Павел I - мальтийский рыцарь — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Павел I - мальтийский рыцарь

2021-11-24 19
Павел I - мальтийский рыцарь 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Портрет императора Павла I (1754-1801)

Россия, конец XVIII - начало XIX вв.

Автор: Щукин, Степан Семенович. 1762-1828

Холст масло; 54 х 41 см

ГТГ

Павел I в ноябре 1797 г. принял титул протектора, а в ноябре 1798 г. – Великого Магистра Ордена Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийского ордена). Художники, писавшие императорские портреты, должны были строго следовать «высочайше» утвержденным образцам, созданным известными художниками. В 1796 руководителем класса портретной живописи Императорской Академии художеств академиком С. С. Щукиным был исполнен один из «образцовых» портретов императора Павла I, послуживший основой особого иконографического типа. Эрмитажный портрет Павла I, соответствующий официальному «образцу», является единственным изображением императора, на котором он представлен со знаками французского ордена Св. Лазаря и Кармельской Божьей Матери.

 

 

Вопрос: Кто пожаловал этот орден Павлу I?

 

1. Наполеон Бонапарт

2. французский король Людвиг XVIII

 

                                                                                                                    Правильный ответ: 2. французский король Людовик XVIII в 1799 году.

 

За что был пожалован Орден?

 

Мальтийский трон

 

 

                                                                                                                        

 

Ярким примером приверженности Павла I к рыцарской идее явились его отношения с Орденом иоаннитов на Мальте. Мальтийский Орден во второй половине 1790-х гг. оказался из-за грозных событий Французской революции в крайне тяжелом положении и вынужден был искать защиты у глав европейских монархий. Иезуиты еще в конце царствования Екатерины II обосновались в России, а с воцарением ее сына стали добиваться его участия в мальтийских делах. Павел I <…> в декабре 1797 г. принял Орден под свое покровительство <…>. В сентябре 1798 г. он принял Мальтийский Орден под свое верховное руководство, а в ноябре возложил на себя достоинство великого магистра Ордена <…>. Указание на достоинство „Великого Магистра Ордена св. Иоанна Иерусалимского“ вошло в состав общей титулатуры Павла I, изображение мальтийского креста было внесено в государственный герб, а сам крест включен в систему высших российских орденов»

 

Впервые в истории православный монарх становится главой католического ордена. В коллекции Эрмитажа хранятся уникальные предметы, рассказывающие о многовековой истории Мальтийского ордена, произведения художников, живших и работавших на острове, портреты императора Павла I, предметы одежды российских кавалеров Мальтийского ордена, книги по истории госпитальеров, издававшиеся в России в XVIII столетии, кресло великого магистра Мальтийского ордена, исполненное для Павла I по рисункам Кваренги.

После избрания Павла I великим магистром Ордена Св. Иоанна по его приказу было изготовлено шесть так называемых „мальтийских" тронов. Три из них сохранились и находятся в настоящее время в Эрмитаже, Оружейной палате и в Гатчинском дворце. Также по приказу императора, страстно приверженного орденским ритуалам, русскими мастерами были изготовлены корона великого магистра, „кинжал веры" и большая орденская печать. Их изображение можно видеть на парадном портрете Павла I в облачении великого магистра Ордена Св. Иоанна работы Тончи. (ГРМ)

 

Вопрос: Где сейчас находится мальтийский трон из коллекции Эрмитажа?

 

Ответ: «Эрмитаж Амстердам», выставка «Цари и рыцари. Романовы и их любовь к Средневековью».

 

Прекрасные дамы Павла I

 

В разных аспектах жизни императора Павла I - государственном, гражданском, военном, семейном, любовном - вопросы чести и рыцарского достоинства обретали особую значимость. Многие его дела и поступки, смесь благородства и странностей, странствующие рыцари и Прекрасная Дама удивили Европу и позволили Наполеону без тени иронии окрестить Павла «русским Дон Кихотом». Следование принципам «донкихотства» сделало задуманные Павлом реформы идеалистическими, а его деяния стоили ему жизни.

Немаловажной частью рыцарского кодекса чести, рыцарских устоев и самой жизни рыцаря неизменно считалось поклонение Прекрасной Даме, даже при условии, что благородные порывы, высокие чувства и «донкихотство» по отношению к женщине основывалось не на истинном, а на воображаемом совершенстве предмета обожания.

 

Кто же были «прекрасные» дамы великого князя Павла Петровича, а затем императора Павла I?

1. Первая жена - принцесса Августа-Вильгельмина-Луиза Гессен-Дармштадтская), в православии - великая княгиня Наталья Алексеевна, умерла в 1776 году при родах. (Портреты в Эрмитаже).

 

2. Вторая жена - немецкая принцесса София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская, в православии - великая княгиня Мария Федоровна. Родила 10 детей: 4 сыновей, 6 дочерей. (Портреты в Эрмитаже).

 

3. Екатерина Ивановна Нелидова, камер-фрейлина императрицы Марии Федоровны - «маленькая, смуглая брюнетка, вся прелесть которой заключалась в миловидном улыбающемся личике и веселом увлекательном разговоре». Екатерина Нелидова происходила из обедневшей дворянской семьи, в которой было семеро детей - пятеро братьев и двое сестер, и получила превосходное образование в Смольном институте благородных девиц, куда отдавали девочек в обучение с семилетнего возраста. Она поражала всех при совершенной скромности и благородстве, своим остроумием и блистательным талантом, живостью поведения и искренностью разговоров. Император Павел Петрович находил удовлетворение в продолжительных беседах и духовном единении с мадмуазель Нелидовой. Их отношения оставались возвышенными: уезжая в военный поход в Финляндию, Финляндию, в 1790 году, Павел Петрович прислал Екатерине Нелидовой краткую записочку: «Знайте, что умирая. Я буду думать о Вас».

