Физ-ра в раннее средневековье 10-15вв. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Физ-ра в раннее средневековье 10-15вв.

2021-12-07 33
Физ-ра в раннее средневековье 10-15вв. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Идеал личности: распятое тело Христа. В различных частях мира к феодальным формам физической культуры пришли не в одно время. В таких регионах, как Индия, Китай, Япония и др., где развитие шло постепенно, главную роль играли традиции. Здесь не отказались от старых форм физического воспитания, а лишь видоизменили его. Однако на огромной территории бывшей Римской империи преобразования рабовладельческой формации сопровождались значительными изменениями, обусловленными влиянием стран-завоевателей и стран, стоящих выше в своем культурном развитии. Так, на физическую культуру в русских княжествах значительное влияние оказали Византия и Золотая Орда, на венгров и поляков — немецкие рыцарские ордена, на ряд народов стран Европы — Турция, а на японцев — китайцы. Значительную роль в создании феодальных форм физической культуры сыграли различные мировые религии: буддизм, христианство и ислам, которые были тесно связаны с государствами, выбирали и использовали в своих интересах местные обычаи или сами приспосабливались к ним. Однако отношение к физической культуре представителей той или иной веры было различным. Православная церковь довольно спокойно относилась к западноевропейскому аскетизму. Поэтому многие традиции народов Европы (турниры германцев, ирландские игры, физическое воспитание детей французского и английского государств, проходившее в организованных рамках) не предавались анафеме. Но в целом церковь, заботившаяся о воспитании и образовании паствы, провозглашала презрение к физическим упражнениям, и в большинстве педагогических учреждений были отменены занятия физической культурой, умалчивались античные принципы воспитания детей. Разница во взглядах на физическое совершенство человека в Древней Греции и в период Средневековья ярко просматривается через изменение понятия “аскетизм”. Греческим словом “аскет” (упражняющийся в чем-нибудь) в период Средневековья стали называть человека, который презрел тело, терзает его и закаляет лишь дух. Идеалом тела становится тело распятого Христа, измученного страданиями во имя спасения человечества. Это, конечно, не символ физической силы и гармонично развитого человека, а святой образ аскетичного монаха, отшельника, отказавшего себе в каких-либо жизненных удовольствиях. Следует заметить, что в период Средневековья государства вынуждены были заботиться о военно-физической подготовке феодалов. Яркий пример этому — рыцарская система военно-физического воспитания. Рыцарь становится к тому же идеалом аскета, поскольку ценились не только физические кондиции, боевой дух, но и то, что эти качества были подчинены Богу и церкви. Однако церковный церемониал не проникал, например, в рыцарские турниры, они были чисто светскими играми, и церковь отвергала их. У сельского населения было мало свободного времени для занятий физической культурой, к тому же церковь запрещала народу заниматься физическими упражнениями, стремясь ликвидировать остатки языческой античной физической культуры, проповедовала аскетизм, а заботу о теле, физическое развитие считала грехом. К физическим упражнениям сельского населения можно отнести народные игры. Игры сельского населения, включая традиционные со-стязания, формировались под влиянием местных обычаев. Победители в играх завоевывали авторитет и признание. Сильнейшие в деревне метатели камней, самые выносливые танцоры, ловкие охотники и борцы получали всеобщее признание, материальное поощрение и социальные привилегии. В состязаниях девушек можно было увидеть мотивы возможного выбора супруга, так как о женщинах судили лишь по их мужьям. Физические упражнения в этот период были разнообразными - борьба, метание камней, бег, борьба с палками, бег на коньках, скачки, танцы, разнообразные игры с битой, лаптой, чучелами. Решающее слово в определении победителей было за общиной.

