Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2021-12-07 | 21 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Кожлянская народная игрушка»
Педагог дополнительного образования:
Носова Юлия Николаевна.
2019 г.
Форма проведения занятия: коллективная исследовательская работа учащихся.
Тема: Глиняных дел мастера. Кожлянская народная игрушка.
Цели: уточнять и расширять знания детей о народном промысле Курского края– кожлянской игрушке, особенностях её росписи; воспитывать интерес к малой Родине на примере работ народных умельцев Курского края, приобщать детей к русским культурным традициям.
Планируемые результаты:
Личностные
- самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре Курского края;
- эстетические потребности, ценности и чувства.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
- адекватно оценивать свои возможности самостоятельной деятельности, добывать новые знания;
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- ставить вопрос; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;
|
- установление причинно-следственных связей.
Форма организации деятельности обучающихся: беседа, продуктивная деятельность, презентация своей работы; творческая работа.
Оборудование: ноутбук, проектор, фотографии кожлянской глиняной игрушки, фотографии с. Кожля Курской области; русская народная музыка; мультимедийные презентации, подготовленные детьми и учителем.
Воспитательный эффект: формирование у учащихся уважения к мастерам народного творчества, стремление к самостоятельному поиску.
Воспитательный результат: повышение интереса учащихся к изделиям народного искусства, воспитание художественного вкуса; развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю.
Источники:
https://ru.wikipedia.org/. Википедия
https://www.youtube.com/watch?v=zHgtGtNKwvk. Архивные материалы О бзорный фильм сотрудников Курского областного Дома народного творчества об одном из "культурных брендов" Курского края.
Ход занятия:
Орг. Момент.
Звучит музыка «Ой, полным-полна Моя Коробушка!». Выходят 3 ученика одетые в костюмы коробейников.
1-й коробейник: Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей,
Всех знакомых, незнакомых,
И серьёзных, и весёлых!
Наш класс, Наш класс
Пригласил на праздник вас!
2-й коробейник: Эй, не стойте у дверей,
Заходите к нам скорей!
На товары полюбуйтесь,
До смотрите веселей.
3-й коробейник: Мы, ребята, удалые!
Мы, ребята, озорные!
Всех на ярмарку зовём,
Мы игрушки продаём!
1-й коробейник: Здесь игрушки знатные,
Красивые, нарядные.
Они повсюду славятся,
Авось, и нам понравятся!
2-й коробейник: Полюбуйтесь: вряд стоят
Кожлянские игрушки:
Петушки точёные
Просто загляденье!
Мастером расписаны
Всем на удивленье!
3-й коробейник: А ну, честной народ!
Подходи посмелей!
Покупай товар,
Не робей!
|
1-й коробейник: Не ходите никуда,
Подходите все сюда!
2-й коробейник: Кушайте, питайтесь,
На нас не обижайтесь!
2. Сообщение темы, цели занятия.
Педагог: - Велика наша страна, богата русская земля мастерами, талантами. Умели русские мастера трудиться. В свою работу они вкладывали всё своё умение, всю свою душу. Мы всех приглашаем познакомиться с народными промыслами нашего Курского края!
Наша Родина издавна славится народными умельцами, мастерами, их золотыми руками. А что значит золотые руки? (Приблизительные ответы детей: «Золотые руки- это значит очень трудолюбивые, умелые, в которых спорится любая работа»)
- Правильно, ребята, ведь недаром гласит русская народная пословица « Золото познаётся в огне, а человек в труде»
- А какие пословицы о труде, о великих мастерах вы знаете?
Приблизительные ответы детей:
- Труд кормит, а лень портит
- Умелые руки не знают скуки.
- Мастер - золотые руки.
- Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастера.
- Красна птица оперением, а человек рукоделием.
Педагог: Вот сколько пословиц вы знаете о умельцах, мастерах, и действительно, только в умелых, трудолюбивых, золотых руках спорится работа.
Есть одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь – это игрушечных дел мастера, или просто игрушечники. В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради – они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: сохранять, оберегать людей от всякого зла. Яркий цвет игрушек и пронзительный свист играли магическую роль: оберегали ребёнка от злых духов, поэтому глиняные игрушки очень часто являлись и свистульками
Ребенок:
Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.
Педагог: Да, время идёт и меняет многое вокруг нас. Появились «умные» машины, которые умеют и задачи решать, и в шахматы играть. Люди живут и работают в космосе. Но по-прежнему улыбаются нам весёлые матрёшки, радуют глаз расписные глиняные барыни, лошадки, свистульки.
Но есть такие игрушки, которые могут рассказать нам об истории народа. Наша, кожлянская игрушка, - не просто забава, а такая же визитная карточка Курского края, как голосистый соловей и пахучая антоновка.
|
Матрёна:
Верь, не верь, ты мой хороший,
А внутри-то ничего!
