Глава 1. Основые направления и принципы норм международного права в правовом регулировании охраны окружающей среды в Российской Федерации — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Глава 1. Основые направления и принципы норм международного права в правовом регулировании охраны окружающей среды в Российской Федерации

2021-12-11 37
Глава 1. Основые направления и принципы норм международного права в правовом регулировании охраны окружающей среды в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

 

Возникшие в конце XX -начале XXI веков экологические проблемы наносят широкомасштабный ущерб национальным, региональным и в целом мировой системам окружающей среды, создавая угрозу благополучию и самому существованию не только отдельных государств, но и всему человечеству. Поэтому не случайно в последнее время в научный оборот все активнее вводится термин «экологизация права», под которым понимается выдвижение экологической науки и экологического права в число приоритетных наук.[1]

В представленной работе предпринята попытка раскрытия специфики взаимодействия международного и внутригосударственного регулирования экологических отношений, проблемах национального законодательства в данной сфере и практике его применения.

В последнее время активность принятия международных экологических документов особенно усилилась. Это объясняется желанием государств укреплять дружественные отношения и развивать сотрудничество в области охраны окружающей среды, поскольку окружающая среда должна быть защищена для здоровья и благополучия растущего населения Земли, а устойчивое развитие экономики требует экологически обоснованного управления природными ресурсами, эффективного его правового регулирования, в том числе и посредством международного права.

Еще в преамбуле и принципах Стокгольмской декларации 1972 г. отмечено, что охрана и улучшение среды, в которой живет человек,

представляет собой важнейшую проблему, отражающуюся на благоденствии народов и экономическом развитии во всем мире. Природные ресурсы Земли, в том числе воздух, вода, земельные массивы, флора, фауна и особенно представительные образцы природных экосистем, должны ограждаться ради блага нынешнего и будущих поколений путем тщательного планирования и продуманного использования.[2]

Взаимодействие международного и внутригосударственного права носит объективный характер. Можно с уверенностью утверждать, что как современное международное право не может существовать без содействия национального, так и последнее будет испытывать значительные трудности в реализации без содействия международного права. На всероссийской научно-практической конференции И.И.Лукашук, высказал мнение о том, что в наше время в условиях усугубляющейся интернационализации общества, включая правовую систему, особо важно обеспечить оптимальное взаимодействие правовой системы страны с международным правом и правовыми системами других государств. Формируется единое правовое пространство в глобальном масштабе.

Конституция РФ 1993 года ввела принцип «включенности» международно-правовых актов в правовую систему и признала приоритет правил международных договоров над нормами законов в случае их противоречия. И все же в государственно-правовой практике возникают проблемы, для решения которых необходимо разрабатывать систему международных норм и механизм их реализации и действия в национально-правовой системе, в том числе в российской. Причем акцент делается на имплементации преимущественно международно-договорных правил.

Международное право окружающей среды и национальное экологическое право оказываются объединенными единством целей, достижение которых осуществляется, прежде всего, посредством осуществления принципов национального экологического права и специальных принципов международного права окружающей среды.

Значение общепризнанных принципов и норм международного права нельзя недооценивать. К тому же в рамках межгосударственных объединений принимаются нормативно-правовые акты. Спецификой международно-правовых актов и норм являются особенности способов и процедур их реализации. В правовой системе эти акты взаимодействуют с внутригосударственными нормами и оказывают влияние, как на законотворчество, так и на правоприменение.

Наличие объективного характера процесса взаимодействия норм международного и национального права в сфере экологических отношений, отсутствие необходимого комплексного анализа данного процесса, в котором нашли бы отражение современные теоретические и практические аспекты указанного взаимодействия применительно к правовой системе Российской Федерации, предопределяет актуальность настоящего дипломного исследования.

Объектом исследованияявляется совокупность общественных от- ношений, как международных, так и национальных, возникающих вследствие создания и реализации норм международного права в сфере охраны окружающей среды.

Предмет исследованиясоставляет комплекс действующих в международном и российском праве нормативных и организационно-правовых институтов, направленных на обеспечение охраны окружающей среды в Российской Федерации.

