Тема 7: Постановка голоса и овладение техникой речи как основная мера профилактики фонастении у педагогов. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Тема 7: Постановка голоса и овладение техникой речи как основная мера профилактики фонастении у педагогов.

2021-12-11 26
Тема 7: Постановка голоса и овладение техникой речи как основная мера профилактики фонастении у педагогов. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Задания: 1.На основе изучения материалов лекции и литературы составить текст консультации для педагогов, предполагающий обоснование необходимости и разъяснение содержания работы по коррекции физиологического и фонационного дыхания, совершенствованию артикуляции при постановке голоса и овладении техникой речи.

 

Существует много профессий, когда основным инструментом является голос. К их числу относятся и преподаватели. К сожалению, при поступлении в институт, абитуриенты не проходят обследование состояния голосового аппарата. Не учитывается, что работать преподавателем может лишь тот, кто способен выдерживать длительные нагрузки на голос. А ведь даже такие заболевания, как тонзиллит, гайморит, хронический ларинготрахеит, узелки на голосовых связках, могут привести к потере профессиональной пригодности.

Большие речевые нагрузки предъявляют повышенные требования к речевому аппарату. Необходимо знать профилактические меры для сохранения здорового голоса и искать пути восстановления в случаях его нарушений. С развитием оториноларингологии связано выделение самостоятельной науки – фониатрии, изучающей лечение и предупреждение заболеваний голосового аппарата, педагогические приёмы восстановления голоса – фонопедия – воспитание навыков правильного голосоведения, постепенной активизации мышечного аппарата гортани при минимальной нагрузке.

Прежде, чем говорить о гигиене голоса, остановимся вкратце на строение самого голосового аппарата. Он включает в себя легкие, гортань с голосовыми связками и резонаторные полости. Координацию всех функций и элементов осуществляет центральная нервная система.

 

Что же оказывает вредное воздействие на наш голос:

1. Простудные заболевания.

2. Неправильное распределение речевой нагрузки.

3. Работа во время болезни.

4. Длительные перерывы в профессиональной деятельности (детренируются мышцы).

5. Физическое переутомление.

6. Переохлаждение или перегрев.

7. Употребление холодной и горячей пищи.

8. Табак и алкоголь. Особенно напитки со значительным содержанием спирта, менее вредно не холодное пиво и сухие вина.

9. Газированная вода.

10. Острые приправы.

11. Диеты и голодания.

12. Летучие стиральные порошки и др. сильнопахнущие вещества.

13. Сухой воздух помещения.

КОМПЛЕКС.

И.п. – сидя на стуле прямо или стоя:

1. вдох и выдох через нос;

2. вдох через нос, выдох через рот;

3. вдох через рот, выдох через нос;

4. вдох и выдох через левую половину носа, затем через правую (попеременно);

5. вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно);

6. вдох через нос, удлинённый выдох через нос с усилением в конце;

7. вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы;

8. вдох через нос, выдох через нос толчками (диафрагмальный).

Восстановление координации голосового аппарата.

Упражнения выполняются следующим образом. Исходное положение – сидя на стуле.

1. Вдох через нос, выдох через нос, имитируя стон.

2. Вдох через нос, выдох через рот со звуком А.

3. Вдох через рот, выдох через нос, имитируя стон.

4. Вдох через нос, удлинённый выдох через нос, имитируя стон с усилением в конце.

5. Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы с произнесением двугубного слегка оглушённого звука В.

6. Вдох через нос, выдох через нос толчками, имитируя стон.

Параллельно с этими упражнениями можно проводить массаж передней поверхности шеи для уменьшения напряжения мышц. Поглаживаем переднюю часть шеи (горло) то правой, то левой рукой сверху вниз, захватывая подбородок.

