Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2021-12-07 | 40 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Звучит русская народная песня «Я на горку шла…». Выходят дети в русских народных костюмах, в руках глиняные игрушки.
1-й ребенок: Кожлянская игрушка
Ребятам всем - подружка!
Путь чтоб сделать её – длинный,
Она лепится из глины.
2-й ребенок: В печь затем её кладут
И огнём часами жгут,
Чтобы была прочна, игрива,
И певуче, и красива!
3-й ребенок: Она с виду хороша,
У неё есть и душа –
Курская, раздольная,
Словно ветер вольная.
В ней звучат все голоса:
Реки, птицы и леса.
4-й ребенок: С ней не скучно никогда –
С ней играются всегда:
И в избе, и во дворе,
И весной, и в декабре.
Демонстрация видеофрагмента «Кожлянская игрушка» (авторов Т. Нестеренко, А.Старикова) о «игрушечницах» Ульяне Ивановне Ковкиной, Ольге Ивановне Дериглазовой и Валентине Венедиктовне Ковкиной.
Выступление группы детей с показом сказки о появлении курской игрушки
Сказка о кожлянской игрушке.
Действующие лица: автор, Матрёна, внук, внучка/
Автор: Жила-была в селе Кожля, недалеко от города Курска, старуха. Звали её Матрёна. А рукодельницей была какой! Во всей округе её рукоделие знали: и прясть, и ткать, и шить она умела. Но больше всего прославилась баба Матрёна своими игрушками глиняными, которые сама лепила.
У бабы Матрены было много внуков. Как и все детки они любили играть. Игрушки у них были обычные – тряпичные куклы да деревянные лодочки. А рядом с Кожлей голубой, розовой глины видимо-невидимо.
Матрёна: А вы знаете, внучатки, что раньше был порядок изготовления игрушки. Летом глину заготавливали, а осенью, и только после уборки урожая, садились за лепку. А перед лепкой глину готовили: просевали, замачивали в воде долго, затем замешивали и отбивали деревянным молотком, чтобы масса получилась как тесто: без комочков, ровное, красивое и главное, чтоб от рук отлипало. Ведь как приготовишь глину, такая и игрушка получится. А если в глине останутся комочки, то игрушка будет хрупкой.
|
И вот однажды я взяла комок глины голубой, да и попробовала из неё игрушку сделать. Глянь, а игрушка-то и получилась у меня! Да не простая, а сказочная: петух с короной на голове и шпорами на ногах. И решила я, что это будет игрушка-свистулька с красивыми переливами – детям для развлеченья.
А чтобы игрушка не размокала, прочная была, её нужно высушить, затем в печи обжечь. А чтобы яркой стала, надо её раскрасить.
Внук: Ах, бабушка, ты у нас такая умница и мастерица! За какое дело не возьмёшься, всё у тебя получается! Ну прямо волшебница ты у нас!
Матрёна: Да я и не волшебница то! Мне очень хотелось вас, деток, порадовать. «А где хотенье, там и уменье». Так гласит русская народная пословица.
Внучка: (разглядывает игрушку и спрашивает):
Игрушка – свиристелка,
Звонкая поделка!
Ну-ка, ну-ка говори:
Что там у тебя внутри?
Матрёна:
Верь, не верь, ты мой хороший,
А внутри-то ничего!
Игрушка внутри пустая, чтобы она заиграла, надо отверстие в хвосте и по бокам сделать палочкой. Оба конца у палочки заточены так, чтобы ими можно было прокалывать в подсохшей готовой игрушке 4 дырочки – свисток и готов. А выстругивала я палочку только из одного дерева, которое называли «клещуком», а по научному – это бересклет.
Внук: Как это интересно! А для росписи игрушки ведь краска нужна! Где же ты её брала раньше?
Матрёна: Это не беда! У меня для окраска яиц на Пасху яркие краски припасены были. Мы эти краски на молоке и яйце замешивали. А для блеска в краску сахар добавляли. И готова краска! Прочная получалась! А кисточку из куриного пёрышка делала. Поймаю курицу во дворе и только справой стороны у неё пёрышко одно выдерну – вот вам кисточка и готова.
|
Внук: Да, долгая это работа – сделать из глины яркую игрушку-свиристелку.
