В результате каких нарушений Правил дорожного движения случаются аварии — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

В результате каких нарушений Правил дорожного движения случаются аварии

2021-05-27 22
В результате каких нарушений Правил дорожного движения случаются аварии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Ранее мы уже говорили о том, что одной из наиболее распространенных причин возникновения дорожно‑транспортных происшествий является нарушение водителями Правил дорожного движения. Постараемся проанализировать, какие именно нарушения чаще всего становятся причинами дорожных аварий.

Около 38 % всех дорожно‑транспортных происшествий происходит по причине нарушения водителями транспортных средств правил обгона или встречного разъезда. Например, не все водители соблюдают требования пункта 1.1 Правил дорожного движения, текст которого приведен ниже.

Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что:

полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и этим маневром он не создаст помех встречным и движущимся по этой полосе транспортным средствам;

следующее позади по той же полосе транспортное средство не начало обгон, а транспортное средство, движущееся впереди, не подало сигнал об обгоне, повороте (перестроении) налево;

по завершении обгона он сможет, не создавая помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

Часто водители приступают к выполнению обгона, даже не удосужившись посмотреть в зеркало заднего вида, не говоря о том, чтобы оглянуться. Это становится причиной попутных столкновений. Однако к гораздо более серьезным последствиям приводят лобовые столкновения, происходящие из‑за того, что водитель пошел на непродуманный и авантюрный обгон и не убедился в том, хватит ли ему на полосе встречного движения места для завершения маневра.

Примерно пятая часть дорожно‑транспортных происшествий случается по причине нарушения скоростного режима, а именно превышения максимально разрешенной скорости (рис. 7.14). Водители не справляются с управлением при движении на высокой скорости, и автомобиль выносит в кювет, на полосу встречного движения, пешеходный переход, придорожный столб, тротуар с пешеходами и т. д. Особенно опасно превышение скорости при движении по скользкой дороге либо в условиях недостаточной видимости.

 

Рис. 7.14. В населенном пункте можно ехать не быстрее 60 километров в час

 

Около 12 % всех дорожно‑транспортных происшествий случается по вине водителей, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического либо токсикологического опьянения. В подобных случаях, как правило, присутствуют как минимум два нарушения Правил дорожного движения: управление автомобилем в состоянии опьянения, а также либо превышение скорости, либо засыпание за рулем, либо нарушение правил обгона, то есть то, что явилось следствием состояния опьянения и стало непосредственной причиной дорожно‑транспортного происшествия.

Нарушение правил маневрирования является причиной 8 % всех дорожных аварий. Значительная часть таких ДТП случается при смене полосы движения (то есть при перестроении). В данном случае сталкиваются транспортные средства попутных направлений, поэтому к серьезным травмам или человеческим жертвам они приводят редко. Многие водители забывают о существовании «мертвой зоны» и в момент перестроения сталкиваются с находящимся в ней транспортным средством (напомним, что не стоит полностью доверять зеркалам заднего вида, поэтому не ленитесь оглянуться и посмотреть, что происходит в непосредственной близости от машины). Часто случаются аварии из‑за того, что кто‑либо из водителей совершает разворот не из крайней левой полосы (рис. 7.15).

 

Рис. 7.15. Такой разворот чреват попутным столкновением

 

Около 6 % всех дорожно‑транспортных происшествий является результатом нарушения правил проезда перекрестков (имеются в виду как регулируемые, так и нерегулируемые перекрестки). Часто водители забывают уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по главной дороге, либо пытаются ехать в запрещенном направлении (например, по полосе предписано ехать прямо, а водитель пытается повернуть налево). Немало аварий на перекрестках случается из‑за нарушения правил выполнения левого поворота (водитель, поворачивающий налево, не пропускает транспортные средства, движущиеся в противоположном направлении).

