Согласие с собственной семьей — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Согласие с собственной семьей

2021-12-11 37
Согласие с собственной семьей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Если посмотреть на меня, то силу на то, чтобы помогать, я получаю, когда прихожу в согласие с моей собственной душой. Как я прихожу в согласие с моей душой? Я смотрю на моих родителей. Они дали мне жизнь, которую получили от своих родителей. Они полностью передали ее мне, без купюр, точно такую, какой они ее получили. Я смотрю на моих родителей и говорю: «Я принимаю жизнь такой, какой вы мне ее подарили». Когда я смотрю на них так, я принимаю мою жизнь во всей ее полноте. Это первая предпосылка.

Принимая мою жизнь так, я одновременно принимаю и все остальное, что я получил от моих родителей. Тоже во всей полноте, ничего не исключая, в том числе и то тяжелое, которое может быть (было) с этим связано. Это тоже неотъемлемая часть жизни. Только так я связан с ее полнотой.

Если представить себе, что наши родители были бы совершенны, согласно нашему представлению о совершенстве, то что бы мы на самом деле от них получили? Больше или меньше? Для себя я говорю: меньше. Когда я устанавливаю связь с моими родителями, такими, как они есть, моя душа раскрывается. Даже то, что было для меня нелегко, становится драгоценным и дает мне силу, как только я прихожу с ним к согласию.

Затем я смотрю еще дальше назад, на моих предков. Иногда я проделываю для себя одно упражнение. Я смотрю на них на всех, в том числе на рано умерших, о которых практически никто уже не помнит, и говорю им: «Я — Берт». Я смотрю на них и даю им посмотреть на меня. Так я устанавливаю с ними контакт, и моя душа раскрывается все шире. Я прихожу к согласию с их судьбой, какой бы она ни была. Соглашаясь с их судьбой, я обретаю силу. Если я прихожу к согласию с их судьбой, их судьба становится для меня плодотворной в настоящем, например, когда я встречаю кого-то, кто ищет моей помощи и нуждается в ней. Так я прохожу их всех и прихожу к согласию с моей судьбой в самом широком смысле.

Нельзя сказать, что бывает хорошая судьба или плохая судьба. Судьба велика и правильна такая, как есть. Прежде всего, если мы смотрим не только на судьбу отдельного человека, но и на то, как его судьба действует дальше. Ведь на нем она не заканчивается. Так что, если я прихожу к согласию с его судьбой, в том числе, например, с его смертью, то это большая и мощная судьба действует через меня дальше и вливается в то, что я делаю для других. Вот так у меня начинается помощь.

Согласие с семьей другого

Когда ко мне приходит клиент и просит меня о помощи, я проделываю с ним то же самое. В первую очередь я прихожу в согласие с его душой. Если бы я стал сначала размышлять о том, что я должен для него сделать, я оказался бы отрезан от его души. Я же просто вхожу в контакт с его душой в той полноте, которую я ощутил и которую я получил от моих предков и их судьбы. Я устанавливаю контакт с его родителями, какие они есть или какими они были, с его предками и их судьбой. И вдруг этот человек вырастает у меня на глазах.

Я уважаю его, какой бы ни была его судьба. Если я установил такой контакт с его предками, то он стоит рядом со мной как равный. И когда я начинаю ему помогать, я очень внимательно слежу за тем, делаю ли я это в согласии с его душой. Иначе возникает опасность, что правильными для него, по моему представлению, действиями я вмешаюсь в его судьбу и его душу и тем самым, возможно, смущу и ослаблю его. Это помощь в согласии человека с человеком.

Согласие с другими помощниками

Но многие из вас оказывают помощь, будучи сотрудниками учреждений, которые стараются поддержать тех, кто попал в беду. Все, кто занялись этой работой, взялись за нее с доброй волей и с любовью. Конечно, у них другой опыт и другие представления. Порой, когда мы хотим помочь в соответствии с нашим опытом, это встречает сопротивление с их стороны, поскольку у них другой опыт.

Теперь снова начинается тот же процесс. Я прихожу к согласию с ними, с их душой, с их родителями, с их предками, с их судьбой, с их опытом и с тем хорошим, чего они хотят. Когда я прихожу к такому согласию с ними, моя предвзятость исчезает и их предвзятость, возможно, тоже. Так эта помощь расширяется. Она расходится кругами. В таком согласии с другими мы можем многого добиться и многим помочь.

