Особенности психофизического развития ребенка с РАС. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности психофизического развития ребенка с РАС.

2021-12-07 34
Особенности психофизического развития ребенка с РАС. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка.

1.1.1.Цели и задачи реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования.

1.1.2 Принципы и подходы к реализации Программы.

1.2. Целевые ориентиры освоения ребенком ИАОП.

1.3. Особенности образовательного процесса

1.4. Особенности психофизического развития ребенка с ОВЗ (РАС).

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Содержание Программы с ребенком РАС

2.2. Содержание коррекционной работы специалистов.

2.3. Планирование работы с ребенком.

2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьей.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Организация жизнедеятельности воспитанников.

3.2. Модель взаимодействия специалистов и педагогов в реализации Программы.

3.3. Материально – техническое обеспечение программы

3.4. Кадровое обеспечение программы.

3.5. Программно-методическое обеспечение коррекционной работы.

 

ГЛОССАРИЙ

ДОУ – дошкольное образовательное учреждение;

ФГОС ДО – Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;

ИАОП – индивидуальная адаптированная образовательная программа;

ОВЗ – ограниченные возможности здоровья;

РАС – расстройства аутистического спектра

РДА – ранний детский аутизм

 

Целевой раздел.

Пояснительная записка.

На современном этапе в условиях внедрения ФГОС ДО концепция интегрированного обучения и воспитания является одним из ведущих направлений в развитии специального образования в нашей стране. Равномерному включению развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) личности во все возможные и необходимые сферы жизни социума, ее достойный социальный статус и самореализацию в обществе является оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья на всех возрастных этапах их индивидуального развития. Организация процесса воспитания и обучения должна предусматривать реализацию индивидуальной адаптированной программы для каждого ребенка с ОВЗ. Индивидуальная адаптированная программа для ребенка с расстройствами аутистического спектра (далее – Программа ) разработана на основании нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование системы дошкольного и коррекционного образования в Российской Федерации:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

- Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»

- Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.3049-13).

- Основная общеобразовательная программа МБДОУ д/с № 14 от 31.08. 2017г.

 - Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выданная 22.12.2017 г.

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с расстройствами аутистического спектра (далее РАС) – это программа, которая учитывает особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Адаптированная образовательная программа для детей с РАС -  дополняется индивидуальным образовательным маршрутом, самостоятельно разработанной и утвержденной МБДОУ д/с № 14, осуществляющему образовательную деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Образовательная программа направлена:

- на создание условий развития ребенка - инвалида, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации.

При организации образовательного процесса учтены принципы интеграции образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанника.

Содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка - инвалида, определяется целями и задачами Программы и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):

- для ребенка дошкольного возраста - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание, конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, игры на детских музыкальных инструментах).

Цели и задачи программы.

Современный этап развития образования характеризуется повышенным вниманием к проблеме адаптации в социуме детей с ограниченными возможностями здоровья. Политика государства:

- обеспечение каждого ребенка равными стартовыми возможностями;

- создание условий для каждого участвовать в полном объеме в жизни социума;

- получение полноценного и эффективного образования для каждого.

Цель работы ДОУ: Создание условий для специальной коррекционно-образовательной среды, обеспечивающей равные возможности получения образования в пределах образовательных стандартов, оздоровление, воспитание, обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель: осуществление коррекции недостатков в психическом развитии ребенка - инвалида с РАС.

Задачи, которые ставит перед собой учреждение:

- выявить особые образовательные потребности ребенка с ОВЗ;

-осуществлять индивидуальную психолого-медико-педагогическую помощь;

- способствовать усвоению образовательной программы дошкольного образования;

-обеспечить позитивные сдвиги в психофизическом развитии ребенка, его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей, стимуляцию интеллектуального развития и личностного саморазвития;

- оказать методическую и психологическую помощь родителям.

Задачи воспитательно – образовательной работы:

1. Воспитывать интерес к окружающему миру, потребность в общении,

расширять круг увлечений;

2. Развивать и обогащать эмоциональный опыт ребенка;

3. Формировать социально-бытовые умения и навыки самообслуживания

4. Формировать коммуникативные умения и сенсорное развитие;

5. Повышать двигательную активность ребенка;

6. Стимулировать звуковую и речевую активность

7. Оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным

представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по

медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

8. Первичная диагностика.

