Понятие и сущность сбытовой функции — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Понятие и сущность сбытовой функции

2021-05-27 32
Понятие и сущность сбытовой функции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Быстрое развитие науки и техники является еще одним фактором, содействующим производству изделий и услуг.

Жизненный цикл последних становится все корче, в результате чего прежние размеры прибыли, полученные за более продолжительные сроки, оказываются не реальным до тех пор, пока не появится новая комбинация «изделие-услуга». В связи с этим менеджеру приходится добиваться ускорения темпов реализации продукции на начальном этапе ее жизненного цикла, что требует от него гораздо большей работы и более высокого уровня подготовки потребителей при демонстрации продукции.

В настоящее время в обществе заметно усилилась тенденция к так называемому активному потребителю, сбережению ресурсов, защите экологии. Повышению социальной ответственности фирм, широкой гласности в освещении деятельности предприятия. Общественное мнение вынуждает правительственные органы принимать законы о защите интересов потребителей и основные законы, регламентирующие деятельность фирм, в соответствии с которыми они должны представлять больше информации потребителям о своей деятельности. Все это сказывается на производстве продукции, реализуемой в комплексе с необходимыми услугами, на управление сбытом, на деятельности структур, занимающихся сбытом.

В последнее время происходит постоянное усовершенствование информационных технологий, позволяющих вести поиск новых видов сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий и оборудования с последующим выходом на международные рынки, на традиционные местные, региональные или национальные. Это стимулирует конкуренцию на интернациональном уровне.

Отдел сбыта предприятий все шире разворачивает свою деятельность с учетом конъюнктуры мирового рынка и конкурентной борьбы на внутреннем рынке.

На сферу управления сбытом налагают свой отпечаток международные и национальные экономически проблемы, связанные с перепроизводством продукции, излишком производственных мощностей во многих отраслях промышленности. Спад деловой активности, низкие темпы экономического роста, инфляция, высокий уровень безработицы – вот те экономические условия, которые вероятно, и в дальнейшем будут характерны для многих рынков, оказывая тем самым негативное влияние на потребительский спрос. В этой связи при управлении сбытом приходится учитывать существование политических и экономических блоков и т.д.

Стремление крупных корпораций захватить доминирующие позиции в области розничной торговли и распределение выступает доказательством существования еще одной значительной проблемы. Для большинства промышленных фирм, ориентирующихся на реализации продукции, концентрация торговли почти во всех областях деловой активности означает уменьшение контингента покупателей, снижение вероятной прибыли, сокращение сети торговых точек. Потребуется создание новой системы управления сбытом и обслуживающих его организационных структур, а также формирование совершенно иных отношений с потребителем. Такая деятельность получает все более распространение на национальном, региональном, международном уровнях.

Потенциально возможные рыночные ситуации становятся объектом планирования, когда их возникновение способно сильно повлиять на всю деятельность организации (конкурент вышел на рынок с новой продукцией, изменилась политическая ситуация в стране и т.п.) и имеется определенная вероятность трудностей реализации намеченного. Когда такие чрезвычайные ситуации становятся реальностью, целесообразно располагать разработанные заранее планом действия, поскольку без соответствующих заготовок организация может оказаться в трудном положении.

Очень важно присутствие контроля при управлении деятельностью отдела сбыта. Эффективность контроля и управления деятельностью отдела сбыта ни в коей мере не связана с посягательством на свободу инициативных действий специалиста, занимающегося сбытом продукции. Контроль и управление, исключая начальственный диктат, способствует повышению производительности и результативности осуществления сбытовых операций. Их воздействие носит рекомендательный характер, позволяет использовать замыслы и устремления сотрудников отдела сбыта в интересах достижения общей цели, что в свою очередь становится той движущей силой, которая не дает остановится на достигнутом и побуждает добиваться новых успехов. Контроль и управление осуществляются с учетом определенных задач, поставленных перед специалистами в области сбыта в рамках установленного плана, и оказывает помощь в его реализации как всему отделу, так и непосредственно каждому сотруднику.

Эффективность функций контроля характеризуется:

- знанием каждого сотрудника, занимающегося решением сбытовых проблем, реальных условий в которых он работает;

- планированием предполагаемого вклада каждого сотрудника в общее дело;

- информированием или четкой постановкой задач, которые поручаются выполнить сотруднику, занимающемуся решением производственно-сбытовых проблем, и проверкой понимания задач каждым сотрудником;

- стимулированием инициативных действий;

- проверкой выполненной работы с помощью функций контроля.

