Условия организации взаимодействия следователя и органа дознания — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Условия организации взаимодействия следователя и органа дознания

2021-12-11 32
Условия организации взаимодействия следователя и органа дознания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для взаимодействия следователя и органа дознания необходи­мы определенные условия. Так, оно должно отвечать строгому со­блюдению, законности, принципам уголовного процесса, строиться только на основаниях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством, ведомственными нормативными актами. Стро­гое соблюдение процессуальной формы служит надежной гарантией соблюдения законности, объективности, всесторонности и полно­ты предварительного следствия.

Взаимодействие должно строиться на строгом сочетании и раз­граничении компетенции следователя и оперативного работника. Их права и обязанности в достаточной степени полно регламенти­рованы уголовно-процессуальным законом, и следователь не впра­ве выходить за рамки предусмотренного. Соблюдение этого усло­вия является залогом того, что не будет допускаться смешение следственных и оперативно-розыскных функций, «сращивание» деятельности следователей и работников оперативных аппаратов органов внутренних дел.

Право следователя использовать в процессе расследования данные оперативно-розыскного характера, оперативную инфор­мацию предусмотрено рядом ведомственных актов. Следователь, знакомясь с оперативными данными, убеждается в наличии исход­ных положений, являющихся предметом допроса, выбирает опти­мальный путь реализации этих данных, намечает тактику допро­са, определяет способы получения правдивых показаний и их проверки, возможности выяснения других обстоятельств по делу.

Важным условием правильной организации взаимодействия следователя и оперативного работника является самостоятель­ность в выборе средств осуществления ими своих функций в преде­лах компетенции. Следователь самостоятельно решает, к каким процессуальным средствам ему лучше прибегнуть в процессе рас­следования преступления. При этом он не должен вмешиваться в оперативно-розыскную работу, давать указания, какими средства­ми и методами орган дознания должен выполнить его поручение. Взаимодействие — не коллегиальность в расследовании. Каждый действует только в пределах своей компетенции при строгой пер­сональной ответственности и непременном соблюдении процес­суальной самостоятельности следователя. Обсуждение тактики следственных действий может быть коллегиальным, но принятие решения должно быть единоличным, за что и несет ответствен­ность следователь.

Взаимодействие должно строиться на соблюдении принципа неразглашения информации. Оперативно-розыскная информация, которая стала известна следователю в процессе взаимодействия с. работниками органа дознания, не должна разглашаться. Следова­тель обязан строго хранить служебную тайну, равно как и опера­тивный работник не должен разглашать данные предварительно­го следствия без разрешения следователя.

Организующая роль во взаимодействии принадлежит началь­нику органа внутренних дел. Начальник городского и районного отдела внутренних дел является единоличным руководителем, ответственным за слаженную и четкую работу всех служб отдела, начиная от приема заявления о совершенном преступлении до передачи дела в суд и окончания исполнения наказания.

3.2.Формы взаимодействия следователя и органа дознания

Ныне действующий уголовно-процессуальный закон преду­сматривает три формы взаимодействия следователя и органа до­знания при производстве предварительного следствия

/. Поручение следователем органу дознания производства оперативно-розыскных мероприятий

В уголовно-процессуальном законе содержатся два основания производства оперативно-розыскных мероприятий органом дозна­ния. Это, во-первых, поручение о проведении розыскных действий в соответствии со ст. 119, 127 УПК и, во-вторых, принятие органом дознания оперативно-розыскных мер для установления преступни­ка после передачи дела следователю (ст. 119 УПК). Следователь может поручить органу дознания установление интересующих его обстоятельств в тех случаях, когда невозможно или по тактическим соображениям нецелесообразно в данный момент проверить это следственным путем. При этом следователь не определяет, какими методами и приемами нужно проводить те или иные оперативно-розыскные мероприятия.

Следователь, давая задание, ограничивается лишь указанием конечных целей такого задания, например, «разыскать подозревае­мого или обвиняемого», «установить такого-то свидетеля или лицо, которое могло наблюдать данное событие», «установить местона­хождение таких-то вещественных доказательств». Каким путем выполнит это задание орган дознания, для следователя не имеет особого значения. Важно, чтобы этот путь не противоречил при­нципам законности, этики и нравственности, а задания преследовали цель получения полной информации, относящейся к делу. Следователь вправе прибегнуть к содействию органов дознания для выявления свидетелей и потерпевших, обнаружения и изъятия предметов, могущих быть вещественными доказательствами по делу, обследования определенной территории или какого-либо объекта, воспрепятствования сбыту похищенных вещей, установления образа жизни обвиняемых и их преступных связей, вероятности совершения ими других преступлений. Он должен сообщить органу дознания, какие именно факты, относящиеся к расследуемому им преступлению и имеющие значение для всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела, желательно иметь в виду при проведении оперативных мероприятий; вправе интере­соваться результатом этих мероприятий, а также тех, которые про­водятся органами дознания по собственной инициативе.

