Работа по развитию фонематического слуха. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Работа по развитию фонематического слуха.

2021-12-07 31
Работа по развитию фонематического слуха. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

–Определите место звука [с] в слове лиса. Дайте характеристику звуку [с].

(Дидактическая игра «Подбери подходящую схему к слову».)

Сообщение темы занятия.

Тема сегодняшнего урока – «Лиса и волк» (Русская народная сказка)

(Дидактическая игра «Составление разрезной картинки».)

– Задачи нашего урока (задачи для учащихся):

   1) усвоить понятие о сказке;

   2) читать выразительно;

   3) читать осознанно;

   4) учиться читать по ролям;

   5) выделить основную мысль сказки;

   6) ответить на вопросы по сказке;

   7) подобрать подходящую пословицу.

Сейчас вы смотрите на получившиеся картинки и слушаете сказку.

10. Чтение учителем с установкой:

– Кто за лису полол огород?

Словарная работа.

Сказка – один из жанров устного народного творчества, вымышленная история.

Огород – земельный участок около дома для выращивания овощей.

Крапива – сорная трава.

Серый – цвет, представляющий собой смесь чёрного и белого.

Обожглась – испытала сильную жгучую боль.

Любуюсь – восхищаюсь.

Чтение текста хорошо читающим учеником.

Остальные дети в это время внимательно следят, проговаривая прочитанное про себя, называют допущенные ошибки.

Чтение сказки детьми по цепочке.

Физкультминутка.

Чтение по ролям.

– При чтении обращайте внимание на хитрый тон лисы и доверчивый тон волка.

Анализ сказки по вопросам.

Почему лиса не стала выдёргивать крапиву сама?

Какие слова она сказала волку? Прочитай.

Он поверил лисе? Почему?

Какая лиса по характеру? А волк?

Составь предложения к картинке.

Работа над пословицами.

Прочитайте пословицы и подумайте, какая из них подходит к данной сказке.

Лиса семерых волков проведёт.

Лиса сытнее волка живёт.

Волком родясь, лисицей не бывать.

Волка ноги кормят.

18. Итог занятия.

– Итак, ребята, о чём мы говорили на сегодняшнем занятии?

– О ком были загадки?

– Кто из героев сказки вам понравился больше? Почему?

– Какое задание вам больше всего понравилось? Какое задание вы хотите повторить на следующем уроке?

– Все ли задачи урока выполнены?

19. Домашнее задание.

Пересказать сказку. Нарисовать картинку к сказке.

Пример рабочей программы по предмету «Чтение» во 2–4 классе

Планируемые результаты

2 класс

Личностные результаты:

·  элементарные представления о дисциплинированном и воспитанном поведении на уроке и вне его;

·  представления о смысле учения в школе;

·  способность проявлять заботу и внимание к окружающим людям и животным;

·  способность вступать в коммуникацию;

·  элементарные представления о дружбе и товариществе; трудолюбии и лени и некоторые др.

·  элементарные представления о нравственно-этических ценностях (помощь другому человеку; выражение сочувствия, благодарности; выполнение общепринятых правил и др.).

 

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

·  воспринимать на слух небольшие по объёму и несложные по содержанию тексты;

·  отвечать на вопросы по фактическому содержанию прочитанного текста;

·  устанавливать несложные смысловые отношения с опорой на вопросы и/или иллюстрацию;

·  читать по слогам короткие тексты;

·  соотносить прочитанный текст или отрывок из него с иллюстрацией;

·  читать наизусть 23 небольших по объёму стихотворения.

 

Достаточный уровень:

·  отвечать на вопросы по фактическому содержанию прослушанного и прочитанного текста;

·  устанавливать несложные смысловые связи, в том числе причинно-следственные, с опорой на вопросы и/или иллюстрацию;

·  читать плавно по слогам небольшие по объёму тексты с переходом на плавное чтение целым словом двухсложных слов, простых по семантике и структуре;

·  пересказывать тексты по вопросам, картинному плану;

·  выразительно читать наизусть 35 стихотворений.

3 класс

Личностные результаты:

·  проявление эмоционального отклика на произведения литературы;

·  способность давать элементарную нравственную оценку своим и чужим поступкам;

·  способность поддерживать коммуникацию со взрослыми и сверстниками;

·  способность обращаться за помощью;

· владение разнообразными средствами коммуникации;

·  элементарные представления о смысле некоторых нравственных понятий (правда, ложь, добро, трудолюбие и др.), отражённых в литературных произведениях;

·  уважительное и бережное отношение к людям труда и результатам их деятельности.

