Субъекты международных политических отношений — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Субъекты международных политических отношений

2021-12-07 27
Субъекты международных политических отношений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Национальные государства

Организации регионального, межрегионального,

межгосударственного характера, например, ЕС

Международные органы и их органы,

например, ООН

Негосударственные общественно-политические,

общественные организации и движения

БЛОК

ерсальско –Вашингтонская система международных отношений Версальско-Вашингтонская си-стема

После завершения Первой мировой войны встал вопрос о формировании новой системы междуна-родных отношений. Эта система должна была обеспечить международный баланс сил, утвердить принципы мирного разрешения конфликтов, предотвратить риск новой войны, подобной Первой мировой. Естественно, основную роль в формировании этой системы сыграли сильнейшие из по-бедивших стран: США, Великобритания и Франция. Такой системой стала Версальско-Вашинг-тонская система международных отношений, созданная в ходе двух крупных международных кон-ференций.

События

1919–1920 гг. – Парижская конференция, основной темой которой была послевоенная судьба по-бежденных стран и Европы в целом. Представители Германии были приглашены на конференцию только после того, как все решения в отношении Германии были приняты. Представители России не были приглашены вовсе.

1921–1922 гг. – Вашингтонская конференция, основной темой которой стало ограничение мор-ских вооружений и разработка единой политики в Тихоокеанском регионе.

Основные решения конференций

Парижская

• Германия объявлена основной виновницей войны. Согласно Версальскому мирному договору между Германией и странами-победительницами, заключалось следующее: ° Германия теряла зна-чительную часть территорий, в том числе все колонии; ° Германия должна была выплатить внуши-тельные по размеру репарации в качестве возмещения ущерба, нанесенного войной; ° Германии запрещалось устанавливать всеобщую воинскую повинность, размер армии не должен был превос-ходить 100 тыс. человек; ° Германии запрещалось иметь авиацию, бронетехнику, налагались жест-

кие ограничения на флот. • Другие страны, проигравшие в войне, также теряли значительные тер-ритории, которые либо становились основой независимых государств (например, Чехословакия), либо были присоединены к странам-победительницам, либо перешли под их управление (что про-изошло с большинством территорий Османской империи – например, Египтом, Сирией, Ливаном, Палестиной и др.). • Для обеспечения коллективной безопасности и предотвращения военных дей-ствий была создана международная организация – Лига Наций (устав Лиги Наций). Основной за-дачей организации являлось мирное разрешение международных конфликтов. Лидерские позиции в Лиге Наций занимали в первую очередь Великобритания и Франция. США, ставшие одним из инициаторов создания организации, не вошли в ее состав, так как Сенат проголосовал против ра-тификации решений Парижской конференции. Впоследствии Лига Наций продемонстрировала неэффективность, механизмы ее работы не позволили предотвратить Вторую мировую войну и другие, менее масштабные войны.

Вашингтонская

• Были введены ограничения на размер военного флота, закрепившие привилегированное положе-ние США. • Был подтвержден подчиненный по отношению к ведущим державам (США, Велико-британия, Япония и др.) статус Китая. четырнадцать пунктов Вильсона

Четырнадцать пунктов Вильсона — проект мирного договора, завершающего Первую мировую войну, разработанный президентом США Вудро Вильсоном и представленный Конгрессу 8 января 1918 года.

Включал сокращение вооружений, вывод немецких частей из России и Бельгии, провозглашение независимости Польши и создание «общего объединения наций» (получившего название Лига Наций). Неохотно одобренная союзниками США, эта программа легла в основу Версальского мира. 14 пунктов Вильсона были альтернативой разработанному В.И.Лениным Декрету о мире, который был куда менее приемлемым для западных держав.

Мандатная система

С точки зрения нового мироустройства очень большое значение имела и статья 22 Устава. Она была одной из самых больших по объему и содержала положения, касавшиеся международной опеки. В первую очередь речь шла об определении судьбы бывших германских колоний в Африке и Океании и об арабских провинциях Оттоманской Порты.

Идея опеки была построена на предположении великих держав относительно того, что большая часть неевропейских территорий, переставших быть под суверенитетом государств, управлявших ими до Первой мировой войны, была не в состоянии самостоятельно руководить собой в "особо трудных условиях современного мира". Исходя из этой логики, Лига и должна была доверить опеку над ними "передовым нациям мира", чтобы они управляли соответствующими территориями от имени Лиги и в качестве ее мандатариев.

