Глубина чувств в сонетах Шекспира — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Глубина чувств в сонетах Шекспира

2021-05-27 35
Глубина чувств в сонетах Шекспира 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Творчество Вильяма Шекспира составляет целую эпоху в развитии всей мировой литерату­ры. Переосмыслив и углубив все то, что воспри­нял от своих предшественников, поэт и драматург нашел для современных ему чувств, мыслей и проблем настолько глубокое выражение, что его произведения пережили автора и до сих пор не утратили своей художественной и идейной жиз­ненной ценности. Наследие великого писателя очень велико. Помимо известных трагедий, он создал нема­ло пьес, комедий, хроник, поэм. Но отдельно хо­телось бы остановиться на сборнике сонетов, включающем 154 произведения. Вобравшие в себя некоторые веяния Петрарки и Овидия, со­неты Шекспира представляют собой совершенно уникальное, неповторимое по силе и глубине пе­редаваемых чувств, по страстности переживаний и раздумий автора творение. В этих произведе­ниях обнаруживаются глубокий ум, душевная чуткость и проницательность, замечательное ис­кусство и благородство чувств, присущие само­му автору. Ты не найдешь в ней совершенных линий, Особенного света на челе. Не знаю я, как шествуют богини, Но милая ступает по земле. Да, автор влюблен в земную женщину, а не плод своего воображения. Она не отличается не­бесной красотой, но для влюбленного поэта она прекрасна. Следует сказать, что Шекспиру чуж­ды были слепое восхваление и преклонение, не замечающее пороков и недостатков: Не соревнуюсь я с творцами од, Которые раскрашенным богиням В подарок преподносят небосвод Со всей землей и океаном синим. Восхищаясь своей возлюбленной, автор в то же время проклинает ее за черствость, за непо­стоянство, за то, что она сделала его своим рабом. Но, видя и сознавая недостатки красавицы, поэт все-таки не может покинуть ее и сам называет свою губительную страсть «уродливым недугом». И все же любовь — самое сильное и глубокое чув­ство. Для Шекспира не существует на свете ничего, что могло бы заменить ему эту страсть. Все прехо­дяще, уверен поэт, и только любовь — вечна: Но нет угрозы титулам моим Пожизненным: любил, люблю, любим. Коварная девушка смогла пленить и полнос­тью подчинить своей власти не только самого по­эта, но и его лучшего друга. И тут перед нами рас­крывается все благородство души двух друзей, которые, любя одну женщину, все же остаются друзьями, поддерживают друг друга, дают сове­ты. В душе лирического героя идет долгая и на­пряженная борьба, но оканчивается эта борьба все-таки победой дружбы. Друг автора — несчастный актер. Несчаст­ный — потому что в обществе к этому ремеслу от­носятся с пренебрежением. И, сознавая это, автор грустит и негодует одновременно. Он не может по­нять и принять существующее в мире равноду­шие и фальшь, не в силах смотреть на: Достоинство, что просит подаянье, Над простотой глумящуюся ложь, Ничтожество в роскошном одеянье, И совершенству ложный приговор, И девственность, поруганную грубо, И неуместной почести позор, И мощь в плену у немощи беззубой, И прямоту, что глупостью слывет, И глупость в маске мудреца, пророка, И вдохновения зажатый рот, И праведность на службе у порока… Таким образом, чувства Шекспира не ограни­чиваются только страданиями любви и восхвале­нием дружбы. Он размышляет и о разрушитель­ных силах своего времени, обрекающих на бес­смысленную гибель и любовь, и дружбу, и талант, и самые светлые и возвышенные душевные по­рывы. Видя жестокость и несовершенство окружаю­щего мира, в котором все прекрасное обречено на гибель, лирический герой Шекспира в отчаянии призывает смерть. И только невозможность ос­тавить «милого друга» удерживает его на этом свете. Друг снова возвращает его к жизни, заставля­ет поверить в то, что его душевные порывы не напрасны, вселяет веру в светлое будущее. Он выступает неким связующим звеном между от­чаянием и надеждой. «Все мерзостно, что вижу я вокруг», — пишет автор. Но эта «мерзость», по глубокому убеждению поэта, не сможет одержать победу до тех пор, пока в мире существует насто­ящая дружба, пока сердца людей способны лю­бить и согревать этой любовью мир вокруг себя. Таким образом, автор снова возвращается к теме любви и дружбы, единственным чувствам, которые способны спасти человека, помочь пере­нести любые удары судьбы, которые возвышают и облагораживают душу, вдохновляют его на творчество. Так же, как и самые высокие и чис­тые человеческие чувства, оно — бессмертно. Творчество несет нескончаемую эстафету добра и любви, благородной дружбы, светлой веры в бу­дущее. Многие мотивы лирики Шекспира нашли от­ражение в его последующих произведениях — пьесах, драмах и комедиях. Творчество велико­го поэта оказало также огромное влияние на раз­витие мировой литературы. Его традиции были продолжены не только современниками, не толь­ко соотечественниками драматурга, но и поэта­ми других стран, представителями новых поко­лений. Среди русских авторов наибольшее влия­ние английского поэта ощущается в творчестве А. С. Пушкина, который сам неоднократно с большой симпатией и почтением отзывался о сво­ем предшественнике. Сонеты Шекспира стали по- настоящему вершиной поэтического творчества. Их эстетическая ценность подтверждена веками, неугасающей любовью читателей, в чьих душах они снова и снова вызывают самые сильные, свет­лые, возвышенные чувства. Сборник сонетов ве­ликого поэта — это прекрасная книга, энцикло­педия человеческой души, которая учит нас по- настоящему любить, ценить дружбу, никогда не оставаться равнодушными к проявлениям зла и несправедливости.

