Кожлянская народная игрушка» — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кожлянская народная игрушка»

2021-12-07 21
Кожлянская народная игрушка» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кожлянская народная игрушка»

Педагог дополнительного образования:

Носова Юлия Николаевна.

 

2019 г.

Форма проведения занятия: коллективная исследовательская работа учащихся.

Тема: Глиняных дел мастера. Кожлянская народная игрушка.

Цели: уточнять и расширять знания детей о народном промысле Курского края– кожлянской игрушке, особенностях её росписи; воспитывать интерес к малой Родине на примере работ народных умельцев Курского края, приобщать детей к русским культурным традициям.

Планируемые результаты:

Личностные

- самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре Курского края;

- эстетические потребности, ценности и чувства.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

- адекватно оценивать свои возможности самостоятельной деятельности, добывать новые знания;

- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

- ставить вопрос; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия

- ставить и формулировать проблемы;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;

- установление причинно-следственных связей.

Форма организации деятельности обучающихся: беседа, продуктивная деятельность, презентация своей работы; творческая работа.

Оборудование: ноутбук, проектор, фотографии кожлянской глиняной игрушки, фотографии с. Кожля Курской области; русская народная музыка; мультимедийные презентации, подготовленные детьми и учителем.

Воспитательный эффект: формирование у учащихся уважения к мастерам народного творчества, стремление к самостоятельному поиску.

Воспитательный результат: повышение интереса учащихся к изделиям народного искусства, воспитание художественного вкуса; развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю.

Источники:

https://ru.wikipedia.org/. Википедия

https://www.youtube.com/watch?v=zHgtGtNKwvk. Архивные материалы О бзорный фильм сотрудников Курского областного Дома народного творчества об одном из "культурных брендов" Курского края.

 

Ход занятия:

Орг. Момент.

Звучит музыка «Ой, полным-полна Моя Коробушка!». Выходят 3 ученика одетые в костюмы коробейников.

1-й коробейник:              Мы приветствуем гостей,

Дорогих учителей,

Всех знакомых, незнакомых,

И серьёзных, и весёлых!

Наш класс, Наш класс

Пригласил на праздник вас!

2-й коробейник:               Эй, не стойте у дверей,

Заходите к нам скорей!

На товары полюбуйтесь,

До смотрите веселей.

 

3-й коробейник:                     Мы, ребята, удалые!

Мы, ребята, озорные!

Всех на ярмарку зовём,

Мы игрушки продаём!

1-й коробейник:                 Здесь игрушки знатные,

Красивые, нарядные.

Они повсюду славятся,

Авось, и нам понравятся!

 

2-й коробейник:              Полюбуйтесь: вряд стоят

Кожлянские игрушки:

Петушки точёные

Просто загляденье!

Мастером расписаны

Всем на удивленье!

 

3-й коробейник:                    А ну, честной народ!

Подходи посмелей!

Покупай товар,

Не робей!

 

1-й коробейник:                          Не ходите никуда,

Подходите все сюда!

 

2-й коробейник:                        Кушайте, питайтесь,

На нас не обижайтесь!

2. Сообщение темы, цели занятия.

Педагог: - Велика наша страна, богата русская земля мастерами, талантами. Умели русские мастера трудиться. В свою работу они вкладывали всё своё умение, всю свою душу. Мы всех приглашаем познакомиться с народными промыслами нашего Курского края!

Наша Родина издавна славится народными умельцами, мастерами, их золотыми руками. А что значит золотые руки? (Приблизительные ответы детей: «Золотые руки- это значит очень трудолюбивые, умелые, в которых спорится любая работа»)

- Правильно, ребята, ведь недаром гласит русская народная пословица « Золото познаётся в огне, а человек в труде»

- А какие пословицы о труде, о великих мастерах вы знаете?

Приблизительные ответы детей:

- Труд кормит, а лень портит

- Умелые руки не знают скуки.

- Мастер - золотые руки.

- Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастера.

- Красна птица оперением, а человек рукоделием.