 «Портрет Е.И. Нелидовой», Д.Г.Левицкого, 1773 г., ГРМ

 

4. Анна Лопухина, дочь сенатора П.В. Лопухина. Его семья в кратчайшие сроки была перевезена из Москвы на невские берега и обласкана императором: княжеский титул, высокая должность обер-прокурора Сената, роскошный дом. Анна Петровна была буквально осыпана милостями: камер-фрейлина, кавалерственная дама Большого креста ордена Святого Иоанна Иерусалимского, орден Святой Екатерины, титул статс-дамы. Государь открыто выказывал «даме сердца» свои чувства, назвал ее именем корабль «Благодать», оно же красовалось на знаменах гвардии.

8 февраля 1800 года Павел организовал свадьбу Лопухиной с ее избранником, продолжив, подобно Дон Кихоту, высокое служение «прекрасной даме». А, быть может, это было не преклонение, а демонстрация преклонения, которое больше походило на фарс, нежели на любовь…

 

Портрет

А.П. Лопухина

Ж.-Л. Вуаль (?)

Франция

Вторая половина 1790-х

ГЭ

 

«Дон Кихот безумен. Когда же он сталкивается с реальной жизнью и пытается разобраться в людях, он совершенно не в состоянии отличить добро от зла», – писал классик ХХ века Уильям Фолкнер. В истории

«русского Дон Кихота» эта мысль находит подтверждение. Павел любил четырех женщин, но ни одна из них по разным причинам не стала для «романтического нашего императора» настоящей сердечной привязанностью. Его чувства едва ли можно назвать серьезными; лишь по отношению к Нелидовой они были более глубокими.

Он искал и не обрел любви своих «прекрасных дам», стремясь в зрелые годы лишь к пониманию и утешению. Но ни одна из женщин не одарила его теплом и дружбой, которых он заслуживал и в которых нуждался. И, возможно, в этом кроется трагедии…

 

Вопрос:

Кто из Прекрасных Дам сопровождал Павла во время его путешествия в Европу?

 

Ответ: Мария Федоровна

 

 

Николай I и Прекрасная Дама

 

 

Рыцарские качества души Николая Павловича в полной мере раскрылись в его отношениях с нежно любимой супругой, императрицей Александрой Федоровной. С момента их первой встречи в Берлине в 1814 году и до конца жизни супруги сохранили романтическую влюбленность и свежесть чувств друг к другу.

Мечтательная и воздушная принцесса Шарлотта, дочь прусского короля Фридриха Вильгельма III, буквально с первого взгляда покорила сердце юного «рыцаря Николая». Воспитанная на поэзии Шиллера, зачитывавшаяся рыцарскими романами и балладами о прекрасных дамах, она получила в семье прозвище «Белая Роза». Имя Белой Розы стало неким символом всей дальнейшей жизни императрицы и как нельзя лучше отражало ее романтичную, застенчивую и отчасти не понятую современниками натуру, душу, по выражению поэта В.А. Жуковского «чистую, простую, исполненную глубокого чувства».

 

Определенную роль в особом «ритуале» поклонения императора перед императрицей играло проявление публичного почитания ее персоны. Так, очевидцы, присутствовавшие на праздниках в Петергофе в честь дня рождения Александры Федоровны, отмечали, что государь вместе со старшим сыном, наследником престола, одевшись в кавалергардские мундиры и став в строй подшефного императрице полка, проходили церемониальным маршем перед нею. Эта демонстрация уважения и служения императора императрице представилась иноземным гостям неким «рыцарским зрелищем».

Подобную роль выполняли и некоторые театрализованные праздники, маскарады, костюмированные представления. Грандиозные костюмированные праздники организовывались в честь Александры Федоровны в Пруссии: романтичное представление было устроено летом 1829 года и получило название «Волшебство Белой Розы». Праздник Белой розы был устроен берлинскими родными Александры Федоровны по случаю ее долгожданного приезда в Пруссию и в честь ее дня рождения. Красочное действие развернулось в Потсдаме в парке Сан-Сусси и представляло собой череду рыцарских турниров.

Одетые в средневековые костюмы рыцари чинно выступали верхом на лошадях перед хозяйкой праздника – прекрасной Александрой Федоровной. В белоснежном платье с венком из белых роз на голове она с поистине королевским достоинством награждала победителей турнира.

К серебряному юбилею праздника прусский король подарил сестре альбом из десяти гуашей Адольфа Менцеля.

Адольф фон Менцель. Выезд рыцарей на празднике "Волшебство Белой Розы" 1829 года. Бумага, акварель, гуашь по карандашному наброску. 1854 г.,

Раздел эрмитажного собрания:

Европейское изобразительное искусство

Коллекция:

Западноевропейский рисунок

 ГЭ.

 

Вопрос: в честь героини какого романа Александру Федоровну звали с детства Белой розой?

 

Ответ: Бланшфлур - героиня романа барона Фридриха де ла Мотт Фуке "Волшебное кольцо".


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.