 

 

 

 

"ГАМЛЕТ"

В трагедии «Гамлет» (1601) Вильям Шекспир, переработав сюжет средневековой легенды и старой английской пьесы о принце Гамлете, отобразил трагедию гуманизма в современном мире. Гамлет, принц датский, - прекрасный образ гуманиста, который столкнулся с реальным миром, где властвует обман. Коварное убийство отца Гамлета раскрывает перед сыном то зло, которое властвует у государства Месть за убийство отца для Гамлета превращается в сыновью обязанность, кровную месть. Гамлет не может смириться с существующей несправедливостью. Жажда мести становится для него не просто личным делом, а перерастает в большую историческую задачу - восстановление справедливости в стране. Тем не менее, в этой борьбе Гамлет ставит в укор себе за медленность и бездеятельность. Иногда высказывается мысль о том, что Гамлет - не волевой человек, а мыслитель и наблюдатель, который не способен на решительные действия. Но это не так. В образе главного героя показана и сила чувств, которой отличались люди эпохи Возрождения. Он тяжело переживает гибель отца и предательское замужество матери. Гамлет любит Офелию, но не находит рядом с ней счастье. Его жестокость и обидные слова свидетельствуют о силе любви к Офелии и разочарование.

Гамлет отличается благородством, он мыслит и действует, исходя из высоких гуманистических представлений о человеке. Именно такими высокими моральными требованиями к человеку объясняется его состояние, которое является результатом столкновенья с окружающим миром вранья, зла, измены и кощунства. Гамлет способный на крепкую и верную дружбу. В своих убеждениях он стоит в стороне от феодальных представлений. Людей он ценит за личные качества, а не за статус в обществе. Единым его близким другом является студент Горацио. Гамлету присуще пренебрежительное отношение к царедворцам, тем не менее он находит много общего с людьми искусства - актерами. Его любит народ, о чем с тревогой говорит король.

Гамлет - человек философской мысли. В отдельных фактах он умеет видеть выражение общих явлений. Но от активных действий его удерживает не способность к раздумьям, а те нерадостные выводы, к которым он приходит в результате раздумий над тем, что происходит вокруг. Все, что происходит при дворе, приводит Гамлета к обобщенным выводам о том, кто он, которое он занимает место в мире и что он может изменить. Если в мире есть возможным нераскрытое и непоправимое преступление, если в нем гибнут настоящие ощущения, в частности честность, верность, любовь, дружба, справедливость, то мир перевернулся. Мир воображается Гамлету или огородом, который зарос сорняком, или тюрьмой с жестким режимом и контролем. Гамлет называет мир «буйным садом», плодами которого является зло и коварность. Он заявляет своим товарищам, что Дания - тюрьма и весь мир - тюрьма. А в известном монологе «Быть или не быть» Гамлет относит под сомнение ценность жизни. Пересчитывая всяческие несчастья человека, он изображает обычаи общества. Действительность он воспринимает, как невыносимо трудную ношу для человека, но ему приходится терпеть гнет вседозволенности.

