Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2021-12-07 | 24 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА: ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С РАС.
Адаптированная программа для детей с расстройством аутистического спектра.
Автор: учитель –дефектолог Павликова Василина Вячеславовна.
Организация: МБДОУ№74,г.Тула.
Адрес:г.Тула, Галкина 17,
Тел:8-915-780-08-08;[email protected]
Тип и вид программы. Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровление. Основой для разработки данной учебной программы явились: «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» Шевченко С.Г. (М., 2004).
Цель: организация работы педагогов и специалистов дошкольного образовательного учреждения в направлении создания оптимальных психолого-педагогических условий для обеспечения коррекции особенностей в психическом развитии воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и оказания помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программой и подготовке к школьному обучению.
Задачи:
1) Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений.
2) Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием.3) Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников.Условия реализации
Количество человек в группе – от 5 до 7 детей с РАС в зависимости от особенностей их психофизического развития.
|
Особенности развития познавательной сферы у детей с РАС
Внимание
Недостаточность общего, и в том числе психического, тонуса, сочетающаяся с повышенной сенсорной и эмоциональной чувствительностью, обусловливает крайне низкий уровень активного внимания. С самого раннего возраста отмечается негативная реакция или вообще отсутствие какой-либо реакции при попытках привлечения внимания ребенка к предметам окружающей действительности. У детей, с РАС, наблюдаются грубые нарушения целенаправленности и произвольности внимания, что препятствует нормальному формированию высших психических функций. Однако отдельные яркие зрительные или слуховые впечатления, идущие от предметов окружающей действительности, могут буквально завораживать детей, что можно использовать для концентрации внимания ребенка. Это может быть какой-либо звук или мелодия, блестящий предмет и т.п.
Характерной чертой является сильнейшая психическая пересекаемость. Внимание ребенка с РАС устойчиво в течение буквально нескольких минут, а иногда и секунд. В некоторых случаях пресыщение может быть настолько сильным, что ребенок не просто выключается из ситуации, а проявляет выраженную агрессию и пытается уничтожить то, чем он только что с удовольствием занимался.
Ощущения и восприятие
Для детей с РАС характерно своеобразие в реагировании на сенсорные раздражители. Это выражается в повышенной сенсорной ранимости, и в то же время, как следствие повышенной ранимости, для них характерно игнорирование воздействий, а также значительное расхождение в характере реакций, вызываемых социальными и физическими стимулами.
В восприятии ребенка с РАС отмечается также нарушение ориентировки в пространстве, искажение целостной картины реального предметного мира. Для них важен не предмет в целом, а отдельные его сенсорные качества: звуки, форма и фактура предметов, их цвет. У большинства детей наблюдается повышенная любовь к музыке. Они повышенно чувствительны к запахам, окружающие предметы обследуют с помощью обнюхивания и облизывания.
|
Большое значение имеют для детей тактильные и мышечные ощущения, идущие от собственного тела. Так, на фоне постоянного сенсорного дискомфорта дети стремятся получить определенные активирующие впечатления (раскачиваются всем телом, совершают однообразные прыжки или кружатся, получают удовольствие разрывания бумаги или ткани, переливают воду или пересыпают песок, наблюдают за огнем). При часто сниженной болевой чувствительности у них наблюдается склонность к нанесению себе различных повреждений.
Память и воображение
С самого раннего возраста у детей с РАC отмечается хорошая механическая память, что создает условия для сохранения следов эмоциональных переживаний. Именно эмоциональная память стереотипизирует восприятие окружающего: информация входит в сознание детей целыми блоками, хранится, не перерабатываясь, и применяется шаблонно, в том контексте, в котором была воспринята. Дети могут снова и снова повторять одни и те же звуки, слова или без конца задавать один и тот же вопрос. Они легко запоминают стихи, при этом строго следят за тем, чтобы читающий стихотворение не пропустил ни одного слова или строчки. В ритм стиха дети могут начать раскачиваться или сочинять собственный текст. Дети данной категории хорошо запоминают, а затем однообразно повторяют различные движения, игровые действия, звуки, целые рассказы, стремятся к получению привычных ощущений, поступающих через все сенсорные каналы: зрение, слух, вкус, обоняние, кожу.
