Рождение без насилия N46 (28 ноября 2000г.) — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Рождение без насилия N46 (28 ноября 2000г.)

2021-12-07 23
Рождение без насилия N46 (28 ноября 2000г.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сегодня мы завершаем публикацию глав из книги Льва Бурачевского "Гомо-Дельфинус. Мягкое рождение и водное развитие ребенка по методу И.Б. Чарковского" (М., "Кросна-Лекс", 1998 - 160 с.).

Тема: Гомо-Дельфинус. Часть 3 (последняя)

ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ

"Я всю жизнь купался. Делал заем у природы.
А наши крещенские купели - это неспроста.
Встряска клеткам. Полезнейшая штука."
(академик И.П. Павлов)

Издревле вода присутствует во многих народных обрядах и ритуалах. Не обходятся без нее ни при рождении человека (крещение), ни при его смерти (омовение). В целебных и закаливающих свойствах природы вода играет особую роль, особенно вода холодная или ледяная. Ее свойства с незапамятных времен были известны и широко использовались разными племенами и народами. В папирусах Древнего Египта, например, обнаружены указания на то, что следует систематически использовать охлаждающие водные процедуры в оздоровительных целях. Полагают, что египетская культура закаливания была перенесена в Древнюю Грецию, где ее распространял яркий пропагандист оздоровления людей с помощью холодной воды, великий философ и математик Пифагор Самосский. В священных индуистских книгах говорится, что омовения холодной водой дают десять преимуществ: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет лица и... внимание красивых женщин. Античные историки Геродот и Тацит, описывая быт скифов, указывают на то, что они купали детей в холодных водах рек.

Из известных врачей древности, широко использовавших водные процедуры для лечения и укрепления здоровья, следует назвать Гиппократа (ему принадлежит утверждение о том, что холодная вода возбуждает, а теплая расслабляет), а также Асклепиада и Авла Корнелия Цельса. Практиковавший в средние века в Баварии Себастьян Кнейп писал: "Сильные народы, племена, роды всегда были верными друзьями холодной воды."

На Руси испокон веков относились к воде очень уважительно. Многие историки, ученые и путешественники в разные времена отмечали пристрастие русских к ледяной воде. Купание в ней сочеталось обычно с баней. В "Повести временных лет", одном из самых значительных литературных произведений времен Киевской Руси, летописец Нестор описывает впечатления Святого Андрея о быте славян, живших в Новгородской земле: "Удивительное видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и разожгут их докрасна и разденутся, и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья гибкие, и бьют себя сами, и до того себя забивают, что едва слезут, едва живые, обольются водой студеною, и тогда только оживут. И творят так каждый день, никем не мучимые... и этим совершают омовение себе, а не мучение."

Немецкий ученый и путешественник Адам Олеарий, посетивший Москву в середине семнадцатого века, писал, что после парной русские любят валяться в снегу и обливаться холодной водой. Петр 1, как известно, тоже поощрял холодные купания. С ледяной водой дружил А.В. Суворов. Он даже зимой обязательно обливался холодной водой. В бане же он выдерживал ужасный жар на полке, после чего на него выливали ведер десять холодной воды, по два ведра сразу. В проруби купался И.А. Крылов. Ванны со льдом принимал А.С. Пушкин. Большими любителями купания в ледяной воде были адмирал С.О. Макаров, герой русско-турецкой войны генерал М.Д. Скобелев, писатель Н.Г. Чернышевский, художник И.Е. Репин.

Суровые климатические условия России заставляли людей искать адекватные формы и методы закаливания. Считалось совершенно необходимым закаливать детей с раннего детства. У северных кочевых народов издревле существовал обычай обтирать снегом новорожденных, а в дальнейшем - "купать" их в снегу, причем не только здоровых, но и больных. Так, например, тунгусы или якуты обливали новорожденного несколько раз в день ледяной водой и натирали снегом.

Обтирание снегом выглядело так: несмотря на мороз, мать, развернув меховую "пеленку-шкуру", быстро окунала малыша в снег, аккуратно обтирала все тело, а затем снова заворачивала ребенка в мех. Таким образом, тело и дыхательные пути с первых дней жизни приучались к холоду, и дети становились привычными к жизни в суровом северном климате. А более старшие дети выбегали без одежды на мороз, чтобы "узнать, какая сегодня погода". Эта веками выработанная традиция привела к тому, что дети северных народов практически не знали, что такое простудные заболевания.