Доброжелательность

По моему опыту, коллектив помощников живет за счет взаимного подтверждения. Если речь идет о том, кто лучше, а кто хуже, то в группе происходит раскол. Но что бы ни делал тот или иной член такой группы, все это хорошо. Это может отличаться от наших представлений о помощи. Но каждый, кто работает в этой команде, наверняка что-то в своей работе делает хорошо, даже если он делает это не так, как я. Тогда я могу, например, сказать такому члену коллектива: «Мне интересно то, что ты делаешь, я возьму это себе на заметку». Это вообще ничего не стоит и это правда. Прекрасный образ здесь — позволить, чтобы в такой группе светило солнце.

КАК УДАЕТСЯ ПОМОЩЬ

Я хочу сказать несколько слов о другой помощи. Теперь уже ясно, что эта работа требует особой позиции и что помощь означает здесь нечто иное, чем обычно в психотерапии. Конечно, иногда это вызывает сопротивление со стороны тех, кто привык к другому.

Я хочу поделиться некоторыми наблюдениями на эту тему. Вы можете почувствовать в своей душе, насколько это находится с ней в согласии, а также, чего такая помощь требует от нас.

Семейная расстановка пошла в своем развитии дальше. Тот опыт, что заместители в семейной расстановке чувствуют то же, что и те лица, которых они замещают, выявил новые возможности этой работы. Теперь я лишь в редких случаях расставляю всю семью. Обычно я начинаю с одного или двух человек. Я ставлю, к примеру, только клиента или его заместителя и предоставляю ему пространство и время, чтобы что-то само пришло в нем в движение. Тогда очень часто само по себе начинается движение, которое проливает свет на то, что прежде было скрыто.

Таким образом очень быстро становится понятно, нужно ли ставить кого-то еще, а часто и кого именно нужно поставить. Я ставлю этого человека, например, напротив клиента или его заместителя. Тогда мы сразу видим, что между ними происходит, что их разделяет или что их связывает, в зависимости от ситуации. При этом может развиваться и какой-то другой процесс, так что в расстановку бывает нужно добавить кого-то еще.

Но здесь нет решения в обычном смысле. Часто решения здесь нет. Один уже поиск решения стал бы вмешательством в движения души и духа. Попытка найти быстрое решение — это вмешательство в движение души другого. Здесь речь идет только о том, чтобы движение началось. Если оно началось, помощник может отойти. Это движение — движение роста. Как всякому росту, ему требуется время.

Вчувствуясь таким образом, можно ощутить в себе, каким должен быть следующий шаг и что здесь главное. Главное всегда только одно. Если удалось его найти и тем самым сделать шаг вперед, то самое важное сделано.

Последнее место

Когда клиент приходит к помощнику, он часто кажется беспомощным. Например, он говорит: «У меня конфликт с родителями». При этом зачастую он ведет себя так, будто сам он ничего сделать не может, а еще, будто он не хочет ничего делать. Тогда помощник говорит ему, по крайней мере, своим поведением: «Я помогу тебе».

Что он в этот момент делает? Он ставит себя выше родителей. Он уходит в контрперенос. То есть у клиента возникает детский перенос на помощника, а помощник отвечает контрпереносом, относясь к нему как родитель к ребенку. Так возникают так называемые терапевтические отношения.

Находясь в терапевтических отношениях, помочь уже невозможно. В них помощник отказывается от своей силы и своего контроля. Ведь кто в терапевтических отношениях решает, что должно быть сделано? Клиент или помощник? Клиент.

Помощник, вступивший в терапевтические отношения, в детстве, вероятно, пытался спасти своих родителей. Нечто подобное он пытается сделать с клиентом в так называемых терапевтических отношениях. Он занимает позицию превосходства по отношению к клиенту и по отношению к его родителям, хотя на самом деле его место - последнее.

Иерархия

С точки зрения базового порядка, самым высоким рангом в системе обладают те, кто вошли в нее первыми. Те, кто вошли в нее последними, имеют самый низкий ранг.

У кого самый высокий ранг в терапевтических отношениях? Ведь терапевтические отношения, как правило, не ограничиваются только клиентом и помощником. Как только клиент начинает говорить о своих родителях, он включает в них и их тоже. Таким образом, помощник, как только он вступает в терапевтические отношения, становится членом этой системы, и входит он в нее последним. Поэтому самым высоким рангом в этой системе обладают родители клиента. Второе место принадлежит клиенту, а помощник занимает последнее. Если он учитывает тот факт, что он занимает последнее место, то с ним ничего случиться не может. Он наблюдает за игрой, не будучи ею затронут. Он остается зрителем, пока вдруг, изнутри системы, ему не становится понятно, что настал его час. Тогда он вмешивается. Но снаружи, не становясь частью системы. Тогда происходит что-то, что помогает в равной мере всем.