Особое место занимает функциональная афония. Это заболевание не связано с голосовой нагрузкой. В основе его лежат истерические расстройства. Голос пропадает внезапно при сохранной шёпотной речи, звучном кашле и смехе. Характерна изменчивость ларингоскопической картины. Чаще всего наблюдается несмыкание голосовых складок, иногда голосовые складки мгновенно смыкаются и тут же возвращаются в и.п. Отсутствие голоса сопровождается жалобами на ощущения «скрежета», «налипания плёнок», «кома» в гортани. Лечение проводится после или параллельно с психиатром. При истерии порекомендуем пить сок и настой из травы огуречника («радость сердца»); сок или отвар из плодов боярышника. Можно пить настой из травы зверобоя: 1 ст. л. зверобоя залить 1 стаканом кипятка, настаивать в плотно закрытой посуде на кипящей водяной бане 15 мин., охладить при комнатной температуре в течение 45 мин., процедить, принимать по 1/3 стакана 3 р. в день до еды.

Основные рекомендации по предупреждению дисфункции голоса.

Нам с вами нельзя быстро ходить в холодные дни после работы, разговаривать на улице зимой. Вообще нельзя выходить после уроков сразу на улицу. Необходимо побыть в помещении 15 минут. После еды сразу начинать голосовую активность.

Обратим внимание на то, что 50% рабочего времени мы тратим на активную работу голосового аппарата и 30% на пассивную. Таким образом на отдых голоса приходится 20% рабочего времени. Мы стремимся нагрузку выполнить в течение 4-х дней, но более целесообразно делать после 2-х дней перерыв на сутки. Школьный класс является источником фонового рабочего шума, который мы вынуждены перекрыть своим голосом. Утомление в течение рабочего дня наступает через 4 часа (с перерывами по 15 минут) и исчезает через 1 час полного голосового покоя. Это касается лишь педагогов, которые работают более 10 лет. Далее утомляемость наступает через 2-3 часа, и отдых длится до 2–х часов. Утомление со временем накапливается.

Как мы можем себе помочь?

  • В первую очередь – занятия спортом (устойчивость к внешним раздражителям).
  • Режим дня: сон 8 часов.
  • Закаливание. Обтирание.
  • Хвойные ванны и ванны с морской солью, профилактика ингаляций с травами, йодо-содовые полоскания горла, полоскания травами.
  • Закапывать по 5-6 капель настоя ромашки в каждую ноздрю; в рот и нос закапывать по 5- 6 капель персикового, абрикосового, оливкового масла.
  • Перед выступлением выпить стакан теплого чая или «Боржоми».
  • Полоскание (носа и рта) холодной водой с понижением температуры до 12 градусов (от 20).

3.На основе изучения материалов лекции и литературы подобрать, научиться выполнять, разъяснять и предъявлять упражнения:

* на регуляцию мышечного тонуса, релаксационные упражнения для артикуляционной мускулатуры

* на выработку правильной осанки

* на восприятие дыхания, на тренировку носового дыхания, на овладение косто-абдоминальным типом дыхания и воспитание дыхательной опоры.

* освоения внутриглоточной и внешней артикуляции.

* фонационные дыхательные упражнения

 

Для снятия напряжения артикуляционного аппарата и повышения его тонуса применяется гигиенический массаж. Производится поглаживание кончиками пальцев: а) от середины лба к вискам и вокруг глаз до переносицы, б) от переносицы к околоушной впадине, в) от кончика носа по его спинке вверх и обратно, г) винтообразные движения вокруг кончика носа с переходом на верхнюю и нижнюю губу. I. Движения языка: 1) высовывание языка, 2) повороты его вправо-влево, 3) облизывание кончиком языка верхней и нижней губы 4) укладывание языка за верхнюю и нижнюю губу,«щелкание» языком,

5) укрепление кончика и корня языка при произнесении звуков т — к. II. Движения губ: 1) вытягивание губ вперед «трубочкой», 2) складывание губ «кружочком», 3) растягивание губ в стороны (улыбка), 4) укрепление губ при произнесении звука п-п-п-п (беззвучно). III. Движение челюстей: открыв вание и закрывание рта, опускание нижней челюсти, имитация жевания. В процессе жевания происходит энергичное сокращение мускулов гортани, глотки, неба, языка, губ. а на твердой атаке, при этом внимание ребенка фиксируется на умении поднять и удержать в таком положении нёбную занавеску (перед зеркалом, под счет). 3.2 На выработку правильной осанки

1. Лечь на живот, согнув руки в локтях и положив лоб на сомкнутые кисти. Носки вытянуты, пятки вместе. Делая вдох, приподнять верхнюю часть туловища, одновременно развести руки в стороны; голову закидывать назад не надо. Вернуться в исходное положение. Повторить 6-10 раз.

