Нормальными можно считать такие размеры апрошей, при которых глаз легко воспринимает каждое отдельное слово, не фиксируя пробелы. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Нормальными можно считать такие размеры апрошей, при которых глаз легко воспринимает каждое отдельное слово, не фиксируя пробелы.

2021-06-02 31
Нормальными можно считать такие размеры апрошей, при которых глаз легко воспринимает каждое отдельное слово, не фиксируя пробелы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ширина апрошей определяется в соответствии с размером (кеглем), плотностью и насыщенностью шрифта: пробел, достаточный для шрифта средней плотности, будет мал для широких светлых шрифтов и велик для узких и насыщенных. По правилам пробелы между словами в смежных строках не должны резко отличаться по ширине.

В процессе выключки строк приходится уменьшать или увеличивать апроши. Для обеспечения зрительной одинаковости апрошей и равномерной насыщенности полосы набора приходится учитывать влияние на его величину формы букв, которые ограничивают апрош:

· апрош между округлыми или уступчатыми буквами (о, е, с, г, т) кажется зрительно большим, чем тот же по величине апрош, но ограниченный прямоугольными буквами (и, н, п, ш, м).

· апроши кажутся б о льшими между однобуквенными словами и меньшими между длинными словами.

Изменять размеры апрошей приходится и в том случае, когда они совпадают в нескольких строках подряд, образуя длинные пробелы по вертикали или по косой линии (коридоры), ярко выделяющиеся на равномерно насыщенной полосе. Белый фон в этом случае становится активнее и нагляднее, чем основной элемент полосы — текст, что мешает чтению, привлекает внимание к внешней стороне набора и нарушает эстетические качества самой полосы набора.

Важно! По техническим правилам верстки (набора) коридор недопустим в трех строках в книжных изданиях и четырех — в информационных и продолжающихся изданиях.


Б) Переносы

Изменяя ширину апрошей, сокращают число переносов на полосе, так как большое количество переносов (особенно если они идут подряд в нескольких строках) замедляет процесс чтения и в какой-то мере разрушает четкость правой границы полосы набора.

Важно! По техническим правилам запрещается делать в книжных изданиях более четырех переносов подряд при формате набора свыше 3,5 квадрата, пяти переносов — в книжных изданиях при формате набора до 3,5 квадрата и восьми переносов — в прочих изданиях. Также не допускаются переносы, которые могут исказить смысл, а также неблагозвучные.

Не должны быть разделены переносом:
· Сокращения, набранные прописными буквами, а также прописными с примесью строчных, например: ЗФ, КЗОТ. · Цифры, образующие одно понятие. В случае необходимости могут быть разделены числа, соединенные знаком тире (1941–1945 гг.), причем знак должен быть оставлен на первой строке, но лучше избегать таких переносов. · Не должны быть отделены при переносе из одной строки в другую: § Фамилии от инициалов или один инициал от другого; § Сокращенные слова от имен собственных (г. Москва); § Цифры и буквы со скобкой или точкой (при перечислении) от следующего за ним слова; § Знаки и обозначения от следующих за ним цифр (№ 75); § Предлоги, которыми начинаются предложения, от следующих за ним слов; нежелательно оставлять в конце строки однобуквенные предлоги и союзы, даже если они стоят не в начале предложения.

На заметку: Существует прием набора без переносов. В этом случае применяется свободная выключка строк по правому краю полосы, а пробелы между словами даются зрительно одинаковыми. Поскольку при этом верстальщик учитывает только оптические особенности набора, задача технически облегчается, и полоса будет отличаться большей равномерностью.

Однако свободный правый край полосы создает довольно сложный силуэт, несколько непривычный для глаза, поэтому такая система набора применяется весьма ограниченно, несмотря на высокую удобочитаемость самого текста. Подобный прием может применяться в изданиях, композиционное построение страниц и разворотов которых не требует четкости правой границы полосы. В этом случае отсутствие переносов и равномерность апрошей положительно влияет на процесс чтения.

Чаще всего с такой мой набора мы встречаемся в изданиях по искусству, проспектах, буклетах, детских, научно-популярных и журнальных изданиях. Иногда таким образом набираются только подписи под иллюстрациями, на удобочитаемости которых особенно положительно сказывается отсутствие переносов.