 

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

·  правильно читать текст по слогам с постепенным переходом к плавному чтению целым словом двух- и трёхсложных слов;

·  отвечать на вопросы по фактическому содержанию прочитанного текста;

·  определять главных действующих лиц произведения;

·  соотносить иллюстрацию с определённым отрывком прочитанного и предварительно разобранного текста;

·  пересказывать текст или его часть с опорой на картинный план или вопросы;

·  определять особенности интонации, соответствующей характеру и поступкам героев (после предварительного разбора);

·  выразительно читать наизусть 35 стихотворений.

 

Достаточный уровень:

·  правильно читать вслух целыми словами;

·  выразительно читать наизусть 57 стихотворений;

·  давать элементарную оценку поступков героев и событий;

·  читать текст по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);

4 класс

Личностные результаты:

·  эмоциональное восприятие художественного текста;

·  эмоциональное отношение к поступкам героев прочитанных произведений;

·  первоначальные представления о нравственном смысле некоторых понятий (доброта, сострадание, уважение к старшим и некоторые другие), отражённых в литературных произведениях;

·  чувство любви к Родине и малой Родине;

·  ориентация в нравственном содержании поступков героев прочитанных произведений (с помощью учителя).

 

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

·  осознанное и правильное чтение текста вслух по слогам и целыми словами;

·  пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;

·  участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

·  выразительное чтение наизусть 57 коротких стихотворений.

 

Достаточный уровень:

·  чтение текста вслух целыми словами после предварительного анализа (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;

·  ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;

·  определение основной мысли текста после его предварительного анализа;

·  чтение текста про себя с выполнением заданий учителя;

·  определение главных действующих лиц произведения, элементарная оценка их поступков;

·  чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);

·  пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;

·  выразительное чтение наизусть 78 стихотворений.

 

Содержание учебного предмета «Чтение» во 2–4 классах

Обучение чтению во 2–4 классах включает в себя послебукварный период обучения грамоте и систематический курс чтения. Значимость такого подхода обусловлена необходимостью:

· закрепления навыка плавного послогового чтения ранее усвоенных слоговых структур, в частности со стечением двух согласных и с разделительными Ь и Ъ;

· закрепления навыка плавного чтения слов с усвоенными слогами;

· совершенствования звуко-слогового анализа слов;

· развития чёткости произношения и усвоения основ выразительности речи.

Для обеспечения плавного перехода от послебукварного периода к систематическому чтению художественных произведений разных жанров в учебники по чтению для 2 класса включены странички под общим названием «Прочитай!», на которых представлены слоги, отдельные слова и предложения, а также короткие стихотворные и прозаические тексты. Особенность послебукварного периода во 2 классе состоит в том, что он имеет рассредоточенный характер и продолжается в течение первого полугодия.

Содержание уроков по чтению представлено в программе следующими разделами: «Содержание чтения (круг чтения)»; «Примерная тематика произведений»; «Жанровое разнообразие»; «Навык чтения»; «Работа над текстом»; «Внеклассное чтение».

 

Содержание чтения (круг чтения)

Произведения устного народного творчества (пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка). Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и др.

 

Примерная тематика произведений

Произведения о Родине, родной природе, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; произведения о добре и зле.

 

Жанровое разнообразие

Сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки.

 

Навык чтения

Осознанное правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух и про себя. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение пауз на знаках препинания, выбор соответствующего тона голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов).

 

2 класс:

Правильность чтения. Чтение слов со сходными по звучанию и артикуляции звуками, со стечением согласных, с разделительными Ь и Ъ. Чтение простых по структуре слов без искажения их звукового состава и правильной постановкой ударения.

Беглость чтения. Чтение слов по слогам с постепенным переходом к плавному чтению целыми словами простых по структуре слов, состоящих из 2–3 слогов.

Осознанность чтения. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного произведения. Выборочное чтение слов и предложений по заданию учителя. Соотнесение слов и предложений с иллюстративным материалом. Установление с помощью учителя несложных смысловых связей между событиями, поступками героев, описанными в произведении. Установление в несложных по содержанию произведениях основной мысли с помощью учителя. Коллективная работа по толкованию идеи произведения, прямо сформулированной в тексте или представленной в учебнике.

Выразительность чтения. Чтение с интонацией, соответствующей знакам препинания в конце предложения. Соблюдение пауз между предложениями. Передача голосом интонации, соответствующей характеру героя (после предварительного анализа). Чтение по ролям коротких диалогов (после предварительного анализа).

