Церковь Покрова Пресвятой Богородицы — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

2021-11-25 64
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С. Медведи

В письменных источниках (в описи Новгород – Северского наместничества, в статье С.И. Святогора «Нелегок был путь», в книге «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область») отмечается, что деревянный храм в селе Медведи был уже в 1736 году. Состоявший при русском императоре Петре Третьем генерал-адъютантом граф А.В. Гудович построил в 1794 году каменную церковь.

«Черниговские епархиальные известия» от 1 января 1906 года сообщили, что совет Черниговского Отдела Императорского Православного Палестинского Общества (по отчету 1904-1905 годов) выразил свою благодарность за успешное ведение в своих приходах более 20 чтений и священнику            с. Медведи Феодору Тищенко, перемещенному ко времени выхода в свет издания в с. Карповичи.

К началу ХХ века остро встал вопрос о возведении нового храма, потому что прежний уже не мог во время Богослужения вместить под своими сводами всех посещающих прихожан. И в 1906 году крестьяне обратились в Суражское уездное собрание, попросив выделить на строительство новой каменной церкви две тысячи рублей. Но было принято решение, что пособие не должно превышать 250 рублей.

Крайняя нужда в средствах повлияла на затянувшееся строительство храма. В то время окрестными землями владел Баратов, за которого графиня Варвара Кирилловна из рода Гудовичей вышла замуж. Выделенные этой семьей деньги на новый храм не могли ускорить работы.

По преданию, которое можно услышать в наши дни среди медведевцев, Баратовы получили богатое наследство умершего заграницей дальнего родственника князя. Дворяне, поправившие таким неожиданным образом свое финансовое положение, не обошли вниманием и возведение в селе храма, что позволило улучшить темпы строительства.

Церковь была построена к 1913 году. Из-за начавшейся в следующем году первой мировой войны освящение ее отсрочили на неопределенное время, а затем революция 1917 года и последующие события не позволили осуществить намеченное. 

Церковное имущество, находившееся в храме, было описано в 1922 году. Вот что указано в описи:

1. Хоругвей металлических, жестяных 2.

2. Иконостасов неподвешанных с изображением святых 2.

3. Евангелий в жестяной оправе 4.

4. Риз светлых 1.

5. Риз красных 1.

6. Риз черных 1.

7. Риз желтых старых 4.

8. Стихарей разного цвета3.

9. Подризников старых разного цвета 3.

10. Киотов подвешенных деревянных 5.

11. Аналоев 3.

12. Столиков панихидных3.

13. Шкафов 4.

14. Венцов для венчания металлических 3 пары.

15. Гробниц простых деревянных 1.

16. Паникадилов висячих простого металла на железных цепях 2.

17. Подсвечников стоячих жестяных 8.

18. Подсвечников висячих жестяных 6.

19. Лампад висячих разного металла 10.

20. Чаш металлических с приборами 1.

21. Чаш серебряных с приборами 1.

22. Дискос медный и жестяной 2.

23. Крестов кипарисовых в жестяной оправе3.

24. Крестов металлических 4.

25. Дарохранительниц старого серебра 1 в стеклянном футляре.

26. Дарохранительниц простого металла 2.

27. ---------------------------------------------------------------------------------------------

28. Железных котлов 2.

29. Кадильниц 2 (1 медная, 1 жестяная).

30. Напрестольных крестов белого металла 1.

31. Подсвечников стоячих малых белой жести 2.

32. Крестов запрестольных деревянных 1.

33. Блюдечек серебряных 1.

34. Блюдечек жестяных 1.

Подписи неразборчивые (Прим. авт.).

В начале 30-ых годов были сорваны кресты на куполе Покровского храма и сброшены со звонницы колокола. В 1970 году, в начале лета, как пишет С.И. Святогор, «по указанию свыше, с Медведевского храма сорвали голову».

В книге «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область», отмечается, что церковь, расположенная в центре села Медведи доминирует в его застройке. Далее дано такое ее описание:

«К настоящему времени разобраны верхние ярусы колокольни, малые главы, центральный купол и все кровли. Характерный для нач. 20в. обширный крестообразный в плане храм, первоначально пятиглавый выполнен в русском стиле. Массивный объем с граненым выступом апсиды и прямоугольными боковыми рукавами креста увенчан в центре крупным световым восьмериком. Над встроенными между рукавами креста объемами прежде возвышались четыре мелкие глухие главы, а над центром поперечно ориентированной паперти, примыкающей к квадратной трапезной, - ярусная колокольня.

