Материалы и их характеристики — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Материалы и их характеристики

2021-05-27 21
Материалы и их характеристики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Полиэстер, иногда обозначается английской аббревиатурой PES, можно увидеть в плетеных веревках из трех прядей, плетенках, сердечниках с плетеной оболочкой и др. Поверхность может быть как гладкой, так и слегка шероховатой для большего удобства ручной работы. Это замечательный полноценный материал для тех типов веревок, которые не требуют большой прочности, таких как гардели или парусов на небольших шлюпках и прогулочных катерах. Там веревки обычно одновременно и прочны и потерты, а кроме того, обладают сопротивляемостью химическим соединениям. Полиэстер далек от того, чтобы назвать его непрочным материалом (наблюдается лишь 25 процентов разрывов веревок), но и самым прочным назвать его нельзя (8 г в денье*). Поэтому для среднего владельца обычного судна полиэстер означает хорошую цену и простоту в обращении.

Нейлон – изобретение Нью-Йорка и Лондона – двух городов, где появился и совершенствовался этот материал. Имеет ту же прочность, что и полиэстер, но эластичность его больше (35 процентов растяжения при порыве). Это делает нейлон популярным для якорных штоков и швартовных тросов, но подверженность влиянию ультрафиолетовых лучей и морской воды (или, по крайней мере, тех разрушающих веществ, которые сбрасываются в море) обесцвечивает его и влияет на его неэластичность, что делает работу с ним неудобной. Вот почему его популярность угасает, и многие люди меняют его на полиэстер. Как бы то ни было, вам следует избегать работы с не таким эластичным, как нейлон, полиэстером в случаях, когда вы можете выбрать нейлон за его упругость. Нейлоновые веревки бывают как трехпрядные, так и в виде специального якорного троса из восьми прядей.

Полипропилен, обозначаемый иногда английской аббревиатурой РР, считается дешевым и приятным в работе материалом, цена которого самая низкая их всех, а сам он доступен в нескольких цветовых гаммах. Пропилен эстетичен, приятен на ощупь, легко скользит. Например, завершающее ушко шкимушка из пропилена лучшее (если не самое комфортное). Полипропиленовые лини не особенно прочны по сравнению с другими синтетическими, но они легки и не тонут, что позволяет использовать их для линей на спасательных средствах, но в то же время они создают угрозу для двигателей.

Кевлар (Kevlar ®), торговая марка Дюпона, был первым «экзотическим» материалом, использовавшимся при изготовлении веревок. Он легкий и почти в три раза прочнее полиэстера, но дорогой. Кроме этого, у него есть еще один недостаток: доказано, что он недолговечен в использовании на море, будучи уязвимым в плане ультрафиолета и разрушительного влияния морской воды. Кевлар в значительной степени уже вытеснен более современными материалами.

Дайнима (Dyneema ®) – это торговая марка высокотехнологичных волокон ДСМ, а Спектра (Spectra ®) – марка так называемых смежных волокон, и пока, что касается, по крайней мере, яхтсменов, они используют их одинаково. Это материалы для гоночных состязаний, имеющие высокую прочность (35 г в денье или в четыре раза больше чем полиэстер) и низкую эластичность (лишь 3,5 процента растяжения при порыве). Но они очень дорогостоящие. Однако высокая стоимость, по крайней мере, в отношении яхт, перевешивается достоинствами Дайнимы и Спектры, такими как долговечность и сопротивляемость ультрафиолету. Очень часто из этих материалов делают сердечники и веревки с оболочкой, а из-за того, что работать с ними трудно, используются они чаще специалистами по такелажным работам, нежели простыми моряками.

Жидкокристаллические полимерные волокна (на английском – LCP), часто называемые Вектран (Vectran ®) – это торговая марка Ctlanese – замечательный материал золотистого цвета. Стоит он, впрочем, не меньше золота. Он легкий, при порыве растягивается на 3,3 процента, имеет высокую сопротивляемость температурам, но лишь среднюю сопротивляемость разрушению морской водой. На Вектран ультрафиолет действует в такой степени, что из него в основном изготавливают сердечники веревок. Его прочность в три раза выше полиэстера, что, в общем-то, меньше Дайнимы и Спектры, а стоимость его на текущий момент в 20 раз выше.

