо в комнате для совещаний. Я уже писала о шведских алкогольных привычках, это один из редких случаев, когда выпивка санкционирована высшим руководством, а значит, не возбраняется. Не только можно, но и нужно!

Я действительно не понимаю, что шведы делают на всех этих совещаниях, конференциях и заседаниях. Никаких дел, требующих присутствия всех сотрудников фирмы, на совещаниях не обсуждается. Если надо принять решение, то обычно председатель правления долго и пространно говорит обо всем и ни о чем, после чего выясняется, что решение уже каким‑то образом принято, но это еще не точно. Документы уже подписаны, хоть и не все, и поменять ничего невозможно, но мнения сотрудников обязательно учтут, потому что они очень важны для руководства.

Обычно выходцы из США остаются недовольны этими собраниями, потому что им хочется открытого обсуждения и принятия конкретного решения прямо здесь и сейчас. Недовольны также и выходцы из постсоветских стран, потому что им не понятно, зачем дотошно выяснять мнение каждого, если повлиять на ход дела никак невозможно. Еще больше это злит азиатов. Зачем приглашать всех сотрудников на собрание, докладывать им о чем‑то, спрашивать, что они об этом думают, если существует руководство, которое уполномочено решать по своему усмотрению? Ты большой начальник, ты и решай, мы‑то тут при чем? А вот шведы любят свои собрания и охотно сидят по два‑три часа после работы, переливают из пустого в порожнее и даже домой не особо торопятся.

Я подозреваю, что у этих заседаний есть скрытый подтекст. Я не вижу в них никакого другого смысла, кроме как пообщаться друг с другом. Людям хочется побыть вместе в нерабочее время, вот и всё. Приглашать к себе домой – слишком интимно, ходить всем вместе в кино – слишком по‑детски, заниматься вместе спортом – слишком уж экстравагантно. Пригласи сотрудников на обед – никто не придет. У людей свои дела, дети, семьи. А вот посидеть вместе на собрании – самое то! Ты и не дома, и все твои знакомые рядом, и работа уже закончилась. И никаких ненужных глупостей, потому что начальник присматривает. То есть ты как бы общаешься с другими, но без панибратства. Тебе отнюдь не больше всех надо, ты никого не приглашал, а тем не менее все здесь. Самое лучшее решение для шведа!

Ох уж эти конференции! Под словом «конференция» может скрываться все что угодно. Шведские политики любят собрать своих сотрудников и поехать совещаться на какой‑нибудь остров в Карибском море. Там совещается гораздо лучше. Вскоре об этом узнает пресса и во всеуслышание заявляет, что политик такой‑то загорал, купался и пьянствовал на деньги налогоплательщиков. Его карьера стремительно заканчивается, и на острова в Карибском море ездят уже совсем другие люди.

Если не трогать политику, такие поездки очень популярны. Но шведам не хватает наглости заявить, что они едут на курорт отдыхать. Да и не поедут они, это далеко и дорого, а дома‑то куда как лучше! Но если так надо для дела, если начальник велел, то ладно уж, уговорили. И весь офис едет на совещание за границу. Такие совещания часто заканчиваются смешнейшими видеороликами в Интернете. «Посмотрите на нашу секретаршу, как она напилась на острове Крит!» В течение таких поездок люди чуть ли не обязаны вести себя самым худшим образом, дурачиться и попадать в идиотские положения. Я их понимаю, где же еще швед может расслабиться, как не за границей? Похоже на то, как японские офисные работники поют караоке и делают жутко стыдные вещи на корпоративных вечеринках. Это, можно сказать, обязательно. На работе все умные и строгие, а на вечеринках (конференциях) нужно отдыхать по полной программе. Так что смысл в этих конференциях всё же есть, и очень большой.

Вы спросите, а кто же работает в Швеции? Как так получается, что страна в экономическом плане процветает? Кто все эти люди, которые трудятся не покладая рук?

Сложно сказать. Наверное, те, кто не трудоустроен на полную ставку в госучреждении. Таких в стране девяносто девять процентов, и эти люди отличаются удивительным трудолюбием и высокой производительностью.