Основными задачами коррекционно-педагогической работы в дошкольном возрасте являются:

-преодоление негативизма при общении и установлении контакта с ребенком с РАС; развитие познавательной активности;

 -смягчение характерного для детей с РАС сенсорного и эмоционального дискомфорта;

 -повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;

 -преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

Специальные условия обучения (воспитания)

Необходимым условием реализации этих задач является комплексный подход к диагностике, развитию и коррекции нарушенных функций, который обеспечивается тесной взаимосвязью коррекционных и психолого-педагогических мероприятий. Осуществление общеразвивающих задач неразрывно связано с решением коррекционных задач. При комплексном обследовании проверяется и уточняется уровень знаний, умений и навыков по всем видам детской деятельности, выявляются основные трудности в овладении ими, определяются коррекционные мероприятия по преодолению имеющихся затруднений. Развитие познавательной деятельности детей осуществляет учитель-дефектолог. Воспитатель формирует навыки самообслуживания в процессе выполнения режимных моментов, организует деятельность детей вне образовательной, прогулки. Развитие речи и коррекцию дизартрических расстройств осуществляет учитель-логопед. Педагог-психолог корригирует нарушения личностного развития, работая непосредственно с детьми и их окружением: семьей. Развитием функциональных возможностей рук занимаются и учитель-логопед, и воспитатели. Следует сочетать индивидуальные, подгрупповые и фронтальные формы работы (учителя-логопеда), в рамках которых необходим гибкий подход к оценке усвоения материала. Психологическая помощь включает оценку уровня интеллекта, личностного развития и общих способностей; консультирование по личностным, эмоциональным проблемам и психотерапию; диагностику нарушений способности к обучению; консультирование родителей.

Особые образовательные потребности ребенка с РАС

Детей с ранним детским аутизмом отличает снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию. Для таких детей типичны трудности установления глазного контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, интонацией. Обычны сложности в выражении ребенком своих эмоциональных состояний и понимании им состояния других людей, связи происходящих событий, в построении целостной картины мира, присутствует фрагментарность в восприятии и понимании происходящего. Характерна стереотипность в поведении, связанная со стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизни, сопротивление малейшим изменениям в обстановке, страх перед ними, поглощённость однообразными - стереотипными действиями. Игра аутичного ребенка сводится обычно к манипуляциям с предметами, чаще всего отсутствуют даже зачатки сюжетной игры. Такие дети плохо могут организовать себя, у них слабо развита функция регуляции и контроля поведения, при повышении активности они легко срываются в генерализованное возбуждение. Характерна так же особая задержка и нарушение развития речи, особенно её коммуникативной функции. Общими для них являются проблемы эмоционально-волевой сферы и трудности в общении, которые определяют их потребность в сохранении постоянства в окружающем мире и стереотипность собственного поведения. У детей с РАС ограничены когнитивные возможности, и, прежде всего, это трудности переключения с одного действия на другое, за которыми стоит инертность нервных процессов, проявляющаяся в двигательной, речевой, интеллектуальной сферах. Наиболее трудно преодолевается инертность в мыслительной сфере, что необходимо учитывать при организации образовательной деятельности детей с РАС. Для детей с РАС важна длительность и постоянство контактов с педагогом и тьютором. Вследствие особенностей восприятия, обучение в среде нормативно развивающихся сверстников не является простым и легким процессом для аутичного ребенка. Аутичному ребенку, у которого часто наблюдаются отставание в развитии речи, низкая социальная мотивация, а также гипер- или гипочувствительность к отдельным раздражителям, сложно установить контакт со сверстниками без помощи взрослого, поэтому сопровождение его тьютором может стать основным, если не самым необходимым компонентом, который приведет к успеху в процессе социализации.

Основные направления коррекционно-педагогической работы

Основной целью коррекционной работы является оказание ребенку - инвалиду медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Важное условие комплексного воздействия - согласованность действий специалистов различного профиля: учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, воспитателя. Необходима их общая позиция при обследовании, психолого-педагогической и логопедической коррекции. Коррекционно-педагогическая работа организуется в рамках ведущей деятельности - игровой деятельности. Необходимо гибкое сочетание различных видов и форм коррекционно-педагогической работы (индивидуальных, подгрупповых и фронтальных).