 

3 класс:

Правильность чтения. Чтение простых слов без искажения их звукового состава и с правильной постановкой ударения. Чтение многосложных слов и слов со стечением согласных без искажения их звукового состава и правильной постановкой ударения после предварительной отработки.

Беглость чтения. Переход к чтению целым словом. Послоговое чтение слов, трудных по семантике и слоговой структуре, после предварительной отработки. Переход с орфографического на орфоэпическое чтение односложных и двухсложных слов. Чтение текстов молча с выполнением заданий учителя после предварительного анализа текста и прочтения его вслух.

Осознанность чтения. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста. Выборочное чтение для ответа на вопрос или соотнесения прочитанного текста с иллюстрацией. Нахождение в тексте информации по заданию учителя или по заданию, представленному в учебнике. Объяснение поступков действующих лиц и их элементарная оценка с опорой на вопросы учителя, личный опыт. Выявление основной мысли прочитанного текста в процессе коллективной работы с помощью наводящих вопросов учителя. Толкование смысла пословиц с опорой на прочитанное произведение или личный опыт. Сравнение произведений, одинаковых по теме, поступкам героев, идее произведения с опорой на вопросы учителя.

Выразительность чтения. Чтение с интонацией и паузами, соответствующими знакам препинания в предложении. Чтение с интонацией, соответствующей характеру героя, после предварительной подготовки. Выразительное чтение по ролям небольших отрывков после предварительной подготовки. Выразительное чтение стихотворений наизусть с опорой на образец чтения, показанный учителем.

 

4 класс:

Правильность чтения. Чтение без искажения звуко-слогового состава слов с правильной постановкой ударения. Орфоэпическое чтение двухсложных и трёхсложных слов с усвоенными слоговыми структурами. Орфографическое чтение малознакомых слов, сложных по звуко-слоговой структуре (со стечением более трёх согласных).

Беглость чтения. Чтение целыми словами после предварительной подготовки. Чтение про себя с выполнением заданий учителя.

Осознанность чтения. Установление причинно-следственных связей между событиями и поступками героев. Определение эмоционального состояния героев и выбор слов и предложений, характеризующих его. Определение отношения автора к героям и событиям. Элементарная оценка характера героев и их поступков с опорой на содержание текста, вопросы учителя, личный опыт. Объяснение нравственного смысла поступков героев. Коллективная работа по определению идеи произведения (основной мысли) с опорой на вопросы учителя. Толкование смысла пословиц и поговорок. Сравнение произведений, одинаковых по теме, поступкам героев, идее произведения. Подбор к иллюстрации подходящего отрывка из рассказа.

Выразительность чтения. Определениенастроения автора, подтверждение вывода строчками из стихотворения. Определение собственного эмоционального отношения к художественным образам, воссозданным в лирических стихотворениях. Эмоциональная оценка содержания теста (с помощью ответов на вопрос: «Какое настроение возникает, когда читаешь стихотворение? Почему?»). Чтение текста с интонацией и паузами, соответствующими знакам препинания. Определение подходящего тона голоса для передачи эмоционального содержания текста. Нахождение в тексте ремарок автора для выбора соответствующего тона голоса и темпа речи. Чтение по ролям. Драматизация текста.

 

Работа с текстом

Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различение простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на части, составление простейшего плана и определение основной мысли произведения под руководством учителя. Составление картинного плана. Пересказ текста или части текста по плану и опорным словам.

 

2 класс:

Пересказ прочитанного произведения с опорой на вопросы учителя или вопросы, представленные в учебнике (полный подробный пересказ). Пересказ прочитанного произведения с опорой на картинный план или одну сюжетную картинку и вопросы учителя. Выборочный пересказ с опорой на иллюстрацию к тексту. Соотнесение названия и содержания произведения. Объяснение значения непонятных слов с опорой на наглядный материал и вопросы учителя. Элементарная оценка поступков героев с опорой на вопросы и иллюстрацию. Разучивание небольших по объёму стихотворений.

 

Класс

Объяснение значения слова с опорой на наглядный материал после предварительного разбора. Нахождение в тексте незнакомых слов и обращение за разъяснениями к учителю или одноклассникам. Установление последовательности событий или поступков, описанных в произведении. Сравнение поведения в схожих ситуациях персонажей разных произведений. Элементарная оценка поступков героев и их характеров. Обмен впечатлениями, элементарными суждениями по содержанию прочитанного и разобранного текста. Пересказ текста по частям близко к тексту с опорой на картинный план или без него. Нахождение в тексте произведения слов и выражений, характеризующих героев, и использование их в пересказе. Восстановление содержания прочитанного произведения по опорным словам и иллюстрации. Ориентировка в книге по оглавлению.

