Польский летчик плывет под парусами через Атлантику — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Польский летчик плывет под парусами через Атлантику

2021-06-02 33
Польский летчик плывет под парусами через Атлантику 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

45. Кшиштоф Грабовский – "Тетис"

 

Кшиштоф Грабовский – польский летчик, сражавшийся в небе Англии, был награжден пятью боевыми орденами. Он также был знаком и с парусным спортом: вместе со своим 12‑летним сыном он переплыл Средиземное море.

В 1959 году Грабовский вместе с другом решает пересечь Атлантику на своей яхте "Тетис". Это был старый, но еще крепкий тендер длиной 7,6 метра, с длинным бушпритом и гафельным вооружением (площадью парусов около 40 квадратных метров). Однако друг не смог принять участия в рейсе. И Грабовский решил плыть один.

В начале марта 1959 года "Тетис" покинула Танжер с запасом продовольствия на 100 дней. Руководствуясь прогнозами погоды, Грабовский решает пересечь океан из Танжера в Нью‑Йорк.

За первые три дня при встречных ветрах "Тетис" прошла всего 50 миль. Затем ветер изменил направление на северо‑восточное, и яхта, идя на одном стакселе, с закрепленным рулем, преодолевала по 100 миль в сутки.

Несмотря на трудности с определением координат из‑за пасмурной погоды, бывший летчик, достигнув Канарских островов, отметил, что отклонение от курса составило всего несколько миль. Опоздание по сравнению с намеченными сроками не позволило Грабовскому посетить эти прекрасные острова, и он с сожалением прошел мимо.

Войдя в полосу слабого пассата, яхта спокойно скользила по океану под двумя стакселями, а моряк загорал, слушал радиопередачи и вволю отсыпался, так как предыдущий этап пути вдоль оживленных судоходных путей требовал неусыпного внимания. По мере удаления от Африканского континента пассат ослабевал и часто менял направление, и моряку приходилось стоять на руле.

Только с наступлением темноты моряк покидал руль, зажигал большой сигнальный фонарь и готовил себе горячую пищу. Пока он спал, яхта дрейфовала со спущенными парусами, увлекаемая на запад Северным пассатным течением.

В начале нюня Грабовский приблизился к Большим Антильским островам и направил "Тетис" на северо‑запад, чтобы войти в Гольфстрим. Именно тогда на яхту налетел сильный, хотя и непродолжительный шторм. Идя под штормовыми парусами, яхта превосходно перенесла натиск стихии, а моряку пришлось пережить страшные минуты при виде вздымающихся вокруг "Тетиса" огромных валов.

Переменные, зачастую встречные ветры, господствующие у побережья Северной Америки, значительно задержали рейс "Тетиса". Только 5 июля, после восьмидесяти четырех дней плавания, преодолев 4000 миль, Грабовский достиг Нью‑Йорка.

Мореплавателя шумно приветствовали, а местная пресса уделила ему немало внимания.

 

Атлантический рейс на плоту

 

 

46. Рене Лекомб – "Пот‑о‑нуар"

 

Даже среди моряков Рене Лекомб известен лишь немногим. Судьба этого отважного человека сложилась необычно. Детство он провел в глухом французском селе департамента Дордонь. Закончив с отличием коллеж, он поступил в университет. Но жизнь распорядилась иначе.

Будущий лингвист, которого призвали во французскую армию, воевал в джунглях Индокитая. Лекомб был тяжело ранен, лишился глаза и охромел. Но тихое и спокойное существование его не устраивало. Вскоре он отправляется в джунгли Африки. Единственным трофеем двенадцатитысячекилометрового сафари был превосходный документальный фильм, за который он получил деньги.

Вернувшись во Францию, он поселился в рыбацком селении Канон на берегу Бискайского залива. Возможно, под неумолчный рокот прибоя родилась мысль о плавании в одиночку: "Я совершу путешествие по водным просторам, и оно будет способом самовыражения, как другие выбирают музыку или живопись". Да, это воистину была достойная цель – одному на яхте пересечь Атлантический океан.

Яхта стоит дорого, и Лекомб направляется в Бордо, чтобы добыть денег. Он берется за любую работу: грузит корабли в порту, моет посуду в ресторанах. Часто, чтобы отложить несколько франков, он по два‑три дня голодает. Время идет, но в его кассе денег ещё маловато. Лекомб, теряя терпение, решает построить простой плот из сосновых бревен. Но поскольку денег не хватает и на плот, Лекомб должен сочетать работу ради хлеба насущного со строительством.

