Из хроники церковных событий — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Из хроники церковных событий

2021-11-25 56
Из хроники церковных событий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Красногорского района

...

Образование Поповой (Красной) Горы.

IX - XI века

Образование  с. Городечни.

Год

Первое письменное упоминание о Поповой Горе в «Списке русских городов, дальних и ближних».

Год

В Лосище (Лосинском), располагавшемся неподалеку (километрах в пяти) от Лотаков и принадлежавшем на эту дату Елене, супруге польского короля Александра, находился храм, который позже был перенесен в Лотаки.

Годы

Настоятелями храма Святой Троицы села Попова Гора служили из рода Хандожко.

Год

Храм Святой Троицы села Попова Гора получил Святой Антиминс Высокопреосвященнейшего митрополита Петра Могилы.

Год

По грамоте «Попова Гора со всеми сельцами своими» выменяна у Могилевского кафедрального собора.

Год

В связи с принятым решением Переяславской Рады о воссоединении Украины с Россией о. Филон, священник Свято- Троицкого храма Поповой Горы, принял присягу жителей окрестных поселений на верность русскому царю.

Год, 17 сентября

Стародубский полковник Журавка выдал универсал священнику Василию Вербицкому, настоятелю храма села Великое Удебное, на владение пустошью (землей) в урочище Евлаковка.

Год

Упоминание о храме села Великое Удебное в честь Святителя Николая.

Год

Храм Святой Троицы села Попова Гора перенесен из места Церковище (в урочище Чиховки) в село Попова Гора.

Год

Упоминание о строительстве Киево-Печерской лаврой храма Успения Пресвятой Богородицы в с.Летяхи.

Год

Пожаром уничтожен Свято- Троицкий храм Поповой Горы.

Год

В Поповой Горе освящен вновь построенный храм.

Год

Освящен храм в селе Великое Удебное в честь Воскресения Христова с освящением придела Святителю Николаю.

Год

Священники села Яловка написали «Нижайшее доношение» в Киево-Печерскую лавру о необходимости построить церковь на месте прежней, уничтоженной пожаром.

 1777 год

Приступил к служению настоятелем храма Святой Троицы села Попова Гора священник Коровкевич-Базилевич, потомок почепского протопопа и сын стародубского полковника Коровкевича, а также зять священников Хандожек.

Год

В селе Медведи построен первый каменный храм на средства графа Гудовича.

Год

Архипастырское благословение от Преосвященнейшего митрополита Серафима удостоился получить о. Иоанн (в миру Иван Герасимович Коровкевич - Базилевич), настоятель храма Святой Троицы в Поповой Горе, о чем гласила надпись на врученной ему иконе

 «Святитель Николай».

Год

В селе Городечня построена церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Год

Пожаром уничтожен храм Святителя Василия Великого с. Перелазы.

Год

В селе Верхличи построена церковь Рождества Христова.

Год

В Москве отлит колокол на заводе А.Д. Сажгина для храма Покрова Пресвятой Богородицы села Яловка.

Год

В селе Перелазы вновь построена церковь Святителя Василия Великого.

Год

В селе Городечня перестроена церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Год

В селе Заборье построена церковь Святителя Николая.

Год

В селе Ширки построена церковь Вознесения Господня.

Год

В селе Летяхи построена церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Год

В селе Лотаки построена церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Год

После беседы священника о. Иоанна (Спасского) с генералом Рудовым, прибывшим из Чернигова с войсками жандармерии для усмирения революционных волнений среди крестьян, в Поповой Горе были отменены карательные меры.

Год

Освящен храм Рождества Христова с. Колюды.

Прихожане с.Медведи обратились в Суражское уездное собрание с просьбой выделить им на строительство новой каменной церкви 2 тысячи рублей, по поводу чего было принято решение, что пособие не должно превышать 200 рублей.

Год

В Киеве для храма Святителя Василия Великого с. Перелазы отлит колокол весом 104 пуда.

