История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2021-12-11 | 32 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Для взаимодействия следователя и органа дознания необходимы определенные условия. Так, оно должно отвечать строгому соблюдению, законности, принципам уголовного процесса, строиться только на основаниях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством, ведомственными нормативными актами. Строгое соблюдение процессуальной формы служит надежной гарантией соблюдения законности, объективности, всесторонности и полноты предварительного следствия.
Взаимодействие должно строиться на строгом сочетании и разграничении компетенции следователя и оперативного работника. Их права и обязанности в достаточной степени полно регламентированы уголовно-процессуальным законом, и следователь не вправе выходить за рамки предусмотренного. Соблюдение этого условия является залогом того, что не будет допускаться смешение следственных и оперативно-розыскных функций, «сращивание» деятельности следователей и работников оперативных аппаратов органов внутренних дел.
Право следователя использовать в процессе расследования данные оперативно-розыскного характера, оперативную информацию предусмотрено рядом ведомственных актов. Следователь, знакомясь с оперативными данными, убеждается в наличии исходных положений, являющихся предметом допроса, выбирает оптимальный путь реализации этих данных, намечает тактику допроса, определяет способы получения правдивых показаний и их проверки, возможности выяснения других обстоятельств по делу.
Важным условием правильной организации взаимодействия следователя и оперативного работника является самостоятельность в выборе средств осуществления ими своих функций в пределах компетенции. Следователь самостоятельно решает, к каким процессуальным средствам ему лучше прибегнуть в процессе расследования преступления. При этом он не должен вмешиваться в оперативно-розыскную работу, давать указания, какими средствами и методами орган дознания должен выполнить его поручение. Взаимодействие — не коллегиальность в расследовании. Каждый действует только в пределах своей компетенции при строгой персональной ответственности и непременном соблюдении процессуальной самостоятельности следователя. Обсуждение тактики следственных действий может быть коллегиальным, но принятие решения должно быть единоличным, за что и несет ответственность следователь.
|
Взаимодействие должно строиться на соблюдении принципа неразглашения информации. Оперативно-розыскная информация, которая стала известна следователю в процессе взаимодействия с. работниками органа дознания, не должна разглашаться. Следователь обязан строго хранить служебную тайну, равно как и оперативный работник не должен разглашать данные предварительного следствия без разрешения следователя.
Организующая роль во взаимодействии принадлежит начальнику органа внутренних дел. Начальник городского и районного отдела внутренних дел является единоличным руководителем, ответственным за слаженную и четкую работу всех служб отдела, начиная от приема заявления о совершенном преступлении до передачи дела в суд и окончания исполнения наказания.
3.2.Формы взаимодействия следователя и органа дознания
Ныне действующий уголовно-процессуальный закон предусматривает три формы взаимодействия следователя и органа дознания при производстве предварительного следствия
/. Поручение следователем органу дознания производства оперативно-розыскных мероприятий
В уголовно-процессуальном законе содержатся два основания производства оперативно-розыскных мероприятий органом дознания. Это, во-первых, поручение о проведении розыскных действий в соответствии со ст. 119, 127 УПК и, во-вторых, принятие органом дознания оперативно-розыскных мер для установления преступника после передачи дела следователю (ст. 119 УПК). Следователь может поручить органу дознания установление интересующих его обстоятельств в тех случаях, когда невозможно или по тактическим соображениям нецелесообразно в данный момент проверить это следственным путем. При этом следователь не определяет, какими методами и приемами нужно проводить те или иные оперативно-розыскные мероприятия.
|
Следователь, давая задание, ограничивается лишь указанием конечных целей такого задания, например, «разыскать подозреваемого или обвиняемого», «установить такого-то свидетеля или лицо, которое могло наблюдать данное событие», «установить местонахождение таких-то вещественных доказательств». Каким путем выполнит это задание орган дознания, для следователя не имеет особого значения. Важно, чтобы этот путь не противоречил принципам законности, этики и нравственности, а задания преследовали цель получения полной информации, относящейся к делу. Следователь вправе прибегнуть к содействию органов дознания для выявления свидетелей и потерпевших, обнаружения и изъятия предметов, могущих быть вещественными доказательствами по делу, обследования определенной территории или какого-либо объекта, воспрепятствования сбыту похищенных вещей, установления образа жизни обвиняемых и их преступных связей, вероятности совершения ими других преступлений. Он должен сообщить органу дознания, какие именно факты, относящиеся к расследуемому им преступлению и имеющие значение для всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела, желательно иметь в виду при проведении оперативных мероприятий; вправе интересоваться результатом этих мероприятий, а также тех, которые проводятся органами дознания по собственной инициативе.
