Война во Вьетнаме (1957-1975гг.) — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Война во Вьетнаме (1957-1975гг.)

2021-12-07 27
Война во Вьетнаме (1957-1975гг.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

5 августа 1964 года американские военные самолеты совершили налет на базу торпедных катеров у побережья Северного Вьетнама. Этот день считается первой в истории Вьетнама воздушной войны. За десять лет до этого события, в 1954 году, Вьетнам освободился от французских колонистов. В соответствие с Женевским соглашением страна была разделена на две части – Северную и Южную. В 1960 году между ними начался вооруженный конфликт. В течение нескольких лет он перерос в крупномасштабную войну.

Причины вьетнамской войны

На Севере страной управляла коммунистическая партия во главе с Хо Ши Мином. Марионеточное правительство Южного Вьетнама протянуло руки за американской военной помощью. Так схлестнулись интересы СССР и США в Юго-Восточной Азии. США планировали окружить СССР по периметру странами, которые были бы настроены проамерикански. К ним уже относились Пакистан и Южная Корея. Мешал Северный Вьетнам. Без него американцы теряли преимущество в этом регионе.

Президент Кеннеди отдал приказ о вводе войск в Южный Вьетнам. К 1964 году их численность составляла более 20000 человек. В феврале 1965 года посетивший Ханой председатель Совета Министров А.Н.Косыгин пообещал Северному Вьетнаму советскую военную помощь. Однако открыто ввязываться в конфликт Советский Союз не стал. Поэтому советские специалисты, прибывшие туда весной 1965 года, по всем бумагам проходили как гражданские лица. Они долгие годы хранили молчание.

Этапы вьетнамской войны

Под завесой секретности в Северном Вьетнаме были развернуты десять советских военных центров зенитно-ракетных войск ПВО. Главной задачей была подготовка ракетчиков-вьетнамцев. Так прикрывали небо, обеспечивая победу на земле. Американцы знали о присутствии советских специалистов, но до поры относились к этому факту снисходительно. Чувство полной безнаказанности прошло после того, как американские самолеты стали сбиваться вьетнамскими (а по сути – советскими) ПВО. Бои шли ежедневно.

Советские специалисты выработали свою тактику – стрельба из засады. Удар по самолету противника – и сразу же отход на другую, заранее подготовленную позицию в джунглях. Потери американской авиации достигли 25 %. На помощь американцам пришла самонаводящаяся ракета «Шрайк», засекавшая работу зенитных установок в считанные секунды. Война во Вьетнаме стала своего рода полигоном для испытания разных видов оружия, в том числе контроружия.

За 9 лет войны было проведено около 500 воздушных боев и сбито 350 американских самолетов. Потери вьетнамской стороны – 131 самолет. За все это время в плен попало почти 800 американских летчиков. Вопреки устоявшейся легенде, никто их не пытал и не содержал в ужасных условиях, а советских разведчиков к ним и близко не подпускали. За весь период военной кампании авиация США потеряла более 4500 истребителей и бомбардировщиков. Это равнялось почти половине всего воздушного флота Америки.

Армия Северного Вьетнама почти на 70 % была обеспечена оружием советского производства. Поставки проходили через Китай, где в то время шла «культурная революция». К началу 70-х Америка стала напоминать загнанного зверя. Общественное мнение требовало вывести войска. Солдаты гибли тысячами. Многочисленные демонстрации протеста нередко заканчивались схватками с полицией. Резервисты даже сжигали свои повестки. Президент Никсон колебался: то отдавал приказы прекратить бомбежки, то возобновить их. Американцы хотели сохранить лицо.

Итоги вьетнамской войны

27 января 1973 года в Париже было подписано соглашение между Ханоем и Вашингтоном о прекращении огня. Начался вывод американских войск из Вьетнама. Самая современная на тот момент армия мира потерпела поражение. 60000 погибших солдат и сотни тысяч искалеченных – таков страшный итог этой войны. На войну ушло почти 300 миллиардов долларов.

5 блок - МО в 80-е – 90-е гг. Рейганомика и новая внешнеполитическая система в США, формирование однополярного мира и конфликт в Югославии.