Патологическое фантазирование служит хорошей основой для появления и закрепления различных неадекватных страхов. Это могут быть, например, страхи меховых шапочек, тех или иных предметов и игрушек, лестниц, увядших цветов, незнакомых людей. Многие дети боятся ходить по улицам, опасаясь, например, что на них наедет машина, они испытывают неприязненное чувство, если им случается испачкать руки, раздра
неприязненное чувство, если им случается испачкать руки, раздражаются, если на их одежду остаться одним в квартире.
попадает вода. У них проявляются более выраженные, чем в норме, страхи темноты, боязнь воды.
Речь
У детей с РАC отмечается своеобразное отношение к речевой действительности и одновременно — своеобразие в становлении экспрессивной стороны речи.
|
При восприятии речи заметно сниженная (или полностью отсутствующая) реакция на говорящего. «Игнорируя» простые, обращенные к нему инструкции, ребенок может вмешиваться в не обращенный к нему разговор. Лучше ребенок реагирует на тихую, шепотную речь.
Первые активные речевые реакции, проявляющиеся у нормально развивающихся детей в виде гуления, у детей с РАС могут запаздывать, отсутствовать или быть обедненными, лишенными интонирования. То же самое относится и к лепету: по данным исследования, у 11 % — фаза лепета отсутствовала, у 24% — была выражена слабо, у 31 % — отсутствовала лепетная реакция на взрослого.
Стремление избегать общения, особенно с использованием речи, негативно сказывается на перспективах речевого развития детей данной категории.
Мышление
Уровень интеллектуального развития связан прежде всего со своеобразием аффективной сферы. Они ориентируются на перцептивно яркие, а не на функциональные признаки предметов. Эмоциональный компонент восприятия сохраняет свое ведущее значение при РАС даже на протяжении школьного возраста. В итоге усваивается лишь часть признаков окружающей действительности, слабо развиваются предметные действия.
Развитие мышления у таких детей связано с преодолением огромных трудностей произвольного обучения, целенаправленного разрешения реально возникающих задач. Многие специалисты указывают на сложности в символизации, переносе навыков из одной ситуации в другую. Такому ребенку трудно понять развитие ситуации во времени, установить причинно-следственные зависимости. Это очень ярко проявляется в пересказе учебного материала, при выполнении заданий, связанных с сюжетными картинками. В рамках стереотипной ситуации многие аутичные дети могут обобщать, использовать игровые символы, выстраивать программу действий. Однако они не в состоянии активно перерабатывать информацию, активно использовать свои возможности, с тем чтобы приспосабливаться к меняющимся окружению, среде, обстановке.
|
В то же время интеллектуальная недостаточность не является обязательной для раннего детского аутизма. Дети могут проявлять одаренность в отдельных областях, хотя аутистическая направленность мышления сохраняется.
Структура программы
Разделы программы.
1. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи детей с задержкой психического развития»
Основной целью этих занятий являются уточнение, расширение и систематизация знаний и представлений детей об окружающей действительности.
Основными задачами являются:
§ формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвете, форме, величине), о расположении их в пространстве;
§ накопление представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения ребенка, природных явлениях;
§ формирование представлений о здоровом образе жизни.
§ повышение уровня сенсорного и умственного развития;
§ обогащение и систематизация словаря, развитие устной диалогической и монологической речи.
