В художественных произведениях такие слова – выразительные средства речи, или ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

В художественных произведениях такие слова – выразительные средства речи, или ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ.

2021-12-07 30
В художественных произведениях такие слова – выразительные средства речи, или ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


v Задание 7. Подумай и запиши свой ответ на проблемный вопрос:

Почему застёжку на курточке называют молнией?

 

 

v Задание 8. Найди в толковом словаре 2-3 слова с переносным значением. Какой значок облегчит тебе поиск такого слова? Составь с найденными словами предложения и запиши их.

 

 

v Задание 9. Рассмотри картинки и запиши словосочетания с глаголами. Пусть зазвучат омонимы!

 

 


ОМОНИМЫ – это слова одинаковые по написанию и звучанию, но совершенно разные по значению!

В толковых словарях разные слова-омонимы нумеруются и описываются каждое отдельно.

Омонимы слова одной части речи!

v Задание 10. Докажи, что данные выделенные слова в словосочетаниях не являются омонимами. Аргументируй свою точку зрения.

Разводить голубей – небо стало голубей. Косить косойкосой

взгляд. Раствор солисоли кашу.

 

v Задание 11. Выпишите омонимы, обозначьте их разное значение нумерацией.

Дверь тихо притворилась – девочка притворилась спящей; сестра капризно закусила верхнюю губку – пошёл в баню, а губку забыл; посеяли ячмень – лечили ячмень.

 

 

Омонимы появляются в языке в результате случайного совпадения звучаний двух (иногда и более) совершенно различных слов, не имеющих ничего общего. В этом их отличие от слов многозначных.


v Задание 12. Докажи, что пара слов возле картинок – синонимы. Запиши толкование слова синонимы:

                                                                                                                        _

 

 

 

v Задание 13. Подбери русские синонимы к иноязычным словам, запиши их через чёрточку:

Алфавит, гигант, аплодировать, коллекционировать, аккуратный, ароматный.

 

                                                                                                              _     

Пользуйся моими подсказками:

Опрятный, великан, собирать, душистый, рукоплескать, азбука.

v Задание 14. Спиши текст, расставляя пропущенные знаки препинания и буквы. Подчеркни антонимы как члены предложения.

Главный секрет стиля «Гжель» это мазки. Мазок р..довая примета гжели. Каждый последующий мазок отл..чает(?)ся от мазка предыдущего. Первые мазки самые соч(?)ные, но по мере убывания они св..тлеют. Круглые лепестки цветка получают(?)ся либо чёткими, либо мягкими, «размытыми». Так рисуют(?)ся многолепестковые цв..тки. После обж..га цв..ток становит(?)ся васильково-синего цвета.

 


v Задание 15. Расширяй свой кругозор. Прочти текст. Выпиши слова, с пропущенными буквами. Запиши вывод, каким способом объясняются в тексте лексическое значение слов и почему. На каком уроке ты мог встретиться с таким текстом?

Что ст..яло на столе древних греков? Обычно гости располагались вокруг ни(с,з)кого столика. Пока х..зяйка зан..мала г..стей, её р..быня приносила большой сосуд – амфору. Перед каждым ставили килик – плоскую чашу для питья. Вино из амфоры перел..вали в кратер – сосуд для смешивания вина с водой. Вся посуда была керамическая, красиво укр..шалась росп..сью.

По рисункам на посуде мы можем восст..новить, как жили и чем зан..мались древние греки.

 

Посуда греческого застолья


 

МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

     
 

То, что хорошо знакомо, пригодится может снова. Состав слова, его «форма» – для МОРФЕМИКИ основа. Всё о морфемах поспеши узнать,

Любой диктант будешь писать на «пять»! У каждой морфемы своё назначение, И место своё, и ведущая роль.

А ты прояви им своё уважение

 

И выучить чётко значенье изволь.

 

 

Морфемный разбор – выделение в слове значимых частей – морфем.

     
 

Основа – часть слова без окончания.

v Задание 1. Запиши на месте пропусков теоретические понятия, чтобы у тебя получилось выступление в научном стиле, и сопроводи их своими примерами.

Раздел науки о языке, который изучает морфемы называется

                                                               . Значимыми частями слова являются следующие морфемы:                                                                                                           


                                                                                                        . Общее значение всех однокоренных слов заключено в главной морфеме  – в                           . Например:                                                                                                                                     

                                                                                                               . В образовании новых слов участвуют морфемы: _                                                                       . Например:                                                                                                                                     

.

Разные формы одного и того же  слова образует                               . Например:                                _                                                                   

 

Часть слова без окончания называется                                                .

Выразительно прочитай получившийся текст своему однокласснику. Задавай ему вопросы, чтобы проверить, как он усвоил услышанное от тебя сообщение.

 

v Задание 2. Прочитай текст. Выпиши из текста однокоренные слова, обозначь в них корень. А также выпиши формы одного и того же слова и обозначь в них окончания.

Русский народ бережно чтит старинные традиции. Традиции зарождались в каждом бытовом занятии жителей Руси. Опыт старших поколений передавался молодым, дети учились житейской мудрости у родителей.

В старинных русских традициях ярко проявляются такие черты нашего народа, как любовь к природе, гостеприимство, уважение к старшим, жизнерадостность и широта души.

