Четвертый  класс (1 год обучения) — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Четвертый  класс (1 год обучения)

2021-12-11 27
Четвертый  класс (1 год обучения) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

I.  Пояснительная записка.............................................................. 4
II. Содержание учебного предмета................................................. 9
III. Требования к уровню подготовки обучающихся........................ 16
IV. Формы и методы контроля, система оценок............................... 17
V. Методическое обеспечение учебного процесса............................. 18
VI. Список литературы и средств обучения.......................................... 19

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Характеристика учебного предмета, его место

и роль в образовательном процессе

Искусство -это окно в мир познания и сотворения красоты. Оно неразрывно связано с реальной жизнью. Для детей изобразительное искусство является понятной формой художественно-образного осмысления действительности, средством выражения эмоционального состояния, возможностью развития фантазии, воображения и творчества.

Освоение разных видов искусства очень важно для развития детей, так как в годы своего роста и взросления они открыты к восприятию искусства, проявляют к нему неподдельный интерес, а также полны желания проявить себя в каком-либо виде творчества.

Дизайн-проектирование - это прежде всего стремление, научить детей вести исследование доступных им проблем, развить их воображение и мышление, способность организовывать и планировать свою работу, оценивать её результаты, воплощать их в жизнь, представлять и защищать их. Дизайн – это особый метод проектирования, при котором объекту, кроме его прямого предназначения, придаются качества красоты, экономичности, повышенной функциональности, физиологического и психологического удобства, четкой социальной ориентации.

    Искусство торсион-папье являет собой новейший синтетический вид декоративно-прикладного творчества, материалом для которого является бумага. Дизайн-конструктор «торсион» (в переводе с греческого - «вращаю») рожден мной в соавторстве со Скорняковым Валерием Борисовичем в 1988 году. Искусство-синтез нескольких видов прикладных искусств и народных промыслов, вобрало в себя множество технологических приемов этих видов декоративно-прикладного творчества. Мультикультурный подход в ходе создания дизайн-конструктора «Торсион» позволил создать ряд коллекций в направлениях дизайна интерьера, культовых предметов, ювелирных украшений, аксессуаров, фитодизайнерских композиций, выставочного оборудования и бытовых предметов.

    Доступное сырье и простейшие инструменты позволяют создавать красивейшие произведения, декоративные и живучие, выполненные как целиком из бумаги, так и в композите с камнем, деревом, металлом, стеклом, пластиком, тканью, мехом, кожей, рогом, раковинами, вышивкой, кружевом, живописными фрагментами, керамикой, а подчас и объединяющие несколько видов элементов прикладных искусств. Неограниченное в выборе элементов конструирование в торсион-папье высвобождает фантазию и творческий поиск. Сама технология торсион-папье, обладающая суперразрешающей способностью сочетать ранее несочетаемые из-за своих органических особенностей материалы. Но именно поэтому такое конструирование способствует развитию глазомера, художественного вкуса, смелого решения и глубокого знакомства с культурой и традициями других народов.

    Популярность торсион-папье растет чрезвычайно быстро. В ходе работы творческой группы дизайн-студии «Торсион» получила просьбу Совета по делам молодежи Самарской области принять участие в конкурсе Молодежного Совета Европы для проектов-инноваций, адресованных социально необеспеченным слоям молодежи. Созданный нами проект назывался «Создание рабочего места без вложения капитала». Этот проект выиграл Российский конкурс и был оправлен в Страсбург, где вместе с приложенной нами небольшой выставочной экспозицией и фотоматериалами получил превосходный отзыв и победил в конкурсе подобных проектов в Совете Европы.

Данная программа, предназначенная для обучения в 4-5 классах на отделении изобразительного искусства детской школы искусств по предмету «Торсион-папье».

Необходимо использовать программу дизайн-конструирования для многостороннего развития ребенка. Учить детей формулировать вопросы, аргументировать свое мнение, развивать зародившиеся у них идеи, структурировать проблемы, укреплять в них способность к самооценке. Вместе с тем и одновременно развиваются способности:

- коммуникативные: умение слушать, обсуждать, докладывать, визуализировать идею;

- математические: калькуляция и измерения, понимание формы и пространственных отношений;

- манипулятивные: координация движений, умение пользоваться в процессе создания вещи инструментами;

- социальные: совместное обдумывание и обсуждение, терпимость к мнению другого, самодисциплина;

- личностные: самобытность, любознательность, настойчивость, гибкость мышления.