Годы

В Красногорском районе проведены мероприятия по описи и изъятию церковного имущества.

Год и последующие

Священно- и церковнослужители решением волисполкома лишаются избирательных прав.

Год, 27 ноября

В праздник памяти апостола Филиппа (заговенье на Рождественский пост) пожаром уничтожен храм Рождества Христова с. Верхличи.

Год

Закрыт храм Рождества Христова с. Колюды.

На кладбище села Колюды похоронен о.Игнатий (?-1930), в миру Игнат Иванович Зубор, служивший настоятелем местного храма Рождества Христова перед закрытием его по решению властей.

В с.Перелазы разрушен храм Святителя Василия Великого.

В с.Яловка закрыт храм Покрова Пресвятой Богородицы.

Год

На кладбище деревни Кашковка похоронен о. Василий (1870-1936), в миру Василий Васильевич Белозерский, служивший последним настоятелем храма Рождества Христова с. Верхличи.

Год

Специально прибывшая в Красную Гору бригада плотников разрушила Свято-Троицкий храм.

Год, вторая декада августа

В с.Городечня пожаром уничтожена церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

В с. Ширки пожаром уничтожена Свято-Вознесенская церковь.

Год

В храме Покрова Пресвятой Богородицы с. Яловка возобновлено Богослужение.

Год, осень

Пожаром уничтожен храм Святителя Николая с. Николаевка

На церковном дворе храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Яловка похоронен сержант А.Т. Субботин (1925-1943), погибший при освобождении села от немецко-фашистских захватчиков.

Вскоре на этом церковном дворе был похоронен рядовой М.И. Шевцов (1922-1943), уроженец Яловки, погибший в боях на Гомельском направлении.

Год

2 мая в с. Заборье пожаром уничтожен храм Святителя Николая.

Год

На кладбище села Яловка похоронен о. Евфимий (1887-1962), служивший настоятелем местного храма Покрова Пресвятой Богородицы в период с 1945 по 1952 год.

Год

На церковном дворе храма Покрова Пресвятой Богородицы с.Яловка похоронен сержант М.И. Прищеп, погибший в г.Борисово (Республика Беларусь), погибший при выполнении воинского долга.

Год

Возобновлено Богослужение в церкви Покрова Пресвятой Богородицы с. Яловка.

Год

Уполномоченным Совета по делам при Совете министров СССР по Брянской области зарегистрирована в селе Колюды православная община.

Год

Настоятелем храма Рождества Христова с. Колюды назначен иеромонах Ксенофонт (в миру Николай Пантелеевич Осин).

Год

Настоятелем храма Рождества Христова с. Колюды назначен иерей Александр (в миру Александр Александрович Быконя).

Год, 16 апреля

Храм Рождества Христова с. Колюды получил Святой Антиминс от Высокопреосвященного Мелхиседека архиепископа Брянского и Севского.

Год

Настоятелем храма Рождества Христова с. Колюды назначен иерей Илия (в миру Илья Трофимович Вакарюк).

Год

Благочинный Новозыбковского округа протоиерей Владимир Похожай принял участие в собрании верующих Красной Горы, обсудивших организационные вопросы по созданию прихода и возрождению Свято-Троицкого храма.

Благочинный Новозыбковского благочиния протоиерей Владимир Похожай в сослужении священников Красногорского района совершил чин освящения помещений нового районного стационарно – поликлинического комплекса.

Год

Во время открытия в Красной Горе Дома милосердия протоиереем Валентином, настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы с.Яловка, совершен водосвятный молебен и освящены помещения.

Начальник Красногорского РОВД полковник милиции Шило А. Ф. награжден медалью Преподобного Сергия Радонежского.

Год

Первое ночное Пасхальное Богослужение, освящение куличей и пасох на центральной площади пгт. Красная Гора (с 2003 года ночное Пасхальное Богослужение на площади проводится ежегодно).

Государственная регистрация права собственности на землю и здание храма Рождества Христова с. Колюды.