Тяжеловесный декор фасадов подражает формам русской архитектуры 17в. Таковы ширинки на угловых пилястрах, городчатый пояс и карнизы с зубчиками в завершение стен, килевидные архивольты арочных окон и ниш и полуколонки со жгутами в объединенных общим наличником тройных окнах на боковых фасадах. Аналогичные, но более крупные полуколонны обрамляют главный (западный) и боковые порталы, разделенные в соответствии с местной традицией в западных встроенных частях.

В интерьере четыре мощных угловых пилона несут при помощи подпружных арок и плоских парусов восьмерик, перекрытый сомкнутым сводом; рукава и трапезная имеют коробовые своды. В рукавах помещались приделы, алтарями которых служили восточные угловые объемы, а притворами – западные. Паперть разделена на три помещения: квадратное в центре и узкие прямоугольные по бокам, в одном из которых находилась лестница на колокольню. Из декора интерьера сохранились лишь широкие упрощенные антаблементы с нишками во фризе у пят подпружных арок и тяги в основании и под окнами восьмерика».

В настоящее время храм Покрова Пресвятой Богородицы недействующий и используется сельхозкооперативом «Медведи» как склад товарно-материальных ценностей.

 

Утраченные храмы

С. Великое Удебное

Церковь ВоскресенияХристова

В универсале Стародубского полковника Лукъяна Журавки, выданном 14 сентября 1714 года, было сказано: «Кто бы кол век о сем видати потребовал, известуем, а на иборзей пану сотнику и войтове Удебенскому со всими обивателями сим универсалом ведомо чинить, иж пустовщину Евлакову, до нас принадлежащую, надаем во владение честному отцу Василию Вербицкому, ради недостатку и удобожительства его духовного; до якой пустовщины же бы кто не интересовался из жителей Удебенских и препятствий ко владению и уживанию оной не чинить о. Василию...»

Из текста универсала видно, что в начале XVIII века в храме Великого Удебного служил священник Василий Вербицкий, которому не только оказывались покровительство и защита высоких чинов Стародубского полка, но и была выделена земля (пустошь), чтобы поправить его материальное положение. А это, в свою очередь, говорит о заинтересованности в том, чтобы именно о. Василий продолжал служить в местном храме.

Архиепископ Филарет в «Историко-статистическом описании Черниговской епархии», сославшись на имевшийся в архиве указ, отметил, что храм в этом поселении был до 1700 года и что он был посвящен святителю Николаю. В подтверждение сказанного им приведен текст надписи на постной триоди: «раб Божий Сулуан Савич, житель Кузнецкий, надал до храму святителя Николая 1733г.»

Переименование церкви в селе Великое Удебное, как писал владыка Филарет, произошло после возведения нового храма стараниями помещика Якова Тарновского. В книге отмечено: «В это время главный престол был освящен в честь Воскресения Христова и св. Николаю посвящен придел. В таком виде храм оказывается по переписи 1764 года». Архиепископ Филарет писал, что в 60-е годы XVIII века причт получал жалования 202 рубля и владел 33 десятинами земли.

Из описи, проводившейся по распоряжению генерал-губернатора Малороссии П.А. Румянцева-Задунайского и по инструкциям императрицы Екатерины II, известно, что в селе Великое Удебное, являвшемся ранговым имением генерального бунчужного Якова Тарновского, в начале второй половины XVIII века имелся 51 двор.

Архиепископом Филаретом указано число прихожан в разные годы: в 1770 году - 390 мужчин и 353 женщины, в 1790 году - 487 мужчин и 478 женщин, в 1810 году - 970 мужчин и 934 женщины, в 1830 году - 861 мужчина и 870 женщин, в 1850 году - 954 мужчины и 962 женщины, в 1860 году - 1018 мужчин и 1025 женщин.

В книге «Историко-статистическое описание Черниговской епархии» подчеркнуты благочестивые обычаи в округе: «Очень многие и в мясоед не употребляют ни мясной, ни молочной пищи по понедельникам. В великий пост престарелые в понедельник, среду и пятницу не вкушают ничего до вечера; некоторые на страстной неделе от четверга до пасхи не едят и не пьют. Во время болезни кого-либо из семьи или при другом несчастии ходят в Лавру на поклонение печерским угодникам. Эти благочестивые обычаи внушены и укреплены в округе без сомнения св. Лаврою, когда она имела здесь в своем надзоре поселение и поселенцев».