Физ-ра эпохи возрождения

 На рубеже 14-15вв. в развитии культуры Западной Европы наступила новая эпоха - Возрождение. Основой для ее возникновения были развитие образования и достижения культуры средневековых городов. Философско-педагогическим фундаментом Возрождения являлось новое идейное течение «гуманизм», зародившееся в конце XIV в. в Италии. Характерная черта гуманизма - выдвижение на первый план, в противовес церковным воззрениям, человека, стоящего в центре всех систем ценностей и норм поведения. Идеалом гуманистов была всесторонне развитая, нравственно совершенная личность, живущая в гармонии с природой. Гуманисты придавали большое значение возрождению античной культуры Греции и Рима, в кото-рой видели образец для подражания. Физическое воспитание молодежи в период Возрождения также стало предметом обсуждения и заботы ведущих гуманистов - врачей, педагогов, священников. Если в средневековых школах игры детей вызывали раздражение воспитателей, запрещались и считались «делами дьявола», отвлекающими от учения, то теперь прогрессивные люди по-иному относились к процессу физического воспитания.

Одним из первых итальянских педагогов, обративших внимание на необходимость физического воспитания детей, был Витторино да Фельтре (1378-1446) Он преподавал в школе в Мантуе, основанной в 1425 г. под патронатом знатного итальянского рода Гон-зага. Сам да Фельтре воспитывал только детей из рода Гонзага, и слава о его способностях быстро разнеслась по Италии. Гордые этим, Гонзага основали в Ман-туе Академию физики, литературы и этики, где Витторино да Фельтре имел большие возможности для применения своих методов обучения. Да Фельтре стремился сделать это учебное заведение «школой радости». Оно находилось в красивом загородном парке, большие светлые учебные комнаты постоянно проветривались, а широкие коридоры освещались естественным светом. В школе поощрялась любознательность, умственная и физическая активность детей. Да Фельтре отменил телесные наказания, зубрежку заменил наглядными методами обучения. В детях он воспитывал смелость, отвагу, силу, способность переносить боль и неудобства. Наряду с уроками изучения трудов античных классиков, математики, логики, метафизики он занимался с ними музыкой, танцами, борьбой, фехтованием, верховой ездой, стрельбой из лука, играми в мяч. Да Фельтре организовывал купания и обучал плаванию, проводил соревнования по бегу и прыжкам на лоне природы. Он также следил за опрятностью одежды и поведением учащихся.

Впоследствии, вместе с детьми богатых семей в школе учились и талантливые дети бедняков. Да Фельтре предоставлял им свое жилище и пищу, иногда в его доме одновременно проживало до 70 таких учеников из бедных семей.

Французский писатель Франсуа Рабле (1494-1553) известен как автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» - памятника французской литературы Возрождения. На примере своих героев Рабле отвергает средневековый аскетизм и проповедует гуманистические идеалы своего времени. Молодой Гарган-тюа, обучаясь в университете, ежедневно тренируется под руководством учителя. Он обучается искусству верховой езды: преодолению препятствий; перепрыгиванию с одного коня на другого, не касаясь земли; вскакиванию на коня, не опираясь на стремена; управлению конем без узды и с копьем в руках. Гаргантюа настолько силен, что копьем ломает двери, пробивает доспехи, вырывает с корнем деревья. Для развития силы ему отлили гантели из олова, которые он поднимал над головой и держал неподвижно не менее часа. Рабле сравнивает своего героя с древнегреческим Милоном. Рабле советует чередовать физические упражнения с умственными заня-тиями: в физическом воспитании применять не только упражнения, популярные у дворян, но и распространенные среди горожан и крестьян, такие как бег, прыжки, стрельба, метание и др.Известный итальянский гуманист, профессор медицины в университетах Падуи, Болоньи и Пизы Иероним Меркуриалис (1530-1606), увлекавшийся и вопросами истории древнегреческой гимнастики, написал 6-томный труд «Искус-ство гимнастики» (1573). Это произведение переиздавалось шесть раз в течение ста лет. Во введении Меркуриалис пишет:«.более всего ошибаются те, кто утверждает, будто физические упражнения не способствуют поддержанию здоровья. В отличие от них правильно и разумно вели себя Гиппократ, Платон, Гален и Авиценна, оставившие потомкам учение, согласно которому самый эффективный способ сохранить здоровье - правильное питание и соответствующие физические упражнения». Первые три тома книги Меркуриалис посвятил истории античной гимнастики, а в трех последних раскрывает полезность физических упражнений с точки зрения медицины. Меркуриалис подчеркивает необходимость гармонии в духовном и физическом воспитании, доказывает, что физические упражнения благотворно воздействуют на душу и тело человека, устраняют психическую неуравновешенность. Он считал, что каждое упражнение приносит пользу человеческому организму, в то же время он подчеркивал, что они должны приносить радость, а не усталость. Меркуриалис выделял военную гимнастику, необходимую в военных походах, атлетическую (или ложную, вредную для здоровья) и истинную (или лечебную). Цель занятий гимнастикой, считал Меркуриалис, - поддержка хорошего физического состояния и укрепление здоровья. Он восхвалял пассивное использование естественных факторов природы на здоровье человека (передвижение в саду в кресле, на носилках, на подвесных постелях, в колыбелях, путешествия в колясках и на кораблях). Заслугой Меркуриалиса является то, что он возродил древнегреческую гимнастику и соединил ее с новыми познаниями медицины.