Взаимодействие международного и национального права не должно приводить к ситуации, которая бы подрывала основы как международной, так внутригосударственной правовых систем. В этой связи целью настоящего исследования является изучение и анализ правовых проблем взаимодействия международного и российского права в сфере охраны окружающей среды и их роль в системе экологического законодательства Российской Федерации, а также формулирование принципов, способствующих эффективному взаимодействию международного и национального права в исследуемой сфере общественных отношений.

Достижение указанной цели обусловило постановку следующих основных задач:

- определить роль международного права в становлении и развитии
правового регулирования охраны окружающей среды в Российской
Федерации;

- говорить о принципах международного права вообще и специальных принципах международного экологического права в частности, кодифицированных в декларациях Стокгольмской конференции по проблемам окружающей человека среды 1972 г., Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992;

- рассмотреть общие проблемы способов согласования норм международного права во внутригосударственной правовой системе Российской Федерации;

- выявить основные проблемы соблюдения Россией своих международных обязательств в сфере охраны окружающей среды;

- проследить динамику международного сотрудничества в области обеспечения правового регулирования охраны окружающей среды на двусторонней основе;

- показать комплексный характер экологических проблем и участие России в многосторонних международных соглашениях, конвенциях;

- раскрыть особенности правового регулирования отношений
между странами Содружества Независимых Государств как субъектами международного права и выявить основные тенденции в объединении их усилий и стимулировании дальнейшего сотрудничества в области охраны окружающей среды.

 

Работа базируется на трудах отечественных ученых-юристов по международному праву: Л.Н.Анисимова, С.С.Алексеева, В.Г.Бугкевич К.А. Бекяшева, М.М. Бринчука, А.М. Васильева, Г.В. Игнатенко, А.А. Ковалёва, О.С. Колбасова, И.И.Лукашука, С.Ю. Марочкина, А.С. Тимошенко, Ю.А. Тихомирова, С.В.Черниченко, ФЗ «Об охране окружающей природной среды» и других федеральных законах, касающихся охраны и использования природных ресурсов.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Принимая во внимание рассмотрение в настоящей работе достоинств и недостатков взаимодействия международного права и российского законодательства, необходимо заметить, что потребность в учете экологических аспектов при правовом регулировании различных проблем будет неуклонно возрастать и интегрироваться в более общую систему общественных отношений, в рамках которой данные проблемы также находятся во взаимозависимости.

Определение направлений международно-правового регулирования в сфере охраны окружающей среды позволяет оптимально использовать ресурсы международного права в качестве одного из средств предотвращения или разрешения различного рода конфликтов, источником которых становится нехватка природных ресурсов, нерациональное их использование, истощение, неравный доступ к таким ресурсам. В настоящее время все чаще происходит исключительно быстрое нарастание того или иного негативного процесса в окружающей среде, то есть некое увеличение негативных эффектов в геометрической прогрессии, которое все равно обладает эффектом неожиданности. При этом, естественно, речь не идет о стохастических (вероятностных) явлениях, которые для природы могут оказаться даже полезными. Поэтому, в рамках развития международного права окружающей среды должны ставиться задачи такого преобразования, которое возникает в качестве некой идеи, как намерение соответствующих действий международного сообщества, способствующее созданию или непосредственно переходящее в плоскость международно-правовых норм. Последние должны быть направлены не только на обслуживание текущих международных отношений в их определенном объеме, но и на регулирование ситуации, которая может возникнуть в будущем (в чём и состоит особая сложность задачи). Это необходимо, для того чтобы если не предотвратить негативное развитие событий, то минимизировать отрицательные эффекты, и обладать правовым механизмом, при помощи которого будет возможно осуществлять управление ситуацией.

В соответствии с поставленными задачами в ходе проведённой работы были сделаны следующие основные выводы:

1. Развитие экологических процессов российского общества
позволяет подчеркнуть заинтересованность России в обеспечении
глобальной экологической безопасности:

-   создание действенного механизма государства, характеризующегося
дальнейшим совершенствованием экологического законодательства,
которое в настоящем его виде не соответствует современным требованиям;

-   формирование нормативно-правовой базы в целях повышения
эффективности мер юридического и политического регулирования в сфере
охраны окружающей среды;

-   анализ различных экологических проблем являющийся следствием
обобщающей концепции правового регулирования в отношении
природопользования, ее фундаментальной основы, результатом которой
должна стать совершенная экологическая доктрина Российской Федерации.