                                                                                     _                              

 

 

v Задание 3. Объясни, как ты понимаешь смысл высказывания выдающегося русского педагога Марии Александровны Рыбниковой (1885-1942).

Найти корень слова – это значит найти внутренний, затаённый смысл – то же, что зажечь внутри фонаря огонёк.

 

                                                                                     _                              


v Задание 4. Выпиши указанные слова: окно, кино, ведро, метро, шоссе, озеро и выдели в них окончания.

 

 

 

     

 

v Задание 5. Выпишите из словосочетаний глаголы, выделяя их окончания и указывая их грамматические значения. Могут ли такие окончания встретиться в других частях речи?

Не обидим друга, доверяешь товарищу, ветер свищет, глубоко дышат, дождь барабанит по крыше, вы негромко напеваете звенят ручьи, слышишь песню, говоришь медленно, знают хорошо.

 

                                                                       _                                           

 

 

v Задание 6. Докажите, что приставка – значимая часть слова (морфема), испольуя слово подкрапивник из текста М. Пришвина.

Когда в конце весны все великолепные птицы отпоют всему миру известные и милые песни, то начинает петь всеми этими голосами маленькая серая птичка подкрапивник: поёт и скворцои, и соловьём, и зябликом, и овсянкой, и щеглом. Люди идут за грибами, за ягодами или сено косить, а он где-нибудь под крапивой так заливается, так старается, но никто не слушает его пения после тех весенних прекрасных птиц. (По М. Пришвину)

 

                                                                                                                        _


v
 

Задание 7. Запиши названия детёнышей у этих зверей. Обозначь в них суффикс. Докажи, что суффикс значимая часть слова.

 

 

А как вы назовёте детёныша леопарда?                                                     

 

По значению суффикса будешь различать оттенок значения слова. Ведь суффикс играет не только слообразовательную роль, но и значимую часть слова, стоящую за корнем!

Запомни некоторые модели с суффиксами:

-ЫЙ
-ОВАТ-


Модель 1


-ЕВАТ-


Морфемная модель 1 указывает на имена прилагательные со значением

«немного, чуть-чуть» в именительном падеже, мужского рода. Например:

Кислый ® кисл – ОВАТ – ый; Сладкий ® сладк – ОВАТ – ый; Синий ® син – ЕВАТ – ый; Горький ® горьк – ОВАТ – ый.

Модель 2                                   -ИСТ-

Морфемная модель 2 указывает на слова со значением «человек, который…»; существительное в именительном падеже, множественного числа. Например:

Шахматы ® шамат-ИСТ-ы; Волейбол ® волейбол-ИСТ-ы; Пианино ® пиан-ИСТ-ы.


v Задание 8. Запишите слова приёмом поморфемного письма, то есть разделяя чёрточками слова на морфемы.

Образец: магазин-чик, голуб-оват-ый

Репчатый, носатый, волосатый, сероватый, зубчатый, туговатый, кралатый, слабоватый, лимончик, графинчик.

 

                                                                       _                                           

v Задание 9. Узнай и объясни, почему «сбежали» гласные в данных словах. Из какой морфемы они «сбежали? Обозначь морфему:

Пень – пня; день – дня; сон – сна; лоб – лба; рот – рта; вобрать – вбирать; сынок – сынка; украинец – украинца.

 

Правописание гласных и согласных в приставках покажет тебе видеоурок. Смотри внимательно, запоминай и упражнения без ошибок выполняй!

Это ссылка на видеоурок. Смотри его на канле YouTube, плейлист «Орфография в видеоформате»

https://youtu.be/or_uqC_Z3t4

v Задание 10. Спиши первый абзац текста, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Обозначь приставки первой группы. Списанный текст прочти выразительно.

Однажды днём в заливных лугах (ко)мне пристала ласточ(?) ка. Она кружилась в..круг меня, з..девала за плечо, п..пискивала жалобно и настойчиво, будто я (у)неё от..брал птенца, и пр..сила о..дать его обратно. Я (не)мог д..гадаться, что ей нужно.


Раскрыл этот секрет мне дед Митрич. Когда человек идёт по некошенному лугу, он отпугивает сотни кузнечиков и жучков. Ласточке незачем выискивать их в густой траве – она летает около человека, ловит их на лету и кормится без всякой заботы. (По К. Паустовскому)

 

                                                                                                                    _

 

 

Стишки-запоминалки лучше всякой шпаргалки! Запоминай стишки профессора Приставкина:

ü Пойдёт вам впрок нехитрая наука о тех, кто буквам роли раздаёт! «З» или

«С» зависит всё от звука, который за приставками поёт!

ü У нас в орфографической сторонке и не таких наслышешься чудес!

ü Перед глухим согласным, перед звонким солирует всегда приставка С -.

ü Она сопения и свиста мастерица: сгореть, спросить, сдавать, свести и скрыться.

ü Я вам открою маленький секрет: приставки «З» в природе просто нет!

ü Приставок «ПОТ», и «НАТ», и «ОП», и «ОД» не видывал ещё морфемный род!

ü А если вдруг послышатся они, полученные знания ты сразу примени!

v Задание 11. Найди «лишнее» слово в каждой группе слов. Объясни, почему оно лишнее. Спиши, исключая «лишнее» из группы слов.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.