Мандаты Лиги делились на три категории: А, В и С. Мандат "С" был самым широким и позволял мандатарию не допускать проникновения в подмандатную территорию иностранного капитала. Тип мандата зависел от оценки великими державами степени развития территории, в отношении которой он применялся. К классу "А" были отнесены территории Порты, к классу "Б" - владения Германии в Центральной Африке, к классу "С" - Юго-Западная Африка и острова Тихого океана. Мандат класса "С" позволял мандатарию управлять подмандатной территорией по своим национальным законам, что фактически превращало опекаемые территории в часть государства-мандатария.

Германские владения были распределены между державами на совещаниях "версальской тройки" 6 мая и на заседании Верховного совета Антанты 7 мая 1919 г. в Париже. Оттоманские - на конференции в Сан-Ремо 19-26 апреля 1920 г. Вопрос о мандатах в зоне Тихого океана решался долго и был урегулирован только после Вашингтонской конференции 1921-1922 гг. (см. гл. 5 настоящего тома).

Великобритания получила манданты на Палестину (из состава которой выделила позднее подмандатную территорию Трансиордании) и Месопотамию (мандат был оформлен британо-иракским договором 1922 г.), а также Танганьику, части Того и Камеруна. Франция - на Сирию, Ливан и фрагменты Камеруна и Того, не вошедшие в мандат Великобритании. Бельгия - на Руанду-Бурунди. Япония - на Маршалловы, Каролинские и Марианские о-ва. Южно-Африканский Союз - на бывшую германскую Юго-Западную Африку, Австралия - на о. Науру, бывшую германскую часть о. Новая Гвинея и острова к югу от экватора. Новая Зеландия - на о-ва Западное Самоа.

Имелось в виду, что в случае выхода державы-мандатария из Лиги наций утрачивал силу и выданный от имени Лиги мандат.

Лига наций.

18 апреля 1946 г. Лига Наций - международная межправительственная организация, созданная в 1919 г. в целях развития сотрудничества между народами и гарантии их мира и безопасности - прекратила свое существование в связи с образованием ООН. Устав Лиги Наций, выработанный специальной комиссией, созданной на Парижской мирной конференции (1919-1920), и включенный в Версальский мирный договор (1919) и другие мирные договоры, завершившие первую мировую войну (1914-1918), был первоначально подписан с 44 государствами, в том числе 31 государством, принимавшим участие в войне на стороне Антанты или присоединившимся к ней и 13 государствами, придерживавшимися нейтралитета в ходе войны. США не ратифицировали устав Лиги Наций и не вошли в число ее членов. Общее число членов Лиги Наций изменялось в пределах 45-60 государств. СССР вступил в Лигу Наций в 1934 г. В декабре 1939 г., после начала советско-финляндской войны (1939-1940), Совет Лиги исключил СССР из Лиги Наций.

Структура, функции и полномочия Лиги были определены в ее Уставе.

Основными органами Лиги Наций являлись Ассамблея - ежегодное собрание представителей всех членов организации и Совет Лиги Наций (собирался за время существования 107 раз) - в составе постоянных и периодически избиравшихся Ассамблеей непостоянных членов. Постоянными членами Совета были Великобритания, Франция, Италия и Япония, а после вступления в организацию (соответственно в 1926 г. и 1934 г.) - Германия и СССР. Ассамблея и Совет собирались в Женеве. Там же работал Секретариат Лиги Наций во главе с Генеральным секретарем.

Кроме основных органов Лига Наций имела также вспомогательные в виде постоянных и временных комиссий. Имелись также автономные органы (например, Международная организация труда, Постоянная палата международного правосудия и др.).

Официальными языками Лиги Наций были французский и английский.

Важнейшими статьями устава Лиги Наций были ст.ст. 8, 10-17 и 22. Статья 8 декларировала необходимость ограничения национальных вооружений "до минимума, совместимого с национальной безопасностью и с выполнением международных обязательств, налагаемых общим выступлением". Такое определение открывало неограниченные возможности для гонки вооружений.

В ст. 10 провозглашался принцип взаимной гарантии территориальной целостности стран

Ст.ст. 12-15 определяли порядок разрешения споров с помощью третейского разбирательства или путём рассмотрения в Совете Лиги Наций.