По решению Красногорского районного Совета народных депутатов и главы района выделено здание для совершения Богослужений по адресу: пгт Красная Гора, переулок Юности,3.

По инициативе жителей Суражского района в селе Хальч Ветковского района (Республика Беларусь) возведена часовня в память о земляках, погибших осенью 1943 года. Красногорцы приняли активное участие в сборе средств на строительство часовни.

Год

9 января, начало Богослужений в Молитвенном Доме пгт. Красная Гора.

27 апреля, государственная регистрация Свято-Троицкой церкви пгт. Красная Гора

30 мая, торжественный Крестный ход в праздник Святой Троицы по улицам пгт. Красная Гора (с 2004-го Крестный ход стал проводиться ежегодно).

Верующие Красногорского района совершили паломничество в Свято-Анненский храм с. Чубковичи и приняли участие в празднике в честь Явленной Чудотворной Иконы Божией Матери Чубковичская «Одигитрия».

Год

На кладбище города Новозыбкова похоронен митрофорный протоиерей Валентин (1927-2003), служивший настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Яловка с 1981 по 2003 год.

Группа красногорских прихожан приняла участие в проведении водосвятного молебна на источнике и Крестного хода по селу Гордеевка.

Год

19 января, Ночное Богослужение и Великое освящение воды на источнике в урочище «Калинов мостик», расположенном за селом Макаричи.

При открытии в Красной Горе магазина «Новинка» по улице Буйневича иереем Илией совершен водосвятный молебен.

20 июня, депутат Брянской областной Думы по Суражскому избирательному округу И.В. Медведь и заместитель председателя комитета по социальной политике Р.А. Желдак посетили Свято-Троицкий храм пгт. Красная Гора.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

«Помните, люди, что пока мы будем относиться с полным безразличием к наследию отцов, не хранить, а разрушать духовную и материальную культуру, распад общества, его социальная и экономическая деградация неизбежны. В тяжелых условиях нашего времени нам надо заботиться не только о куске хлеба, но и о своей чести, своем достоинстве, о нашей многострадальной истории».

Так написал в 1991 году наш земляк С.И. Святогор, завершая цикл статей, посвященных церковному краеведению. Эти статьи были опубликованы на страницах районной газеты.

Сергей Иванович первым напечатал материалы о прошлом храмов, стоявших на красногорской земле. И приведенные мной слова краеведа, прежде всего, надо воспринимать как духовное завещание уважаемого человека в районе, работы которого высоко ценились как простыми людьми, так и историками Брянщины.

Это завещание обращено ко всем нам, ныне живущим, чтобы мы бережно относились к прошлому родного края, стремились не только сохранить добрую память, но и приумножить то, что нам досталось в наследство.

Среди материалов, рассказывающих о подвижниках Красногорщины, потрудившихся во славу Божию, на благо Церкви, есть и биография С.И. Святогора. Таким образом решено воздать Сергею Ивановичу за его труды во имя утверждения и восстановления связи поколений, во имя того, чтобы сохранилась память о былой церковной жизни в районе.

При чтении книги можно обратить внимание, что в тексте встречаются не так уж редко ссылки на краеведческие статьи С.И. Святогора. При сборе разрозненных по разным источникам фактов на церковную тему его работы послужили как бы точкой отсчета, подсказывали, по какому пути следует идти.

Потом у меня появились копии материалов, хранящихся в краеведческих музеях Перелазской и Яловской средних общеобразовательных школ. Упоминание в одной из статей С.И. Святогора фонда Брянского государственного архива облегчило поиск документов 1921-1922 годов, имеющих отношение к описям и актам изъятия церковного имущества. Эти документы, написанные в произвольной форме, представляют большой интерес. Во-первых, сам перечень указанных в них предметов позволяет составить мнение о том, что было в храмах в тот период. Во-вторых, в нескольких описях, хотя и довольно скудно, но дается описание церковных зданий. В-третьих, в описях указаны имена и фамилии священников, что в наши дни важно для молитвенного поминовения.

