Павел I Петрович император России (1796-1801), сын Петра III Фёдоровича и Екатерины II Алексеевны. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Павел I Петрович император России (1796-1801), сын Петра III Фёдоровича и Екатерины II Алексеевны.

2021-11-24 31
Павел I Петрович император России (1796-1801), сын Петра III Фёдоровича и Екатерины II Алексеевны. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ИМПЕРАТОР ПАВЕЛ I (1754 – 1801)

Биография

Павел I Петрович император России (1796-1801), сын Петра III Фёдоровича и Екатерины II Алексеевны.

Воспитывался при дворе своей бабки - императрицы Елизаветы Петровны.

Отношения между Павлом и его матерью Екатериной II всегда были прохладными. Он считал, что это она виновна в гибели его отца Петра III. Екатерина, чтобы удалить сына подальше от двора, подарила ему Гатчинский дворец, который, по сути, стал местом ссылки для наследника.

Изолированный от двора, Павел в Гатчине создал свой «мини-двор» и «армию». Устраивал смотры, учения.

Будущий император выучил несколько языков, разбирался в музыке, математике, фортификации, военном и морском деле.

 

Императором Павел стал в 42 года после смерти Екатерины II.

Первым мероприятием, проведенным в статусе императора, явилась коронация покойного Петра III и его перезахоронение в Петропавловском соборе, рядом с Екатериной II.

Новый император сразу же попытался перечеркнуть сделанное за тридцать четыре года царствования Екатерины II, и это стало одним из важнейших мотивов его политики.

Император стремился заменить коллегиальный принцип организации управления единоличным. Важным законодательным актом Павла явился изданный в 1797 году закон о порядке престолонаследия, действовавший в России вплоть до 1917 года.

В армии Павел стремился ввести прусские военные порядки. Он считал, что армия - это машина и главное в ней - механическая слаженность войск и исполнительность. В области сословной политики основной целью стало превратить русское дворянство в дисциплинированное, поголовно служащее сословие.

Павел I положил начало ограничению помещичьей власти Манифестом о крестьянах. Барщина т. е. работа на помещиков, была ограничена тремя днями в неделю. Однако за четыре года правления он раздал помещикам более 600 тыс. крестьян, принадлежащих государству.

 

В повседневной жизни запретили определенные фасоны одежды, причесок, танцы, в которых император видел проявления свободомыслия. Была введена жесткая цензура, запрещен ввоз книг из-за границы.

Внешняя политика Павла I отличалась бессистемностью. Россия постоянно меняла союзников в Европе.

В коалиции с Пруссией и Австрией Россия вела войны против Франции, одержав победы в Италии и Швейцарии благодаря А. В. Суворову, а на Средиземном море - благодаря Ф. Ф. Ушакову..

Однако в разгар антифранцузской кампании Павел разорвал отношения с союзниками и сделал ставку на альянс с Наполеоном I. После провозглашения Бонапарта императором Франции Павел видел в нём единственную силу, способную обуздать революцию. Опрометчиво поступил Павел, присоединившись к экономической блокаде Англии, которую осуществляла Франция. В не меньшей степени подрывал отношения с Англией и готовившийся Павлом поход в Индию.

Политика Павла в сочетании с его деспотическим характером, непредсказуемостью и эксцентричностью, вызывала недовольство в самых разных социальных слоях. Уже вскоре после его воцарения против него стал созревать заговор.

В ночь с 24 на 25 марта 1801 г. император был убит заговорщиками в своей новой резиденции — Михайловском замке в Петербурге.

 

Почему Дон Кихот?

Павел I - одна из самых загадочных и трагических фигур на российском престоле. Между тем личность этого человека всегда вызывала глубочайший интерес. Пушкин называл Павла I "романтическим императором" и собирался написать историю его царствования. Герцену принадлежит еще более яркое определение: "коронованный Дон Кихот". Лев Толстой говорил о Павле: "Я нашел своего исторического героя. И ежели бы Бог дал жизни, досуга и сил, я бы попробовал написать его историю". К сожалению, эти замыслы не были реализованы.

Павлу с детства была близка атмосфера средневекового рыцарства: ещё в 14 лет он прочёл историю Мальтийского ордена и в 1798 году стал Великим Магистром этого ордена. Сам Павел I видел себя рыцарем «нового времени», стоящим во главе мощного облагороженного государства - в противовес атмосфере «бездушья старушечьей затхлости», характерной для последних лет правления его матери, Екатерины II.