Известно, что крещение младенцев по православному обряду совершается путем трехкратного погружения под воду с головой. Примечателен тот факт, что крещение в ледяной воде гораздо полезнее для детского организма, чем в теплой. Автор книги "Мать и дитя", изданной в 1893 году, В. Жук передает рассказ земского врача Евсеенко:

"Мне пришлось подметить, что дети, которых крестили в холодной воде, развиваются и растут лучше, чем крещенные в теплой купели. Как слабое, так и крепкое дитя, окрещенное зимою в воде прямо из колодца, развивается очень быстро и принимает особо приятный и бодрый вид... Быстрое погружение в холодную воду усиливает все процессы обмена, поднимает упавшее питание и кроветворение, исправляет еще не установившееся движение соков, кожа краснеет и приятна на вид.

Совсем иначе действует крещение в теплой воде... Теплая вода, не дав никакого толчка ни коже, ни сосудистой системе, испаряется, охлаждает тело; несчастный ребенок мерзнет, дрожит, бледнеет."

Вкратце опишем физиологический механизм воздействия холодной воды на организм человека.

Действуя на рецепторы кожи, холодная вода вызывает мощный поток нервных импульсов в спинной мозг и центральную нервную систему. Это вызывает ответную комплексную нейрогуморальную реакцию, способствующую выработке и перераспределению энергии. Активизируются биохимические процессы, ускоряется углеводный обмен, железы внутренней секреции выделяют в кровь тонизирующие гормоны. Изменяются работа больших и малых кровеносных сосудов и движение по ним крови. Нервные центры заряжаются, тонизируются. Мобилизуются резервные возможности, повышается работоспособность организма. Это - выход на более высокий уровень энергетики и жизнедеятельности в целом.

Среди представителей педиатрии и возрастной физиологии появляется все больше сторонников закаливания детей грудного возраста. Свое мнение на этот счет высказывает доктор медицинских наук, профессор И.А. Аршавский: "В научной лаборатории, которой я руководил на протяжении многих лет, исследовалось, в частности, влияние низких температур на здоровье детей. Если новорожденного младенца погрузить в холодную воду, то у него резко повысится мышечный тонус и двигательная активность. После такой процедуры у малыша значительно активизируется сосательный рефлекс, что позволяет ему получить от матери необходимое количество молока. Если погружение в воду делать перед каждым кормлением, то ребенок будет расти удивительно здоровым и крепким. При таком образе жизни малыши, появляющиеся на свет физиологически зрелыми, редко болеют, а младенцы, родившиеся ослабленными, быстро догоняют в развитии своих ровесников."

Физики, изучающие свойства воды, утверждают, что ледяная и талая вода (так называемая структурированная, то есть имеющая наиболее сложные структурные связи) обладает повышенной физиологической активностью, улучшает процессы жизнедеятельности организма, стимулирует резервные силы. При окунаний ребенка в холодную воду тело его сжимается, сосуды сдавливаются, кровь из них уходит к сердцу, легким, головному мозгу и так много сотен и тысяч раз. Это - мышечный насос, как бы второе сердце.

Следует сразу же сказать, что купать новорожденных и грудных детей целесообразнее всего в прохладной воде. В холодную, тем более, ледяную воду их можно окунать лишь на 1-2 секунды и тут же, вынув из воды, разогревать с помощью активных движений руками и ногами. Кстати, если разогревать, растирая докрасна полотенцем, это во многом снимет эффект купания в прохладной воде.

Приучение малышей к холоду можно условно разделить на три этапа: начальное освоение - привыкание - полная адаптация. Приучение предусматривает использование естественных факторов природы: грунта (хождение босиком по полу, земле, льду, снегу); воды (обтирание мокрым полотенцем, прохладный, контрастный, а затем и холодный душ, купание в прохладной воде, обливание холодной водой, окунание в холодную, а в дальнейшем в ледяную воду, обтирание снегом); воздуха (частое проветривание помещения, облегченная одежда во время прогулок, сон на свежем воздухе в любое время года).

Температурный режим при водном закаливании имеет свои ориентировочные пределы. Вода прохладная, холодная и ледяная располагаются каждая в своем диапазоне: первая - от 26 градусов (на 10 градусов ниже температуры тела) до 20 градусов, далее соответственно - от 20 до 10 градусов и затем - от 10 до 3 градусов.