Так появилось его первое "судно" – неуклюжий 13‑тонный плот из семи сосновых стволов, оборудованный мачтой с прямым парусом и большим ящиком вместо каюты.

Летом 1957 года плот был спущен на воду. Лекомб завербовал в экипаж ещё одного искателя приключений. Ни Лекомб, ни его товарищ не имели никакого опыта в плавании под парусами. Больше того, Лекомб даже не умел плавать! Навигации он учился по книгам. Но несмотря ни на что, пробный рейс вдоль побережья Франции прошел успешно. Однако напарник Лекомба заявил, что море не его стихия. Тогда Рене Лекомб решил плыть один.

28 июня 1959 года Лекомб, не имея ни официального разрешения, ни необходимого снаряжения, отправился в плавание с намерением достичь Южной Америки. После двухнедельной схватки с океаном плот разбился о скалы у берегов Африки. Местные рыбаки спасли Лекомба.

Однако неудачи не сломили мореплавателя. Упорный француз начинает всё сначала. Работает, экономит, строит… Через полгода новый плот "Пот‑о‑нуар" готов к плаванию. Лекомб не слушает уговоров друзей. На этот раз у него больше шансов. Он изучал навигацию и лучше оснастил плот.

Поначалу океан встретил его благожелательно. Первая неделя плавания прошла спокойно. Но в последующие пять дней внезапный шторм, обрушившийся на плот, долго терзал его и наконец выбросил на африканский берег…

И опять Лекомб начинает всё заново – строит третий плот "Пот‑о‑нуар II", напряженно работая, экономя и отказывая себе в необходимом.

Очередной, третий, плот был спущен на воду в конце 1959 года. С минимальными запасами продовольствия и скромным оснащением в начале 1960 года Лекомб предпринимает новую попытку. Ветер и прибрежные скалы пять дней держали плот в плену. На шестые сутки ветер сменил направление и наполнил паруса.

Лекомб, насколько это возможно, старается выдержать курс на запад, чтобы ввести плот в полосу пассатов. Это ему удается, и целую неделю он плывет без помех. Моряк верит, что на этот раз он победит. Он ловит рыбу и живет буквально на хлебе и воде. Дни на плоту проходят однообразно. Чтобы как‑то скрасить одиночество, он пишет длинные письма своим друзьям, которые так и не были отправлены.

В конце второй недели небо заволокли зловещие черные тучи. Океан разволновался. Лекомб закрепил всё по‑надежнее и взял рифы у парусов. Вскоре разразился ураган. Двое суток моряк не мог сомкнуть глаз. Казалось, каждая следующая волна будет для "Пот‑о‑нуар II" последней, Лекомбу не доводилось бывать в таких переделках. Однако плот выдержал испытание, океан постепенно успокоился, а моряк занялся ремонтными работами. Перенесенный шторм вдохнул в него веру в свои силы.

Через месяц снова разразился шторм. Ветер гнул мачту и завывал в снастях, бревна предательски скрипели. Казалось, что плот не выдержит. Наконец наступила желанная тишина. Но теперь бессильно повис парус. Штиль продолжался две недели. Приходят тяжелые дни: продовольствие кончилось, рыба не ловится, нет ни капли пресной воды…

Но вот наступил счастливый миг – Лекомб увидел землю! Штормуя, плот причаливает у восточного берега острова Барбадос. Темный от загара и худой как скелет моряк с большим трудом сходит на берег. Атлантический океан преодолен…

 

Первые атлантические гонки яхтсменов‑одиночек

 

 

47. Фрэнсис Чичестер – "Джипси‑Мот III" Блонди Хазлер – "Джестер", Дэвид Льюис – "Кардинал верту", Вэл Хауэлз – "Эйра", Жан Лакомб – "Мыс Горн"

 

Инициатором первой атлантической регаты 1960 года был известный яхтсмен, 45‑летний английский полковник Блонди Хазлер. Правда, в 1891 году два мореплавателя‑одиночки, Лоулор и Эндрюс, соревновались между собой в плавании через Атлантику, но это были неофициальные состязания.

Гонки ставили целью сравнить и испытать в суровых океанских условиях новые типы яхт, положив тем самым начало соревнованию на далекие расстояния – настоящему парусному марафону. Регата была организована Королевским западным яхт‑клубом под патронатом Общества Слокама.

