Лекция 4 Д. Мораль и нравственность в жизни людей — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Лекция 4 Д. Мораль и нравственность в жизни людей

2021-12-07 87
Лекция 4 Д. Мораль и нравственность в жизни людей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лекция 4 Д. Мораль и нравственность в жизни людей

План.

Мораль – совокупность одобренных общественным мнением нравственных норм и принципов поведения.

  1. Взгляды на происхождение морали:

1) Теологический подход.

2) Натуралистический подход.

3) Социологический подход.

4) Культурологический.

  1. Важнейшие аспекты (стороны) морали:

1) познавательный;

2) оценочный;

3) регулятивный.

4. Система морали:

1) моральные нормы

2) моральные качества;

3) моральные ценности

4) моральные категории

5) нравственные принципы

5. Моральные ценности:

1) польза – в экономике

2) господство – в политике

3) справедливость – в социальной сфере

4) истина – в духовной сфере

5) красота – в духовной сфере

6) добро – в духовной сфере

7) свобода – во всех сферах

6. Основные категории морали:

1) добро и зло;

2) долг и совесть;

3) справедливость;

4) честь и достоинство;

5) счастье.

7. Функции морали:

1) Познавательная.

2) Регулятивная..

3) Воспитательная

4) Мотивационная.

Оценочно-императивная.

Мировоззренческая.

8. Закономерности развития морали:

1) Историческое движение морали.

2) Постоянное развитие и динамическое взаимодействие моральной системы и ее элементов

3) Мораль оказывает обратное воздействие на все формы духовной культуры.

4) Влияние морали на решение глобальных проблем.

9. Нравственность и этапы нравственного поведения:

1) Человек не совершает дурных поступков, т.к. боится наказания.

2) Человек не совершает дурных поступков, т.к. дорожит мнением других людей

3) Человек не совершает дурных поступков, т.к. его поведение определяется определенными принципами.

4) Золотое правило нравственности – универсальный закон жизни человека в обществе: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

 

 

Вопрос 1. Мораль – совокупность одобренных общественным мнением норм.

Мораль – совокупность нравственных норм и принципов поведения, особая форма общественного сознания.

Это нормы социальные, поэтому смотрим Лекцию 12 С. (признаки норм, санкции за нарушение норм)

Развитие норм морали: табу – обычай – традиция – моральные правила.

Моральные отношения связаны с представлениями о добре и зле. Наука о морали – этика.

Признаки морали (моральных норм): всеобщность и добровольность.

Отличие морали от права (тоже социальные нормы!): моральные нормы создаются и контролируются обществом, а правовые нормы – государством.

Вопрос 2. Взгляды на происхождение морали:

1) Теологический подход – мораль дарована человеку Богом. Первоначальным и высшим основанием морали религия считает «Божественный закон». Божественные законы носят непреходящий характер, поэтому нравственная природа человека неизменна: добро есть добро, зло есть зло. Моральные требования сформулированы в декалоге – десяти заповедях.

2) Натуралистический подход – мораль присуща человеку от природы и является результатом биологического развития.

3) Социологический подход – мораль появляется в результате развития общества и отражает различные социально-экономические интересы людей.

4) Культурологический – мораль – один из главных элементов культуры, регулирующих социальное поведение человека.

Вопрос 3. Важнейшие аспекты (стороны) морали:

1) познавательный (формирование нравственной картины мира);

2) оценочный (оценка социальных явлений и поступков людей с позиции добра и зла);

3) регулятивный (совокупность норм, обеспеченных общественным мнением).

Вопрос 4. Система морали:

1) моральные нормы (образцы поведения, соответствующие ценностям общества)

2) моральные качества (доброжелательность, справедливость, мудрость и др.);

3) моральные ценности (добро, смысл жизни, свобода, счастье, истина, красота, справедливость)

4) моральные категории (добро и зло,

5) нравственные принципы (коллективизм – индивидуализм; эгоизм – альтруизм и др.);

Вопрос 5. Моральные ценности.

Воспитательная – формирование нравственных устоев и ценностей (осваивая моральные принципы и нормы, понимая свой долг, учась быть справедливым, человек становится духовной личностью). Н-р, родители объясняют своим детям, «что такое хорошо и что такое плохо».

4) Мотивационная. Моральные принципы мотивируют поведение человека, т.е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать).

Оценочно-императивная – человек оценивает мир и себя с точки зрения нравственности (не только деятельность людей, но и всю социальную среду, ее воздействие на личность). Н-р, ученик после прочтения книг о животных стал лучше относиться к собственным домашним питомцам, выгуливать собаку.

Мировоззренческая - Мораль помогает человеку объяснить мир с точки зрения добра и зла, объяснить поступки людей. Н-р, моральные правила помогают человеку выжить, выстоять даже в трудных обстоятельствах. Во время войны сознание моральной правоты помогло советским людям победить фашизм.

Этика – философская наука, предметом которой являются мораль, нравственность. Мораль – высокие идеалы и строгие нормы, мир должного. Нравственность – принципы реального практического поведения людей, мир сущего.

Традиция (от лат. traditio — передача; предание), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени; охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности); процесс социального наследования; его способы.

Обычай, унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов.

ТАБУ (от полинезийского слова, означавшего - запрет) - негативные предписания (категорические запреты) на различные действия людей, нарушение которых должно повлечь соответствующие санкции. Возникли и сформировались на социальной, магической и религиозной основе в период первобытного общества, в котором они регламентировали и регулировали жизнь индивидов и групп (семьи, рода, племени и пр.).

Лекция 4 Д. Мораль и нравственность в жизни людей

План.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.