Игрушка внутри пустая, чтобы она заиграла, надо отверстие в хвосте и по бокам сделать палочкой. Оба конца у палочки заточены так, чтобы ими можно было прокалывать в подсохшей готовой игрушке 4 дырочки – свисток и готов. А выстругивала я палочку только из одного дерева, которое называли «клещуком», а по научному – это бересклет.
Внук: Как это интересно! А для росписи игрушки ведь краска нужна! Где же ты её брала раньше?
Матрёна: Это не беда! У меня для окраска яиц на Пасху яркие краски припасены были. Мы эти краски на молоке и яйце замешивали. А для блеска в краску сахар добавляли. И готова краска! Прочная получалась! А кисточку из куриного пёрышка делала. Поймаю курицу во дворе и только справой стороны у неё пёрышко одно выдерну – вот вам кисточка и готова.
Внук: Да, долгая это работа – сделать из глины яркую игрушку-свиристелку.
Внучка: А я знаю пословицу: «Терпенье и труд всё перетрут».
Автор: Так баба Матрёна каждый день садилась лепить игрушки: барынь, барашков, тройки лошадей… Лепит бабушка свои игрушки, а ребята рядышком тоже пытаются лепить, а она им подсказывает. Так и научились А весной вышли внучата бабы Матрёны на улицу со своими яркими и звонкими игрушками. Соседские ребята увидели, тоже захотели такие игрушки иметь.
Матрёна: Стали меня просить научить их тоже игрушки лепить. Делать нечего, стала учить я их. Всех ребятишек в деревне научила. А следующей зимой, когда весь урожай был собран, ребятишки и женщины лепить игрушки стали. Да не только для себя, а и на продажу тоже: чтобы другим ребятам родители их на базаре купили. Пусть и другие ребята порадуются.
Автор: А весной игрушки повезли на ярмарку. На игрушечном ряду разместились хороводы барышень, зверюшек, всадников.
С тех пор и стали каждую зиму лепить игрушки на продажу. Вся земля в Кожле бедная была, урожаи маленькие. Все женщины и дети были заняты делом всю зиму. Да и русская пословица гласит: «Труд человека кормит, а лень портит»
Подготовка к практической работе.
Педагог: Ребята, как готовились к изготовлению игрушки?
|
Чем же расписывали игрушку?
Как готовили краски?
(На доске картинки с изображением кожлянских игрушек)
Педагог: Рассмотрите какая роспись характерна именно для этой игрушки?
Какими узорами мастера украшают кожлянские игрушки?
Ответы детей.
Педагог: Посмотрите на основные элементы кожлянской росписи.
1. Косая мелкая решёточка;
2. «Ёлочка» - её веточки могут быть направлены и вверх, и вниз;
3. Короткие, не очень часто положенные параллельные полосочки;
4. Пятнышки (любым из четырёх цветов);
5. «Волна», каждая из трёх разного цвета, но все они – между жёлтыми полосочками;
6. Полоски, все три – одной краской – между жёлтыми;
7. «Звёздочки», произвольно поставленные;
А все рисунки для игрушек мастерам подсказывает Матушка-природа.Ведь она такая разнообразная и необыкновенная во все времена года. Глядишь и наглядеться не можешь. Так и хочется красоту природы запечатлеть на память на какой-нибудь вещи. Чтобы люди пользовались ею, разглядывали и радовались.
Практическая работа.
Педагог: Кожлянские мастерицы строго придерживаются фиолетового, малинового, зелёного, жёлтого цветов. По необходимости вынужденно прибегают к вариантам, например, от фиолетового до синего, от малинового до красного.
Так расписывали и расписывают игрушки из глины только в нашем Курском крае.
А сейчас вы попробуете себя мастерами по росписи кожлянской глиняной игрушеки.
Во время работы звучат мелодичные русские народные песни и наигрыши.
Детям раздаются изображения фигурок без росписи и предлагается расписать в стиле кожлянской игрушки.
Во время практической работы учащихся, педагог делает целевые обходы:
1 контроль организации рабочего места;
2 контроль правильности выполнения приемов работы;
3 оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
4 контроль объема и качества выполненной работы.
Педагог следит за правильностью выполнения поставленной задачи, при необходимости помогает.
5. Подведение итогов занятия. Выставка.
Педагог: А сейчас мы с вами устроим ярмарку.
Выходят коробейники.
1-й коробейник: Эй, вы люди добрые!
Слушайте! Слушайте! Слушайте!
Как у нас бывало на святой Руси –
А то не соколы да слетаются,
А то мастера на ярмарку съезжаются!
2-й коробейник: Ах, ярмарка, свела меня с ума,
Мне нравится такая кутерьма!