 

Павел I был убеждён, что понятия чести, рыцарские законы должны стать нормой российской жизни. Придя к власти, он начал активную борьбу со взяточничеством и коррупцией. В течение почти четырёх лет своего правления император ежемесячно подписывал до 40 указов. Их мало кто исполнял, и в большинстве своём попытки павловских преобразований вызывали неприязнь и насмешки.

Особенно ярко его рыцарский подход к жизни в сочетании с донкихотской наивностью проявился в делах международных. Он стремился сделать Россию «гарантом мира на всей земле», но на деле сначала оказался втянутым в коалицию против Франции в союзе с Австрией и Англией, а затем в 1800 году посчитал союзников предателями и поверил благородным жестам бывшего противника – Наполеона Бонапарта. Поэтому через газеты вызвал на дуэль своих прежних союзников – европейских монархов: «Русский император, видя, что европейские державы не могут согласиться между собою, и желая положить конец войне, уже одиннадцать лет терзающей Европу, намерен предложить место, в которое он пригласит всех прочих государей прибыть – и сразиться между собою на поединке…» Конечно, в Европе этот вызов не восприняли всерьёз. Лишь Наполеон Бонапарт оценил рыцарский порыв Павла I и воскликнул: «Он – русский Дон Кихот!»

 

Николай I (1796 -1855)

 

Биография

 

Николай Павлович Романов, будущий император Николай I, родился 6 июля (25 июня по ст. ст.) 1796 года в Царском Селе. Он стал третьим сыном императора Павла I и императрицы Марии Федоровны. Николай не был старшим сыном и поэтому не претендовал на престол. Предполагалось, что он посвятит себя военной карьере. Служить, по традициям того времени, Николай начал с полугодовалого возраста, когда получил чин полковника. В три года уже щеголял в мундире лейб-гвардии Конного полка.

Домашнее образование заключалось в изучении экономики, истории, географии, юриспруденции, инженерного дела и фортификации. Особый упор делался на изучение иностранных языков: французского, немецкого и латыни. Гуманитарные науки особого удовольствия Николаю не доставляли, зато все, что было связано с инженерией и военным делом, привлекало его внимание. В детстве Николай овладел игрой на флейте и брал уроки рисования, и это знакомство с искусством позволило ему в будущем считаться ценителем оперы и балета.

Николай I вступил на престол после смерти своего старшего брата Александра I. Константин, второй претендент на престол, отрекся от своих прав еще при жизни старшего брата. Николай I не знал об этом и сначала присягнул на верность Константину. Позже этот короткий период будет назван междуцарствием. Хотя манифест о вступлении на престол Николая I был издан 13 (25) декабря 1825 г, юридически правление Николая I началось 19 ноября (1 декабря). И первый же день омрачился восстанием декабристов на Сенатской площади. Восстание было подавлено, а его руководители - казнены.

Царствование Николая I началось очень драматично, но других казней за время его правления не было. Николай I увидел необходимость реформирования общественного строя. Он решил дать стране четкие законы, опираясь при этом на чиновничество, поскольку доверие к дворянскому сословию было подорвано.

Внутренняя политика Николая I отличалась крайним консерватизмом. Малейшие проявления свободомыслия подавлялись. Он всеми силами защищал самодержавие.

 

Реформы Николая I отличались ограниченностью.

Внешняя политика Николая I преследовала те же цели, что и политика внутренняя. При царствовании Николая I Россия боролась с революцией не только внутри страны, но и вне ее пределов. В 1826-1828 гг. по результатам русско-иранской войны к территории страны была присоединена Армения. Николай I выступал с осуждением революционных процессов в Европе. В 1849 г. он направил армию Паскевича для подавления венгерской революции. В 1853 г. Россия вступила в Крымскую войну. Но по итогам Парижского мира, заключенного в 1856 г., страна утратила право иметь флот и крепости на Черном море, потеряла Южную Молдавию. Неудача подорвала здоровье царя. Николай I умер 2 марта (18 февраля) 1855 г. в Санкт-Петербурге, а на престол взошел его сын - Александр II.

 

 

Почему Дон Кихот?

Рыцарственность императора Николая Павловича обозначилась уже в первые минуты его жизни. Взяв на руки только что появившегося на свет младенца, царственная бабушка с удивлением воскликнула: «В жизнь мою в первый раз вижу такого рыцаря!».

