Для построения занятий используется следующая схема. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Для построения занятий используется следующая схема.

2021-12-11 43
Для построения занятий используется следующая схема. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ

Стасюкевич Светлана Анурбиевна

Педагог-психолог 2-ой категории 

ГУО «Тростенецкая ОСШ»,

Магистр психологических наук

Травмированную детскую душу понять очень сложно…

Не зная чего ожидать от ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, педагоги и психологи задаются вопросом, как помочь ребенку до того как он не успел себе навредить? Знать бы ответ на этот вопрос, сколько детских ошибок можно было бы предотвратить, и скольким можно было бы помочь выбраться из темного всепоглощающего водоворота проблем и страхов. Выбирая путь отказа от жизни, ребенок не видит другого выхода, ему кажется, что единственным решением является отказ от жизни, ведь только это может заглушить эту дикую боль, которая с каждым днем становится все сильнее.

Ответственность за жизнь этих неокрепших и неопытных душ несем мы – психологи и педагоги. И порой от нашего невнимания и где-то даже безразличия, мы упускаем из виду тех, кому мы еще в силах помочь.

Цель: профилактика суицидального риска.

Задачи:

· Улучшение эмоционального состояния участников тренинга;

· Осознание связи возникших трудностей с пережитой травмирующей ситуацией;

· Поиск и активизация позитивных ресурсов, через создание системы поддержки и формирования «проекции на будущее»;

· Восстановление ощущения ценности собственной личности;

· Повышение компетентности учеников в области оказания поддержки и помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной ситуации;

· Восстановление ощущения доверия к себе, к другим, к миру.

Контингент: 8-12 детей младшего подросткового возраста (10-13 лет).

Для построения занятий используется следующая схема.

Вводная часть представляет собой ритуал приветствия, цель которого – создание положительного эмоционального фона, настрой на работу.

Основная часть включает в себя игры и упражнения, способствующие достижению целей каждого конкретного занятия.

Заключительная часть – рефлексия состояния, включенная в ритуал завершения занятия.

Средства коррекции: ситуационно-ролевые игры, упражнения с игровыми элементами, психогимнастические упражнения.

ЗАНЯТИЕ 1

Цель: знакомство с группой и правилами психологического тренинга, обсуждение способов взаимодействия в тренинговой группе, выработка ритуала прощания.

Ход занятия:

Ритуал приветствия.

Цель: создание положительного эмоционального фона, настрой на работу.

Ведущий: У меня в руках клубок ниток. Мне хотелось узнать, какое у вас настроение и с чем вы сегодня пришли. Сначала я расскажу про себя, затем намотаю на пальчик кусочек нити и передам клубок нити сидящему слева. Он сделает то же самое, расскажет про себя и передаст клубок следующему. Главное условие, чтобы клубок побывал у каждого, и только один раз.

Затем ведущий предлагает всем подергать за нитку и ощутить, как она натягивается, как будто все связаны одной нитью.

Упражнение «Имя и качество».

Цель: знакомство детей друг с другом, создание положительного эмоционального фона.

Участники сидят в кругу (желательно, чтобы и все последующие тренинги проводились в кругу) и, передавая друг другу мяч или игрушку, называют свое имя и какое-либо одно свое качество, начинающееся с любой буквы, которая есть в имени, отчестве или фамилии.

Упражнение «Снежный ком».

Цель: создание положительного эмоционального фона.

Каждый следующий участник повторяет все, что было сказано до него, и прибавляет свое имя и качество.

Ведущий обращает внимание на разнообразие названных качеств, а также подчеркивает, что все участники очень разные, но им предстоит совместная работа.

Занятие 2

Цель: уменьшение тревожности, преодоление негативных переживаний, развитие способности видеть свои положительные качества.

 

Ход занятия:

Ритуал приветствия.

Цель: создание положительного эмоционального фона, настрой на работу.

«Жизнь – это…»

Ребятам предлагается продолжить фразу: «Жизнь – это…» После выполнения задания следует обсудить ответы детей. Отметить наиболее яркие фразы.

Занятие 3

Цель: развитие эмоциональной сферы, восстановление ощущения ценности собственной личности.

Ход занятия:

Ритуал приветствия.

