Гласнгая в корне; 5. исключения. Вставленные буквы подчеркни. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Гласнгая в корне; 5. исключения. Вставленные буквы подчеркни.

2021-12-07 16
Гласнгая в корне; 5. исключения. Вставленные буквы подчеркни. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


Идти на ц..почках, участвовать в демонстрац..и, опасная провокац..я, надвигающийся ц..клон, мощная ц..тадель, куц..й хвост, бледнолиц..й юноша, длинные ресниц..,песня ц..ганки, ц..кнуть на шалунов, нефтяная ц..стерна, весёлый ц..рк, строительство гостинц.., вылупившийся ц..плёнок, сестриц..н ноутбук, слушать лекц..ю, приехать в Цариц..но, волчиц..на хватка, записать ц..тату, читать конституц..ю.

1.                                                                                                                 

 

 

2.                                                                                                                 

 

 

 

                                                                                              _                      3.                                                                                          

 

                                                                                     _                              

 

 

 

4.                                                                                                                 

                                                                                                              _     

 

 

 

                                                                                              _                    

                                                                                              _                      5.                                                                                          

 

                                                                               _                                    

 

 

 

                                                                _                                                   


МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Тот, кто не изучал грамматики, тот не знает законов языка.

С.Я. Маршак

Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете.

Л.В. Успенский

v Задание 1. Собери из данных в таблице самостоятельных и служебных частей речи предложение, запиши его. Какими грамматическими связями ты воспользовался? Кто автор этих строк? Из какого стихотворения?

Самостоятельные части речи Служебные части речи
Небеса, ковры, блестя, солнце, снег, лежать, голубой, великолепный Под, на

 

 

 

 

Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение. (Л. Успенский)

Основные грамматические признаки любой части речи состоят из:

ü Общего значения части речи.

ü Морфологических признаков: постоянных и непостоянных.

ü Синтаксической роли части речи.

ü Особенностей употребления в речи.

v Задание 2. Запиши по данным моделям слова, обозначая признаки вместо вопросов, укажи часть речи. Придумай свои слова по этой модели, запиши их.


           
 
   
 
 

 


 

Самостоятельные или служебные части речи ты использовал в своей работе?

 

И МЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. П РАВОПИСАНИЕ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Имя существительное – хлеб языка.

Л.В. Успенский

v Упражнение 3. Загадка. В загадке найдёшь морфологические признаки имени существительного. Распредели их в таблице:

Постоянные признаки Непостоянные признаки
   

Всё что существует, оно обозначает,

На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает. А чтоб не обижался весь честной народ, Оно всегда имеет и число, и род.

У него к тому же три склоненья есть, Падежей различных сразу целых шесть.

Существительные одушевлённые и неодушевлённые умело различай не только по смыслу, но и по форме множественного числа винительного падежа!


Одушевлённые Неодушевлённые
Форма вин.п = форме род.п Форма вин.п. = форме им. п.
Вижу учеников (вин.п.) – Нет учеников (род.п.) Вижу картины (вин.п.) – Висят картины (им.п.)

Именно по форме падежа такие сущствительные, как мертвец, покойник, кукла, относятся к одушевлённым (вижу кукол, мертвецов), а собирательные существительные, называющие совокупность живых существ, – к неодушевлённым: вижу толпы (людей), стаи (птиц).

 

v Упражнение 4. Напиши небольшой рассказ «Говорящие вещи» о том, как ведут себя вещи, когда ты уходишь в школу. Приём олицетворения поможет тебе оживить неодушевлённые вещи.

 

 

                                                                               _                                    

v Упражнение 5. Убери путаницу в отрывке из стиховторения «Весёлая путаница» с помощью запятой. Существительные поставь в Им.падеже и затем распредели их по трём склонениям в таблицу.

…кисель там варят из резины там шины делают из глины кирпич там жгут из молока творог готовят из песка стекло там плавят из пластмассы посуду делают из мяса котлеты стряпают из сажи там ваксу делают из пряжи прядут там нитки из сукна костюмы шьют.

1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение
     

Существительных какого склонения не оказалось в стихотворении?

Существительных какого склонения больше всего?