 

Класс

Нахождение в тексте непонятных слов и выражений; объяснение их значения с опорой на материал учебника, на дополнительный иллюстративный материал; обращение за помощью в их толковании к учителю или одноклассникам. Нахождение в тексте ответов на вопросы учителя или на вопросы, представленные в учебнике. Элементарные рассуждения на материале прочитанных произведений. Определение эмоционального состояния героев произведения. Коллективное деление текста на части с помощью готового плана. Подбор заголовков, представленных в учебнике или данных учителем, к иллюстрациям или отдельным частям текста. Прогнозирование содержания рассказа по иллюстрации и вопросам. Составление описаний с опорой на иллюстративный материал. Составление рассказа на тему, близкую теме прочитанного произведения. Подробный пересказ текста своими словами. Пересказ текста с опорой на картинный план. Работа с картинными и словесно-логическими планами. Выборочный пересказ с использованием слов и выражений авторского текста. Восстановление содержания прочитанного произведения по опорным словам. Составление рассказа по картинке. Продолжение рассказа по аналогии. Определение черт характера персонажа. Элементарная оценка нравственного смысла поступка персонажа. Ориентировка в книге по оглавлению.

 

Внеклассное чтение

Чтение детских книг русских и зарубежных писателей. Знание заглавия и автора произведения. Ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ. Отчёт о прочитанной книге.

 

Класс

Знакомство с доступными детскими книгами. Чтение детских книг учителем с обязательным рассматриванием иллюстраций. Запоминание и называние автора и заглавия книги, прочитанной учителем; умение рассказать, о ком или о чём говорится в книге.

Класс

Выбор из классной библиотечки или школьной библиотеки книг, связанных с произведениями, читаемыми на уроке; самостоятельное их прочтение. Называние автора и заглавия самостоятельно прочитанной книги. Ознакомление с новыми книгами по иллюстрации на обложке и названию. Прогнозирование содержания книги по её основным элементам. Запись в школьную библиотеку. Знакомство с расстановкой книг в библиотеке по темам или авторам (систематический и алфавитный каталоги).

 

Класс

Чтение детских книг русских и зарубежных писателей на основе рекомендаций, представленных в учебнике, уголке внеклассного чтения и т. д. Регулярное посещение школьной библиотеки. Называние автора и заглавия прочитанной книги; ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы по содержанию самостоятельно прочитанного произведения; пересказ отдельных эпизодов. Отчёт о прочитанной книге.

Тематическое планирование

2 класс (136 часов)

№ п/п Тема урока Характеристика видов деятельности учащихся

Раздел «Осень пришла ― в школу пора» (20 ч)