2. Лечь на спину, согнув ноги в коленях так, чтобы ступни стояли как можно ближе к ягодицам. Руки развести в стороны, ладонями вверх. Опираясь на руки и на голову, выгнуть грудную клетку. Нижняя часть туловища при этом плотно прилегает к полу. Повторить 5-8 раз.

3. Встать на колени, упираясь руками в пол, руки и бедра на ширине плеч, под прямым углом к полу. Вытянуть правую руку вперед и вверх (к потолку), одновременно отведя левую прямую ногу назад и вверх. Вернуться в исходное положение и повторить то же самое левой рукой и правой ногой. Повторить 6-8 раз.

4. «Японский поклон». Встать на колени, ноги вместе, прямые руки подняты вверх ладонями вперед, спина выпрямлена. Не меняя положения головы и рук и сохраняя спину прямой, очень медленно наклониться вперед, одновременно садясь на пятки. Коснувшись грудью коленей, расслабить плечевые мышцы и свободно опустить голову. Опираясь ладонями на пол и напрягая мышцы спины, вернуться в исходное положение и опустить руки. При наклоне делать выдох, при выпрямлении — вдох. Повторить 4-8 раз.

3.3 на восприятие дыхания, на тренировку носового дыхания, на овладение косто-абдоминальным типом дыхания и воспитание дыхательной опоры.

Тренировка носового дыхания. Каждое упражнение выполняется 4-5 раз.

Вдох короткий, спокойный, через нос, продолжительный выдох через нос.

Вдох через одну ноздрю, продолжительный выдох через другую, и наоборот.

Вдох через нос, на выдохе через нос выдыхать воздух маленькими порциями (толчками).

Сделать вдох через правую ноздрю, затем, зажав ее, выдыхать через левую ноздрю, постукивая по ней кончиком пальца, и наоборот.

Сделать вдох через одну ноздрю, выдох через другую маленькими порциями, и наоборот.

Вдох через нос, на выдохе постукивать кончиками пальцев по крыльям носа.

На вдохе через нос провести кончиками пальцев снизу вверх по крыльям носа. На выдохе упереть кончики указательных пальцев в крылья носа и совершать вращательные движения, как бы ввинчивая пальцы.

Вдох через нос, продолжительный выдох через рот.

Вдох через нос, выдох ртом. На выдохе поднести тыльную сторону ладони ко рту и ощутить теплую воздушную струю.

Упражнения на тренировку носового дыхания с движением

Во всех упражнениях вдох и выдох осуществляются через нос.

1) Исходное положение - голова прямо. На вдохе голову поднять, на выдохе медленно опустить.

2) Исходное положение - голова прямо. Наклон головы к правому плечу - вдох, возвращение в исходное положение - выдох. Наклон головы к левому плечу - вдох, возвращение в исходное положение - выдох.

Исходное положение - голова прямо. На вдохе голову повернуть направо, на выдохе медленно вернуться в исходное положение. Выполнять то же в другую сторону.

Исходное положение - стоя. Поднять р

ки на поясе. Поворот туловища вправо - вдох. Возвращение в исходное положение - выдох. То же влево.

Исходное положение - сидя, руки на бедрах. На вдохе руки развести в стороны, на выдохе обнять себя руками.

Ходьба в медленном темпе в сочетании с дыханием: на один шаг - вдох, последующие шаги - выдох.

Овладение косто-абдоминальным типом дыхания и воспитание дыхательной опоры. После отработки статических дыхательных упражнений следует приступать к динамическим. Каждое упражнение выполняется 6-7 раз.

1) Исходное положение - лежа. Одна рука на груди, другая на животе. Сделать спокойный вдох через нос и почувствовать движения брюшной стенки вперед, на выдохе брюшная стенка втягивается. Выдох фиксированный, продолжительный. В процессе дыхания двигается брюшная стенка (живот), а не грудная клетка. Если поднести тыльную сторону ладони к губам, то будет ощущаться сильная, прохладная воздушная струя. По мере усвоения выполнять это упражнение сидя и стоя.