У всех сияют счастьем лица,
Все мелькает и кружится,
Будто сказка к нам пришла сама!
|
На доске дети и педагог развешивают работы. Они рассматривают друг у друга работы с неподдельным интересом. Работы получились яркими и разнообразными.
Педагог: Какие ещё виды глиняных игрушек вы знает? (дымковская, филимоновская, городецкая)
Давайте поиграем в игру «Угадай игрушку»
Рефлексия.
Педагог: Для чего создаются игрушки?
Как называется местная чудо-игрушка?
Почему местную глиняную игрушку-свистульку назвали кожлянской?
Чем кожлянская игрушка отличается от глиняных игрушек других областей?
Свистом кожлянской игрушки можно закликать солнышко, просить о богатом урожае. И даже отгонять от себя злых духов.
- Давайте и мы с вами образуем круг и отпугнем от себя злых духов. (В центр круга встает ребенок, свистит в свистульку)
Дети произносят:
Вихрь, вихрь не на меня,
Крути злого лешака,
Он в мышиной норе,
На медвежьей тропе!
Педагог: Ребята, пронесите свою любовь к народному промыслу через всю жизнь. Когда вы станете взрослыми, возможно, кто-то из вас создаст что-то необычное, за что вами будут гордиться. И вы прославите Курский край, как прославляли его курские мастера.
Приложения
Картинки с изображением кожлянской игрушки для практической работы.
Кожлянские глиняные игрушки на ярмарке.
В.В. Ковкина
Игрушка-перевертыш. Автор В.В. Ковкина
Основные сюжеты росписи кожлянской глиняной игрушки
Авторская роспись В.В. Ковкиной
Филимоновская игрушка.
Дымковская игрушка.
Кожлянская игрушка.
Информационные материалы.
История кожлянской игрушки.
От шоссе до Кожли, что в Курчатовском районе, полтора километра пешком. Хотя промысел, как утверждают многие исследователи, зародился в деревне Дроняево, именно жители Кожли с успехом переняли его, тем самым «дав» имя игрушке. Легенда гласит, будто деревню назвали от фамилии человека, который впервые обжился здесь, - Козлов. Позже название деревни «Козли» со временем трансформировалось в «Кожли», а игрушку стали звать кожлянской. Символом местной игрушки является глиняный козлик, расписанный в соответствии с видами местной росписи.
Когда возник кожлянский промысел точно сказать нельзя, но уже 70-80 лет назад он был известен. В Кожле большие залежи голубой глины, которая после обжига приобретала белый цвет.
Одна из мастериц Ульяна Ивановна Ковкина вспоминала: «Свистульки у нас лепили всегда, сколько себя помню. Больше занимались этим ремеслом в межсезонье, когда заканчивались полевые работы. Обучались этому ремеслу с раннего детства, мастерство передавалось от матери дочери».
Кожлянская игрушка.
В другую группу входят игрушки сложные, они состоят из двух, а нередко из трёх и более фигурок. Например, если это барышня, то непременно с «лисичкой» или «курочкой»-свистком или другой фигуркой подобного типа под мышкой. В наименовании этих игрушек на первом месте стоит название её, то есть «Тройка», «Всадник», «Царевна-лягушка»… Далее следует обязательное дополнение: «Со свистком». Есть игрушки и с двумя свистками.
Кожлянский свисток имеет четыре отверстия. Это одно из твёрдых правил, которому мастера следовали из поколения в поколение. Причём, свист можно извлекать уже при помощи двух основных отверстий, которые, собственно, и составляют свисток. Эту часть игрушки мастера так и называют звуковой. Ещё два аккуратных круглых отверстия по бокам игрушки позволяют извлекать из неё нехитрые мелодии-переливы.
У кожлянской игрушки высокий, лёгкий, протяжный свист. Это одна из особенностей, которая отличает её от всех других.
Поскольку когда-то глиняные фигурки имели значение культовых, то есть выражали определённую религиозную идею, то и свист раздавался в назначенные сроки: во время тех или иных обрядов. Но как рассказывает нам история возникновения кожлянской игрушки, она родилась в конце XVIII века (хотя В.В,Ковкина уверена, что деревня существовала ещё до барина) и уже явно не могла быть культовой. Хотя, бесспорно, она появилась не на пустом месте и несла в себе стародавние традиции. Одна из них – свист. К тому же, игрушка для детей, какой она возникла в Кожле, если бы не звучала, была бы для ребят совершенно не интересной. Так право свиста перешло к детворе. А уж она-то свистит, когда хочет и где только может.
Игрушки изображали не просто людей, животных, предметы. Это были образы – символические знаки.
1 слайд – Женская фигура олицетворяла силы плодородия Земли.
2 слайд – Конь считался слугой Солнца и приносил людям его благодать.
3 слайд – Птицы предвещали весну и лето, были вестниками богини Матери-Земли.
4 слайд – Козёл выступает как покровитель урожая: «Где козёл ходит – там жито родит».