Закаливание новорожденных и грудных младенцев должно быть доступным (посильным, переносимым); систематичным (постоянным, ежедневным); последовательным (с постепенным увеличением времени пребывания в воде); а также основанным на учете индивидуальных особенностей ребенка (приученность, адаптированность к холоду, подкожный жировой слой, активность в воде, самочувствие, настроение и т.п.).

Не следует форсировать процесс закаливания, сразу подвергать нетренированного малыша длительному охлаждению. Нельзя допускать переохлаждения. Первые купания в воде кратковременны, по несколько секунд. Это обливание из тазика или прохладного душа, окунание с головой. Со временем малыш привыкнет к холодовому воздействию, и окунание в прорубь или обтирание снегом будет доставлять ему удовольствие.

Важно все время следить за состоянием ребенка, учитывать внешние признаки адаптации к холоду, в частности, к холодной воде. Если тело малыша посинело, он скован, дрожит, сеанс закаливания надо тотчас же прекратить, а еще лучше не доводить закаливание до таких эксцессов. При купании в прохладной воде тело малыша должно быть розовым, а сам он - подвижным, активным, полным энергии.

Если ребенок сам еще плохо держится на воде, двигательную активность ему обеспечивают взрослые. Лучше всего, если сами родители находятся с малышом в воде. Они по себе смогут оценить степень его усталости и, в зависимости от этого, сократить или увеличить время, отведенное на водное занятие. А малыш, глядя на папу или маму, будет повторять их движения в воде (вспомните о подражательном рефлексе, хорошо развитом у детей), учиться нырять и плавать, не испытывая страха при погружении в воду.

При купании в прохладной воде малыш подвижен, активен, у него увеличивается выработка тепла и он может долго в ней заниматься, не ощущая холода.

Перед купанием в прохладной воде всегда нужно хорошо разогреть малыша: проделать комплекс упражнений, растереть его тело руками - тогда он не будет быстро мерзнуть. После такого занятия нужно также разогреть его активными движениями.

Еще раз напомним, что купание в теплой воде делает ребенка изнеженным, часто настолько, что он теряет способность противостоять охлаждению тела и даже небольшому изменению температуры внешней среды: сразу провоцируются насморк, ангина и т.п. Если же родители все-таки купают ребенка в теплой воде, то водную процедуру надо заканчивать обливанием водой холодной. Вначале можно облить только стопы или ручки малыша, а вслед за этим из ведра или кувшина, сразу же, одним потоком, обливается все тело. Лучше всего обливать с макушки - там происходит прилив энергии через энергетический центр в коре мозга.

Тренирующий эффект приучения к холоду, в особенности, к холодной воде, имеет следующие результаты: закаленный малыш легче преодолевает любые болезненные состояния и меньше болеет не только респираторными, но и инфекционными болезнями - у него в целом выше иммунно-биологическая сопротивляемость атаке любых инфекций и активнее борьба с ними.

При систематическом закаливании с первых дней жизни даже купание в проруби "моржей-младенцев" выглядит вполне обычной и естественной процедурой.

Вот как описывает М. Дмитрук в книге "Как дожить до третьего тысячелетия" моржевание с пеленок:

"Из помещения на мороз выбежали необычные спортсмены: взрослые и дети в плавках и купальниках, словно летом на пляже, а младенцы - голышом, как будто родители несли их в баню. С веселым смехом все приблизились к широкой проруби, оставляя на снегу следы босых ног... Коля выполняет в руках взрослого сложные акробатические упражнения - сальто, подкрутки. И при этом блаженно улыбается. На морозе тело малыша в движении разогрелось, кожа стала розовой, на щеках яркий румянец. Теперь ему не страшна ледяная вода..."


РОЖДЕНИЕ И ЗДОРОВЬЕ
НЕКОТОРЫЕ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОДНОЙ ТЕРАПИИ НОВОРОЖДЕННЫХ И ГРУДНЫХ МЛАДЕНЦЕВ

На пути водного воспитания детей и его широкого внедрения в повседневную практику стоит, по мнению профессора П.А. Коржуева, сложность преодоления устоявшихся пережитков и минимальная информированность медицинских кадров. Даже те гинекологи и педиатры, которые представляют себе, насколько важно обеспечить новорожденным и грудным детям свободу движении, выступают против раннего приобщения их (а заодно - и беременных женщин) к водной среде. Они отказываются от использования возможностей водной терапии, если даже понимают, что в воде ребенок (тем более больной), снизив энергозатраты, может более рационально использовать свои энергетические ресурсы. К тому же, вода снимает шок, восстанавливает пострадавшие клетки, способствует быстрому рассасыванию гематом.