Программа направлена на развитие художественного вкуса, творческого потенциала, образного и абстрактно-ассоциативного мышления, ремесленных навыков и повышение общего интеллекта учащихся:

- развитие общего кругозора, знаний о мире, о природе, о взаимосвязи человека и природы;

- освоение архитектурного окружения: связь формы архитектуры с её назначением и окружающим природным ландшафтом;

- изучение принципов построения композиции: золотого сечения, ритма, симметрии, асимметрии, динамики и статики;

- освоение предметно-пространственной среды, объемно-пространственного мышления;

- формирование образного, проектного и инновационного мышления.

  Программа является комплексной, в ней используются элементы таких предметов, как цветоведение, макетирование, история декоративно-прикладного искусства, основы материаловедения, геометрия, стереометрия, математика.

  Принципы построения программы:

1. Постепенное усложнение заданий (от простого к сложному);

2. Закрепление полученных знаний в ходе выполнения последующих заданий;

3. Индивидуальный подход к учащимся.

   Для выполнения практических работ предусматривается применение доступных школьникам материалов (тушь, гуашь, цветная и белая бумага, картон, самоклеющаяся пленка, чертежные принадлежности, фломастеры, гелиевые ручки, цветные карандаши и др.).

Срок реализации учебного предмета

 Срок реализации учебного предмета – 2 года. Задания адаптированы и доступны для школьников 5 - 9 классов общеобразовательной школы.

Курс рассчитан на 146 аудиторных часов в 4 классе - первый год обучения (2-3 час – в неделю) и 216 аудиторных часов в 5 классе - второй год обучения.

Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах) учебного предмета «Тарсион-папье» со сроком обучения 2 года составляет 722 часа, в том числе аудиторные занятия - 362 часа, самостоятельная работа – 360 часов.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Торсион-папье» при 2-летнем сроке обучения составляет 722 часа. Из них: 362 часа  – аудиторные занятия, 360 часов – самостоятельная работа.

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность учащихся в группе – от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на выполнение домашнего задания детьми, посещение ими учреждений культуры: краеведческого музея, выставочного центра «ЭКСПО Волга», выставок районного, краевого уровней и т. д., участие детей в творческих мероприятиях, конкурсах и культурно-просветительской деятельности г. Самары и области

Цель и задачи учебного предмета

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о проектной культуре, формирование практических умений и навыков художественного конструирования в предметно-пространственной среде, устойчивого интереса к самостоятельной творческой деятельности в области декоративно-прикладного творчества.

Задачи учебного предмета

1. Сформировать художественный и эстетический вкус учащихся;

2. Развить образное, проектное и системное мышление;

3. Обучить навыкам и умениям в работе над практическими заданиями и осмысление языка дизайна, его особенностей и условностей;

4. Познакомить с  терминологией и основными методами дизайн-конструирования;

5. Освоить основные композиционные приемы и правила построения композиций "Торсион-папье";

6. Познакомить с особенностями объемно-пространственной композиции;

7. Развить навыки проектирования композиций в объеме;

8. Развить ассоциативное мышление;

9. Научить анализировать позиции бионики как образцы идеальных конструкций в природе;

10. Применять знания в области "Торсион-папье", приемов и методов макетирования на практике.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический;

-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической литературой по изобразительному искусству, дизайну, композиции, орнаменту, рисунку, художественными альбомами.

Мастерская должна быть просторной, светлой, оснащена необходимым оборудованием, удобной мебелью, наглядными пособиями.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебная программа по предмету «Торсион-папье» рассчитана на 2 года обучения.

Задания адаптированы и доступны для учащихся от 6 до 17 летнего возраста, учитывают их возрастные и психологические особенности. Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от изучения основ композиции и формообразования, до основ дизайн-проектирования и конструирования. Учебный материал разделен на три основных раздела:

1. Художественное формообразование;

2. Теоретическая работа и практическая работа, предполагающая изучение учащимися особенностей и технологических приемов дизайн-проектирования, с выходом в пространство.

3. Практическая работа, основанная на применении теоретических знаний, навыков в учебном и творческом процессе, которая дает возможность закрепить изучаемый материал, расширить знания и сформировать интерес к предмету.

 

Учебно-тематический план

Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов.

Раздел 1. Вводное занятие.