Из‑за нарушения правил проезда железнодорожных переездов происходит около 5 % аварий. Как мы уже отмечали выше, столкновение автомобиля с железнодорожным составом является одним из самых серьезных дорожно‑транспортных происшествий, редко обходящихся без гибели людей. По вопиющей беспечности водители игнорируют запрещающий сигнал светофора на переездах, не оборудованных шлагбаумом. Некоторые нетерпеливые водители умудряются объехать шлагбаум и пытаются проскочить перед самым поездом. Подобные попытки часто заканчиваются трагически. Следует также отметить, что нередки случаи, когда автомобиль глохнет прямо на рельсах, и, если в это время поблизости находится поезд, водитель и пассажиры не успевают вовремя выйти из машины.

Около 4 % ДТП случается по причине нарушения правил перевозки пассажиров. Чаще всего водители пренебрегают пунктом 22.8 Правил дорожного движения, текст которого приведен ниже.

Запрещается перевозить людей:

вне кабины автомобиля (кроме случаев перевозки людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или в кузове‑фургоне), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе‑даче, в кузове грузового мотоцикла и вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения;

сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства.

Например, нередки случаи выпадения людей из не оборудованного должным образом кузова грузового автомобиля. Иногда в салон легковушки набивается столько людей, что водитель совершенно не имеет обзора ни сзади автомобиля, ни с его правой стороны. Не говоря о том, что многие наши соотечественники очень не любят пользоваться ремнями безопасности.

Несоблюдение дистанции между движущимися транспортными средствами приводит к возникновению 3 % дорожно‑транспортных происшествий. Здесь имеет место нарушение пункта 9.10 Правил дорожного движения, который гласит: «Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения».

Например, водитель собирается пойти на обгон, убеждается в том, что сзади и по сторонам нет помех и можно приступать к выполнению маневра, набирает скорость, приготовившись перестроиться на соседнюю полосу движения. Но перед самым его перестроением автомобиль, который едет спереди, резко начинает тормозить (вероятнее всего, по причине внезапного появления препятствия), водитель перестраивающегося автомобиля не успевает должным образом на это отреагировать, в результате чего происходит столкновение. Вкратце суть допущенной ошибки можно сформулировать так: водитель, собираясь пойти на обгон, оценил дорожную обстановку сзади и по сторонам, но совершенно перестал контролировать ситуацию впереди. Причем в данном случае ему нужно было обращать внимание не только на поведение автомобиля, движущегося впереди, но и стараться увидеть то, что происходит на проезжей части перед ним.

Иногда водители просто забывают о необходимости соблюдать дистанцию, что также приводит к столкновениям. Особое значение соблюдение безопасной дистанции приобретает при движении по скользкой дороге и в условиях недостаточной видимости.

Из‑за неподчинения сигналам светофора случается около 2 % дорожно‑транспортных происшествий. Здесь можно говорить как о простой невнимательности (водитель не заметил сигнала светофора), так и о преднамеренном нарушении Правил дорожного движения. Например, нередки случаи, когда водитель пытается проехать на запрещающий сигнал светофора и на перекрестке сталкивается с автомобилем, движущимся на зеленый свет.

Однако игнорировать требования светофора могут не только водители, но и пешеходы. Более того, последние делают это намного чаще и бесцеремоннее, причем последствия такого нарушения ПДД для пешеходов являются более тяжелыми, чем для водителей!

Переутомление водителей и засыпание за рулем является причиной около 2 % дорожных аварий. (О том, почему нельзя управлять транспортным средством в состоянии утомления или переутомления и какими опасными последствиями это чревато, мы говорили выше, в разделе «Чем опасно переутомление».)

 

«Меньшее зло», или Нарушаем ради безопасности

 

Правила дорожного движения нарушать нельзя – это первое, чему учат в автошколе. Однако почти никогда учащимся не рассказывают о том, что иногда во избежание более серьезных последствий бывает целесообразнее нарушить то или иное требование Правил. Иначе говоря, из двух зол – нарушение Правил дорожного движения без последствий или попадание в дорожно‑транспортное происшествие – меньшим будет являться как раз первое. Об этом мы и поговорим далее.