Статья 16 касалась санкций, налагаемых на государство, совершившее акт агрессии Устав Лиги Наций предусматривал также вмешательство Лиги в споры между государствами, не являющимися ее членами

(ст. 17). Если государство - не член Лиги Наций, участвующее в споре, отказывается принять меры для его разрешения, предложенные Советом Лиги, и прибегнет к войне против одного из членов Лиги, то к нему применяются экономические и военные санкции, предусмотренные

Статья 22 устанавливала порядок управления бывшими германскими и турецкими территориями на Арабском Востоке, в Африке и на Тихом океане.

В 1933 г. Германия и Япония заявили о выходе из Лиги Наций (Италия последовала их примеру в 1937 г.). Это лишило смысла положения Статута о сокращении ВС членов Лиги Наций и об обмене между ними информацией о своих военных потенциалах, а также об организации контроля над производством оружия и торговлей им. Единственным конкретным шагом Лиги Наций, направленным на обуздание акта агрессии, было решение о частичном ограничении внешнеэкономических связей Италии в период итало-эфиопской войны (1935-1941), которое, однако, не сказалось на военном потенциале страны. Агрессию Японии в Маньчжурии (1931-1933) и вторжение ее войск вглубь Китая (1937-1939) Лига осудила лишь словесно. Лиги Наций не рассматривала, по существу, вопрос о германо-итальянской интервенции в Испании в 1936-1939 гг.

В 1938-1939 гг. Лига не реагировала на то, что Германия захватила Австрию, Чехословакию и Клайпедский край и напала на Польшу, развязав 2-ю мировую войну, а также на то, что Италия аннексировала Албанию.

Остались нереализованными и положения Статута о защите каждым членом Лиги Наций территориальной целостности и политической независимости других ее членов и о создании для этого совместных ВС из национальных воинских контингентов членов Лиги Наций.

8 апреля 1946 г. была созвана последняя Ассамблея Лиги Наций в Женеве. Делегаты приняли резолюцию о передаче власти и функций Лиги в Организацию объединенных наций, разделили между вносившими взносы странами резервный фонд Лиги, передали ООН Дворец Наций с библиотекой и архивом.

18 апреля 1946 г. Ассамблея проголосовала за прекращение существования Лиги Наций.

БЛОК

Рурский кризис и план Дауса

Версальские соглашения поставили Германию в крайне тяжелое положение. Вооруженные силы страны были резко ограничены. Германские колонии поделили между собой победители, и обескровленная германская экономика отныне могла опираться лишь на те сырьевые ресурсы, которые имелись на ее сильно сократившейся территории. Страна должна была выплатить большие репарации.

30 января 1921 г. в Париже завершила работу конференция стран Антанты и Германии, установившая общую сумму германских репараций в 226 млрд золотых марок, которая должна

быть выплачена за 42 года. 3 марта соответствующий ультиматум был вручен министру иностранных дел Германии. В нем содержалось требование в течение 4 дней выполнить его условия. 8 марта, не получив ответа на ультиматум, войска Антанты оккупировали Дуйсбург, Рурорт и Дюссельдорф; одновременно были введены экономические санкции против Германии.

5 мая страны Антанты предъявили Германии новый ультиматум с требованием в течение 6 дней принять все новые предложения репарационной комиссии (выплатить в течение 66 лет 132 млрд марок, в том числе 1 млрд – немедленно) и выполнить все условия Версальского договора о разоружении и выдаче виновников мировой войны; в противном случае союзные войска угрожали полностью оккупировать Рурскую область. 11 мая 1921 г. кабинет рейхсканцлера Вирта за два часа до истечения срока ультиматума принял условия союзников. Но лишь 30 сентября французские войска были выведены из Рура. Впрочем, Париж не переставал думать об этом богатом регионе.

Объем репараций оказался Германии не по силам. Уже осенью 1922 г. правительство Германии обратилось к союзникам с просьбой о предоставлении моратория на выплату репараций. Но возглавляемое Пуанкаре французское правительство ответило отказом. В декабре глава Рейнско-Вестфальского угольного синдиката Стиннес отказался выполнять поставки по репарациям даже под угрозой занятия войсками Антанты Рура. 11 января 1923 г. 100-тысячный франко-бельгийский контингент оккупировал Рурский бассейн и Рейнскую область. Рур (после того, как у Германии по Версальскому договору отобрали Верхнюю Силезию) давал стране около 80% угля, здесь было сосредоточено более половины немецкой металлургии. Борьба за Рурскую область объединила немецкую нацию. Правительство призвало к пассивному сопротивлению, которое, впрочем, началось и без всяких призывов. В Руре встали предприятия, не работали транспорт и почта, не платились налоги. При поддержке армии развернулись партизанские действия и саботаж. Французы ответили на это арестами, депортациями и даже смертными приговорами. Но это не изменило ситуацию.