Тема 1.1. Правила техники безопасности. Знакомство с планом работы

Цель и задачи: формирование культуры труда. Вспомнить правила и технику безопасности; составить личное представление о плане работы.

Тема 1.2.   Тестирование. Анкетирование.

Цель и задачи: изучение интересов и потребностей учащихся. Скорректировать работу в соответствии с потребностями учащихся.

Раздел 2. Искусствоведение.

    Тема 2.1.  Объемные формы с применением плоскостей как части: создание образа, эскиз; конструкция модели; раскрой деталей; изготовление модулей и сборка.

    Цель и задачи: формирование образного и абстрактного мышления, освоение приемов и навыков создания объёмной композиции. Рассмотреть законы композиции, геометрии в создании объёмной формы, изучить методы конструирования.

    Выполнить работу в материале на заданную тему.

Материалы: картон, цветная бумага, клей, ножницы, карандаш, кисточки, ножницы.

Тема 2.2. Украшения.

Цель и задачи: формирование образного и абстрактного мышления, развитие художественного вкуса. Изучить материал по теме; проанализировать; разработать собственные эскизы; спроектировать объёмную композицию.

Выполнить работу в материале

Материалы: бумага формат А3, краски, тушь, кисть, маркер, ножницы, канцелярский нож.

    Тема 2.3. Игрушки: выбор модели; технология изготовления

    Цель и задачи: формирование образного и проектного мышления. Придумать образ модели; разработать эскиз, изучить технологию изготовления.

Задание: выполнить макет игрушки

Материалы: картон, цветная бумага, папье-маше, ткань, клей, ножницы, карандаш, кисточки и т.д.

    Раздел 3. Плетение

Тема 3.1. Плетение:    выработка представлений на применении плетеных форм; технология плетения

Цель и задачи: формирование образного и абстрактного мышления. Изучить материалы по данной теме; познакомить с технологией плетения; разработать эскизы по темам.

Задание: выполнить макет.

Материалы: картон, цветная бумага, папье-маше, ткань, клей, ножницы, карандаш, кисточки и т.д.

Раздел 4. Паркетри

Тема 4.1. Паркетри: плоскостные решения паркетри на примере подноса; выбор форм и декора.

Цель и задачи: формирование образного и проектного мышления, развитие художественного вкуса. Изучить технологию паркетри; рассмотреть формы и декор подносов; разработать авторский эскиз

Задание: выполнить макет.

Материалы: картон, цветная бумага, папье-маше, ткань, клей, ножницы, карандаш, кисточки и т.д.

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В процессе обучения по данной программе выпускники должны овладеть основными понятиями и навыками в области основ торсион-папье, уметь свободно анализировать произведения мастеров и приобрести следующие знания и умения:

- знания терминологии дизайна. торсион-папье;

- умения создать художественный образ на основе решения технических и творческих задач; 

- умения владеть различными материалами и применять их в соответствии с замыслом;

- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла;

- умение давать объективную оценку своему труду; понимание причин успеха/ неуспеха собственной учебной деятельности и уважительное отношение к иному мнению и художественно – эстетическим взглядам;

- навыков анализа цветового строя художественных произведений;

- навыков работы с подготовительными материалами;

- навыков подготовки работ к экспозиции.

 

Содержание

I.  Пояснительная записка.............................................................. 4
II. Содержание учебного предмета................................................. 9
III. Требования к уровню подготовки обучающихся........................ 16
IV. Формы и методы контроля, система оценок............................... 17
V. Методическое обеспечение учебного процесса............................. 18
VI. Список литературы и средств обучения.......................................... 19

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Характеристика учебного предмета, его место

и роль в образовательном процессе

Искусство -это окно в мир познания и сотворения красоты. Оно неразрывно связано с реальной жизнью. Для детей изобразительное искусство является понятной формой художественно-образного осмысления действительности, средством выражения эмоционального состояния, возможностью развития фантазии, воображения и творчества.

Освоение разных видов искусства очень важно для развития детей, так как в годы своего роста и взросления они открыты к восприятию искусства, проявляют к нему неподдельный интерес, а также полны желания проявить себя в каком-либо виде творчества.