Принципы Программы.

1.Построение коррекционно-образовательной работы на основе тщательного изучения сохраненных и измененных функций организма.

2. Дифференцированный подход - учет возможностей ребенка.

3. Индивидуальный подход к ребенку.

4. Системный подход.

5.Комплексное медико-педагогическое воздействие подразумевает проведение психологических и медицинских мероприятий, направленных на восстановление и развитие разрушенных функций организма. Медицинское воздействие подразумевает медикаментозное и физиотерапевтическое лечение.

6. Соблюдение охранительного режима. Ребенок должен находиться в той позе, которая в наибольшей степени способствует мышечному расслаблению

7. Развивающее обучение - связано с необходимостью не только преодоления отставания и нормализации развития, но и его обогащения, то есть амплификации развития; определение индивидуальных возможностей ребенка.

8. Учет ведущего вида деятельности.

9. Вариативность - предоставление ребенку возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия;

10. Междисциплинарный подход (совместная работа воспитателя, учителя – логопеда, учителя – дефектолога, педагога – психолога, старшего воспитателя).

 

Принципы, на которых строиться работа с детьми с ОВЗ:

- каждый ребенок дорог и ценен, независимо от его способностей и достижений;

- каждый ребенок имеет право на образование, общение;

- процесс воспитания и обучения может осуществляться в контексте реальных взаимоотношений;

- социум усиливает возможности, способности ребенка.

 

1.2. Целевые ориентиры освоения ребенком – инвалидом с РАС индивидуальной адаптированной образовательной программы.

Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров – характеристик возможных достижений ребенка, которые зависят от ряда факторов, в том числе: от характера, структуры и степени выраженности первичных нарушений; от наличия и степени выраженности вторичных нарушений: психофизических свойств ребенка с аутизмом.

Целевые ориентиры дошкольного образования для ребёнка с аутизмом

НАПРАВЛЕНИЯ

Коммуникативно – речевое Познавательное
Сформирована способность зрительного контакта во время общения. Способен к подражанию движений и звуков. Выполняет простую артикуляцион­ную гимнастику с помощью взрослого: улыбается, вытягивает губы трубочкой. Подражает разным звукам и шумам, вызванным простыми движениями рук и губ взрослого, имитирует забавные звуков (буль-булъ, хлоп-хлоп). Повторяет действий взрослого со звуками и предметами во время занятий и игр. Понимает речевые инструкции (задания, требо­вания) и выполняет их. Действует без предметов (сожми-разожми кулак) и с предметами { сжать-разжать губку или резиновый мяч). Действует с прищепками (закреп­ление прищепок на краях картонной коробки), укрепление мышц пальцев рук, закрепление «цангового» захвата, когда ре­бенок держит предмет с помощью большого и указательного пальцев. Понимает свое имя и соотносит с самим собой; называет свое имя. Выражает свои действия и жела­ния одним словом: «дай», «привет», «пока» и др. и соответствующим жестам. Соотносит предметы с их изображением на картинках (предметы, часто используемые ребенком в быту). Звукоподражает. Отвечает на короткие вопросы взрослого по поводу знакомых бытовых ситуаций и предметов одним словом («Это суп? — Да», «Это ложка? — Нет»). Формирование элементарных математических представлений: различает понятия «один-много», выделяет один и много предметов из группы предметов; различает 2 предмета разного размера - «большой - маленький»; выделяет большой или маленький предмет из группы контрастных по размеру предметов; различает две различные геометрические формы. Ознакомление с окружающим миром: имеет первичные представления о себе (узнает и показывает себя в зеркале), близких людей (узнает и показывает мать, отец), узнает и показывает 2-3 игрушки (мяч, кукла, пирамидка, машинка или др.), узнает и показывает кошку, собаку; Формирование сенсорного опыта: реагирует на стимуляцию тактильных ощущений посредством чередования касаний твердой-мягкой, сухой-влажной, теплой-холодной поверхностями; выполняет скоординированные действия с предметами (ставит кубик на кубик, нанизывает кольца на пирамидку и т.п.); выделяет отдельный предмет среди других по просьбе взрослого; соотносит знакомый объемный предмет с его плоским изображением; находит и приносит заданный хорошо знакомый предмет; знает и узнает среди других красный и желтый цвета; рисует круги; выполняет двойную просьбу.