Положением об организации и деятельности следственного аппарата в органах МВД следователю предоставлено право знакомиться со всеми оперативно-розыскными данными и материалами, имеющими отношение к возбужденным и расследуемым уголовным делам, выбирать те данные, которые могут помочь в ходе расследования, и орган дознания не вправе ему отказать в этом. В свою очередь, следователь знакомит органы дознания с обстоятельствами уголовного дела и имеющимися в его распоряжении материалами, которые могут облегчить проведение оперативно-розыскных мероприятий, т.е. между следователем и оперативным работником должна быть установлена и «обратная связь», периодическое осведомление оперативного работника о данных, полученных следственным путем.
|
Таким образом, сочетание процессуальной и оперативно-розыскной деятельности в процессе расследования преступлений предполагает, с одной стороны, полную процессуальную независимость следователя по делам, находящимся у него в производстве, и полную самостоятельность оперативного работника в определении характера и способов проведения оперативно-розыскных мероприятий, а с другой стороны, тесное взаимодействие следователя и оперативного работника на всем протяжении расследования.
А. Тактика применения оперативной информации
На всем протяжении расследования большое значение имеет своевременный обмен информацией по вопросам, имеющим отношение к делу. При этом требуется обязательная предварительная договоренность между следователем и оперативным работником о порядке использования в процессе расследования данных, полученных в результате проведения оперативно-розыскных мер. К информации, полученной таким путем, следователь должен относиться критически, не переоценивать ее значения и прибегать к ней лишь в случаях действительной необходимости.
В момент предъявления обвинения и допроса обвиняемого следователю необходимо быть осведомленным о том, как он отнесется к фактам, изложенным в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, насколько это постановление правильно и полно, дал ли обвиняемый правдивые показания — здесь может помочь оперативная информация. Оперативная информация является также хорошим средством проверки правильности избранной тактики допроса.
После допроса оперативная информация может быть использована в целях оценки и проверки показаний. С ее помощью можно установить ложность показаний, полученных на данном допросе, проверить, не оговорены ли допрашиваемым другие лица, установить другие источники доказательств, неизвестные ранее, подтвердить показания, их правдоподобность. Оперативная информация на этой стадии расследования позволяет узнать намерения допрошенных — придерживаться ли избранной линии поведения или ее изменить, повлиять каким-нибудь образом на ход следствия, установить связь с соучастниками и т.д.
|
Оперативная информация, используемая следователем в процессе подготовки и проведения допроса, по своей значимости и роли в получении судебных доказательств может быть разделена на три группы.
1) Оперативная информация, относящаяся непосредственно к обстоятельствам преступления, подлежащим доказыванию в процессе расследования. При помощи следственных действий она легализуется в судебные доказательства. Этот вид оперативной информации используется следователем для изобличения допрашиваемых с целью получения от них правдивых показаний.
2) Оперативная информация, носящая ориентировочный характер и относящаяся к характеристике личности допрашиваемого. Чем больше следователь знает о нем, тем успешнее, можно предполагать, пройдет допрос. Этот вид оперативной информации важен для правильного выбора тактики допроса, хотя и не имеет столь изобличающего значения, как первый.
3) Оперативная информация, указывающая пути проверки показаний, носящая оценочный характер. Следователю важно знать настроение, мнение допрашиваемого, его намерения до и после допроса, степень откровенности допрашиваемого, действенность примененных следователем тактических приемов изобличения.
Оперативная информация может быть использована как при подготовке к следственному действию, так и в ходе его, как при допросе обвиняемого и подозреваемого, так и в равной мере при допросе свидетелей и потерпевших.
Криминалистическая теория и следственная практика выработали требования к тактике изобличения допрашиваемого с помощью оперативной информации.