Программа включает следующие основные разделы:
1. Родная природа
2. Растения
3.Животные
4. Сенсорное развитие. Развитие пространственного восприятия
5.Знакомство с ближайшим окружением
6.Развитие связной речи
Учебно-тематический план занятий
Разделы программы | Старший возраст | Подготовительный возраст |
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи | 2 занятия в неделю | 2 занятия в неделю |
Старшая группа
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи | |||
1 период | 2 период | 3 период | |
1. Родная природа | 3 | 3 | 3 |
2. Растения | 3 | 1 | 1 |
3.Животные | 5 | 2 | 3 |
4. Сенсорное развитие. Развитие пространственного восприятия | 2 | 3 | 3 |
5. Знакомство с ближайшим окружением | 3 | 10 | 7 |
6. Развитие связной речи | 6 | 3 | 3 |
Количество часов | 22 | 22 | 20 |
Подготовительная группа
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи | |||
1 период | 2 период | 3 период | |
1. Родная природа | 3 | 3 | 4 |
2. Растения | 3 | 1 | 2 |
3.Животные | 5 | 2 | 3 |
4. Сенсорное развитие. Развитие пространственного восприятия | 2 | 2 | 2 |
5. Знакомство с ближайшим окружением | 3 | 10 | 4 |
6. Развитие связной речи | 6 | 4 | 5 |
Количество часов | 22 | 22 | 20 |
2. «Развитие элементарных математических представлений детей с задержкой психического развития»
Цель занятий по развитию элементарных математических представлений - формирование элементарных математических представлений и всестороннее развитие психических процессов.
В процессе этих занятий решается широкий круг коррекционно-развивающих и образовательных задач:
§ Развитие у детей познавательных интересов, мыслительных операций и речи.
§ Развитие у детей элементарных представлений о признаках предметов, количестве, числе,
|
§ Формирование способов измерения,
§ Выполнение простейших счетных операций,
§ Составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание.
§ Усвоение элементарного математического словаря.
Программа состоит из нескольких разделов:
1. Действия с группами предметов,
2. Размер предметов.
3. Геометрические фигуры
4. Количество и счет
5. Пространственные и временные представления.
Календарно-тематический план занятий
Разделы программы | Старший возраст | Подготовительный возраст |
Развитие элементарных математических представлений | 2 занятия в неделю | 3 занятия в неделю |
Старшая группа детей.
Развитие элементарных математических представлений | |||
1 период | 2 период | 3 период | |
Действия с группами предметов | 5 | 5 | 5 |
Количество и счет | 6 | 6 | 10 |
Размер предметов | 3 | 3 | 2 |
Геометрические фигуры | 1 | 1 | 1 |
Цвет предметов | 2 | 3 | 1 |
Пространственные и временные понятия | 4 | 4 | 1 |
Количество часов | 22 | 22 | 20 |
Подготовительная группа детей.
Развитие элементарных математических представлений | |||
1 период | 2 период | 3 период | |
Действия с группами предметов | 6 | 10 | 9 |
Количество и счет | 18 | 18 | 8 |
Размер предметов | 3 | 1 | 5 |
Геометрические фигуры | 3 | 1 | 2 |
Цвет предметов | 1 | 1 | 2 |
Пространственные и временные понятия | 2 | 2 | 4 |
Количество часов | 33 | 33 | 30 |
Комплексно-тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности по коррекции
СЕНТЯБРЬ
ОКТЯБРЬ
НОЯБРЬ
ДЕКАБРЬ
ЯНВАРЬ
ФЕВРАЛЬ
МАРТ
АПРЕЛЬ
МАЙ
Ожидаемые результаты.
1) Освоение эталонов цвета, формы, величины; накопление обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), материалов;2) Освоение предметно-практической деятельности, способствующей выявлению разнообразных свойств в предметах, а также пониманию отношений между предметами (временных, пространственных, количественных);3) Освоение продуктивных видов деятельности (конструирование, лепка, аппликация, работа с природным материалом), способствующих сенсорному, умственному, речевому развитию ребенка;4) Накопление языковых представлений, развитие фонетико-фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте;5) Уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира;6) Формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения;7) Развитие элементарных математических представлений и понятий, соответствующих возрасту;8) Формирование соответствующих возрасту навыков игровой деятельности (освоение игры по правилам, сюжетно-ролевой игры), а также элементов учебной деятельности.