Педагог: Вот сколько пословиц вы знаете о умельцах, мастерах, и действительно, только в умелых, трудолюбивых, золотых руках спорится работа.

Есть одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь – это игрушечных дел мастера, или просто игрушечники. В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради – они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: сохранять, оберегать людей от всякого зла. Яркий цвет игрушек и пронзительный свист играли магическую роль: оберегали ребёнка от злых духов, поэтому глиняные игрушки очень часто являлись и свистульками

Ребенок:

Славилась Россия чудо-мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили,

Своему искусству молодых учили.

Педагог: Да, время идёт и меняет многое вокруг нас. Появились «умные» машины, которые умеют и задачи решать, и в шахматы играть. Люди живут и работают в космосе. Но по-прежнему улыбаются нам весёлые матрёшки, радуют глаз расписные глиняные барыни, лошадки, свистульки.

Но есть такие игрушки, которые могут рассказать нам об истории народа. Наша, кожлянская игрушка, - не просто забава, а такая же визитная карточка Курского края, как голосистый соловей и пахучая антоновка.

Матрёна:

Верь, не верь, ты мой хороший,

А внутри-то ничего!

Игрушка внутри пустая, чтобы она заиграла, надо отверстие в хвосте и по бокам сделать палочкой. Оба конца у палочки заточены так, чтобы ими можно было прокалывать в подсохшей готовой игрушке 4 дырочки – свисток и готов. А выстругивала я палочку только из одного дерева, которое называли «клещуком», а по научному – это бересклет.

Внук: Как это интересно! А для росписи игрушки ведь краска нужна! Где же ты её брала раньше?

Матрёна: Это не беда! У меня для окраска яиц на Пасху яркие краски припасены были. Мы эти краски на молоке и яйце замешивали. А для блеска в краску сахар добавляли. И готова краска! Прочная получалась! А кисточку из куриного пёрышка делала. Поймаю курицу во дворе и только справой стороны у неё пёрышко одно выдерну – вот вам кисточка и готова.

Внук: Да, долгая это работа – сделать из глины яркую игрушку-свиристелку.

Внучка: А я знаю пословицу: «Терпенье и труд всё перетрут».

Автор: Так баба Матрёна каждый день садилась лепить игрушки: барынь, барашков, тройки лошадей… Лепит бабушка свои игрушки, а ребята рядышком тоже пытаются лепить, а она им подсказывает. Так и научились А весной вышли внучата бабы Матрёны на улицу со своими яркими и звонкими игрушками. Соседские ребята увидели, тоже захотели такие игрушки иметь.

Матрёна: Стали меня просить научить их тоже игрушки лепить. Делать нечего, стала учить я их. Всех ребятишек в деревне научила. А следующей зимой, когда весь урожай был собран, ребятишки и женщины лепить игрушки стали. Да не только для себя, а и на продажу тоже: чтобы другим ребятам родители их на базаре купили. Пусть и другие ребята порадуются.

Автор: А весной игрушки повезли на ярмарку. На игрушечном ряду разместились хороводы барышень, зверюшек, всадников.

С тех пор и стали каждую зиму лепить игрушки на продажу. Вся земля в Кожле бедная была, урожаи маленькие. Все женщины и дети были заняты делом всю зиму. Да и русская пословица гласит: «Труд человека кормит, а лень портит»

Подготовка к практической работе.

Педагог: Ребята, как готовились к изготовлению игрушки?

Чем же расписывали игрушку?

Как готовили краски?

(На доске картинки с изображением кожлянских игрушек)

Педагог: Рассмотрите какая роспись характерна именно для этой игрушки?

Какими узорами мастера украшают кожлянские игрушки?

Ответы детей.

Педагог: Посмотрите на основные элементы кожлянской росписи.