Потеря Рура привела к обострению экономического кризиса во всей стране. Из-за отсутствия сырья тысячи предприятий прекратили работу, возросла безработица, снизилась заработная плата, увеличилась инфляция:

26 сентября канцлер Штреземан объявил о прекращении пассивного сопротивления в Рурской области и возобновлении выплаты Германией репараций. В этот же день было объявлено чрезвычайное положение. Отказ от сопротивления французам активизировал правых и левых экстремистов, а также сепаратистов во многих областях Германии. Коммунисты возложили вину за оккупацию Рура на правительство и призвали к акциям гражданского неповиновения и

всеобщей стачке. С помощью рейхсвера восстания были подавлены в зародыше, хотя без крови не обошлось: в Гамбурге дело дошло до баррикадных боев. В ноябре 1923 г. коммунистическая партия была официально запрещена. 8–9 ноября 1923 г. в Мюнхене произошла попытка переворота, которую организовала до того мало кому известная организация правого толка – НСДАП. Великобритания и США были недовольны непримиримой позицией Франции и настаивали на ведении переговоров по поводу установления более реальной суммы репараций. 16 августа 1924 г. там же завершила работу конференция стран Европы, США и Японии, принявшая новый репарационный план американского банкира Чарлза Дауэса.

В соответствии с планом Дауэса Франция и Бельгия эвакуировали войска из Рурской области (они начали это делать 18 августа 1924 г. и закончили через год). Был установлен скользящий график выплат (которые постепенно увеличивались с 1 млрд марок в 1924 г. до 2,5 млрд в 1928–1929 гг.). Главным источником покрытия репараций предполагались доходы государственного бюджета за счет высоких косвенных налогов на товары широкого потребления, транспортных и таможенных сборов. План ставил экономику Германии в зависимость от американского капитала. Стране предоставлялось 800 млн марок в качестве займа от США для стабилизации валюты. План был рассчитан на то, что немецкие промышленники и торговцы перенесут свою внешнеэкономическую деятельность в Восточную Европу. Принятие плана свидетельствовало об усилении в Европе влияния США и о провале попытки Франции установить свою гегемонию.

Конференция в Локарно.

16 октября 1925 г. в швейцарском городе Локарно завершила свою работу международная конференция, в которой участвовали представители Великобритании, Франции, Бельгии, Италии, Германии, Польши и Чехословакии. Конференция приняла Рейнский пакт, который обеспечивал неприкосновенность границ между Францией, Бельгией и Германией. Последняя окончательно отказалась от претензий на Эльзас и Лотарингию, а Франция – от притязаний на Рурскую область. Было подтверждено положение Версальского договора о демилитаризации Рейнской области и одобрен план Дауэса. Кстати, восточные германские границы не подпадали под систему выработанных в Локарно гарантий, что было частью антисоветской политики держав.

Урегулирование репарационного вопроса и ликвидация рурского конфликта создали благоприятные условия для притока в Германию иностранного капитала.

Мюнхенское соглашение

Мюнхенское соглашение (мюнхенский сговор) о присоединении пограничных земель Чехословакии, населенных немцами, к нацистской Германии, было подписанное 30 сентября 1938 года представителями Великобритании (Невилл Чемберлен), Франции (Эдуар Даладье), Германии (Адольф Гитлер) и Италии (Бенито Муссолини). Оно явилось результатом агрессивной политики Гитлера, провозгласившего ревизию Версальского мирного договора 1919 года с целью восстановления германского рейха, с одной стороны, и поддержанной США англо-французской политики «умиротворения», с другой.

