Эрнст иосифович Неизвестный (1925) — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эрнст иосифович Неизвестный (1925)

2021-05-27 36
Эрнст иосифович Неизвестный (1925) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Неизвестный родился в Свердловске 9 апреля 1925 года. Мать назвала его Эриком. И лишь в 1941 году перед самой войной, получая паспорт, он записал своё полное имя — Эрнст. Дед его был купцом, отец — белым офицером, адъютантом у Антонова. Позднее он был детским врачом, отоларингологом, работал и как хирург.

Когда пришли красные, то должны были расстрелять деда и отца. Но бабка вспомнила, что дед тайно печатал в своей типографии коммунистические брошюры. Тогда она нашла эти документы и предъявила большевикам. Никого не расстреляли.

Его мать — баронесса Белла Дижур, чистокровная еврейка, но христианка, в середине девяностых ещё была жива и публиковала свои стихи в одной из нью-йоркских газет.

Эрнст ещё мальчиком имел репутацию отъявленного хулигана. «У меня буйный, необузданный темперамент, — вспоминает Неизвестный. — Когда я был мальчишкой, меня не звали драться стенка на стенку — но звали, когда били наших. Я бежал, схватив цепь или дубину, а однажды и вовсе пистолет, — бежал убивать, я был свиреп как испанский идальго. Мне удалось перевести мою уголовную, блатную сущность и энергию в интеллектуальное русло».

Приписав себе лишний год, уже в семнадцать лет, Эрнст закончил военное училище — ускоренный выпуск. Там, на войне, лейтенант Неизвестный получил расстрельный приговор трибунала, заменённый штрафбатом. И там, на Великой Отечественной, он получил несколько боевых наград и ранений. Одно из них было тяжелейшим: три межпозвоночных диска выбито, семь ушиваний диафрагмы, полное ушивание лёгких, открытый пневмоторакс… Спас Неизвестного гениальный русский врач, имени которого он так и не узнал, — это было в полевом госпитале. После войны бывший офицер три года ходил на костылях, с перебитым позвоночником. Три года он кололся морфием, борясь со страшными болями, стал заикаться.

Потом Неизвестный учился в Академии художеств в Риге и в московском Институте имени Сурикова. Параллельно с этими занятиями Неизвестный слушал лекции на философском факультете МГУ.

Получив диплом в 1954 году, он уже через год становится членом Союза художников СССР, а чуть позже — лауреатом VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве за скульптуру «Нет ядерной войне!». Уже в то время проявилось его тяготение к «большому стилю» — подчёркнутая пафосность и яркая мифологичность каждой скульптуры. Он всегда стремился к созданию собственной модели мира.

В 1957 году Неизвестный исполняет статую, ставшую вскоре известной — «Мёртвый солдат». Это лежащая фигура с почти истлевшим лицом, огромным отверстием в груди и закостеневшей, вытянутой вперёд и всё ещё судорожно сжатой в кулак рукой — человека, последним жестом ещё символизирующего борьбу, движение вперёд.

Далее он создаёт образы, резко отличные от привычной станковой скульптуры тех лет, — «Самоубийца» (1958), «Адам» (1962–1963), «Усилие» (1962), «Механический человек» (1961–1962), «Двухголовый гигант с яйцом» (1963), фигура сидящей женщины с человеческим зародышем в утробе (1961).

В 1962 году на выставке, посвящённой тридцатилетию МОСХа, Неизвестный совершенно сознательно согласился быть экскурсоводом Н. С. Хрущёва. В своём праве на первенство в искусстве он не сомневался. А смелости ему всегда хватало. Однако результат встречи не оправдал его надежды. Правда, в сознании многих именно Неизвестный остался главным борцом с рутиной в искусстве.

Несколько лет его не выставляли. Но после снятия Хрущёва временная опала закончилась: Неизвестный начал выезжать за границу и получать серьёзные государственные заказы. Он создал, например, в 1966 году декоративный рельеф «Прометей» для пионерского лагеря «Артек» длиной 150 метров. Правда, никаких премий ему не присуждали. Тем не менее его известность в Европе и США постепенно росла, его работы начали закупать коллекционеры. Да и выставки, которые проводились в небольших залах научно-исследовательских институтов, становились событием.