Дизайн-проектирование - это прежде всего стремление, научить детей вести исследование доступных им проблем, развить их воображение и мышление, способность организовывать и планировать свою работу, оценивать её результаты, воплощать их в жизнь, представлять и защищать их. Дизайн – это особый метод проектирования, при котором объекту, кроме его прямого предназначения, придаются качества красоты, экономичности, повышенной функциональности, физиологического и психологического удобства, четкой социальной ориентации.

    Искусство торсион-папье являет собой новейший синтетический вид декоративно-прикладного творчества, материалом для которого является бумага. Дизайн-конструктор «торсион» (в переводе с греческого - «вращаю») рожден мной в соавторстве со Скорняковым Валерием Борисовичем в 1988 году. Искусство-синтез нескольких видов прикладных искусств и народных промыслов, вобрало в себя множество технологических приемов этих видов декоративно-прикладного творчества. Мультикультурный подход в ходе создания дизайн-конструктора «Торсион» позволил создать ряд коллекций в направлениях дизайна интерьера, культовых предметов, ювелирных украшений, аксессуаров, фитодизайнерских композиций, выставочного оборудования и бытовых предметов.

    Доступное сырье и простейшие инструменты позволяют создавать красивейшие произведения, декоративные и живучие, выполненные как целиком из бумаги, так и в композите с камнем, деревом, металлом, стеклом, пластиком, тканью, мехом, кожей, рогом, раковинами, вышивкой, кружевом, живописными фрагментами, керамикой, а подчас и объединяющие несколько видов элементов прикладных искусств. Неограниченное в выборе элементов конструирование в торсион-папье высвобождает фантазию и творческий поиск. Сама технология торсион-папье, обладающая суперразрешающей способностью сочетать ранее несочетаемые из-за своих органических особенностей материалы. Но именно поэтому такое конструирование способствует развитию глазомера, художественного вкуса, смелого решения и глубокого знакомства с культурой и традициями других народов.

    Популярность торсион-папье растет чрезвычайно быстро. В ходе работы творческой группы дизайн-студии «Торсион» получила просьбу Совета по делам молодежи Самарской области принять участие в конкурсе Молодежного Совета Европы для проектов-инноваций, адресованных социально необеспеченным слоям молодежи. Созданный нами проект назывался «Создание рабочего места без вложения капитала». Этот проект выиграл Российский конкурс и был оправлен в Страсбург, где вместе с приложенной нами небольшой выставочной экспозицией и фотоматериалами получил превосходный отзыв и победил в конкурсе подобных проектов в Совете Европы.

Данная программа, предназначенная для обучения в 4-5 классах на отделении изобразительного искусства детской школы искусств по предмету «Торсион-папье».

Необходимо использовать программу дизайн-конструирования для многостороннего развития ребенка. Учить детей формулировать вопросы, аргументировать свое мнение, развивать зародившиеся у них идеи, структурировать проблемы, укреплять в них способность к самооценке. Вместе с тем и одновременно развиваются способности:

- коммуникативные: умение слушать, обсуждать, докладывать, визуализировать идею;

- математические: калькуляция и измерения, понимание формы и пространственных отношений;

- манипулятивные: координация движений, умение пользоваться в процессе создания вещи инструментами;

- социальные: совместное обдумывание и обсуждение, терпимость к мнению другого, самодисциплина;

- личностные: самобытность, любознательность, настойчивость, гибкость мышления.

Программа направлена на развитие художественного вкуса, творческого потенциала, образного и абстрактно-ассоциативного мышления, ремесленных навыков и повышение общего интеллекта учащихся:

- развитие общего кругозора, знаний о мире, о природе, о взаимосвязи человека и природы;

- освоение архитектурного окружения: связь формы архитектуры с её назначением и окружающим природным ландшафтом;

- изучение принципов построения композиции: золотого сечения, ритма, симметрии, асимметрии, динамики и статики;

- освоение предметно-пространственной среды, объемно-пространственного мышления;

- формирование образного, проектного и инновационного мышления.

  Программа является комплексной, в ней используются элементы таких предметов, как цветоведение, макетирование, история декоративно-прикладного искусства, основы материаловедения, геометрия, стереометрия, математика.

  Принципы построения программы:

1. Постепенное усложнение заданий (от простого к сложному);

2. Закрепление полученных знаний в ходе выполнения последующих заданий;

3. Индивидуальный подход к учащимся.

   Для выполнения практических работ предусматривается применение доступных школьникам материалов (тушь, гуашь, цветная и белая бумага, картон, самоклеющаяся пленка, чертежные принадлежности, фломастеры, гелиевые ручки, цветные карандаши и др.).