Цель: создание положительного эмоционального фона, настрой на работу.

Упражнение на развитие мимических движений: поднять брови, опустить брови, нахмурить брови, сжать и надуть губы, опустить уголки губ, улыбнуться, наморщить нос и т.д. Желательно, чтобы дети выполняли упражнение перед большим зеркалом.

Упражнение «Обрыв»

На полу рисуется черта. Выбирается один желающий. Все участники становятся вдоль линии, они изображают обрыв скалы. Скала может вести себя непредсказуемо: либо помогать человеку пройти по обрыву, либо, наоборот, ему помешать. Задача «желающего» - пройти по обрыву скалы.

Желательно, чтобы каждый из детей побывал в роли человека, идущего по обрыву.

Этюд «Ласка».

Цель: развитие умения выражать чувства радости, удовольствия.

Звучит музыка А. Холминова «Ласковый котенок». Дети разбиваются на пары: один — котенок, второй — его хозяин. Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к хозяину тем, что трется головой о его руки.

Упражнение «Танец»

Цель: использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств.

В качестве тем для танца выступают чувства. Под различную музыку дети выполняют следующие задания: станцевать радость, страх, горе, веселье, удивление, каприз, счастье, жалость.

Занятие 4

Цели: дать возможность ребенку почувствовать себя самостоятельным и уверенным человеком; усвоение новых форм поведения; учить самостоятельно принимать верные решения; обучение навыкам правильного общения.

Ход занятия:

Ритуал приветствия.

Цель: создание положительного эмоционального фона, настрой на работу.

Упражнение «На что похоже мое настроение» - анализ настроения перед началом занятия при помощи специальных карточек с изображением эмоциональных состояний.

Игра «Сказочная шкатулка»

Цель: формирование положительной «Я-концепции», самопринятия, уверенности в себе.

Ведущий сообщает детям, что Фея сказок принесла свою шкатулку — в ней спрятались герои разных сказок. «Вспомните своих любимых персонажей и расскажите, какие они, чем они вам нравятся, опишите, как они выглядят: какие у них глаза, рост, волосы, что у вас с ними общего. А теперь с помощью волшебной палочки все превращаются в любимых сказочных героев: Золушку, Карлсона, Винни-Пуха, Буратино, Красную Шапочку, Мальвину. Выбирайте любой персонаж и покажите, как он ходит, танцует, спит, смеется и веселится» (желательно чтобы у всех были бейджы с сказочными героями).

Игра «Волшебное колечко»

Цель: коррекция негативного образа «Я», снятие тревожности, неуверенности в себе.

Ведущий говорит: «Вот колечко из сказочной шкатулки, это не простое колечко, а волшебное. Если надеть его на мизинец, станешь маленьким-маленьким — это твое прошлое. Если надеть его на средний палец, останешься самим собой — это твое настоящее. Если надеть колечко на указательный палец, станешь большим, сильным и красивым — это твое будущее. Кто хочет путешествовать во времени?»

Если ребенок выбирает «прошлое», он садится на корточки или сворачивается клубочком, а остальные ребята гладят его, укачивают, баюкают... Если ребенок выбирает «настоящее», то ему предлагается оценить то, что с ним происходит, с помощью жеста («в моей жизни все хорошо» — большой палец вверх, «в моей жизни не все хорошо» — большой палец вниз). Если же он выбирает «будущее», то закрывает глаза и фантазирует — что интересного и увлекательного случится в его жизни.

Игра «Принц и принцесса»

Цель: дать почувствовать себя значимым, выявление положительных сторон личности.

Дети стоят в кругу. В центр ставится стул — это трон. Кто сегодня будет принцем (принцессой)? Ребенок по желанию садится на трон. Остальные дети оказывают ему знаки внимания, говорят что-нибудь хорошее.

Занятие 5

Цель: коррекция негативных поведенческих реакций; формирование нового опыта взаимоотношений в процессе игры.

 

Ход занятия:

Ритуал приветствия.

Цель: создание положительного эмоционального фона, настрой на работу.