Состязание решено было провести на трассе Великобритания – Соединенные Штаты общей протяженностью около 3000 миль. Согласно правилам, яхтсмены стартуют в Плимуте и движутся произвольным курсом с востока на запад, оставляя справа по борту бакен Мелампус, и наконец, миновав маяк Амброз, финишируют в Нью‑Йорке.

Яхтсменам не запрещалось заходить в порты, но время стоянки входило в общее время, затраченное на преодоление трассы.

Условия гонок, не считая протяженности трассы, были очень трудными из‑за преобладающих встречных западных ветров. До этого только Роберту Грэхему удалось одолеть эту трассу в одиночку.

Размер судов не оговаривался. Однако выдвигалось условие: перед состязанием каждая яхта должна была быть осмотрена инспектором, который должен решить, позволяет ли конструкция и состояние данного судна принять участие в соревновании.

Согласно правилам, к участию в гонках допускались моряки не моложе 21 года. Каких‑либо формальных прав на управление яхтой не требовалось. В то же время запрещалось пользоваться какой‑либо помощью со стороны других лиц, брать во время плавания пресную воду, продовольствие и информацию о местонахождении. Яхты, имевшие радиостанции, могли не поддерживать регулярно связь.

Каждая яхта в обязательном порядке должна была располагать спасательным плотом, радарным отражателем, сигнальными факелами, ракетами и сиренами. Часть оборудования предоставлялась организаторамн гонок.

Первая награда устанавливалась в размере 750 фунтов стерлингов, кроме того, каждому финалисту выплачивалось по 250 фунтов.

Большая часть трассы гонок проходила в районах весьма оживленных судоходных путей, поэтому для обеспечения безопасности организаторы должны были предупреждать о гонках капитанов всех судов, выходящих в Северную Атлантику. Предусматривалось, что яхты будут снабжены продовольствием на шестьдесят дней пути плюс неприкосновенным запасом на двадцать дней.

Для участия в регате, ставшей большим событием в спортивном сезоне 1960 года, записалось восемь яхтсменов, что само по себе свидетельствовало о весьма сложных условиях гонок.

Различные организации и отдельные ученые готовились к проведению научных наблюдений за состоянием людей, которые отправлялись в продолжительное плавание в одиночку.

Участник гонок Дэвид Льюис, врач по профессии, принимавший деятельное участие в организации и проведении исследований, писал:

"Для меня спортивная сторона состязания была отодвинута на второй план проблемой борьбы человека со стихией. Мы ожидали, что получим от гонок представление о реакциях человека, в одиночку борющегося с океаном, лишенного помощи извне, оставленного наедине с самим собой".

Уже за неделю до начала гонок четыре яхтсмена закончили в Плимуте последние приготовления: Фрэнсис Чичестер, стартующий на 12‑метровом иоле "Джипси‑Мот III", Блонди Хазлер – на 7,6‑метровом модернизированном боте "Джестер", Вэл Хауэлз – на боте "Эйра", Дэвид Льюис – на 7,5‑метровом шлюпе "Кардинал верту".

Жан Лакомб, которого во время перехода из Франции на маленьком 6,5‑метровом шлюпе "Мыс Горн" задержала штормовая погода, прибыл в Плимут только за день до начала гонок. Поскольку немало времени ушло на подготовку яхты, линию старта он пересек на пять дней позже других яхт, что не противоречило правилам. В 1955 году Лакомб на 5,5‑метровой яхте "Иппокамп" уже пересекал Атлантику за шестьдесят восемь дней.

Участники гонок получили "медицинские судовые журналы", в которых они должны были ежедневно вести записи о питании, употреблении воды и напитков, сне и самочувствии. Все участники состязания были взвешены, и была проведена опись имевшегося на яхтах продовольствия. Та же процедура должна была повториться и по прибытии в Нью‑Йорк.

Яхтсмены не раз дружески обсуждали предстоящую регату: северный, хотя и более короткий, путь проходит через область плавучих айсбергов, к тому же там преобладают встречные ветры; южная трасса отличается устойчивыми благоприятными ветрами, но значительно длиннее.

Все мореплаватели, за исключением Чичестера, не делали из своих планов секрета. Неизвестно было, какой путь изберет Чичестер. Впрочем, заметим, что он купил много метров рыбачьей сети, заявив, что намеревается ловить ими летучих рыб. Эти рыбы встречаются только в теплых, южных водах. Однако это всего‑навсего ход Чичестера, как считали многие, чтобы обмануть общественное мнение. Скорее всего, Чичестер последует северным путем, решили знатоки.