Крупный, красивый мальчик, кричавший «басом», вскоре вырос в красивого мужчину. Современники восхищались его античным профилем и правильностью черт лица, безупречной осанкой, военной выправкой и умением держать себя на публике. Его поступки выдавали в нем великодушие и честность, благородство характера и силу духа.

Третий сын императора Павла I, лишь волею судьбы оказавшийся на троне, на самом деле был рожден, чтобы повелевать и царствовать. Он всегда стремился к зачастую неосуществимым идеалам и старался подавать личный пример своим подданным. «Глубоко искренний в своих убеждениях, часто героический и великий в своей преданности тому делу, в котором он видел миссию, возложенную на него провидением, можно сказать, что Николай I был Дон Кихотом самодержавия», – отозвалась о государе фрейлина А.Ф. Тютчева.

 

Новый император Николай I начал царствование 14 декабря 1825 года, в день восстания декабристов. Как писал впоследствии анархист М. А. Бакунин, «император Николай был Дон Кихотом системы, созданной Петром I и Екатериной II; он был наиболее трагическим её выразителем. Он считал себя благодетелем и просветителем России».

 

Последствия эпохи вольномыслия стали для Николая I объектами навязчивой борьбы так же, как для Дон Кихота ветряные мельницы. Само того не ведая, «донкихотство» сопутствовало жизни рационально настроенного и практического монарха. Можно допустить, что сравнение с Доном Кихотом не доставило бы самому Николаю большого удовольствия, хотя роман ему нравился и он с удовольствием для домашнего спектакля облачался в образ курьезного идальго. Книга была в чести, была она и в императорской библиотеке. Сходные ценности и заблуждения литературного героя и реального императора тогда были видны многим. Как и Дон Кихот, Николай формировался на окружающих его ратных подвигах и книжных идеалах и держался кодекса верности своим принципам, считая что целью человеческой жизни должно быть бескорыстное служение общему благу. Не признавал закона личного произвола, корысти и безделья. Как он, будучи апологетом военной доблести, считал, что высшая цель военного искусства - это мир. Как он, веря в действенность традиций «золотых времен» прошлого, не принимал многих «тлетворных» идей своего века и боролся, но пришел в конце пути к сходному разочарованию в возможности что-то удержать или изменить усилиями одного человека.

Этот подход «самодержавного донкихотства» не выдержал серьёзного испытания реальностью – Крымской войны 1853 года. Многие подданные сразу после кончины Николая поспешили зло посмеяться над его убеждениями. «Глубоко искренний в своих убеждениях, часто героический и великий в своей преданности делу, в котором он видел свою миссию, возложенную на него провидением, можно сказать, что Николай I был Дон Кихотом самодержавия. Дон Кихотом странным и зловредным, потому что обладал всемогуществом, позволявшим ему подчинять всё своей фантастической и устарелой теории и попирать ногами самые законные стремления и права своего века», – писала позже фрейлина двора Николая А. Ф. Тютчева, дочь известного поэта.

 

Связи с Эрмитажем.

Павел I за время своего короткого правления, не сделав вкладов непосредственно в Эрмитаж, но превосходно ориентируясь в вопросах искусства, составил прекрасные коллекции живописи и скульптуры в своих резиденциях в Павловске и Михайловском замке в Петербурге. С именем этого императора связано важное мероприятие по приведению в порядок запущенного обширного художественного хозяйства императорских дворцов. По его распоряжению в 1797 году была начата инвентаризация всех коллекций в столице и загородных резиденциях. 29 сентября 1797 года последовал высочайший указ об отпуске из Придворной канцелярии всего потребного «для содержания Эрмитажа нашего в порядке и чистоте». Делать так приказано было «безостановочно».

«Императором Николаем I сооружен» Новый Эрмитаж - первый в России публичный музей, который послужил образцом для сооружения целого ряда музеев в обеих столицах, губернских и уездных городах России. Музей положил начало и новому виду деятельности - музейному делу, главной составляющей которого стало научное изучение художественного наследия. Побывав в Германии в 1835 году, Николай I видел новое здание Берлинского музея, построенного по проекту Карла Фридриха Шинкеля (1781–1841), а в 1838-м в Мюнхене он осмотрел Глиптотеку и Пинакотеку, возведенные по проекту архитектора Лео фон Кленце (1784–1864). Спланированные специально для музея с соблюдением всех технических требований к отоплению и освещению здания, внешний облик которых служил напоминанием о прекрасной античности, видимо, произвели на императора сильное впечатление. После беседы с архитектором было принято решение о строительстве в Петербурге нового музейного здания. А 17 (29) мая 1839 года архитектор Кленце вместе с сыном прибыл в Петербург, чтобы приступить к проектированию музея. Он пробыл здесь два месяца. 23 июля того же года было утверждено «Предложение об устройстве Музеума…» по проекту Кленце.