Положением об организации и деятельности следственного аппарата в органах МВД следователю предоставлено право знакомиться со всеми оперативно-розыскными данными и материа­лами, имеющими отношение к возбужденным и расследуемым уго­ловным делам, выбирать те данные, которые могут помочь в ходе расследования, и орган дознания не вправе ему отказать в этом. В свою очередь, следователь знакомит органы дознания с обстоя­тельствами уголовного дела и имеющимися в его распоряжении материалами, которые могут облегчить проведение оперативно-розыскных мероприятий, т.е. между следователем и оперативным работником должна быть установлена и «обратная связь», перио­дическое осведомление оперативного работника о данных, полу­ченных следственным путем.

Таким образом, сочетание процессуальной и оперативно-розыскной деятельности в процессе расследования преступлений предполагает, с одной стороны, полную процессуальную незави­симость следователя по делам, находящимся у него в производст­ве, и полную самостоятельность оперативного работника в опре­делении характера и способов проведения оперативно-розыскных мероприятий, а с другой стороны, тесное взаимодействие следо­вателя и оперативного работника на всем протяжении расследо­вания.

А. Тактика применения оперативной информации

На всем протяжении расследования большое значение имеет своевременный обмен информацией по вопросам, имеющим отношение к делу. При этом требуется обязательная предварительная договоренность между следователем и оперативным работни­ком о порядке использования в процессе расследования данных, полученных в результате проведения оперативно-розыскных мер. К информации, полученной таким путем, следователь должен от­носиться критически, не переоценивать ее значения и прибегать к ней лишь в случаях действительной необходимости.

В момент предъявления обвинения и допроса обвиняемого следователю необходимо быть осведомленным о том, как он отне­сется к фактам, изложенным в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, насколько это постановление правильно и полно, дал ли обвиняемый правдивые показания — здесь может помочь оперативная информация. Оперативная информация является также хорошим средством проверки правильности избранной тактики допроса.

После допроса оперативная информация может быть использована в целях оценки и проверки показаний. С ее помощью мож­но установить ложность показаний, полученных на данном допро­се, проверить, не оговорены ли допрашиваемым другие лица, установить другие источники доказательств, неизвестные ранее, подтвердить показания, их правдоподобность. Оперативная ин­формация на этой стадии расследования позволяет узнать намерения допрошенных — придерживаться ли избранной линии по­ведения или ее изменить, повлиять каким-нибудь образом на ход следствия, установить связь с соучастниками и т.д.

Оперативная информация, используемая следователем в процессе подготовки и проведения допроса, по своей значимости и роли в получении судебных доказательств может быть разделена на три группы.

1) Оперативная информация, относящаяся непосредственно к обстоятель­ствам преступления, подлежащим доказыванию в процессе расследо­вания. При помощи следственных действий она легализуется в судеб­ные доказательства. Этот вид оперативной информации используется следователем для изобличения допрашиваемых с целью получения от них правдивых показаний.

2) Оперативная информация, носящая ориентировочный характер и от­носящаяся к характеристике личности допрашиваемого. Чем больше следователь знает о нем, тем успешнее, можно предполагать, пройдет допрос. Этот вид оперативной информации важен для правильного выбора тактики допроса, хотя и не имеет столь изобличающего значе­ния, как первый.

3) Оперативная информация, указывающая пути проверки показаний, носящая оценочный характер. Следователю важно знать настроение, мнение допрашиваемого, его намерения до и после допроса, степень откровенности допрашиваемого, действенность примененных следователем тактических приемов изобличения.

Оперативная информация может быть использована как при подготовке к следственному действию, так и в ходе его, как при допросе обвиняемого и подозреваемого, так и в равной мере при допросе свидетелей и потерпевших.

Криминалистическая теория и следственная практика выработали требования к тактике изобличения допрашиваемого с по­мощью оперативной информации.