Упражнение «Перекресток»

Представьте себя в роли путника. Вы подходите к перекрестку, на котором вам следует выбрать правильный путь, от которого будет зависеть ваша дальнейшая жизнь. Подумайте и напишите, о чем вы думаете в этот момент? Что вы чувствуете? Куда вы хотите прийти? Какой будет ваша жизнь после этого перекрестка? Каковы ваши дальнейшие цели? Способы их достижения? Как вы узнаете, что достигли их?...

Упражнение «Ситуации».

Цель: научить самостоятельно принимать верные решения.

Дети делятся на пары. Каждому предлагается ситуация, в которой он должен изобразить самого себя. После разыгрывания дети меняются ролями с партнером, то есть разыгрывают роли своего партнера. Затем ведущий предлагает детям вместе найти выход из ситуации, беседует о том, каких людей можно назвать добрыми.

Желательно, чтобы дети сами предлагали варианты ответов... Для проигрывания ситуаций можно брать вымышленные или те случаи, которые происходили с детьми в реальной жизни.

Примеры ситуаций

— Ребята из класса играют в интересную игру. А ты опоздал в школу, и игра уже началась. Попроси, чтобы ребята и тебя приняли в игру. Что ты будешь делать, если они не захотят принять тебя?

— Тебе очень хочется поиграть такой же игрушкой, как у одного из ребят. Попроси ее.

— На прогулке ты увидел, что двое ребят сейчас начнут драться. Твои действия?

Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и, улыбаясь, прощаются.

Этюд.

Цель: развитие социального доверия; воспитание новых способов общения; формирование адекватных форм поведения.

Дети разыгрывают сценки из мультфильма «Просто так», где щенок подарил букет цветов, а вместе с ним и свое хорошее настроение тому, кому было грустно, «просто так» — ничего не требуя взамен. И его доброе дело пошло по цепочке дальше — от одного героя к другому.

Занятие 6

Цель: развитие и укрепление своего «я», уверенности в себе, гармонизация «Я-концепции».

Ход занятия:

Ритуал приветствия.

Цель: создание положительного эмоционального фона, настрой на работу.

Упражнение «Стрела жизни».

             
 


                                  

 

Диагностическое упражнение. Ребятам предлагается выбрать одну из стрел, которая больше всего подходит к их жизни. Возможные варианты интерпретации: много ухабов – кризисы, прямая – спокойная жизнь, круглая – жизнь замыкается в цикл, ребенок не развивается и пр.

Упражнение «Мои вершины».

Цель: развитие и укрепление своего «я», уверенности, способности изменить свое поведение.

Задумайте желания, поставьте цели. Это могут быть мысли от самых простых и обыденных до самых возвышенных и важных, связанных со смыслом жизни.

Нарисуйте на листах бумаги пики, т. е. цели, которых вы хотите достичь.

Затем устраивается выставка рисунков и проводится обсуждение темы.

Упражнение «Мои ошибки».

Как вы относитесь к пословице «Жизнь прожить – не поле перейти»? Проводится обсуждение жизненных ошибок.

Каждый на отдельном листке записывает ошибки, которые хочет исправить.

Занятие 7

Цель: проанализировать свои слабые стороны и «возможный комплекс неполноценности», определить способ работы с ним.

Ход занятия:

Ритуал приветствия.

Цель: создание положительного эмоционального фона, настрой на работу.

Упражнение «Ресурсы».

Подумайте и напишите четыре ваших самых сильных хороших качеств личности. Теперь изобразите их в виде четырех символов. Теперь еще раз внимательно посмотрите на ваши рисунки. Хотите ли вы в них что-нибудь изменить?.. А теперь?.. Хорошо. А теперь запомните – это ваша опора в жизни. В трудную минуту вашей жизни не забывайте о них. И вы всегда сможете преодолеть с ними любые жизненные проблемы.

Игра «Комплименты».

Цели: помочь ребенку увидеть свои положительные стороны; дать почувствовать, что его понимают и ценят другие дети.

Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, ребенок говорит: «Мне нравится в тебе...» Принимающий кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно!» Упражнение продолжается по кругу. После упражнения желательно обсудить, что чувствовали участники, что неожиданного они узнали о себе, понравилось ли им дарить комплименты.

Занятие 8

Цель: расширение представлений о себе, самопознание, определение своих ресурсов и резервов.

