Понятие национальной политики — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Понятие национальной политики

2021-05-26 28
Понятие национальной политики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие национальной политики

   В мире около 3 до 5 тыс. народов. Россия – одно из крупнейших полиэтнических государств, в котором проживают представители 193 народов, говорящих на 171 языке. Национальность – это принадлежность человека к той или иной нации.

Понятие «национальная политика» в постсоветском пространстве прочно вошло в научную литературу в 90-х годах и активно используется не только российскими учеными. Однако это понятие в настоящее время в лексиконе и практиков. Практические аспекты его находят отражение в работе властных структур всех уровней. И это далеко не случайно. Истоки национальной политики на постсоветском пространстве кроются в начале 90-х годов 20 века. При всей самостоятельности национальной политики необходимо отметить, что она органически взаимосвязана и взаимообусловлена с социальной политикой. Национальная сфера и политика включают важнейший компонент социального развития современного российского общества – возможности освоения людьми духовно-культурных  ценностей.  Об этом было заявлено в одном из первых документов в сфере национальных отношений в постперестроечной России - Концепции государственной национальной политики РФ, утвержденной Указом Президента РФ Ельцина Б.Н. в 1996г. Именно этот документ обусловил систему мер (то есть политику) в отношении многонационального населения страны, в т.ч. и нашего края. Социальная направленность национальной политики подчеркивается рядом актуальных для практической деятельности на региональном уровне задач, а значит направлений практической деятельности, определивших содержание национальной политики:

- «распространение знаний об истории и культуре народов»,

- «обеспечение оптимальных условий для развития национальных культур и языков»;

- культивирование национальных видов спорта,

- издание СМИ и литературы о народах России и их традициях на родных языках народов и русском языке и т.д.

Эти направления национальной сферы естественным образом интегрируется в социальную политику и направлены на удовлетворение духовных и культурных потребностей человека, общества в целом.

Таким образом, национальная политика – это система, целый комплекс приоритетных направлений, государственных мер, направленных на развитие национальных культур и языков, на сохранение единства народов страны и удовлетворение этонокультурных и этнообразовательных потребностей многонационального населения как России в целом, так и таких полиэтничных регионов, каким является Пермский край.

   Особенность государственной национальной политики какцеленаправленной деятельности субъектов политики (то есть органов власти) по регулированию отношений между нациями и народностями в том, что она, как любая другая госполитика, базируется на специальных нормативных правовых документах разных уровней.

Федеральные документы

- Конституция РФ, Ст. 25, п. 1: «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принуждён к определению и указыванию своей национальной принадлежности». Кроме того, Конституцией Российской Федерации регламентированы права народов в этнической сфере по различным направлениям. Так, статья 19 главы 1 гарантирует «равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка»; статья 26 главы 2 предусматривает возможность реализации гражданами «прав на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества». Принципиальное значение на начальном этапе создания национальных организаций имела статья 30 главы 2, устанавливающая права граждан на объединение и гарантирующая свободу деятельности общественных объединений. Эти конституционные положения получили развитие в отдельных федеральных законах, закрепивших роль и значение гражданских институтов в развитии межэтнических отношений.

- Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ (в последней редакции от 22 июля 2010 г.) конкретизировал процедуру создания и организационно-правовые формы общественных объединений. К примеру, в Прикамье имеется опыт создания общественных институтов в таких организационно-правовых формах, как общественная организация, общественный фонд, землячество, национально-культурный центр, национально-культурное общество, автономная некоммерческая организация, национально-культурная автономия. Была важна в этом Законе и трактовка понятия: «Общественная организация — неправительственное / негосударственное добровольное объединение граждан на основе совместных интересов и целей».

- Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ (в последней редакции от ….??)

- Федеральный закон Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ ( последняя редакция???)

закон от 17.06.96 N 74-ФЗ о национально-культурной автономии — ( последняя редакция от 04.11.2014)

- Федеральный закон «О языках народов России»  от 25.10.1991 № 1807-1(в последней редакции от ….??)

- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ Гл. 2. Ст. 14. Язык образования п.1. п.2. п.3. п.4. п.6.

- Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 602 «Об обеспечении межнационального согласия.

- Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 года: У каз Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 (ПОПРАВКИ внесены указом Президента в декабре 2018 г.).

-   ФЗот 22 октября 2013 г. № 284-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений».

- ФЦП «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 – 2020 годы)»: постановление Правительства РФ от 20.08.2013, № 718. Утратила силу.Не нужно ее освещать!

- Государственная программа «Реализация государственной национальной политики» в РФ до 2025 г. Постановление Правительства РФ от 29.12.2016 года №1532.