Величие

Что делает человека великим? То, что делает его равным со всеми остальными. Это самое великое в каждом человеке. Он обретает свое величие, когда признает: «Я такой же, как вы, а вы такие же, как я», когда он может сказать каждому, кого он встречает: «Я твой брат, я твоя сестра». Если мы дадим этому подействовать, мы почувствуем, как это помогает нашей душе распахнуться и придает нам сил. Мы обретем свое подлинное величие. Тогда мы можем стоять рядом со всеми остальными прямо, не будучи ни больше, ни меньше, но совершенно равными с ними. Это позиция, которая дает помощнику силу, чтобы выполнять, в том числе и тяжелую работу. Он полагается на то, что соединяет всех.

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Мы можем вчувствоваться в эту тему при помощи короткой медитации. Представим себе наших клиентов, одного за другим, и почувствуем, где мы маленькие, а они большие. Где мы, может быть, их жалеем и считаем, что что-то плохо для них. И почувствуем, что эта жалость творит в нашей душе.

Затем отойдем на несколько шагов назад, посмотрим на родителей и на судьбу этих клиентов. И склонимся перед их родителями и перед их судьбой.

Склонившись, вчувствуемся в то, что меняется в клиентах, что меняется в нашем отношении к этим клиентам и в их отношении к нам.

Через какое-то время мы выпрямляемся и смотрим на всех ясным взглядом.

Действие

Я хочу подробнее поговорить о терапевтических отношениях. В этом упражнении я показал способ, как можно выйти из терапевтических отношений или как их можно прекратить. И все же наши отношения с клиентом сохраняются. Но уже не терапевтические, а такие, где речь идет о действии. В них помощник и клиент объединяют свои силы, чтобы привести в движение то, что возможно. При этом они оба — взрослые.

Как начинаются терапевтические отношения? Они начинаются с того, что человек приходит к помощнику и представляется нуждающимся, причем нуждающимся ребенком. Конечно, взрослые люди тоже часто в чем-то нуждаются. Но они как взрослые получают то, что им нужно. И потом что-то с этим делают. Но как только клиент предстает перед помощником как ребенок, например, когда он говорит: «Я чувствую себя таким одиноким. Меня преследуют неудачи. От меня уходит жена». Разве он хочет тогда что-то сделать? Разве может ему кто-нибудь помочь, пока он остается в этой позиции?

Контроль

Что, как правило, происходит в таком случае? Помощник жалеет клиента. Или он чувствует себя обязанным ему помочь, как мать помогает своему ребенку. Он дает клиенту добрые советы и утешает его. Это начало терапевтических отношений. И они углубляются.

Кому принадлежит контроль в терапевтических отношениях? Клиенту. Поэтому в них и нет прогресса. Это пустая трата времени.

Как помощнику избежать терапевтических отношений или как ему их прекратить? Он может, например, спросить клиента: «Что ты хочешь сделать?» Или: «Что произошло?» Или он может задать ему другой очень действенный вопрос, который сразу же его разоблачит. Он может спросить: «Кого ты любишь?» После этого вопроса клиент знает, что ему делать. Он больше не может оставаться в детской позиции.

По как только помощник вступает в беседу, где клиент может приводить аргументы и где он вынуждает терапевта себя слушать и, может быть, начинает на него злиться, если тот не слушает, контроль снова переходит к клиенту. И терапевтические отношения, так называемые терапевтические отношения, оказываются восстановлены.

Служение жизни

Уже при обмене первыми фразами между помощником и клиентом решается, возникнут между ними терапевтические отношения или нет. Поэтому важно не вести долгих разговоров, а сразу начать что-то, что обнаружит некую реальность. Например, можно поставить напротив клиента его мать, дав ей при этом место в своем сердце. Тогда терапевтические отношения уже невозможны. Но тогда начинаются другие отношения, которые приводят что-то в действие, причем не только для клиента, но и для его семьи.

Из всего вышесказанного явствует, что эта работа не является психотерапией в привычном смысле слова. По крайней мере, это не та психотерапия, в которой ожидаются и предлагаются терапевтические отношения в описанном выше смысле. Когда мы называем эту работу психотерапией, многие предъявляют нам требование вступать в такие терапевтические отношения. Они измеряют эту работу своими представлениями и хотят принудить нас стать психотерапевтами в их духе.