Новый Эрмитаж был любимым детищем и гордостью Николая I. Cледует заметить, что не только характер развески картин и расстановка мебели, но и интенсивный цвет стен, обилие позолоты были в значительной степени определены императором.

Как свидетельствуют записи в Камер-фурьерских журналах, он много раз бывал в нем в период строительства и во время подготовки к открытию, особенно часто в январе 1852 года. Незадолго до открытия осматривал и отбирал поступавшие вещи, иногда менял их местоположение в музее. А позднее, уже после его открытия в 1852 году, публика, которая получила возможность посещать сокровищницу искусства, не допускалась туда «…с половины первого часа до двух с четвертью, так как в сие преимущественно время Его Величество изволит сам посещать каждодневно Эрмитаж».

Можно рассказать о максимилиановском забрале, к котором Николай участвовал в Царскосельский карусели. Картина из Царского села, но забрало из Эрмитажа.

Сейчас оба предмета экспонируются в Эрмитаж Амстердам. (как и мальтийский трон). А это ещё и тема Открой свою Европу.

 

 

Вопрос: При каком монархе было принято правило посещения Императорского Эрмитажа, согласно которому военные допускались в музей исключительно в мундирах

1) Павел I

 

2) Николай I

 

Ответ на вопрос: 1) Павел I.

По распоряжению императора Павла I простолюдины не допускались в залы Эрмитажа. Но даже знатная публика должна была соблюдать строгие правила дресс-кода - фраки и мундиры. Подобные строгости отменил Александр II, а с тысяча восемьсот шестьдесят шестого года Эрмитаж действительно становится общественным музеем.

 

Новый Эрмитаж открыли для публики в феврале 1852-го. А за год до этого выпущена «Инструкция по управлению музеем». Штат сотрудников состоял из 29 человек (плюс 90 человек обслуживающего персонала). Император Николай I повелел учредить правила, на основании которых собрания музея стали доступными не только знатокам и любителям, но «каждому отдельно с билетом», выданным придворной конторой Его Величества. Во время обсуждения этих правил в записке обер-гофмаршалу Шувалову Ф.А. Жиль (начальник I отделения императорского Эрмитажа) писал: «В Европе принято, что в подобных случаях следует показывать большую щедрость, потому что одни только владетельные особы в состоянии собирать сии огромные хранилища... Но как Музей Эрмитажа есть собрание, собственно принадлежащее Государю Императору, и публика по Высочайшей воле туда допущена будет с некоторыми ограничениями и по билетам, от посетителей просто требуется:

- чтобы они оставляли у сторожа шинели их, трости, зонты и проч.,

- чтобы они в строгом смысле удерживались от прикосновения к предметам, находящимся в залах Эрмитажа. Посетителям дозволяется обращаться к хранителям, когда они пожелают иметь какие-либо особые сведения».

 

Холст масло; 54 х 41 см

ГТГ

Павел I в ноябре 1797 г. принял титул протектора, а в ноябре 1798 г. – Великого Магистра Ордена Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийского ордена). Художники, писавшие императорские портреты, должны были строго следовать «высочайше» утвержденным образцам, созданным известными художниками. В 1796 руководителем класса портретной живописи Императорской Академии художеств академиком С. С. Щукиным был исполнен один из «образцовых» портретов императора Павла I, послуживший основой особого иконографического типа. Эрмитажный портрет Павла I, соответствующий официальному «образцу», является единственным изображением императора, на котором он представлен со знаками французского ордена Св. Лазаря и Кармельской Божьей Матери.

 

 

Вопрос: Кто пожаловал этот орден Павлу I?

 

1. Наполеон Бонапарт

2. французский король Людвиг XVIII

 

                                                                                                                    Правильный ответ: 2. французский король Людовик XVIII в 1799 году.

 

За что был пожалован Орден?