2. Существенным доказательством структурирования отрасли
международного экологического права является наличие принципов:

-   определены тенденции развития общепризнанных (основных) и
специальных принципов международного экологического права, которые в
силу особой значимости исходных нормативно-руководящих начал
формулируются в нормах законодательных актов России;

- несмотря на характер и динамику действия принципов они остаются главным системообразующим фактором международно-правовой системы;

кодификация основных принципов международного экологического права имеет важнейшее значение в рассматриваемой проблематике и этому аспекту сегодня следует уделять наибольшее внимание.

3. Решение проблем охраны окружающей среды в мировом
масштабе зависит от реализации норм международного права. Здесь
следует выделить два способа помощи внутригосударственного права при
исполнении положений международного права:

исполнение положений, направленных на регулирование межгосударственных отношений, когда начинает действовать определенная часть механизма государства;

- исполнение положений, имеющих целью достижение определенного урегулирования отношений с участием субъектов внутригосударственного права (индивидов и юридических лиц).

4. Применение норм международного права в пределах национально-
правовой сферы страны требует не только конституционного закрепления
тех или иных положений, но и проведения соответствующих
организационных мероприятий. При этом принципиально обеспечение не
только «сосуществования» международного права с национальным, но и
реального исполнения основными субъектами международного права -
государствами - принятых на себя международных обязательств.

В связи с этим представляется целесообразным и необходимым при осуществлении внутригосударственной правотворческой деятельности определять (уточнять) конкретные государственные органы, обязанные уже в силу национального права соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права. Такая детализация субъект реализации общепризнанной нормы будет способствовать эффективному исполнению Российской Федерации соответствующих норм международного права.

5. Выполнение международных обязательств, обеспечивает
реализацию нормы международного права с тем, чтобы данную норму
можно было исполнять, соблюдать, использовать и, в итоге, применять.

6. Согласование внутригосударственного права с международным - не
только право, но и обязанность государства (согласно Уставу ООН).

Конвенции, полностью или в определенной степени, посвященные вопросам использования и охраны окружающей среды, прямо или косвенно направленные на решение таких вопросов определяют обязанности государств относительного национального правового регулирования.

7.Эффективность выполнения соглашений также находится в зависимости от того, насколько полно государства-участники выполняют взятые на себя обязательства. Если все возможные международные механизмы с целью вовлечения государств в Соглашение в области окружающей среды использованы, можно использовать и санкции. Международно-правовые нормы, включенные в межгосударственные соглашения, предполагают применение механизма экономических санкций против нарушителей.

8.  Применение механизма оказания международной экологической помощи оказывает влияние на принятие решения о присоединении к международному договору.

9. Дифференцированные обязательства, также являются способом, которым государство оказывает воздействие с целью привлечения других государств к заключению договоров в области окружающей среды.

10. Договор в области природопользования и охраны окружающей
среды - это самостоятельный правовой инструмент входящий в сложную
систему правового регулирования договорных отношений в области
охраны окружающей среды. Данное положение исходит из определения
места договора в механизме правового регулирования договорных
отношений в области охраны окружающей среды, а также из соотношения
основных элементов механизма правового регулирования элементами
договора.

На экологическое содержание договора, оказывают влияние императивные нормы права, а также положения экологического характера, которые стороны самостоятельно включают в договор. Исходя из того насколько стороны договора будут экологически образованы и экологически воспитаны настолько условия договора в области охраны окружающей среды будут не только регулировать надлежащее использование природных ресурсов, но и способствовать сохранению благоприятной окружающей среды.

11. Заключение двусторонних соглашений способствует более
эффективному решению региональных вопросов, а также и глобальных
экологических проблем. Процесс же решения проблем правового
регулирования охраны окружающей среды на любом из уровней
международного сотрудничества в этой области должен находить
поддержку и на других. Только в этом случае будет достигнуто то
состояние защищенности, которое называется экологической
безопасностью.