Внучка: А я знаю пословицу: «Терпенье и труд всё перетрут».
Автор: Так баба Матрёна каждый день садилась лепить игрушки: барынь, барашков, тройки лошадей… Лепит бабушка свои игрушки, а ребята рядышком тоже пытаются лепить, а она им подсказывает. Так и научились А весной вышли внучата бабы Матрёны на улицу со своими яркими и звонкими игрушками. Соседские ребята увидели, тоже захотели такие игрушки иметь.
Матрёна: Стали меня просить научить их тоже игрушки лепить. Делать нечего, стала учить я их. Всех ребятишек в деревне научила. А следующей зимой, когда весь урожай был собран, ребятишки и женщины лепить игрушки стали. Да не только для себя, а и на продажу тоже: чтобы другим ребятам родители их на базаре купили. Пусть и другие ребята порадуются.
Автор: А весной игрушки повезли на ярмарку. На игрушечном ряду разместились хороводы барышень, зверюшек, всадников.
С тех пор и стали каждую зиму лепить игрушки на продажу. Вся земля в Кожле бедная была, урожаи маленькие. Все женщины и дети были заняты делом всю зиму. Да и русская пословица гласит: «Труд человека кормит, а лень портит»
Подготовка к практической работе.
Педагог: Ребята, как готовились к изготовлению игрушки?
Чем же расписывали игрушку?
Как готовили краски?
(На доске картинки с изображением кожлянских игрушек)
Педагог: Рассмотрите какая роспись характерна именно для этой игрушки?
Какими узорами мастера украшают кожлянские игрушки?
Ответы детей.
Педагог: Посмотрите на основные элементы кожлянской росписи.
1. Косая мелкая решёточка;
2. «Ёлочка» - её веточки могут быть направлены и вверх, и вниз;
3. Короткие, не очень часто положенные параллельные полосочки;
4. Пятнышки (любым из четырёх цветов);
5. «Волна», каждая из трёх разного цвета, но все они – между жёлтыми полосочками;
6. Полоски, все три – одной краской – между жёлтыми;
7. «Звёздочки», произвольно поставленные;
А все рисунки для игрушек мастерам подсказывает Матушка-природа.Ведь она такая разнообразная и необыкновенная во все времена года. Глядишь и наглядеться не можешь. Так и хочется красоту природы запечатлеть на память на какой-нибудь вещи. Чтобы люди пользовались ею, разглядывали и радовались.
|
Практическая работа.
Педагог: Кожлянские мастерицы строго придерживаются фиолетового, малинового, зелёного, жёлтого цветов. По необходимости вынужденно прибегают к вариантам, например, от фиолетового до синего, от малинового до красного.
Так расписывали и расписывают игрушки из глины только в нашем Курском крае.
А сейчас вы попробуете себя мастерами по росписи кожлянской глиняной игрушеки.
Во время работы звучат мелодичные русские народные песни и наигрыши.
Детям раздаются изображения фигурок без росписи и предлагается расписать в стиле кожлянской игрушки.
Во время практической работы учащихся, педагог делает целевые обходы:
1 контроль организации рабочего места;
2 контроль правильности выполнения приемов работы;
3 оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
4 контроль объема и качества выполненной работы.
Педагог следит за правильностью выполнения поставленной задачи, при необходимости помогает.
5. Подведение итогов занятия. Выставка.
Педагог: А сейчас мы с вами устроим ярмарку.
Выходят коробейники.
1-й коробейник: Эй, вы люди добрые!
Слушайте! Слушайте! Слушайте!
Как у нас бывало на святой Руси –
А то не соколы да слетаются,
А то мастера на ярмарку съезжаются!
2-й коробейник: Ах, ярмарка, свела меня с ума,
Мне нравится такая кутерьма!
У всех сияют счастьем лица,
Все мелькает и кружится,
Будто сказка к нам пришла сама!
На доске дети и педагог развешивают работы. Они рассматривают друг у друга работы с неподдельным интересом. Работы получились яркими и разнообразными.
Педагог: Какие ещё виды глиняных игрушек вы знает? (дымковская, филимоновская, городецкая)
Давайте поиграем в игру «Угадай игрушку»
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!