Исходное положение - сидя или стоя. Вдох носом. Выдох через неплотно сжатые губы порциями (толчками). Ощущать движения мышц живота.

Исходное положение - сидя. Ноги на ширине плеч, руки на поясе. На вдохе - легкий наклон вперед. На выдохе принять исходное положение, выдох фиксированный с мысленным счетом до 12.

Исходное положение - сидя. На вдохе - ноги поставить на носки. На фиксированном выдохе медленно опустить.

Исходное положение - сидя. На вдохе поставить правую ногу на носок, на выдохе вернуться в исходное положение (медленно опуститься). То же самое проделать с левой ногой.

Исходное положение - стоя. Ноги на ширине плеч, руки на бедрах, на вдохе руки скрестить на затылке и отвести локти максимально назад, на выдохе руки развести через стороны.

Исходное положение - стоя, ноги на ширине плеч. На вдохе руки развести в стороны, небольшой наклон вперед. На выдохе - постепенно принять исходное положение. Выдох фиксированный, с мысленным счетом и счетом вслух с постепенным увеличением по мере усвоения от 12 до 18.

Исходное положение - стоя, ноги на ширине плеч. На вдохе руки развести в стороны, наклон туловища вперед до горизонтального положения. На выдохе постепенно принять исходное положение. Выдох фиксированный. Чередовать мысленный счет со счетом вслух до 12, 15, 18.

Исходное положение - стоя, ноги на ширине плеч. На вдохе наклон туловища вперед до горизонтального положения, руки развести в стороны до предела - так, чтобы ощущалось сближе-ние лопаток. На выдохе - постепенно принять исходное положение. Выдох фиксированный. Чередовать мысленный счет со счетом вслух от 12 до 18.

Исходное положение - стоя, ноги на ширине плеч. На вдохе поднять руки, на выдохе медленно наклониться, опустить руки и раскачивать ими из стороны в сторону.

Исходное положение - стоя, ноги вместе, руки поднять, сплести пальцы. На вдохе вывернуть руки ладонями вверх, встать на носки, потянуться. Выдох фиксированный, с мысленным счетом до 12, 15, 18. Руки на выдохе медленно опустить через стороны.

Исходное положение - стоя, ноги уже, чем на ширине плеч. На вдохе присесть, вытянув руки вперед. На выдохе медленно подняться, выдох фиксированный.

Упражнение, сходное с предыдущим, только при приседании руки развести в стороны - вдох, и через стороны опустить - выдох. Выдох фиксированный.

Исходное положение - стоя. На фиксированном выдохе ходьба на месте.

Исходное положение - стоя, ноги вместе. На вдохе - поднять согнутую в колене ногу. На выдохе - идти на месте в заданном педагогом ритме (ритм отсчитывается хлопками в ладони), выдох фиксированный с мысленным счетом до 12, 15, 18 и т. д.

После тренировок с мысленным счетом перейти к счету вслух.

3.4 Освоения внутриглоточной и внешней артикуляции.

Упражнения для освоения внутриглоточной артикуляции

1. Упражнения на активизацию глотки: Позѐвывание, широко открывая рот и сильно втягивая воздух, но без заметного выдоха.

Покашливание с высунутым языком.

Глубокое дыхание через рот при зажатом носе и через нос при закрытом рте.

Имитация жевания.

Произнесение гласных звуков «а-э-и-о-у».

Пропевание гласных звуков «а-э-и-о-у».

Вытягивание языка к подбородку и последующее втягивание его с преодолением сопротивления

2.Упражнения для активизации мышц мягкого нѐба

Зевок. Сделать беззвучный зевок с закрытым ртом. При этом нижняя челюсть расслаблена. Во время зевка язык находится на дне полости рта, гортань опускается. Попробуйте ощутить чувство широты между основанием языка и нѐбом, которое вызывает зевок. Если зевок сразу не получается, можно использовать следующие рекомендации:

а. Плотно прижать язык к нѐбу и на несколько секунд задержать напряжение;

б. Прижимать язык к различным местам нѐба, начиная спереди и продвигаясь назад;

в.Представить во рту мыльный пузырь и осторожно, чтобы воображаемый пузырь не лопнул, сделать вдох;

г. Остудить во рту воображаемую горячую картошку.