ПБО (полифенилен-2, 6-безобиоксазоль), он же Цилон (Zylon ®) – торговая марка Toyobo Со – занимает первое место среди новомодных материалов. Он более чем в пять раз прочнее полиэстера, растяжение у него при порыве 3,5 процента, но Цилон не переносит ультрафиолетового излучения и химических веществ, хотя не боится жары. Стоит он сейчас приблизительно в 35 раз дороже, чем полиэстер, а потому для большинства моряков является чем-то из мира фантазии.

 

Таблица прочности  

 

 

Узлы крадут прочность

 

 

Этот факт менее известен чем следовало бы. Любой узел забирает у веревки, на которой он сделан, ее силу и прочность, и чтобы доказать это, английская компания English Braids Ltd выполнила несколько тестов специально для автора этой книги. Было обнаружено, что Беседочный узел снижает прочность веревки до 30 процентов, Восьмерка – до 28 процентов, а Рифовый узел до 50. Учитывая количество случаев, когда мы используем узлы в морском деле (а их довольно-таки много!), вы должны помнить этот факт при выборе веревок и узлов для работы.

 

 

Выбор материала

 

 

Уже хотя бы потому, что узлы уменьшают предел прочности веревок, можно уверенно сказать, что до тех пор, пока мы не сможем игнорировать предел прочности, нам надо более внимательно подходить к выбору правильно подобранного материала для каждого случая в отдельности. Не стоит забывать и об удобном для работы диаметре. Если вы выбрали правильный материал и диаметр, то прочность вполне будет отвечать требованиям.

 

 

Шкоты и гардели

 

 

Самый популярные варианты для шкотов и гарделей – это либо плетенка, либо полиэстер из 16 прядей, чья грубоватая поверхность очень удобна для работы. Чтобы было удобнее работать с плетенкой, следует дать ей немного побыть в соленой воде, дабы с поверхности исчез лоск. Намного легче сделать хорошее соединение с помощью плетенки нежели веревки из 16 прядей, что делает плетенку предпочтительней при работе с гарделями. Если поверхность плетенки будет случайно слегка повреждена, то ничего страшного не произойдет: прочность веревки обеспечивается сердечником.

Для более сложных работ все чаще используются Дайнима и Спектра, в основном благодаря тому, что они почти не растягиваются. В противоположность этому многие «традиционные» лодки используют веревки из полиэстера цвета кожи из трех прядей, так как они удобны в работе и выглядят не так, как старые пеньковые или хлопковые веревки.

 

 

Якорные и швартовные тросы

 

 

Пока многие владельцы судов успешно используют для швартовки цепь, соединенную с нейлоновой веревкой из трех жил, намного лучше для этой цели подходит специальная якорная плетенка из восьми прядей. К ней по-прежнему должна прилагаться цепь для страховки, но с другой стороны, это веревка, которая не запутается и не перекрутится, как это бывает с другими веревками. Как и все плетеные веревки, эта якорная плетенка никогда не должна скручиваться с другими веревками: она либо должна быть завязана Восьмеркой, либо, что лучше, быть положена горизонтальными рядами, создавая горку. Заматывание плетеной веревки станет причиной перекручивания и спутывания. Кроме того, якорная плетенка имеет лучшие характеристики деформации, позволяющие работать с ней успешнее, чем с обычной веревкой, при резких толчках и больших нагрузках. Когда судно стоит на якоре во время шторма, нужно, чтобы грузы были хорошо зафиксированы, чего можно достигнуть нейлоновыми веревками благодаря их упругости и эластичности. У обычных веревок характеристики деформации намного хуже.

Любой тип веревок успешно функционируют с кабестанами и лебедками.

Когда дело доходит до швартовки, то стоит посмотреть все виды веревок – простую, плетенку и якорную плетенку – из нейлона, полипропилена или полиэстера. Их часто отрезают от передних парусов, которые видели и лучшие дни. Хотя это и вполне объяснимо, что владельцы судов предпочитают использовать их, нежели выбросить в мусорную корзину, делать этого не рекомендуется. Если веревка изжила себя, то не стоит доверять ей охрану того ценного приобретения, которое стоит в вашем доке.

Есть, конечно, аргументы в пользу каждого материала: и нейлона, и полиэстера и полипропилена, но после стоимости лучше обратить внимание на сопротивляемость ультрафиолетовым лучам, так как этим веревкам придется долгое время находится на солнце. Грустно признавать это, но большинство лодок стоит в основном на приколе, а не ходят в море, а потому больше всего используются их швартовые веревки.

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.