Английское и французское руководство было заинтересовано в сохранении статус кво, сложившегося в Европе в результате Первой мировой войны 1914-1918 годов, и рассматривало политику Советского Союза и мирового коммунистического движения как главную опасность для своих стран. Лидеры Великобритании и Франции стремились политическими и территориальными уступками за счет стран Центральной и Юго-Восточной Европы удовлетворить экспансионистские притязания Германии и Италии, достичь «широкого» соглашения с ними и обеспечить тем самым собственную безопасность, подтолкнув германо итальянскую агрессию в восточном направлении. Судеты относились к наиболее промышленно развитым районам Чехословакии. В регионе 3,3 млн. населения составляли компактно проживающие этнические, так называемые судетские немцы. Гитлер с самого начала своей политической деятельности требовал их воссоединения с Германией, неоднократно предпринимал попытки осуществить это требование.

В марте 1938 года без какого-либо противодействия со стороны западных держав Германия осуществила насильственный захват (аншлюс) Австрии. После этого резко усилился германский нажим на Чехословакию. 24 апреля 1938 года фашистская Судето немецкая партия (СНП) Конрада Генлейна по указанию Гитлера выдвинула требование предоставить Судетской области автономию.

Правительство СССР заявило о готовности выполнить свои обязательства по советско чехословацкому договору 1935 года, который предусматривал оказание Советским Союзом помощи Чехословакии в случае агрессии против неё при условии одновременного оказания такой помощи Францией.

13 сентября гитлеровское руководство инспирировало мятеж судетских фашистов, а после его подавления чехословацким правительством стало открыто угрожать Чехословакии вооруженным вторжением. 15 сентября на встрече с Гитлером в Берхтесгадене премьер министр Великобритании Чемберлен согласился с требованием Германии передать ей часть чехословацкой территории. Через два дня английское правительство одобрило «принцип самоопределения», как была названа германская аннексия Судетской области.

19 сентября 1938 года чехословацкое правительство передало Советскому правительству просьбу дать как можно скорее ответ на вопросы: а) окажет ли СССР, согласно договору, немедленную действительную помощь, если Франция останется верной и тоже окажет помощь; б) поможет ли СССР Чехословакии как член Лиги наций.

Обсудив 20 сентября этот запрос, ЦК ВКП(б) счел возможным дать на оба эти вопроса положительные ответы. 21 сентября советский посол в Праге подтвердил готовность Советского Союза оказать такую помощь. Однако, подчиняясь англо-французскому давлению, чехословацкое правительство капитулировало, дав согласие удовлетворить берхтесгаденские требования Гитлера.

22-23 сентября Чемберлен вновь встретился с Гитлером, который еще более ужесточил требования к Чехословакии и сроки их выполнения.

Воспользовавшись моментом, свои территориальные притязания высказали Польша и Венгрия. Это позволило Гитлеру оправдать аннексию Судет «международным» характером требований к Чехословакии. В этой ситуации по инициативе Муссолини 29-30 сентября 1938 года было проведено совещание представителей Англии, Франции, Германии и Италии в Мюнхене, на котором 30 сентября без участия представителей Чехословакии было подписано Мюнхенское соглашение (датировано 29 сентября).

Согласно этому соглашению, Чехословакия должна была в период с 1 по 10 октября очистить Судетскую область со всеми укреплениями, сооружениями, путями сообщений, фабриками, запасами оружия и т.д. Также Прага обязалась в течение трех месяцев дать удовлетворение территориальным претензиям Венгрии и Польши. Дополнительно была принята декларация, в которой Великобританией и Францией давались гарантии новым границам Чехословакии.

Правительство Чехословакии подчинилось принятому в Мюнхене соглашению, и 1 октября 1938 года части вермахта оккупировали Судеты. В результате Чехословакия потеряла около 1/5 своей территории, около 5 млн. населения (из них 1,25 млн. чехов и словаков), а также 33% промышленных предприятий. Присоединение Судет стало решающим шагом на пути к

окончательной ликвидации государственной самостоятельности Чехословакии, последовавшей в марте 1939 года, когда Германия захватила всю территорию страны.

Суверенитет и территориальная целостность чехословацкого государства были восстановлены в результате разгрома фашистской Германии во Второй мировой войне. Согласно Договору о взаимных отношениях 1973 года Чехословакия и Федеративная Республика Германия признали Мюнхенское соглашение, «имея в виду свои взаимные отношения в соответствии с настоящим договором, ничтожным».

