Понятие и сущность иска в гражданском процессе. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Понятие и сущность иска в гражданском процессе.

2021-10-05 27
Понятие и сущность иска в гражданском процессе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Исковое произ-во явл-я основ. и наиболее распростран. Видом судопроиз-ва. Большинство гр. дел, рассматрив-х судами, - это дела иск. Произ-ва. Иск в гр. процессе - предъявленное в суд для рассмотрения и разрешения в опред-м порядке треб-е истца к ответчику о защите наруш. или оспариваемого права либо охран. З-ном интереса.

Элементы иска это его состав. части: предмет и основание. Предмет- конкрет. мат-прав. треб-е истца к ответчику, вытекающее из спорного По. Он д.б. четко определен в иск. заявлении. Основание иска – юр. факты, на к-х истец основывает свое ма-прав. треб-е к ответчику. Основание иска сос-т не из одного юр. факта, а из сов-ти юр. фактов. Они сос-т фактич.основ-е иска. В иске м. выделить и прав. основ-е - норма мат. права, подлежащая прим-ю при рассмотрении конкретного спора в суде. Элементы иска тесно связаны между собой. Любой из них в отдел-ти не в состоянии в полном объеме сос-ть содерж-е иска.

Иски м. класс-ть на отдел.виды как по мат.-прав., так и по проц.признакам. В основе мат.-прав.класс-ии исков лежит спор. Мат. правоотн-е, из к-го вытекает треб-е заинтерес. лица о защите наруш. или оспар-го права либо охран. З-ном интереса. По этому критерию иски подраздел. на иски, возник-е. из граж., сем., труд. и иных правоотн-й. Мат.-прав. класс-ия позволяет правильно опр-ть подвед-ть спора и его субъектный сос-в, а также выявить мат.-прав. и проц. особенности того или иного спора. По проц. Признаку: иски о признании и иски о присуждении. В науке ГПП высказано мнение, что сущ-т также и преобразов-е иски.

Иск о признании – треб-е заинтерес. лица, направ-е на подтверждение судом наличия (отсутствия) опред. Правоотн-я. (#иск об установлении отцовства). Иск о признании - средство защиты еще не наруш-го права. Основ. цель их сос-т в том, чтобы решением суда устранить спорность и неопред-ть в правоотн-х между истцом и ответчиком. Бывают  полож-е(о признании права собств-ти на дом) и отриц.(о признании сделки недейств.). Истец по иску о признании в случае нарушения или оспаривания его прав, подтверж-х суд. решением, вправе обратиться в суд с иском о присуждении. Иском о присуждении заинтерес. лицо требует от суда обязать ответчика совершить опред. действие (воздержаться). (# иски об истребовании имущ-ва из чужого незакон. владения, о восстановлении на работе, о взыскании алиментов). Выделяют преобразовательные иски в кач-ве см. вида исков. Это иск, направ-й на создание, измен. или прекращ. Спор. Правоотн-я между истцом и ответчиком. Решения суда по этим искам имеют правообраз., правоизмен. или правопрекращ. действие.

Право на иск включ. В себя право на предъяв-е иска (право на иск в проц. Смысле) и право на удовлет-е иска(в мат.-прав. смысле). Оба эти правомочия тесно связаны между собой. Право на предъяв-е иска – это право заинтерес. Лица на обращение с иском в суд за защитой наруш. (оспар-го) права или охран. З-ном интереса (право на правосудие, суд. процесс по конкрет. Спору). Право на удовлет-е иска – это право заинтерес. Лица на принудител. Осущ-е через суд своего треб-я к ответчику. Наличие 1-го проверяется судьей при принятии иск. Заяв-я к произ-ву, 2-го – в ходе рассмотрения и разреш-0я дела. Если право лица обосновано с факт. И прав. стороны, у суда есть право на удовлет-е иска. Предпосылки права на предъяв-е иска – юр. факты, с наличием (отсут.) к-х з-н связывает возник-е у истца права на предъяв-е иска по гр. делу. Различают общ. И спец-е. Общие: истец и ответ. Д. обладать гр. право- и дееспособ-тью; иск. Заяв-е д. подлежать рассмотрению в суде; отсутствие вступ. В закон. Силу решения суда или др. юрисдик. органа о том же, или опред-я о прекращ-и произ-ва по делу в связи с отказом от иска, утвержд-м мир. Соглаш-я. Спец-е установлены з-ном для нек. Кат-й дел (# внесуд. Порядок разреш. спора).

