Ж) Неалфавитные и символьные шрифты — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Ж) Неалфавитные и символьные шрифты

2021-06-02 33
Ж) Неалфавитные и символьные шрифты 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

К этой группе принадлежат комплекты специальных знаков (математические, лингвистические, фонетические, химические, астрономические, электротехнические, архитектурные, картографические, нотные, шахматные, клавиатурные и т. д.), линейки, бордюры, орнаменты, виньетки и другие наборные украшения. Также сюда относятся комплекты политипажей на различные темы и пиктограммы (дорожные, спортивные, туристические и т. д.).

Рис. 15. Неалфавитные и символьные шрифты

 


Гарнитура

Гарнитура — графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему.

На заметку: При пользовании термина гарнитура не обязательно добавлять определение гарнитура шрифта), так как гарнитура — это и есть наборный шрифт, взятый в конкретности его рисунка и состава по знакам, кеглям, начертаниям.

Каждая гарнитура обладает собственным именем. Оно может говорить о создателе (Гарамон), истории употребления (Тайме), стиле (Елизаветинская), конкретной особенности (Компакта), достоинстве (Универс), национальной принадлежности (Голландер), предназначении (Кудряшевская словарная), ассоциативном качестве (Вивальди) шрифта.

Важно: Необходимо различать следующие понятия.

Шрифт — это совокупность знаков (characters): букв, цифр, символов, знаков препинания и т. д., которые спроектированы для совместного применения так же, как, скажем, прилажены друг к другу части какого-либо снаряжения.

Гарнитура (typeface) — это шрифт совершенно определенного рисунка.

Комплект литер, шрифтовой файл (font) — это физическое воплощение или описание гарнитуры шрифта (например, в компьютерных кодах).

 Рис.4.

В одной и той же гарнитуре шрифты могут отличаться начертанием и размером (кеглем).

Рис. 5.

 

В рамках одной гарнитуры, сохраняя важнейшие черты своего основного рисунка, шрифты могут иметь различное начертание:

· по постановке (наклону) основных штрихов;

· по насыщенности (жирности);

· по ширине.

По постановке очка (изображения буквы) различают шрифты прямого и курсивного начертания. В курсивных шрифтах основные штрихи букв расположены наклонно. Кроме того, почти во всех гарнитурах строчные курсивные буквы по форме несколько отличаются от печатных прямых и приближаются к скорописи.

Разница между курсивным и наклонным начертаниями шрифта состоит в том, что строчные буквы шрифта курсивного начертания строятся по принципу рукописных шрифтов, а строчные буквы шрифта наклонного начертания имеют сходство с буквами прямого начертания, что совсем не одно и то же.

             
 

 

 


   

По насыщенности различают шрифты светлого, полужирного и жирного начертания. В светлых шрифтах толщина основных штрихов не менее чем вдвое меньше ширины внутрибуквенных просветов. В полужирных шрифтах толщина этих штрихов лишь немного уступает ширине внутрибуквенных просветов или равна ей. В жирных шрифтах толщина основных штрихов больше ширины внутрибуквенных просветов.

Рис. 16. Различие шрифтов по насыщенности

По ширине различают шрифты нормальные, узкие и широкие. Ширина шрифта характеризуется отношением ширины буквы (считая по букве средней ширины, например «н») к ее высоте. В нормальных шрифтах ширина буквы обычно составляет приблизительно 3/5-5/6, в узких шрифтах — меньше 3/5, в широких — превышает 5/6 ее высоты.

Важно: Основным начертанием шрифта считается прямое светлое нормальное по ширине. Шрифты других начертаний нужны в книге главным образом для выделений в тексте, заголовков, а также для оформления ее внешних элементов.

Пропорции, свойственные шрифту в прямом светлом нормальном по ширине начертании, невозможно полностью сохранить в его других начертаниях. В частности, шрифт в курсивном, а тем более в полужирном и жирном начертаниях должен быть шире, чем в светлом прямом начертании. В противном случае курсивный шрифт будет казаться слишком узким, а полужирный и тем более жирный — слишком грубыми, непропорциональными.

Особенно заметно искажаются пропорции шрифта при изменении его начертания по ширине. Широкие шрифты непропорциональны, читаются хуже нормальных и неэкономичны. Поэтому как текстовыми ими практически не пользуются. Что же касается узких шрифтов, то убористость и экономичность делают их применение весьма соблазнительным, в особенности для газет, журналов и массовых книжных изданий. Но узкие шрифты настолько неудобочитаемы, вредны для зрения и безобразны, что их перестали применять как текстовые в книгах, да и в газетах применяют все реже.


 

Размер (кегль) шрифта

Кегль (кегель) — размер литеры наборного шрифта, высота буквы или знака в строке с просветом над и под ними (заплечики). По сути, кегль — это высота кегельной площадки, а не очка шрифта. В связи с этим, в разных шрифтах при одинаковых кеглях высота очка может быть различной.