ЧАСТИЧНО к семи годам в соответствии с ФГОС ДО:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам;

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

 - у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу ограниченности здоровья, различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.

Содержательный раздел.

Содержание Программы.

Индивидуальная АОП включает 3 блока:

Диагностический блок (комплексная расширенная диагностика актуального развития ребенка, сбор анамнеза, диагностика внутрисемейных отношений, заполнение индивидуальной карты развития ребенка) проводится всеми специалистами ДОУ Мониторинг динамики развития ребенка проводится 2 раза в год- осенью и весной.

 Познавательный блок строится на основе комплексно-тематического планирования, согласно возрасту и содержанию ООП МБДОУ д/с № 14 и ИАОП Области общеобразовательной программы реализуются так: «Социально-личностное развитие», «Познавательно развитие», «Речевое развитие» - реализуют педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатели; «Художественно-эстетическое развитие» реализуют музыкальный руководитель, воспитатели, «Физическое развитие» реализуют воспитатели.

Коррекционно-педагогический блок строится на основе комплексно-тематического планирования. Области общеобразовательной программы реализуются так: «Социально-личностное развитие», «Познавательно развитие», «Речевое развитие» - реализуют педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатели; «Художественно-эстетическое развитие» реализуют музыкальный руководитель, воспитатели; «Физическое развитие» воспитатели.

Диагностический блок. Цель: Выявить уровень развития психических функций, способности к усвоению нового. Задачи: Определить, какие функции развиваются успешно, какие отстают в развитии. Результаты диагностики отображаются в педагогической документации - индивидуальной карте психического развития.

Познавательный блок.

• Развитие игровой деятельности

• Развитие речи, общения со сверстниками, формирования связной речи, пополнение активного и пассивного словаря

• Развитие мышления, памяти, внимания

• Развитие пространственных и временных представлений

• Развитие мелкой и крупной моторики

• Формирование элементарных математических представлений

Коррекционный блок.

• Развитие познавательной деятельности осуществляет учитель-дефектолог

• Развитие речи осуществляет учитель-логопед

• Педагог-психолог корригирует нарушения личностного развития, работая непосредственно с детьми и их окружением

• Воспитатель формирует навыки самообслуживания в ходе режимных моментов, организует деятельность на занятиях, вне занятий, на прогулках.

 

Для К.Д. разработан индивидуальный образовательный маршрут

Индивидуальный образовательный маршрут – это институциональный документ, регламентирующий и определяющий содержание коррекционно- развивающей деятельности с ребенком, имеющим проблемы в психическом и физическом развитии и семьей, воспитывающей такого ребенка.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется с учетом индивидуальных особенностей личности дошкольника (состояние здоровья, уровень физического развития, особенности развития психических процессов, интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности, уровень усвоения программы)

Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющими ограниченные возможности здоровья и семьями, в которой он воспитывается.

Проектируется индивидуальный образовательный маршрут специалистами ДОУ и МБУ «Центра психолого – педагогической, медицинской и социальной помощи» на основании заключения психолого - медико - педагогической комиссии, на основании представлений всех специалистов (педагогическое, логопедическое, психологическое). Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут - это интегрированная модель психолого - медико - педагогического пространства, организация наиболее оптимальных для ребенка условий образования с целью развития его потенциала и коррекции недостатков в физическом и психическом развитии.

 

Компоненты индивидуального образовательного маршрута.

Целевой: цель - осуществление коррекции недостатков в физическом и психическом развитии ребенка - инвалида с РАС.

Информационный:   содержит информацию о ребенке и его семье:

К.Д.А., 15.09.2011г.р.

Мама – К. Т. М., средне-специальное образование.

Папа – К. А. П., среднее.

Дата постановки на учет: 20.10.2016г.

Причина постановки на учет.