период истории этой страны, начинающийся с победы Рональда Рейгана на президентских выборах 1980 г. и продолжающийся до окончания холодной войны и распада СССР, главного геополитического противника США во второй половине XX в. В 1980 г. президент Картер потерпел сокрушительное поражение, и новый президент Рейган серьёзно изменил направление как внутренней, так и внешней политики США. Его программа экономических реформ включала стимулирование производства, сокращение налогов и государственного регулирования экономики. Рейган четыре раза встречался с советским лидером М. С. Горбачёвым и подписал Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Их партнерство ускорило конец холодной войны и падение Берлинской стены. Среди крупных экономических и политических событий этой эпохи крах фондового рынка 1987 г., предшествовавший экономическому кризису начала 1990-х годов, и скандал Иран-контрас(торговля оружием), вскрывший незаконные операции ЦРУ, совершавшиеся с ведома администрации Рейгана в обход Конгресса США.

Рейганомика — курс экономической политики американского правительства в 1981—1989 гг. в период президентства Рональда Рейгана. Связан с приходом к власти в США консервативно настроенных сил Республиканской партии, подъёмом так называемой неоконсервативной волны во многих развитых странах Запада. Теоретической основой рейганомики служила экономическая теория предложения. Практическим выводом из неё явился перенос акцентов с регулирования спроса на товары и услуги на стимулирование их производства. Необходимость дать простор инвестиционным и инновационным процессам, снижению издержек, увеличению сбережений и накопления частного капитала потребовала крупных налоговых реформ.

Основными пунктами рейганомики были:

1.Замедление роста правительственных расходов.

2.Сокращение налогов.

3.Сокращение вмешательства государства в экономику.

4.Снижение инфляции путем сокращения денежной массы.

В то же время Рейган намеревался на фоне сокращения налогов наращивать расходы на вооружения, чем его политика разительно отличалась от политики предыдущих администраций Никсона, Форда и Картера. Ежегодный дефицит государственного бюджета при Рейгане составлял в среднем 4,2 % валового внутреннего продукта, в то время как в 1980 г. он составлял 2,7 %.

Один из архитекторов рейганомики Уильям Нисканен говорил, что Рейган достиг всех четырех целей своей экономической политики, но не в той степени, в какой рассчитывали он сам и его сторонники. Наибольшим изменениям подверглась налоговая политика. Например, максимальная ставка подоходного налога была уменьшена с 70 % до 28 %. В то же время первоначальная экономическая программа Рейгана в ходе ее осуществления претерпела значительные изменения, в особенности, из-за вмешательства Конгресса. Доля налоговых сборов в валовом внутреннем продукте понизилась от 19,6 % в 1981 г. до 17,3 % в 1984 г., но к 1989 г. она снова выросла до 18,4 %. Если при Картере расходы федерального бюджета увеличивались примерно на 4 %, то при Рейгане — лишь на 2,5 %. Тем не менее, расходная часть бюджета за годы правления Рейгана в среднем составляла 22,4 % валового внутреннего продукта, в то время как за весь период с 1971 по 2009 гг. эта цифра составляла лишь 20,6 %. Одновременно вырос государственный долг США, от 26,1 % валового внутреннего продукта в 1980 г. до 41 % к 1988 г., в абсолютных цифрах — примерно в три раза. Итог: безработица снизилась до 3,9% к 2000 г.

Политика президента отличалась принятием жестких законов и резкими заявлениями в отношении Советского Союза и его союзников. В то же время, по признанию многих, она была одной из самых результативных. В этот период были предприняты значительные политические шаги по оздоровлению американской экономики. Государство заметно сократило бюджетные расходы на социальную сферу. Одновременно была понижена налоговая ставка для предприятий частного сектора экономики. Государство стало еще более поддерживать малый и средний бизнес путем налогового регулирования. В то же время был значительно увеличен военный бюджет. Были предприняты конкретные шаги по укреплению американской валюты.

Экономический прогресс, начавшийся с конца 1982 г., ознаменовался значительным ростом промышленного производства. Валовой национальный продукт (ВВП) к концу президентства Р. Рейгана увеличился на 27%, уровень промышленного производства — на 33%.

Во внешней политике президент Рейган занял жесткую позицию в отношении Советского Союза и его сателлитов. США стали активно помогать афганским моджахедам, снабжая их современным оружием. После избрания на второй срок Рейган пошел навстречу советскому лидеру М. Горбачеву в его стремлении сократить количество ядерных ракет и значительно улучшил отношения с СССР. На очередных выборах 1988 г. победил кандидат от Республиканской партии, бывший вице-президент Джордж Буш (1989—1993 гг.).