Программа направлена на достижение приоритетов и целей социально-экономического развития и обеспечение национальной безопасности России. В структуре государственной программы восемь подпрограмм.

Программа "Реализация государственной национальной политики" на 2017–2025 годы направлена на укрепление гражданского единства в стране и развитие этнокультурного многообразия народов, а также популяризацию исторического и культурного наследия народов России.

Согласно правительственному постановлению, госпрограмма «Реализация государственной национальной политики» на 2017-2025 годы направлена на:

- достижение приоритетов и целей социально-экономического развития,

- обеспечение национальной безопасности России.

Всего программа будет включать в себя восемь подпрограмм:

- «Государственно-общественное партнерство в сфере государственной национальной политики Российской Федерации»,

- «Общероссийская гражданская идентичность и этнокультурное развитие народов России»,

-  «Русский язык и языки народов России»,

- «Коренные малочисленные народы Российской Федерации»,

- «Социально-культурная адаптация и интеграция мигрантов в Российской Федерации»,

- «Российское казачество»,

- «Профилактика экстремизма на национальной и религиозной почве»,

- «Обеспечение реализации госпрограммы «Реализация государственной национальной политики».

Повысить эффективности вовлечения гражданских институтов в сферу реализации государственной национальной политики – одна из основных задач этой программы. При этом главное – укрепить единство российской нации и этнокультурное развитие многонационального народа России, а также обеспечить права на сохранение родного языка малыми народами России.

 

О программно-целевом методе

В Пермском крае накоплен большой опыт программно-целевого управления межэтническими процессами, отмеченный на всероссийском уровне. Главным механизмом реализации национальной политики является программно-целевой метод, разработанный в крае еще в 1992 году, когда администрацией Пермской области была сформулирована Концепция возрождения и развития народов Прикамья (утвержденная решением Малого Совета народных депутатов Пермской области № 530 26.01.1993 года). На основе этого документа была разработана целевая комплексная «Программа поддержки развития национальных культур народов Прикамья на 1993—1995 гг.» (утверждена решением Малого Совета народных депутатов Пермской области № 570 от 28.01.1993). С тех пор программно-целевой подход в этнической сфере региона используется постоянно как основной метод работы. Первые две программы были трехлетние, последующие — пятилетние.

    С 1993 года, когда в Пермской области была разработана первая программа поддержки развития национальных культур, реализовано уже пять целевых программ. В разработке  и реализации программ принимали и принимают участие ученые пермских вузов. С принятием Закона Пермской области от 18 августа 2003 года № 942-185 «О краевой целевой Программе развития и гармонизации национальных отношений народов Пермского края на 2004-2008 годы» вопросы национальных отношений были включены в перечень государственных полномочий Пермского края.

     Краевая целевая Программа развития и гармонизации национальных отношений народов Пермской области на 2009-2013 годы, утвержденная законом Пермского края от 13 января 2009 года за № 378, являлась 5-й по счету.

 

Программа являлась адресной по отношению к трем, условно выделяемым, группам народов. При этом учитывались многие факторы:

- особенности этнической структуры региона,

- типологические характеристики народов и этнических групп,

- способы их интеграции в местное сообщество,

- специфика межэтнических отношений,

- состояние этнодемографической и миграционной ситуации.

Новизна Программызаключалась в том, что в ней предусматривался целевой подход к сохранению и развитию самобытности основных этнических групп и народов   с учетомспецифики приоритетных задач в отношении этнокультурного развития этнических групп и народов. Структура Программы включала как  разделы, направленные на сохранение этнокультурной самобытности народов, так и специальный раздел по профилактике этнического экстремизма и формированию толерантности в пермском полиэтничном сообществе ( впервые!!!). В числе задач этого программного документа: распространение идей духовного единства народов, межнационального согласия и российского патриотизма, толерантного поведения. Акцентировались и приоритеты управленческой деятельности в области региональной национальной политики:

 -  консолидация многонационального регионального сообщества,

 - нейтрализация проявлений национального эгоизма на региональном уровне. Объединительные тенденции, интегрирующие  мотивы и направления были значительно усилены в комплексе мероприятий пятой по счету краевой целевой Программы на 2009-2013 годы.

  Таким образом, если в первых программах акценты делались только на этнокультурную составляющую, и потенциал этнических культур выступал главным средством единения народов края, то приоритетными проблемами двух последних программ, действовавших в 2003-2008 и 2009-2013 годах, являлось сохранение этнополитической стабильности, недопущение межэтнических конфликтов, профилактика проявлений этнического экстремизма.       