Различают субъектив. И объектив. Соедин-е исков. Объектив.- в 1 иск. Заявл-и неск. Иск. Треб-й к одному ответ-ку (все подлежит рассмотрению в общ. Суде), субъектив. – на один объект спора предъяв-т треб-е неск. Лиц или когда по одному иск. Треб-ю привлек-я неск. Ответ-в. Суд м. выделить из объедин-х иск. Треб-й одно (неск.) в отдел. Произ-во, если признает раздел. Рассмотрение треб-й более целесообраз-м.

Изм-е основ-я иска – замена (доп-е или искл-е) одних обст-в, на к-х истец основывает свое мат.-прав. треб-е к ответ-ку, др. обст-ми. Изм-е предмета – замена первонач-но указ-го в иск. Заяв-и мат.-прав. треб-я др. Изм-е обоих элементов означает замену одного иска др. (в этом случае необходимо подавать новый иск). Отказ от иска – 1. Отказ от своего мат.-прав. треб-я; 2. От суд. защиты принадлеж. Ему прав. Истец м. отказ-я полностью или в части. Суд не принимает отказ, если противоречит з-ну и нарушает права др. лиц. Признание иска- -заявл-е ответ-ка в суде о том, что он согласен с треб-ми истца по делу. В случае признания он в дальнейшем отказ-я от суд. защиты своих прав. М. признать полностью, частично. Мир. Соглашение – соглаш-е сторон, по к-му они путем взаим. Уступок, на взаим. Усл-х по-новому опред-т свои права и обяз-ти и прекращ-т возник-й между ними спор в суде. Влечет прекращение проив-ва по делу. 

средства защиты ответчика против иска:

Возражения против иска – объяс-я ответ-ка, к-ми обосновывается неправомерность предъявленного к нему иска. М.б. заявлены в уст. или пис. форме. М. кас-я: а) незакон-ти или необосн-ти треб-й истца (мат.-прав. возраж-я); б) отсут-я у истца права на обращение в суд либо наличия препятствий к возбуждению дела (проц. Возр.). Исходя из этого, возражения м. разделить на мат.-прав. (основаны на нормах мат. права) и проц-е (направлены против развития процесса и основаны на нормах ГПП). Они в случае признания их судом обоснованными влекут прекращение произ-ва по делу, оставление иска без рассм-я либо приостан-е произв-ва по делу.

Встречный иск — это мат.-прав. треб-е, заявленное ответ-м в уже возникшем процессе для совместного рассмотрения с первоначал. иском, с целью защиты наруш. или оспар-го права либо охран. З-ном интереса. Это см. треб-е. Оно м.б. заявлено безотносительно к данному делу. Суд обязан рассмотреть и разрешить встреч. иск даже в тех случаях, когда вследствие к-л причин решение по первоначал. иску не выносится (# в связи с отказом истца от иска).

Совместн. рассмотрение встреч. иска с первоначал. М.б. обязательным (предусмотрено законом) и факультатив. Стороны м. закл. Мир. Соглаш-е как по первоначал., так и по встреч. иску.

Обесп-е иска- предусмотр-е з-ном меры принудит. Х-ра, прим-е судом 1 инст. К ответ-ку и др. лицам с целью обесп-я возмож-ти испол-я суд. решения в буд-м. Цель- сохранение мат. объекта спора да разрешения дела в суде. Меры по обесп-ю:

Налож-е ареста на имущ-во, в т.ч. на ден. Ср-ва в пределах цены иска, принадлежащие ответ-ку; запрещение ответ-ку совершать опред. действия; запрещение др. лицам передавать имущ-во ответ-ку или выполнять по отн-ю к нему иные обяз-ва; приостан-е реализации имущ-ва в случае предъявления иска об освобождении его от ареста; приостан-е взыскания по исполнит. Док-ту, оспариваемому должником в суд. порядке. Суд м. допус-ть одноврем-но неск. Мер по обеп-ю иска, но общая сумма его не д. превышать цены иска. Опред-е суда об обесп-и иска приводит-ся в испол-е немедленно в порядке, установленном для испол-я суд. решений. Обесп-е м.б. отменено или измен-но судом. Допуск-я замена одной меры др. Суд, допуская обесп-е иска, м. потреб-ть от истца предостав-я обесп-я возмож. для ответ-ка убытков. Ответ-к после вступ-я в закон. силу решения, к-м в иске отказано, вправе треб-ть от истца возмещения убытков, причиненных ему мерами по обесп-ю иска, принятыми по просьбе истца.

Хозяйственное право.

Понятие и виды хозяйственных правоотношений. Содержание хозяйственных правоотношений.

Под хозяйственными правоотношениями понимаются отношения, урегулированные нормами хозяйственного права, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, а также вследствие государственного воздействия на участников рынка, связанных взаимными правами и обязанностями.

В структуру хозяйственного правоотношения входят: субъект правоотношения; объект правоотношения; содер­жание правоотношения. Субъектами хозяйственных правоотношений являются юридические и физические лица, осуществляющие хозяй­ственную деятельность, т.е. деятельность го производству товаров, оказанию услуг, выполнению работ, Республика Беларусь и административно-территориальные единицы. Объектами хозяйственных правоотношений являются материальные и нематериальные блага, на достижение ко­торых направлены действия субъектов этих отношений. Хозяйственные правоотношения возникают, изменяют­ся и прекращаются по поводу объектов гражданских прав, к которым относятся: - вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имуще­ство, в том числе имущественные права и неимущественные права; - работы и услуги; - охраняемая информация; - исключительные права на результаты интеллектуаль­ной деятельности; - нематериальные блага. - действия обязанных субъектов, - хозяйственная деятельность. Содержание хозяйственных правоотношений состав­ляют субъективные права и обязанности их участников, являющиеся соответственно мерой возможного и должного поведения, обеспечиваемые в необходимых случаях государственным принуждением. Например, в договоре перевозки груза на перевозчика воз­лагается обязанность своевременно доставить груз в пункт назначения, а на отправителя - уплатить установленную в договоре цену. Основанием возникновения прав и обязанностей субъ­ектов хозяйственной деятельности являются юридические факты. В хозяйственных правоотношениях в качестве правопорождающих фактов по общему правилу выступают дейст­вия их участников. Действия участников хозяйственных отношений подразделяются на правомерные и неправомерные. К неправомерным, например, относится указание органа государственного управления, данное по вопросу, не входящему в его компетенцию. Правомерные действия можно подразделить на: акты- соглашения (договор, заключенный между двумя коммерческими организациями); акты – разрешения (лицензия на определенный вид деятельности, выдаваемая уполномоченным государственным органом); акты одностороннего характера (меры оперативного характера, применяемые как субъектом предпринимательской деятельности для защиты субъективных прав и законных интересов, так и уполномоченными государственными органами). Помимо действий, юридическими фактами признаются события, с которыми законодательство связывает возник­новение, изменение и прекращение хозяйственных право­отношений. К указанным событиям, в частности, относятся ураган, наводнение, засуха и т.п. 

Вертикальные – отношения между S-ми хоз. деятельности и гос. органами. Две стороны: субъект хозяйствования и орган гос. управления.

Горизонтальные – отношения между субъектами предпринимательства в процессе его осуществления.