Иногда при переносе возникает вероятность неверного прочтения двусмысленных сочетаний, неблагозвучия оставленной или перенесенной части слова. Необ ходимо следить, чтобы:

1. окончание «не» не оказывалось в начале строки;

2. отрицание «не» не оставалось в конце строки;

3. переносимое окончание слова не образовывало другое слово.

Нежелательные переносы:

1. последняя строка полосы при переходе с нечетной полосы на четную;

2. последняя строка на полосе, если следующая полоса начинается с иллюстрации, таблицы, схемы;

3. строку над иллюстрацией.

 

В) Абзацы

Прозаический текст делится на отдельные фразы, которые объединяются одной или несколькими тесно связанными мыслями. Чтобы облегчить читателю восприятие и усвоение содержания книги, необходимо графически подчеркнуть в наборе это логическое подразделение текста.

В практике оформления книги существует ряд приемов графического подразделения сплошного текста. Большинство из них основано на том, что каждая группа очень тесно связанных мыслей (абзац) набирается как структурно-композиционная часть текста. Она может отделяться от последующей пробелом, резко выделяющимся на фоне полосы набора.

Этот пробел наглядно подчеркивает переход к новому текстовому куску и, сбивая установившийся ритм чтения, является как бы паузой, дающей читателю возможность осознать и воспринять прочитанное.

Есть и ряд других приемов выделения абзаца, основным из которых является абзацный отступ, т. е. небольшой пробел в начале первой строки абзаца. Эта смысловая пауза усиливается пробелом, который, как правило, образуется неполной концевой строкой предыдущего абзаца.

Отступ первой строки может быть:

· положительным. В этом случае первая строка сдвигается вправо относительно всех остальных строк абзаца;

· отрицательным, или обратным (Выступ). Первая строка выходит влево за край основного текста, то есть все строки абзаца, начиная со второй, смещаются относительно первой строки вправо на некое фиксированное расстояние;

· нулевым. Абзац не имеет отступа или "тупая строка".

Втяжка и межабзацная отбивка. Кроме отступа первой строки абзац может иметь втяжки — отступы справа и слева, а также отступы сверху и снизу — межабзацные отбивки.

Имеет значение и размер абзацного отступа, поскольку слишком маленький будет незаметен и может показаться случайной неровностью в наборе, а слишком большой будет разрывать левый край полосы, глубоко вдаваясь в текст.

Размер абзацного отступа следует увязать с величиной шрифта. Наиболее распространенным размером абзацного отступа является 1,5 кегельный (круглый).

Ощущение величины одного и того же отступа меняется в зависимости от размера, плотности и насыщенности шрифта, длины строки и величины междустрочных пробелов.

При большой цветовой насыщенности полосы даже небольшой пробел в начале абзацной строки будет ощущаться как достаточная пауза и выразительный сигнал начала чтения. И наоборот, при осветленной полосе такое же ощущение дадут только более активные, глубоко врезанные в текст отступы. То же можно сказать и об изменении величины отступов в зависимости от ширины полосы набора. Чем длиннее строка, тем ощутимее должен быть отступ при переходе к новому абзацу.

! По техническим правилам набора размер абзацного отступа должен быть одинаковым по всему изданию независимо от кегля шрифта.Равные абзацные отступы создают у левого края полосы как бы вторую опорную вертикаль, организующую процесс чтения.

Размер абзацных концевых строк и их расположение влияют не только на удобочитаемость текста, но и на целостность и четкость прямоугольного силуэта полосы набора. В связи с этим следует заметить, что если концевые строки по размеру не превышают абзацный отступ, то они не будут восприниматься как самостоятельные строки и начнут «исчезать» в большом пространстве концевого пробела, который идет во всю ширину полосы набора.

Для сохранения большей четкости прямоугольника набора обычно не оставляют неполную концевую строку абзаца вверху полосы. Такая строка называется висячей, так как она как бы повисает вверху текста и тем самым вызывает у читателя чувство композиционной незавершенности полосы набора.