 

1- е скл. – сущ. м.р. и ж.р. с окончаниями -А, -Я

2- е скл. – сущ. м.р с нулевым окончанием и с.р. с окончанием -О, -Е

3- е скл. – сущ. ж.р. на мягкий знак и путь (м.р.)


v Упражнение 6. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы и выбирая написание заглавной или прописной буквы. Над одушевлёнными именами существительными поставь букву «о», на неодушевлёнными – «н».

После опас(?)ной переправы через морскую гладь скворц.. отдыхают целый день и всегда в опред..ленном месте. Одно такое место я видел весною в (О,о)дессе. Это – дом на углу (П,п)реображенской улиц.. и (С,с)оборной площади. Был этот дом тогда совсем ч..рен. Он шев..лился от множества скв..рцов. Они обсели его повсюду: на крыше, на балконах, карнизах и на лепных украшениях.(по А.И. Куприну)

 

                                                                                     _                              

 

 

v Упражнение 7. Запиши глагольные и именные словосчетания, добавляя к главному слову зависимое слово – имя существительное в нужном падеже. Обозначь падеж зависимого существительного.

Уважать (кого?), уважение (к кому?); презирать (кого?), презрение (к кому?); благодарность (кому? За что?), благодарный (кому? За что?); радоваться (чему?), радость (от чего?); гордиться (кем?), гордость (за кого?).

 

v Задание 8. Перепишите существительные вместе с прилагательными, поставив их в именительный падеж единственного числа, согласуя с ним прилагательное. Обозначь род имени существительного. При затруднении в определении рода обращайся к толковому словарю.


О б р а з е ц: Спел.. (абрикосы) – спелый абрикос, м.р.

Запасн.. (пути), чист.. (бланки), редк.. (имена), известн.. (фамилии), концертн.. (рояли), молод.. (тополя), кожан.. (туфли), вместительн.. (залы), полевы.. (мыши), недельн.. (табели).

 

                                                                                                              _     

 

 

 

Речь культурного  человека  отличает  правильное употребление предлогов с именами существительными

Запомни предлоги-антонимы и говори правильно!

В – ИЗ Идти в школу Возвращаться из школы
ДО – ПОСЛЕ Встретиться до уроков Встретиться после уроков
НАД – ПОД Лететь над землёй Опуститься под землю
НАС – С Поехать на Кавказ Вернуться с Кавказа

v Задание 9. Прочитай текст внимательно. Перескажи его своим одноклассникам.

Как использовать данные о предлогах-антонимах? Очень просто. Когда вы затрудняетесь с выбором предлога, подумайте, какой из антонимов подходит для описания обратной ситуации?

Например, как сказать «выйти ИЗ школы» или «выйти С(СО) школы»? Представляем противоположный случай. Входим мы «В школу», а не «НА школу», «В» – антоним предлога «ИЗ», значит, правильно будет «выйти ИЗ школы».

Историческим традициям подчинено единственно правильный вариант «НА Украину» – «С Украины». Это исключение из правила.

О правописании гласных в окончаниях имён существительных в единственном числе можно узнать в видеоуроке

https://youtu.be/aN6VCYwADbQ

v Задание 10. Дописывай нужную букву согласно правилу правописания гласных в окончпаниях имён существительных в единственном числе.


В дорог, по дорожк, по алле, для дочер, около пустын, о геро, в гербари, на заседани, по программ, о трагеди, в Росси, о Мари, на ёлк, на экзамен, к живопис, в биографи_.

v Задание 11. Выпиши из данного текста существительные на изученное правило, обозначь окончание, род, склонение.

Ранним утром я иду в соседнюю рощу. Хорошо и радостно в эту весеннюю пору на душе! Передо мной ряды белых берёз. Сквозь листочки на траве играют золотые лучики солнца. В чаще кустов и деревьев звонко распевают птицы. Звуки их песен разливаются по всей окрестности. В полном разгаре настоящая весна.

В глубоком овраге у берёзовой рощи журчит холодный ключ. Сяду я на пенёк у ключа, достану кружку и кусок хлеба. Приятно выпить студёной ключевой водицы и вдохнуть полной грудью наполненный радостью жизни воздух!

 

                                                                                                                    _

Самая лёгкая орфограмма!


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.