Коррекционно - развивающий строится с учетом возрастных, индивидуальных возможностей ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, на основе заключения врача, у кого ребенок стоит на учете. Занесение такой информации обязательно, так как уровень актуального развития ребенка обусловлен наличием медицинских диагнозов.

Содержательный: рабочие программы коррекционно-развивающего образования специалистов: воспитатель, педагог - психолог, учитель - логопед, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель.

Технологический: содержание деятельности.

Содержание деятельности прописывается с учетом ведущих видов деятельности ребенка дошкольного возраста.

Диагностическо - результативный: отражает формы контроля и учета достижения ребенка. Специалисты также ведут лист динамического наблюдения.

 

Карта индивидуального образовательного маршрута

С 1.09.2017 г - до 31.08.2018 г.

ФИО ребенка: К. Д. А.

дата рождения – 15.09.2011г.

возрастная группа – подготовительная к школе группа.

Характеристика семьи:

Состав семьи: семья из 4 человек.

Тип семьи: благополучная

Характер взаимоотношений родителей с ребенком: Ребенок является центром семьи, Большинство его желаний удовлетворяются. Ребенок ограждается от любых трудностей. К нему не предъявляется никаких требований. Он живет в основном своими интересами и потребностям. Родители заинтересованы в развитии и воспитании ребенка. Выполняют все рекомендации педагогов.

Основной метод диагностики - педагогическое наблюдение.

Общие сведения о ребенке:

группа здоровья – пятая группа здоровья

заболеваемость - Вес(кг) и рост (см) ребенка соответствуют возрасту. Сведения о хронических заболеваниях отсутствуют (если есть, указать, какие). Детский сад по причине болезни пропускает редко. Энурезом и энкопрезом не страдает.

особенности внешнего вида (осанка, жесты, мимика) - Внешний вид ребенка опрятный, ухоженный. Походка ровная, спокойная,  по группе передвигается в основном шагом.

аппетит – в еде избирателен, ест сухарики, хлеб, пьет воду; в приеме пищи в детском саду отказывается.

характеристика сна - Дневной сон кратковременный (20-30минут), процесс засыпания длительный, но самостоятельный. Процесс пробуждения быстрый.

особенности адаптации ребенка в группе - период адаптации прошел благополучно: не болел, быстро привык к детям и взрослым.

 

Перечень ограничений основных категорий жизнедеятельности Степень ограничений (1, 2, 3)
Способности к самообслуживанию Вторая
Способности к передвижению Не установлено
Способности к ориентировке Вторая
Способности к общению Вторая
Способности к обучению Вторая
Способности к трудовой деятельности Не установлено
Способности к контролю за своим поведением Вторая

 

Структура индивидуального образовательного маршрута на 2017 – 2018 уч.г.

Психолого – педагогическая помощь

Наименование мероприятия

Исполнитель

Дата исполнения Количество в неделю
Индивидуальные занятия с учителем - логопедом

Захарова Людмила Алексеевна

Еженедельно: понедельник, 1 раз
Консультирование учителем - логопедом

Захарова Людмила Алексеевна

  По мере необходимости
Коррекционная работа с воспитателем в ходе образовательного процесса с использование методов и приемов, отвечающих особым образовательным потребностям обучающихся

 Педагоги ДОУ - Кирьянова Светлана Владимировна;

Зарина Елена Михайловна

  Ежедневно
Индивидуальные занятия с педагогом - психологом

Психолог центра

Еженедельно: Среда, пятница 2 раза в неделю
Индивидуальные занятия с учителем-дефектологом

Дефектолог центра

Еженедельно: Среда, пятница 2 раза в неделю

Условия по организации обучения

Обучение по ООП и ИАОП.