Видимо, человек был когда-то водным существом - вспомним о зачатках жабр у эмбриона. Но он не мог выдержать конкуренции с многочисленными водными хищниками и был вытеснен на сушу. Древняя (филогенетическая) память, вероятно, сохранила отчуждение и страх перед водой, антипатию к ней, как к среде чуждой и враждебной. Бояться воды - это вывод, которое сделало человечество в ходе эволюции. Впрочем, как и другие наземные животные, вышедшие когда-то из воды.

Врожденный, эволюционно выстроенный инстинкт водобоязни подавляет не только двигательную активность, но и логическое мышление, воображение, творческую деятельность. При всей перспективности метода водной терапии (тонизирующий и закаливающий эффект холодной воды, гипоксические нагрузки, ритмические погружения под воду, а все это - тренировка сосудов и водный ребефинг), большинство медиков боится воды так же, как ее боятся кошка или курица, поскольку и те, и другие одержимы водобоязнью. Водобоязнь у животных легче преодолима, чем у медиков с наработанными стереотипами.

Можно вспомнить, что влажная среда использовалась еще в тридцатых годах в отечественной педиатрии (метод Легенченко-Соколова) в лечебных целях. Для поддержания физиологических функций ослабленного ребенка сразу после рождения погружали на некоторое время в теплый раствор, что заметно повышало процент выживаемости. Известно также, что кочевники держали и перевозили больного или недоношенного младенца в бурдюке с кислым молоком. А Суворова выходили в раннем детстве, держа подолгу в жидком тесте.

Повышенная двигательная активность, а тем более, плавание и ныряние - спасительное средство при самых различных заболеваниях.

Работа скелетных мышц во многом определяет особенности энергетики и действие физиологических систем в организме ребенка.

Всегда мобильный и заряженный на большой расход энергии, малыш никогда не растрачивает ее полностью - идет быстрое восстановление, порой даже с избытком (феномен суперкомпенсации). Для малышей быть весь день в движении так же естественно, как птице летать, а рыбе плавать. Это для них не нагрузка, а физиологическая норма. Мышечная деятельность активизирует обменные процессы и стимулирует накопление массы тела, рост и развитие ребенка.

Когда ребенка даже при легком заболевании по традиции сразу же укладывают в постель, обездвиживают и дают таблетку, выключающую защитную борьбу организма, это резко понижает энергоресурсы, столь необходимые для преодоления болезни. Нетрадиционный подход оказывается более перспективным.

Систему ритмичного погружения в воду (причем в прохладную, иногда даже в холодную) плавание и ныряние с длительной задержкой дыхания "прошли" безнадежно больные дети, то есть те, которым по мнению медиков ничто уже не могло помочь. Может быть, это и есть та самая "живая вода", упоминаемая в сказках и легендах? Раскроем суть метода.

Холодная вода, воздействуя на рецепторы кожи, приводит как бы к "встряске" клеток (по выражению академика Павлова), чрезвычайно тонизирует, заряжает энергетически, действует как закаливающий фактор, повышает сопротивляемость организма действию инфекций, вирусов и т.п. Не случайно холодная вода издревле использовалась повитухами для оживления ребенка.

Ритмичные погружения под воду вызывают сокращение периферических кровеносных сосудов. Включаются механизмы сосудистой гемодинамики. Больной ребенок получает как бы дополнительное сердце. Усиленный кровоток помогает на клеточном уровне очищать органы и ткани от накопившихся продуктов распада питательных веществ, химикалий, токсинов и лекарств, тоже часто засоряющих организм.

Длительные, многоразовые погружения под воду вводят дитя в гипоксическое состояние, которое, по мнению К.П. Бутейко, оказывает лечебное воздействие при целом ряде заболеваний, обусловленных дефицитом углекислоты в организме. Задержка дыхания при плавании и нырянии весьма эффективна, например, при лечении аллергий, заболеваний сердца, щитовидной железы, бронхиальной астмы, сахарного диабета.

Важен и психологический аспект. Когда ребенок ритмично погружается под воду, ныряет, у него происходит очень глубокая проработка стрессовых ситуаций. Плавая и ныряя, он прорабатывает, как бы снимает те или иные трудности развития, а заодно и сложные проблемы родителей, как бы врачует свои и их недуги. Таким образом можно избавляться от очень многих заболеваний.