Что произойдет, если мы их послушаем? Между ними и нами тоже возникнут терапевтические отношения. Они ведут себя как родители, а мы превращаемся в детей. И мы снова попадаем в ловушку!

Если мы сомневаемся, называть ли эту работу психотерапией, то как нам описать ее по-другому и лучше? Это служение жизни, такой, как она есть.

Энтузиазм

Если человек выбирает помогающую профессию и с энтузиазмом ею занимается, то какова была его ситуация в родительской семье? Зачастую он ставил себя выше матери тем, что пытался ей помочь. Или он пытался помочь своему отцу. Это ситуация ребенка, у которого на самом деле нет никакой власти, но который из любви стремится помочь родителям, хотя это безнадежно, потому что родители всегда будут большими, а дети по сравнению с ними — маленькими.

Ситуация, которую некоторые помощники пережили в своих семьях, повторяется, когда они пытаются помочь клиентам. Они помогают им как дети кому-то их превосходящему. Поэтому тот энтузиазм, с которым они помогают, это энтузиазм возгордившегося ребенка.

Какое для них существует решение? Если они станут маленькими перед собственными родителями, они останутся маленькими и перед своими клиентами и их родителями. Они уважают их душу, они уважают в них их родителей и остерегаются надменного вмешательства. Тогда порой в клиенте что-то происходит словно само по себе.

Согласие и мужество

Иногда помощь бывает опасна. Она может оказаться вмешательством в движение души другого и помешать этому движению. Поэтому, если мы хотим кому-то помочь, первое, что мы должны сделать — это войти в созвучие с его душой и подождать, чтобы его душа пришла в созвучие с нашей, так чтобы его душа и наша душа звучали в унисон. Тогда мы можем направлять его в согласии с его душой, но только в качестве сопровождающих его души, и лишь настолько, насколько это позволяет его и наша душа.

Мы можем почувствовать, находимся ли мы в согласии с нашей душой, по тому, что, помогая, мы остаемся совершенно спокойными и в любой момент можем остановиться. Если мы заходим слишком далеко, мы чувствуем, что наша душа отстраняется, нам становится беспокойно и мы начинаем думать, вместо того чтобы действовать. Значит, мы утратили согласие с нашей душой и с душой другого.

Если мы чувствуем, что другой начинает беспокоиться, мы понимаем, что у него тоже нет согласия с его душой. Тогда мы останавливаемся.

Иногда, когда мы хотим или должны кому-то помочь, потому что этого требуют обстоятельства, мы видим, что нам нужно предпринять шаги, которые опасны и требуют мужества. Это шаги во тьму, которые опасны еще и потому, что мы знаем, что если при этом присутствует кто-то другой, кто не находится в согласии с душой клиента, то потом он, возможно, будет нас упрекать. Возможно, он даже будет нас обвинять, поскольку мы делаем что-то, что он считает неправильным, хотя сам он не идет на то, что нужно другому и чего он хочет. В первую очередь те, кто принадлежат какой-то особой школе, школе, которая выстраивает свои теории отчасти на догматах, иногда требуют, чтобы мы разделяли эти догматы и соблюдали их, хотя действительность, воспринимаемая в данный момент действительность, их не оправдывает.

Таким образом, помощь требует, с одной стороны, согласия, а с другой- - мужества. А еще она требует готовности остановиться там, где кончается согласие. Дело в том, что если у нас нет этого согласия, то мы не знаем, что уместно для клиента. Поэтому, когда согласие заканчивается, помощь тоже должна прекратиться.

Борьба за власть

К высокому искусству помощи относится умение по-хорошему победить в борьбе за власть с клиентом. Конечно, тут есть свои определенные методы и иногда я их демонстрирую.

Почему клиент вступает с помощником в борьбу за власть? Это же странно. Если он победит, то чего он этим добьется? Возможно, он хочет получить подтверждение, что его проблема неразрешима и что помощник не в силах ее решить. Но почему бы ему этого хотеть?

Я исхожу из того, что многие из тех, кто обращаются за помощью, не хотят решать свою проблему. Скорее они хотят получить подтверждение, что она неразрешима. Они хотят через некоторое время доказать помощнику, что ничего не получится. Вам это знакомо? Да, но почему?