В описи церковного имущества, проводившейся в селе Великое Удебное в конце мая 1922 года уполномоченным советской власти в присутствии священника Василия (миру Василия Михайловича Соколова) и церковного старосты Тихона Яковлевича Куленка, отражен вот какой факт. Тогда из храма предполагалось изъять все серебряные изделия, но к уполномоченному обратились священник и прихожане с просьбой за серебряную обложку Евангелия заплатить по весу три рубля серебром, что было и сделано. А через несколько дней появился акт, приложенный к описи. В акте записано: «Священник Василий Михайлович Соколов предоставил двадцать семь рублей серебром пожертвований граждан села Великое Удебное взамен чаши серебряной». Эти документы, хранящиеся в фондах Брянского государственного архива, подтвердили слова архиепископа Филарета о благочестивости местных прихожан и готовности сделать все возможное ради храма. Жители села посчитали важным для себя заплатить большие по тому времени деньги, чтобы только оставить в церкви то, что ей принадлежало.

Храм Воскресения Христова был закрыт властями в тридцатые годы двадцатого века. О батюшке Василии известно, что он родился в 1874 году в городе Зубов Тверской губернии. В 1926 году по решению местного волисполкома был лишен избирательных прав. 11 марта 1931 года о. Василий был арестован и обвинен в антисоветской агитации и пропаганде на подрыв советской власти. 18 ноября того же года его приговорили к ссылке в Казахстан на три года. 7-10 ноября 1989 года настоятель храма Воскресения Христова села Великое Удебное священник Василий Михайлович Соколов реабилитирован прокуратурой Брянской области.

Церковь, использовавшаяся после ее закрытия как складские помещения, в конце 30-х годов уничтожена пожаром. Местные старожилы говорят, что ее специально подожгли, чтобы таким образом скрыть недостачу.

с. Верхличи

Церковь Рождества Христова

Во второй половине XVIII века Верхличи были деревней, состоящей из 23 дворов, о чем сказано в Румянцевской описи. Храм Рождества Христова, как пишет красногорский краевед С.И. Святогор, был построен в 1864 году. Местные жители указали на то, что придел в честь Иоанна Богослова возведен на пожертвования, собранные жителями деревни Кашковка. К открытию церкви в Верхличах уже было около 400 дворов и проживало свыше 2400 прихожан.

Двадцатые годы прошлого столетия стали серьезным испытанием стояния за веру Христову как для настоятеля священника Василия (в миру Василия Васильевича Белозерского), так и для прихожан. Все закончилось тем, что храм уничтожил пожар. О том, что в нем находилось, мы можем представить по такому документу тех лет: «Опись имущества, находящегося в Христо-Рождественской церкви села Верхличи.

Главный алтарь

1. Престол деревянный;

2. Жертвенник деревянный в виде шкафа;

3. 7 икон с разными изображениями;

4. Футляр с плащаницей;

Алтарь в южном приделе

5. Престол деревянный;

6. Жертвенник деревянный в виде столика;

7. 5 икон;

8. 2 иконостаса – главный и придельный;

9. Два больших киота с иконами;

10.  5 икон, висящих на стенах храма;

Лампады, подсвечники и аналои

11. Девять висящих лампад;

12. Запрестольный семисвечник;

13. 7 стоящих металлических подсвечников;

14. Четыре деревянных аналоя;

15. Два паникадила;

Евангелия и кресты

16. Три Евангелия служебных;

17. Четыре медных напрестольных креста;

Сосуды

18. Чаша и к ней дискос, звездица и лжица;

19. Стальное копие;

20. Два блюда, ковшик и тарелочка;

21. Две металлических дарохранительницы;

22. Одно металлическое кадило;

Облачения

23. Два облачения для престолов;

24. два покрывала для них же;

25. Пять воздушков из разной материи и разных цветов с девятью к ним покрывалам;

26. Четыре полупарчовых ризы с принадлежностями;

27. Три подризника;

28. Один стихарь;

29. Один сосуд для освящения воды;

30. Две металлических хоругви;

31. Четыре хоругви их разных материй;

32. Две катапетасмы шелковые;

33. Один стол для положения плащаницы;

34. Один шкаф для церковных риз;

35. Один шкаф для церковного архива;

36. Круг богослужебных книг;

37. Четыре колокола.

11 февраля 1922 года

Председатель сельсовета И.Хомченко

Секретарь Тимошенко

С подлинным верно: И.Ставинов.»