«Возвращаясь же к произведениям 60-х годов, хочется сказать ещё о двух из них, — пишет Н. В. Воронов. — Это, во-первых, „Орфей“ (1962–1964). Песня одиночества. Мускулистый человек на коленях, прижавший одну согнутую в локте руку к запрокинутой голове в жесте какого-то невыразимого горя, безысходности и тоски, а другой разрывающего себе грудь. Тема человеческого страдания, отчаяния здесь выражена с какой-то почти невозможной силой. Деформация, утрированность, преувеличения — всё здесь работает на образ, и разорванная грудь кровавым криком вопит об одиночестве, о невозможности существования в этом подземелье жизни без веры, без любви, без надежды. Мне представляется, что это одна из самых сильных вещей Неизвестного 60-х годов, может быть, менее философская, обращённая больше к нашему чувству, к непосредственному восприятию. Наверное, менее диалогическая по сравнению с другими произведениями, более близкая к привычному представлению о реализме, но тем не менее одна из самых выразительных.

И вторая — „Пророк“ (1962–1966). Это своего рода пластическая иллюстрация к собственным мыслям Неизвестного, высказанным в те же годы. Он писал: „Самым любимым моим произведением остаётся стихотворение Пушкина 'Пророк', а самым лучшим скульптором, которого я знаю, пожалуй, шестикрылый серафим из того же стихотворения“».

В 1971 году Неизвестный победил на конкурсе проектов памятника в честь открытия Асуанской плотины в Египте — с монументом «Дружба народов», высотой 87 метров. Другими крупными работами в первой половине семидесятых стали — восьмиметровый монумент «Сердце Христа» для монастыря в Польше (1973–1975) и декоративный рельеф для Московского института электроники и технологии в 970 метров (1974). 1974 год стал своеобразным рубежом в его творчестве: скульптор создал памятник на могиле Хрущёва, ставший его последней крупной работой, установленной на родине до эмиграции.

«Этот надгробный памятник, — отмечает Н. В. Воронов, — быстро стал популярным, ибо в концентрированной художественной форме передавал суть деятельности и воззрений Хрущёва. На небольшом возвышении в несколько необычной мощной мраморной раме стояла удивительно похожая бронзовая позолоченная голова Никиты Сергеевича, причём вылепленная просто и человечно, отнюдь не с тем налётом „вождизма“, к которому мы привыкли на многочисленных памятниках великим людям, стоящим чуть ли не в каждом городе. Особый смысл в окружающих эту голову мраморных блоках. Своеобразная рама была выполнена так, что одна её половина была белой, а другая — чёрной…»

Скульптор не хотел эмигрировать. Но ему не давали работы в СССР, не пускали работать на Запад. С начала шестидесятых годов и до своего отъезда скульптор создал более 850 скульптур — это циклы «Странные рождения», «Кентавры», «Строительство человека», «Распятия», «Маски» и другие.

На свои скульптуры Неизвестный тратил почти все деньги, которые он зарабатывал, работая каменщиком или восстанавливая и реставрируя рельефы разрушенного храма Христа Спасителя, находящиеся в Донском монастыре.

Из его 850 скульптур у него закупили только 4! Против него возбуждались уголовные дела, его обвиняли в валютных махинациях, в шпионаже. Более того, Неизвестного постоянно встречали на улице странные люди и избивали, ломали рёбра, пальцы, нос. 67 раз подавал Неизвестный заявление, чтоб его отпустили на Запад строить с Нимейером. Не пускали. И тогда он решает вообще уехать из России — 10 марта 1976 года скульптор покинул родину.

Когда Неизвестный оказался в Европе, канцлер Крайский выдал ему австрийский паспорт, правительство отдало одну из лучших в стране студий. Но скульптор перебирается из Австрии в Швейцарию к Паулю Сахару, одному из богатейших людей мира. Тот купил скульптору казарму в Базеле под новую студию. Его жена Майя Сахар, тоже скульптор, боготворила Неизвестного. Она отдала ему свою студию со всеми инструментами, со всей библиотекой.

«К этим людям, — говорит Неизвестный, — шли на поклон Пикассо и Генри Мур. Встретиться с Паулем Сахаром — это было всё равно, что повидаться с господом Богом. А святым Петром, открывшим райскую дверь, оказался Слава Ростропович. Слава Ростропович даже написал книгу „Спасибо, Пауль“ — про то, как Пауль вывел в люди многих из сегодняшних великих. И вот я оказался перед лицом карьерного господа Бога. Но я взял и уехал, по своим соображениям. Я не выдержал жизни в доме богатого человека…

…В 1976 году я приехал в Америку, и буквально на следующий день состоялось открытие в Кеннеди-центре моей работы — бюста Шостаковича. Были большие статьи и телепередачи. Меня взялись опекать Алекс Либерман и Энди Уорхол. С Уорхолом я очень дружил. Ему принадлежит фраза: „Хрущёв — средний политик эпохи Эрнста Неизвестного“.