БЛОК

БЛОК

Венгерское восстание

Осенью 1956 года в Венгрии вспыхнуло восстание, которое переросло в трехнедельный кровавый мятеж. Поводом к нему послужили два события: доклад Н. С. Хрущева на ХХ съезде партии и восстание рабочих в Польше, в Познани, летом этого же года. После этих событий, венгры сменили правительство М. Ракош. Новым руководителем Венгерской Партии Труда и страны стал Эрнё Герё. Но большинство радикально-настроенных граждан хотели видеть на этом посту Имре Надя, который уже был на посту премьер-министра двумя годами ранее. Венгрия мятеж 1956 год23 октября 1956 года началась вполне мирная демонстрация, которая состояла поначалу из студенчества, требовавших чтобы из страны вывели войска Красной армии и были проведены свободные выборы. Постепенно к ней присоединялись обычные прохожие, венгерские солдаты, и участники антикоммунистического подполья. Вскоре обстановка стала откровенно напряженной. Демонстранты атаковали Дом Радио, который находился под охраной органов госбезопасности. Появились первые жертвы. Вечером, по требованию демонстрантов, пост премьер-министра снова занял Имрё Надь, но мятежники уже стали неуправляемыми. По просьбе действовавшего первого

секретаря ЦК ВПТ Эрнё Герё в столицу были введены советские войска для наведения порядка. Но последующие события показали, что это нисколько не улучшило ситуацию. На улицах города началась настоящая резня. Имре Надь начал переговоры о выводе советских войск из Будапешта. К 30 октября войска Особого корпуса вернулись в места своей дислокации. В городе воцарился хаос. Мятежники вылавливали на улицах коммунистов, работников госбезопасности, их родственников и устраивали зверские расправы. Перестали работать магазины, аптеки, фабрики, вокзалы и т.д. В стране фактически началась гражданская война. В данной ситуации, необходимо было принимать меры к нормализации обстановки.Венгрия 1956 годОперация под кодовым названием «Вихрь» началась 4 ноября 1956 года. Основной задачей, поставленной войскам, была помощь венгерскому народу в сохранении достижений социалистических завоеваний и свержению угрозы вновь зарождавшегося фашизма. Разработкой операции «Вихрь» занимался маршал Георгий Константинович Жуков, состоявший на тот момент в должности, министра обороны СССР. Командование операцией было поручено маршалу Коневу Ивану Степановичу. Рано утром 4 ноября началась артиллерийская атака на Будапешт, тяжелые советские танки ворвались на улицы города. Несмотря на тяжесть маневрирования в условия города, наши танки справлялись с полученной задачей, расчищая дорогу десантникам и пехоте, которые в свою очередь прикрывали танки. Большие неповоротливые машины были легкой мишенью для минометов, гранатометов, метателей «коктелей Молотова». Ожесточенные бои прекратились только 10 ноября. Многие повстанцы, не желая сдаваться, ушли в партизаны. Но буквально через несколько дней, благодаря тотальному прочесыванию местности силами советской и венгерской армий, и их сопротивление было сломлено.

Карибский кризис 1962года

В 1962 году произошел Карибский кризис. Весь мир стоял на краю пропасти — и это не преувеличение. «Холодная война», тянувшаяся между СССР И США уже почти двадцать лет, могла перерасти в ядерный конфликт. Советский Союз тайно переправил на территорию Кубы свои ракеты, и конечно, Америка расценила такой шаг, как открытую угрозу. Плацдарм на Кубе: причины Карибского кризиса. Несмотря на давнее противостояние и гонку вооружений, размещение ракет на Кубе не было авантюрой советского правительства. После победы революционных сил Фиделя Кастро в 1959 году на Кубе СССР вступил в тесное сотрудничество с кубинцами. Это было выгодно обеим сторонам — Куба получала поддержку одной из самых сильных держав мира, а СССР обретало первого союзника «по ту сторону океана». Конечно, уже одного этого было достаточно, чтобы американское правительство почувствовало некоторую тревогу. По состоянию на начало 1960-х годов США обладали серьезным преимуществом по части ядерного вооружения. А в 1961 году американские ракеты с ядерными боеголовками были размещены в Турции — в непосредственной близости от границ

