Как заинтересовать респондента? — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Как заинтересовать респондента?

2021-12-07 26
Как заинтересовать респондента? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Начинающие социологи, ввиду особенностей возрастной психологии, часто ограничиваются тем, что им лично (или их организации) важно знать мнение людей. Это крайне неправильная позиция. Задача обращения к респонденту состоит в том, чтобы убедить его, во-первых, в реальности проблемы исследования и ее актуальности для той социальной группы, с которой идентифицирует себя респондент; и во-вторых, в том, что без его помощи эта проблема не может быть решена. Исследователь должен выглядеть в глазах респондента как разумный индивид, обращающийся к респонденту за советом, который будет эффективно использован для решения проблемы. Таким образом, усилия респондентов компенсируются возникающим у них чувством, что они должны сделать что-либо важное для решения проблемы, с которой сталкиваются они сами, их друзья, или члены социальных групп, деятельность которых имеет для них значение или к которой принадлежит сам респондент. Существенно, чтобы в обращении подчеркивалось: респондент делает полезное дело, что само по себе может быть для него поощрением. Поэтому, при массовых опросах упор делается на удовлетворение “нужд студентов”, или “жителей данного района” – нужд ВСЕХ респондентов.

 

Конечно, необходимо упомянуть об анонимности и о том, что материалы будут разрабатываться в обобщенной статистической форме.

 

Респондент должен иметь возможность ознакомиться с результатами исследования

Независимо от того, собирается ли социолог вновь возвращаться на данный объект, он обязан оставить о себе хорошее впечатление не только у начальства, но и у простого респондента – за ним пойдут и другие социологи. Один из способов достижения этой цели и одновременно повышения эффективности социологических исследований - публикация его кратких итогов. Лучше всего это сделать в массовом издании, ориентированном на ту категорию, которая опрашивалась.

 

Дополнительная информация

«Обязательная» часть анкеты завершается паспортичкой и выражением благодарности респонденту за активную помощь и сотрудничество. Однако можно попросить респондента оценить качество анкеты и выразить свое отношение к изучаемой проблеме в целом. Это даст дополнительную информацию и повысит интерес некоторых респондентов к анкете. Относительно качества анкеты обычно задаются следующие вопросы: сколько, примерно, времени заняло заполнение анкеты, насколько она была интересна, не было ли ее заполнение утомительным или затруднительным. Спрашивают, также, какие именно вопросы вызвали наибольшее затруднение, какие понравились, а какие – нет. Наконец, можно выяснить, какие еще вопросы (темы) можно было бы осветить в анкете. Эти вопросы могут задаваться анкетером, или заполняться самостоятельно. Ответ на них не обязателен, но желателен, так как поможет, при необходимости, усовершенствовать анкету.

 

Предварительное тестирование анкеты (пилотаж)

• Измеряет ли каждый вопрос именно то, что он должен был измерять по замыслу?

• Все ли слова понятны респонденту?

• Все ли респонденты одинаково интерпретируют вопросы?

• Может ли каждый респондент найти в каждом закрытом вопросе категорию ответа, отражающую его мнение?

• Производит ли анкета положительное впечатление, мотивирующее людей ответить на нее?

• Правильно ли отвечают на поставленные вопросы? (Есть ли вопросы, которые респонденты пропускают, или которые вызывают непонятные и неинтерпретируемые ответы?)

• Не вызывает ли какой-либо аспект анкеты тенденциозное смещение в ответах, возникающее по вине Исследователя?

 

Предварительный тираж анкеты раздается для внимательного просмотра людям, принадлежащим к трем различным категориям:

• Первую – условно назвать коллегами, ее составляют специалисты, имеющие примерно одинаковую подготовку, понимающие цели и задачи исследования, включая тестируемые гипотезы. Задача этой группы - оценить анкету по критериям достижения целей исследования.

• Вторая категория экспертов, которая должна участвовать в проведении предварительного тестирования анкет, включает потенциальных “пользователей” результатов исследования. В их число могут входить политики всех уровней, представители исполнительной власти, администраторы агентств или профессионалы в других областях деятельности. Основной интерес здесь - найти людей, хорошо разбирающихся в теме исследования. Замечания, полученные от таких людей, часто существенно отличаются от тех, что дают специалисты, имеющие сходный с исследователем тип подготовки и занятости. Например, в опросе, посвященном довузовской подготовке студентов, целесообразно привлекать к тестированию анкеты людей, ответственных за набор и подготовку абитуриентов (сотрудников и преподавателей ФДП).