Контроль является функцией, распространяющейся на всех сотрудников, работающих в отделе сбыта, занимающихся решением производственно-сбытовых проблем в рамках предприятия или за ее пределами, занятых обучением и подготовкой сбытовых кадров, а так же на региональных руководителей и сотрудников, осуществляющих надзор за сбытовой деятельностью.

Контроль за деятельностью сотрудников, занимающихся сбытом за пределами организации, можно подразделить на:

1. Контроль за сотрудниками, которые только начали работать в области сбыта, т.е. контроль за применением навыков, знаний полученных в процессе первоначального обучения, в реальных условиях сбытовой деятельности;

2. Контроль за уже хорошо зарекомендовавшими себя специалистами в области сбыта, т.е. контроль за эффективным использованием рабочего времени, эксплуатацией оборудования и ресурсов, правильным расходованием средств, соблюдением принятых на фирме инструкций, положений и методик при необходимости внедрении более совершенных организационных методов.

Заведующий отделом сбыта должен внедрять системы, обеспечивающие получение сведений о заказах на продукции и другой информации, которая анализируется и оценивается по отношению к предварительно установленным критериям или нормам. Это позволит сотруднику отдела сбыта определить уровень достигнутых результатов, т.е. степень выполнения плана по организации сбыта.

Выполнение плана по организации сбыта должно контролироваться поскольку план является ориентиром на определенный период времени, по истечении которого он пересматривается и корректируется. Планы должны меняться при возникновении непредвиденных ситуаций, изменений экономического положения, рыночной конъюнктуры или производственных условий на фирме с учетом конкретного периода сбытовой деятельности.

После регулирования и управления производится оценка достигнутых результатов. Оценка представляет собой основу планирования организационной деятельности в области сбыта. Она позволяет определить оптимальный план сбыта продукции и предупреждает заведующего отделом сбыта о возникновении непредвиденных проблем и основных изменениях, происходящих на рынке сбыта, что потребует внесения соответствующих изменений в план сбыта продукции.

 

Каналы сбыта

 

Для создания хороших каналов сбыта требуется длительное время. Координировать планирование и реализацию стратегии должны участники каналов сбыта; если при этом они влиятельны существенно возрастают маркетинговые возможности производителей, так как потребители предпочитают не менять сложившиеся способы приобретения товаров, услуг.

На размер и характер рынка фирмы влияют местонахождения участников каналов сбыта, их образ и выбор продукции, услуг, которые они предоставляют и их общая маркетинговая программа. Кроме того, чем больше посредников использует организация, тем меньше непосредственных контактов с потребителями она имеет и тем ниже степень ее контроля над структурой маркетинга.

Участники каналов сбыта могут играть решающую роль в маркетинговых исследованиях. В силу своей близости к рынку они имеют хорошее представление о характеристиках и нуждах потребителей.

Сбыт включает в себя 3 элемента: транспортировку, хранение, контакты с потребителями. Продукция может быть отправлена от производителя через каналы товародвижения к конечным потребителям. Поскольку производство часто превосходит текущий спрос, продукция должна хранится. Наконец чтобы продать продукцию или услугу потребителям, нужно определить продавца или магазин, часы работы, иметь соответствующее оборудование и управлять запасами.

Каналы сбыта, кроме того, могут помочь производителю в реализации, участвуя в процессе сортировки, который состоит из сбора, распределения, сортировки и подбора и преодолевает различия между целями производителя и преодолевает различия между целями производителя и конечного потребителя.

Сбор представляет собой оптовую функцию собирания небольших партий от разных производителей, с тем, чтобы они могли более экономично транспортироваться.

Распределение – это оптово-розничная функция, связанная с направлением продукции на различные потребительские рынки.

Сортировка – оптово-розничная функция разделения продукции по сортам, цветам и размерам.

Подбор – функция розничной торговли по созданию широкого ассортимента продукции, с тем чтобы потребители могли выбирать товары разных марок цен и моделей.

Обычно производитель предпочитает производить число вариантов продукции в большом количестве и совершать как можно меньше сделок для всего своего выпуска. Однако конечный потребитель хочет иметь разнообразие марок, цветов, размеров и качество для выбора и желает приобретать небольшое количество за один раз.

