ТЕРРИ Т ОРИ АЛЬ НЫ Е  ПОТЕРИ — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

ТЕРРИ Т ОРИ АЛЬ НЫ Е  ПОТЕРИ

2021-12-11 23
ТЕРРИ Т ОРИ АЛЬ НЫ Е  ПОТЕРИ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Народы И зраиля и Иудеи по отдельност и не могли отстоять ту большую империю, которой он и владели совм естно при Давиде и С оломоне.

 

159


 

П ровинци я Арам (С ирия) на северо-востоке П алестины частично отпала ещ е в прав­ лени е С оломона, а вскоре превратилась в сильное само­ стоятельное государство со столице й в Д ам аске. С ири я оказалась грозным соперни­ ком и для И зраиля, и для Иу­ деи и часто проникала на из­ раильскую территорию к вос­ току от реки И ордан. Все го­ рода филистим лян, за исклю­ чением одного, освободились от Иудеи, хотя теперь они уже н е представляли военно й опасности. Аммонитяне так­ же воспользовались случаем и выш ли из-под власти Израи­ ля. И, вероятно, точно так же поступили жители М оава. Иу­ дее в этом отнош ении повезло немного больше, чем Израи­ л ю: она отчасти удержала контрол ь над торгов ым и пу­ тям и в районе Акабског о за­ лива на юге, и Ровоам допол­ нил многие свои города новы­ м и  укрепления м и  (см. 2 П аралипо менон  11:5-12).

Н о  утрата  столь  обшир­ ны х  территорий  превратил а

и И зраиль, и Иудею во второстепенн ые государства. Во времена Да­ вида и С оломона объединенно е царство считалос ь основн ы м цен­ тром власти во всем регионе,  а  теперь  обе  его  половины  сделались пеш ками  в  политической  игре  сверхдержав  —  Египта и  М есопота мии. С илы обеих держав бы ли сущ ественно подорваны вторжением еги­ петског о ф араона Ш уш енка I (945—924 до н.э.), попытавш егося при-


 

 

5. ДВ А Ц АРСТВА

 

мерно через пят ь лет после раздела И зраиля восстановит ь прежн ю ю класть Египта над Х анаано м, существовавшую до возникновения из­ раильской нации. Ветхий Завет упоминает об этой военно й кампании Только в связи  с  Иудеей, рассказы вая,  ка к Ровоаму при ш лос ь пожерт - Ю вать  и  дворцов ым и  сокрови щ а ми,  и  сокрови щ а м и  храм а,  чтобы Ш уш енк (другой вариант имени — Сусаким — см. 3 Царств 14:25-28) Коти бы не напа л на И ерусалим. П о-видимому, ре ш имост ь Ровоама принесла свои плоды: надпис ь  в  храме  Амона  в  Ф ивах  не  упоминает ИИ о каких иудейских городах, захваченных Ш уш енко м, однако при­ водится списо к плененных израильских городов, а египетска я над­ пись из М егиддо показывает, что ф арао н прош ел с войска м и почт и по асей П алестине. В храмовой надпис и есть интересна я подробность: некое место назван о «Поле Авраама», и это единственн ы й случай вне Библии, когда  челове к  с  таким  имене м  имеет  отно ш ени е  к  Палести­ не. Разумеется, в планы Ш уш енк а не входило оккупироват ь страну, хотя он, конечно ж е, оставил гарнизон ы в стратегически важных ме­ стах. Более поздний царь  Иудеи,  Аса,  столкнулся  с  угрозой,  исходив­ шей с той же сторон ы: против него выступил Зара й «Ефиоплянин», т.е. скоре е всего египетский о фиц ер, командовав ш и й войска ми, оставленным и Ш у ш енко м в Ю жн ой П алестине  (см. 2  П аралипо м е- нон  14:9-15).

 

 

М ЕЖ ДОУСОБНЫ Е  РАЗДОРЫ

Оба царства  постоянно  враж довали,  и  это  ещ е  более  подрывал о  их шансы когда-либо возвратит ь свою прежню ю территори ю. Они воева­ ли примерно пятьдесят лет, споря за пограничные земли к северу от Иерусалима  (см.  3  Ц арств  14:30;  15:16-22).  П о-видимому,  эти ссоры были неизбежны, ведь Давид избрал Иерусалим столицей как раз по­ тому, что он  находился на полпут и  между обеими  группа ми  племен. Но теперь прежне е тактическое  преимущ ество  обернулос ь уроном в стратегическом отнош ении: столица Иудеи оказалась чересчур близко к рубежам северног о царства и стала крайне уязвимой для нападения. Ровоам, Авия, Аса — цари Иудеи, и И еровоа м, Нават и Вааса — цари И зраиля, долгое время спорили за эти земли. Ц арь И зраиля Вааса су­ мел приблизитьс я к Иерусалиму на пять миль,  и, когда казалось, что он готов к дальнейш ему продвижению, Аса обратился за помощ ью  к царю Дамаска Венададу. Этот царь заключил прежде союз с Ваасой, но Аса, по-видимому, сделал ему столь выгодное предложение, что сири-

 

 

163


 

 

ПУТЕВ ОДИ ТЕЛЬ П О ВЕТХО М У ЗАВЕТУ

 

ец направил армию разорят ь города на севере И зраиля и тем самым вынудил Ваасу отвести свои войска с территории Иудеи.