12. Особое значение в качестве направления развития международного
права окружающей среды имеет формирование отраслевых (специальных)
принципов. Вместе с развитием специальных принципов международного права окружающей среды, указывается на становление принципа охраны окружающей среды в качестве одного из основных принципов международного права. Формой существования основных принципов являются международные соглашения и конвенции, закрепляющие систему основных принципов.

13. Реализация норм международных конвенций (договоров) требует последовательной работы по совершенствованию национального законодательства России, особенно в области обеспечения экологической безопасности населения и созданию надежного механизма выполнения принятых на себя обязательств.

14. Региональные конвенции и соглашения по охране окружающей среды играют важную роль в качестве своеобразного переходного этапа между национальным и глобальным уровнями.

15. Запретительные нормы общих многосторонних договоров,
направленных на обеспечение мира, международной безопасности, охрану
природных экосистем от радиоактивного заражения, загрязнения нашей
планеты другими особо опасными вредными веществами, должны быть
обязательны для всех без исключения государств.

16. Целью экономических механизмов, внедряемых в национальное
законодательство и практику стран-участниц СНГ является создание
экономической заинтересованности и ответственности за нарушение
правил природопользования. Для реализации этой цели необходимо
повысить в странах-участницах СНГ эффективность функционирования и
использования экологических фондов, а также расширить льготы в
налогообложении для предприятий, перешедших на производство
экологически чистой продукции, использование экологически безвредных
и энергосберегающих технологий.

Рекомендательных актов, принимаемых в рамках СНГ и играющих важную роль в преодолении «нестыковки законов» и проведении единой региональной экологической политики, в настоящее время явно недостаточно. Назрела необходимость в принятии региональных стандартов экологической безопасности, которые по своим параметрам не занижали бы требования универсальных документов такого рода и подкреплялись бысоответствующим институционным механизмом, как это, например, имеет место в Европейском Союзе.

Но, следует отметить, что Российская Федерация в настоящее время испытывает серьезные затруднения с соблюдением международных природоохранных обязательств. Имеющие место трудности переходного периода развития накладывают ограничения как на решение экологических проблем внутри страны, так и на эффективность ее участия в международном сотрудничестве.

В настоящее время к экологическому законодательству России относятся более 550 нормативных правовых документов, в том числе 16 основополагающих конвенций в области охраны окружающей среды. Учитывая все возрастающую роль международного права в общественной и политической жизни, необходимо произвести инвентаризацию всех международных договоров Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды. Это даст импульс к инвентаризации и национального законодательства, что облегчит задачу планирования законодательной деятельности в последующем.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации. // «Российская газета» № 237

2. Арбитражный процессуальный кодекс РФ (по сост. на 05.04.2006 г.).

3. Водный кодекс РФ (с изменениями от 23.12.2003 г.).

4. Воздушный кодекс РФ (по сост. на 13.07.2004 г.).

5. Гражданский кодекс РФ (с изменениями и дополнениями на 01.10.2005 г.).

 6. Земельный кодекс РФ (по сост. на 01.01.2006 г.).

7. Гражданский процессуальный кодекс РФ (по сост. на 20.02.2006 г.).

8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в редакции от 22.04.2005 г. №38-Ф3)

9. Лесной кодекс РФ от 29 января 1997 (в редакции от 31.12.2005 №199-Ф3),

10. Закон РФ «Об охране окружающей среды» (с изм. на 31.12.2005 г. №199-ФЗ // Российская газета, №297, 31.12.2005.

11. 3акон РФ «О недрах» (в редакции от 22.08.2004 г. №122-ФЗ).

12. Закон РФ «О животном мире» от 24.04.1995 №52-ФЗ (в редакции от 29.12.2004 г.).

13. Закон РФ « Обособо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995г. №33-Ф3 (с изменениями от 30.12.2001).

14. Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в редакции от 09.05.2005 г. №45-ФЗ).

15. Бюллетень международных договоров РФ. 1995. № 5.

16. Бюллетень международных договоров, 1992..№ 6, 10

17. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря  2000 года «О мерах по совершенствованию природоохранной деятельности в Российской Федерации».

18. Конвенция Совета Европы 1993 г. / Справочная система «ГАРАНТ».

19. Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г. / В кн.: Международное право в документах М., Юридическая литература. 1982. с.609-613

20. Принципы декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию. Международное публичное право, сост. Бекяшев К.А., Ходаков А.Г. М., 1996. Т.2

Учебная литература:

21. Алексеев С.С. «Общая теория права». М.: Наука, Т.2, 2000.

22. Анисимов Л.Н. «Имплементация норм международного права в национальное законодательство»// Международное право в современном

мире, сб. статей М.: Международные отношения, 1984.

23.Бекяшев К.А. «Принципы и источники международного экологического права». М.: Юрист, 2005.

24.Бринчук М.М., Боголюбов С.А. «Проблемы развития системы российского экологического законодательства» // Государство и право. 2005.

25. Бринчук М.М. «Охранять окружающую среду или обеспечивать экологическую безопасность» // Государство и право, 2004. - № 8/9.

26.Бринчук М.М. «Экологическое право». Учебник для вузов. М.: Юрист, 2005

Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник-М: Юристъ, 2004 – 430с.

27.Буткевич В.Г. «Соотношение внутригосударственного и международного права». Киев, 1981.

28.Васильев A.M. «О системах советского и международного права Советское государство и право». 1985.

29. Голиченков А.К. и Петрова Т.В. «Экологическое право России на рубеже 21 века: Учеб.пособие /М., 2000

30. Гусев Р.К. «Экологическое право»;Учебное пособие-М:Юридическая фирма «КОНТРАКТ» «ИНФРА-М», 2006.

31. Дубовик О.Л. «Экологическое право в вопросах и ответах»: Учеб. Пособие – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2004

32.Игнатенко Г.В. Международное право. Учебник для вузов. М.: Юридическая литература, 2000.

33.Колбасов О.С «Международно-правовая охрана окружающей среды.»

М.: Международные отношения, 2005.

34.Ковалёв А.А., Черниченко СВ. Учеб. Международное право.

М.: «Омега-Л», 2006.

35.Лукашук И.И. «Нормы международного права в правовой системе России.» М.: Изд-во НИМП, 1998.

36.Марочкин С.Ю. «Техника введения норм международного права в российскую правовую систему. Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование»: Сборник статей: в 2 т./ Под ред. В.М. Баранова. Нижний Новгород, 2004.

37.Тихомиров Ю.А. Право: национальное, международное, сравнительное // Государство и право. 1999.

38.Тимошенко А.С. «Формирование и развитие международного права окружающей среды в системе ООН: организационно-правовые вопросы.» М.: Наука, 1986.

39.Тимошенко А.С. «Международное сотрудничество по охране окружающей среды в системе ООН.» - М.: Наука, 2006 г.

40.Черниченко СВ. «Теория международного права» в 2-х томах. М.: Изд.

«НИМП», 1999.


[1] Колбасов О.С Международное экологическое право на пороге XXI века. Первая Конференция Всемирной Ассоциации международного права России Москва, 17-19 октября 1997 г АЛ. Колодкиин Новороссийск: НГМА, 1999. С.9.

 

[2]  См. Доклад Конференции ООН по проблемам окружающей среды Нью-Йорк 1972. Раздел «Развитие и окружающая человека среда».

 

[3] Римский клуб был создан в 1968 году по инициативе итальянского экономиста, общественного деятеля и бизнесмена А.Паччеи. Эго международная неправительственная организация //Большой энциклопедический словарь в 2 II гл. ред. А М Прохоров М Сов энциклопедия, 1991. С 567.

[4] 13См.: Марченко Ю.С. о роли и месте ООН в системе международною природоохранного сотрудничества // Белорусский журнал международного права и международных отношений 1999 №2 с 10

[5] Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды РФ в 1995 году» М Министерство окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации ЭКОС-информ. 1996 с 351

[6] Энциклопедия российского права Электронный бюллетень Сентябрь 1999 г. выпуск

№13(43), АРЫ, Российская газета, М ООО Равновесие-Медиа

[7] Лукашук И. И. Hopмы международного права в правовой системе России. М, 1998, С 43

[8] Марочкин С..Ю. Техника введения норм международного права в российскую правовую систему//Сборник статей Под ред. В М Баранова Нижний Наш город 2001,1 2. С.7

[9] Алексеев С.С. Общая теория права. М. Г.2, 1989 г С 149.

