Состояние и перспективы развития гостиниц и иных средств размещения в Российской Федерации — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состояние и перспективы развития гостиниц и иных средств размещения в Российской Федерации

2021-12-07 25
Состояние и перспективы развития гостиниц и иных средств размещения в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С 90-х гг. XX в. в отечественной индустрии туризма происходит ряд преобразований, которые привели к изменению системы хозяйствования гостиничного дела. В результате процессов демонополизации стали создаваться акционерные общества, совместные предприятия, частные гостиницы и пансионаты. Гостиничным предприятиям достаточно сложно было выжить в новых условиях рыночной экономики. Это было обусловлено рядом причин. Во-первых, резко сократились туристские потоки, что привело к сокращению гостиниц и их загрузки. В 1993-94 гг. с туристскими целями за границу выехало 11 млн россиян, а въездной поток иностранных граждан составил чуть более 2 млн, а это 1% международного туристского потока. Во-вторых, состояние материально-технической базы, которая была построена в период СССР, не отвечало требованиям международного туризма, так как не могла предоставить услуги соответствующего качества и комфортной среды проживания. До 80% фонда гостиничных предприятий нуждались в реконструкции и замене[37]. В-третьих, недостаток профессиональных кадров, в частности специалистов в сфере гостиничного менеджмента и линейного персонала.

По мере развития туризма в постперестроечный период растут и изменяются требования потребителей к предоставляемым услугам. В 1994 г. был принят ГОСТ Р 50645-94. «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц», устанавливающий единые требования к нормативно-технической базе, качеству услуг и уровню обслуживания средств размещения, а также подразделял гостиничные предприятия на 5 категорий (1–5 звезд). Введение стандарта до некоторой степени координировало развитие гостиничного дела. Как отмечает Ю.Ф. Волков на рынке гостиничных услуг преобладали некатегорийные объекты размещения (более 61%). По «звездности» доминировали гостиницы 1–3 звезд, а по Москве — 2–3 звезды. Отелей уровня 4–5 звезд было 109[38].

Приход на российский рынок международных гостиничных сетей качественно изменил ситуацию развития гостиничного дела. Российским гостиницам для привлечения иностранных туристов необходимо было узнаваемое имя, которое выступало бы гарантом стандартов обслуживания. Зарубежные партнеры оказывали содействие в рекламной и маркетинговой деятельности, в подготовке кадров, предоставляли возможность включения гостиницы в глобальные сети бронирования.

Международные гостиничные сети в основном размещались в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи и предоставляли свои услуги в сегменте гостиниц высшей категории 4–5*, что в дальнейшем повлияло на развитие гостиничной инфраструктуры в России. В настоящее время структура гостиничного рынка представлена сегментом дорогих отелей, которые большей частью сосредоточены в центральных городах (46% гостиниц в Москве, 28% — в Санкт-Петербурге).

Одним из первых зарубежных брендов, представленных на отечественном рынке, является «Radisson SAS», в состав которой вошла московская гостиница «Славянская». В дальнейшем открывается гостиничный комплекс в Сочи «Radisson SAS Lazurnaya». К 1993 г. расширяется представительство зарубежных сетей — «InterContinental», «Accor», «Kempinski», «Marco Polo». В эти годы сформировалась и продолжает функционировать форма управления гостиничными сетями на основе заключения франчайзинговых соглашений.

В целом можно отметить, что в этот период, до экономического кризиса 1998 г., рынок гостиничных услуг характеризировался наличием глубоких противоречий. С одной стороны, резкое сокращение предоставления гостиничных услуг, вызванное перепрофилированием многих предприятий и слабой материальной базой. А с другой стороны — интенсивное строительство новых гостиниц, отвечающих высоким международным стандартам.

С 2000-х гг. наметился новый этап в развитии гостиничной индустрии. Появляются национальные гостиничные сети, в которых были представлены самые разные формы управления. В 2001 г. создается частная компания «Heliopark Group». В 2003 г. финансовая корпорация «Amaks Grand Hotels» начинает активно инвестировать средства в отельный бизнес. В этом же году создается ОАО «Интурист отель групп» (IGH «Intourist Hotels Group»). 2004 г. — год основания частной компании «Azimut».

