Какой смысл имеет увенчание брачующихся? — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Какой смысл имеет увенчание брачующихся?

2021-12-07 36
Какой смысл имеет увенчание брачующихся? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Духовный смысл увенчания венцами троякий:

во-первых, увенчание глав провозглашает честь и славу человеку как царю Божественного творения. Человеку как вершине замысла Божия воздаются должные почести;

во-вторых, увенчание подразумевает мученичество, так как жизнь в браке подразумевает под собой ежедневную жертву, ежедневное распятие собственного эгоизма, гордыни, своеволия, отказ от своих интересов ради семьи, ради любимого человека. А сделать это, как известно, не всегда бывает легко, т.к. эгоистичное, страстное “я” почти в каждом дает очень глубокие корни;

в-третьих, венцы на головах брачующихся – это венцы Царствия Божия.Возложение венцов означает надежду на соединение супругов не только в этой временной жизни, а навсегда, и в жизни вечной.

Во время венчания читается Апостольское послание и Евангелие. В послании апостола Павла говорится о взаимной любви и послушании жены мужу: “Да убоится жена мужа своего”. И это, как отмечалось выше, страх потери любви, когда страшно огорчить, опечалить любимого человека, нарушить духовное единение. Евангелие от Иоанна, читаемое священником, повествует о чуде претворения воды в вино на браке в Канне Галилейской. Оно тоже имеет глубокий символический подтекст и означает претворение любви земной в любовь духовную, так, как претворилась вода в вино, в чем и состоит таинство венчанного брака.

Духовное единение венчающихся символизируется чашей вина, которой они трижды обмениваются, испивая ее до дна. Вечность их духовного союза выражается троекратным обхождением вокруг аналоя, на котором лежит Евангелие, вслед за священником с горящими свечами в руках. Оно сопровождается ликующими песнопениями, призывающими пророка Исаию и святых мучеников. Мы помним, что пророк Исаия предсказал рождение Бога от Девы Марии, и вот теперь повенчанная пара приняла благодать Святого Духа, двое стали “одной плотью”. Таким образом, в чинопоследовании таинства венчания заключены основные нормы христианского брака. Поговорим о них более подробно.

 

Основные нормы христианского брака

Брак совершается свободным избранием вступающих в него. Другими словами, в основе брака лежит свобода выбора двух личностей. Преподобный Макарий Египетский сказал: “А ты создан по образу и подобию Божию, потому что как Бог свободен и творит, что хочет, … так свободен и ты”[18]. Именно свобода лежит в основе выбора мужчины и женщины; свободное движение навстречу друг другу – это тоже великая тайна встречи и брака. Понятно, что если брак заключается “из-под палки”, если в его основе лежит принуждение со стороны кого бы то ни было, любовь и единение не станут “плодами” его.

Почему были прочны браки, совершаемые в дореволюционной России?

Многие помнят, что в прежние времена не редкостью были ситуации, когда родители молодых, даже не спрашивая их согласия, устраивали свадьбы. Что характерно, браки-то ведь были крепкими: супруги и жили в согласии, и детей рожали, и на ноги их ставили, и хозяйством занимались. С чем же связана такая стабильность отношений даже без “свободного выбора”? По всей видимости, дело здесь в силе послушания детей родителям, смирении, уважении родительского выбора, полном доверии родительской воле. Другими словами, в данном случае “срабатывал” уже другой духовный закон – закон послушания и почитания родителей.

В этой связи вспоминается классический Ветхозаветный пример женитьбы сына Авраама Исаака.

Исаак, достигши возраста сорока лет, получил от Авраама благословение на женитьбу. Он беспрекословно доверился воле Божией в лице его отца, когда тот послал в путь своего старшего раба Елеазара с той целью, чтобы тот привел невесту Исааку. Подойдя к городу Харран, Елеазар остановился у колодца и стал молиться Господу: “Господи, Боже, господина моего Авраама, пошли ее сегодня навстречу мне и сотвори милость господину моему”… Не успел окончить молитву Елеазар, как к колодцу спустилась с кувшином на плече прекрасная видом девица, которую звали Ревека. Впоследствии она стала женой Исаака, с которой он прожил в мире и любви долгие годы.

***

Брак является пожизненным союзом мужа и жены. Как часто говорят – “один раз и на всю жизнь”, как бы тяжело в браке не было.

Почему один раз?

Причина заключается в том, что любой брак, даже самый тяжелый, дается человеку Богом для его же спасения. Спасение – это обретение возможности жизни вечной и не просто жизни, а жизни в любви и радости с Богом. Но, для того, чтобы спастись, необходимо пронести через всю жизнь крест семейной жизни. Святитель Феофан Затворник в небольшой проповеди “Три слова о несении креста”[19] говорил о несении креста внешнего и внутреннего.

Что такое внешний крест?

Внешний крест представляет собой все скорбные обстоятельства, которые случаются с человеком по жизни. В первую очередь они касаются его семьи. Как говорят святые отцы Церкви, семейная жизнь есть самый прямой путь ко спасению, потому что в тесном супружеском контакте открываются все “острые шипы” и “колючки” друг друга, которые могут быть не видны и никак не проявляться в жизни вне брака. Это и дурные привычки спутника(цы) жизни, и особенности характера, и патологические склонности…

Что со всем этим делать?

Во-первых, можно, уколовшись о шипы, уйти от “несовершенного” супруга или супруги, желая в следующем браке найти более гармоничную личность; а во-вторых, можно терпеливо и смиренно относиться к особенностям и слабостям друг друга, с пониманием и любовью принимая вторую половину даже в этом несовершенном состоянии. Это терпеливое несение внешнего креста несовершенства супруга(и) и есть путь ко спасению, так как современный человек, как сказал протоиерей, профессор Глеб Голеда, “научается любви в браке”. И, если мы стоим на православной позиции, основное, что важно понять – вторая половина в нашей жизни появляется далеко не случайно. Это есть Промысл Божий о человеке.

Что такое внутренний крест?

Внутренний крест, по мнению святителя Феофана Затворника, – это реакция супругов на несовершенство, шероховатости характера другой половины, когда в ответ часто рождаются различные негативные чувства: гнев, раздражительность, обида… И это есть ни что иное, как открытие в себе собственного страстного, греховного начала, “семени тли”, наиболее ярко проявляющегося в тесном межличностном супружеском взаимодействии.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.