Список литературы:
1. Шевченко С. Г. и др., Подготовка к школе детей с задержкой психического развития, М.: Школьная пресса, 2007 г.
2. Шевченко С. Г. и др., Подготовка к школе детей с задержкой психического развития, тематическое планирование, занятий, М.: Школьная пресса, 2007 г.
3. Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром детей с ЗПР, М. Школьная пресса, 2006 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА: ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С РАС.
Адаптированная программа для детей с расстройством аутистического спектра.
Автор: учитель –дефектолог Павликова Василина Вячеславовна.
Организация: МБДОУ№74,г.Тула.
Адрес:г.Тула, Галкина 17,
Тел:8-915-780-08-08;[email protected]
Тип и вид программы. Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровление. Основой для разработки данной учебной программы явились: «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» Шевченко С.Г. (М., 2004).
Цель: организация работы педагогов и специалистов дошкольного образовательного учреждения в направлении создания оптимальных психолого-педагогических условий для обеспечения коррекции особенностей в психическом развитии воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и оказания помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программой и подготовке к школьному обучению.
Задачи:
1) Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений.
2) Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием.3) Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников.Значимость программы, актуальность реализуемых задач
Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию особого ребенка.
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста групп «Особый ребенок» детских дошкольных учреждений.
Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», соответствующими направлениями «Концепции дошкольного воспитания», «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», «Конвенцией о правах ребенка» и разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.
Это достигается за счет модификации общеразвивающих программ и всего комплекса коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей психофизического развития детей с расстройствами аутистического спектра, а также — реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с включением синхронного выравнивания психического и речевого развития детей.
Программа коррекционной работы направлена на коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования, оказание помощи и поддержки детям данной категории.
Программа обеспечивает:
– выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы и их дальнейшую интеграцию;
– реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех воспитанников с особыми образовательными потребностями с учётом состояния здоровья и особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической консилиума);
– создание специальных условий воспитания, обучения детей с расстройствами аутистического спектра, безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности; использование специальных образовательных программ, разрабатываемых образовательным учреждением совместно с другими участниками образовательного процесса, специальных пособий; соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого с привлечением медицинских работников;
– проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
Основу данной программы составляют принципиальные положения:
- во-первых, коррекционная работа включается во все направления деятельности образовательного учреждения;
- во-вторых, содержание коррекционной работы – это программа оптимальной педагогической, психологической и медицинской поддержки детей, направленной на преодоление и ослабление недостатков психического развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Методические принципы построения образовательного процесса, направленные на обеспечение освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы, включают:
– усиление практической направленности изучаемого материала;
– выделение сущностных признаков изучаемых явлений;
– опору на жизненный опыт воспитанника;
– соблюдение в определении объема изучаемого материала принципа необходимости и достаточности;
– введение в содержание программы коррекционных разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности, усвоенных ранее знаний и умений.
Реализация программы осуществляется на основе следующих
принципов:
– комплексности: при составлении плана работы по коррекции здоровья каждого обучающегося учитываются его медицинские показатели; результаты психологической и педагогической диагностик;
– достоверности: оценка предпосылок и причин возникающих трудностей с учетом социального статуса семьи, условий обучения и воспитания;
– гуманистической направленности: опора на потенциальные возможности ребенка, учёт его интересов и потребностей; создание ситуаций успеха в обучении, общении со сверстниками и взрослыми;
– педагогической целесообразности: интеграция усилий педагогического коллектива (воспитателя, медсестры, психолога, дефектолога) и родителей.
Условия реализации
Количество человек в группе – от 5 до 7 детей с РАС в зависимости от особенностей их психофизического развития.
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!