Гамлет поражен не только преступлением Клавдия, но и всей системой чужих ему принципов жизни и моральных норм. Гамлет сознает, что не может ограничиться одной только местью, так как месть за предательское убийство Клавдия не изменит мира, не возвратит мировые действительные ценности. Гамлет не возражает мести, но вместе с тем сознает, что его цель намного шире - он стремится противодействовать злу во всем мире.

Грандиозность задачи и невозможность его воплощения объясняет всю сложность внутреннего мира Гамлета и определяет его действия. В жизни «нечестной игры», в которой возможен обман и подлость, он не может найти себе место и не может найти методы борьбы с несправедливостью. Масштабы зла угнетают Гамлета, вызывают в нем разочарование, осознание собственного бессилия. Человек и мир воспринимаются Гамлетом совсем по-иному, не так, как раньше.

Таким образом, Гамлет сталкивается не со случайным злом, не с единичным врагом, а с целым вражеским обществом. И именно потому, что ему приоткрываются законы этого общества, он ощущает недостаточность собственных сил в борьбе со злом.

Сюжет трагедии «Гамлет», навеян социальным устройством Англии того времени, но значение этой трагедии выходит за рамки определенной страны и определенной исторической эпохи. Изображенная в трагедии картина угнетения и тиранства, процветание подлости и лживости, к сожалению, есть характерной для всех времен. Поэтому трагедия большого драматурга не теряет своей актуальности к нашим дням. А образ Гамлета является вечным образом благородного и одинокого борца со злом.

 

 

Трагедия «Гамлет». Трагедия «Гамлет», написанная в 1601 году,- одно из самых гениальных созданий Шекспира. В ней под аллегорическим образом «подгнившей» средневековой Дании подразумевалась Англия XVI века, когда буржуазные отношения, идущие на смену феодальным, разрушали старые понятия чести, справедливости, долга. Гуманисты, которые выступали против феодального угнетения личности и верили в возможность ре освобождения от любого гнета, убеждались теперь, что и буржуазный уклад не несет желаемого освобождения, заражает людей новыми пороками, порождает корысть, лицемерие, ложь. С поразительной глубиной раскрывает драматург состояние людей, переживающих ломку старых и становление новых, но далеко не идеальных форм жизни, показывает, как воспринимают они крушение надежд.

Сюжет «Гамлета» записан в конце XII в. Саксопом Грамматиком в его «Истории Дании». Эта древняя ютландская легенда неоднократно подвергалась литературной обработке авторами разных стран. За полтора десятилетия до Шекспира к ней обратился его талантливый современник Томас Кпд, но его трагедия не сохранилась. Шекспир наполнил знакомый зрителям сюжет острым злободневным смыслом, и «трагедия мести» обрела под его пером острое социальное звучание.

В трагедии Шекспира речь идет о власти и тирании, величии и низости человека, о долге и чести, о верности и мести, затрагиваются вопросы морали и искусства. Принц Гамлет благороден, умен, честен, правдив. Он предавался наукам, ценил искусство, любил театр, увлекался фехтованием. Беседа с актерами свидетельствует о его хорошем вкусе и поэтическом даре. Особым свойством ума Гамлета была способность анализировать жизненные явления и делать философские обобщения и выводы. Всеми этими качествами, по мнению принца, обладал его отец, который «человек был в полном смысле слова». И нем он видел ту совершенную гармонию духа, «где каждый бог вдавил свою печать, чтоб дать вселенной образ человека». Справедливость, разум, верность долгу, забота о подданных - вот черты того, кто «истый был король». Таким готовился стать и Гамлет.

Но в жизни Гамлета происходят события, раскрывшие ему глаза на то, как далек от совершенства окружающий его мир. Как много в нем кажущегося, а не истинного благополучия. Это и составляет содержание трагедии.

