Симптомы, свойственные кризису трех лет — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Симптомы, свойственные кризису трех лет

2021-12-11 48
Симптомы, свойственные кризису трех лет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Симптомы, выделенные Выготским Л.С.:

Негативизм. Этот симптом настолько централен для этого возраста, что и весь критический возраст получил название «trots alter», по-русски - возраст строптивости. Л.С. Выготский видит отличие негативизма от обычного упрямства в том, что при негативизме все поведение ребенка идет в разрез с тем, что предлагает ему взрослый. «Негативизмом мы будем называть такие проявления в поведение ребенка, когда он не хочет чего-нибудь сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, то есть реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослого. Таким образом, негативизм вынуждает ребенка поступать вопреки своему аффективному желанию. Для раннего детства до кризиса трех лет характерно единство аффекта и деятельности».

При резкой форме негативизма дело доходит до того, что можно получить противоположный ответ на всякое предложение, сделанное в авторитарном тоне.

Негативная реакция отличается от обычного непослушания двумя существенными моментами. Во-первых, здесь на первый план выступают социальные отношения, отношения к другому человеку. «Негативизм - акт социального характера: он раньше всего адресован к человеку, а не к содержанию того, о чем его просят». Во-вторых - это новое отношение ребенка к собственному аффекту. Ребенок действует не под непосредственным влиянием аффекта, а наперекор собственному желанию.

Упрямство. «Если негативизм нужно отличать от обычного упрямства, то упрямство надо уметь отличать от настойчивости. Упрямство это реакция ребенка, когда он настаивает на своем требовании не потому что ему это сильно хочется, а потому, что он это потребовал (потребовал сам, а не последовал требованиям взрослого). Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались».

По мнению Л.С. Выготского, упрямство от обычной настойчивости отличают два момента:

Первый момент - общий с негативизмом, имеет отношение к мотивировке. Если ребенок настаивает на том, что ему сейчас желательно, это не будет упрямством. Второй момент: если для негативизма характерна социальная тенденция, то есть ребенок делает что-то «наоборот» по сравнению с тем, что говорит ему взрослый, то здесь при упрямстве, характерна тенденция по отношению к самому себе. Здесь мы имеем другое отношение мотивировок к собственной личности ребенка, чем до наступления кризиса.

Строптивость. Ребенок выступает против всей семейной системы воспитания. Он недоволен всем, бурно настаивает на своих желаниях.

Своеволие. Заключается в тенденции ребенка к самостоятельности, когда он все хочет сделать сам.

Протест-бунт. Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими. Это своеобразный бунт, когда все в поведении ребенка начинает носить протестующий характер.

Деспотизм, ревность. Желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим.

Ребенку должны достать все, что он требует, есть он этого не станет, а будет есть то, что он хочет и т. д. Ребенок изыскивает тысячи способов, чтобы проявить власть над окружающими. Он сейчас старается вернуть то состояние, которое было в раннем детстве, когда фактически исполнялись все его желания и стать господином положения

Та же тенденция к власти, здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.

Обесценивание. Дискредитация взрослого. В лексиконе ребенка появляются слова и термины, которые означают все плохое, - и все это относится к вещам, которые сами по себе никакой неприятности не приносят. Дети начинают любимых мам, пап, бабушек называть ругательными словами. Обесценивается все то, что раньше было привычно, интересно и дорого. Ребенок может даже сломать любимую игрушку.

Другие авторы (Ушакова, Спиваковская) наряду с этими симптомами выделяют

Реакции психопатического или невротического характера. Страхи, неспокойный сон, ночной энурез, резкие затруднения в речи (заикания) и т. д.

Демонстративное поведение. Когда ребенок во что бы то ни стало, хочет обратить на себя внимание и использует для этого любые средства (ложь, дурашливость, виги и крики; дети могут кидаться на пол, стучать ногами и т.д.). Подобное поведение считается не способом защиты, а способом завоевания пространства. Демонстративные реакции возникают при столкновении с каким-нибудь запретом, барьером, и ребенок как бы пробует на прочность этот барьер.

Агрессивное поведение. Ребенок постоянно норовит что-нибудь сломать, кого-нибудь ударить.

Все симптомы кризиса вращаются вокруг центральной оси «Я - САМ». Ребенок более не желает ходить за руку со взрослым, он хочет ходить самостоятельно. Каковы же последствия воздействия этих симптомов на ребенка?

Они затрагивают все то, что для него дорого и ценно, а значит, приводят к сильным и глубоким переживаниям. Ребенок вступает во внутренние и внешние конфликты, что может приводить даже к невротическим реакциям.

В указанных симптомах ребенок выступает как трудновоспитуемый. Ребенок раньше не доставлявший забот и трудностей, теперь выступает как существо, которое становится трудным для взрослого.

Все симптомы говорят об одном и том же: в отношениях ребенка с ближайшим семейным окружением, с которым его связывали аффективные привязанности, вне которых его существование до того было не мыслимым, что-то резко изменилось.

Ребенок в раннем детстве - это существо, которое всегда находится во власти непосредственных аффективных отношений с окружающими, с которыми он связан. В кризисе 3-х лет происходит то, что называется раздвоением.

И так, каковы же внутренние механизмы переживания кризиса у детей и у родителей? Прежде всего, рассмотрим, что же происходит с ребенком. После того как он осознал свое «Я» у него начинается новый виток осознания того, что его таким не принимают. Он не может понять множество новых ограничений, не может понять, почему на него стали чаще кричать и наказывать. Из этого непонимания и незнания причин подобного поведения родителей возникает страх быть непонятым, отвергнутым родителями, повышается уровень тревожности. И ребенок всеми ему известными способами, которые зачастую настораживают родителей, пытается отвоевать это понимание. Сопровождает подобный страх, как правило, агрессия, которую также можно объяснить как сигнал о родительском непонимание и неприятии.

Именно эти два компонента: страх и агрессия, в различных своих проявлениях и являются внутренней движущей силой кризиса. Таким образом, ребенок находится в непрерывном напряжении.

Но родители испуганы не менее своих чад. Их пугает незнание причин подобных изменений в своем ребенке, к тому же эти изменения возникают зачастую внезапно, и порой приводят к настоящей панике. К тому же родителей угнетает собственная беспомощность в подобных ситуациях и недостаточная компетентность.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.