Если висячая строка (строка-«вдова») состоит из одного короткого слова (две, три или даже четыре буквы), то можно попытаться избавиться от нее, втянув на предыдущую строку. Стоит изменить места переноса в предыдущих строках, установив, где возможно, дискреционные дефисы. Поищите слоги из одной-двух букв, которые можно вернуть на предыдущие строки с надеждой, что вал переверстки дойдет до «вдовы» и перенесет ее на строку выше. Можно также попытаться сжать текст, слегка уменьшив трекинг.

Описанный способ борьбы со строкой-«вдовой» не годится, если она расположена в последней строке колонки, ведь устранение строки-«вдовы» породит строку- «сироту». В такой ситуации может быть лучше сгладить впечатление, наоборот, всемерно удлинив строку. И тут снова могут помочь новые переносы и настройка трекинга (или то и другое вместе), но вы должны отдавать себе отчет в том, что в текущем абзаце может измениться «цвет» шрифта.

Для сохранения более четкого левого края набора иногда используется так называемый безабзацный набор (более точное название — набор без абзацных отступов), когда абзацы не устраняются, а выделяются только концевым пробелом, который создает необходимую паузу, разделяющую различные периоды текста. Единая для всех строк левая вертикаль набора служит своеобразной «опорой» графической композиции.

Подобный вид набора применяется и при свободной выключке строк по правому краю. Для создания более ощутимой паузы в наборе без абзацных отступов иногда прибегают к увеличению пробелов между абзацами (отбивка).

Но при этом из-за разного количества продольных пробелов на полосе создается впечатление некоторой неравномерности и нецельности набора, снижается читабельность текста. Кроме того, при этом нарушается точность совмещения строк лицевой и оборотной стороны текста (их приводность). Этот прием используется в большинстве случаев в изданиях с небольшим количеством текста или с текстом, разбитым на отдельные небольшие периоды, разделенные заголовками или пробелами (энциклопедии, словари, сборники пословиц, поговорок, афоризмов и т. п.).

Выбор абзаца или апрошей (пробелов, отделяющих одно слово от другого) той или иной величины, расположение заголовков, их шрифтовое оформление (крупный или мелкий, жирный или светлый шрифт) и т.д. имеют существенное значение в построении композиции полосы. Что же касается акцидентного набора, то в нем композиционная схема играет решающую роль.

Вопрос о размере абзацного отступа в полиграфической литературе решается по-разному. По старому правилу отступ должен иметь столько пунктов, сколько цицеро имеет ширина набора. Так, при ширине набора в 20 цицеро (~9 см) размер отступа для корпуса (10 пт.) будет равен 2 круглым (7,5 мм).

Это правило, ориентирующееся на старопечатные книги, дает слишком большие отступы. Кроме того, размер отступа остается неизменным для всех кеглей — для нонпарели и цицеро он будет одинаковым, определяясь только шириной набора. Такое правило сейчас не применяется.

В настоящее время при наборе до 4 кв. (~7,2 см) обычный отступ равен 1 круглой, при наборе от 4 до 7 кв. (до ~12,5 см) — 1,5 круглым и свыше 7 кв. — 2 круглым. Отступ в 2 круглых вызывает возражение со стороны многих практиков-полиграфистов: оборки небольшого размера при таком отступе выглядят плохо (например, отступ в 2 круглых при наборе в 2,5-3 кв.).

Просвет, образуемый абзацным отступом, зависит также и от интерлиньяжа. Абзацный отступ вместе с пробелами между основными линиями предшествующей и последующей строк создает впечатление оптического отверстия в форме прямоугольника, которое изменяется в зависимости от той или иной разбивки строк. Задача сводится к тому, чтобы найти гармоничные пропорции этого прямоугольника. Эти пропорции следует строить по правилу золотого сечения.

Величина отступа должна изменяться в зависимости от характера шрифта. Узкий шрифт потребует меньшего абзацного отступа, чем широкий того же кегля, вследствие контраста в тоне текстового пятна и прямоугольника отступа. По этой же причине жирный шрифт потребует меньшего отступа, чем светлый. Таким образом, при определении величины абзацного отступа имеет значение не столько ширина набора, сколько характер шрифта и интерлиньяж. На этом основании некоторые полиграфисты-практики предлагают следующее правило. Чем шире очко текстового шрифта и чем больше интерлиньяж, тем значительнее должен быть абзацный отступ.

