История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2021-06-02 | 33 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
К этой группе принадлежат комплекты специальных знаков (математические, лингвистические, фонетические, химические, астрономические, электротехнические, архитектурные, картографические, нотные, шахматные, клавиатурные и т. д.), линейки, бордюры, орнаменты, виньетки и другие наборные украшения. Также сюда относятся комплекты политипажей на различные темы и пиктограммы (дорожные, спортивные, туристические и т. д.).
Рис. 15. Неалфавитные и символьные шрифты
Гарнитура
Гарнитура — графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему.
На заметку: При пользовании термина гарнитура не обязательно добавлять определение гарнитура шрифта), так как гарнитура — это и есть наборный шрифт, взятый в конкретности его рисунка и состава по знакам, кеглям, начертаниям.
Каждая гарнитура обладает собственным именем. Оно может говорить о создателе (Гарамон), истории употребления (Тайме), стиле (Елизаветинская), конкретной особенности (Компакта), достоинстве (Универс), национальной принадлежности (Голландер), предназначении (Кудряшевская словарная), ассоциативном качестве (Вивальди) шрифта.
Важно: Необходимо различать следующие понятия.
Шрифт — это совокупность знаков (characters): букв, цифр, символов, знаков препинания и т. д., которые спроектированы для совместного применения так же, как, скажем, прилажены друг к другу части какого-либо снаряжения.
Гарнитура (typeface) — это шрифт совершенно определенного рисунка.
Комплект литер, шрифтовой файл (font) — это физическое воплощение или описание гарнитуры шрифта (например, в компьютерных кодах).
Рис.4.
В одной и той же гарнитуре шрифты могут отличаться начертанием и размером (кеглем).
|
Рис. 5.
В рамках одной гарнитуры, сохраняя важнейшие черты своего основного рисунка, шрифты могут иметь различное начертание:
· по постановке (наклону) основных штрихов;
· по насыщенности (жирности);
· по ширине.
По постановке очка (изображения буквы) различают шрифты прямого и курсивного начертания. В курсивных шрифтах основные штрихи букв расположены наклонно. Кроме того, почти во всех гарнитурах строчные курсивные буквы по форме несколько отличаются от печатных прямых и приближаются к скорописи.
Разница между курсивным и наклонным начертаниями шрифта состоит в том, что строчные буквы шрифта курсивного начертания строятся по принципу рукописных шрифтов, а строчные буквы шрифта наклонного начертания имеют сходство с буквами прямого начертания, что совсем не одно и то же.
По насыщенности различают шрифты светлого, полужирного и жирного начертания. В светлых шрифтах толщина основных штрихов не менее чем вдвое меньше ширины внутрибуквенных просветов. В полужирных шрифтах толщина этих штрихов лишь немного уступает ширине внутрибуквенных просветов или равна ей. В жирных шрифтах толщина основных штрихов больше ширины внутрибуквенных просветов.
Рис. 16. Различие шрифтов по насыщенности
По ширине различают шрифты нормальные, узкие и широкие. Ширина шрифта характеризуется отношением ширины буквы (считая по букве средней ширины, например «н») к ее высоте. В нормальных шрифтах ширина буквы обычно составляет приблизительно 3/5-5/6, в узких шрифтах — меньше 3/5, в широких — превышает 5/6 ее высоты.
Важно: Основным начертанием шрифта считается прямое светлое нормальное по ширине. Шрифты других начертаний нужны в книге главным образом для выделений в тексте, заголовков, а также для оформления ее внешних элементов.
Пропорции, свойственные шрифту в прямом светлом нормальном по ширине начертании, невозможно полностью сохранить в его других начертаниях. В частности, шрифт в курсивном, а тем более в полужирном и жирном начертаниях должен быть шире, чем в светлом прямом начертании. В противном случае курсивный шрифт будет казаться слишком узким, а полужирный и тем более жирный — слишком грубыми, непропорциональными.
|
Особенно заметно искажаются пропорции шрифта при изменении его начертания по ширине. Широкие шрифты непропорциональны, читаются хуже нормальных и неэкономичны. Поэтому как текстовыми ими практически не пользуются. Что же касается узких шрифтов, то убористость и экономичность делают их применение весьма соблазнительным, в особенности для газет, журналов и массовых книжных изданий. Но узкие шрифты настолько неудобочитаемы, вредны для зрения и безобразны, что их перестали применять как текстовые в книгах, да и в газетах применяют все реже.
Размер (кегль) шрифта
Кегль (кегель) — размер литеры наборного шрифта, высота буквы или знака в строке с просветом над и под ними (заплечики). По сути, кегль — это высота кегельной площадки, а не очка шрифта. В связи с этим, в разных шрифтах при одинаковых кеглях высота очка может быть различной.