Во время сбора материалов о церковном прошлом Красногорщины помогла и хранящаяся в школьном краеведческом музее села Яловка переписка с архивами работавшего тогда учителем П.И. Осипенко, ныне проживающего в деревне Милечь Почепского района. Петром Ивановичем вместе с учениками во второй половине шестидесятых годов прошлого века была проделана кропотливая работа по разысканию исторических источников о родном крае, в том числе и о храме Покрова Пресвятой Богородицы. Тогда он написал даже в редакцию «Журнала Московской Патриархии».

Когда шла подготовительная работа, то большим подспорьем для меня послужило «Историко-статистическое описание Черниговской епархии», изданное во второй половине девятнадцатого века Высокопреосвященнейшим Филаретом Черниговским и Неженским, под духовным окормлением которого в тот период находились храмы нашего края. Чтобы получить ксерокопии этой книги, пришлось обращаться в Российскую государственную библиотеку. К тому же само построение владыко материала послужило для меня примером.

Высокопреосвяшеннейший Филарет (в миру Дмитрий Георгиевич Гумилевский), как указано в четырехтомном энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона 1909 года издания, был богословом и историком Церкви. Он родился в 1805 году и умер в 1866 году. В 30-летнем возрасте Филарет стал ректором и профессором догматического богословия Московской духовной академии, в 1841 – епископом Рижским, в 1859 – архиепископом Черниговским и Нежинским. Им были основаны такие печатные издания, как «Творения святых отцов в русских переводах», в Чернигове – «Черниговские епархиальные известия». Для всех, кто обращался, обращается и будет обращаться к работам архиепископа Филарета, велико значение его труда «Историко-статистическое описание Черниговской епархии», потому что рассказано о храмах девятнадцатого века, в том числе и стоявших на Красногорщине. Им указаны такие сведения, о которых мы сегодня можем иметь представление только со слов Высокопреосвященнейшего Филарета, поскольку многие источники в двадцатом веке были утрачены или оказались в архивах, теперь относящихся к другим государствам, и изучение их там очень затруднительно по многим причинам. Например, из-за административно-территориального переподчинения Красногорского района несколько раз в течение двадцатого столетия документы разрознены по историческим фондам Чернигова, Гомеля, Орла, Смоленска и Брянска. 

Во время работы над этим материалом помогли и сведения, предоставленные прихожанами Красногорщины. От них получены не только факты, дополнившие общую картину, но и фотографические портреты священников и подвижников, потрудившихся во благо Церкви.

В книгу включена «Церковная хроника Красногорского района» с датами на протяжении десяти веков. Они, надеюсь, помогут в целом увидеть, как в разные периоды Церковь оказывала духовную поддержку мирянам, наставляла на истинный путь и разделяла вместе с ними все невзгоды.

Небольшой словарь с церковными терминами и терминами, которые в настоящее время не употребляются и понятны только специалистам, занимающимся изучением истории Малороссии, полагаю, сделает некоторые страницы текста более доступными каждому.

Справочный материал поможет отыскать использованную мной литературу, если у кого-то возникнет желание в полном объеме познакомиться с источниками.

Возможно, кто-то захочет внести уточнения или дополнения, то таковое можно сделать, обратившись письменно или устно в храм Святой Троицы пгт. Красная Гора.

Выход в свет книги стал возможен благодаря безвозмездной помощи ООО «Дороги и технологии», ООО «Гофрострой» и ЗАО «Центр», за что их коллективам от своего имени и имени прихожан выражаю особую признательность.

С уважением иерей Илия.

2006 г., пгт. Красная Гора.

 

СЛОВАРЬ

АЛТАРЬ (СВЯТОЕ СВЯТЫХ) – главная и возвышенная часть храма, где находится самое святое место (престол).

АНТИМИНС – освященный архиереем шелковый плат с изображением на нем положения во гроб Господа Иисуса Христа, с зашитой с обратной стороны частицей мощей святого мученика или мученицы.