Во-первых, при допросе с использованием оперативных данных требуется более тщательная подготовка и особая осторожность в формулировании вопросов, чтобы не раскрыть перед допрашиваемым источник информации. Целесообразно совместно с опера­тивным работником органа дознания изучить и оценить оператив­ную информацию с точки зрения объективности и достоверности и на основе этого решить вопрос о возможности ее использова­ния. При этом важно убедиться в существовании тех обстоятельств, о которых говорится в имеющихся оперативных материалах. Воз­можно, на основе полученной оперативной информации следует предварительно провести другие следственные действия (напри­мер, обыски), установить и допросить свидетелей, после чего до­бытые таким образом процессуальные доказательства использо­вать уже при допросе обвиняемого.

Во-вторых, всегда следует допускать вероятность того, что оперативная информация может быть ложной. Преступники в целях проверки осведомленности следователя и других лиц умышленно распространяют ложные слухи, говорят о фактах, не соответствую­щих действительности. Поэтому может быть использована только перепроверенная, надежная оперативная информация. Проверить ее достоверность можно двумя путями: при помощи оперативно-розыскных мер и следственным путем. Например, во время обыска были изъяты предметы, о которых стало известно из оперативной информации, можно предполагать, что информация и в остальной своей части заслуживает внимания.

В-третьих, нецелесообразно использовать оперативную информацию, если она исходит от допрашиваемого. Если по делу проходят несколько обвиняемых, то, демонстрируя свою осведомленность, следователь формирует у допрашиваемого мнение, что остальные соучастники сознались и у него нет другого выхода, кроме как дать правдивые показания. Это должно быть сделано умело, при полной мобилизации опыта, оперативной смекалки, с использованием знаний психологии и логики. Примитивизм, прямолинейность, обман (вроде заявления обвиняемому, будто его соучастники признались) недопустимы. Для создания у допраши­ваемого преувеличенного представления об осведомленности сле­дователя может быть использована оперативная информация о прошлом допрашиваемого и его поведении в период, предшеству­ющий вызову на допрос. Осведомленность следователя об этих фактах логически распространяется допрашиваемым и на обстоя­тельства совершенного им преступления. Если известно, что об­виняемый после допроса встретился с соучастниками, то на очередном допросе следует допросить обвиняемого по факту встре­чи. Полагая, что источник осведомленности следователя это лицо, с которым он встречался, обвиняемый может дать показания о со­держании состоявшегося разговора. Тактика допроса здесь долж­на строиться с учетом оценки допрашиваемым своей роли в пре­ступной группе и взаимоотношений между соучастниками. Следователь может противопоставить интересы соучастников и убедить допрашиваемого в необходимости для него дать правди­вые показания.

В-четвертых, допрос, в процессе которого используется оперативная информация, должен вестись по общему правилу: от общего — к частному, от известных фактов — к неизвестным. Вопросы должны ставиться так, чтобы допрашиваемый не догадался об объеме знаний следователя. Поэтому перед допросом важно выработать линию поведения, продумать, что ответить допрашиваемому на вопрос об источнике информации. Здесь большое зна­чение приобретают косвенные вопросы, которые имеют второй смысл, подтекст, двоечтение. Следователь должен умело отвести подозрения от источника происхождения оперативной информа­ции, сослаться на официальный источник. Использовать опера­тивную информацию непосредственно нельзя. Она реализуется через тактические приемы, выбранные с ее учетом.

Оперативная информация может быть использована в ходе таких тактических приемов допроса, как детализация показаний допрашиваемого, повторный допрос по тем обстоятельствам, по которым он ранее допрашивался; допрос в разных планах; предъявление вещественных доказательств и показаний других лиц; фиксация ложных показаний с их последующим тщательным ана­лизом. Например, чтобы получить от обвиняемого подробные и точные показания, следователю нужно знать из оперативных материалов несколько мелких деталей происшествия, демонстрация которых перед допрашиваемым убеждает его в том, что следователю столь же подробно известны и все другие обстоятельства его преступной деятельности.

В-пятых, тактика допроса должна обеспечивать наиболее эффективное проведение оперативно-розыскных мероприятий, создавать благоприятные условия для их осуществления. В свою очередь, оперативный работник должен оказать следователю помощь в выборе правильных тактических приемов использования опера­тивной информации. Тесное взаимодействие следователя и опе­ративного работника, личный контакт являются одним из условий тактики применения оперативной информации.

Тактические приемы использования оперативной информации при допросе многообразны. Здесь не может быть шаблона и гото­вых рецептов на каждый случай. Следователь и оперативный ра­ботник наделены большими возможностями для творческого под­хода к ее умелому использованию в интересах проведения полного и объективного расследования. Реализация оперативной информации, как правило, не завершается проведенным допросом. Она используется и в процессе других следственных действий, прово­димых параллельно с оперативно-розыскными мероприятиями.