В игрушках передавались ребёнку понятия об окружающем мире, о добре и зле, счастья и красоте.
Кожлянская народная игрушка»
Педагог дополнительного образования:
Носова Юлия Николаевна.
2019 г.
Форма проведения занятия: коллективная исследовательская работа учащихся.
Тема: Глиняных дел мастера. Кожлянская народная игрушка.
Цели: уточнять и расширять знания детей о народном промысле Курского края– кожлянской игрушке, особенностях её росписи; воспитывать интерес к малой Родине на примере работ народных умельцев Курского края, приобщать детей к русским культурным традициям.
Планируемые результаты:
Личностные
- самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре Курского края;
- эстетические потребности, ценности и чувства.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
- адекватно оценивать свои возможности самостоятельной деятельности, добывать новые знания;
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- ставить вопрос; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;
- установление причинно-следственных связей.
Форма организации деятельности обучающихся: беседа, продуктивная деятельность, презентация своей работы; творческая работа.
Оборудование: ноутбук, проектор, фотографии кожлянской глиняной игрушки, фотографии с. Кожля Курской области; русская народная музыка; мультимедийные презентации, подготовленные детьми и учителем.
Воспитательный эффект: формирование у учащихся уважения к мастерам народного творчества, стремление к самостоятельному поиску.
Воспитательный результат: повышение интереса учащихся к изделиям народного искусства, воспитание художественного вкуса; развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю.
Источники:
https://ru.wikipedia.org/. Википедия
https://www.youtube.com/watch?v=zHgtGtNKwvk. Архивные материалы О бзорный фильм сотрудников Курского областного Дома народного творчества об одном из "культурных брендов" Курского края.
Ход занятия:
Орг. Момент.
Звучит музыка «Ой, полным-полна Моя Коробушка!». Выходят 3 ученика одетые в костюмы коробейников.
1-й коробейник: Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей,
Всех знакомых, незнакомых,
И серьёзных, и весёлых!
Наш класс, Наш класс
Пригласил на праздник вас!
2-й коробейник: Эй, не стойте у дверей,
Заходите к нам скорей!
На товары полюбуйтесь,
До смотрите веселей.
3-й коробейник: Мы, ребята, удалые!
Мы, ребята, озорные!
Всех на ярмарку зовём,
Мы игрушки продаём!
1-й коробейник: Здесь игрушки знатные,
Красивые, нарядные.
Они повсюду славятся,
Авось, и нам понравятся!
2-й коробейник: Полюбуйтесь: вряд стоят
Кожлянские игрушки:
Петушки точёные
Просто загляденье!
Мастером расписаны
Всем на удивленье!
3-й коробейник: А ну, честной народ!
Подходи посмелей!
Покупай товар,
Не робей!
1-й коробейник: Не ходите никуда,
Подходите все сюда!
2-й коробейник: Кушайте, питайтесь,
На нас не обижайтесь!
2. Сообщение темы, цели занятия.
Педагог: - Велика наша страна, богата русская земля мастерами, талантами. Умели русские мастера трудиться. В свою работу они вкладывали всё своё умение, всю свою душу. Мы всех приглашаем познакомиться с народными промыслами нашего Курского края!
Наша Родина издавна славится народными умельцами, мастерами, их золотыми руками. А что значит золотые руки? (Приблизительные ответы детей: «Золотые руки- это значит очень трудолюбивые, умелые, в которых спорится любая работа»)
- Правильно, ребята, ведь недаром гласит русская народная пословица « Золото познаётся в огне, а человек в труде»
- А какие пословицы о труде, о великих мастерах вы знаете?
Приблизительные ответы детей:
- Труд кормит, а лень портит
- Умелые руки не знают скуки.
- Мастер - золотые руки.
- Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастера.
- Красна птица оперением, а человек рукоделием.
Педагог: Вот сколько пословиц вы знаете о умельцах, мастерах, и действительно, только в умелых, трудолюбивых, золотых руках спорится работа.
Есть одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь – это игрушечных дел мастера, или просто игрушечники. В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради – они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: сохранять, оберегать людей от всякого зла. Яркий цвет игрушек и пронзительный свист играли магическую роль: оберегали ребёнка от злых духов, поэтому глиняные игрушки очень часто являлись и свистульками
Ребенок:
Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.
Педагог: Да, время идёт и меняет многое вокруг нас. Появились «умные» машины, которые умеют и задачи решать, и в шахматы играть. Люди живут и работают в космосе. Но по-прежнему улыбаются нам весёлые матрёшки, радуют глаз расписные глиняные барыни, лошадки, свистульки.
Но есть такие игрушки, которые могут рассказать нам об истории народа. Наша, кожлянская игрушка, - не просто забава, а такая же визитная карточка Курского края, как голосистый соловей и пахучая антоновка.
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!