АРХИЕРЕЙ (митрополит, архиепископ, епископ) – высший священнический чин, имеющий высшую степень благодати Святого Духа.

«АПОСТОЛ» – Богослужебная книга, содержащая Деяния Святых Апостолов, соборные послания и послания апостола Павла.

БЛАГОЧИННЫЙ – священник, наблюдающий за несколькими приходами.

БУНЧУЖНЫЕ – войсковые чины в казацких войсках XVI - XVII вв.; сопровождали гетмана и носили бунчук (конский хвост на древке, как знак власти гетмана); над ними стояли генеральный бунчужный и его помощники, которые назывались бунчуковыми товарищами и состояли адъютантами при гетмане.

ВОЙТ – в Малороссии, после отделения от Польши, выборное лицо крестьянской общины, член «сельской старшины».

ДАРОНОСИЦА – маленький ковчег (ящичек), в котором священник носит Святые Дары для причащения больных.

ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА – ковчег (ящик) в виде маленькой церкви или часовни для хранения на престоле Святых Даров для причащения больных.

ДИАКОН – низший священный чин сослужит епископу или священнику при таинствах, но не совершает их.

ДИАКОННИК (ризница) – помещение, примыкающее с южной (правой) стороны к Алтарю, где хранятся церковные сосуды, облачения священнослужителей и богослужебные книги.

ДИСКОС – круглое блюдо на подставке, на котором во время Божественной Литургии хлеб прелагается в Тело Христово.

ДЬЯЧОК (псаломщик) – низшая должность церковнослужителя, поставляемая только по архиерейскому письменному благословению на чтение и пение в храме.

ВОЗДУХ – большой покров, покрывающий чашу и дискос вместе.

ЕВАНГЕЛИЕ – Богослужебная книга, содержащая описание земной жизни Господа Иисуса Христа.

ЖЕРТВЕННИК (пономарка) – помещение, примыкающее с северной (левой) стороны к Алтарю, где хранится кадильница и другие предметы, используемые при Богослужениях и обрядах.

ЗВЕЗДИЦА – две небольшие металлические дуги, соединенные посредине винтом, крестообразно поставляемые на дискос для того, чтобы покров не прикасался к Агнцу и вынутым из просфор частицам.

ЗНАЧКОВЫЙ ТОВАРИЩ – в малороссийских казачьих полках сотенный урядник.

ИКОНОСТАС – перегородка с иконами, разделяющая Алтарь и среднюю часть храма (святилища).

КАНДИЛО – подвесная лампада с подсвечником для свечей.

КАТАПЕТАСМА – завеса из ткани царских врат, внутри алтаря

КОПИЕ – маленькое, как нож, копье для вынимания агнца и частиц из просфор.

ЛЖИЦА – ложечка для причащения.

МИНЕЯ МЕСЯЧНАЯ – состоит из 12 книг (на каждый месяц), содержащая песнопения и молитвословия на каждый календарный день года.

МИНЕЯ ПРАЗДНИЧНАЯ – книга служб Двунадесятых, Великих и особо чтимых Праздников, извлеченных из Минеи Месячной.

ОКТОИХ – книга, содержащая песнопения и молитвословия суточного круга Богослужений на каждый день, разделенные на восемь недель.

ПАНИКАДИЛО – подвесной большой подсвечник со множеством свечей.

ПЛАЩАНИЦА ИИСУСА ХРИСТА – изображение лежащего во гробе Господа Иисуса Христа, выполненное на холсте или тонкой доске, прикрепленное к парчовой или другой толстой ткани вишневого цвета.

ПЛАЩАНИЦА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ – изображение лежащей во гробе Божией Матери, выполненное на холсте или тонкой доске, прикрепленное к парчовой или другой толстой ткани голубого цвета.

ПОТИР (Святая Чаша) – изделие, в которое перед Божественной Литургией вливается вино с водой, прелагаемое потом в Кровь Христову.