Если набор производится шрифтами разных кеглей, то размер отступа определяется по основному шрифту и дается одинаковым для всех остальных кеглей.

Концевая строка абзаца. При наборе с положительным абзацным отступом минимальная длина концевой строки должна превышать размер абзацного отступа не менее чем в 1,5 раза. Чем длиннее будет концевая строка, тем лучше смотрится текст. При наборе без абзацного отступа или с отрицательным абзацным отступом длина концевой строки должна быть не менее двух кеглей.

Минимальный концевой пробел (расстояние от конца текста до правого края колонки) в абзаце с положительным или отрицательным абзацным отступом должен быть не меньше 1,5 кегля, в противном случае строку необходимо выровнять. Концевой пробел концевой строки абзаца без отступа должен быть более чем 24пт.


ВЫДЕЛЕНИЯ В ТЕКСТЕ

Выделения — это элементы текста (буквы, слова, словосочетания), оформленные иначе, чем основная его часть, что и выделяет их в этом тексте, делая самыми заметными.

По назначению и роли в издании различают следующие виды выделений:

· внутритекстовые (скрытые в тексте) заголовки;

· логические усиления;

· мнемически-справочные выделения;

· структурные выделения;

· структурно-рубрикационные выделения;

· структурно-технические выделения (примечания, цитаты и т.п.).

Первое требование к использованию приемов выделения — каждый объект выделять по-своему. Цель — помочь читателю легко, сразу отличать один вид выделения от других. Например, если термины набраны вразрядку, то имена лучше выделить светлым курсивом.

Второе требование — применять выделения последовательно. Это значит, что, решив выделить, например, имена и названия, нельзя одни из них выделять, а другие того же типа и значения оставлять невыделенными или, выбрав для выделения, например, имен светлый курсив, нельзя какие-то из них набирать вразрядку.

 

Соблюдать последовательность в использовании приемов выделения, особенно в сложных изданиях, помогает спецификация, определяющая их систему (указывается при первом упоминании).

Например:

имена — разрядка;

названия — курсив светлый;

примеры — петит со втяжкой и отбивкой от основного текста;

логические усиления — курсив светлый и т.д.

Благодаря спецификации не нужно перелистывать оригинал, чтобы узнать, каким приемом раньше выделялся такой же элемент текста. Кроме того, по спецификации, представляющей систему выделения в сжатой, наглядной форме, эту систему проще совершенствовать, дополняя различные приемы для разных видов выделений и используя всю гамму возможностей типографии.

Заголовки

Заголовок — название части, главы или раздела книги, набираемое шрифтами различных гарнитур и кеглей в зависимости от значимости объединяемых им частей текста и построения книги.

Заголовки:

1. Организуют, направляют и облегчают чтение:

прерывая текст, они заставляют читателя невольно остановиться, перед тем как приступить к чтению нового подраздела, и благодаря этому подталкивают к тому, чтобы осмыслить прочитанное, представляющее собой относительно законченное целое;

· предупреждая во многих случаях о теме последующего текста, они подготавливают читателя к его восприятию;

· членя текст, они, с одной стороны, помогают прерывать чтение на графически фиксированном месте и позволяют читать книгу осмысленными порциями, а с другой — создают благоприятные условия для чтения выборочного, когда читателю нужны в книге материалы только на одну или несколько ее подтем.

·  Углубляют понимание произведения, так как наглядно раскрывают его строение, соотносительное значение заголовков и их подразделов, место каждого из них в общей структуре произведения.

· Усиливают справочную функцию книги, облегчая и упрощая поиск частей произведения или издания.

Заголовки могут быть выражены самыми различными графическими способами:

1. Весьма простым и наиболее распространенным является способ маневрирования величиной шрифта. Чтобы показать читателю различие в логическом значении заголовков и дать соответствующий сигнал, который правильно ориентировал бы читателя в понимании роли читаемого, используют графическую весомость шрифта: чем крупнее шрифт, тем он графически тяжелее, тем сильнее его воздействие на читателя, тем активнее его восприятие. Поэтому «старшие» заголовки набираются шрифтами с более крупным очком, а подчиненные им (с меньшими логическими объемами) заголовки — шрифтами меньших размеров.

