Идеология власти: цели управления. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Идеология власти: цели управления.

2021-10-05 27
Идеология власти: цели управления. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Решающее значение в формулировании системы координат политического курса и распределении функций между различными правительственными учреждениями имеет господствующая идеология власти, ориентированная на демократию или на авторитаризм. В соответствии с ней строится и функционирует система государственного управления, поскольку она определяет политические ориентиры во взаимоотношениях власти и общества. Смысл этой идеологии определяет степень учета «воли народа», степень отчужденности от гражданского общества, которое представляет собой всю совокупность социальных структур и межличностных отношений в их связи, взаимодействии, противостоянии и зависимости. Идеология власти определяет и степень ответственности управляющих структур перед обществом. Это позволяет проводить различия между демократической и авторитарной системами.

В переводе с греческого языка демократия означает «правление народа». В небольших политических системах типа местных общин (полисах) «народ» может быть способен непосредственно участвовать в обсуждении, определении и воплощении своей политики. В крупных политических системах, к каковым относятся современные государства, демократия должна осуществляться преимущественно за счет непрямого участия в выработке политического курса. Выборы, конкурентная партийная система, свободные средства массовой информации и собрания представителей — те политические структуры, которые делают возможными определенный уровень демократии, определенную степень «правления парода» в крупных политических системах. Подобную непрямую демократию нельзя назвать ни полной, ни идеальной. Но чем сильнее граждане вовлечены в политический процесс, чем более влиятельны их решения, тем демократичнее система. В демократических системах конкурентные выборы позволяют гражданам участвовать в формировании политического курса посредством отбора и отклонения тех лиц, которым принадлежит ключевая роль в его определении. В крупных обществах необходимым условием сколько-нибудь реального «правления народа» являются состязательные выборы вместе со всеобщим избирательным правом для совершеннолетних. В условиях авторитарного режима круг лиц, которые формулируют политический курс, определяют военные хунты, правящие династии, доминирующие политические партии и т.п. Мнение же граждан либо игнорируется, либо они принуждаются к символическому одобрению правительственного курса.

Основной чертой мировой политики последних 50 лет стало устойчивое движение разных стран к демократии. Это движение к демократии, по мнению С. Хантингтона, — глобальный тренд всемирного процесса демократизации. Демократизация как процесс распространения демократических институтов, правил и процедур на новые страны, по его мнению, прошла три периода (или волны). Обычно волны демократизации сменяются откатами от демократии, скатыванием к авторитаризму. Первая волна зародилась в XIX в. и достигла своего пика с появлением множества новых демократий после победы Антанты в Первой мировой войне. Вторая волна демократизации началась с окончанием Второй мировой войны и затронула немало бывших колониальных стран, которые обрели независимость, а также ряд разбитых в ходе войны авторитарных держав. После двух предыдущих волн следовал откат, хотя общее число демократий со временем увеличивалось. Третья волна началась в 1975 г. в Южной Европе (с крушения военных диктатур в Греции, Португалии, Испании), распространилась на Латинскую Америку и Азию, а позднее захватила Восточную Европу и бывший Советский Союз. После крушения СССР в 1991 г. третья волна достигла пика демократизации, подорвав легитимность авторитарных режимов по всему миру. Хотя не следует забывать опыт Нигерии, где попытки установить гражданский демократический режим дважды терпели крах вследствие военных переворотов (1966 и 1983) и где очередной переход к демократии снова был прерван военными в 1993 г. Пример Нигерии отнюдь не уникален. Практика показывает, что далеко не просто консолидировать демократический режим, особенно в бедных обществах. Нынешнюю волну демократизации ждет немало откатов по типу тех, которые пришлись на долю Нигерии. Это относиться к странам Магриба, где демократические революции («арабская весна») 2011 г. свергли гражданские диктатуры, к России и постсоветским республикам, динамично развивающимся государствам Юго-Восточной Азии, где демократия пока еще не укоренилась. В переходных (транзитных) обществах новые жизненные шансы и возможности, открываемые демократией, обычно привлекательны для образованных элит или для тех, кто проживает вблизи правительственных центров и не имеет практически никакого отношения к жизни простого провинциала.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.