Внезапно в расцвете сил скончался его отец. Гамлет спешит в Эльсинор, чтобы утешить в горе королеву-мать. Однако не прошло и двух месяцев, а мать, в которой он видел образец женской чистоты, любви, супружеской верности, «и башмаков не износив, в которых шла за гробом», становится женою нового монарха - Клавдия, брата умершего короля. Траур забыт. Новый король пирует, и залпы возвещают, что он осушил очередную чашу. Все это не дает покоя Гамлету. Он скорбит об отце. Ему стыдно за дядю и мать: «Тупой разгул на запад и восток позорит нас среди других пародов». Тревога, беспокойство ощущается уже в первых сценах трагедии. «Подгнило что-то в Датском государстве».

Явившийся призрак отца поверяет Гамлету тайну, о которой тот смутно догадывался: отца убил завистливый и коварный Клавдий, влив в ухо спящего брата смертельный яд. Он отнял у него и трон, и королеву. Призрак взывает к мести. Зависть, подлость, ложь и грязь в родных ему людях потрясли Гамлета, повергли в тяжелое душевное уныние, которое окружающие воспринимают как безумие. Когда принц понял это, он воспользовался своим мнимым безумием как средством усыпить подозрительность Клавдия и разобраться в происходящем. В сложившихся обстоятельствах принц очень одинок. Гильденстерн и Розенкранц оказались шпионами, приставленными королем, и проницательный юноша это очень скоро разгадал.

Постигнув истинное положение вещей, Гамлет приходит к выводу: чтобы исправить порочный век, мало борьбы с одним злодеем Клавдием. Слова призрака, звавшего к мести, ок воспринимает теперь, как призыв покарать зло вообще. «Мир расшатался, и скверней всего, что я рожден восстановить его»,- заключает он. Но как исполнить это труднейшее предназначение? И сможет ли он справиться с задачей? В борении перед ним встает даже вопрос о том «быть или не быть», то есть стоит ли жить, если нельзя одолеть темные силы века, но и мириться с ними невозможно. Исследуя психологическое состояние героя, В. Г. Белинский отмечает два конфликта, переживаемых принцем: внешний и внутренний.

Первой состоит в столкновении его благородства с подлостью Клавдия и датского двора, второй - в душевной борьбе с самим собой. «Ужасное открытие тайны отцовской смерти, вместо того, чтобы исполнить Гамлета одним чувством, одним помышлением - чувством и мыслью мщения, минуту готовыми осуществиться в действии,- это открытие заставило его не выйти из себя, а уйти в самого себя и сосредоточиться во внутренности своего духа, возбудило в нем вопросы о жизни и смерти, времени и вечности, долге и слабости воли, обратило его внимание на свою собственную личность, ее ничтожность и позорное бессилие, родило в нем ненависть и презрение к самому себе».

Другие, напротив, считают принца человеком волевым, упорным, решительным, целенаправленным. «Причины такого резкого разногласия в определении доминантных черт того героя,- пишет украинский исследователь А. 3. Котопко,- на наш взгляд кроются прежде всего в том, что юроям Шекспира, в частности Гамлету, присуща многогранность характера. Как художник-реалист, Шекспир владел удивительным умением соединять воедино противоположные стороны человеческого характера - его общие и индивидуальные, социально-исторические и морально-психологические особенности, отражая в этом противоречия общественной жизни». И далее: «Сомнения, колебания, раздумья, медлительность Гамлета - это сомнения, колебания, раздумья человека решительного, храброго. Когда Гамлет уверился в виновности Клавдия, эта решительность проявляется у него уже в действиях.

 

 

Главные образы трагедии В. Шекспира «Гамлет»

«Гамлет» - одно из самых весомых произведений мировой литературы за все времена ее существования. Система образов, мастерски выстроенная автором, разрешает как можно лучше раскрыть философские проблемы, заложенные в основу произведения. Важно понять, что каждый из образов, обрисованных в произведении, далеко не однозначен. И в самом деле - обсуждая в классе трагедию «Гамлет», у нас возникали горячие дискуссии по поводу почти каждого персонажа. Даже в этом уже кроется успех произведения: персонажи неоднозначные, а - живые, поскольку однозначно положительные герои или насквозь отрицательные негодяи - типы, которые встречаются только в литературе, в жизни ничего определенного, очерченного, статического не существует, итак именно двойственность образов, их внутренние разногласия и делают их жизненными.