 

Ход занятия:

Ритуал приветствия.

Цель: создание положительного эмоционального фона, настрой на работу.

Упражнение «Золотая рыбка»

- Ребята представьте, что вы поймали золотую рыбку. Что вы загадали бы ей, чтобы ваша судьба стала лучше?

Обсуждение.

Упражнение «Кто я?».

Цель: формирование позитивного образа «Я».

У каждого из нас есть имя. Оно может изменяться и иметь несколько вариантов. Все участники группы садятся в круг и по очереди говорят: «Я – …», называют свое имя и все его варианты. Надо выбрать то, которое нравится вам больше всего.

3. Упражнение «Инопланетяне».

Цель: установление контакта с группой, формирование идентичности.

К нам прилетели инопланетяне. Они устроены так, что воспринимают окружающее только зрением. Что они воспримут зрительно, глядя на вас? Далее к нам прилетели инопланетяне, которые воспринимают все только на слух. Что они воспримут на слух, общаясь с вами? Следующие инопланетяне воспринимают все только на вкус, по запаху, через прикосновение. Опишите себя, какой вы.

Все делятся своими описаниями для инопланетян, находят сходство и отличия друг от друга.

Занятие 9

 

         Цель: поиск и активизация позитивных ресурсов, через создание системы поддержки и формирования «проекции на будущее»;

 

 

Ход занятия:

Ритуал приветствия.

Цель: создание положительного эмоционального фона, настрой на работу.

Упражнение «Линия жизни»

Диагностическое упражнение. Учащимся выдаются маленькие листочки. Сложить пополам. Задание: провести свою линию жизни.

Интерпретация: верхняя часть листа – позитив, нижняя – негатив.

Упражнение «Рукопожатие».

Цель: создание положительного эмоционального фона.

Все участники тренинга свободно двигаются по комнате. Их цель – поздороваться за руку с каждым членом группы и произнести, глядя собеседнику в глаза: «Здравствуйте, желаю вам...».

Упражнение «Измени себя»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, создание положительного эмоционального фона.

Все ученики разбиваются по парам, становятся лицом друг к другу, вытянув руки вперед, согнутыми в локтях, и прикладывают ладошки обеих рук друг к другу. Задача: каждый из пары должен оттолкнуть от себя своего соперника, но не сойти со своего места.

После выполнения упражнения подводится итог: уравновешенный человек сохраняет свое физическое и эмоциональное равновесие в любой ситуации. Уравновешенный человек легче справляется с проблемами. Правда, и у него иногда возникают ситуации, когда нужна помощь других людей.

Упражнение «Кто сильнее?».

Цель: определение своих ресурсов и резервов.

Участники тренинга записывают на трех карточках названия трех качеств, которые могут в некоторых обстоятельствах мешать человеку добиваться поставленной цели и достигать успеха в жизни.

Карточки выкладывают на столе «рубашкой» к верху и перемешивают.

Затем каждый участник тренинга берет со стола три карточки (это могут быть карточки его или другого члена группы) и говорит, читая надпись на первой карточке: «У человека есть такое-то качество. Оно может мешать ему, если сильнее, чем человек. Я сильнее, чем это качество (например, лень, неуверенность, упрямство и т.д.). Это проявляется в том, что я справляюсь с этим качеством следующим образом…». Далее идет описание того способа, с помощью которого члены группы справляются с качествами, которые в некоторых ситуациях приводят к неудачам.

Занятие 10

Цель: формирование умений планирования и достижения цели. научиться проектировать свою будущую жизнь.

Ход занятия:

Ритуал приветствия.

Цель: создание положительного эмоционального фона, настрой на работу.

Упражнение «Послание миру».

Ребятам предлагается написать послание миру «Выбери жизнь!»

Упражнение «Цветок».

Цель: поддержание положительного эмоционального фона.

Все члены группы садятся в круг. Каждый участник говорит по очереди: «Я подарю группе цветок. Это — … Этот цветок — … и т.д.» Далее дается свободное описание цветка.

Упражнение «Удары судьбы».

 Цель: формирование навыков целеполагания.