Благоприятный восточный ветер перед самым стартом сменился западным. Небо заволокли тучи, то и дело налетали шквалы с дождями. Прогноз предвещал семибалльные юго‑западные ветры.

11 июня в 10.00 с сигнальной мачты упал стартовый флаг и до соревнующихся донесся звук выстрела. Первая атлантическая регата началась. Почти сразу же стартовую линию пересек "Джестер" Хазлера.

Первых сенсаций долго ждать не пришлось.

"В 13.30 без всякого предупреждения в четырех метрах над палубой с треском сломалась мачта яхты, – пишет Льюис. – Верхняя часть мачты пролетела рядом со мной через борт в море. Целую минуту я судорожно сжимал румпель, не веря, что тяжело раскачивающаяся коробка, покрытая спутанными обломками и снастями, и есть моя чудесная яхта… Неужели ей суждено затонуть, забрав и меня с собой?!."

И Льюис, поставив аварийные паруса, вынужден был вернуться в Плимут, чтобы исправить мачту и продолжить гонки. В знак того, что "Кардинал верту" не выбыл из соревнования, мореплаватель вывесил свой спортивный флажок.

Тем временем пришло сообщение, что Хазлера видели близ мыса Лизард. О других яхтсменах известий не поступало. Позже оказалось, что Чичестер с трудом преодолевал волны у западного выхода из канала Ла‑Манш.

Вскоре Хауэлз встретился с трудностями. От воды, проникшей через передний люк, когда нос "Эйры" зарывался в волны, повредились крепления размещенного в форпике аккумулятора. В результате аккумулятор опрокинулся и кислота залила овощи, одежду и оснащение. Хауэлз выбросил аккумулятор за борт, и с этого времени "Эйра" плыла без огней.

Тем временем Льюис предпринимал на верфи все меры к тому, чтобы его яхта вместе с яхтой "Мыс Горн" могла снова отправиться в далекий путь. Наконец он отчалил. На вопрос репортеров о его шансах Льюис шутливо ответил: "Думаю приплыть в Нью‑Йорк до того, как другие ловкачи успеют выпить всё пиво…"

Лакомб стартовал пятым, последним.

Прошло несколько дней, и пути яхт разошлись. Каждый из моряков придерживался своего тщательно разработанного маршрута с учетом возможностей своих яхт.

После первой недели плавания "Джестер" Хазлера, идущий трудным, но коротким северным путем, по достижении 15° западной долготы находился севернее других яхт. Значительно южнее, достигнув 10° западной долготы, шла яхта "Кардинал верту" Льюиса. Шедший с двухдневным опозданием Фрэнсис Чичестер, выбравший, как и Льюис, кратчайший путь, находился впереди, почти на 18° западной долготы, придерживаясь в первые две недели вместе с Льюисом примерно 50‑й параллели. Хауэлз направил свою "Эйру" на юг и находился на 13° западной долготы. Лакомб после старта с пятидневным опозданием находился еще у выхода из канала Ла‑Манш на 5° западной долготы.

 

Трассы яхт в первых атлантических одиночных гонках.

1 – старт из Плимута; 2 – Азорские острова; 3 – Бермудские острова; 4 – финиш – Нью‑Йорк.

 

"20 июня завершил первую неделю плавания, – записал Льюис. – Наконец рассеялась мгла… Нахожусь на расстоянии 436 миль от Плимута. Лучший суточный переход составляет 86 миль, наихудший – 27"

Чичестер, которому тяжело дались первые дни регаты (мучила морская болезнь и изнуряла непрестанная смена парусов и необходимость брать рифы), приспособился к самостоятельному плаванию и лидировал в гонках. Вот что он записал:

"26 июня, 13:30 Шторм. Ветер 80 км/час, что соответствует 70 узлам. Спускаюсь вниз, чтобы плотно позавтракать (жареная картошка, лук и три яйца)… Ночью шторм ещё усилился".

Месяц спустя ситуация в принципе прояснилась. В гонках решительно захватил лидерство Чичестер. 19 июля он пересек 55° западной долготы. Вторым за "Джипси‑Мот III", но значительно отставая, шел "Джестер" Хазлера (47° западной долготы), далее – "Кардинал верту" Льюиса (42° западной долготы). Эти три яхты начали смещаться к югу, поворачивая южнее Ньюфаундленда к Нью‑Йорку. Движущиеся значительно южнее "Эйра" Хауэлза (36° западной долготы) и "Мыс Горн" Лакомба (31° западной долготы) практически не имели шансов на победу.