На мой взгляд,самым сложным для понимания, конечно, есть образ Гамлета: разве легко нам полностью понять героя, если он ставит себе (а затем - и читателю) вопрос, на который мы сами не имеем ответа? Но и второстепенные персонажи непростые.

Образ Офелии вызывает у разных читателей разные эмоции: от негодования через кротость девушки к искреннему сочувствию. Но и судьба неблагосклонна к Офелии: ее отец Полоний на стороне Клавдия, который виновен в смерти отца Гамлета и есть его отчаянным врагом. После смерти Гипноигия, которого убил Гамлет, в душе девушки происходит трагический излом и она болеет. В такую круговерть попадаются почти все герои: Лаерт, Клавдий (который, видев свою очевидную «негативность», все же мучается укорами совести…) Но главное в трагедии Шекспира - не внешняя интрига, а внутренние конфликты героев, что среди образов трагедии нет добрых и плохих, не только прибавляет правдивость созданным образам и делает произведение интереснее. Это отображает сущность человеческой души: зло и добро присутствующее в каждом, и борьба добра и зла в нашем копоте - не соревнования супергероя против негодяя. Это весьма примитивное восприятие мира), борьба добра и зла происходит внутри личности. Каждый из героев мучается одной и той же проблемой. Я бы назвал это проблемой выбора: как сделать правильный выбор? Какой путь избрать?

Эти вопросы возникают перед каждым персонажем шекспировских произведений. Отличие между героями именно заключается в том, «добрый» или «плохой» путь они избирают. Я пишу эти прилагательные в кавычках, так как речь идет о внутренних конфликтах такого масштаба. Невозможно дать однозначную оценку действиям человека, да и часто мы не знаем, правильно ли совершили, даже когда выбор уже сделан. Воплощением внутреннего Конфликта и проблемы выбора есть монолог Гамлета «Быть или не быть.

В своих драмах Вильям Шекспир обращается к главнейшим философским темам человечества. Не только «Гамлет», а и почти все произведения гениального драматурга - достояния мировой литературы и не теряют своей актуальности, как не теряют, ее вечные литературные темы и вечный вопрос. Философия в трагедиях Шекспира не высказана прямо: она воплощается через сам текст. Образы, созданные минором, и являются воплощением той или другой проблемы, той или другой жизненной позиции.

Каждый из героев произведения Вильяма Шекспира воспринимается читателем неоднозначно. Даже образ Гамлета можно воспринимать как слабого человека (разве в нашем современном мир, частично воспитанном на комиксах и фильмах сомнительного качества, тот кто не выглядит супергероем в борьбе со злом, не кажется слабым?), а можно - как человека чрезвычайного ума и жизненной мудрости. Невозможно дать однозначную оценку образам Шекспира, но я надеюсь, что осмысление их и формируется со временем в сознании каждого, кто читал это величественное произведение, и поможет дать собственный ответ на вечное шекспировское «быть или не быть?»…

Список лиетратуры:

1. http://www.velib.com/read_bookshekspir_uiljam/makbet/makbet

2. Уильям Шекспир. Макбет (пер.Ю.Корнеев)

3. символика цвета у Шекспира

4. http://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-glubina-chuvstv-v-sonetax-shekspira.html

5. Дубашинский И. А. Вильям Шекспир: очерк творчества. М., 1965

6. Михоэлс С. Современное сценическое раскрытие трагический образов Шекспира. М.,1958

7. Морозов М. Шекспир, изд.2. М., 1966

8. Нельс С. Шекспир на советской сцене. М.,1960

9. Самарин Р. М. Реализм Шекспира. М.,1964

10. У. Шекспир: избранные сочинения./ Составление, предисловие и комментарии В. И. Коровина - М., 1996

11. Шведов Ю. Ф. Эволюция шекспировской трагедии. М., 1975

12. Символика времени

13.Символика чисел

14.Символика цвета

15. http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/bilety-8/bilet-29.htm

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.