ПРЕСТОЛ – особо освященный четырехугольный стол, расположенный посреди Алтаря, на котором находятся: Святой Антиминс, Святое Евангелие, Дарохранительница, Дароносица, крест и лампада.

ПРИДЕЛЫ – Алтари с престолами, кроме главного Алтаря.

ПРИЧТ –  состав священнослужителей (священников и диаконов) и церковнослужителей (псаломщиков), служащих при одной церкви. Состав причта устанавливается архиереем и консисторией по просьбе прихожан и при достаточности средств для его содержания.

ПАТРИАРХИ – предстоятели древних Поместных Православных Церквей.

ПРОТОИЕРЕЙ (протопоп) – звание заслуженного (старшего) иерея.

ПОКРОВЦЫ – малые, крестообразно выполненные из ткани покровы, которыми покрываются чаша и дискос.

СВЯЩЕННИК (иерей, иеромонах) – второй после архиерея священный чин, совершающий все Таинства, кроме Таинства священства и освящения Святого Мира и Святого Антиминса.

СЕМИСВЕЧНИК – подсвечник с семью лампами или свечами.

СЛУЖЕБНИК – Богослужебная книга, содержащая последование вечерни, утрени и Литургии, которая предназначена для священнослужителей.

СОТНИК – в старину казаки делились на сотни, во главе которых стоял сотник.

СТАРШИНА – в Малороссии лицо, занимавшее должность при гетмане (генеральная старшина) в полках и сотнях. По грамоте 1785 старшина малороссийская вошла в состав русского дворянства.

ТРЕБНИК – книга, содержащая последование Святых Таинств (кроме Священства и Святой Евхаристии) священнодействий и обрядов.

ТРИОДЬ ПОСТНАЯ – Богослужебная книга, содержащая молитвословия Великого Поста.

ТРИОДЬ ЦВЕТНАЯ – Богослужебная книга, содержащая молитвословия со дня Святой Пасхи до недели Всех Святых.

УНИВЕРСАЛ – указы малороссийских гетманов на владение каким- либо имением.

ФЕЛОНЬ (риза) – облачение священника из парчевой или другой ткани, в которое в комплекте входят подризник, поручи, епитрахиль, пояс, набедренник и палица.

ХОРУГВЬ – икона на холсте, металле, прикрепленная к деревянному шесту в виде знамени для Крестного хода.

ХОРУНЖИЙ – (от польского - знамя), титул знаменосца. Генеральный хорунжий, то есть главный знаменосец.

ЦАРСКИЕ ВРАТА – двухстворчатые врата, помещаемые в середине иконостаса.

ЧАСОСЛОВ – книга, содержащая последование повседневных служб и молебнов для псаломщиков и певчих.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Бодянский О. М. «Исторические сведения о генеральном хорунжем Н. Д. Ханенко».- Сборник «Чтения в обществе истории и древностей российских», Киев, 1858.

«Вера и жизнь». – Чернигов, 1912.

Государственный архив Брянской области:

«Выписки из протоколов о лишении избирательных прав». – Фонд 1013, опись 1, дело 883;

«Именной список лишенных избирательных прав». – Фонд 1013, опись 1, дело 887;

«О проведении в жизнь декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви».- Фонд 1013, опись 2, дело 55;

«Протоколы заседаний комиссии по изъятию церковных ценностей». – Фонд 1013, опись 1, дело 16 и дело 16 «б»;

«Списки лиц, лишенных избирательных прав. Ходатайства о восстановлении в правах». – Фонд 1013, опись 2, дело 47;

Даль В. И.  «Толковый словарь живого великорусского языка». Репринтное воспроизведение второго издания (1880-1882 гг.).

Киево-Печерский государственный историко-культурный заповедник. - «Историческая справка о селе Яловка на 1764 год», 6 июля 1967 года.

«Киев. Энциклопедический справочник». - Киев, 1986.

Колесникова В. С. «Путь к храму. Краткая энциклопедия православия».- Москва, 2001.

