Знакомство детей с видами кожлянской игрушки, ее роспись. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Знакомство детей с видами кожлянской игрушки, ее роспись.

2021-12-07 40
Знакомство детей с видами кожлянской игрушки, ее роспись. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Звучит русская народная песня «Я на горку шла…». Выходят дети в русских народных костюмах, в руках глиняные игрушки.

1-й ребенок:                                Кожлянская игрушка

Ребятам всем - подружка!

Путь чтоб сделать её – длинный,

Она лепится из глины.

2-й ребенок:                          В печь затем её кладут

И огнём часами жгут,

Чтобы была прочна, игрива,

И певуче, и красива!

3-й ребенок:                                Она с виду хороша,

У неё есть и душа –

Курская, раздольная,

Словно ветер вольная.

В ней звучат все голоса:

Реки, птицы и леса.

4-й ребенок:                            С ней не скучно никогда –

С ней играются всегда:

И в избе, и во дворе,

И весной, и в декабре.

Демонстрация видеофрагмента «Кожлянская игрушка» (авторов Т. Нестеренко, А.Старикова) о «игрушечницах» Ульяне Ивановне Ковкиной, Ольге Ивановне Дериглазовой и Валентине Венедиктовне Ковкиной.  

Выступление группы детей с показом сказки о появлении курской игрушки

Сказка о кожлянской игрушке.

Действующие лица: автор, Матрёна, внук, внучка/

Автор: Жила-была в селе Кожля, недалеко от города Курска, старуха. Звали её Матрёна. А рукодельницей была какой! Во всей округе её рукоделие знали: и прясть, и ткать, и шить она умела. Но больше всего прославилась баба Матрёна своими игрушками глиняными, которые сама лепила.

У бабы Матрены было много внуков. Как и все детки они любили играть. Игрушки у них были обычные – тряпичные куклы да деревянные лодочки. А рядом с Кожлей голубой, розовой глины видимо-невидимо.

Матрёна: А вы знаете, внучатки, что раньше был порядок изготовления игрушки. Летом глину заготавливали, а осенью,  и только после уборки урожая, садились за лепку. А перед лепкой глину готовили: просевали, замачивали в воде долго, затем замешивали и отбивали деревянным молотком, чтобы масса получилась как тесто: без комочков, ровное, красивое и главное, чтоб от рук отлипало. Ведь как приготовишь глину, такая и игрушка получится. А если в глине останутся комочки, то игрушка будет хрупкой.

И вот однажды я взяла комок глины голубой, да и попробовала из неё игрушку сделать. Глянь, а игрушка-то и получилась у меня! Да не простая, а сказочная: петух с короной на голове и шпорами на ногах. И решила я, что это будет игрушка-свистулька с красивыми переливами – детям для развлеченья.

А чтобы игрушка не размокала, прочная была, её нужно высушить, затем в печи обжечь. А чтобы яркой стала, надо её раскрасить.

Внук: Ах, бабушка, ты у нас такая умница и мастерица! За какое дело не возьмёшься, всё у тебя получается! Ну прямо волшебница ты у нас!

Матрёна: Да я и не волшебница то! Мне очень хотелось вас, деток, порадовать. «А где хотенье, там и уменье». Так гласит русская народная пословица.

Внучка: (разглядывает игрушку и спрашивает):

Игрушка – свиристелка,

Звонкая поделка!

Ну-ка, ну-ка говори:

Что там у тебя внутри?

Матрёна:

Верь, не верь, ты мой хороший,

А внутри-то ничего!

Игрушка внутри пустая, чтобы она заиграла, надо отверстие в хвосте и по бокам сделать палочкой. Оба конца у палочки заточены так, чтобы ими можно было прокалывать в подсохшей готовой игрушке 4 дырочки – свисток и готов. А выстругивала я палочку только из одного дерева, которое называли «клещуком», а по научному – это бересклет.

Внук: Как это интересно! А для росписи игрушки ведь краска нужна! Где же ты её брала раньше?

Матрёна: Это не беда! У меня для окраска яиц на Пасху яркие краски припасены были. Мы эти краски на молоке и яйце замешивали. А для блеска в краску сахар добавляли. И готова краска! Прочная получалась! А кисточку из куриного пёрышка делала. Поймаю курицу во дворе и только справой стороны у неё пёрышко одно выдерну – вот вам кисточка и готова.