Виды хозяйственных правоотношений: В абсолютном правоотношении субъекту права противостоит неопределенное количество обязанных лиц с пассивной обязанностью не препятствовать управомоченному лицу в осуществлении права. Таково право организации на принадлежащее ей имущество, ведение бухгалтерского учета, формирование себестоимости продукции и др. Относительными являются права с корреспондирующей им обязанностью у других субъектов. Такие правоотношения возникают, например, в силу заключенных предпринимательских договоров. В зависимости от способа удовлетворения интересов управомоченного лица различают вещные и обязательственные правоотношения. В вещном правоотношении интерес управомоченного лица удовлетворяется за счет полезных свойств вещей путем его непосредственного взаимодействия с вещью. В обязательственном же правоотношении интерес уполномоченного лица может быть удовлетворен только за счет определенных действий обязанного лица по предоставлению управомоченному лицу соответствующих материальных благ. Государственное регулирование хозяйственной деятельности представляет собой правовое воздействие на участников хозяйственного оборота в целях недопущения, изменения или прекращения экономической (хозяйственной) ситуации или поддержания ее в соответствующем действующему законодательству состоянии. Способами государственного воздействия выступают: - создание и прекращение субъектов хозяйствования; - планирование; - регулирование хозяйственной деятельности; - контроль за осуществлением хозяйственной деятельности. Создание и прекращение субъектов хозяйствования означает регламентированное нормативными правовыми актами участие государства как собственника в организации хозяйственной (экономической) деятельности, установление общих правил, согласно которым создаются и прекращают свою деятельность субъекты хозяйствования. Планирование как способ государственного воздействия направлено на обеспечение комплексного экономического развития на территории Республики Беларусь либо на решение отдельных хозяйственных задач. Регулирование хозяйственной деятельности представляет собой государственное воздействие на определенного субъекта (субъектов) хозяйствования с целью недопущения, изменения или прекращения хозяйственной ситуации или, напротив, поддержания ее в соответствующем состоянии. Законодательные акты могут предусматривать запрет на осуществление отдельных видов хозяйственной деятельности в целях охраны окружающей природной среды, жизни и здоровья граждан, безопасности государства. Регулирование хозяйственной деятельности может быть прямым (запрет, разрешение и др.) и косвенным (путем применения различных экономических рычагов и стимулов). Контроль как способ государственного воздействия – это предоставленная компетентным государственным органам возможность наблюдать и в установленных пределах проверять состояние дел хозяйствующих субъектов, а также принимать соответствующие меры в предусмотренных законом случаях.

Все способы государственного регулирования хозяйственной деятельности имеют правовую форму акта. Такими актами являются: 1) плановый акт – это задание нормативного или конкретного характера в адрес указанных в нем субъектов, обязанных соблюдать предусмотренные в нем требования и (или) выполнить указанные действия в установленный срок (сроки) и вправе требовать материально-финансового обеспечения заданного; 2) нормативный (административный) т.е. акт государственного регулирования представляет собой облеченное в установленную форму указание компетентного государственного органа, адресованное хозяйствующему субъекту (субъектам) и содержащее требование о ведении хозяйственной (экономической) деятельности определенным образом либо о приведении ее в соответствующее состояние. Если такой акт адресован неопределенному количеству субъектов, он является нормативным, в случае же, если он адресован конкретному субъекту – конкретным.

63. Правовое регулирование предпринимательства (общие положения).

Предпринимательство – это самостоятельная деятельность, которая осуществляется физ и юр лицами в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность.

Предпринимательская деятельность - это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления. признаки предпринимательской деятельности: цель – получение прибыли;– систематичность; - самостоятельность (Выделяют имущественную и организационную самостоятельность) - риск как логическое продолжение самостоятельности. - наличие определенных источников получения прибыли; - самостоятельная имущественная ответственность.

Предпринимательская деятельность может осуществляться единолично (от имени индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства, частного унитарного предприятия) и коллективно (в виде различных организационно-правовых форм коммерческих организаций).