Часто наши проблемы бывают связаны с тем, что мы кого-то любим. Мы крепко держимся за свою проблему, потому что мы любим. Я могу сказать и иначе. Мы держимся за проблему, потому что с проблемой мы чувствуем себя невиновными. Если мы ее решим, мы почувствуем себя виноватыми.

Я поясню это на примере этой клиентки. Мы видели, что она берет на себя что-то за свою мать. Взяв это на себя, она показала ей свою любовь. В этой работе я показал ей, как она может это прекратить. Но если она это сделает, ее будет мучить совесть. Поэтому для нее существует риск рецидива. Видите, она кивает? Она совершенно точно это чувствует.

Спрашивается, как я могу помочь ей решить проблему так, чтобы она могла измениться с чистой совестью?

Обращаясь к этой клиентке: Я сейчас с тобой это проделаю. Согласна?

Клиентка: Да.

Хеллингер подзывает заместительницу ее матери и ставит ее напротив клиентки.

Группе: Видите, как изменилось ее лицо? Разве это не прекрасно?

Матери: Посмотри на дочь и скажи ей: «Я вижу твою любовь».

Мать: Я вижу твою любовь.

Мать и дочь тепло обнимаются.

Группе: Теперь совесть дочери чиста и совесть матери, конечно, тоже.

Клиентке: Хорошо, вот и все. Всего тебе доброго.

В борьбе за власть с клиентом помощник втайне объединяется с кем-то из членов его семьи. Он ведет эту борьбу в согласии с кем-то из членов его семьи. Поэтому в этой борьбе он остается смиренным. Он хочет, чтобы клиент победил, даже если это будет не так, как тот себе представлял.

Жестокость

Я хочу сказать несколько слов о жестокости. Что здесь жестоко? Жестока действительность. Тот, кто в душе согласен с жестокой действительностью, кажется жестоким. Но поскольку он находится в согласии с этой действительностью, у него есть сила.

Кто страшится действительности, такой, как она есть, поскольку в глубине души он хочет, чтобы она была другой, тот слаб. Эта слабость делает его опасным для клиента, и клиент больше не может ему доверять. Тогда помощник и клиент с завязанными глазами начинают игру за гранью действительности.

Взгляд на действительность, такую, как она есть, и согласие с ней заставляют помощника расти. Он должен меняться. Именно благодаря этому его помощь становится для него полновесной. Помощник обретает силу, когда он смотрит в глаза действительности и когда он готов ее назвать. Ищущий помощи обретает силу, когда он тоже может посмотреть в глаза действительности.

Некоторые помощники, которые жалеют клиента и предпочитают скрывать от него действительность, потому что сами ее боятся: разве они добры? Они жестоки, намного более жестоки, и они обманывают ищущего помощи.

Эта работа осуществляется без ощущаемой любви, подобно тому, как хирург не чувствует любви, когда оперирует, но он делает свою работу с большой любовью, способствуя чему-то хорошему. Это любовь на более высоком уровне. Прежде всего это любовь, которая смотрит не только на отдельного человека, но и на всю его семью, охватывая каждого, кто к ней относится.

Вчувствование

Я хотел бы сказать несколько слов об эмпатии, или вчувствовании.

От помощников в первую очередь ждут, что они вчувствуются в того, кто пришел к ним за помощью, что они вчувствуются в его ситуацию, в его глубинную потребность, в его беду. Модель для такого вчувствования нам, конечно, дают мать и отец с их любовью к детям. Там мы можем увидеть, что такое вчувствование.

Когда клиент приходит к социальному работнику или другому помощнику, очень часто он ждет от него такого же вчувствования, какого ребенок ждет от своих родителей. Поэтому многие помощники считают, что они должны проявлять по отношению к своим клиентам ту же эмпатию, как мать или отец по отношению к своим детям. Но в отличие от ребенка, клиент, как правило, взрослый и дееспособный человек. Таким образом, вчувствование подразумевает, что я вчувствуюсь и в ту ситуацию, что он взрослый и дееспособный. Тем самым вчувствование приобретает иное измерение.

От взрослого человека я вправе требовать, чтобы он тоже вчувствовался в меня. Ребенку не нужно вчувствоваться в своих родителей. Он и так с ними связан, и ему не нужно ни о чем беспокоиться. Он может быть ребенком. Но, работая со взрослым, социальный работник вправе ожидать, что клиент тоже вчувствуется в его ситуацию, например, в те границы, которые установлены для него учреждением, и в те границы, которые установлены для него как человека.