1. Косая мелкая решёточка;

2. «Ёлочка» - её веточки могут быть направлены и вверх, и вниз;

3. Короткие, не очень часто положенные параллельные полосочки;

4. Пятнышки (любым из четырёх цветов);

5. «Волна», каждая из трёх разного цвета, но все они – между жёлтыми полосочками;

6. Полоски, все три – одной краской – между жёлтыми;

7. «Звёздочки», произвольно поставленные;

А все рисунки для игрушек мастерам подсказывает Матушка-природа.Ведь она такая разнообразная и необыкновенная во все времена года. Глядишь и наглядеться не можешь. Так и хочется красоту природы запечатлеть на память на какой-нибудь вещи. Чтобы люди пользовались ею, разглядывали и радовались.

Практическая работа.

Педагог: Кожлянские мастерицы строго придерживаются фиолетового, малинового, зелёного, жёлтого цветов. По необходимости вынужденно прибегают к вариантам, например, от фиолетового до синего, от малинового до красного.

Так расписывали и расписывают игрушки из глины только в нашем Курском крае.

А сейчас вы попробуете себя мастерами по росписи кожлянской глиняной игрушеки.

Во время работы звучат мелодичные русские народные песни и наигрыши.

Детям раздаются изображения фигурок без росписи и предлагается расписать в стиле кожлянской игрушки.

Во время практической работы учащихся, педагог делает целевые обходы:

1 контроль организации рабочего места;

2 контроль правильности выполнения приемов работы;

3 оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4 контроль объема и качества выполненной работы.

Педагог следит за правильностью выполнения поставленной задачи, при необходимости помогает.

5. Подведение итогов занятия. Выставка.

Педагог: А сейчас мы с вами устроим ярмарку.

Выходят коробейники.

1-й коробейник:             Эй, вы люди добрые!
                            Слушайте! Слушайте! Слушайте!
                             Как у нас бывало на святой Руси –
                               А то не соколы да слетаются,
                           А то мастера на ярмарку съезжаются!

2-й коробейник:        Ах, ярмарка, свела меня с ума,
                                   Мне нравится такая кутерьма!
                                   У всех сияют счастьем лица,
                                    Все мелькает и кружится,
                                   Будто сказка к нам пришла сама!

На доске дети и педагог  развешивают работы. Они рассматривают друг у друга работы с неподдельным интересом. Работы получились яркими и разнообразными.

Педагог: Какие ещё виды глиняных игрушек вы знает? (дымковская, филимоновская, городецкая)

Давайте поиграем в игру «Угадай игрушку»

Рефлексия.

Педагог: Для чего создаются игрушки?

Как называется местная чудо-игрушка?

Почему местную глиняную игрушку-свистульку назвали кожлянской?

Чем кожлянская игрушка отличается от глиняных игрушек других областей?

Свистом кожлянской игрушки можно закликать солнышко, просить о богатом урожае. И даже отгонять от себя злых духов.

- Давайте и мы с вами образуем круг и отпугнем от себя злых духов. (В центр круга встает ребенок, свистит в свистульку)

Дети произносят:

Вихрь, вихрь не на меня,

Крути злого лешака,

Он в мышиной норе,

На медвежьей тропе!

Педагог: Ребята, пронесите свою любовь к народному промыслу через всю жизнь. Когда вы станете взрослыми, возможно, кто-то из вас создаст что-то необычное, за что вами будут гордиться. И вы прославите Курский край, как прославляли его курские мастера.

 

 

Приложения

 

Картинки с изображением кожлянской игрушки для практической работы.

Кожлянские глиняные игрушки на ярмарке.

В.В. Ковкина

Игрушка-перевертыш. Автор В.В. Ковкина

 

Основные сюжеты росписи кожлянской глиняной игрушки

Авторская роспись В.В. Ковкиной

 

 

 Филимоновская игрушка.

Дымковская игрушка.

 

Кожлянская игрушка.

Информационные материалы.

История кожлянской игрушки.