 

Мальтийский трон

 

 

                                                                                                                        

 

Ярким примером приверженности Павла I к рыцарской идее явились его отношения с Орденом иоаннитов на Мальте. Мальтийский Орден во второй половине 1790-х гг. оказался из-за грозных событий Французской революции в крайне тяжелом положении и вынужден был искать защиты у глав европейских монархий. Иезуиты еще в конце царствования Екатерины II обосновались в России, а с воцарением ее сына стали добиваться его участия в мальтийских делах. Павел I <…> в декабре 1797 г. принял Орден под свое покровительство <…>. В сентябре 1798 г. он принял Мальтийский Орден под свое верховное руководство, а в ноябре возложил на себя достоинство великого магистра Ордена <…>. Указание на достоинство „Великого Магистра Ордена св. Иоанна Иерусалимского“ вошло в состав общей титулатуры Павла I, изображение мальтийского креста было внесено в государственный герб, а сам крест включен в систему высших российских орденов»

 

Впервые в истории православный монарх становится главой католического ордена. В коллекции Эрмитажа хранятся уникальные предметы, рассказывающие о многовековой истории Мальтийского ордена, произведения художников, живших и работавших на острове, портреты императора Павла I, предметы одежды российских кавалеров Мальтийского ордена, книги по истории госпитальеров, издававшиеся в России в XVIII столетии, кресло великого магистра Мальтийского ордена, исполненное для Павла I по рисункам Кваренги.

После избрания Павла I великим магистром Ордена Св. Иоанна по его приказу было изготовлено шесть так называемых „мальтийских" тронов. Три из них сохранились и находятся в настоящее время в Эрмитаже, Оружейной палате и в Гатчинском дворце. Также по приказу императора, страстно приверженного орденским ритуалам, русскими мастерами были изготовлены корона великого магистра, „кинжал веры" и большая орденская печать. Их изображение можно видеть на парадном портрете Павла I в облачении великого магистра Ордена Св. Иоанна работы Тончи. (ГРМ)

 

Вопрос: Где сейчас находится мальтийский трон из коллекции Эрмитажа?

 

Ответ: «Эрмитаж Амстердам», выставка «Цари и рыцари. Романовы и их любовь к Средневековью».

 

Прекрасные дамы Павла I

 

В разных аспектах жизни императора Павла I - государственном, гражданском, военном, семейном, любовном - вопросы чести и рыцарского достоинства обретали особую значимость. Многие его дела и поступки, смесь благородства и странностей, странствующие рыцари и Прекрасная Дама удивили Европу и позволили Наполеону без тени иронии окрестить Павла «русским Дон Кихотом». Следование принципам «донкихотства» сделало задуманные Павлом реформы идеалистическими, а его деяния стоили ему жизни.

Немаловажной частью рыцарского кодекса чести, рыцарских устоев и самой жизни рыцаря неизменно считалось поклонение Прекрасной Даме, даже при условии, что благородные порывы, высокие чувства и «донкихотство» по отношению к женщине основывалось не на истинном, а на воображаемом совершенстве предмета обожания.

 

Кто же были «прекрасные» дамы великого князя Павла Петровича, а затем императора Павла I?

1. Первая жена - принцесса Августа-Вильгельмина-Луиза Гессен-Дармштадтская), в православии - великая княгиня Наталья Алексеевна, умерла в 1776 году при родах. (Портреты в Эрмитаже).

 

2. Вторая жена - немецкая принцесса София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская, в православии - великая княгиня Мария Федоровна. Родила 10 детей: 4 сыновей, 6 дочерей. (Портреты в Эрмитаже).

 

3. Екатерина Ивановна Нелидова, камер-фрейлина императрицы Марии Федоровны - «маленькая, смуглая брюнетка, вся прелесть которой заключалась в миловидном улыбающемся личике и веселом увлекательном разговоре». Екатерина Нелидова происходила из обедневшей дворянской семьи, в которой было семеро детей - пятеро братьев и двое сестер, и получила превосходное образование в Смольном институте благородных девиц, куда отдавали девочек в обучение с семилетнего возраста. Она поражала всех при совершенной скромности и благородстве, своим остроумием и блистательным талантом, живостью поведения и искренностью разговоров. Император Павел Петрович находил удовлетворение в продолжительных беседах и духовном единении с мадмуазель Нелидовой. Их отношения оставались возвышенными: уезжая в военный поход в Финляндию, Финляндию, в 1790 году, Павел Петрович прислал Екатерине Нелидовой краткую записочку: «Знайте, что умирая. Я буду думать о Вас».