Внук: Да, долгая это работа – сделать из глины яркую игрушку-свиристелку.

Внучка: А я знаю пословицу: «Терпенье и труд всё перетрут».

Автор: Так баба Матрёна каждый день садилась лепить игрушки: барынь, барашков, тройки лошадей… Лепит бабушка свои игрушки, а ребята рядышком тоже пытаются лепить, а она им подсказывает. Так и научились А весной вышли внучата бабы Матрёны на улицу со своими яркими и звонкими игрушками. Соседские ребята увидели, тоже захотели такие игрушки иметь.

Матрёна: Стали меня просить научить их тоже игрушки лепить. Делать нечего, стала учить я их. Всех ребятишек в деревне научила. А следующей зимой, когда весь урожай был собран, ребятишки и женщины лепить игрушки стали. Да не только для себя, а и на продажу тоже: чтобы другим ребятам родители их на базаре купили. Пусть и другие ребята порадуются.

Автор: А весной игрушки повезли на ярмарку. На игрушечном ряду разместились хороводы барышень, зверюшек, всадников.

С тех пор и стали каждую зиму лепить игрушки на продажу. Вся земля в Кожле бедная была, урожаи маленькие. Все женщины и дети были заняты делом всю зиму. Да и русская пословица гласит: «Труд человека кормит, а лень портит»

Подготовка к практической работе.

Педагог: Ребята, как готовились к изготовлению игрушки?

Чем же расписывали игрушку?

Как готовили краски?

(На доске картинки с изображением кожлянских игрушек)

Педагог: Рассмотрите какая роспись характерна именно для этой игрушки?

Какими узорами мастера украшают кожлянские игрушки?

Ответы детей.

Педагог: Посмотрите на основные элементы кожлянской росписи.

1. Косая мелкая решёточка;

2. «Ёлочка» - её веточки могут быть направлены и вверх, и вниз;

3. Короткие, не очень часто положенные параллельные полосочки;

4. Пятнышки (любым из четырёх цветов);

5. «Волна», каждая из трёх разного цвета, но все они – между жёлтыми полосочками;

6. Полоски, все три – одной краской – между жёлтыми;

7. «Звёздочки», произвольно поставленные;

А все рисунки для игрушек мастерам подсказывает Матушка-природа.Ведь она такая разнообразная и необыкновенная во все времена года. Глядишь и наглядеться не можешь. Так и хочется красоту природы запечатлеть на память на какой-нибудь вещи. Чтобы люди пользовались ею, разглядывали и радовались.

Практическая работа.

Педагог: Кожлянские мастерицы строго придерживаются фиолетового, малинового, зелёного, жёлтого цветов. По необходимости вынужденно прибегают к вариантам, например, от фиолетового до синего, от малинового до красного.

Так расписывали и расписывают игрушки из глины только в нашем Курском крае.

А сейчас вы попробуете себя мастерами по росписи кожлянской глиняной игрушеки.

Во время работы звучат мелодичные русские народные песни и наигрыши.

Детям раздаются изображения фигурок без росписи и предлагается расписать в стиле кожлянской игрушки.

Во время практической работы учащихся, педагог делает целевые обходы:

1 контроль организации рабочего места;

2 контроль правильности выполнения приемов работы;

3 оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4 контроль объема и качества выполненной работы.

Педагог следит за правильностью выполнения поставленной задачи, при необходимости помогает.

5. Подведение итогов занятия. Выставка.

Педагог: А сейчас мы с вами устроим ярмарку.

Выходят коробейники.

1-й коробейник:             Эй, вы люди добрые!
                            Слушайте! Слушайте! Слушайте!
                             Как у нас бывало на святой Руси –
                               А то не соколы да слетаются,
                           А то мастера на ярмарку съезжаются!

2-й коробейник:        Ах, ярмарка, свела меня с ума,
                                   Мне нравится такая кутерьма!
                                   У всех сияют счастьем лица,
                                    Все мелькает и кружится,
                                   Будто сказка к нам пришла сама!

На доске дети и педагог  развешивают работы. Они рассматривают друг у друга работы с неподдельным интересом. Работы получились яркими и разнообразными.

Педагог: Какие ещё виды глиняных игрушек вы знает? (дымковская, филимоновская, городецкая)

Давайте поиграем в игру «Угадай игрушку»


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.