От шоссе до Кожли, что в Курчатовском районе, полтора километра пешком. Хотя промысел, как утверждают многие исследователи, зародился в деревне Дроняево, именно жители Кожли с успехом переняли его, тем самым «дав» имя игрушке. Легенда гласит, будто деревню назвали от фамилии человека, который впервые обжился здесь, - Козлов. Позже название деревни «Козли» со временем трансформировалось в «Кожли», а игрушку стали звать кожлянской. Символом местной игрушки является глиняный козлик, расписанный в соответствии с видами местной росписи.

Когда возник кожлянский промысел точно сказать нельзя, но уже 70-80 лет назад он был известен. В Кожле большие залежи голубой глины, которая после обжига приобретала белый цвет.

Одна из мастериц Ульяна Ивановна Ковкина вспоминала: «Свистульки у нас лепили всегда, сколько себя помню. Больше занимались этим ремеслом в межсезонье, когда заканчивались полевые работы. Обучались этому ремеслу с раннего детства, мастерство передавалось от матери дочери».

 

Кожлянская игрушка.

В другую группу входят игрушки сложные, они состоят из двух, а нередко из трёх и более фигурок. Например, если это барышня, то непременно с «лисичкой» или «курочкой»-свистком или другой фигуркой подобного типа под мышкой. В наименовании этих игрушек на первом месте стоит название её, то есть «Тройка», «Всадник», «Царевна-лягушка»… Далее следует обязательное дополнение: «Со свистком». Есть игрушки и с двумя свистками.

Кожлянский свисток имеет четыре отверстия. Это одно из твёрдых правил, которому мастера следовали из поколения в поколение. Причём, свист можно извлекать уже при помощи двух основных отверстий, которые, собственно, и составляют свисток. Эту часть игрушки мастера так и называют звуковой. Ещё два аккуратных круглых отверстия по бокам игрушки позволяют извлекать из неё нехитрые мелодии-переливы.

У кожлянской игрушки высокий, лёгкий, протяжный свист. Это одна из особенностей, которая отличает её от всех других.

Поскольку когда-то глиняные фигурки имели значение культовых, то есть выражали определённую религиозную идею, то и свист раздавался в назначенные сроки: во время тех или иных обрядов. Но как рассказывает нам история возникновения кожлянской игрушки, она родилась в конце XVIII века (хотя В.В,Ковкина уверена, что деревня существовала ещё до барина) и уже явно не могла быть культовой. Хотя, бесспорно, она появилась не на пустом месте и несла в себе стародавние традиции. Одна из них – свист. К тому же, игрушка для детей, какой она возникла в Кожле, если бы не звучала, была бы для ребят совершенно не интересной. Так право свиста перешло к детворе. А уж она-то свистит, когда хочет и где только может.

 

Игрушки изображали не просто людей, животных, предметы. Это были образы – символические знаки.

1 слайд – Женская фигура олицетворяла силы плодородия Земли.

2 слайд – Конь считался слугой Солнца и приносил людям его благодать.

3 слайд – Птицы предвещали весну и лето, были вестниками богини Матери-Земли.

4 слайд – Козёл выступает как покровитель урожая: «Где козёл ходит – там жито родит».

В игрушках передавались ребёнку понятия об окружающем мире, о добре и зле, счастья и красоте.

 

Кожлянская народная игрушка»

Педагог дополнительного образования:

Носова Юлия Николаевна.

 

2019 г.

Форма проведения занятия: коллективная исследовательская работа учащихся.

Тема: Глиняных дел мастера. Кожлянская народная игрушка.

Цели: уточнять и расширять знания детей о народном промысле Курского края– кожлянской игрушке, особенностях её росписи; воспитывать интерес к малой Родине на примере работ народных умельцев Курского края, приобщать детей к русским культурным традициям.

Планируемые результаты:

Личностные

- самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре Курского края;

- эстетические потребности, ценности и чувства.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

- адекватно оценивать свои возможности самостоятельной деятельности, добывать новые знания;

- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

- ставить вопрос; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия

- ставить и формулировать проблемы;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;

- установление причинно-следственных связей.

Форма организации деятельности обучающихся: беседа, продуктивная деятельность, презентация своей работы; творческая работа.