 «Портрет Е.И. Нелидовой», Д.Г.Левицкого, 1773 г., ГРМ

 

4. Анна Лопухина, дочь сенатора П.В. Лопухина. Его семья в кратчайшие сроки была перевезена из Москвы на невские берега и обласкана императором: княжеский титул, высокая должность обер-прокурора Сената, роскошный дом. Анна Петровна была буквально осыпана милостями: камер-фрейлина, кавалерственная дама Большого креста ордена Святого Иоанна Иерусалимского, орден Святой Екатерины, титул статс-дамы. Государь открыто выказывал «даме сердца» свои чувства, назвал ее именем корабль «Благодать», оно же красовалось на знаменах гвардии.

8 февраля 1800 года Павел организовал свадьбу Лопухиной с ее избранником, продолжив, подобно Дон Кихоту, высокое служение «прекрасной даме». А, быть может, это было не преклонение, а демонстрация преклонения, которое больше походило на фарс, нежели на любовь…

 

Портрет

А.П. Лопухина

Ж.-Л. Вуаль (?)

Франция

Вторая половина 1790-х

ГЭ

 

«Дон Кихот безумен. Когда же он сталкивается с реальной жизнью и пытается разобраться в людях, он совершенно не в состоянии отличить добро от зла», – писал классик ХХ века Уильям Фолкнер. В истории

«русского Дон Кихота» эта мысль находит подтверждение. Павел любил четырех женщин, но ни одна из них по разным причинам не стала для «романтического нашего императора» настоящей сердечной привязанностью. Его чувства едва ли можно назвать серьезными; лишь по отношению к Нелидовой они были более глубокими.

Он искал и не обрел любви своих «прекрасных дам», стремясь в зрелые годы лишь к пониманию и утешению. Но ни одна из женщин не одарила его теплом и дружбой, которых он заслуживал и в которых нуждался. И, возможно, в этом кроется трагедии…

 

Вопрос:

Кто из Прекрасных Дам сопровождал Павла во время его путешествия в Европу?

 

Ответ: Мария Федоровна

 

 

Николай I и Прекрасная Дама

 

 

Рыцарские качества души Николая Павловича в полной мере раскрылись в его отношениях с нежно любимой супругой, императрицей Александрой Федоровной. С момента их первой встречи в Берлине в 1814 году и до конца жизни супруги сохранили романтическую влюбленность и свежесть чувств друг к другу.

Мечтательная и воздушная принцесса Шарлотта, дочь прусского короля Фридриха Вильгельма III, буквально с первого взгляда покорила сердце юного «рыцаря Николая». Воспитанная на поэзии Шиллера, зачитывавшаяся рыцарскими романами и балладами о прекрасных дамах, она получила в семье прозвище «Белая Роза». Имя Белой Розы стало неким символом всей дальнейшей жизни императрицы и как нельзя лучше отражало ее романтичную, застенчивую и отчасти не понятую современниками натуру, душу, по выражению поэта В.А. Жуковского «чистую, простую, исполненную глубокого чувства».

 

Определенную роль в особом «ритуале» поклонения императора перед императрицей играло проявление публичного почитания ее персоны. Так, очевидцы, присутствовавшие на праздниках в Петергофе в честь дня рождения Александры Федоровны, отмечали, что государь вместе со старшим сыном, наследником престола, одевшись в кавалергардские мундиры и став в строй подшефного императрице полка, проходили церемониальным маршем перед нею. Эта демонстрация уважения и служения императора императрице представилась иноземным гостям неким «рыцарским зрелищем».

Подобную роль выполняли и некоторые театрализованные праздники, маскарады, костюмированные представления. Грандиозные костюмированные праздники организовывались в честь Александры Федоровны в Пруссии: романтичное представление было устроено летом 1829 года и получило название «Волшебство Белой Розы». Праздник Белой розы был устроен берлинскими родными Александры Федоровны по случаю ее долгожданного приезда в Пруссию и в честь ее дня рождения. Красочное действие развернулось в Потсдаме в парке Сан-Сусси и представляло собой череду рыцарских турниров.

Одетые в средневековые костюмы рыцари чинно выступали верхом на лошадях перед хозяйкой праздника – прекрасной Александрой Федоровной. В белоснежном платье с венком из белых роз на голове она с поистине королевским достоинством награждала победителей турнира.

К серебряному юбилею праздника прусский король подарил сестре альбом из десяти гуашей Адольфа Менцеля.