Приведу пример. Я провел здесь работу и еще полностью погружен в это поле, и вдруг ко мне подходит кто-то и говорит: «У меня есть вопрос». И он ждет, что я ему отвечу. Он совершенно не вчувствуется в мою ситуацию, как будто я могу и должен сразу же отключиться и быть в его распоряжении. Тем самым он ведет себя как ребенок со своими родителями.

Системное вчувствование

Тут есть еще один важный момент. Когда кто-то приходит ко мне с просьбой или проблемой, он ждет, что я первым делом вчувствуюсь в него лично. Но он пришел из семьи. Возможно, в этой семье есть другие, кому мое вчувствование нужно больше, чем ему. Например, его детям. Здесь требуется системное вчувствование, то есть не только мое личное вчувствование в него, но и мое вчувствование в его семью и его систему, из которой он пришел. Тогда в моем поле зрения оказывается вся система целиком. Я уважаю ее, и я чувствую, кому моя эмпатия нужна больше всего. Возможно, тот, кто ко мне пришел, нуждается в ней или заслуживает ее меньше всех. Тогда я работаю с большим полем и сил у меня тоже больше.

Подлинная эмпатия лишена эмоций. Она остается на том более высоком уровне, где она сохраняет обзор. Только такая эмпатия и такое вчувствование в большее дает нам силы для той помощи, которая действует.

БОЛЬШАЯ ДУША

Есть сила, которая по-хорошему нас направляет, если мы ей себя вверяем. Я называю ее Большой душой. Если мы поняли, как она нас направляет, мы можем ей доверять. Поэтому, к примеру, не обязательно, чтобы мы, работая с кем-то, доводили все до конца. Как только что-то пришло в движение и у души появилась возможность действовать без какого-либо вмешательства извне, она может сама довести это до конца.

Почему я все это рассказываю? Многие считают, что я должен с ними поработать и что у них может что-то наладиться только, если они расставят со мной свою семью. Что ускользает тогда от их взгляда? Они больше не смотрят на Большую душу. Кто вверяет себя Большой душе, того она направляет таким образом, который выходит далеко за пределы его желаний.

Действовать путем недеяния

Упражнение для помощника - научиться уходить в пустую середину. В этой пустой середине у него нет ни намерений, ни страха, ни воспоминаний. Он полностью сосредоточен. Если ему удается достичь такой сосредоточенности, то вокруг него что-то происходит, как будто это вызвано им. Но он ничего не делает. Он действует, не действуя, одним только своим присутствием.

Лучше всего законы недеяния описаны в «Дао Дэ Цзин» Лао-Цзы. Там же мы находим указание: когда работа сделана, помощник сразу от нее отворачивается и, не оглядываясь назад, переходит к следующей. Поэтому он также не задает потом вопросов.

Ночь духа

С этим тесно связано еще одно упражнение, если это можно назвать упражнением. Помощник или тот, кто хочет проникнуть в глубины души, подвергает себя очищению ночью духа. Этот образ восходит к Иоанну Креста[2].

Что означает ночь духа? Я отказываюсь от знания. Следовательно, я не задаю вопросов. Также я отказываюсь от новостей. Если кто- то рассказывает мне то, что меня не касается, я удаляюсь в эту ночь. Когда я работаю с клиентом, иногда мне бывает совершенно не ясно, какими могут быть следующие шаги. Никакой прошлый опыт мне помочь не может. Тогда я удаляюсь в эту ночь. Это похоже на отступление в пустоту. Если я останусь в этой ночи, то внезапно, как молния, очень быстро, мне приходит озарение. Оно указывает на следующий шаг. Потом снова наступает ночь.

В этой позиции мы абсолютно спокойны. Ничто не может нас поразить. В этой позиции мы чувствуем себя наполненными, хотя мы пусты.

Отказ от действия

Здесь мы тренируемся в восприятии того, что возможно, а что невозможно, и как мы, если что-то невозможно, все-таки можем помочь путем недеяния. Недеяние означает здесь: мы ни в коем случае не делаем того, чего ждет клиент. Иногда это кажется жестоким, но это правильно.

Воин

Как-то раз я размышлял о помощнике как о воине. Помощник как воин никогда не идет на праздник победы. Пока другие празднуют, он уже занят новой работой. Он сразу уходит от старой работы, и он свободен.

Победа и поражение

Я хочу сказать несколько слов о войне в самом широком смысле. Гераклит сказал: «Panton pater polemos». Война - отец всех вещей. Многие из вас находятся в конфликтной ситуации, например, в учреждении или на службе, и испытывают тайное желание, чтобы что-то было по- другому, чтобы было меньше сопротивления.