• Третья категория, к которой мы обращаемся при предварительном тестировании анкеты, - л юди, выбранные из той совокупности, в которой будет проходить опрос. Именно этой группой обычно ограничиваются социологи, проводя тестирование. Люди, отобранные для этой части предварительного тестирования, представляют собой срез потенциальных респондентов. Им предлагается заполнить анкету в присутствии исследователя. Здесь есть два существенных момента. Один - вербальная обратная связь, устно выраженные замечания: «Я не знаю, что Вы здесь хотите выяснить», «Мне не подходит ни один вариант ответа», “Обращение звучит очень навязчиво, из него совершенно непонятно, зачем мне заполнять эту анкету” и т.п. Другой аспект - это наблюдения, сделанные в процессе заполнения респондентом анкеты. Невербальные реакции, т.е. промедление перед тем, как дать ответ, исправления первоначальных ответов и пропуск вопросов, к которым потом респондент возвращается - прямое свидетельство существования проблем, которые вполне можно разрешить по итогам тестирования. Часто наиболее ценной оказывается именно помощь респондентов, на которых тестируется анкета, и которые часто даже не подозревают, сколь важно то, что они делают. Основные ожидания исследователей на данном этапе тестирования - не конкретные рекомендации респондентов относительно того, как именно стоит улучшить анкету (хотя многие их дают). Главное, что реакция респондентов, осознанная или спонтанная, позволяет судить, в чем именно состоят недостатки анкеты. Эта информация дает точку отсчета для внесения исправлений в анкету и дальнейшего ее тестирования.

 

Наиболее важный аспект пилотажа состоит в том, чтобы респонденты, отобранные для тестирования, представляли структурное разнообразие генеральной совокупности. Это означает, что надо найти людей, представляющих каждый крупный сегмент населения, например, людей с высоким и низким доходом, «бюджетников» и коммерческих студентов, студентов разных курсов и факультетов и т.п. В ряде исследований бывает важно, чтобы были представлены люди с разным уровнем образования.

 

Литература

1. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 1995. С. 62-101 (Глава 3. Концепты и измерения).

2. Горшков М., Шереги Ф. Прикладная социология: Учебное пособие для вузов. М.: Центр социального прогнозирования, 2003. С. 82-103.

3. Замбржицкая А.К. Эмпирическая апробация вопросника в маркетинговом исследовании // Социологические исследования. 1999. №11. С. 115-122. URL: <http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/244805.html>.

4. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Отв.ред. В.Г. Андреенков, О.М. Маслова. Книга 1,.М.,Наука, 1990

5. Мягков А.Ю. Использование экспертных оценок при диагностике неискренних ответов респондентов // Социологический журнал. 2002. №3. URL: <http://knowledge.isras.ru/sj/ sj/sj3-02myag.html>.

6. Мягков А.Ю. Опросные методы сбора данных: предпочтения респондентов // Социологические исследования. 2000. №8. С. 98-109. URL: <http://www.ecsocman.edu.ru/ socis/msg/198111.html>.

7. Назарова И.Б. Качество опроса: Факторы неответов // Социологические исследования. 1999. №11. С. 108–114. URL: <http://www.ecsocman.edu.ru/ socis/msg/157331.html>.

8. Ноэль Э. Массовые опросы: введение в методику демоскопии / Пер. с нем. под ред. Н.С. Мансурова. 2-е изд. М.: «АВА – ЭСТРА», 1993.

9. Процесс социального исследования. Пер. с нем.. М.: Мысль, 1975.

10. Рабочая книга социолога / Изд. 3-е. М.: Едиториал УРСС, 2003. Глава 4.

11. Рогозин Д.М. Когнитивный анализ опросного инструмента. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2002.

12. Ростегаева Н.И. Банк социологических данных: история становления и перспективы развития // Социология: 4М. Ноябрь 1998. №10. С. 172-185. URL: < http://www.ecsocman. edu.ru/db/msg/2995.html>.

13. Садмэн С., Брэдберн Н., Шварц Н. Как люди отвечают на вопросы: применение когнитивного анализа в массовых обследованиях / Пер. с англ. Д.М. Рогозина, М.В. Рассохиной; Под. Ред. Г.С. Батыгина. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003.

14. Стрельникова А.В. Исследовательские архивы: расширение возможностей для вторичного анализа // Социологические исследования. 2005. №1. С. 126-131. URL: <http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/238637.html>.

15. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: «Добросвет», «Книжный дом «Университет», 1998. С. 131-192 (Глава III).

16. Dillman D. Mail and Telephone surveys, N-Y., 1978, Ch. 3

17. Dillman D.A. Mail and Internet surveys. The tailored design method. 2nd ed. New York: John Wiley & Sons, Inc., 2000 (Ch. 3: Constructing the questionnaire).


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.