Представьте такую ситуацию: вы стоите на перекрестке в крайнем правом ряду на красном сигнале светофора. Посмотрев в зеркало заднего вида, вы замечаете, что сзади быстро приближается автомобиль, который вовремя остановиться явно не успевает. Следовательно, вот‑вот произойдет столкновение. Несмотря на то что виновным в совершении данной аварии однозначно будет признан водитель автомобиля, не успевшего затормозить, никому не хочется иметь лишние и совершенно ненужные проблемы, в частности, заниматься «разборками» со страховой компанией, ремонтом машины и т. д.

Поэтому в подобной ситуации будет целесообразнее нарушить Правила дорожного движения, проехав на запрещающий сигнал светофора. Разумеется, перед началом движения необходимо убедиться в том, что вы никому не помешаете (иначе в совершении дорожно‑транспортного происшествия виновным будете вы), и ехать не прямо через перекресток, а осторожно повернуть направо. Иногда бывает достаточно не поворачивать полностью, а лишь немного проехать за светофор и остановиться у закругления бордюра. Часто этого хватает, чтобы освободить дорогу едущему сзади автомобилю (который, кстати, вылетит на полной скорости на перекресток на красный свет).

Часто нарушение Правил дорожного движения является единственно возможным способом предотвратить наезд на пешехода. Поэтому водителям приходится ударяться колесами о бордюрный камень, выезжать на полосу встречного движения через сплошную осевую линию (разумеется, при отсутствии транспортных средств, движущихся во встречном направлении), иногда даже направлять свой автомобиль в столб, дерево, придорожный рекламный щит.

Иногда, чтобы объехать на безопасном расстоянии велосипедиста, движущегося слишком далеко от края проезжей части или по слишком замысловатой траектории, приходится пересекать сплошную осевую линию (напомним, что это запрещено Правилами дорожного движения).

Как известно, Правила дорожного движения запрещают совершать обгон транспортных средств справа – об этом прямо говорится в пункте 11.2 Правил. Однако представьте такую ситуацию: вы движетесь за большим грузовиком, который перевозит в кузове явно плохо закрепленный груз. (О том, какими неприятными последствиями чревата такая ситуация, мы говорили выше, в разделе «Падение перевозимых грузов на проезжую часть».) Но обогнать этот грузовик нет никакой возможности: по полосе встречного движения сплошным потоком идут встречные транспортные средства. Поэтому в данной ситуации вам ничего не остается, как в целях собственной безопасности (чтобы избежать возможного падения груза прямо перед автомобилем) совершить обгон либо по расположенной справа полосе движения, либо по обочине. Перед выездом на обочину не забудьте убедиться, что движение по ней будет безопасным (она не вязкая, не скользкая, ее ширины достаточно для движения вашего автомобиля и т. п.).

Еще один пример. Предположим, что навстречу вам по вашей же полосе движения на высокой скорости движется другой автомобиль, явно потерявший управление (возможно, у него отказало рулевое управление, водителю стало плохо либо он просто переутомился и уснул за рулем). Поскольку лобовое столкновение на высокой скорости является чрезвычайно опасным и редко обходится без тяжелейших (а иногда – и трагических) последствий, необходимо избежать его любой ценой.

В подобной ситуации хороши все способы ухода от столкновения, которые не спровоцируют другое дорожно‑транспортное происшествие, либо, в крайнем случае, оно будет не таким опасным. Если свободна полоса встречного движения, объезжайте двигающийся навстречу автомобиль по ней, если есть поворот, съезжайте в него, пусть даже через сплошную осевую линию либо под запрещающий знак. В последнем случае можно остановиться сразу после поворота, особенно если висит знак 3.1 «Въезд запрещен» (знак может запрещать въезд потому, что на данной дороге действует одностороннее движение в противоположном вам направлении). Кроме того, можно свернуть на обочину (даже если это запрещено Правилами дорожного движения) или на тротуар (разумеется, при отсутствии на нем пешеходов).

 

 

ГЛАВА 8


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.