Среди местных жителей бытует мнение, что церковь подожгли безбожники, чтобы таким образом ослабить влияние священника и церковной общины на жителей села.

В праздник памяти апостола Филиппа (заговенье на Рождественский пост), 27 ноября 1928 года, огонь уничтожил церковные постройки. Пожар вспыхнул во время Божественной литургии, но не была прервана служба. Священник только тогда оставил пылающий храм, когда завершил совершение Божественной литургии, и унес с собой Сосуды и Антиминс. Более подробно о последнем настоятеле церкви Рождества Христова  с. Верхличи можно прочитать в биографическом очерке «Земную жизнь прошел достойно».

с. Городечня

Церковь Введения во храм

Пресвятой Богородицы

По возрасту Городечня не уступает Красной (Поповой) Горе. В «Историко-статистическом описании Черниговской епархии» архиепископ Филарет пишет, что Городечня образовалась между девятым и одиннадцатым веками. Им же указано на особую роль, которую это поселение играло для Киево-Печерской лавры, предложившей Могилевскому кафедральному собору за него вместе с Поповой Горой четыре повета в Ошмянской волости.

Из книги владыки Филарета известно, что в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы с.Городечня во второй половине девятнадцатого века имелись такие старинные книги:

1. «Служебник», напечатанный при короле Казимире львовским братством во Львове в 1666 году;

2. «Общая минея», напечатанная стараниями архиепископа Иннокентия в 1680 году;

3. «Триодь постная», напечатанная при архиепископе Иоаникии в 1727 году, надпись на которой гласила: «Дана от святой Лавры в Городечнянскую церковь волости Поповогорской в 1759 году»;

4. «Служебник» 1735 года издания;

5. «Октоих», напечатанный при архиепископе Илларионе в 1739 году;

6. «Часослов» 1742 года издания;

7. «Апологион» 1745 года издания.

Архиепископ Филарет в списке памятников церковной старины, принадлежащих Свято-Богородицкому храму с. Городечня, указал: «Под помостом в углу алтаря, на камне, который покрыт был другим камнем, найдена свинцовая дощечка со словами: «Во имя Отца и Сына и святого Духа, освятится сия церковь в честь Введения в храм Пресв. Богородицы при державе Императрицы Елисаветы Петровны и господина отца Луки архимандр. св. Киевской лавры в Стародубских волостях экономии Лищинской волости в слободе Городечня року 1755 декабря 4 дня».

Тогда причт с просфорнею получал 286 рублей жалования и пользовался 35 десятинами земли. Причту в 1767 году лаврою были отведены два усадебных места с постройками.

Арихиепископом Филаретом отмечено, что «во время притеснений польскими панами и иезиутами жители соседней Могилевской губернии спешили уходить на земли лавры: в Городечне и поныне существуют фамилии Баханов, Тупиц и проч., т.е. прежние жители селений Баханов и Тупичок».

Есть сведения и о числе прихожан второй половины XVIII-XIX веков, проживавших в этом поселении: в 1770 году-830 мужчин и 798 женщин; в 1790 году-1297 мужчин и 1006 женщин; в 1810 году-1319 мужчин и 1389 женщин; в 1830 году-1078 мужчин и 1162 женщины; в 1850 году-1177 мужчин и 1242 женщины; в 1860 году-1275 мужчин и 1276 женщин.

Как говорят местные жители, ссылаясь на воспоминания своих старших родственников, в XIX веке в Городечне храм возводился дважды. Причиной этому, вероятно, послужили пожары, что в те времена случалось не так редко. Во второй раз храм возвели в 1888 году. Церковь имела три купола, рядом с нею находились жилые строения, которые использовались священно- и церковнослужителями.

Старинные церковные книги, о которых писал владыка Филарет, вызывали особое уважение у прихожан, гордившихся тем, что эти редкие издания хранятся в селе Городечня уже несколько столетий. Когда в двадцатые-тридцатые годы прошлого века начались гонения и храмы насильственно властями закрывались, то, надо полагать, остро встал вопрос о том, как уберечь от изъятия такую редкую во всех отношениях церковную литературу. Это и попытался сделать о. Феодор (в миру Федор Михайлович Маслюков). Сельские старожилы рассказывают: отец Феодор, лишенный, как многие другие настоятели храмов района, избирательных прав в 1926 году, позже был арестован за хранение в его доме книг, что, вероятно, послужило причиной для расправы над служителем церкви. О дальнейшей судьбе священника ничего неизвестно.