Оборудование: ноутбук, проектор, фотографии кожлянской глиняной игрушки, фотографии с. Кожля Курской области; русская народная музыка; мультимедийные презентации, подготовленные детьми и учителем.

Воспитательный эффект: формирование у учащихся уважения к мастерам народного творчества, стремление к самостоятельному поиску.

Воспитательный результат: повышение интереса учащихся к изделиям народного искусства, воспитание художественного вкуса; развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю.

Источники:

https://ru.wikipedia.org/. Википедия

https://www.youtube.com/watch?v=zHgtGtNKwvk. Архивные материалы О бзорный фильм сотрудников Курского областного Дома народного творчества об одном из "культурных брендов" Курского края.

 

Ход занятия:

Орг. Момент.

Звучит музыка «Ой, полным-полна Моя Коробушка!». Выходят 3 ученика одетые в костюмы коробейников.

1-й коробейник:              Мы приветствуем гостей,

Дорогих учителей,

Всех знакомых, незнакомых,

И серьёзных, и весёлых!

Наш класс, Наш класс

Пригласил на праздник вас!

2-й коробейник:               Эй, не стойте у дверей,

Заходите к нам скорей!

На товары полюбуйтесь,

До смотрите веселей.

 

3-й коробейник:                     Мы, ребята, удалые!

Мы, ребята, озорные!

Всех на ярмарку зовём,

Мы игрушки продаём!

1-й коробейник:                 Здесь игрушки знатные,

Красивые, нарядные.

Они повсюду славятся,

Авось, и нам понравятся!

 

2-й коробейник:              Полюбуйтесь: вряд стоят

Кожлянские игрушки:

Петушки точёные

Просто загляденье!

Мастером расписаны

Всем на удивленье!

 

3-й коробейник:                    А ну, честной народ!

Подходи посмелей!

Покупай товар,

Не робей!

 

1-й коробейник:                          Не ходите никуда,

Подходите все сюда!

 

2-й коробейник:                        Кушайте, питайтесь,

На нас не обижайтесь!

2. Сообщение темы, цели занятия.

Педагог: - Велика наша страна, богата русская земля мастерами, талантами. Умели русские мастера трудиться. В свою работу они вкладывали всё своё умение, всю свою душу. Мы всех приглашаем познакомиться с народными промыслами нашего Курского края!

Наша Родина издавна славится народными умельцами, мастерами, их золотыми руками. А что значит золотые руки? (Приблизительные ответы детей: «Золотые руки- это значит очень трудолюбивые, умелые, в которых спорится любая работа»)

- Правильно, ребята, ведь недаром гласит русская народная пословица « Золото познаётся в огне, а человек в труде»

- А какие пословицы о труде, о великих мастерах вы знаете?

Приблизительные ответы детей:

- Труд кормит, а лень портит

- Умелые руки не знают скуки.

- Мастер - золотые руки.

- Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастера.

- Красна птица оперением, а человек рукоделием.

Педагог: Вот сколько пословиц вы знаете о умельцах, мастерах, и действительно, только в умелых, трудолюбивых, золотых руках спорится работа.

Есть одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь – это игрушечных дел мастера, или просто игрушечники. В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради – они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: сохранять, оберегать людей от всякого зла. Яркий цвет игрушек и пронзительный свист играли магическую роль: оберегали ребёнка от злых духов, поэтому глиняные игрушки очень часто являлись и свистульками

Ребенок:

Славилась Россия чудо-мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили,

Своему искусству молодых учили.

Педагог: Да, время идёт и меняет многое вокруг нас. Появились «умные» машины, которые умеют и задачи решать, и в шахматы играть. Люди живут и работают в космосе. Но по-прежнему улыбаются нам весёлые матрёшки, радуют глаз расписные глиняные барыни, лошадки, свистульки.

Но есть такие игрушки, которые могут рассказать нам об истории народа. Наша, кожлянская игрушка, - не просто забава, а такая же визитная карточка Курского края, как голосистый соловей и пахучая антоновка.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.144 с.