Позѐвывание, широко открывая рот. Вдох с позѐвыванием через рот, выдох через нос.

Храпение на вдохе и выдохе.

Произнесение гласных «а, о, у, э, и» на твѐрдой атаке.

Рот широко открыт. Рассмотреть мягкое нѐбо в зеркале. Затем поднимать и опускать его, вначале сочетая поднимание с зевком, а затем без зевка.

Упражнения для развития внешней артикуляции

1. Упражнения для нижней челюсти. Губы в улыбке. Спокойно открывать и закрывать рот.

Открывать рот с поворотами головы вправо-влево.

Выдвигать нижнюю челюсть вперѐд при закрытом рте.

Выдвигать нижнюю челюсть вперѐд при закрытом рте, губы в улыбке.

Совершать движения нижней челюстью вправо-влево при закрытом рте.

Совершать движения нижней челюстью вправо-влево при открытом рте.

Исходное положение: рот открыт. Движение нижней челюсти вправо, затем возвращение в исходное положение; выдвижение нижней челюсти вперѐд – возвращение в исходное положение; движение нижней челюсти влево - возвращение в исходное положение.

Совершать круговые движения нижней челюстью.

2. Упражнения для губ. Рот закрыт. Вытянуть губы вперѐд «трубочкой». Удерживать такое положение 5-10 секунд.

Удерживать губы в улыбке. При этом верхние и нижние зубы обнажены.

Чередовать положения губ в улыбке и «трубочкой».

Чередовать положения губ в улыбке при неподвижно раскрытом рте с последующим закрыванием губами обоих рядов зубов.

Рот открыт. Губы втягивать внутрь рта, плотно прижимая к зубам.

Рот закрыт, зубы сомкнуты. Губы вытянуты «трубочкой» и совершают движения: а) вверх-вниз, б) влево- вправо.

Рот закрыт, зубы сомкнуты. Губы вытянуты «трубочкой» и совершают круговые движения.

Рот приоткрыт. Поднять верхнюю губу, обнажая верхние зубы. Затем опустить нижнюю губу, обнажая нижний ряд зубов. Привести губы в сомкнутое состояние. Следить, чтобы не было синкинезий мышц лица.

Чередовать следующие движения губ: -верхнюю губу поднять, обнажая верхние зубы; -нижнюю губу опустить, обнажая нижние зубы; -верхнюю губу опустить, закрывая верхние зубы; -нижнюю губу поднять, закрывая нижние зубы.

3. Упражнения для языка. Приоткрыть рот, широкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу. Удерживать такое положение 10-15 секунд. Если язык не удаѐтся расслабить, то необходимо положить его на нижнюю губу и произносить «пя-пя-пя» РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ O Рот открыт, губы в улыбке. Плавно вести языком по верхнему ряду зубов, затем по нижнему ряду зубов. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

Рот открыт, губы в улыбке. Кончиком языка погладить нѐбо, совершая движения вперѐд-назад. Губы и нижняя челюсть неподвижны.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут «чашечкой» или «ковшиком»: боковые края и кончик языка поднимаются, спинка языка опускается. Удерживать положение 10-15 секунд. Следить, чтобы нижняя губа не поддерживала язык.

Рот приоткрыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка прижать к нѐбу и оторвать со щелчком. Вначале упражнение выполняется медленно, затем темп убыстряется. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась. Рот открыт. Высунуть язык вперѐд, придав ему заострѐнную форму («жало»). O Рот открыт, губы в улыбке. Поочерѐдно высовывать широкий и узкий язык. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны.

Рот открыт, губы в улыбке. Язык высунуть «жалом» и поворачивать влево-вправо. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, язык не скользил по нижней губе.