Не могу не отметить шведскую исполнительность и уважение к инструкциям. Если надо, значит, надо, шведу не придет в голову оспаривать правоту инструкции. Он даже и думать не станет, почему так надо, кто это придумал и нельзя ли как‑то обойти установленные правила? Даже если швед на работе один и никто его не видит, он все равно вряд ли станет нарушать инструкцию. В шведах живет совершенно детская вера в правила. Эта вера базируется на следующих положениях:

– я человек простой и ни в чем особенном не разбираюсь;

– но свои права я знаю, одно из моих прав – голосовать на выборах правления;

– я использовал свое право, изучил список кандидатов и проголосовал;

– на основе этого голосования был выбран директор концерна;

– директор – человек ученый, у него высшее образование и стаж работы, я ему доверяю; когда перестану, мы его переизберем;

– директор составил список правил, которые должны соблюдаться, и согласовал его с нашими представителями;

– список был одобрен и вступил в силу; цель правил – сделать нашу работу эффективной, безопасной и интересной;

– я не вижу смысла оспаривать эти правила, потому что это не моего ума дело.

Примерно так рассуждает среднестатистический швед, когда речь заходит об инструкциях и правилах. И никакой креативности или самодеятельности вы от него не дождетесь. Шведского чиновника, например, невозможно упросить, заболтать, напугать, разжалобить или запутать. Он точно знает, что можно и что нельзя. Даже слушать не будет. Все получите в порядке очереди и в соответствии с образцом, имеющимся в Интернете. Причем этот чиновник ни за что не станет чинить вам препятствия, боже упаси! Но и не уступит ни на грамм.

У меня есть приятель, который как‑то раз пошел в полицию получать загранпаспорт. Он простоял полчаса в очереди, заплатил установленную сумму и, наученный горьким жизненным опытом, говорит:

– Мне нужен загранпаспорт, срочно. Я всё понимаю, у вас много дел… и вообще, но у меня поездка вот буквально уже скоро. Мне бы побыстрее, а? Может быть, можно как‑то это устроить?

Полицейский офицер отвечает ему совершенно безразличным тоном:

– Вы получите паспорт в соответствии со сроками, указанными в статье такой‑то, параграфе таком‑то.

Но мой друг не сдается:

– Ну, войдите в положение. Мне очень надо! Если что, я с удовольствием заплачу за срочность. Деньги – не вопрос.

Полицейский, глядя в противоположную стену:

– Извините, вы не могли бы здесь не стоять?

Мой приятель:

– Ну, что за страна?! Это не люди, это какие‑то изверги! Ни за что не уступят! Вам жалко, что ли? У меня деловая поездка срывается!

Полицейский, очень строгим голосом:

– Извините, правила одинаковы для всех. Я не уполномочен решать такие вопросы. Вы получите свой паспорт послезавтра, и не на день раньше. Здесь тоже, знаете, живые люди работают, а не машины. Не задерживайте очередь, пожалуйста.

Мой знакомый чуть не упал от удивления, ведь он приготовился ждать свой паспорт никак не меньше пары месяцев.

На работе шведы обычно делают то, что от них требуют, правил не нарушают и не особо задумываются, почему да отчего. Тем удивительнее становится, когда шведский работник вдруг берет и поступает наперекор всем имеющимся правилам просто для того, чтобы выручить незадачливого заказчика (клиента, покупателя, пациента). Я уже не раз обращала внимание на двойственность шведской натуры. Это необъяснимое и потрясающее явление, сродни бытовому героизму!

Например, я искала в Интернете нужное мне образование, нашла его, заполнила анкету, приложила свои отсканированные документы и послала всё по указанному адресу. Но по какому‑то странному стечению обстоятельств я нажала не на ту кнопку на образовательном сайте, и в итоге меня зачислили не в тот университет, не на тот курс, не в том городе и не в те сроки. Всё было не так! И переделать уже ничего нельзя – поезд ушел, раньше думать надо было. Меня приняли на курс, эта информация ушла во все имеющиеся инстанции, мне начислили стипендию, предоставили комнату в общежитии. Конечно, от этого всего можно было отказаться, но на нужный мне курс я уже не попадала, пришлось бы ждать целых полгода! Я пришла к ректору выбранного мной курса и рассказала всё как есть. Она посмотрела на экран компьютера, покачала головой: «Нет, сделать уже ничего нельзя… слишком поздно… всё уже решено». Потом она вдруг взяла, выделила мышкой текст на экране, нажала на «Удалить» и сказала: «Черт с ними! Давай сделаем так, как будто этого ничего не было! Приходи в понедельник на свой курс и не думай об этом».

Мне очень нравится такая черта шведского характера. Швед с удовольствием подчиняется правилам, какие бы бессмысленные они ни были. И не задает лишних вопросов. Но только до того момента, пока они не начинают мешать. Если правила мешают, швед единолично принимает решение, что это неправильные правила, и со спокойной совестью на них плюет. Точно с такой же непринужденной грацией можно сместить начальника, уволить какого‑нибудь олигарха или снять с должности премьер‑министра. «Это неправильные пчелы, и они делают неправильный мед!»

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.092 с.