МБДОУ  д/с № 14 с 1.09 2017 г по 31.08.2018 Ежедневно

Использование дидактических материалов и средств наглядности,

отвечающих особым образовательным потребностям обучающихся

  Не нуждается    

Обеспечение ТСО (включая компьютерный инструментарий) с учетом особых образовательных потребностей обучающихся

Не нуждается    

Создание условия для выполнения назначений врача – специалиста

Не нуждается    

Условия для беспрепятственного доступа обучающегося в ДОУ

Не нуждается    

Физкультурные занятия

Групповые, индивидуальные    

Оздоровительные мероприятия

Воспитатели ДОУ – Кирьянова Светлана Владимировна; Зарина Елена Михайловна   Ежедневно

Социальная реабилитация

Социально – средовая реабилитация

Воспитатели ДОУ   Ежедневно

Социально – психологическая реабилитация

Педагог - психолог   2 раза в неделю

Социокультурная реабилитация

Воспитатели и муз.руководитель ДОУ   Ежедневно

Социально – бытовая адаптация

Воспитатели ДОУ   Ежедневно
         

Содержание коррекционной работы специалистов.

Деятельность педагога - психолога:

Диагностическая: (январь, май). Обследование познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сферы.

Коррекционно-развивающая:

Психокоррекция эмоционально-волевой сферы:

- Дать детям первичные знания о некоторых базовых эмоциях: радости, удивлении, страхе, гневе, горе, интересе.

- Учить детей различать эмоции по их схематическим изображениям.

-Учить детей передавать заданное эмоциональное состояние.

-Развивать у детей эмпатию (способность к сопереживанию).

- Развивать произвольность поведения, саморегуляцию

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

• Беседы.

• Развивающие игры, игры с песком.

• Элементы релаксационных упражнений.

НОД

• Интегрированные занятия.

• Этюды.

• Моделирование и обыгрывание проблемных ситуаций.

Самостоятельная деятельность детей

• Игры с правилами.

• Беседа.

• Рассматривание иллюстраций, пиктограмм.

• Рисование

• Индивидуальные и групповые игры-занятия

• Элементы релаксационных упражнений.

 

Деятельность учителя - логопеда: (ФИО: Захарова Людмила Алексеевна)

Диагностическая: (январь, май ). Основной задачей работы учителя - логопеда является обучение детей самостоятельной, связной, грамматически правильной речи и навыкам речевого общения.

Коррекционно-развивающая: В коррекционном процессе используются здоровьесберегающие технологии, игровые формы обучения детей.

НОД:

Индивидуальные занятия.

Интегрированные занятия.

Игровые занятия с использованием различного игрового оборудования.

• Важное значение в логопедической работе имеет артикуляционная гимнастика. 

• Проводится работа по развитию моторики кистей и пальцев рук.

Деятельность воспитателей: (Кирьянова Светлана Владимировна, Зарина Елена Михайловна МБДОУ д/с № 14))

 Воспитатели группы кроме образовательных задач, выполняют и коррекционо -развивающие задачи направленные на всестороннее развитие ребенка.

• Развитие речи

• Развитие предметной и игровой деятельности.

• Осуществляют работу в режимных моментах.

• Изобразительную деятельность и конструирование.

Ведут лист наблюдений за ребенком – инвалидом.

 

Лист динамического наблюдения

Цель наблюдения – коррекция компонентов образовательного процесса, выбор оптимальных форм его организации.

 

Кто проводил наблюдение Дата Цель Виды деятельности Результат Примечания  
           
           

 

 

2.3. Планирование работы с ребенком - инвалидом, имеющим РАС.

При определении специфики коррекционно-педагогического процесса учитывается не только характер заболевания, но и возраст ребенка. Планирование и определение задач для индивидуальной коррекции осуществляется после комплексной диагностики с участием разных специалистов: учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога. По окончании обследования составляется заключение, в котором детально описываются особенности поведения ребенка в процессе обследования, эмоционально-волевая сфера, особенности развития высших психических функций, общей и мелкой моторики, уровень развития деятельности. Планирование работы осуществляется с учетом выявленных в процессе обследования особенностей познавательной деятельности детей. Занятия проводятся индивидуально, на которых решается ряд педагогических задач, позволяющих сформировать коммуникативные, бытовые, когнитивные умения и навыки, необходимые для первичной адаптации в обществе и продолжения образования ребенка с РАС.

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в дошкольном возрасте являются:

Основными направлениями деятельности являются:

• организация коррекционно – развивающей деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, состоянием их психического и соматического здоровья;

• учет уровня аутистических расстройств, других нарушений психического, речевого и развития, а также отклонений в поведении аут


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.174 с.