СССР. В случае ядерного конфликта эти ракеты «дотягивались» в том числе и до Москвы. По мнению Джона Кеннеди, они были ненамного опаснее баллистических ракет, размещенных на подводных лодках. Однако ракеты средней дальности и межконтинентальные ракеты различаются по времени подлета, и кроме того, установки в Турции было куда проще мгновенно привести в боевую готовность. Так или иначе, Хрущев счел американские ракеты на берегу Черного моря угрозой. Поэтому был предпринят ответный шаг — тайное перемещение и установка ядерных сил на дружественной Кубе, что и привело к Карибскому кризису 1962 года. Разрешение конфликта. Узнав о присутствии на Кубе советских ядерных сил, руководство США решило установить вокруг Кубы военно-морскую блокаду. Правда, как ни странно, здесь вышла заминка с законностью такого акта — ведь советские ракеты формально не нарушали международного права, тогда как введение блокады считалось прямым объявлением войны. Поэтому было решено назвать блокаду «карантином» и обрезать морское сообщение не целиком и полностью, а только в части вооружения. Дипломатические переговоры, на протяжении которых весь мир находился в напряжении, продолжались неделю. В результате стороны договорились о следующем: СССР выводит свои силы с Кубы; США убирают ракеты из Турции и оставляют попытки вторгнуться на Кубу. Итоги и последствия Карибского кризиса. Карибский кризис, чуть не ставший причиной Третьей Мировой войны, продемонстрировал всю опасность ядерного оружия и недопустимость использования его в дипломатических переговорах. В 1962 году США и СССР договорились прекратить ядерные испытания в воздухе, под водой и в космосе, и «холодная война» пошла на спад. Также именно после Карибского кризиса была создана прямая телефонная связь между Вашингтоном и Москвой — чтобы лидерам двух государств больше не приходилось полагаться на письма, радио и телеграф в обсуждении важных и безотлагательных проблем. Василий Александрович Архипов

Суэцкий кризис 1956 В первые годы по окончании Второй Мировой войны англичане продолжали держать воинские контингенты в зоне Суэцкого канала, вызывая растущее возмущение египетских националистов. Раздражение египетских арабов подогревалось обидой из-за территориальных потерь в войне с Израилем 1948-1949 и недовольством своим слабым правительством, не сумевшим оздоровить экономическое положение страны. Вдобавок ко всему король Египта Фарук имел репутацию международного плейбоя.

Ситуация обострилась в июле 1952 года, когда группа армейских офицеров, возглавляемая генералом Мохаммедом Нагибом, осуществила в Египте военный переворот. Король Фарук был вынужден отречься и отправился в изгнание, а страной стал управлять Совет революционного командования.

В начале 1953 года правительство Нагиба вступило в переговоры с англичанами. В результате этих переговоров в 1956 году получил независимость Судан и, что было ещё важнее для египтян, англичане должны были полностью вывести свои войска из зоны Суэцкого канала. Обе стороны согласились с тем, что Суэцкий канал останется международным водным путем. Но на роль главной фигуры в египетской политике уже выдвинулся полковник Гамаль Абдель Насер, правая рука Нагиба, ставший премьер-министром в апреле 1954 года. Он упорно противился усилению западного влияния на Ближнем Востоке, которое знаменовалось двумя событиями.

В 1953 году американцы инспирировали переворот в Иране, вернувший к власти прозападного шаха, который двумя годами ранее был точно так же свергнут в результате националистического переворота Мохаммеда Моссадыка. Моссадык, конфисковавший в богатом нефтью Иране все имущество английских и американских нефтяных компаний, после событий 1953 потерял власть.

Второй инцидент имел место в 1955 году, когда Великобритания, движимая желанием сохранить свое влияние в регионе, заключила с Ираком, Турцией, Ираном и Пакистаном Багдадский пакт, в выработке которого участвовали и Соединенные Штаты.

Насер, который готовился свергнуть Нагиба и стать президентом, увидел в событиях 1953-1955 попытку изолировать Египет и усилил наметившееся ещё ранее сближение с коммунистическим блоком. Москва ранее поддерживала режим Моссадыка в Иране. Египет стал получать оружие из Восточной Европы – факт, вызвавший раздражение Запада.

Некоторое время египетское правительство ещё лавировало между Западом и Востоком, но положение изменилось в связи с крупным инженерным проектом в Египте – строительством Асуанской плотины. Запад поначалу согласился финансировать эту стройку, но в июле 1956 года отозвал свое предложение, в убеждении, что Египет скоро присоединится к Восточному блоку. На арену быстро выступил Советский Союз и перехватил заказ. Одновременно уже устранивший Нагиба Насер объявил о национализации Суэцкого канала.