«Красногорский район». –  Клинцы, 2004.

Лазаревский А.М., Константинович Н. А. «Обозрение Румянцевской описи Малороссии». - Чернигов, 1875.

Лазаревский А.М. «Описание старой Малороссии». – Киев, 1889.

«Малый энциклопедический словарь. Репринтное воспроизведение издания Ф. А. Брокгауз - И.А. Ефрон». - Москва, 1997.

«Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси к гражданам Владимиро-Суздальской земли по случаю установления первого юбилейного Поклонного креста в ознаменование 2000-летия Рождества Христова». - «Журнал Московской Патриархии», № 12, 1999.

«Памятная книжка Черниговской губернии». – Чернигов, 1862.

Перевезенцев С. В. «Россия. Великая судьба».- Москва, 2005.

Семенов П. «Географическо-статистический словарь Российской империи».- Санкт-Петербург, том У, 1886.

«Список населенных мест Черниговской губернии, имеющих не менее 10 жителей, по данным за 1892 год». – Чернигов,1892.

«Список населенных мест Могилевской губернии». – Могилев 1910.

Филарет (Гумилевский Д.Г.). «Историко-статистическое описание Черниговской епархии».- Чернигов, кн. 5, 1874.

Ханенко А.И. «Описание местностей Черниговской губернии в пределах бывшего Стародубского полка». – Чернигов, 1890.

«Черниговские епархиальные известия». – Чернигов, 1906 и 1909.

***

Газета «Красногорская жизнь» (прежде «Путь Ленина») Красногорского района Брянской области:

1991 год:

№ 61-Хандожко А., «Церковь должна служить людям»;

№ 84- Святогор С., «Шла борьба за земли наши»;

№ 85- Святогор С., «Под властью монастыря»;

№ 90- Святогор С., «С верой православной»;

№ 93- Святогор С., «И стали крестьяне государственными»;

№ 95- Святогор С., «Связь времен и поколений»;

№ 96- Святогор С., «Горечь гонений и притеснений»;

№ 97- Святогор С., «Село лишилось храма»;

№№ 101-102 - Святогор С., «Нелегок был путь»;

№ 105- Святогор С., «Послесловие»;

№ 108- Хандожко А., «Строить или восстанавливать?»;

№ 120 - Агапов А., «Библию тоже стали изучать. Но где ее достать?»;

№ 142 - Святогор С., «Дворяне»;

№ 145 - Святогор С., «Дворянский род Ханенко»;

2001 год:

№ 51- Сиваков А., «Такая талань выпала»;

Толстенок П., «Возрождая храм в Красной Горе»;

№ 100 - Некролог «Сергей Иванович Святогор»;

2002 год:

№ 8 - Малявко Н., «В Красной Горе открылся Дом милосердия»;

№ 71 - Лавринов А., «Стоял в Лотаках храм...»;

№ 77 - Красногорский И., «В Яловке улица названа в его честь»;

2004 год:

№ 40 - Хандожко А., «Паломник из Санкт-Петербурга»;

2005 год:

№ 94 - Васильева Н., «Старость впереди у каждого из нас»;

2003 год:

№ 16 - Суражская газета «Восход», «Увековечим память»;

№ 22 -Лавринов А., «Боевая награда вручена ветерану войны»;

№ 48 - Некролог «Андрей Леонович Лысенко»;

№ 66 - Лавринов А., «Нам завещано помнить»;

2004 год:

№ 68 - Сиваков А., «В честь явленной чудотворной иконы»;

2006 год:

№ 2 - иерей Илия, «Земную жизнь прошел достойно»;

№ 6 - иерей Илия, «С верой и надеждой»;

№7 - Лавринов А., «Великое освящение воды»;

№ 14 - иерей Илия, «Смело стоял за веру Христову»;

№ 24 - иерей Илия, «Утраченные храмы»;

№ 43 - Некролог «Шило Александр Федорович»;

№ 46 - иерей Илия, «Свято-Троицкий храм».

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.128 с.