Югославия

Потрясения в Советском Союзе происходили параллельно с острейшим кризисом государственности в Югославии, которая, подобно СССР, стала разрушаться. «Особый путь» И. Б. Тито не избавил эту страну от слабостей, которые были свойственны «реальному социализму».

Система управления страной постепенно вела к экономической и политической автаркии республик и краев, усиливала неравномерность их развития. От распада страну спасали только авторитет личной власти И. Б. Тито и жесткая организационная структура коммунистической партии.

Но к началу 1970-х годов в республиках и краях сформировалось новое поколение руководителей, которые не разделяли революционно-интернационалистских взглядов И. Б. Тито и были подвержены влиянию националистических настроений. В первую очередь это относилось к руководителям Хорватии, история вхождения которой в состав единой Югославии была предельно противоречивой. Очагом этнической напряженности был и автономный край Косово и Метохия (с 1974 г. - Косово) в составе Социалистической Республики Сербии, большинство населения которого после окончания Второй мировой войны стати составлять албанцы, мигрировавшие туда из Албании при нацистской оккупации. Пытаясь предупредить сепаратизм, федеральные власти шли на уступки косовским албанцам, в результате чего местное сербское и черногорское население подвергаюсь негласной дискриминации со стороны местных албанских властей и постепенно покидало Косово. Демографические соотношения менялись еще больше в пользу албанцев.

После смерти И. Б. Тито в мае 1980 г. президентская власть перешла к институту коллективного руководства - федеральному президиуму. При соблюдении принципа ежегодной ротации его председателем выбирался представитель одной из республик и краев. Экономическая ситуация в стране была сложной. После распада СССР произошла девальвация «особой» роли, которую играла Югославия в геополитических расчетах Востока и Запада. Сократилась помощь из внешних источников.

Попытку вывести экономику страны из пропасти предприняло в 1989 г. по диктуемым МВФ канонам «шоковой терапии» правительство, возглавляемое хорватом Анте Марковичем. Ему

удалось сбить инфляцию ценой роста безработицы, банкротств и бедности. Но как только реформа коснулась сферы приватизации, ее проведение натолкнулось на сопротивление разных политических группировок. Прежде всего, реформой были недовольны экономические и управленческие элиты отдельных республик, стремившиеся захватить наиболее рентабельные объекты приватизации. Это было легче сделать, вступив в союз с республиканскими властями против федеральных, на чем и сосредоточились представители бизнеса в большинстве республик Югославии. Это стимулировало сепаратизм. Реформы А. Марковича, требовавшие унификации существовавших в республиках экономических систем, спровоцировали дополнительную межнациональную напряженность.

Она усугублялась религиозными и историческими факторами - большинство населения Словении и Хорватии составляли католики;

сербы, черногорцы и македонцы были православными; в Боснии и Герцеговине имелось значительное число славян-мусульман, которые считались отдельной этнической группой по признаку религиозной принадлежности. Мусульманами были и албанцы, населявшие автономный край Косово.

27 сентября 1989 г. парламент югославской республики Словении принял поправки к своей конституции, провозгласившие право республики выйти из состава СФРЮ. Это был первый шаг к разрушению единой Югославии.

В том же 1989 г. албанское большинство Косово выступило с требованиями повысить статус края, объявив его республикой. Сербское население края было напугано. По всей Сербии стали разрастаться антиалбанские настроения. На их волне 9 января 1990 г. на первых многопартийных выборах в Сербии президентом стал Слободан Милошевич - руководитель сербской организации коммунистов, которые преобразовали свою партию в социалистическую. С. Милошевич выступал под лозунгами сохранения территориального единства Югославии и необходимости борьбы с сепаратизмом. 28 сентября 1990 г. сербский республиканский парламент принял решение о ликвидации автономии Косово, в край были направлены войска.

Националистические движения под воинственно патриотическими лозунгами победили в том же 1990 г. и на выборах в Хорватии и Словении. 23 декабря 1990 г. в Словении был проведен референдум, участники которого высказались за независимость Словении. Немедленно вслед за тем такой же референдум был проведен в Хорватии, которая тоже приняла решение о выходе из Югославии. В декабре 1990 г. в Хорватии была принята новая конституция, объявлявшая ее «государством хорватского народа». Между тем, 30% населения Хорватии в тех административных границах, которые она имела в составе СФРЮ, составляли сербы.