1 Прочитай! (Послебукварный период) Чтение прямых открытых слогов и односложных слов. Соотнесение слов с предметными картинками. Чтение словосочетаний с отработанными словами. Чтение предложений. Выразительное чтение диалога
2 Все куда-нибудь идут. По В. Голявкину Рассматривание иллюстрации. Прогнозирование содержания диалогов на основе анализа иллюстрации по вопросам. Чтение по слогам многосложных слов и слов со стечением согласных. Ответы на вопросы по содержанию текста. Соотнесение содержания текста с иллюстрацией. Установление смысловых связей в тексте. Выразительное чтение с интонацией, соответствующей знакам препинания. Чтение диалога по ролям
3 Первый урок Рассматривание иллюстрации. Элементарная оценка поведения персонажей, изображённых на иллюстрации, с опорой на вопросы. Чтение по слогам многосложных слов и слов со стечением согласных. Ответы на вопросы по содержанию текста. Установление причинно-следственных связей между поступками героев рассказа. Уяснение нравственного смысла понятия «правила поведения на уроке»
4 Мы рисуем Чтение по слогам многосложных слов и слов со стечением согласных. Ответы на вопросы своими словами и словами из текста. Соотнесение содержания текста с иллюстрацией. Графическое иллюстрирование. Свободные рассказы на темы рисунков
5 Грибной лес. Я. Аким Чтение по слогам многосложных слов и слов со стечением согласных. Объяснение значения слова с опорой на иллюстрацию; замена слова синонимом. Ответы на вопросы по содержанию текста. Установление смысловых связей в тексте. Составление предложений по сюжетной картинке
6 Прочитай! (Послебукварный период) Чтение прямых открытых слогов, односложных слов, коротких предложений. Соотнесение слов с предметными картинками. Чтение предложений с добавлением пропущенного слова
7 Слон Бэби. По В. Дурову Рассматривание иллюстрации. Ответы на вопросы по содержанию иллюстрации. Ответы на вопросы по содержанию текста. Соотнесение содержания текста с иллюстрацией. Коллективное обсуждение проблемы «Зачем я хожу в школу?». Составление рассказа о посещении цирка на основе личного опыта
8 Птичья школа. Б. Заходер Чтение слогов со стечением согласных. Чтение по слогам многосложных слов и слов со стечением согласных. Ответы на вопросы по содержанию текста. Формулирование элементарных суждений и умозаключений. Составление рассказа на тему «Мои летние каникулы». Составление короткого рассказа о правилах поведения на уроке
9 Осенние подарки. По Н. Сладкову Чтение по слогам многосложных слов и слов со стечением согласных. Составление предложений с данными словами. Ответы на вопросы по содержанию текста своими словами и словами из текста. Формулирование элементарных суждений и умозаключений. Выборочный пересказ с опорой на сюжетную картинку и вопросы учителя
10 В парке Составление предложений по сюжетной картинке и вопросу. Чтение по слогам слов со стечением согласных. Рассматривание иллюстрации. Ответы на вопросы по содержанию текста. Нахождение в тексте образных сравнений. Установление несложных смысловых связей между эмоциональным состоянием героев рассказа и причинами, его вызвавшими. Объяснение смысла выражений из текста. Коллективное формулирование основной мысли текста
11 Прочитай! (Послебукварный период) Чтение закрытых слогов, двухсложных слов, коротких предложений. Соотнесение слов с предметными картинками. Чтение предложений с добавлением пропущенной буквы или пропущенного слова
12 Падают, падают листья… М. Ивенсен Чтение слогов со стечением двух согласных. Чтение по слогам слов со стечением согласных. Рассматривание иллюстрации. Составление предложения по картинке и вопросу. Ответы на вопросы по содержанию текста. Определение настроения стихотворения. Выразительное чтение стихотворения с опорой на образец чтения, показанный учителем. Заучивание стихотворения наизусть
13 Осенний лес. По В. Корабельникову Чтение по слогам многосложных слов и слов со стечением согласных. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Формулирование элементарных суждений и умозаключений
14 Всякой вещи свое место. По К. Ушинскому Рассматривание иллюстрации. Анализ содержания иллюстрации с опорой на вопросы. Чтение по слогам многосложных слов и слов со стечением согласных. Ответы на вопросы по содержанию текста. Объяснение готовой формулировки умозаключения. Формулирование элементарных суждений и умозаключений с опорой на вопросы. Уяснение смысла правил культурного поведения и необходимости их соблюдения
15 Прочитай! (Послебукварный период) Различение букв, сходных по начертанию. Чтение слов с буквами, сходными по начертанию. Соотнесение слов с предметными картинками. Чтение диалога по ролям. Соблюдение интонации, соответствующей знакам препинания в конце предложения
16 Хозяин в доме. Д. Летнёва Чтение по слогам слов со стечением согласных. Ответы на вопросы по содержанию текста. Объяснение заголовка текста. Установление смысловых связей между поступками героя стихотворения и их последствиями. Сравнение поступков героя стихотворения и героя рассказа К. Ушинского «Всякой вещи своё место»
17 Зачем дети ходят в школу? По В. Голявкину Чтение по слогам многосложных слов и слов со стечением согласных. Ответы на вопросы по прочитанному тексту. Чтение с вопросительной и повествовательной интонацией. Элементарная оценка поступка героини рассказа. Свободные рассказы на тему «Чему я научился в школе». Обсуждение проблемного вопроса «Почему нужно учиться?»
18 Прочитай! (Послебукварный период) Чтение прямых открытых слогов с акустически сходными мягкими согласными звуками. Чтение слогов, слов и коротких предложений с акустически сходными согласными звуками. Составление коротких предложений по сюжетным картинкам. Чтение считалки правильно по слогам
19 Серый вечер. По А. Тумбасову Чтение по слогам многосложных слов и слов со стечением согласных. Ответы на вопросы по содержанию текста. Выборочное чтение. Установление причинно-следственных связей с опорой на вопросы. Предположение о том, что могло бы произойти после событий рассказа, с опорой на прочитанное
20 Обобщающий урок по разделу Чтение целым словом односложных слов. Чтение по слогам предложений. Участие в беседе о правилах поведения в школе. Ответы на вопросы по содержанию прочитанных текстов. Отгадывание загадки на основе её анализа. Составление рассуждения «Почему деревья осенью сбрасывают листья» на материале прочитанного. Чтение стихотворения наизусть

Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.