Субъектами предпринимательства являются:- физические лица, не ограниченные в правах в порядке, определяемом законодательными актами  РБ, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства в пределах прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством РБ; - группы граждан (партнеров) -коллективы предпринимателей. Не допускается занятие предпринимательской деятельностью должностным лицам и специалистам, работающим в органах государственной власти и управления, прокуратуры и судах.Признаки субъектов хоз-я: - участие в хоз. обороте с целью получения прибыли или дохода;- наличие обособленного имущества;-обязательная гос регистрация в качестве суб. хоз. Либо регистрация в учред. док-ах вида предприн. деят-ти; - хоз. компетенция;- руководство своей предпр. деят-тью.В РБ допускаются следующие формы предпринимательской деятельности:- частное предпринимательство, осуществляемое субъектами предпринимательства на основе своей собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании;- коллективное предпринимательство, осуществляемое предпринимателями на основе коллективной собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании.Предпринимательство может осуществляться без образования юридического лица и с образованием юридического лица, без использования наемного труда и с использованием наемного труда. Особой формой предпринимательства является предпринимательская деятельность, осуществляемая руководителем предприятия, если он на основе контракта с собственником имущества или уполномоченным им лицом (органом) наделен правами и обязанностями и несет ответственность, установленную для предпринимателя.Предприниматель имеет право: - заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством РБ; - создавать любые предприятия, организация которых не противоречит законодательству РБ; - привлекать на договорных началах для ведения предпринимательской деятельности имущество, денежные средства и отдельные имущественные права других граждан, предприятий и организаций, в том числе иностранных юридических и физических лиц; - участвовать своим имуществом и имуществом, полученным на законном основании, в деятельности других хозяйствующих субъектов; - самостоятельно формировать программу хозяйственной деятельности, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать цены и тарифы на продукцию (работы, услуги) в соответствии с законодательством Республики Беларусь и заключенными договорами и др. Предприниматель обязан:- выполнять все обязательства, вытекающие из действующего законодательства и заключенных им договоров (контрактов);- заключать договоры или контракты с гражданами, принимаемыми на работу по найму.Предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица, отвечает по обязательствам, связанным с этой деятельностью, имуществом, принадлежащим  ему на праве собственности. В соотв. с Декрктом През. РБ «О лицензировании отдельных видов деят-ти», лицензирование на территории Рб осущ-ют лицензирующие органы, которыми явл. республиканские органы гос. управления и иные гос. орг-ии, подчиненные Правительству Рб, Нац. банк, местные орг. гос. упр-я, др. гос.органы, уполномоченные в соотв. с зак-ом.Под лицензией пон. специальное разрешение на осущ. деят-ти при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданная лиценз. орг. лицензиату.Предприниматель не вправе осуществлять деят-ть, подлежащую лицензированию без спец. разрешения (лицензии).Лицензия выдается на конкретный вид деят-ти и действует на всей терр. РБ или ее части в соотв. с зак-ом. Для получения лицензии лицензиат представляет в лицензирующий орган заявление с приложением перечня необходимых док-ов, которое должно быть рассмотрено в месячный срок со дня подачи. Лицензия выдается сроком не менее 5 и не более 10 лет. Срок может быть продлен по заявлению лицензиата.В случае нарушения зак-ва действие лицензии может быть приостановлено на срок до 6 мес. Действие лицензии прекращается:- по истечению срока, на кот. выдана;- по решению лицензирующего орг. (в случаи ликвидации, при реорганизации юр. л., в случае принятия решения лицензиатом о прекращении осущ. вида деят-ти);- по решению суда (об аннулировании лицензии, в случаи нарушения лиценз. требований и условий).Защита граж. правосущ. путем:- признания права; - восстановления положения, существовавшего до нарушения прав; - признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применение недействительности ничтожной сделки; - признание недействительным акта гос. органа; - самозащиты прав; - присуждение к исполнению обяз-ти в натуре; -ьвозмещение убытков; - взыскание неустойки; - зашиты дел. репутации; - прекращение или изменение правоотношений; - неприменение судом акта гос. органаили акта мест. исп. или распор. органа, противоречащего зак-ву; - тинными способами. Имущественная ответственность наступает в случаях:- нарушения действующего законодательства; - невыполнения заключенных договоров; - нарушения прав собственника и других субъектов; - загрязнения окружающей среды; - обмана потребителя в отношении качества товара, способа его применения, предоставления неполной информации для умышленного введения потребителя в заблуждение; - сообщения или распространения о конкурентах ложных сведений и др. Прекращение предпринимательской деятельности осуществляется по решению предпринимателя, собственника имущества (уполномоченного им органа) либо по решению суда. Предпринимательская деятельность прекращается судом в случаях:- неоднократного или грубого нарушения законодательства; - признания предпринимателя банкротом; - осуществления предпринимателем деятельности, занятие которой запрещено; - осуществления предпринимателем деятельности, требующей получения специального разрешения (лицензии), без наличия такого разрешения; - нарушения норм экологической безопасности; - по другим основаниям, предусмотренным законодательными актами РБ.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.