[10] Игнатенко Г В Международное право Учебник для вузов М, 2000 с 116

[11] Бринчук М М. Экологическое право Учебник для высших юридических учебных
заведений М,1998 с 88-89.

[12] Устав ООН. Гл. 1 ст2. // Основные факты об Организации Объединенных Нации. Пер. с

анг. публикации ООН М «Международные отношения».

[13] Конституция Российской Федерации (на русском и английском языках) М Юридическая литература, 1994, С 7.

[14] Бринчук М М Экологическое право М, 1998 с. 167

 

[15] Бринчук М Н. Перспективы формирования в России системы правовых мер по обеспечению технической безопасности // Обеспечение безопасности населения и территорий (организационно-правовые вопросы) / Ред. О Л Дубовик, Н Г Жаворонкова М, 1994. С 54

[16] Конституция Российской Федерации М/ «Эксмо», 2005

[17] Ковалев А. А. Выступление на научно-практической конференции «Россия и система

Всемирной торговой организации (В 10) Правовые аспекты» // Государство и право

2000 №7.С121

[18] Тихомиров Ю. А. Юридическая коллизия М., 1994 С 42.

[19] См: Собрание законодательства РФ 1995 №29 Ст2757

 

[20] См Собрание законодательства РФ 1994 № 13. Ст. 1447

[21] См • Конституция Российской Федерации М «Эксмо», 2005

[22] См Водный кодекс РФ (с изменениями от 23.12.2003 г.) М.: «Зона-Х», 2003

[23]Васильев AM «О системах советского и международного права // Советское государство и право 1985 №1 С.70

[24] См Устав ООН Основные факты об Организации Объединенных Наций. Пер с англ. публикации ООН, М «Международные отношения»

[25] Гардина Ф. Я Добрынина Н Г, Орлов В.А. Охрана природы Международные организации, конвенции и программы Московский офис МСОП М Международные отношения, 1995 С 132

[26] См. Принципы для глобального консенсуса в отношении рационального использования, сохранения и освоения всех видов лесов 1992 г // Московский журнал международного права 1992 №4

[27] Map гене Ф Ф. Современное международное право цивилизованных народов 1.1. CI16, 1904. С. 19

[28] См Бюллетень международных договоров и соглашений РК, 1994, №12

[29] См. Собрание Законодательства РФ -2000 №8 –Ст. 976

[30] См • Бюллетень международных договоров РФ. 1995 № 5 с. 24-27

[31] См Российская газета 22 06 2004

ВВЕДЕНИЕ

 

Возникшие в конце XX -начале XXI веков экологические проблемы наносят широкомасштабный ущерб национальным, региональным и в целом мировой системам окружающей среды, создавая угрозу благополучию и самому существованию не только отдельных государств, но и всему человечеству. Поэтому не случайно в последнее время в научный оборот все активнее вводится термин «экологизация права», под которым понимается выдвижение экологической науки и экологического права в число приоритетных наук.[1]

В представленной работе предпринята попытка раскрытия специфики взаимодействия международного и внутригосударственного регулирования экологических отношений, проблемах национального законодательства в данной сфере и практике его применения.

В последнее время активность принятия международных экологических документов особенно усилилась. Это объясняется желанием государств укреплять дружественные отношения и развивать сотрудничество в области охраны окружающей среды, поскольку окружающая среда должна быть защищена для здоровья и благополучия растущего населения Земли, а устойчивое развитие экономики требует экологически обоснованного управления природными ресурсами, эффективного его правового регулирования, в том числе и посредством международного права.

Еще в преамбуле и принципах Стокгольмской декларации 1972 г. отмечено, что охрана и улучшение среды, в которой живет человек,

представляет собой важнейшую проблему, отражающуюся на благоденствии народов и экономическом развитии во всем мире. Природные ресурсы Земли, в том числе воздух, вода, земельные массивы, флора, фауна и особенно представительные образцы природных экосистем, должны ограждаться ради блага нынешнего и будущих поколений путем тщательного планирования и продуманного использования.[2]

Взаимодействие международного и внутригосударственного права носит объективный характер. Можно с уверенностью утверждать, что как современное международное право не может существовать без содействия национального, так и последнее будет испытывать значительные трудности в реализации без содействия международного права. На всероссийской научно-практической конференции И.И.Лукашук, высказал мнение о том, что в наше время в условиях усугубляющейся интернационализации общества, включая правовую систему, особо важно обеспечить оптимальное взаимодействие правовой системы страны с международным правом и правовыми системами других государств. Формируется единое правовое пространство в глобальном масштабе.