Радиосвязь была неустойчивой, и часто точной ситуации на 3000‑мильной трассе никто не знал. Временами поступала отрывочная и не всегда точная информация, доставляемая судами, встречавшими в океане участников регаты. Сообщения, принимаемые соревнующимися по радио, разжигали и без того высокий накал борьбы

8 июля "Джипси‑Мот III" миновала мыс Рейс – южную оконечность Ньюфаундленда Тремя днями позже Чичестер прошел остров Сейбл. Затем в течение нескольких тяжелых дней ему пришлось идти галсами вдоль берегов Новой Шотландии. Наконец подул благоприятный ветер, и яхта с полными парусами помчалась с прекрасной скоростью. И вот земля! Это был остров Блок в проливе Лонг‑Айленд

21 июля "Джипси‑Мот III" пересекла финишную черту. Фрэнсис Чичестер был первым За 40 дней, 12 часов и 30 минут он преодолел 4004 мили. Измученный, но радостный победитель сошел на берег. За время рейса он потерял в весе 10 фунтов.

Семью днями позже финишировал Хазлер на однопарусном "Джестере", затратив на преодоление трассы 48 дней 12 часов. "За всё время путешествия между двумя континентами я стоял на руле не более двух часов", – заявил с гордостью мореплаватель, выражая наилучшую похвалу своей экспериментальной яхте. И всё же он потерял в весе столько же, сколько и Чичестер.

Ещё восемь дней спустя, на пятьдесят шестой день плавания, финишировала яхта "Кардинал верту" Льюиса, который пришел к цели с разбитой головой и вывихнутой рукой. Однако Льюис не жаловался на трудности. Узнав, что он занял третье место, заявил: "Меня едва не погубили штормы, но тем досаднее, что меня одолели штили, отнявшие целых двадцать семь дней!"

Отважный врач‑мореплаватель похудел на 20 фунтов.

Четвертого участника гонок, великана Хауэлза, пришлось ждать ещё неделю (время "Эйры" – 63 дня). Ведомый упрямым Лакомбом маленький "Мыс Горн", который шел очень длинным путем, прибыл к финишу только 24 августа, затратив на преодоление трассы 74 дня.

 

Отважным везет

 

 

48. Кеничи Хори – "Сирена"

 

Двадцатитрехлетний Кеничи Хори, торговавший запчастями к автомобилям, не был опытным моряком. С его слов, одиночный рейс через Тихий океан он рассматривал как отличную возможность овладеть искусством хождения под парусами.

Свою маленькую яхту "Сирена", едва достигавшую 5,8 метра, Хори оснастил необходимым оборудованием и навигационными приборами (двумя компасами, секстаном, лагом и примитивным радиопеленгатором). Как и подобает японцу, он взял с собой 50 килограммов риса, 200 банок консервов, 60 банок пива, дюжину бутылок сакэ, большой запас пресной воды и… музыкальный инструмент – укулеле.

12 мая 1963 года Хори потихоньку двинулся в далекий рейс, отплыв из Нисиномия (залив Осака).

Первые дни плавания в одиночку прошли без особых происшествий. Только на второй неделе, когда яхта удалилась от суши и очутилась в безбрежном океане, Хори оказался во власти разъяренной стихии. Налетавшие на яхту штормовые волны ежеминутно грозили суденышку затоплением. Хори непрестанно вычерпывал воду, удерживая яхту носом к волнам, достигавшим восьмиметровой высоты.

На десятый день плавания во время шторма была разбита стенка надстройки и часть обшивки палубы. Хлынувшая на палубу вода унесла часть продовольствия и оснащения. Отважный Хори достойно перенес штурм океана, доказав, что он настоящий моряк, а не отчаянный безумец, каким пыталась представить его пресса.

Остальная часть рейса протекала более спокойно. Устранив повреждения, Хори находил время для чтения. Располагая скромными, но достаточными запасами продовольствия, он установил разумный режим, так что за три месяца плавания похудел менее чем на 1,5 килограмма.

Преодолев в одиночку 5200 миль за девяносто три дня и успешно выдержав 15 штормов, Хори совершил значительный подвиг. Когда "Сирена" с японским флагом на мачте проходила через Золотые Ворота, её бурно приветствовали. Хори, улыбающийся и полный сил, заявил, что на его яхте провианта и пресной воды достаточно и ничто не препятствует продолжению рейса.

Когда Хори пароходом вернулся в Японию, ему простили, что он покинул страну без паспорта. Пресса назвала его настоящим моряком, а японская молодежь приветствовала его с особым энтузиазмом.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.