2. Весьма эффективным является также способ использования начертаний шрифта. Характер начертания шрифта используют при оформлении рубрикации для того, чтобы не увеличивать число кеглей шрифтов. Возможно применять полужирное или светлое начертания, прямое и курсивное в такой последовательности контрастных соотношений, которая в наилучшей форме выявляет логическое соотношение заголовков.

Важно!

При выделении внутритекстовых заголовков рекомендуется придерживаться следующей иерархии:

· полужирный шрифт — для наиболее значимых заголовков;

· полужирный курсив — для менее значимых (двухступенных);

· светлый курсив или разрядка — для трехступенных.

При применении разрядки следует помнить, что только одно-два слова, выполненные разрядкой, выглядят эстетично, более двух слов (иногда встречаются целые строчки) — нечитабельны.

 

3. Не исключены также применения в заголовках шрифта различных гарнитур. При умелом их сочетании можно добиться еще более четкого и контрастного выражения значения рубрик и вместе с тем сократить количество кеглей, неизбежных при одногарнитурном оформлении.

Расположение заголовков — также один из приемов, определяющих соподчинение рубрики.

Соподчиненность заголовков

Отдельные рубрики и части произведения (и общие категории) делятся следующим образом:

Серия изданий/собрание сочинений/многотомное издание/цикл произведений.

1. Цикл произведений.

2. Произведение.

3. Том.

4. Книга.

5. Часть.

6. Раздел.

7. Подраздел.

8. Глава.

9. Параграф.

 

Аналогично тому, как существует иерархия разделов в произведении, существует и деление заголовков по важности и значимости.

1. Шмуцтитул.

2. Шапка.

3. Заголовок в спусковом пробеле.

4. Начальный заголовок в разрез текста.

5. Рядовой заголовок в разрез текста.

6. Рядовой заголовок в разрез текста без нижней отбивки.

7. Заголовок с абзацного отступа.

8. Заголовок с абзацного отступа в подбор к тексту.

9. Форточка или фонарик.

10. Заголовок, скрытый в тексте.

11. Немой или графический заголовок.

 

При выборе оформления дизайнер должен учитывать относительную важность заголовков и определить, какие разделы будут оформляться каким видом заголовков.

При этом никто не запрещает пропускать какие-то варианты оформления (например, не использовать рядовой заголовок) или использовать один вариант для нескольких целей (например, оформлять шмуцтитулами и тома, и книги).

Правило выбора очень простое: нельзя менять важность заголовка. Том должен оформляться заголовком более высокой важности, чем раздел (или, по крайней мере, таким же). И если вы используете форточку для оформления частей, нельзя использовать заголовок с абзацного отступа для оформления глав, потому что это будет нарушением относительной важности.

Следует также помнить о том, что читатель должен разобраться с разделами. При использовании одинакового оформления (например, заголовки с абзацного отступа) следует позаботиться об этом: например, добавить в название заголовка слова «часть» или «глава» (это делается, разумеется, по согласованию с автором, если он не позаботился об этом до дизайнера).

В некоторых случаях (особенно в художественной литературе) рубрики могут не иметь тематических заголовков. Автор может придумать для каждой главы отдельное название, а может этого и не сделать. В таком случае главы нумеруются и обозначаются словами «глава 22» или же только номером, и при этом получается нумерационный заголовок. В оглавлении, как правило, к нумерационным заголовками все равно дописывается слово «глава», потому что нужно как-то отличать номер главы от номера страницы.

Конечно же, это менее удобно для читателя, поскольку запомнить цифру сложнее, чем удачно подобранное название, однако выбор остается на совести автора. Дизайнеру важно знать, что даже если рубрика не имеет названия, это еще не является поводом для оформления его немым заголовком.

В остальном дизайнер обладает почти полной свободой при оформлении заголовков.

Как следует оформлять заголовки разной важности и что вообще означают приведенные нами названия?