При выборе каналов товародвижения следует учитывать ряд основных факторов:

1- потребители, т е характеристику о них, количество, концентрация, размер средней покупки, потребности и т д.;

2- фирмы, знать цели, ресурсы, их уровень, гибкость; знать опыт фирм т е методы продвижения, отношения в системе сбыта.

3- товар или услуга: стоимость –цена за единицу; сложность – техническая сторона; сохранность – период хранения и т д.

-4- конкуренция: число конкурентов, концентрация, их ассортимент, потребители; тактика – методы товародвижения, взаимоотношения в системе сбыта;

5- каналы товародвижения: альтернативы – прямой, косвенный; характеристики – количество, выполняемые функции; доступность – территориальные ограничения, монопольные договоренности; юридические аспекты – существующие законы.

При оценке этих факторов фирма принимает решение о типе используемого канала или вступлении в контрактные отношения, длине и ширине канала, его интенсивности.

Существует два основных базисных типа каналов: прямые и косвенные каналы товародвижения.

Прямые каналы связаны с перемещением товаров и услуг от производителя к потребителю без использования независимых посредников. Такой канал используют организации, которые хотят контролировать всю свою маркетинговую программу, стремятся к тесному контакту с потребителями и располагают ограниченными целевыми рынками.

Косвенные каналы товародвижения связаны с перемещением товаров и услуг от производителя к независимому участнику товародвижения, а затем к потребителю.

Фирмы, производящие потребительские товары, должны не только выбрать каналы товародвижения, но и определить интенсивность их использования. И при этом различают эксклюзивное, избирательное распределение, а так же интенсивный сбыт.

При эксклюзивном распределении и сбыте фирма резко ограничивает количество оптовых и розничных торговцев в географическом регионе и может использовать один или два розничных магазина в конкретном торговом районе. Она стремиться к престижному образу, контролю над каналами сбыта и высокой доле прибыли.

При избирательном распределении и сбыте фирма использует среднее число оптовых и розничных магазинов, которые осуществляют, сбыт товара, пытается сочетать как контроль над каналами, престижный образ с хорошим объемом продаж.

При интенсивном сбыте фирма использует большое число оптовых и розничных торговцев. Ее цели в данном случае – широкий рынок сбыта, признание каналов, массовая реализация производимой продукции и предоставление услуг. Относительная прибыль не высока. В конечном итоге эта стратегия ориентирована на наибольшее число потребителей.

Различают следующие типы каналов товародвижения по своим плюсам и минусам:

1. прямой сбыт

+ исключительно сильный контроль за ценами и возможность их дифференцирования по регионам;

+ доступ к информации о рынке потребителей;

+ отсутствие наценки, возникающей при наличии посредников;

+ возможность формирования группы «постоянных» клиентов;

- высокие затраты на реализацию;

- высокие затраты на транспортировку;

- затраты на организацию складов.

1. продажа через посредника

+ умеренные затраты на реализацию;

- высокие наценки посредника;

- относительно высокие цены для конечного покупателя, что тормозит спрос;

- контроль над территориальным охватом ограничен.

2. продажа через многоуровневую систему посредников:

+ сравнительно низкие затраты;

+ отсутствие необходимости исследования и прогнозирование рынка;

+ отсутствие необходимости решать вопросы логистики (склады, транспорт и т.д.);

- низкий уровень контроля над ценами;

- «оторванность» от конечного потребителя и соответственно недостаток информации о нем;

3. продажа через смешанные каналы. Здесь плюсы и минусы те же самые, что и при первых трех каналах товародвижения.

4. Продажа по модели «открытых дверей предприятия»:

+ очень низкие затраты;

+ отсутствие наценок посредников;

- отсутствие информации и контроля за ценами;

- в конечном итоге плохое знание ситуации на рынке.

Только после рассмотрения и анализа различных вариантов каналов товародвижения с учетом достоинств и недостатков необходимо выбрать тот или иной канал, наиболее подходящий для самой организации.

Разработка системы сбыта требует принятие решений относительно ее задач, стратегии, структуры, размера и системы оплаты труда. Определение стратегии системы сбыта предполагает создание комплекса наиболее эффективных торговых подходов. Выбор структуры системы сбыта влечет за собой разделение сбытовых территорий по географическому, товарному или рыночному принципу или их комбинации. Сбыт производимой продукции или предоставляемых услуг того или иного предприятия в конечном итоге осуществляется через розничную торговлю или оптовую продажу.



Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.