В те же годы храм в селе Городечня был закрыт. Церковное здание использовалось как зернохранилище, позже в нем открыли клуб.

Здание церкви было уничтожено огнем в конце лета 1941 года, когда отступали подразделения Красной Армии.

Жители Городечни говорят, что в их селе похоронены два священника, но никто не может даже приблизительно указать места расположения их могил.

С. Заборье

Церковь Святителя Николая

Из описания Поповогорской волости владения Киево-Печерской лавры, вошедшего в Румянцевскую опись, известно, что во второй половине XVIII века в Заборье уже стоял храм Святителя Николая, в селе было 104 двора. То есть в полтора раза больше, чем в Поповой Горе.

В 90-е годы XIX века в Заборье число дворов перевалило за пятьсот, а жителей насчитывалось более 3400 человек. В те годы, как отмечает А.И. Ханенко в «Описании местностей Черниговской губернии в пределах бывшего Стародубского полка», в этом селе работала земская школа и проводились четыре ярмарки. Тогда, например, столько же ярмарок проводилось в Клинцах.

В последний раз в селе Заборье церковь строилась в1892 году. Об этом сказано в краеведческих работах С. И. Святогора.

«Черниговские епархиальные известия» от 1 марта 1906 года в «Списке вакантных мест» сообщили: «...В с. Заборье, при Николаевской церкви первое священническое место, в этом приходе дворов 976, прихожан обоего пола 7684 души, ружной земли 102 десятины, дом для священника есть, жалованье 156 руб. 80 коп. в год, вакантно с 13 февраля 1906 года». Это объявление появилось в связи со смертью настоятеля храма священника Сергия Жихарева. Из губернской церковной газеты также известно, что вдове священника Елене Жихаревой на погребение мужа было выдано 30 рублей, а чуть позже ей епархия назначила постоянное пособие в сумме 20 рублей.

Место умершего настоятеля храма с. Заборья отца Сергия Жихарева занял 27 апреля 1906 года священник Покровской церкви села Шираевки, Суражского уезда, Александр Пятницкий.

В начале двадцатых годов XX века священниками в церкви Святителя Николая служили Павел Вознесенский и Северин. Если из подписи под актом изъятия церковных ценностей можно установить, что первого из них звали Павлом, то имя второго пока остается неизвестным. Нет никаких других сведений и о судьбах этих священников.

В Брянском государственном архиве хранится опись этого храма, в которой записано: « Описьимущества, принадлежащего Николаевской церкви с. Заборье

1. Паникадило висячее на железных цепях 4.

2. Подсвечников жестяных, стоячих 8.

3. Подсвечников металлических, жестяных 3.

4. Хоругвей металлических, жестяных 3.

5. Иконостасов с изображениями святых 3.

6. Гробниц Христа 2.

7. Крест в стеклянном футляре, большой, позолоченный 1.

8. Крест малый, посеребренный 1.

9. Крест простого металла.

10. Три чашки: одна большая позолоченная и две малых простого металла.

11. Две ложки серебряные.

12. Дискос металлический, простой.

13. Два котла стальных.

14. Два малых простых подсвечника.

15. Риз черных 2.

16. Один стихарь.

17. Риз белых 2.

18. Риз крестовых 2.

19.  Одна желтая риза.

20. Две ризы синих.

21. Одна риза красная.

22. Два ковчега медных

23.  ----------------------------------------------------------------------------------------- 

24. Венцов для венчания 10.

(Опись составлена без указания даты и фамилий, присутствовавших при оформлении ее. - Прим. авт.)».

В «Именном списке лиц, лишенных избирательных прав» по состоянию    

на 1928 год назван по Заборскому сельсовету священник Кирилл Красный,

лишенный избирательных прав в 1918 году, и на момент составления

этого списка служивший в одном из храмов Белоруссии.

В тридцатые годы прошлого века в Заборье были арестованы священнослужители: Василий Иосифович Грибанов (в 1937-м), Евгений Кирович Демченко (в 1931-м), Федот Алексеевич Мельников (в 1937-м). В те времена был и закрыт храм Святителя Николая, простоявший до начала мая 1952 года, когда его уничтожил пожар. Местные жители рассказывают, что церковь, использовавшуюся как склад сельпо, специально подожгли, чтобы таким образом скрыть недостачу.

В 1989 году упомянутые священники, подвергшиеся в 30-е годы репрессиям, были реабилитированы прокуратурой Брянской области.

С. Летяхи


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.093 с.