Замечательный друг Слава Ростропович, получивший за долгие годы огромный пакет социальных связей, щедрой рукой все их передал мне. Президентов, королей, крупнейших критиков, художников, политиков. Подключившись к этой светской жизни, я очень скоро понял: это не для меня. Ты приходишь на „парти“, тебе вручают двадцать визитных карточек, ты обязан откликнуться. Общение нарастает в геометрической прогрессии. Одинокая профессия скульптора не выдерживает таких нагрузок. Я сжёг визитные карточки. Перестал общаться. В социальном плане это откинуло меня в самый низ».

Но Неизвестный добился того, что знаменитости, с которыми его познакомил Ростропович, стали приходить к нему в мастерскую как к скульптору.

До дома Неизвестного ехать от Манхэттена часа два-три. Сначала через весь Лонг-Айленд, а потом добираться на пароме. Через десять минут плавания появляется берег чистенького, ухоженного острова Шелтер, населённого ушедшими на покой миллионерами, важными молодыми людьми с дорогими манерами — и знаменитым русским скульптором. Художнику принадлежит участок площадью в один гектар и половина озера. Дом построен по проекту самого Неизвестного и соответствует его духу. К нему пристроена студия, высокий цилиндрический зал с галереей.

Когда мастер уезжал из России, жену Дину Мухину и дочь Ольгу с ним не пустили. В октябре 1995 года Неизвестный снова женился. Аня — русская, давно эмигрировала. По профессии — испанистка.

Сам Неизвестный преподавал в Гамбурге, в Гарварде, в Колумбийском университете и в Нью-Йоркском — искусство, анатомию, философию, синтез искусств. Мог стать постоянным профессором, но не захотел. Ему очень нравилось преподавать, но мешала рутинная бумажная работа. А ещё отчёты, заседания… Всё это отнимало слишком много драгоценного времени.

Как всегда, скульптор очень много работает в мастерской. Хотя за последние годы перенёс две операции на сердце. Один раз он даже пережил клиническую смерть. Его снова спас русский доктор — Саша Шахнович.

«…Я много трачу, — говорит Неизвестный, — материал, отливка, помощники — идёт омертвление огромных денег. В мой парк вложено несколько миллионов долларов — если считать одну отливку. А когда не работаю, богатею: деньги не расходуются, а дают дивиденды.

По правилам, 12 экземпляров скульптуры имеют статус оригинала. Я раньше и отливал по 12. А теперь стараюсь давать минимальные тиражи — ну два, ну три экземпляра. Это повысит не стоимость, нет, но ценность работ. И это создаёт мне перспективу жизни, есть для чего жить — для работы. А если происходит затоваривание, психологически очень трудно работать.

На Западе же я понял, что свободу творчества дают деньги, это кровь творчества; нужно вкладывать очень много денег, чтобы создавать скульптуры».

Наряду с крупными работами Неизвестный создаёт произведения, относящиеся к мелкой пластике, а также многочисленные графические циклы. Важной составляющей творчества художника всегда была и книжная графика. Ещё в конце шестидесятых годов он создал цикл иллюстраций к роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Они увидели свет в серии «Литературные памятники».

Последнее десятилетие Неизвестный занимался оформлением самого популярного произведения в мире — Библии. В его иллюстрациях к «Экклезиасту» выражен сложный и противоречивый мир современного человека. Здесь нашли отражение традиции Босха и Гойи, гротескно видевших окружающую действительность и не находивших в ней светлых начал.

Мелкая пластика невольно привела Неизвестного к совершенно новому направлению в его творчестве: он стал заниматься созданием ювелирных изделий. Отработанная в мелкой пластике особая утончённость движений помогла скульптору творить необычайно изящные произведения, причём он тяготеет не к украшениям, а к предметам интерьера. Тем самым он как бы продолжает основную линию творчества, направленную на познание человека и самого себя.

В 1995 году Неизвестный стал лауреатом Государственной премии России, был восстановлен в Союзе художников, получил российское гражданство. В девяностые годы скульптор не раз приезжал на историческую родину по делам. В 1995 году он открыл в Магадане памятник жертвам сталинских репрессий — семнадцатиметровую железобетонную «Маску скорби». Большую часть расходов Неизвестный взял на себя, отдав на сооружение памятника 800 тысяч долларов из своих гонораров.