Шмуцтитул оформляется отдельной страницей (всегда нечетной, с правой стороны разворота) с названием раздела или произведения. Предыдущая (левая) страница может содержать окончание предыдущего раздела (произведения) или быть пустой. По сути, шмуцтитул — это как бы титульный лист конкретного произведения или раздела. Для оформления шмуцтитула можно использовать как текст, так и графическое оформление (линии, орнамент, рисунок).

Иногда термин «шмуцтитул» используется в другом значении: рисунок или орнамент в начале раздела, располагающийся непосредственно рядом с текстом. Это следует иметь в виду во избежание путаницы.

Шапка — это заголовок, вынесенный на новую страницу и помещенный в верхнюю ее часть. Таким образом, каждый раздел, оформленный шапкой, начинает ся с новой страницы. При создании заголовка-шапки дизайнер также может использовать различные графические средства оформления.

Заголовок в спусковом пробеле дополняет заголовок-шапку. При использовании нескольких заголовков на одной странице он размещается, например, между шапкой и текстом, отделенный отступами. Если он применяется отдельно, то отбивается от верхней границы страницы пустым пространством — это и называется спусковым пробелом.

Заголовок в разрез текста может быть начальным, рядовым и рядовым без нижней отбивки. Разница между этими тремя видами достаточно мала, и дополнительно разные заголовки подчеркиваются использованием шрифта разного кегля и начертания.

Начальный заголовок, используемый в разрез текста, выносится на новую страницу вместе с текстом нового раздела. Рядовые заголовки не выносятся на новую страницу, а просто отбиваются от предыдущего текста пустыми строками. При использовании рядового заголовка в разрез текста без нижней отбивки текст нового раздела следует непосредственно за текстом заголовка, без отбивок пустыми строками.

Заголовок с абзацного отступа оформляется как обычный абзац, без изменения кегля; если он оформляется в подбор тексту, то не используется даже отбивка между заголовком и следующим текстом. Выделяют такой заголовок обычно полужирным начертанием или написанием заглавными буквами.

Форточка — это заголовок, набранный отличным от основного текста шрифтом и помещенный в оборку текста, то есть обтекаемый текстом со всех сторон. Такое оформление не позволяет четко показать начало нового раздела и усложняет процесс верстки, однако такие заголовки могут служить как бы «конспектом» основного текста и используются в учебной литературе.

Фонарик — это заголовок, вынесенный на наружное поле страницы. Использование фонариков тоже усложняет процесс верстки и к тому же сужает поле набора, что очень неэкономично, поскольку часть страницы оказывается не занята текстом. С другой стороны, использование фонариков позволяет разместить на увеличенных полях дополнительную информацию — комментарии, ссылки, примечания к тексту. Областью использования фонариков является преимущественно научная и учебная литература.

Форточки и фонарики — вещи взаимоисключающие (принципиально разное оформление полей страницы), и в одном издании никогда не используются оба типа заголовков.

Скрытый в тексте заголовок — это, по сути, просто выделение с функцией заголовка. Такие разделы не выносятся в оглавление, они создаются только для того, чтобы читателю было удобно ориентироваться в тексте.

Используемый вид выделения зависит от общего дизайнерского решения издания, но одно требование непреложно: выделение должно быть видно при беглом взгляде на страницу, то есть, к примеру, выделение курсивом для этих целей непригодно.

Немой заголовок — это заголовок без текста и названия. Однако он отличается от просто «неназванных» разделов. Немые заголовки — самая мелкая и «бесправная» форма деления текста, они даже не выносятся в оглавление.

Немые заголовки используются, чтобы разделить текст на небольшие фрагменты в тех случаях, когда введение новых разделов не имеет смысла. Это часто встречается в художественной литературе, когда в одной главе описываются события, происходящие одновременно или, наоборот, разделенные промежутком времени. В таком случае используются немые заголовки для обозначения перехода от одной линии повествования к другой. Немой заголовок может выглядеть как графический заголовок или как белая строка.

Графический заголовок — это, как правило, символы астерисков (звездочек) или графический элемент (росчерк, рисунок), оформленные как некрупный заголовок. Они не несут никакого содержания, кроме того, что показывают начало нового раздела. Часто графические заголовки используются при верстке стихотворений, если стихотворение не имеет названия (в оглавление в этом случае выносятся начальные слова первой строки).