Во-первых, при допросе с использованием оперативных данных требуется более тщательная подготовка и особая осторожность в формулировании вопросов, чтобы не раскрыть перед допрашиваемым источник информации. Целесообразно совместно с оперативным работником органа дознания изучить и оценить оперативную информацию с точки зрения объективности и достоверности и на основе этого решить вопрос о возможности ее использования. При этом важно убедиться в существовании тех обстоятельств, о которых говорится в имеющихся оперативных материалах. Возможно, на основе полученной оперативной информации следует предварительно провести другие следственные действия (например, обыски), установить и допросить свидетелей, после чего добытые таким образом процессуальные доказательства использовать уже при допросе обвиняемого.
|
Во-вторых, всегда следует допускать вероятность того, что оперативная информация может быть ложной. Преступники в целях проверки осведомленности следователя и других лиц умышленно распространяют ложные слухи, говорят о фактах, не соответствующих действительности. Поэтому может быть использована только перепроверенная, надежная оперативная информация. Проверить ее достоверность можно двумя путями: при помощи оперативно-розыскных мер и следственным путем. Например, во время обыска были изъяты предметы, о которых стало известно из оперативной информации, можно предполагать, что информация и в остальной своей части заслуживает внимания.
В-третьих, нецелесообразно использовать оперативную информацию, если она исходит от допрашиваемого. Если по делу проходят несколько обвиняемых, то, демонстрируя свою осведомленность, следователь формирует у допрашиваемого мнение, что остальные соучастники сознались и у него нет другого выхода, кроме как дать правдивые показания. Это должно быть сделано умело, при полной мобилизации опыта, оперативной смекалки, с использованием знаний психологии и логики. Примитивизм, прямолинейность, обман (вроде заявления обвиняемому, будто его соучастники признались) недопустимы. Для создания у допрашиваемого преувеличенного представления об осведомленности следователя может быть использована оперативная информация о прошлом допрашиваемого и его поведении в период, предшествующий вызову на допрос. Осведомленность следователя об этих фактах логически распространяется допрашиваемым и на обстоятельства совершенного им преступления. Если известно, что обвиняемый после допроса встретился с соучастниками, то на очередном допросе следует допросить обвиняемого по факту встречи. Полагая, что источник осведомленности следователя это лицо, с которым он встречался, обвиняемый может дать показания о содержании состоявшегося разговора. Тактика допроса здесь должна строиться с учетом оценки допрашиваемым своей роли в преступной группе и взаимоотношений между соучастниками. Следователь может противопоставить интересы соучастников и убедить допрашиваемого в необходимости для него дать правдивые показания.
В-четвертых, допрос, в процессе которого используется оперативная информация, должен вестись по общему правилу: от общего — к частному, от известных фактов — к неизвестным. Вопросы должны ставиться так, чтобы допрашиваемый не догадался об объеме знаний следователя. Поэтому перед допросом важно выработать линию поведения, продумать, что ответить допрашиваемому на вопрос об источнике информации. Здесь большое значение приобретают косвенные вопросы, которые имеют второй смысл, подтекст, двоечтение. Следователь должен умело отвести подозрения от источника происхождения оперативной информации, сослаться на официальный источник. Использовать оперативную информацию непосредственно нельзя. Она реализуется через тактические приемы, выбранные с ее учетом.
Оперативная информация может быть использована в ходе таких тактических приемов допроса, как детализация показаний допрашиваемого, повторный допрос по тем обстоятельствам, по которым он ранее допрашивался; допрос в разных планах; предъявление вещественных доказательств и показаний других лиц; фиксация ложных показаний с их последующим тщательным анализом. Например, чтобы получить от обвиняемого подробные и точные показания, следователю нужно знать из оперативных материалов несколько мелких деталей происшествия, демонстрация которых перед допрашиваемым убеждает его в том, что следователю столь же подробно известны и все другие обстоятельства его преступной деятельности.
В-пятых, тактика допроса должна обеспечивать наиболее эффективное проведение оперативно-розыскных мероприятий, создавать благоприятные условия для их осуществления. В свою очередь, оперативный работник должен оказать следователю помощь в выборе правильных тактических приемов использования оперативной информации. Тесное взаимодействие следователя и оперативного работника, личный контакт являются одним из условий тактики применения оперативной информации.
Тактические приемы использования оперативной информации при допросе многообразны. Здесь не может быть шаблона и готовых рецептов на каждый случай. Следователь и оперативный работник наделены большими возможностями для творческого подхода к ее умелому использованию в интересах проведения полного и объективного расследования. Реализация оперативной информации, как правило, не завершается проведенным допросом. Она используется и в процессе других следственных действий, проводимых параллельно с оперативно-розыскными мероприятиями.