Срок реализации учебного предмета

 Срок реализации учебного предмета – 2 года. Задания адаптированы и доступны для школьников 5 - 9 классов общеобразовательной школы.

Курс рассчитан на 146 аудиторных часов в 4 классе - первый год обучения (2-3 час – в неделю) и 216 аудиторных часов в 5 классе - второй год обучения.

Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах) учебного предмета «Тарсион-папье» со сроком обучения 2 года составляет 722 часа, в том числе аудиторные занятия - 362 часа, самостоятельная работа – 360 часов.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Торсион-папье» при 2-летнем сроке обучения составляет 722 часа. Из них: 362 часа  – аудиторные занятия, 360 часов – самостоятельная работа.

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность учащихся в группе – от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на выполнение домашнего задания детьми, посещение ими учреждений культуры: краеведческого музея, выставочного центра «ЭКСПО Волга», выставок районного, краевого уровней и т. д., участие детей в творческих мероприятиях, конкурсах и культурно-просветительской деятельности г. Самары и области

Цель и задачи учебного предмета

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о проектной культуре, формирование практических умений и навыков художественного конструирования в предметно-пространственной среде, устойчивого интереса к самостоятельной творческой деятельности в области декоративно-прикладного творчества.

Задачи учебного предмета

1. Сформировать художественный и эстетический вкус учащихся;

2. Развить образное, проектное и системное мышление;

3. Обучить навыкам и умениям в работе над практическими заданиями и осмысление языка дизайна, его особенностей и условностей;

4. Познакомить с  терминологией и основными методами дизайн-конструирования;

5. Освоить основные композиционные приемы и правила построения композиций "Торсион-папье";

6. Познакомить с особенностями объемно-пространственной композиции;

7. Развить навыки проектирования композиций в объеме;

8. Развить ассоциативное мышление;

9. Научить анализировать позиции бионики как образцы идеальных конструкций в природе;

10. Применять знания в области "Торсион-папье", приемов и методов макетирования на практике.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический;

-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической литературой по изобразительному искусству, дизайну, композиции, орнаменту, рисунку, художественными альбомами.

Мастерская должна быть просторной, светлой, оснащена необходимым оборудованием, удобной мебелью, наглядными пособиями.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебная программа по предмету «Торсион-папье» рассчитана на 2 года обучения.

Задания адаптированы и доступны для учащихся от 6 до 17 летнего возраста, учитывают их возрастные и психологические особенности. Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от изучения основ композиции и формообразования, до основ дизайн-проектирования и конструирования. Учебный материал разделен на три основных раздела:

1. Художественное формообразование;

2. Теоретическая работа и практическая работа, предполагающая изучение учащимися особенностей и технологических приемов дизайн-проектирования, с выходом в пространство.

3. Практическая работа, основанная на применении теоретических знаний, навыков в учебном и творческом процессе, которая дает возможность закрепить изучаемый материал, расширить знания и сформировать интерес к предмету.

 

Учебно-тематический план

Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов.

Четвертый  класс (1 год обучения)

Тема

Всего часов

Распределение часов

Дидактическое

обеспечение

процесса

Контрольно-оценочная деятельность

Теор. Практ. работа Сам. работа
1. Знакомство с правилами работы в мастерской, рассказ о возможных направлениях творчества.   1   2 Инстр. Опрос
1.2. Тестирование, анкетирование.   1   2 Анкета, тест Аттестация
2. История торсион-папье.   2     Нагл, предм. мир. Консп.
2.1. Торсион конструктор: освоение модулей на рабочих моделях применения. Плоские коснтруции с элементами дополнительных материалов. Технология изготовления.   4 1 1 47 72 Образцы Практическая работа
2.2. Объемные формы, сувениры: - создание образа; - технология изготовления.   1 2 20   Образцы Практическая работа
3. Работа с натуральными материалами растительного и минерального происхождения.       56 Образцы Практическая работа
3.1. Анализ свойств применяемых природных материалов.   1 3      
3.2. Создание фитодизайнерской композиции с изготовлением (оформлением) формы-объема.   2 50     Практическая работа
4. Проведение торжественных встреч и праздников.   8   8    
5. Экскурсии, выставки, салоны, мастерские.   4   4    
  Всего 290 26 120 144    

Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.133 с.