Белая строка в оформлении выглядит как увеличенное расстояние между абзацами, равное одной или нескольким пустым строкам. Не используется не только текст, но и графические средства выделения, — пустое пространство на странице.

Такое выделение невозможно, если новый фрагмент начинается на новой странице. В таком случае исчезающую белую строку заменяют знаками астерисков, как в графическом заголовке, росчерком, а чаще всего — короткой горизонтальной линией перед новым фрагментом текста.

Буквица — это первая буква первого слова в произведении или его отдельном разделе, выделяемая бульшим размером, другим шрифтом.Буквицы применяются преимущественно в оформительских целях, поэтому их чаще можно встретить в художественных изданиях или в изданиях для детей. Иногда буквицу сочетают с использованием линий, орнамента или же выполняют полностью рисованой.

В любом случае буквица (также называемая иногда инициалом) — признак издания, в котором применяются богатые средства оформления; обычно это богато иллюстрированные издания, и над оформлением буквиц, как и над иллюстрациями, работает художник.

По правилам типографики существует два основных варианта использования буквицы:

• буквица выступает за верхнюю границу строки, при этом нижнюю ее границу выравнивают по базовой линии строки;

• буквица не выступает за верхнюю границу строки, в этом случае ее верхнюю границу выравнивают по верхней линии строки, а сама буквица «утапливается» в тексте, занимая несколько строк по высоте.

Следует помнить, что буквица может быть использована только после названия произведения, заголовка раздела (главы, части) или же после немого или графического заголовка.

Виньетка — это графический рисунок (а в последнее время, с развитием технологий печати и верстки, — и любая иллюстрация, даже фотография), помещаемый в конец раздела на свободное место страницы. Так мы заполняем конечный пробел, когда заголовок следующего раздела начинается с новой страницы.

Для создания виньетки применяются разнообразные рисунки — от росчерков и орнаментов до фотографий или специально созданных художником иллюстраций. Важно помнить, что если для виньетки используется осмысленный рисунок, то он должен нести обобщающий и подытоживающий произведение смысл, он не может быть оторван от контекста, чтобы читатель догадывался — что же это значит.

Изменение оформления начальной строки применяется в сочетании с буквицей или просто в начале нового раздела. Для выделения текста используется смена начертания шрифта (иногда даже смена гарнитуры) или набор строки либо ее первых слов заглавными буквами.

Последнее часто применяется в сочетании с буквицей в англо-американской типографике, в первую очередь в газетной верстке. Для русской типографики такое оформление не характерно, однако и не нарушает никаких правил, поэтому остается на усмотрение дизайнера.

Изменение оформления начальной страницы раздела используется как в художественных целях, так и в практических: начальная страница выделяется в книге, и читателю легче ее найти. Чаще всего для этого сужается полоса набора — выверяется так, чтобы гармонировала с дизайном заголовка-шапки. Дополнительно используются линии, орнаменты, росчерки.

Для оформления начальной страницы также могут быть задействованы графические элементы (часто тоже называемые шмуцтитулами, что вносит небольшую путаницу, поскольку, как вы уже знаете, шмуцтитул является одним из видов оформления заголовков). Обычно это орнаменты, абстрактные или осмысленные рисунки, которые соответствуют смыслу раздела или целого произведения.

Иногда дизайнер сталкивается с расширенным заголовком. Его оформление зависит от конкретного произведения, и введение таких заголовков находится в компетенции автора (в крайнем случае — редактора).

Так, в книге может встречаться заголовок с альтернативным названием. Такой заголовок состоит из двух частей, обычно соединенных союзом «или». Чаще это встречается в названиях произведений, но иногда и заголовки разделов бывают «двойными».

Для такого заголовка дизайнер может использовать различное оформление двух частей. Поскольку первая часть является основной и более важной, она может быть выделена более крупным кеглем или другим начертанием (или же вторая часть выделяется, например, меньшим кеглем). По сути, такое оформление только улучшает восприятие заголовка, графически подчеркивая его нестандартность.