Размер (по высоте), или кегль, типографского шрифта выражается в особых линейных единицах измерения — типографских пунктах и квадратах (квадрат равен 48 пунктам). В пересчете на метрические меры типографский пункт равен приблизительно 3/8 мм (точнее 0,376 мм), а квадрат-приблизительно 18 мм.

На заметку: Существуют две системы типографских измерений: англо-американская система, или система Пика (Pica), и система Дидо (Didot). Система Пика применяется в Великобритании, Америке и в большинстве стрн относительного мира, кроме континентальной Европы. Система Дидо применяется в большинстве стран континентальной Европы и России. В обеих системах основной единицей измирения является типографский пункт, но в англо-американской системе он равен округленно 0,351 мм, а в системе Дидо чуть больше — примерно 0,376 мм. Для измерений в типографской и англо-американской системах измерений используется специальная линейка — строкомер.

На заметку:

Типографские элементы Система измерения
Формат издания, Размер печатного листа, Поля на странице издания. Метрическая система
Размер наборной полосы; Размеры окон для заверстки иллюстраций или дополнительного текста. Квадраты.
Втяжки на полосе, включая абзацный отступ. Типографская система или миллиметры.
Формат набора устанавливается в. Квадраты, сантиметры, пайки.
Кегль шрифта и интерлиньяж. Типографские пункты, квадраты.
Ширина символов. Миллиметры.

Размер типографского шрифта принято указывать сокращенно, например, шрифт, кегль которого равен 10 пунктам, обозначается как шрифт кг. 10. Говоря, что кегль данного шрифта равен тому или другому числу пунктов, имеют в виду не высоту отпечатка буквы на бумаге, а эту высоту плюс небольшие пробелы сверху и снизу, необходимые для образования нормальных промежутков между строками. Во многих случаях эти пробелы частично тоже заняты изображением буквы. Так, в прописных буквах, в строчной букве «б», в цифрах занят верхний (надстрочный) пробел; в строчных буквах «р», «у» занят нижний (подстрочный) пробел.

Высота строчных букв, не имеющих выносных элементов, обычно несколько меньше половины кегля. Вместе с тем в шрифтах различных гарнитур высота очка при одном и том же кегле неодинакова. Например, высота буквы «н» кг. 10 в Обыкновенной новой гарнитуре равна 1,78, в Литературной — 1,68, в Елизаветинской — 1,49 мм.

В старину шрифты каждого кегля имели свои особые названия. Некоторые из них до сих пор широко распространены в типографском обиходе. Так, шрифт кг. 12 называется цицеро, кг. 10 — корпус, кг. 9 — боргес, кг. 8 — петит, кг. 6 — нонпарель.

Кегль шрифта (в пунктах) Название (система Дидо) Назначение Пример
кг. 6, Нонпарель

Основной текст компактных изданий

 

Aa
кг. 7, Миньон Aa
кг. 8 Петит Основной текст массовых журналов, справочников, указателей, словарей, для дополнительного и справочновспомогательных текстов, а также таблиц в книгах, научных и художественных журналах и газетах Aa
кг. 9 Боргес

Основной текст различных книжных изданий и части журналов

 

Aa
кг. 10 Корпус Aa
кг. 12 Цицеро

Основной текст учебников (первых лет обучения) и книг для детей.

Aa
кг. 14 Миттель Aa
кг. 16 Терция

Титулы и выделение.

Aa
кг. 18 Парангон / Двойной боргес Aa

Функции шрифтов

1. В зависимости от целевого назначения выделяют шрифты:

2. Текстовые (text faces). Шрифты, предназначенные для набора основного текста книг, журналов и газет; это шрифты прямого светлого начертания сравнительно мелких кеглей — от 5 до 14 пунктов. Текстовые шрифты наиболее консервативны в отношении формы. Они должны быть максимально привычными и незаметными, чтобы не отвлекать читателя от содержания текста.

3. Титульные и выделительные (display faces). Титульные шрифты — шрифты более крупных кеглей — от 14 до 48 пунктов, применяемые для набора титулов, обложек, рубрик, газетных заголовков и различных акцидентных работ. Многие гарнитуры содержат титульные шрифты (по кеглю), другие же являются только титульными.

4. К выделительным относятся шрифты курсивные, наклонные, полужирные, жирные, широкие и других начертаний, перечисленные в текстовой группе шрифтов до кг. 14. Их используют для выделений при текстовом наборе (например, драматических произведений), а также в газетах и журналах.

5. Акцидентные шрифты (display faces). Акцидентные шрифты ещё называют декоративными (ещё они частично совпадают с понятием афишно- плакатных шрифтов). Их главная задача — привлечь внимание читателя. Обычно акцидентные шрифты используются в крупных кеглях.

 



Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.