Национальные гостиничные объединения имели ряд особенностей, которые отличали их от западных сетевых компаний, и что, по мнению ряда экспертов, не позволяло их считать на тот момент полноценными гостиничными сетями. Гостиничные компании не были включены в глобальные системы резервирования (GDS), не имели единого стандартизированного гостиничного продукта, узнаваемого гостиничного бренда[39]. К особенностям национальных гостиничных объединений можно отнести и развитие на основе старого гостиничного фонда, в то время как западные гостиничные операторы предпочитают открывать свои отели в новых или реконструированных зданиях.

В этот же период намечается тенденция развития сети малых предприятий, которые активно строились в Москве и Санкт-Петербурге. В настоящее время отмечается ежегодный 50%-й прирост номерного фонда малых отелей. Популярность мини-отелей среди потребителей обусловлена возможностью проживания в непосредственной близости к культурно-историческим объектам и ценовой доступностью. Для частного предпринимателя открытие мини-отелей не требует крупных инвестиций и окупается достаточно быстро. Однако российские мини-отели зачастую страдают недостаточным уровнем сервиса, не соответствующего стандартам, существующим в российской государственной системе классификации[40].

В последние годы гостиничное дело в России развивается стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост рынка гостиничных предприятий и на конец 2012 г. он составил 9316 гостиниц и аналогичных средств размещения (рис. 1).

 

Рис. 1. Динамика роста гостиничных предприятий в период 2009–2012 гг.

 

По результатам исследования консалтинговой компании Discovery Research Group, проведенного в мае 2013 г., гостиничный рынок России в настоящее время представлен более чем 13 тыс. различных средств размещения[41]. Данных за 12 месяцев 2013 г. на момент выхода учебного пособия нет, однако тенденция к увеличению числа гостиниц и иных средств размещения явно просматривается.

Характерной чертой гостиничной сферы является диспропорция между столичными и региональными городами по обеспеченности гостиничными номерами. 70% рынка гостиничных услуг приходится на Москву и Санкт-Петербург[42].

Региональные города России с высоким уровнем деловой активности (Казань, Екатеринбург) характеризуются наиболее высоким уровнем обеспеченности гостиничным фондом. В Екатеринбурге работают гостиницы всех категорий («звезд»), суммарный номерной фонд гостиниц 4*–5* составляет 1648 номеров, в Казани — 1057[43]. Эти же города наряду с Москвой и Санкт-Петербургом входят в число российских городов с высокой стоимостью проживания в гостиницах. Так, например, в Москве средняя стоимость размещения по итогам шести месяцев 2013 г. составила 296, 212, 114 $ для гостиниц категории 5*, 4*, 3* соответственно[44]. Несколько иначе дело обстоит в таких городах как, Самара, Новосибирск, Пермь, Уфа, Красноярск, Ростов-на-Дону и Нижний Новгород, для которых характерен средний уровень обеспеченности номерным фондом и средняя стоимость проживания в гостиницах. Города Волгоград, Омск, Челябинск, Воронеж испытывают недостаток номерного фонда, для которого характерна средняя стоимость проживания[45]. Большая часть гостиничного фонда распределена в городах — 71% и только 29% расположено в сельской местности.

Обеспеченность номерным фондом является одним из критериев развитости рынка гостиничных услуг. В России этот показатель значительно меньше (в среднем в 5 раз), чем в Европе. По данным обзора INFOLine показатель обеспеченности гостиничными номерами в России составляет около 4,5 мест на 1 тыс. жителей, а в Европе — 13–35 мест[46].

Таким образом, несмотря на позитивные тенденции последних лет в России повсеместно ощущается острая нехватка гостиничных мест и как следствие высокая стоимость размещения.

Рынок средств размещения в столичных городах представлен сегментом высококлассных отелей. В региональных городах расположены в основном гостиницы 3*. Надо отметить, что, несмотря на принятую в 2011 г. Министерством спорта, туризма и молодежной политики Классификацию средств размещения[47], официальную сертификацию прошел лишь незначительный процент учреждений гостеприимства, и поэтому объективно оценить качественное состояние номерного фонда не представляется возможным (существует тенденция завышения классности гостиниц).

Отечественный рынок гостиничных услуг развивается в русле общемировых тенденций. Международные гостиничные сети расширяют свое присутствие в гостиничной индустрии России. В процентном соотношении присутствие компаний на российском рынке можно представить следующим образом: 28% — Carlson Rezidor Hotel Group, 17% — InterContinental Hotel Group, 15% — Marriott International, 14% — Accor Hotels, 4% — Sokos Hotels, 4% — Kempinski Hotels, 3% — Hilton Worldwide, 2% — Starwood Hotels & Resorts, 2% — Hyatt Corporation, 11% — другие операторы[48].[Ю1]

Помимо столичного рынка стали открываться отели и в таких крупных городах как Ростов-на-Дону, Пермь, Самара, Екатеринбург. В планах крупных зарубежных операторов (Hilton Worldwide, Marriot International, Rezidor Hotel Group) освоение рынка крупнейших региональных центров — Уфы, Краснодара, Иркутска, Красноярска, Казани, где планируется представить демократичные бренды (2–3*, 3–4*).