Группа образует две шеренги напротив друг друга (коридор). Один из участников пробегает между ними, остальные – бросают бумажные шарики. Задача пробегающего уклониться от ударов, либо адекватно на них отреагировать.

После упражнения подводится итог: человек при ударах судьбы должен быть стойким, как мячик. Если глина мягкая и поддается любым воздействиям, например, сплескивается, то мячик отталкивается и отскакивает, остается таким же. Так и вы в жизни должны научиться переживать все жизненные невзгоды. Стать мячиками.

Заключительное слово».

Цель: поиск и активизация позитивных ресурсов, формирование «проекции на будущее», закрепление полученных навыков.

Члены группы становятся в круг, держась за руки. Каждый произносит: «Я знаю, что в жизни есть успех, и он зависит от…».

Литература:

1. Психология в сказках с комментариями / сост.: М.А. Дыгун, Т.Н. Бендега, О.В. Липская (и др.). – 3-е изд. – Мозырь: Содействие, 2010. – 144 с. – (Серия «Психология народной мудрости»).

2. Рожина, Л.Н. Развитие эмоционального мира личности / Л.Н. Рожина – Мн.: Універсітэцкае, 1999. – 257 с.

3. Ромек, В.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / В.Г. Ромек, В.А. Конторович, Е.И. Крукович. – СПб.: Речь, 2004.

4. www.psy.1september.ru (Школьный психолог, газета)

5. www.childpsy.ru – Детский психолог (психология для специалистов)

 

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ

Стасюкевич Светлана Анурбиевна

Педагог-психолог 2-ой категории 

ГУО «Тростенецкая ОСШ»,

Магистр психологических наук

Травмированную детскую душу понять очень сложно…

Не зная чего ожидать от ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, педагоги и психологи задаются вопросом, как помочь ребенку до того как он не успел себе навредить? Знать бы ответ на этот вопрос, сколько детских ошибок можно было бы предотвратить, и скольким можно было бы помочь выбраться из темного всепоглощающего водоворота проблем и страхов. Выбирая путь отказа от жизни, ребенок не видит другого выхода, ему кажется, что единственным решением является отказ от жизни, ведь только это может заглушить эту дикую боль, которая с каждым днем становится все сильнее.

Ответственность за жизнь этих неокрепших и неопытных душ несем мы – психологи и педагоги. И порой от нашего невнимания и где-то даже безразличия, мы упускаем из виду тех, кому мы еще в силах помочь.

Цель: профилактика суицидального риска.

Задачи:

· Улучшение эмоционального состояния участников тренинга;

· Осознание связи возникших трудностей с пережитой травмирующей ситуацией;

· Поиск и активизация позитивных ресурсов, через создание системы поддержки и формирования «проекции на будущее»;

· Восстановление ощущения ценности собственной личности;

· Повышение компетентности учеников в области оказания поддержки и помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной ситуации;

· Восстановление ощущения доверия к себе, к другим, к миру.

Контингент: 8-12 детей младшего подросткового возраста (10-13 лет).

Для построения занятий используется следующая схема.

Вводная часть представляет собой ритуал приветствия, цель которого – создание положительного эмоционального фона, настрой на работу.

Основная часть включает в себя игры и упражнения, способствующие достижению целей каждого конкретного занятия.

Заключительная часть – рефлексия состояния, включенная в ритуал завершения занятия.

Средства коррекции: ситуационно-ролевые игры, упражнения с игровыми элементами, психогимнастические упражнения.

ЗАНЯТИЕ 1

Цель: знакомство с группой и правилами психологического тренинга, обсуждение способов взаимодействия в тренинговой группе, выработка ритуала прощания.

Ход занятия:

Ритуал приветствия.

Цель: создание положительного эмоционального фона, настрой на работу.

Ведущий: У меня в руках клубок ниток. Мне хотелось узнать, какое у вас настроение и с чем вы сегодня пришли. Сначала я расскажу про себя, затем намотаю на пальчик кусочек нити и передам клубок нити сидящему слева. Он сделает то же самое, расскажет про себя и передаст клубок следующему. Главное условие, чтобы клубок побывал у каждого, и только один раз.

Затем ведущий предлагает всем подергать за нитку и ощутить, как она натягивается, как будто все связаны одной нитью.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.091 с.