Хорватские сербы проживали компактно. Это было связано с тем, что после Второй мировой войны, когда формировались административные границы югославских республик, в состав Социалистической Республики Хорватии по настоянию Н. Б. Тито (который по национальности был хорватом) были включены земли с преобладанием сербского населения. Тогда же в состав Хорватии было передано все населенное мусульманами боснийское побережье Адриатики - что вскоре вызвало конфликт Хорватии с Боснией и Герцеговиной.

Опасаясь дискриминации после принятия новой конституции, сербское население Хорватии провозгласило на преимущественно сербских территориях создание своего государственного образования - Республики Сербская Крайна (РСК). Республика Сербская Крайна стала добиваться объединения с Сербией. Помощь РСК стали оказывать имевшиеся на территории Хорватии части Югославской народной армии.

В апреле 1991 г. парламент самопровозглашенной РСК обратился к Сербии с просьбой принять ее в свой состав, но сербский парламент эту просьбу отклонил. Президент Сербии С. Милошевич, конечно, сочувствовал хорватским сербам. Но он опасался открыто высказываться за объединение Сербской Крайны с Сербией, настаивая на нерушимости всех существующих границ Югославии. Его план состоял в том, чтобы удержать Хорватию в составе единой Югославии, сохранив при этом в составе Хорватии входившие в нее сербские территории.

Благодаря этой осмотрительной позиции С. Милошевичу удавалось в тот момент сохранять конструктивные отношения с США и другими •западными странами, хотя последние требовали от него согласиться пойти на уступки этническим меньшинствам, в том числе - албанскому населению Косово.

В Югославии развивался политический кризис. Деятельность института коллективного руководства Югославии была парализована. В марте 1991 г. прошла серия встреч руководителей югославских республик с целью определить будущий путь развития федерации. Выработать общее видение не удавалось. В мае 1991 г., когда подошло время избрать на пост председателя президиума Югославии кандидата от Хорватии Стефана Месича, делегаты Сербии и Черногории заблокировали эту процедуру. Это было нарушением закона и традиции, легитимность единой верховной федеральной власти в стране была поставлена под сомнение. Федеральный президиум фактически перестал функционировать.

В такой обстановке 9 мая 1991 г. правительство в Белграде приняло решение предоставить особые полномочия Югославской народной армии для проведения операций в Хорватии - формально для того, чтобы не допустить захвата хорватскими властями армейского имущества и федеральной собственности. Это только усугубило ситуацию. 26 июня 1991 г. Словения и Хорватия заявили о выходе из состава СФРЮ.

Власти в Белграде не признали эти акты. Конфликт федеральной и республиканских властей вылился в кровавые столкновения с участием частей регулярной армии. Начались вооруженные столкновения отрядов хорватских правых и формирований сербов Республики Сербской Крайны. В Югославии началась гражданская война.

Она мало затронула Словению, относительно однородную в этническом отношении и отделенную от Сербии территорией Хорватии. Федеральные войска были выведены из Словении спустя две недели после их ввода в результате компромисса между словенским правительством и федеральными властями в Белграде при посредничестве Европейского сообщества, убедившего сначала Словению, а затем и Хорватию объявить «мораторий на независимость» сроком на три месяца.

Поразительно бескровно от единой Югославии отделилась и Македония, которая провозгласила себя независимой 18 сентября 1991 г.

Но внутри Хорватии война стала протекать в крайне жестоких формах - прежде всего из-за упорного сопротивления новым хорватским властям со стороны сербов в Сербской Крайне. Война на первых порах характеризовалась победами сербской стороны, которая при поддержке регулярной югославской армии овладела третью территории Хорватии. Хорватским силам пришлось отойти со всех территорий, населенных сербами. В октябре 1991 г. федеральные силы под давлением международного сообщества были выведены из Хорватии, оставив контроль над сербскими территориями властям непризнанной РСК. Конфликт остался неурегулированным, а сепаратистские тенденции продолжали развиваться.

В ноябре 1991 г. свою независимость от единой Югославии провозгласила республика Босния и Герцеговина. Македонские власти постановили провести в марте 1992 г. референдум, который

должен был определить, вступит ли в силу принятая македонским парламентом декларация о независимости.

2. Ввиду фактического распада СФРЮ Сербия и Черногория 12 февраля 1992 г. тоже приняли решение о создании собственного двуединого государства - Союзной Республики Югославии (СРЮ). Новое государство провозгласило себя преемником бывшей СФРЮ и в апреле 1992 г. выразило готовность признать независимость других ставших независимыми бывших республик Югославии. Международное сообщество не признало СРЮ правопреемницей СФРЮ и отказалось передать ей место СФРЮ в ООН.