Но война — это еще и отец мира. Без войны нет и мира. Кто побеждает в конфликте, часто проигрывает мир. Так что, если бы вы с вашим новым опытом победили других, вы бы что-то проиграли. То противоположное, что вы видите у других, нужно признать как равноценное. И тех, кто представляет что-то другое, нужно признать как равных. В этот момент они тоже могут признать что-то другое у вас, поскольку им не нужно отказываться от своего.


 

Противоположности

Мы признаем другого именно в той области, в которой он действует. Мы признаем в том числе его власть, его влияние, его успех, его заслуги и его границы. Точно так же, как мы признаем самих себя с тем вкладом, который мы вносим, с нашей властью, но и с нашими границами. Когда и то, и другое получает признание, каждый может принять в себя другое как имеющее равное право на существование. В этот момент собственная душа раскрывается. Если моя душа распахнута, душа другого тоже может раскрыться. Тогда из взаимного признания вырастает мир.

Если вы в чем-то победили, остерегайтесь. Лучше, чтобы благодаря противоположностям что-то, развиваясь сообща, двигалось вперед. Для целого важна и та, и другая сторона, или все стороны, если их несколько. Поэтому того, кто возражает, ни в коем случае нельзя исключать из коллектива. То, что он отстаивает, должно получить признание. Получая признание, он может раскрыться.

То же самое относится и к семейной расстановке. Здесь некоторые тоже видят противоречие между тем, что делают одни, и тем, что делают другие. Здесь тоже кто-то хочет от чего-то избавиться. Если другое тоже будет принято, если оно получит признание, но без отрицания своего собственного, то наступит мир. Тогда у всего будет свое место.

Ошибки

Некоторые помощники начинают расставлять семью, но в какой-то момент они не могут продвинуться дальше и им приходится прервать расстановку. Они оказались, так сказать, неспособны выполнить эту работу. Но странным образом иногда это помогает клиенту, даже если он потом злится. Если помощник начинает себя упрекать, то он ведет себя так, будто результат был в его руках. Но эти ошибки учат его тому, что это не в его власти. Так что он может встать в ряд обычных людей, которые тоже совершают ошибки. Это полезно для всех.

Фонтан

Рильке как-то написал: «Жизнь остается чистой, потому что нет никого, кто бы ею овладел». Я бы отнес это и к семейной расстановке. Она остается чистой, пока каждый знает, что он ею не владеет. Она остается чистой, если он знает, что вынужден полагаться на что-то, что действует за семейной расстановкой. Если семейная расстановка удается, это всегда милость.

Помощник как фонтан, из которого постоянно течет вода. Но эта вода не принадлежит фонтану. Она только через него течет.

ОБРАЗЫ, КОТОРЫЕ ОСВОБОЖДАЮТ

Образы, о которых здесь идет речь, это не представления из головы. Речь идет о разрешающих образах, которые проникают глубоко в душу и там действуют.

Исходный образ

Когда кто-то из присутствующих выбирает заместителей для членов своей семьи и расставляет их в пространстве по отношению друг к другу, возникает образ семьи. Если он делает это сосредоточенно, появляется образ, неожиданный для самого расставляющего. Тот образ, который он носил в себе, противоречит его собственным представлениям. Таким образом, через этот образ на свет выходит что-то прежде скрытое. Если мы дадим этому образу на себя подействовать, мы увидим основные проблемы этой семьи. И, может быть, одновременно мы увидим, в чем могут заключаться решения этих проблем. Тогда, изменив этот образ, можно прийти в итоге к разрешающему образу Это одна сторона семейной расстановки.

Но нужно учитывать и другую сторону. Заместители, если они по- настоящему собранны, чувствуют то же, что и те лица, которых они замещают, хотя они с ними не знакомы. В этом есть нечто таинственное. Так просто этого не объяснить. Но это показывает, что мы связаны с чем-то большим и благодаря этой связи мы можем получить знание, не сообщаемое нам извне. Это первый образ, о котором здесь идет речь.

Разрешающие образы

Еще несколько слов об образах, которые приносят освобождение. Это предполагает, что есть образы, в которые мы вплетены, которые нас связывают, блокируя в нас что-то, что хочет раскрыться. Эти образы тоже являются внутренними представлениями.