Российские гостиничные сети стали активно инвестировать в зарубежный гостиничный бизнес. Отечественная компания «Azimut Hotel Company» приобрела европейскую гостиничную сеть, которая принадлежала «Austrian Hotel Company». Сеть включает 21 отель сегмента 3–4*, который расположен в Германии, Австрии, Чехии. Общий гостиничный фонд составляет 1875 номеров. Планируется увеличение до 3200 номеров за счет строительства еще 8 гостиниц в Германии, Австрии, Болгарии. Сеть «Heliopark Group» расширяет свой гостиничный продукт и торговые марки. Выходя на отечественный рынок в начале 2000-х гг., компания специализировалась исключительно на гостиницах курортного и рекреационного направления в Подмосковье, Тверской области, Пскове, Сочи, Анапе. В последние годы компания выдвигается в сегмент городских отелей. Осваивает компания и зарубежный рынок. В 2006–2007 гг. было приобретено два отеля в Баден-Бадене[49]

Для российской индустрии гостеприимства, также как и за рубежом характерна тенденция внедрения инновационных технологий. Крупные компании, которые имеют солидные обороты и объемы продаж, автоматизируют рабочие процессы. На российских гостиничных предприятиях получили распространение такие программы как «Fidelio», «Lodging Touch», «Horse – 21». Это программы типичные для зарубежных гостиниц. Характерными только для России являются программные продукты «Синимекс: Гостиница», «Эи-Отель», «Ининг-Гостиница», «Эдельвейс».

На развитие рынка гостиничных услуг оказывают существенное влияние мероприятия местного и международного масштаба. В Новосибирске загрузка отелей может достигать 90–100% в пик выставочной деятельности («ПродСиб», «ТурСиб», «МедСиб»). В г. Владивостоке к проведению саммита АТЭС-2012 было приурочено строительство двух отелей гостиничной сети «Hyatt». Это первые в городе отели международной сети категории 5*. Серьезным стимулом для продвижения г. Казани как туристского центра была организация и проведение Универсиады–2013. В перспективе проведение чемпионата мира по водным видам спорта 2015 г., а также чемпионата мира по футболу (Казань входит в число 12 российских городов, где планируется проведение чемпионата). Принимающие города должны будут обеспечить для размещения порядка 7,7 тыс. номеров. Эти же города первыми пройдут процедуру классификации гостиничных предприятий, которую планируется с 2016 г. сделать обязательной. Активное развитие курортно-туристского комплекса Краснодарского края связано с Зимней Олимпиадой Сочи–2014. Краснодарский край привлекает внимание зарубежных инвесторов к развитию инфраструктуры индустрии туризма, так как предполагается, что в недалеком будущем Черноморское побережье станет развитым курортным центром мирового уровня.

Перспективным с точки зрения развития туризма и, в частности гостиничной сферы, является создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Такие зоны появились в Калининградской области — «Куршская коса», в Краснодарском крае, в Ставропольском крае — «Кавказские минеральные воды», в Алтайском крае — «Бирюзовая Катунь», в республике Алтай — «Алтайская долина», в Иркутской области, в республике Бурятия, в Приморском крае — на о. Русском.

Разработка и реализация целевых программ способствует созданию благоприятных условий для инвестиций в гостиничный сектор. Например, ожидается, что к 2017 г. номерной фонд Приморья достигнет 25 тыс. комнат за счет реализации государственной программы «Развитие туризма в Приморском крае на 2013–2017 гг.». Инвестиции, вкладываемые в развитие гостиничного сектора края, возрастут в три раза и составят более 7 млрд руб.[50].

Таким образом, можно отметить, что за последние годы на отечественном рынке гостиничных услуг произошли значительные изменения и стабилизация гостиничного дела. Активное развитие получили национальные гостиничные сети, которые заявили о своем присутствии и на зарубежном рынке. Однако большинство российских городов до сих пор испытывает недостаток средств размещения с доступными и комфортными условиями проживания.

 

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.