Размер (по высоте), или кегль, типографского шрифта выражается в особых линейных единицах измерения — типографских пунктах и квадратах (квадрат равен 48 пунктам). В пересчете на метрические меры типографский пункт равен приблизительно 3/8 мм (точнее 0,376 мм), а квадрат-приблизительно 18 мм.
На заметку: Существуют две системы типографских измерений: англо-американская система, или система Пика (Pica), и система Дидо (Didot). Система Пика применяется в Великобритании, Америке и в большинстве стрн относительного мира, кроме континентальной Европы. Система Дидо применяется в большинстве стран континентальной Европы и России. В обеих системах основной единицей измирения является типографский пункт, но в англо-американской системе он равен округленно 0,351 мм, а в системе Дидо чуть больше — примерно 0,376 мм. Для измерений в типографской и англо-американской системах измерений используется специальная линейка — строкомер.
На заметку:
Типографские элементы | Система измерения |
Формат издания, Размер печатного листа, Поля на странице издания. | Метрическая система |
Размер наборной полосы; Размеры окон для заверстки иллюстраций или дополнительного текста. | Квадраты. |
Втяжки на полосе, включая абзацный отступ. | Типографская система или миллиметры. |
Формат набора устанавливается в. | Квадраты, сантиметры, пайки. |
Кегль шрифта и интерлиньяж. | Типографские пункты, квадраты. |
Ширина символов. | Миллиметры. |
Размер типографского шрифта принято указывать сокращенно, например, шрифт, кегль которого равен 10 пунктам, обозначается как шрифт кг. 10. Говоря, что кегль данного шрифта равен тому или другому числу пунктов, имеют в виду не высоту отпечатка буквы на бумаге, а эту высоту плюс небольшие пробелы сверху и снизу, необходимые для образования нормальных промежутков между строками. Во многих случаях эти пробелы частично тоже заняты изображением буквы. Так, в прописных буквах, в строчной букве «б», в цифрах занят верхний (надстрочный) пробел; в строчных буквах «р», «у» занят нижний (подстрочный) пробел.
|
Высота строчных букв, не имеющих выносных элементов, обычно несколько меньше половины кегля. Вместе с тем в шрифтах различных гарнитур высота очка при одном и том же кегле неодинакова. Например, высота буквы «н» кг. 10 в Обыкновенной новой гарнитуре равна 1,78, в Литературной — 1,68, в Елизаветинской — 1,49 мм.
В старину шрифты каждого кегля имели свои особые названия. Некоторые из них до сих пор широко распространены в типографском обиходе. Так, шрифт кг. 12 называется цицеро, кг. 10 — корпус, кг. 9 — боргес, кг. 8 — петит, кг. 6 — нонпарель.
Кегль шрифта (в пунктах) | Название (система Дидо) | Назначение | Пример | |
кг. 6, | Нонпарель | Основной текст компактных изданий
| Aa | |
кг. 7, | Миньон | Aa | ||
кг. 8 | Петит | Основной текст массовых журналов, справочников, указателей, словарей, для дополнительного и справочновспомогательных текстов, а также таблиц в книгах, научных и художественных журналах и газетах | Aa | |
кг. 9 | Боргес | Основной текст различных книжных изданий и части журналов
| Aa | |
кг. 10 | Корпус | Aa | ||
кг. 12 | Цицеро | Основной текст учебников (первых лет обучения) и книг для детей. | Aa | |
кг. 14 | Миттель | Aa | ||
кг. 16 | Терция | Титулы и выделение.
| Aa | |
кг. 18 | Парангон / Двойной боргес | Aa |
Функции шрифтов
1. В зависимости от целевого назначения выделяют шрифты:
2. Текстовые (text faces). Шрифты, предназначенные для набора основного текста книг, журналов и газет; это шрифты прямого светлого начертания сравнительно мелких кеглей — от 5 до 14 пунктов. Текстовые шрифты наиболее консервативны в отношении формы. Они должны быть максимально привычными и незаметными, чтобы не отвлекать читателя от содержания текста.
3. Титульные и выделительные (display faces). Титульные шрифты — шрифты более крупных кеглей — от 14 до 48 пунктов, применяемые для набора титулов, обложек, рубрик, газетных заголовков и различных акцидентных работ. Многие гарнитуры содержат титульные шрифты (по кеглю), другие же являются только титульными.
4. К выделительным относятся шрифты курсивные, наклонные, полужирные, жирные, широкие и других начертаний, перечисленные в текстовой группе шрифтов до кг. 14. Их используют для выделений при текстовом наборе (например, драматических произведений), а также в газетах и журналах.
5. Акцидентные шрифты (display faces). Акцидентные шрифты ещё называют декоративными (ещё они частично совпадают с понятием афишно- плакатных шрифтов). Их главная задача — привлечь внимание читателя. Обычно акцидентные шрифты используются в крупных кеглях.
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!