Еще один интересный вариант оформления заголовков — абреже. Мы можем встретить случаи, когда, кроме названия или номера главы, автор также дает краткое ее содержание — либо перечислением подразумеваемых подзаголовков, либо развернутым описанием тем раздела.

Абреже применяется как в научной литературе (с целью упростить поиск какого-либо фрагмента произведения), так и в художественной, особенно в произведениях, адресованных детской и подростковой аудитории (с целью заинтересовать, заинтриговать читателя).

И наконец, в художественных произведениях нам может встретиться текучий заголовок. В этом случае он не является отдельным предложением, а лишь несколькими словами предложения, относящегося к тексту. Текучий заголовок может быть последними словами фразы предыдущего раздела или первыми словами фразы нового раздела; иногда предложение тянется из одного раздела в другой и слова посредине текста служат заголовком. Такие заголовки не прерывают текст при чтении, повествование «течет» без остановки, откуда и пошло название.

Верстка заголовков

1. Общая высота заголовка (простых, включающих в себя один, или сложных, состоящих из нескольких заголовков и подзаголовков) должна быть за счет отбивок приведена к целому числу строк основного текста.

2. У заголовка, набранного прописными, межсловные пробелы должны быть немного больше, чем обычные. У набранных большим кеглем 20 пунктов и больше), межбуквенное расстояние рекомендуется чуть уменьшить.

3. Не допускаются предлоги, союзы и наречия в конце строк заголовков.

4. Длина строки заголовка, выключенного по центру, должна быть не более ширины полосы набора, уменьшенной на два абзацных отступа (максимальная длина строки заголовка = ширина полосы набора — 2-x абзацный отступ).

5. Заголовок разбивается на строки по смыслу.

6. Размер интерлиньяжа должен быть примерно 110-120% от кегля. Если заголовок набран прописными, то интерлиньяж немного увеличивается (120-130% от кегля).

7. Отбивки простых заголовков внутри текста должны быть такими, чтобы пробел над заголовком был пример­но в 1,5 раза больше, чем под ним. Отбивка сложного заголовка от текста сверху должна быть примерно в 2 раза больше отбивки снизу, а пробелы внутри этого заголовка должны последовательно уменьшаться от пер­вого заголовка до последнего подзаголовка.

8. Заголовки в начале текстовой полосы (без спуска) должны быть размещены без отбивок сверху, однако если на полосе есть колонтитул или колонцифра в верх­ней части полосы, то первый заголовок должен быть отбит от них на кегельную шрифта сверх обычной отбивки колонтитула.

9. Пространство по вертикали, которое занимает заголовок вместе с отбивками, рекомендуется делать кратным интерлиньяжу.

10. Над заголовком должно быть не менее 4 строк основного текста. Допускается 3 строки, но последняя строка должна быть не менее 2/3 от ширины полосы набора.

11. Под заголовком должно быть не менее 3 строк основного текста. Если есть еще и сноска(и), то допускается 2 строки под заголовком, при условии, что первая строка сноски по ширине набрана на полный формат.

12. В родо-нумерационных заголовках разряжается только слова «глава», «раздел» и т.д. (родовая часть). Номер (арабский или римский) не разряжается.

13. Не разрешается размещать заголовок непосредст­венно перед иллюстрацией (если заголовок не относится только к иллюстрации) и иллюстрацию непосредственно перед заголовком.

14. Разрешается размещать короткие заголовки (меньше формата оборки) в оборках размером не менее 2 кв.

15. Подзаголовки, врезанные в текст («форточками»), должны размещаться так, чтобы над или под ними было не менее трех строк текста, в изданиях оперативной по­лиграфии — не менее двух.

16. Подзаголовки на полях полос (так называемые «фонарики») заверстываются на четных полосах слева, на нечетных — справа от текста с выравниванием их верх­ней строки по линии первой строки абзаца, к которому относится заголовок.

17. Максимальный формат заголовка на полях должен быть задан издательской спецификацией.

18. Минимальная отбивка текста заголовка от основного текста — 6 п.

19. Если заголовок на полях оказывается в нижней части полосы, то под его последней строкой должно быть не менее трех строк текста.


Навигационный аппарат [23]

Навигационный аппарат — тексты, предназначенные для ориентир


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.135 с.