Каждый из нас появляется на свет в определенной семье. В этой семье есть свои определенные представления о том, что хорошо и позволено, а что запрещено, причем зачастую эти представления не зависят от действительности — от того, что на самом деле хорошо и полезно, а что на самом деле мешает. Поэтому нам нужно научиться расставаться с такими внутренними образами, например, с теми, которые не позволяют нам признавать других людей, потому что они другие, и признавать за ними равные с нами права.

Так что здесь речь тоже идет об очищении, о внутреннем очищении от образов, которые вводят нас в заблуждение, и, может быть, от образов, которые привлекают нас к чему-то, что вредит и нам, и другим. Благодаря такому очищению мы приходим к решениям, которые с уважением соединяют различное. Как правило, основной процесс исцеления как раз и состоит в том, что мы соединяем в своем сердце то, в чем видели противоречие или противоположности.

Я хочу сказать еще несколько слов о том, как обращаться с этими образами. Речь здесь идет о пространственных образах. Эти образы вневременные, мы не вправе их менять. Если мы задумаемся о том, что будет, если мы изменим то или иное, мы вмешаемся в этот образ. Также мы не должны сразу начинать действовать согласно этому образу. Образ должен побыть в душе и, может быть, довольно долго. Образ действует тем, что он есть, причем не только в собственной душе, но и в душах других членов семьи, хотя им никто ничего о нем не рассказывал.

Через какое-то время в душе накапливается сила, необходимая для того, чтобы сделать то, что нужно. Тогда человек следует уже не образу, а собственной душе. Но этот образ вызвал в душе что-то, что сделало возможными последующие действия.

ДВА РОДА ЧУВСТВ

Первичные чувства

Первичное чувство всегда по делу. Оно ведет к действию, оно позволяет действовать, и в конечном итоге что-то меняется. Когда человек испытывает это чувство, его глаза открыты, поскольку он находится в контакте с действительностью.

Как правило, первичные чувства длятся недолго. Те, кто присутствует при их проявлении, могут сохранять внутренний покой и ясность мысли. Они могут смотреть и сопереживать и, тем не менее, сохранять покой.

Драматичные чувства

В противоположность первичным, есть чувства, которые проявляются драматично. Испытывая их, человек закрывает глаза, поскольку эти чувства не связаны с видимой реальностью. Они следуют внутреннему образу. Поэтому, испытывая их, человеку приходится закрывать глаза.

Я проделаю с вами одно небольшое упражнение, чтобы вы могли почувствовать разницу. Закройте глаза и представьте себе то, в чем вы раньше упрекали своих родителей, и обратите внимание, какие это вызывает ощущения. Затем, пока ваши глаза закрыты, представьте себе, что вы смотрите родителям в глаза и сохраняете с ним постоянный зрительный контакт. А теперь попытайтесь, глядя им в глаза, предъявить упрек.

Чувство, испытываемое с открытыми глазами, первично и просто, оно ведет к действию и отпускает родителей. Другие чувства, которые связаны с упреками, ориентированы на внутренние образы и поддерживаются с закрытыми глазами. Стоит только открыть глаза, и удержать их становится невозможно.

В чем цель драматичных чувств? Они стремятся произвести впечатление и побудить к действиям других, вместо того чтобы человек действовал сам. Поэтому те, кто присутствуют при проявлении таких чувств, чувствуют себя некомфортно. Они чувствуют, что должны что-то сделать, но при этом сразу понимают, что ничего поделать не могут. Стоит попытаться помочь человеку, выказывающему драматичное чувство, и он станет вам доказывать, что помочь ему невозможно. Он должен доказывать это, так как драматичное чувство служит исключительно избеганию действий.

Сны

То же самое вы можете наблюдать, когда кто-то рассказывает вам свой сон. Сны гоже можно разделить по признаку первичных и драматичных чувств. Если кто-то сразу начинает рассказывать вам свой сон, особенно если он говорит: «Мне приснилось, что ты...», то это сон, который служит сохранению проблемы, а иногда еще и тому, чтобы причинить другому какое-то зло. Такой сон содержит в себе упрек. Эти сны нельзя толковать и нельзя принимать их близко к сердцу.

Так что очень важно различать первичные чувства, которые позволяют действовать и ведут к действию, и вторичные чувства, которые служат подменой действия.

Добрый и злой взгляд

Я хотел бы поделиться еще одним наблюдением. Невозможно думать или говорить о ком-то плохо, когда смотришь ему в глаза. Вы можете это пронаблюдать, когда кто-то говорит о ком-то или о вас что-то плохое. Прежде чем это сказать, он ненадолго отводит


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.108 с.