 С 2014 года в Пермском крае реализуется шестая, но уже подпрограмма «Реализация государственной национальной политики в Пермском крае», главное назначение которой - обеспечить качественную систему связей, объединяющих жителей края разных национальностей в многонациональное сообщество, на основе адресных мероприятий по консолидации народов края.

Подпрограмма «Реализация государственной национальной политики в Пермском крае» (далее – подпрограмма), являясь органичной составляющей государственной программы «Обеспечение взаимодействия общества и власти» (в настоящее время название госпрограммы изменено «Власть и общество», утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 3.10.2013 N 1326-п (в ред. Постановлений от 06.12.2013 N 1723-п, от 20.12.2013 N 1784-п, от 16.04.2014 N 258-п), вступила в действие 01.01.2014. Срок действия подпрограммы - до 2025 года.

Целесообразностьи обоснованность использования программно-целевого метода, на основе которого строится содержание подпрограммы, обусловлена рядом факторов, главными из которых являются:

- сохранение преемственности с предыдущими региональными программными продуктами;

- усиление внимания к этой проблематике со стороны федерального центра: на законодательном уровне впервые на постсоветском пространстве пересмотрены полномочия и определена ответственность органов региональной, муниципальной власти и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений;

- целесообразность разработки адекватной современным реалиям региональной национальной политики, основанной на обновленном федеральном законодательстве и т.д.

Исходя из этих факторов, подпрограмму можно оценивать как позитивный импульс в развитии нормативной правовой базы сферы национальных отношений в Пермском крае. Используемый программно-целевой продукт позволил сформулировать стратегические цели, разработать взаимоувязанные мероприятия по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами и эффективном взаимодействии соисполнителей, а также конкретные прогнозные показатели результативности подпрограммы. Не менее важным для эффективной реализации программно-целевого управления является выбор индикаторов результативности программы, разработка и установление их значения. В рассматриваемом документе четко сформулированыпять   важнейших целевых индикаторов, которые, являясь инструментом объективной оценки достижения целей, выполнения основных задач и ключевых мероприятий программы, спрогнозированы по годам ее реализации, количественно заданы и измеряемы на основе предложенной методики, формул расчета целевых показателей. В числе индикаторов, например, доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, в общем количестве граждан Российской Федерации, проживающих в Пермском крае; уровень толерантного отношения к представителям другой национальности; удельный вес вопросов межнациональных отношений в рейтинге проблем, беспокоящих население Пермского края и т.д.

Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы и показатели ее социально-экономической эффективности логично основываются на данных целевых индикаторах с указанием прогнозных данных. Так, доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, проживающих в Пермском крае, должна составить в 2016 г. не менее 56%; уровень толерантного отношения к представителям другой национальности - не менее 80% и т.д.

Этот документ включает комплекс действий   адекватного реагирования властных институтов Пермского края на:

-  во-первых, на этнокультурные потребности населения края; 

- во-вторых, на укрепление духовного единства многонационального народа края на основе реализации «Стратегии государственной национальной политики Российской федерации на период до 2025 года» и государственной программы «Реализация государственной национальной политики в РФ» на 2017-2025 годы.    

 

Понятие национальной политики

   В мире около 3 до 5 тыс. народов. Россия – одно из крупнейших полиэтнических государств, в котором проживают представители 193 народов, говорящих на 171 языке. Национальность – это принадлежность человека к той или иной нации.

Понятие «национальная политика» в постсоветском пространстве прочно вошло в научную литературу в 90-х годах и активно используется не только российскими учеными. Однако это понятие в настоящее время в лексиконе и практиков. Практические аспекты его находят отражение в работе властных структур всех уровней. И это далеко не случайно. Истоки национальной политики на постсоветском пространстве кроются в начале 90-х годов 20 века. При всей самостоятельности национальной политики необходимо отметить, что она органически взаимосвязана и взаимообусловлена с социальной политикой. Национальная сфера и политика включают важнейший компонент социального развития современного российского общества – возможности освоения людьми духовно-культурных  ценностей.  Об этом было заявлено в одном из первых документов в сфере национальных отношений в постперестроечной России - Концепции государственной национальной политики РФ, утвержденной Указом Президента РФ Ельцина Б.Н. в 1996г. Именно этот документ обусловил систему мер (то есть политику) в отношении многонационального населения страны, в т.ч. и нашего края. Социальная направленность национальной политики подчеркивается рядом актуальных для практической деятельности на региональном уровне задач, а значит направлений практической деятельности, определивших содержание национальной политики:

- «распространение знаний об истории и культуре народов»,

- «обеспечение оптимальных условий для развития национальных культур и языков»;

- культивирование национальных видов спорта,

- издание СМИ и литературы о народах России и их традициях на родных языках народов и русском языке и т.д.