В художественной галерее «Дом Нащокина» состоялась первая персональная экспозиция скульптуры, живописи и рисунка Неизвестного, проводимая в России после его эмиграции. На ней были отражены основные этапы творческого пути художника с 1966 по 1993 год.

Однако вернуться в Россию навсегда мастер не может. Его творчество связано с огромной материальной базой. Это машины, литьё, студия, заводы. Начинать всё снова после семидесяти — это невозможно даже ему, обладающему каким-то секретом творческого долголетия.

И всё же, чем вызвана в столь солидном возрасте такая неуёмная жажда творчества? «Абсолютным безумием и работоспособностью», — отвечает маэстро.

И ещё… «Великих художников-атеистов не было. Дело в том, что нужно обладать некоторой скромностью. Не нужно себя считать исключительным, оторванным от полёта уток, от изменения звёзд, от приливов и отливов.

Единственное существо, которое вдруг возомнило, — это человек. Это не значит, что ты назначен Богом! Это глупости, Бог никого не назначает. Он принимает».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Азизян И. Поиски истин. 1990.

Акимова Л. И., Дмитриева Н. А. Античное искусство. М., 1988.

Александрова Л. Б. Василий Иванович Демут-Малиновский. СПб., 1980.

Алёшина Л. С. Антун Августинчич. М., 1988.

Алёшина Л.С, Яворская Н. В. Искусство Югославии. М., 1966.

Алпатов М. В., Ростовцев Н. Н., сост. Искусство. Т. 1–2. М., 1987–1988.

Андреева М. В., Дмитриева О. Б. Художники и скульпторы Италии XVI–XVIII веков. СПб., 1963.

Андросов С. О. Андреа Верроккьо. СПб., 1984.

Андросов С. О. Донателло. М., 1986.

Аникин В. В. Памятник гренадерам, павшим под Плевной. М., 1986.

Аране Н. М., Мытарева К. В., Персианова О. М., Шапиро Ю. Г. 50 кратких биографий мастеров западноевропейского искусства. СПб., 1968.

Арган Д. К. История итальянского искусства. Т. 1–2. М., 1990.

Арнасон Г. Г. Скульптура Гудона. М., 1982.

Архипов Н. И., Раскин А. Г. Бартоломео Карло Растрелли. СПб.—М.,1964.

Асварищ Б. И. Вильгельм Лембрук. М., 1987.

Бакушинский А. В. Скульптор Николай Андреевич Андреев. М., 1939.

Баранова М. Н. Степан Дмитриевич Эрьзя. Саранск, 1987.

Безрукова М. И. Вяйнё Аалтонен. М., 1981.

Безрукова М. И. Густав Вигеланн. Юный художник. 1993.

Белов Г. Д. Геракл в борьбе со львом. СПб., 1960.

Бетхер-Остренко И. Ю., Лисаевич И. И. Скульптура Ленинграда. М. — СПб., 1965.

Борисова З. Г. Лувр. Париж. Скульптура. М., 1984.

Борисовская Н. А., авт. — сост. Сто памятных дат. 1986. М., 1985.

Борисовская Н. А., авт. — сост. Сто памятных дат. 1987. М., 1986.

Борисовская Н. А., авт. — сост. Сто памятных дат. 1989. М., 1988.

Борисовская Н. А., авт. — сост. Сто памятных дат. 1990 М., 1989.

Борисовская Н. А., авт. — сост. Сто памятных дат. 1991. М., 1990.

Бритова Н. Пракситель. М., 1958.

Бродский Б. И. Романтические ведуты. М., 1966.

Бродский Б. И., Варшавский А. С. Века, скульпторы, памятники. М., 1962.

Бугуева Ю. В., Маркин Ю. П. Вильгельм Лембрук. М., 1989.

Быков В. Е., Каптерева Т. П. Искусство Франции 17 века. М., 1969.

Бычков Ю. А., Крауц Т. И. С веком наравне. Т. 5. М., 1986.

Вагнер Л. А. …Вхожу, ваятель, в твою мастерскую. М., 1976.

Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Т. 1, М., 1956.

Валериус С. С. Скульптура нового мира. М., 1970.

Варшавский А. С. Пелика с ласточкой. М., 1971.

Волынский Л. Н. Семь дней. М., 1960.

Воронихина Л. Н. Лондон. СПб., 1969.