В целом плавание и ныряние с задержкой дыхания помогает выздоравливать даже таким детям, которые находились на грани смерти. Рассасываются опухоли, восстанавливаются, то есть доформировываются суставы, снимается внутричерепное давление, очищается кровь.

Очень важны упражнения, направленные на скручивание позвоночника по его оси в правую и левую стороны. Это хорошо развивает мышцы, связки, суставы. Помимо того, при скручивании вдоль продольной оси тела происходит массаж внутренних органов. При этом быстро очищается кишечник и мочевой пузырь, что важно для выведения шлаков из организма и профилактики развития инфекций. В работу активно включены не только печень и почки, но и надпочечники, которые ведают гормональными ресурсами организма.

И еще очень важный аспект. Многократное погружение в прохладную (иногда холодную) воду с достаточно длительной задержкой дыхания заставляет больного ребенка производить определенную работу, порой на пределе своих возможностей. Он приучается тем самым бороться, преодолевать огромные трудности. При такой предельной работе мобилизуются скрытые резервы, происходит чрезвычайная мобилизация сил. Казалось бы, безнадежно больной ребенок начинает перебарывать свой недуг, то есть научается выживанию. С таким нетрадиционным методом врачевания ни в какое сравнение не идет обездвиживание тяжело больного дитя, которое приводит к угасанию и так уж небольших запасов энергии и утрате защитных механизмов. Таковы новые пути лечения больных детей с помощью водной терапии.

Система Чарковского подарена тем детям, которые сами еще не умеют изменять ритм дыхания и им помогает инструктор или обученные, тонко чувствующие малыша родители.

Послесловие К.П.:

Недавно мы получили несколько писем от одного из наших читателей по поводу наших советов использовать холодную воду для закаливания детей, беременных женщин и всех остальных. Содержание этих писем было настолько неожиданным, что мне захотелось поделиться полученной информацией с остальными читателями. (Сохраняю стилистику и орфографию автора письма.)

"ну как можно давать такие советы?

после сауны в холодную воду или окунаться в бассейн... а рак кости и полное поражение на уровне функциональных взаимосвязей органов не хотите? у меня друг, которого я не видел пару лет, умер от этого, и потом приезжали раковые больные именно после этих погружений в озеро после сауны... ехали, кстати, из Карелии, где финская сауа - жизненная необходимость...
во-веки не было того, чтоб раньше народ банный окунался в воду - никогда не было, но выскакивали на снег и качались в снегу, причем, не допуская переохлаждения...
снег и вода - это далеко не одно и то же.. снег - сильная иммунная система, вода - мгновенное переохлаждение, чего всегда боялись на Руси и остерегались этого...

чукчи своих деток, после рождения не в воду опускали, но в снег бросали, добиваясь запуска имунного механизма... знали, что вода - смерть... цыгане - в воду... механизм запускался, но жили недолго, - врожденный ревматизм добивал быстро...

я видел и сегодня вижу максималистов, которые, после горячих родоновых ванн (теперь уже), погружаются в холодный бассейн, а после этого, - ни слов не могут слышать, ни на свет смотреть... все раздражает, - полное поражение ЦНС... и это уже восстановить невозможно...

за каждое слово и совет - доктор несет ответственность...

кстати, приходили и моржи и ивановцы, - картина печальная - переохлаждение в бассейне после активного разогревания, - физ-упражнения и прочее... или контрастные души - воспалительные процессы коры головного мозга, ведущие к рассеянному склерозу, и опять рак...

римляне скалы рушили разогревом камней и потом обливали их холодной водой или уксусом...

а люди, крепче ли камней? результат тот же, только не так скоро, но во времени все равно финал один, - разрушение моно структур..."

К.П.: Мы попытались возразить автору письма и привели несколько аргументов в пользу нашего метода, однако он ответил, что "закаливание имеет совершенно иной механизм, и ничего общего ни с ивановскими методами, ни с парилками и бассейнами не имеет..." Нам было очень интересно узнать, что же такое закаливание НА САМОМ ДЕЛЕ, поэтому мы попросили автора письма рассказать нам, что он имеет в виду (и даже пригласили его для этого в нашу баню;-)), но цитировать полученный ответ мне уже не хочется - это был просто гневный выкрик в нашу сторону.

Поэтому мы хотим обратиться к нашим читателям с вопросом: знает ли кто-нибудь из вас ДРУГИЕ методы закаливания, без использования бани и воды? Будем очень благодарны всем, кто выскажется на эту тему, и постараемся опубликовать в рассылке интересные письма.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.