Проблема психологического воздействия на допрашиваемого — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Проблема психологического воздействия на допрашиваемого

2021-12-11 27
Проблема психологического воздействия на допрашиваемого 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Уголовно-процессуальное законодательство содержит нормы, ограждающие допрашиваемого от психологического воздействия. Статья 158 УПК запрещает постановку наводящих вопросов, ст. 150 УПК предписывает проведение допроса порознь, а ст. 162 УПК производство очной ставки разрешает одновременно только между двумя лицами. Но даже точное выполнение всех правил про­ведения допроса не может избавить допрашиваемого от психоло­гического воздействия со стороны следователя. Ведь любая фор­ма общения, тем более устная, уже предполагает воздействие. Даже нейтральное взаимоприсутствие уже есть воздействие одного че­ловека на другого.

Для того чтобы следователь мог выполнить задачи, возникаю­щие в процессе расследования, он обязан воздействовать на лиц, проходящих по делу. Ему приходится убеждать допрашиваемого в необходимости дать правдивые показания, отказаться от избран­ной им неправильной линии поведения. Именно в этом и заклю­чается дозволенное законом психологическое воздействие на до­прашиваемого, которое подчинено цели установления истины по делу. Важно правильно определить границу между действиями и приемами следователя, которые допускаются законом и моралью, и действиями, представляющими собой психическое насилие, не­совместимое с принципами уголовного процесса. «В отличие от насилия, — пишет А. Р. Ратинов, — правомерное психическое вли­яние само по себе не диктует конкретное действие, не вымогает того или иного содержания, а, вмешиваясь во внутренние психологические процессы, формирует правильную позицию человека, сознательное отношение к своим гражданским обязанностям и лишь опосредованно приводит его к выбору определенной линии поведения»1. Речь идет не о том, законно ли применение психоло­гического воздействия, а о недопустимости психического насилия, так как «основной принципиальной особенностью применения всех судебно-психологических методов воздействия является пол­ная недопустимость передачи следователем ложной информации»2.

1 Ратинов А. Р. Психологические основы расследования преступлений. Авто-реф. дисс. д-ра юрид. наук М., 1966. С. 448.

2 Дулов А. В. Судебная психология. Минск, 1970. С. 234.

Под воздействием в психологии понимается выработка у лич­ности навыков, знаний, мировоззрения. Воздействие следователя на допрашиваемого имеет более предметную задачу — получение правдивых показаний. Судебно-психологическое воздействие — это определенная совокупность методов, применяемых с целью изме­нения психического состояния личности, хода психических процес­сов, с целью контроля над мышлением и изменения волевых отно­шений личности к фактам, попавшим в орбиту следствия. В сущности, психологическое воздействие направлено в основном на воспитание правосознания у участников уголовного процесса.

Методы психологического воздействия в процессе расследо­вания и судебного разбирательства применяются в совокупности, с учетом психических качеств личности, и их использование огра­ничено определенными процессуальными формами и сроками.

Установление эмоционального состояния допрашиваемого яв­ляется предварительным условием допроса и применения методов психологического воздействия. Применяемые методы окажут необ­ходимое воздействие на допрашиваемого, если будут созданы усло­вия, при которых он желал бы, чтобы на него воздействовали. До­прашиваемый должен быть психологически и эмоционально к этому подготовлен. Иначе могут наступить явления, называемые в психо­логии смысловым и эмоциональным барьерами. Вследствие возник­новения смыслового барьера допрашиваемый оказывается совершен­но невосприимчив к методам воздействия, и может произойти психический срыв. Причинами возникновения смыслового барьера являются отрицательные эмоции, появившиеся в результате неза­служенного оскорбления, упрека, подозрения, проявления со сто­роны следователя любой другой несправедливости к допрашивае­мому. В таком состоянии допрашиваемого невозможно убедить никакими логическими доводами. Эмоциональный барьер является результатом накопления тяжелых переживаний, проявляющихся в отчужденности от людей, неприязни, озлобленности. Поэтому сле­дователь должен прежде всего преодолеть смысловой и эмоциональ­ный барьеры, проявив доверие и чуткость к допрашиваемому.