Воронихина Л. Н., Зернов Б. А., Лившиц Н. А. Искусство XVIII века. М., 1966.

Воронов Н. В. Люди, события, памятники. М., 1984.

Воронов Н. В. Эрнст Неизвестный. М., 1991.

Гомбрих Э. История искусства. М., 1998.

Горяинов В. В. Падуя. Виченца. Верона. М., 1978.

Гофман И. Д. Иван Петрович Мартос. СПб., 1970.

Губер А. Микеланджело. М., 1953.

Губер А. А., Гращенков В. Н., ред. Мастера искусств об искусстве. Т. 2, М.,1966.

Губер А. А., Гращенков В. Н., Маца И. Л., Фёдорова-Давыдова А. А., ред. Мастера искусств об искусстве. Т. 3–5, М., 1967–1969.

Губова А. П. Скопас. М., 1959.

Дидро Д. Салоны. М., 1989.

Долгополов И. В. Мастера и шедевры. Т. 1. М., 1986.

Дюрант В. Жизнь Греции. М.,1997.

Евдокимова В. Статуя «Мир» Антонио Кановы. Юный художник. 1986.

Ермонская В. В. Основы понимания скульптуры. М., 1964.

Зарецкая З. В. Фальконе. СПб., 1970.

Каганович А. Иван Петрович Мартос. М., 1960.

Калитина Н. Н. Встречи с искусством Франции. СПб.—М., 1963.

Калитина Н. Н. Музеи Парижа. М., 1986.

Калитина Н. Н. Французский портрет XIX века. СПб., 1986.

Калмыков В., Саравьянов А. Д., сост. Сто памятных дат. 1975. М., 1974.

Калмыков В., Саравьянов А. Д., сост. Сто памятных дат. 1976. М., 1975.

Каменский А. А. Анна Голубкина. Личность. Эпоха. Скульптура. М., 1990.

Каменский А. А. Конёнков. М., 1962.

Кантор А. М., общ. ред. Малая история искусств. М., 1977.

Каптерева Т. П. Искусство Испании. М., 1989.

Кашуро М. Пьер Пюже. Мастер Милона Кротонского. Юный художник. 1989–10.

Кашуро М. Паоло Трубецкой. Юный художник. 1991–2.

Клодт Г. А. Лепил и отливал Клодт. М., 1989.

Ковжун П. Александр Архипенко. Творчество. 1989–10.

Кожина Е. Ф. Искусство Франции XVIII века. СПб., 1971.

Колпинский Ю. Д., ред. Борьба за прогрессивное реалистическое искусство в зарубежных странах. М., 1975.

Комаровский Г. Е. Пять тысяч будд Энку. М., 1968.

Конёнков С. Т. Встречи. Воспоминания. Воспоминания современников о скульпторе. М., 1980.

Костеневич А. Г. Французское искусство XIX — начало XX века в Эрмитаже. СПб., 1984.

Костюшина З., сост. Навечно в памяти народной. М., 1975.

Кравченко К. С. Карл Миллес. М., 1965.

Кузнецова Э. В. М. М. Антокольский. СПб., 1986.

Кузьмина М. Т., сост. Юному художнику. М., 1962.

Кушнеровская Г. С., сост. Титан, М.,1977.

Латт Л. Я. Маццуола. СПб., 1964.

Лазарева О. П. Русский скульптор Федот Шубин. М., 1965.

Левина И. М. Искусство Испании XVI–XVII веков. М., 1965.

Леняшина Н. М. Джакомо Манцу. СПб., 1985.

Леонов А. И., ред. Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников XVIII века. М., 1952.

Либман М. Я. Якопо делла Кверча. М., 1960.

Либман М. Я. Очерки немецкого искусства позднего Средневековья и эпохи Возрождения. М., 1991.

Лукьянов С. И. Жизнь А. С. Голубкиной. М., 1965.

Майер Г. Р., сост. Государственные музеи Берлина. ГДР. М., 1983.

Малинковская О. Бертель Торвальдсен. Юный художник. 1993–10.

Маркин Ю. П. Эрнст Барлах. М., 1976.

Матвеева А. Б. Роден. М., 1962.

Мелентьева Е. А. Донателло. Повесть о мастере из Флоренции. СПб., 1978.

Минкина Т. Карл Миллес. Юный художник. 1984–8.

Мурина Е. Б., сост. Панорама искусств 4. М., 1981.

Мурина Е. Б. Александр Матвеев. М., 1979.