Это его решение и стало главной причиной Суэцкого кризиса. Англичане и французы, главные держатели акций компании Суэцкого канала, опасались, что Каир отменит свободу судоходства по нему для западных стран. Поэтому Англия и Франция тайно договорились вернуть Суэцкий канал силой. В это же время и Израиль все больше ощущал нависшую над ним угрозу новой войны с арабами. Перевооружение Египта, постоянная напряженность на границе и то обстоятельство, что ближайшие соседи Израиля – Египет, Сирия и Иордания – заключили военный союз, – все это убедило евреев в неизбежности агрессии. Поэтому они стремились нанести превентивный удар по Египту. Дополнительный стимул был получен, когда в сентябре 1956 года французы, которые теперь поставляли Израилю оружие, посвятили израильтян в англо-французский план возвращения Суэцкого канала. Генеральными штабами Великобритании, Франции и Израиля был разработан совместный план войны ради «защиты свободы судоходства по Суэцкому каналу».

29 октября 1956 года Суэцкий кризис перешёл в военную фазу: израильтяне нанесли по Египту внезапный удар, вторгнувшись на полуостров Синай. Их мощное наступление застигло египтян врасплох, и через несколько дней израильтяне уже двигались в направлении к Суэцкому побережью. Англичане и французы обратились в ООН с предупреждением, что, если военные действия в зоне канала не прекратятся, они будут вынуждены вмешаться. Америка, где вскоре должны были состояться президентские выборы, и Советский Союз, занятый в то время ещё и событиями в Венгрии, потребовали вывода израильских войск. Но Франция и Англия блокировали это требование. 31 октября 1956 их авиация начала бомбардировки египетских военно-воздушных баз. Между тем израильские войска продвигались все ближе к каналу.

Суэцкий кризис вошёл в свою решающую стадию. 5 ноября, когда израильские войска почти вплотную подошли к каналу, была произведена высадка англо-французского воздушного десанта в северных предместьях Порт-Саида. На следующий день высадился и морской десант. Египтяне оказали слабое сопротивление, и вскоре англичане и французы овладели важнейшими объектами Суэца. Все это время Организация Объединенных Наций почти непрерывно проводила пленарные заседания и требовала немедленно прекратить огонь. 2 ноября 1956 Генассамблея ООН приняла решение о прекращении огня и выводе войск из района Суэцкого канала, которое было проигнорировано Англией, Францией и Израилем. Гораздо больший эффект имело заявление советского правительства от 5 ноября 1956 «О решимости применением силы сокрушить агрессоров и восстановить мир на Востоке». Ввиду практических военных мероприятий СССР по подготовке вмешательства боевые действия у Суэца были прекращены. Соединенные Штаты также осудили нападение англичан и французов. Вечером 6 ноября вступило в силу соглашение о прекращении огня. Израиль к тому времени занял уже весь Синай, однако в течение последующих четырех месяцев английские, французские и израильские войска были выведены и их заменили силы ООН по поддержанию мира.

Причины вьетнамской войны

На Севере страной управляла коммунистическая партия во главе с Хо Ши Мином. Марионеточное правительство Южного Вьетнама протянуло руки за американской военной помощью. Так схлестнулись интересы СССР и США в Юго-Восточной Азии. США планировали окружить СССР по периметру странами, которые были бы настроены проамерикански. К ним уже относились Пакистан и Южная Корея. Мешал Северный Вьетнам. Без него американцы теряли преимущество в этом регионе.

Президент Кеннеди отдал приказ о вводе войск в Южный Вьетнам. К 1964 году их численность составляла более 20000 человек. В феврале 1965 года посетивший Ханой председатель Совета Министров А.Н.Косыгин пообещал Северному Вьетнаму советскую военную помощь. Однако открыто ввязываться в конфликт Советский Союз не стал. Поэтому советские специалисты, прибывшие туда весной 1965 года, по всем бумагам проходили как гражданские лица. Они долгие годы хранили молчание.

Этапы вьетнамской войны

Под завесой секретности в Северном Вьетнаме были развернуты десять советских военных центров зенитно-ракетных войск ПВО. Главной задачей была подготовка ракетчиков-вьетнамцев. Так прикрывали небо, обеспечивая победу на земле. Американцы знали о присутствии советских специалистов, но до поры относились к этому факту снисходительно


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.063 с.