Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2021-12-11 | 51 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Допрос несовершеннолетних имеет свою специфику, которая обусловлена возрастными особенностями, своеобразием психологии детей и подростков. Поэтому его проведение предусматривает дополнительные процессуальные гарантии, обеспечивающие объективность и применение особых тактических приемов, разрабатываемых криминалистикой.
Педагогика и психология различают шесть групп несовершеннолетних в зависимости от их возраста и психического развития: младенческий возраст (от рождения до года); раннее детство (от года до 3 лет); дошкольный (от 3 до 7 лет); младший школьный возраст (от 7 до 11 лет); подростки (от 11 до 14—15 лет); старший школьный возраст (от 14—15 до 17—18 лет). Рассмотрим возрастную таблицу психологических особенностей несовершеннолетних последних четырех групп, которые могут быть допрошены на предварительном следствии. С учетом этих особенностей строится тактика допроса, формулируются вопросы, избирается линия поведения следователя.
Дошкольники от 3 до 7 лет начинают осмысливать окружающую их действительность, запоминать и логически передавать виденное. Особенностью их восприятия является то, что они плохо еще разбираются в причинных связях, воспринимают событие не в целом, а лишь отдельные факты, второстепенные его стороны. Дети этого возраста, наблюдая за действиями взрослых, стараются им подражать, что особенно ярко проявляется в игре. К концу дошкольного возраста дети приобретают простейшие формы логического мышления. Если предмет допроса ребенку понятен, он может быть допрошен независимо от возраста.
У детей младшего школьного возраста от 7 до 11 лет уже вырабатываются навыки преднамеренного восприятия, логического рассуждения и повествования. Дети этого возраста еще не всегда могут правильно отличить главное от второстепенного, поэтому отсутствие знаний заменяют воображением и фантазией, а их результаты выдают за подлинную действительность. При восприятии пространственных отношений они склонны к преувеличению, не всегда способны описать виденные ими предметы, но хорошо их узнают. Поэтому в процессе допроса для оживления памяти целесообразно предъявлять ребенку эти предметы. Часто дети воспринимают общую картину события лучше взрослых, надолго сохраняют в памяти его детали.
|
Психология подростков среднего школьного возраста от 11 до 14—15 лет характеризуется более широкими познавательными процессами, усилением самосознания, появлением чувства долга и ответственности, потребности в общении. Подростки стараются проявлять самостоятельность в работе, подражать взрослым, но в силу возрастных особенностей психики не всегда правильно воспринимают поступки людей. Поэтому иногда встречаются случаи, когда подростки одобряют отрицательные действия морально неустойчивых людей. Дети этого возраста подвержены внушению, которое сказывается особенно сильно в тех случаях, когда обстоятельства, подлежащие выяснению при допросе, были предметом обсуждения взрослых в присутствии детей. В этой ситуации дети повторяют высказывания взрослых.
Но не только разговоры взрослых могут воздействовать на детей. Вторая опасность кроется в самом допросе, вернее, в формулировках вопросов, которые ставятся перед допрашиваемым. Вопросы должны быть так сформулированы и в такой последовательности поставлены, чтобы исключить внушение.
Старший школьный возраст (с 14—15 до 17—18 лет) — это неустойчивый, критический период в жизни несовершеннолетнего. Подростки начинают превращаться в юношей, определяют свою судьбу, у них формируется мировоззрение, появляется потребность к самостоятельности, стремление освободиться из-под опеки родителей и учителей. Это так называемый переходный период — период становления личности, утверждения ее в обществе. Психика таких несовершеннолетних характеризуется стремлением к самостоятельности и независимости, преувеличенным мнением о своих способностях и возможностях, их поведению свойственны повышенная активность и подвижность, большая возбудимость и резкая смена настроения. Характер и мировоззрение еще не сформировались полностью. Порой подростки этого возраста не в состоянии отличить хорошее от плохого, смелость от лихачества, свободу от своеволия, чувство собственного достоинства от себялюбия, реальную мечту от фантазии; бывают готовы ради ложного геройства и неправильно понятого товарищества совершить преступление, взять на себя чужую вину.
|
К полному совершеннолетию, т.е. к 18 годам, формируется та зрелость, которая свойственна каждому человеку и которая определяет его лицо в обществе.
Наряду с этими основными особенностями личности, присущими несовершеннолетним соответствующих возрастных групп, психические качества различны и индивидуальны у каждого несовершеннолетнего. Поэтому следователь должен знать не только психические особенности той возрастной группы, к которой относится допрашиваемый, но также хорошо знать и его личные качества. Эта необходимость подтверждается и тем, что психические особенности допрашиваемого могут оказывать существенное влияние на восприятие и запоминание им обстоятельств, интересующих следствие, а также на последующее их воспроизведение при допросе.
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!