2. Поручение следователя органу дознания выполнения отдельных следственных действий
Это право предоставляют следователю ст. 127,132 УПК. Поручение следователя облекается в форму письменного задания, в котором указывается, какие именно следственные действия необходимо провести и с какой целью, круг вопросов, подлежащих выяснению, сроки выполнения поручения и перечень процессуальных документов, которые необходимо при этом составить. В задании желательно указать на необходимость соблюдения соответствующих тактических приемов, определить, в какой логической последовательности должны быть поставлены вопросы допрашиваемому, как предпочтительнее предъявить доказательства, чтобы не было обесценено их доказательственное значение. Если при проведении следственного действия потребуется постановление следователя, то оно выносится и высылается в орган дознания. Оперативный работник, выполняя следственное действие по поручению следователя, обязан указать в протоколе следственного действия, что оно выполнено по указанию следователя и в соответствии со ст. 127, 132 УПК РСФСР. В противном случае может возникнуть вопрос о законности этого процессуального документа.
Следователь не должен поручать органу дознания проведение таких следственных действий, которые он может выполнить сам либо которые составляют его непосредственную процессуальную обязанность: предъявление обвинения, допрос обвиняемого, избрание меры пресечения, назначение экспертизы, признание лица потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком и допрос этих лиц, предъявление для ознакомления материалов дела после окончания предварительного следствия и др. Следователь не должен поручать органу дознания проведение таких следственных действий, производство которых требует особого умелого и квалифицированного исполнения, сложных и важных в доказательственном отношении. Орган дознания нельзя превращать в технического помощника следователя, возлагать на него исполнение поручений канцелярского характера. Поручение следователя органу дознания оправдано только в том случае, если он не может выполнить по каким-либо причинам это действие сам либо для этого необходимо использовать средства и методы оперативно-розыскной деятельности.
3. Содействие органов дознания работе следователя при производстве следственных действий
Оно предусмотрено ст. 127 УПК РСФСР и может выражаться в доставке приводом обвиняемого, свидетеля и других лиц, охране места происшествия, оцеплении места обыска, наложении ареста на имущество, участии под руководством следователя в осмотре, следственном эксперименте, обыске, проверке показаний на месте.
Взаимодействие следователя с оперативным работником может осуществляться не только на стадии подготовки допроса. В некоторых случаях целесообразно присутствие оперативного работника и на допросе, в процессе которого могут быть получены данные, подлежащие немедленной проверке. Эту работу и выполняет оперативный работник. Также могут быть получены данные, которые затем будут использованы при проведении оперативно-розыскных мероприятий.
В случае приостановления уголовного дела в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности, действия следователя и органа дознания направлены на розыск обвиняемого. Органы дознания в силу ст. 119 УПК обязаны «уведомлять следователя о результатах» оперативно-розыскных мер, т.е. представлять следствию полученную информацию. Помощь в этом случае заключается, главным образом, в проведении розыска преступника. Следователь выносит постановление об избрании меры пресечения и этапировании обвиняемого и направляет его органу дознания для исполнения. Оперативный работник совместно со следователем составляет план проведения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий. Вопрос о том, один или два плана должны быть составлены, на практике решается по-разному. Важно, чтобы в плане по раскрытию преступления, составленном следователем и оперативным работником, были согласованы и четко разграничены обязанности каждого из них.
Большое значение в деятельности следователя имеют личные деловые контакты с работниками органов дознания. Это во многом предопределяет успех в работе следователя. Улучшению контакта с группой оперативных работников, обслуживающих определенный участок борьбы с преступностью, способствует специализация следователей. Для следователя важно установить атмосферу тесного, делового сотрудничества с участковыми инспекторами, которые хорошо знают местные условия и жителей района, с работниками паспортных столов, сотрудниками экспертных учреждений, проводниками служебно-розыскных собак. Коллективные усилия обеспечивают своевременное расследование преступлений и качественное проведение следственных действий.
Одной из форм взаимодействия являются совместные оперативные совещания следователей и сотрудников органа дознания, на которых следователи информируют оперативных работников о ходе расследования конкретных преступлений, сообща обсуждают и намечают план дальнейших следственных действий и оперативных мероприятий. Это имеет большое значение как для следователя, так и для оперативных работников, способствует повышению профессионального мастерства.
|
|
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!