Адольф фон Менцель. Выезд рыцарей на празднике "Волшебство Белой Розы" 1829 года. Бумага, акварель, гуашь по карандашному наброску. 1854 г.,

Раздел эрмитажного собрания:

Европейское изобразительное искусство

Коллекция:

Западноевропейский рисунок

 ГЭ.

 

Вопрос: в честь героини какого романа Александру Федоровну звали с детства Белой розой?

 

Ответ: Бланшфлур - героиня романа барона Фридриха де ла Мотт Фуке "Волшебное кольцо".

ИМПЕРАТОР ПАВЕЛ I (1754 – 1801)

Биография

Павел I Петрович император России (1796-1801), сын Петра III Фёдоровича и Екатерины II Алексеевны.

Воспитывался при дворе своей бабки - императрицы Елизаветы Петровны.

Отношения между Павлом и его матерью Екатериной II всегда были прохладными. Он считал, что это она виновна в гибели его отца Петра III. Екатерина, чтобы удалить сына подальше от двора, подарила ему Гатчинский дворец, который, по сути, стал местом ссылки для наследника.

Изолированный от двора, Павел в Гатчине создал свой «мини-двор» и «армию». Устраивал смотры, учения.

Будущий император выучил несколько языков, разбирался в музыке, математике, фортификации, военном и морском деле.

 

Императором Павел стал в 42 года после смерти Екатерины II.

Первым мероприятием, проведенным в статусе императора, явилась коронация покойного Петра III и его перезахоронение в Петропавловском соборе, рядом с Екатериной II.

Новый император сразу же попытался перечеркнуть сделанное за тридцать четыре года царствования Екатерины II, и это стало одним из важнейших мотивов его политики.

Император стремился заменить коллегиальный принцип организации управления единоличным. Важным законодательным актом Павла явился изданный в 1797 году закон о порядке престолонаследия, действовавший в России вплоть до 1917 года.

В армии Павел стремился ввести прусские военные порядки. Он считал, что армия - это машина и главное в ней - механическая слаженность войск и исполнительность. В области сословной политики основной целью стало превратить русское дворянство в дисциплинированное, поголовно служащее сословие.

Павел I положил начало ограничению помещичьей власти Манифестом о крестьянах. Барщина т. е. работа на помещиков, была ограничена тремя днями в неделю. Однако за четыре года правления он раздал помещикам более 600 тыс. крестьян, принадлежащих государству.

 

В повседневной жизни запретили определенные фасоны одежды, причесок, танцы, в которых император видел проявления свободомыслия. Была введена жесткая цензура, запрещен ввоз книг из-за границы.

Внешняя политика Павла I отличалась бессистемностью. Россия постоянно меняла союзников в Европе.

В коалиции с Пруссией и Австрией Россия вела войны против Франции, одержав победы в Италии и Швейцарии благодаря А. В. Суворову, а на Средиземном море - благодаря Ф. Ф. Ушакову..

Однако в разгар антифранцузской кампании Павел разорвал отношения с союзниками и сделал ставку на альянс с Наполеоном I. После провозглашения Бонапарта императором Франции Павел видел в нём единственную силу, способную обуздать революцию. Опрометчиво поступил Павел, присоединившись к экономической блокаде Англии, которую осуществляла Франция. В не меньшей степени подрывал отношения с Англией и готовившийся Павлом поход в Индию.

Политика Павла в сочетании с его деспотическим характером, непредсказуемостью и эксцентричностью, вызывала недовольство в самых разных социальных слоях. Уже вскоре после его воцарения против него стал созревать заговор.

В ночь с 24 на 25 марта 1801 г. император был убит заговорщиками в своей новой резиденции — Михайловском замке в Петербурге.

 

Почему Дон Кихот?

Павел I - одна из самых загадочных и трагических фигур на российском престоле. Между тем личность этого человека всегда вызывала глубочайший интерес. Пушкин называл Павла I "романтическим императором" и собирался написать историю его царствования. Герцену принадлежит еще более яркое определение: "коронованный Дон Кихот". Лев Толстой говорил о Павле: "Я нашел своего исторического героя. И ежели бы Бог дал жизни, досуга и сил, я бы попробовал написать его историю". К сожалению, эти замыслы не были реализованы.