Нардини Б. Встречи с Микеланджело. М., 1986.

Никитюк О. Д. Кордова. Гранада. Севилья. М., 1972.

Никитюк О. Д. Константин Менье. М., 1984.

Овчинникова М., Фадеева Л. Марк Матвеевич Антокольский. М., 1959.

Островский М. А., сост. Сто памятных дат. 1969. М., 1968.

Островский М. А., сост. Сто памятных дат. 1971. М., 1970.

Островский М. А., сост. Сто памятных дат. 1973. М., 1972.

Оти Д. Генри Мур. Творчество. 1989–5.

Петинова Е. Ф. Федос Щедрин. СПб., 1977.

Петрусевич Н. Б. Статуя Вольтера. Работы Гудона. СПб., 1964.

Петров В. Н. П. К. Клодт. СПб., 1985.

Петров В. Н. Козловский. СПб., 1983.

Петрочук О. Якопо делла Кверча. Творчество. 1988–8.

Полякова Н. И. Фриц Кремер. М., 1972.

Раскин А. Г. Триумфальные арки Ленинграда. СПб., 1977.

Роден О. Мысли об искусстве. М., 2000.

Розенвассер В. Б. Сергей Тимофеевич Конёнков. М., 1973.

Романенко Е. В., сост. Скульптура в городе. М., 1990.

Ромм А. Г. Огюст Роден. СПб., 1946.

Ромм А. Г. Федос Фёдорович Щедрин. М. — СПб., 1948.

Ротенберг Е. И. Микеланджело Буонарроти. М., 1977.

Саравьянов А. Д., сост. Сто памятных дат. 1979. М., 1978.

Саравьянов А. Д., сост. Сто памятных дат. 1980. М., 1979.

Саравьянов А. Д., сост. Сто памятных дат. 1984. М., 1983.

Саравьянов А. Д., сост. Сто памятных дат. 1985. М., 1985.

Сененко М. С. Вена. М., 1970.

Светлов И. Е. Современная румынская скульптура. М., 1974.

Синицын Ю. Юный художник. 1990–5.

Соколов Г. Мирон. Поликлет. М., 1961.

Соколов Г. И. Искусство Древней Греции. М., 1980.

Суслов И. М. А. М. Опекушин. Жизнь и творчество. Ярославль. 1968.

Стародубова В. В. Эмиль-Антуан Бурдель. М., 1970.

Стародубова В. В. Фриц Кремер. М., 1986.

Степанов Г. П., Щедрина Г. К. Дрезден. СПб., 1976.

Суздалев П. К. Вера Игнатьевна Мухина. М., 1981.

Терновец Б. Н. Э. Бурдель. М., 1935.

Трифонова Л. П. Николай Андреевич Андреев. СПб., 1987.

Тупицын И. К. Иван Мештрович. М., 1967.

Уразова Л. Н. Ксаверий Дуниковский. М., 1986.

Федоренко П. Т. Краски времени. М., 1972.

Фрер А. Беседы с Майолем. СПб., 1982.

Хайт В. Л. Искусство Бразилии. История и современность. М., 1989.

Чегодаев А. Д. Искусство США, М., 1960.

Челлини Дж. Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентийца, написанная им самим во Флоренции. М., 1958.

Чубова А. П. Скопас. М., 1959.

Чубова А. П. Фидий. М. — СПб., 1960.

Шапошникова Л. Федот Шубин. Художник. 1990–9.

Шахмагонов Ф. Ф. Евгений Вучетич. М., 1970.

Шкирич И. А., ред. Модернизм. Анализ и критика основных направлений. М., 1987.

Шмидт И. А. Беседы о скульптуре. М., 1963.

Шмидт И. М. Николай Степанович Пименов. М., 1953.

Шмидт И. М. Степан Степанович Пименов. М., 1951.

Штахельхпус Х. О Йозефе Бойсе. Творчество. 1988–10.

Яковлева Н. А. Федот Иванович Шубин. СПб., 1984.

Борьба за реалистическое искусство в зарубежных странах. М., 1975.

Выставка произведений Джакомо Манцу. М., 1966.

Всеобщая теория искусств. М., 1963.

Из бронзы и мрамора. СПб., 1965.

Имя твоё бессмертно. М., 1975.

Искусство 17 века. М., 1988.

История русского искусства. Т. I–II, М., 1960.

Лоренцо Бернини. Воспоминания современников. М., 1965.

Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. СПб., 1983.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.109 с.