Воздействие можно представить как определенную систему, включающую в себя ряд элементов:

а) воздействующий индивид;

б) объект воздействия (допрашиваемый);

в) средства воздействия;

г) метод воздействия (способ использования средств);

д) результат воздействия (реакция индивида, на которого воз­действуют).

Любое воздействие возможно только при общении, а любое общение предполагает взаимное влияние друг на друга. Поэтому следователь должен использовать такие методы воздействия, ко­торые оградили бы его самого от отрицательного влияния преступ­ной среды. Результатом такого отрицательного воздействия явля­ется, в частности, проверка только тех версий, которые навязывают подозреваемый или обвиняемый, использование следователем в своей речи жаргонных слов. Как воздействовать на личность и как оградить себя от ее отрицательного влияния, учит социальная и судебная психология. Так, чтобы оказать соответствующее влияние на другого человека, в общении с ним важно захватить лидерство. Для этого нужно обладать определенной совокупностью личных социально-психологических качеств, к числу которых относятся: достаточно высокий уровень инициативы и активности, опыт и на­выки организаторской деятельности, заинтересованность в дости­жении поставленных целей, хорошая информированность, доста­точная общительность, личная привлекательность и авторитет.

С целью получения от допрашиваемого правдивых показаний в следственной практике могут применяться следующие методы психологического воздействия.

1. Метод изобличения

Сущность этого метода в активном воздействии на психику до­прашиваемого, в демонстрации несостоятельности его утвержде­ний, противоречий между показаниями и обстоятельствами рас­следуемого уголовного дела. Изобличение достигается путем предъявления доказательств, постановкой перед допрашиваемым вопросов.

Предъявление доказательств в процессе допроса должно быть проведено тактически правильно. Главное состоит в том, чтобы с их помощью была передана допрашиваемому не ложная, а дей­ствительная информация, чтобы доказательства были тщательно проверены и не вызывали сомнений в своей достоверности, пра­вильно истолкованы, логически правильно использованы. Пра­вильно предъявленные в ходе допроса доказательства способству­ют получению подробной и точной информации от лиц, дающих правдивые показания, побуждают дать правдивые показания тех, кто пытается утаить правду, помогают проверить и правильно оце­нить показания.

Доказательства при условии их правильного предъявления мо­гут сыграть решающую роль в изобличении виновных. Но извест­ны случаи, когда из-за неправильного предъявления доказатель­ства теряли силу и возможность психологически воздействовать на допрашиваемого, так как были опорочены им. Например, в од­ном из магазинов была совершена кража. Преступник проник в магазин, выставив стекло, на котором и был обнаружен след его руки. Стекло изъяли, но в протоколе осмотра места происшествия не отразили — с внешней или внутренней стороны оставлен этот след. Наличие следа на стекле являлось основной уликой, изобли­чающей подозреваемого в краже. Следователь, не продумав так­тику допроса подозреваемого, начал его с предъявления заключе­ния дактилоскопической экспертизы. Подозреваемый, поняв, что следователь не располагает больше никакими уличающими его доказательствами, заявил, что след на стекле оставлен им. Этого факта он не отрицает, так как накануне заходил в магазин (это могут подтвердить продавцы), подходил к окну, через которое смотрел на улицу, и поэтому оставил след. В протоколе осмотра места происшествия не было указано, с какой стороны стекла был оставлен след, и данная улика потеряла свое доказательственное значение.

2. Метод убеждения

Этот метод заключается в передаче сообщений с целью склонить к определенному мнению или поступку человека, воздействуя на его эмоциональную, интеллектуальную и волевую сферы. Он рассчитан на активизацию положительных качеств личности. Убеждение осу­ществляется при активном внимании и критическом отношении человека к воспринимаемым идеям. Убедить — значит с помощью доводов доказать или опровергнуть какое-либо положение. При убеждении все участки коры головного мозга находятся в деятельном состоянии, и идея сразу же увязывается со всем комплексом представлений и понятий человека и укрепляется в его сознании.