Рот открыт, губы в улыбке. Поднимать и опускать широкий язык поочерѐдно к верхней и нижней губе. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

Каждое упражнение выполняется 3-4 раза. Необходимо следить, чтобы при выполнении не возникало сопутствующих движений мышц шеи и лица.

3.5 фонационные дыхательные упражнения

Вначале упражнение выполняется в положении лежа, затем сидя и стоя. Положить ладонь на живот и почувствовать его движения при свободном дыхании. Затем выдохнуть на звук «ф», пока не выйдет весь воздух. Устранить напряжение артикуляции, произвести вдох через приоткрытый рот. Упражнение на достижение противоположного результата: в заключение фазы выдоха на «ф» сохранить напряжение артикуляции или сомкнуть губы. При этом не произойдет расслабления живота и диафрагмы и поэтому не будет рефлекторного пополнения дыхания.

Исходное положение - то же. Положить ладонь на живот и почувствовать движения живота. Затем сделать несколько следующих друг за другом коротких, сильных выдохов на «ф», при этом после каждого «ф» устранить напряжение артикуляции и почувствовать последующий рефлекторный вдох.

Исходное положение - сидя или стоя. Вдох спокойный, легкий носом. На выдохе длительно протянуть «жук».

Вдох спокойный, носом. На выдохе длительно тянуть звук «з».

Вдох спокойный, легкий, через нос. На одном выдохе несколько раз подряд произносить звук «з... з... з...».

Исходное положение - стоя, руки разведены в стороны. При каждом произнесении «пф» руки синхронно опускаются все ниже и ниже.

Растяжка в различных направлениях. Сидя или стоя на вдохе тянуться в разные стороны, стараться вовлечь как можно больше групп мышц. На выдохе снять напряжение, выдыхать интенсивно на звук «ф». Отдохнуть.

Исходное положение - стоя. Руками, согнутыми в локтях, двигать вперед-назад, подобно шатуну паровоза, приводящему в движение колесо. Одна рука идет вперед, другая назад, и в этот момент произносится звук «ч». Движение руками не прерывается.

Упражнение то же, но во время бега на месте.

Считать, с выражено длинными паузами. Свободно стоять и громко считать, при этом после каждого числа дождаться вдоха и только потом продолжать счет. Так происходит каждая фонация из среднего положения дыхания. Упражнение на достижение противоположного результата. Сознательно производить вдох после каждого числа (неэкономная дыхательная работа за счет чрезмерного количества вдохов и ненужного напряжения; не сохраняется косто-абдоминальное дыхание).

Исходное положение - стоя. Вдох через нос. На выдохе начать считать в умеренном темпе сначала до пяти, затем до шести и т. д. до пятнадцати.

Для тренировки дыхания на текстах вначале используются короткие пословицы и скороговорки, затем более длинные. Перед произнесением каждой фразы делается вдох. Примеры фраз: «К доброму плохое не пристало. Под лежачий камень вода не течет. Человек неученый - что топор неточеный» и т. д.

После освоения правильного дыхания, когда учащиеся свободно выдыхают на счет 10-15, для закрепления полученного навыка рекомендуются тексты считалок, прибауток, присказок, «долгоговорок», маленьких шуточных стихотворений. Дыхание на текст считалки вначале проверяется на фиксированном выдохе. Затем считалка произносится на одном дыхании. Например:

Лиса по лесу ходила, Громким голосом вопила, Лиса лычки драла, Лиса лапотки плела: Мужу двое, Себе трое И детишкам По лаптишкам!

«Докучные сказки» рассказываются медленно, концы «докучных сказок» повторяются до тех пор, пока хватит дыхания. Темп при этом убыстряется, но сохраняется плавность и звучность речи. Например, про журавля. «Слушайте-послушайте! Расскажу вам сказочку - хорошую-прехорошую, длинную-предлинную, интересную-преин нтересную! Жил был журавль. Задумал он жениться на прекрасной, на девице, на цапле. Пошел свататься. Вот идет он по болоту - ноги вязнут; ноги вытащит, хвост увязнет... (Тут можно удлинять повторения, насколько хватит дыхания.)... Хороша ли моя сказочка?»

Каждое упражнение выполняется 3-4 раза.

 

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.