8.гимнастическое направление в развитии национальной системы Физ.восп. в Швеции.

Шведская гимнастическая система создавалась по инициативе правительства, поручившего ее разработку Перу Хенрику Лингу (1776 – 1830). По его предложению в 1813 году в Стокгольме был открыт гимнастический институт, существующий и поныне. Основная цель шведской гимнастики – укреплять здоровье молодых людей, гармонически развивать их тело, готовить к военной службе. Все упражнения, в зависимости от их целей и назначения, подразделялись на педагогическую, военную, врачебную, эстетическую гимнастику. Пер Линг установил зависимость формы движений от анатомического устройства тела и по этому признаку классифицировал гимнастические упражнения. Они включали упражнения для рук, ног, брюшного пресса, спинных и боковых мышц туловища и др. Концепция П. Линга основывалась на том, что физическое воспитание должно строиться исключительно на знаниях, подтвержденных анатомией и биологией. Его свод правил – каждое занятие – замкнутое единство. Оно начиналось с разминки. Основная часть посвящалась элементам повышенной интенсивности с удержанием положений, способствующих развитию силы. Завершалось занятие привычными упражнениями на расслабление. Узко понимая физиологическую полезность физических упражнений, он исключил упражнения, которые считал вредными для организма, отгораживал от сложных форм двигательного материала спорта. Работу отца продолжил его сын Ялмар Линг (1799 – 1881). Он подробно описал технику выполнения упражнений, предложил методику преподавания, разработал структуру урока гимнастики. Урок состоял из 14 – 16 серий поточно выполняемых упражнений для отдельных частей тела в сочетании с упражнениями в равновесии, ходьбе, беге и дыхательными упражнениями в конце урока. Нагрузка в течение урока несколько раз повышалась и снижалась. Чтобы эффективно воздействовать на отдельные группы мышц, авторы системы придумали новые снаряды – шведскую стенку, бум, скамейку, плинт. Их назначение принципиально отличалось от снарядов, принятых в немецкой гимнастике. Там занимающиеся стремились проделать все движения, какие можно было выполнить, а в шведской гимнастике снаряды играли вспомогательную роль. Они либо облегчали, либо затрудняли выполнение движений, в зависимости от поставленных задач, давая возможность изолированно воздействовать на отдельные группы мышц. Для шведской гимнастики были характерны симметричность, прямолинейность, малая амплитуда и угловатость движений, излишняя статичность усилий, из-за чего критики называли ее “гимнастикой поз”. Но, несмотря на эти недостатки, она своей гигиенической направленностью и методической обоснованностью выгодно отличалась от немецкой гимнастики. Таким образом, шведская система содействовала созданию основ современной физической культуры за счет локального развития отдельных групп мышц и охраны здоровья. Немецкая система – путем физической подготовки и воспитания на коллективной основе.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.