В Хорватии против сепаратизма с оружием в руках стали выступать компактно проживавшие в отдельных ее районах этнические сербы.

Руководство Сербии, представлявшее и федеральное правительство Югославии, и собственно сербские интересы, пыталось противостоять сепаратизму Хорватии и Словении политическим путем, оказывая помощь хорватским сербам. В Белграде надеялись заручиться поддержкой России и США и с их помощью заставить Хорватию и Словению пойти на соглашение, которое позволило бы замедлить разрушение федерации, перевести его в мирное русло и защитить интересы сербов на хорватской территории. Среди стран Западной Европы единства мнений по югославскому вопросу не было. Германия признала Словению и Хорватию в декабре 1991 г. и требовала того же от других стран ЕС. Германские корпорации полагали, что им принесет выгоды экономическое освоение пространства новых государств. Франция отнеслась к сепаратистским тенденциям в Югославии настороженно, опасаясь, что победа сепаратистов на Балканах может повлечь оживление центробежных тенденций в самой Франции - на Корсике. Страхи Франции находили понимание в Великобритании, Бельгии и некоторых других странах Западной Европы, сталкивавшихся с сепаратизмом на своей территории. Администрация США занимала в югославском вопросе выжидательную позицию, опасаясь, что признание независимости Хорватии и Словении спровоцирует войну и обострит отношения между Западом и Россией.

В начале 1992 г. руководство Российской Федерации в лице министра иностранных дел А. В. Козырева (вопреки ожиданиям западных политиков) выступило за признание независимости Хорватии и Словении, поддержав Германию. 15 января 1992 г. страны Европейского сообщества признали хорватское и словенское правительства. То же самое сделала Россия. Последними Хорватию и Словению признали Соединенные Штаты. «В ответ» хорватские сербы стали вооруженным путем добиваться отделения сербских исторических областей от Хорватии и их присоединения к Сербии. Правительство Сербии официально оставалось вне конфликта.

Распад Югославии продолжался. В апреле 1992 г. страны Европейского Союза признали независимость Боснии и Герцеговины. Ее президентом стал лидер мусульманской общины Алия Изетбегович. Население этой республики состояло из сербов, хорватов и мусульман. Мусульмане составляли меньшинство, и мусульманская община находилась з неприязненных отношениях как с сербской, так и с хорватской общинами. Вскоре после провозглашения независимости Боснии и Герцеговины боснийские сербы во главе с лидером их общины Радованом Караджичем в январе 1992 г. на территории сербских районов Боснии и Герцеговины провозгласили создание собственного образования - Республики Сербской. В июле 1992 г. их примеру последовали боснийские хорваты, которые тоже заявили о создании собственного «государства» - Герцег- Босна - на землях с преобладающим хорватским населением. Власть А. Изетбеговича сохранялась только в столице г. Сараево и некоторых других городах с преобладанием мусульманского населения.

Весной 1992 г. с конфликта между мусульманами и сербами в Сараево по всей стране начались столкновения между сербами, хорватами и мусульманами - «война всех против всех». Правительство Сербии стало оказывать помощь боснийским сербам. Сербию и Черногорию

обвинили во вмешательстве в дела Боснии и Герцеговины. 30 мая 1992 г. Совет безопасности ООН принял решение ввести против Сербии и Черногории экономические санкции, которые, однако, соблюдались не всеми государствами. При этом, несмотря на введенное в 1991 г. эмбарго ООН на поставки оружия воюющим сторонам, они имели возможность получать вооружения.

Отношения между хорватами и сербами в Боснии и Герцеговине были хуже, чем между хорватами и мусульманами. Хотя Сербия и Хорватия были готовы разделить Боснию и Герцеговину между собой, боснийские хорваты при поддержке правительства Хорватии были согласны на союз с мусульманами, чтобы не допустить победы сербов. К союзу с хорватами мусульман подталкивали и западные страны.

Гражданская война в Боснии носила крайне ожесточенный характер. Сербы, хорваты и мусульмане практиковали этнические чистки в районах проживания «враждебных» этнических групп, которые выливались в массовые убийства мирного населения. Подобных преступлений Европа не видела со времен нацизма. Для расследований военных преступлений на территории бывшей Югославии по решению Совета безопасности ООН 25 мая 1993 г. в Гааге был создан Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ).

Блок6 МО в современном мире. 11 сентября, Война с Ираком, война 80808, конфликт на Украине и Сирийская компания.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.