Метод убеждения возможен только в том случае, если допра­шиваемый желает воспринимать доводы, заинтересован выслушать следователя. Поэтому предварительное установление психологи­ческого контакта с допрашиваемым является обязательной пред­посылкой этого метода. Эффективность убеждения зависит от его силы, предварительной подготовки, психических качеств следова­теля и убеждаемого. Применение убеждения должно отвечать ряду требований: оно должно строиться с учетом уровня развития, об­разования, интеллекта допрашиваемого, его индивидуальных пси­хических качеств; быть логичным, доказательным, содержать вы­воды и конкретные примеры, содержать анализ взаимно известных факторов; оно должно быть рассчитано на обратную связь и на восприятие доводов самого допрашиваемого, чтобы в зависимос­ти от них перестраивать процесс убеждения. Убеждение усилива­ется, если повторяются доводы, при которых используются раз­личные ассоциативные связи. Оно должно содержать и психологические доводы, которые применяются и как самостоя­тельные основные средства убеждения, и как дополнительные, уси­ливающие логическую аргументацию. Следователь должен быть сам убежден в том, в чем хочет убедить другого. У допрашиваемых обостренное восприятие, они хорошо распознают, насколько сле­дователь внутренне искренен.

Квалифицированный следователь, воспитанный и культурный, вооруженный опытом, тактом педагога и психолога, уже на перво­начальных стадиях расследования закладывает основы для исправ­ления и перевоспитания лица, совершившего преступление.

3. Метод психологического внушения

Если применение методов изобличения и убеждения не вызы­вает особых возражений и споров в процессуальной и кримина­листической литературе, то воздействие на допрашиваемого в фор­ме внушения является острым углом для многих правоведов.

Под внушением понимается восприятие одним человеком опре­деленной идеи другого, следование ей. Чтобы внушение могло про­изойти, необходимо наличие сильного раздражительного процесса в узком районе коры головного мозга при одновременном тормо­жении других участков. Это общее условие реализации внушения, которое, однако, в различных формах его осуществляется по-раз­ному. В следственной практике могут применяться лишь такие виды внушения, которые являются типичными формами волеутверждения следователя и используются им в воспитательных целях для уси­ления эмоционального состояния допрашиваемого и осуществле­ния контроля над его мыслительными процессами. Их несколько.

А. Приказание

Оно основано на праве одного человека приказывать и на обязанности другого подчиняться ему. Внушение в этой форме применяется в тех случаях, когда требуется резко изменить направ­ление психических процессов допрашиваемого, например вывес­ти его из возбужденного состояния. Поэтому приказание должно быть лаконичным и неожиданным: «Сидите приличнее, выньте руки из карманов!»

Б. Требование

По существу, каждое слово может служить средством выраже­ния требования. Интонация доводит мысль, высказанную в пред­ложении, до законченности, выражает эмоционально-волевые от­ношения людей. По сравнению с приказанием требование произносится интонационно несколько мягче, и элемент обязатель­ности здесь выражен слабее.

В. Просьба

Она обращена к воле убеждаемого. Просьба к допрашиваемому, исходящая от следователя, имеет воспитательное значение, пресле­дует цель вызвать у него самостоятельное побуждение выполнить какое-либо действие или, наоборот, воздержаться от его выполнения.

Г. Упрек

Это деликатная, завуалированная просьба не совершать какое-либо действие, или прекратить его совершение, или отказаться от какого-нибудь общественно нецелесообразного намерения.

Д. Предложение

Оно побуждает допрашиваемого совершить какой-либо кон­кретный поступок, например дать правдивые показания, объяс­нить какой-то факт и т.д.

Е. Совет

Как вид внушения совет очень близок к предложению. В зави­симости от его содержания и авторитета следователя он принима­ется допрашиваемым как предложение, которое необходимо ис­полнить.

Ж. Предостережение и предупреждение

Это разновидности предложения, которые выделяются интонационно в зависимости от характера предложения, исходящего от следователя, обстановки допроса и взаимоотношений между следователем и допрашиваемым лицом.

Важными условиями эффективности внушения как метода действия являются неоднократность повторения доводов, усиливающих эмоциональное состояние допрашиваемого, и авторитетность следователя, которая располагает к доверию и снижает сопротивление внушающему воздействию.

Психологи отмечают у некоторой категории людей повышенную степень внушаемости. Эти лица отличаются впечатлительностью, недостаточно развитой способностью к самостоятельном логическому мышлению, отсутствием твердых жизненных принципов и убеждений. Это относится прежде всего к детям и подросткам. Допрос лиц, обладающих повышенной степенью внушаемости должен проводиться с учетом этой особенности их психики.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.