Конституция РФ 1993 года ввела принцип «включенности» международно-правовых актов в правовую систему и признала приоритет правил международных договоров над нормами законов в случае их противоречия. И все же в государственно-правовой практике возникают проблемы, для решения которых необходимо разрабатывать систему международных норм и механизм их реализации и действия в национально-правовой системе, в том числе в российской. Причем акцент делается на имплементации преимущественно международно-договорных правил.

Международное право окружающей среды и национальное экологическое право оказываются объединенными единством целей, достижение которых осуществляется, прежде всего, посредством осуществления принципов национального экологического права и специальных принципов международного права окружающей среды.

Значение общепризнанных принципов и норм международного права нельзя недооценивать. К тому же в рамках межгосударственных объединений принимаются нормативно-правовые акты. Спецификой международно-правовых актов и норм являются особенности способов и процедур их реализации. В правовой системе эти акты взаимодействуют с внутригосударственными нормами и оказывают влияние, как на законотворчество, так и на правоприменение.

Наличие объективного характера процесса взаимодействия норм международного и национального права в сфере экологических отношений, отсутствие необходимого комплексного анализа данного процесса, в котором нашли бы отражение современные теоретические и практические аспекты указанного взаимодействия применительно к правовой системе Российской Федерации, предопределяет актуальность настоящего дипломного исследования.

Объектом исследованияявляется совокупность общественных от- ношений, как международных, так и национальных, возникающих вследствие создания и реализации норм международного права в сфере охраны окружающей среды.

Предмет исследованиясоставляет комплекс действующих в международном и российском праве нормативных и организационно-правовых институтов, направленных на обеспечение охраны окружающей среды в Российской Федерации.

Взаимодействие международного и национального права не должно приводить к ситуации, которая бы подрывала основы как международной, так внутригосударственной правовых систем. В этой связи целью настоящего исследования является изучение и анализ правовых проблем взаимодействия международного и российского права в сфере охраны окружающей среды и их роль в системе экологического законодательства Российской Федерации, а также формулирование принципов, способствующих эффективному взаимодействию международного и национального права в исследуемой сфере общественных отношений.

Достижение указанной цели обусловило постановку следующих основных задач:

- определить роль международного права в становлении и развитии
правового регулирования охраны окружающей среды в Российской
Федерации;

- говорить о принципах международного права вообще и специальных принципах международного экологического права в частности, кодифицированных в декларациях Стокгольмской конференции по проблемам окружающей человека среды 1972 г., Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992;

- рассмотреть общие проблемы способов согласования норм международного права во внутригосударственной правовой системе Российской Федерации;

- выявить основные проблемы соблюдения Россией своих международных обязательств в сфере охраны окружающей среды;

- проследить динамику международного сотрудничества в области обеспечения правового регулирования охраны окружающей среды на двусторонней основе;

- показать комплексный характер экологических проблем и участие России в многосторонних международных соглашениях, конвенциях;

- раскрыть особенности правового регулирования отношений
между странами Содружества Независимых Государств как субъектами международного права и выявить основные тенденции в объединении их усилий и стимулировании дальнейшего сотрудничества в области охраны окружающей среды.

 

Работа базируется на трудах отечественных ученых-юристов по международному праву: Л.Н.Анисимова, С.С.Алексеева, В.Г.Бугкевич К.А. Бекяшева, М.М. Бринчука, А.М. Васильева, Г.В. Игнатенко, А.А. Ковалёва, О.С. Колбасова, И.И.Лукашука, С.Ю. Марочкина, А.С. Тимошенко, Ю.А. Тихомирова, С.В.Черниченко, ФЗ «Об охране окружающей природной среды» и других федеральных законах, касающихся охраны и использования природных ресурсов.


ГЛАВА 1. ОСНОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.107 с.