Как избавиться от чувства вины и гордыни — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Как избавиться от чувства вины и гордыни

2021-11-24 26
Как избавиться от чувства вины и гордыни 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Всем нам знакомо чувство вины, когда мы считаем и чувствуем, что поступили плохо, и чувство гордости - «какой же я молодец» - за свои достижения и хорошие поступки, которое может легко перерасти в гордыню. В чём разница между гордостью и гордыней, и что плохого в этих чувствах? Например, разве это плохо - гордится успехами своего ребенка или собственными достижениями в той или иной сфере жизни? Несмотря на различные оттенки и значения слова «гордость», разница между чувством гордости и гордыней на самом деле невелика, так как второе – это более яркое выражение первого (более «запущенный» случай). Оба этих чувства, как и вина, происходят из одного и того же источника, который мы рассмотрим чуть ниже.

Религии рассматривают гордыню как один из «смертных грехов», «забывая» указать, что чувство вины - это своего рода разновидность гордыни, в чем мы можем убедиться, проанализировав причины проявления этих двух чувств. А значит, чувство вины - это такой же грех, как и гордыня.

Причина гордыни и чувства вины

Откуда берётся чувство вины? Оно может возникнуть только в том случае, если мы считаем себя причиной чего-то плохого, например, когда мы сделали что-то нехорошее, будь то умышленно или совершенно неумышленно. Я чувствую себя виноватым, только когда считаю себя причиной своих плохих действий. То есть, сразу должна появиться идея личной причинности в совершаемых действиях. Точно также и с гордыней: прежде чем возникнет чувство гордости, я должен считать себя причиной своих хороших действий, иначе годиться мне будет нечем. Таким образом, в обоих случаях мы можем выделить общий знаменатель - ощущение себя причиной действий. Только затем, в зависимости от того, к чему эти действия привели, у нас может возникнуть чувство вины или гордость. Но что не так с идеей «я являюсь причиной своих действий»? - спросите вы, и это очень хороший вопрос, который нужно изучить как следует, прежде чем мы сможем избавиться от ложного чувства вины и ложной гордыни. Эти чувства ложны с самого начала, в том смысле, что они не имеют под собой никаких оснований, кроме настолько же ложной идеи о личной причинности.

 

Корень вины и гордыни

Чувство личной причинности, то есть автономности и авторства мышления, реагирования и действий - это и есть причина ложного чувства гордости, и не менее, ложного чувства вины. Увидев корень проблемы, можно понять абсурдность и безосновательность гордости и вины, и тогда эти переживания сами избавят нас от своего нежелательного присутствия - нам не придется прилагать даже малейших усилий для избавления от них. Попробуем посмотреть на ситуацию с самого начала - с рождения. Мы рождаемся в маленьком теле, и за то время, пока оно научится понятным языком выражать свои мысли, происходит отождествление сознания (нашего чистого «я») с этим материальным телом. Известно немало случаев, когда дети даже в более взрослом возрасте не отождествляли себя с телом, а говорили «это хочет кушать», показывая на тело, или говорили о себе в третьем лице, называя имя, как будто оно не имеет к ним никакого отношения. Подобные явления объясняются религиями и эзотерикой, утверждающими, что человек в основе своей является духовным существом (чистым нематериальным сознанием), которое временно отождествляется с материальным телом, через которое оно воспринимает мир. Эти отождествления ложны от начала и до конца, что подтверждается личным опытом множества практикующих, причем в разных духовных практиках, в опыте клинической смерти и различных других ситуациях и обстоятельствах. Во время «духовного пробуждения» человек осознаёт ложность отождествлений, и его больше невозможно убедить в том, что он является телом.

Но, вернёмся к причине гордости и вины - почему они возникают и как от них избавиться. Так как тело действует, а с этим телом имеется отождествленность, мы говорим «Я сделал то-то и то-то». Но факт состоит в том, что все действия производит тело, а не сознание, которым мы, по сути являемся. Тело действует так, как ему диктует ум, который, в свою очередь, руководствуется прошлым опытом (в т.ч. по генетической линии) и ситуацией в настоящем, и вся эта деятельность тела и ума подчиняется законам вселенной, и не имеет никакой автономности и даже малейшей независимости. Что же делает душа, или сознание, которым является каждый из нас в основе своей?

В Бхагавад Гите, священном писании индуистов, об этом говорится четко и конкретно: душа ничего не делает, все действия совершают гуны (энергии) материальной природы. Под влиянием этих энергий и в зависимости от набора различных факторов в тот или иной момент времени, нам в голову приходят те или иные мысли, эмоции, желания и чувства, которые вызывают соответствующие реакции и порождают действия, которые мы называем своими из-за ложной отождествленности с телом. По природе своей, душа является пассивным наблюдателем, независимым свидетелем происходящего, о чем многократно говорится в Ведических священных писаниях, и что можно постичь на собственном опыте в момент самопознания или разотождествления. Но, пока душа (сознание) отождествлена с телом, автоматически возникает переживание себя как деятеля, к тому же, зачастую, с ощущением независимости мышления и свободы выбора.

Чувство личной причинности, подразумевающее автономность мышления и поведения человека, является ложным, или иллюзорным, как можно легко увидеть в результате даже поверхностного анализа. Мы можем видеть, что всё в этом мире взаимосвязано и согласованно, и здесь автономность и независимость может быть только иллюзией, несмотря на кажущуюся реалистичность. Ничто в материальном мире не обладает независимостью, иначе этот мир не смог бы существовать. Таким образом, мы пришли к пониманию, что, во-первых, душа ничего не делает, и, во-вторых, что у тела и ума нет свободы выбора: ум несвободен в мышлении, равно как и тело несвободно в действиях – все происходящее подчиняется законам, которые поддерживают этот мир в рабочем состоянии. Люди, достигшие определенного уровня в различных духовных практиках, видят, что все здесь гармонично, взаимосвязано и взаимозависимо. Человек, по сути, является раздражительно-ответным механизмом, который полностью находится во власти Жизни, подобно тому, как шестеренка в механических часах полностью находится во власти всего механизма часов, не имея никакой свободы выбора, кроме кажущейся.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.