2. Поручение следователя органу дознания выполнения отдельных следственных действий

Это право предоставляют следователю ст. 127,132 УПК. Поручение следователя облекается в форму письменного задания, в котором указывается, какие именно следственные действия необ­ходимо провести и с какой целью, круг вопросов, подлежащих выяснению, сроки выполнения поручения и перечень процессу­альных документов, которые необходимо при этом составить. В задании желательно указать на необходимость соблюдения соот­ветствующих тактических приемов, определить, в какой логичес­кой последовательности должны быть поставлены вопросы допра­шиваемому, как предпочтительнее предъявить доказательства, чтобы не было обесценено их доказательственное значение. Если при проведении следственного действия потребуется постановле­ние следователя, то оно выносится и высылается в орган дозна­ния. Оперативный работник, выполняя следственное действие по поручению следователя, обязан указать в протоколе следственно­го действия, что оно выполнено по указанию следователя и в соот­ветствии со ст. 127, 132 УПК РСФСР. В противном случае может возникнуть вопрос о законности этого процессуального документа.

Следователь не должен поручать органу дознания проведение таких следственных действий, которые он может выполнить сам либо которые составляют его непосредственную процессуальную обязанность: предъявление обвинения, допрос обвиняемого, избрание меры пресечения, назначение экспертизы, признание лица потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком и допрос этих лиц, предъявление для ознакомления материалов дела после окончания предварительного следствия и др. Следователь не должен поручать органу дознания проведение таких следствен­ных действий, производство которых требует особого умелого и квалифицированного исполнения, сложных и важных в доказательственном отношении. Орган дознания нельзя превращать в технического помощника следователя, возлагать на него исполнение поручений канцелярского характера. Поручение следователя ор­гану дознания оправдано только в том случае, если он не может выполнить по каким-либо причинам это действие сам либо для этого необходимо использовать средства и методы оперативно-розыскной деятельности.

3. Содействие органов дознания работе следователя при производстве следственных действий

Оно предусмотрено ст. 127 УПК РСФСР и может выражаться в доставке приводом обвиняемого, свидетеля и других лиц, охране мес­та происшествия, оцеплении места обыска, наложении ареста на имущество, участии под руководством следователя в осмотре, следственном эксперименте, обыске, проверке показаний на месте.

Взаимодействие следователя с оперативным работником мо­жет осуществляться не только на стадии подготовки допроса. В некоторых случаях целесообразно присутствие оперативного работника и на допросе, в процессе которого могут быть получены данные, подлежащие немедленной проверке. Эту работу и выпол­няет оперативный работник. Также могут быть получены данные, которые затем будут использованы при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

В случае приостановления уголовного дела в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению к уголовной ответ­ственности, действия следователя и органа дознания направлены на розыск обвиняемого. Органы дознания в силу ст. 119 УПК обя­заны «уведомлять следователя о результатах» оперативно-розыск­ных мер, т.е. представлять следствию полученную информацию. Помощь в этом случае заключается, главным образом, в проведе­нии розыска преступника. Следователь выносит постановление об избрании меры пресечения и этапировании обвиняемого и направ­ляет его органу дознания для исполнения. Оперативный работник совместно со следователем составляет план проведения оператив­но-розыскных мероприятий и следственных действий. Вопрос о том, один или два плана должны быть составлены, на практике решается по-разному. Важно, чтобы в плане по раскрытию пре­ступления, составленном следователем и оперативным работни­ком, были согласованы и четко разграничены обязанности каждо­го из них.

Большое значение в деятельности следователя имеют личные деловые контакты с работниками органов дознания. Это во многом предопределяет успех в работе следователя. Улучшению контакта с группой оперативных работников, обслуживающих определенный участок борьбы с преступностью, способствует специализация сле­дователей. Для следователя важно установить атмосферу тесного, делового сотрудничества с участковыми инспекторами, которые хорошо знают местные условия и жителей района, с работниками паспортных столов, сотрудниками экспертных учреждений, провод­никами служебно-розыскных собак. Коллективные усилия обеспе­чивают своевременное расследование преступлений и качественное проведение следственных действий.

Одной из форм взаимодействия являются совместные оператив­ные совещания следователей и сотрудников органа дознания, на которых следователи информируют оперативных работников о ходе расследования конкретных преступлений, сообща обсуждают и намечают план дальнейших следственных действий и оперативных мероприятий. Это имеет большое значение как для следователя, так и для оперативных работников, способствует повышению профессионального мастерства.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.