Эти направления национальной сферы естественным образом интегрируется в социальную политику и направлены на удовлетворение духовных и культурных потребностей человека, общества в целом.

Таким образом, национальная политика – это система, целый комплекс приоритетных направлений, государственных мер, направленных на развитие национальных культур и языков, на сохранение единства народов страны и удовлетворение этонокультурных и этнообразовательных потребностей многонационального населения как России в целом, так и таких полиэтничных регионов, каким является Пермский край.

   Особенность государственной национальной политики какцеленаправленной деятельности субъектов политики (то есть органов власти) по регулированию отношений между нациями и народностями в том, что она, как любая другая госполитика, базируется на специальных нормативных правовых документах разных уровней.

Федеральные документы

- Конституция РФ, Ст. 25, п. 1: «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принуждён к определению и указыванию своей национальной принадлежности». Кроме того, Конституцией Российской Федерации регламентированы права народов в этнической сфере по различным направлениям. Так, статья 19 главы 1 гарантирует «равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка»; статья 26 главы 2 предусматривает возможность реализации гражданами «прав на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества». Принципиальное значение на начальном этапе создания национальных организаций имела статья 30 главы 2, устанавливающая права граждан на объединение и гарантирующая свободу деятельности общественных объединений. Эти конституционные положения получили развитие в отдельных федеральных законах, закрепивших роль и значение гражданских институтов в развитии межэтнических отношений.

- Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ (в последней редакции от 22 июля 2010 г.) конкретизировал процедуру создания и организационно-правовые формы общественных объединений. К примеру, в Прикамье имеется опыт создания общественных институтов в таких организационно-правовых формах, как общественная организация, общественный фонд, землячество, национально-культурный центр, национально-культурное общество, автономная некоммерческая организация, национально-культурная автономия. Была важна в этом Законе и трактовка понятия: «Общественная организация — неправительственное / негосударственное добровольное объединение граждан на основе совместных интересов и целей».

- Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ (в последней редакции от ….??)

- Федеральный закон Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ ( последняя редакция???)

закон от 17.06.96 N 74-ФЗ о национально-культурной автономии — ( последняя редакция от 04.11.2014)

- Федеральный закон «О языках народов России»  от 25.10.1991 № 1807-1(в последней редакции от ….??)

- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ Гл. 2. Ст. 14. Язык образования п.1. п.2. п.3. п.4. п.6.

- Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 602 «Об обеспечении межнационального согласия.

- Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 года: У каз Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 (ПОПРАВКИ внесены указом Президента в декабре 2018 г.).

-   ФЗот 22 октября 2013 г. № 284-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений».

- ФЦП «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 – 2020 годы)»: постановление Правительства РФ от 20.08.2013, № 718. Утратила силу.Не нужно ее освещать!

- Государственная программа «Реализация государственной национальной политики» в РФ до 2025 г. Постановление Правительства РФ от 29.12.2016 года №1532.

Программа направлена на достижение приоритетов и целей социально-экономического развития и обеспечение национальной безопасности России. В структуре государственной программы восемь подпрограмм.

Программа "Реализация государственной национальной политики" на 2017–2025 годы направлена на укрепление гражданского единства в стране и развитие этнокультурного многообразия народов, а также популяризацию исторического и культурного наследия народов России.

Согласно правительственному постановлению, госпрограмма «Реализация государственной национальной политики» на 2017-2025 годы направлена на:

- достижение приоритетов и целей социально-экономического развития,

- обеспечение национальной безопасности России.

Всего программа будет включать в себя восемь подпрограмм:

- «Государственно-общественное партнерство в сфере государственной национальной политики Российской Федерации»,

- «Общероссийская гражданская идентичность и этнокультурное развитие народов России»,

-  «Русский язык и языки народов России»,

- «Коренные малочисленные народы Российской Федерации»,

- «Социально-культурная адаптация и интеграция мигрантов в Российской Федерации»,

- «Российское казачество»,

- «Профилактика экстремизма на национальной и религиозной почве»,

- «Обеспечение реализации госпрограммы «Реализация государственной национальной политики».

Повысить эффективности вовлечения гражданских институтов в сферу реализации государственной национальной политики – одна из основных задач этой программы. При этом главное – укрепить единство российской нации и этнокультурное развитие многонационального народа России, а также обеспечить права на сохранение родного языка малыми народами России.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.