Павлу с детства была близка атмосфера средневекового рыцарства: ещё в 14 лет он прочёл историю Мальтийского ордена и в 1798 году стал Великим Магистром этого ордена. Сам Павел I видел себя рыцарем «нового времени», стоящим во главе мощного облагороженного государства - в противовес атмосфере «бездушья старушечьей затхлости», характерной для последних лет правления его матери, Екатерины II.

 

Павел I был убеждён, что понятия чести, рыцарские законы должны стать нормой российской жизни. Придя к власти, он начал активную борьбу со взяточничеством и коррупцией. В течение почти четырёх лет своего правления император ежемесячно подписывал до 40 указов. Их мало кто исполнял, и в большинстве своём попытки павловских преобразований вызывали неприязнь и насмешки.

Особенно ярко его рыцарский подход к жизни в сочетании с донкихотской наивностью проявился в делах международных. Он стремился сделать Россию «гарантом мира на всей земле», но на деле сначала оказался втянутым в коалицию против Франции в союзе с Австрией и Англией, а затем в 1800 году посчитал союзников предателями и поверил благородным жестам бывшего противника – Наполеона Бонапарта. Поэтому через газеты вызвал на дуэль своих прежних союзников – европейских монархов: «Русский император, видя, что европейские державы не могут согласиться между собою, и желая положить конец войне, уже одиннадцать лет терзающей Европу, намерен предложить место, в которое он пригласит всех прочих государей прибыть – и сразиться между собою на поединке…» Конечно, в Европе этот вызов не восприняли всерьёз. Лишь Наполеон Бонапарт оценил рыцарский порыв Павла I и воскликнул: «Он – русский Дон Кихот!»

 

Николай I (1796 -1855)

 

Биография

 

Николай Павлович Романов, будущий император Николай I, родился 6 июля (25 июня по ст. ст.) 1796 года в Царском Селе. Он стал третьим сыном императора Павла I и императрицы Марии Федоровны. Николай не был старшим сыном и поэтому не претендовал на престол. Предполагалось, что он посвятит себя военной карьере. Служить, по традициям того времени, Николай начал с полугодовалого возраста, когда получил чин полковника. В три года уже щеголял в мундире лейб-гвардии Конного полка.

Домашнее образование заключалось в изучении экономики, истории, географии, юриспруденции, инженерного дела и фортификации. Особый упор делался на изучение иностранных языков: французского, немецкого и латыни. Гуманитарные науки особого удовольствия Николаю не доставляли, зато все, что было связано с инженерией и военным делом, привлекало его внимание. В детстве Николай овладел игрой на флейте и брал уроки рисования, и это знакомство с искусством позволило ему в будущем считаться ценителем оперы и балета.

Николай I вступил на престол после смерти своего старшего брата Александра I. Константин, второй претендент на престол, отрекся от своих прав еще при жизни старшего брата. Николай I не знал об этом и сначала присягнул на верность Константину. Позже этот короткий период будет назван междуцарствием. Хотя манифест о вступлении на престол Николая I был издан 13 (25) декабря 1825 г, юридически правление Николая I началось 19 ноября (1 декабря). И первый же день омрачился восстанием декабристов на Сенатской площади. Восстание было подавлено, а его руководители - казнены.

Царствование Николая I началось очень драматично, но других казней за время его правления не было. Николай I увидел необходимость реформирования общественного строя. Он решил дать стране четкие законы, опираясь при этом на чиновничество, поскольку доверие к дворянскому сословию было подорвано.

Внутренняя политика Николая I отличалась крайним консерватизмом. Малейшие проявления свободомыслия подавлялись. Он всеми силами защищал самодержавие.

 

Реформы Николая I отличались ограниченностью.

Внешняя политика Николая I преследовала те же цели, что и политика внутренняя. При царствовании Николая I Россия боролась с революцией не только внутри страны, но и вне ее пределов. В 1826-1828 гг. по результатам русско-иранской войны к территории страны была присоединена Армения. Николай I выступал с осуждением революционных процессов в Европе. В 1849 г. он направил армию Паскевича для подавления венгерской революции. В 1853 г. Россия вступила в Крымскую войну. Но по итогам Парижского мира, заключенного в 1856 г., страна утратила право иметь флот и крепости на Черном море, потеряла Южную Молдавию. Неудача подорвала здоровье царя. Николай I умер 2 марта (18 февраля) 1855 г. в Санкт-Петербурге, а на престол взошел его сын - Александр II.

 

 

Почему Дон Ких<


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.156 с.