 

 

СОЦИАЛЬНА Я  НЕСТАБИЛЬНОСТЬ

С еверное царство И зраил ь тоже оказалось политически нестабиль­ ным. Теоретически эти племена хотели вернуться к прежне й системе свободной кон ф едерации, где каждый народный вождь выбирался в соответствии с лично й харизмой и проявленной им набожностью. Н о, разумеется, эта идеология не получила применения в качестве поли­ тическог о и социальног о института. В лучшем случае это означало, го­ воря слова м и Альбрехта Альта, что И зраил ь становилс я «царство м, основанн ы м на революциях, угодных Богу». На самом деле нация то и дело разбивалась на группировки, ожесточенно споря щ ие о судьбе мо­ нархии. В итоге дорог а к трону откры валась для лю бог о военног о авантюриста независи мо от его религиозност и и даже наличия у него необходимых качеств лидера. С другой сторон ы, цари, сумевш ие за­ крепитьс я н а тро не, с о вре м ене м пыталис ь передат ь власт ь своим сыновьям, в особенност и если сами они были обязаны своим возвы­ ш ение м собственн ы м заслугам. В результате И зраиль постоянно со­ трясали политические перевороты, а в течение первых пятидесят и лет престол трижды захватывали узурпаторы, убивавшие своих предше­ ственников. И еровоам правил двадцать один год, но из шести ближай­ ших его преемнико в только один правил более десяти лет (Вааса), а царствование нескольких продолжалос ь менее года.

 

 

Религиозные проблемы

Иеровоам достаточно легко захватил власть на севере, поднявш ись на гребне народного энтузиазма, но затем нужно было переходит ь к по­ вседневной рутине управления государство м. Здесь И еровоам столк­ нулся с множеством грозных препятствий, среди которых не послед­ ним был тот факт, что он не имел подходящ ей столиц ы, достойной стать административны м центром его царства. Ветхий Завет упомина­ ет три города, по очереди игравш их роль столиц ы: С ихем, П енуэл, Ф ирцу (см. 3 Царств 12:25; 14:17). Быть может, И еровоам руководство­ вался военн ым и сообра ж ения ми, попрост у отступая из одног о города в другой перед армией Ш уш енка, но более вероятно, что народ по иде­ ологическим соображениям противился любой попытке создать еди­ ную  столицу.  Считалось,  что именн о наличие  «царског о города»  по -

 

 

164


 

 

ДВ А Ц АРСТВА

 

•полило Соломону пренебрегат ь чувствами народа и вековыми тради­ циями. К тому же, не имея столицы, И еровоам не мог создать и госу- дирственный аппарат, способствующий его лично му обогащ ени ю.

И все же требовалось передать на постоянной основе хотя бы одну и ι ф ункций Иерусалима какому-либо городу на севере. Храм, постро­ енн ый в Иерусалиме для ковчега Завета, был частью государстве нной политики, усиливавшей власть и престиж монархии, но он также сим­ волизировал насущную связь с духовным наследием народа. П оэтому можно было ожидать, что северные племена, вдохновленн ые своей ве­ рой и преданность ю Завету, воплощ енно му в ковчеге, будут совершать паломничества в Иерусалим. Но политика государства требовала, что­ бы И еровоам запретил паломничество, поскольку он о означало б ы, что Иерусалим по-прежнему вправе претендоват ь на лояльност ь се­ верных племен. К тому же свободный проход пилигримо в из одног о государства в другой увеличивал рис к заговоров, которы е могли подо­ рвать власть И еровоа м а.

П омим о всего прочего, значитель ну ю част ь принадлежавш е й Иеровоаму территории составляли сельские или отдаленные террито­ рии. Это способствовало отделению от юга, поскольку иерусалимские цари опиралис ь преимущ ественно на поддержку со стороны жителей больших городов. Н о, с другой сторон ы, сельские об щ ин ы в значи­ тельной мере сохраняли традицио нные ф ормы ханаанских религиоз­ ны х обрядов, не зависи мых от иерусалимског о культа. Здесь тоже по­ читали Яхве, но часто почитание совершалось через посредство ритуа­ ла и системы верований, отражавших отнюдь не идеологию Завета, а унаследованную духовную традицию ханаанског о обряда. Иеровоаму требовалось как-т о объединит ь столь различные религиозны е обычаи, и у него зародилась идея, на первый взгляд разреш авш ая все пробле­ мы. И еровоам реш ил вытеснить из душ своих подданных иерусалим­ ский культ, построив свои собственные религиозные центры. Он вы­ брал место на крайне м севере, где проживал и потомки Д ана, и Вефиль на юге на границе с Иудеей. Эти места были связаны давниш ней тра­ дицие й не только с ханаански ми верования ми, но и с важными эпизо­ дами ранне й истории израильског о народ а (см. Бы ти е 12:8; 28:19; Судьи 18:30; 20:18-28; 1 Царств 7:16).

Попытки И еровоама устроить новые места культа резко осудили ав­ торы истории, примыка ющ е й ко В торозако нию. В этих святилищ ах Иеровоам установил золотых тельцов (см. 3 Царств 12:28-33). То была

 

165


 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.