Проблема «Я» и направления её изучения в психологии (по Бернсу). — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Проблема «Я» и направления её изучения в психологии (по Бернсу).

2021-11-24 41
Проблема «Я» и направления её изучения в психологии (по Бернсу). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Я-концепция — это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя.

A.  Я-концепция как совокупность установок "на себя"

Выделение описательной и оценочной составляющих позволяет рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя. В большинстве определений установки подчеркиваются три главных элемента:

1. Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки).

2. Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая).

3. Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая).

l Когнитивная составляющая Я-концепции

Особенности самоописания и описания другого человека: использование абстрактных характеристик, которые не связаны с конкретным событием или ситуацией->отражают 1) устойчивые тенденции в поведении человека; 2) избирательность восприятия

l Оценочная составляющая Я-концепции

Качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко не всегда являются объективными + присутствует сильный личностный, оценочный момент-> Я-концепция — это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний. (Например, рост 170 см одни мужчины воспринимают как приемлемый, даже оптимальный, другим он кажется недостаточным.)

Многие характеристики содержат в себе скрытый оценочный смысл, источником которого является субъективная интерпретация реакций других людей на эти качества и социальное обстоятельство. Когнитивная составляющая аффективной составляющей установки не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания.

По Бернсу, термины "образ Я" или "картина Я", которые нередко употребляются как синонимы Я-концепции, недостаточно передают динамический, оценочный, эмоциональный характер представлений индивида о себе. Бернс предпочитает употреблять их для обозначения лишь первой, статической, когнитивной составляющей Я-концепции, чтобы подчеркнуть наличие второй, оценочной составляющей, большинство авторов прибегают к термину "самооценка".

Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. Она всегда носит субъективный характер

Три момента, существенных для понимания самооценки:

1) Сопоставление образа реального Я с образом идеального Я (то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть). Совпадение этих двух образов свидетельствует о высокой степени самооценки. (Джемс: САМООЦЕНКА = УСПЕХ / ПРИТЯЗАНИЯ)

2) Интериоризация социальных реакций на данного индивида. (Кули, Мид)

3) Индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности.

l Поведенческая составляющая Я-концепции

Нередко прямое, непосредственное выражение установки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха перед возможными последствиями. (Например, подросток, считающий себя человеком твердым и суровым, не может проявлять подобные качества характера по отношению к своему школьному учителю.) Особенность Я-концепции как комплекса установок заключается в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки.

Функции:

1)  Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности

Существенным фактором внутренней согласованности является то, что индивид думает о самом себе. Поэтому в своих действиях он так или иначе руководствуется самовосприятием.

Если новый опыт, полученный индивидом, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит внутрь некой условной оболочки, в которую заключена Я-концепция. Противоречивый опыт, вносящий рассогласование в структуру личности, может усваиваться также и с помощью защитно-психологических механизмов, таких, например, как рационализация.

2)  Я-концепция как интерпретация опыта, действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации.

3)  Я-концепция как совокупность ожиданий (т. е. представления о том, что должно произойти)

Я-концепция в различных психологических теориях

  1. Основополагающие подходы Джемса.

Уильям Джемс первым из психологов начал разрабатывать проблематику Я-концепции. Глобальное, личностное Я (Self) он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Me). Личностное Я - это всегда одновременно и Я-сознающее, и Я-как-объект. Одна из них являет собой чистый опыт (Я-сознающее), а другая - содержание этого опыта (Я-как-объект).

По мысли Джемса, Я-как-объект - это все то, что человек может назвать своим. В этой области Джемс выделяет четыре составляющие и располагает их в порядке значимости: духовное Я, материальное Я, социальное Я и физическое Я.

Постулат Уильяма Джемса. Наша самооценка зависит от того, кем мы хотели бы стать, какое положение хотели бы занять в этом мире; это служит точкой отсчета в оценке нами собственных успехов или неудач. Самооценка повышается, если они реализуются, и понижается, если человеку не удается их реализовать.

  1. Символический интеракционизм в работах Кули и Мида.

Кули и Мид предложил новый взгляд на индивида - рассмотрение его в рамках социального взаимодействия.

Кули предложил теорию "зеркального Я", утверждая, что представления индивида о том, как его оценивают другие, существенно влияют на его Я-концепцию. Зеркальное Я возникает на основе символического взаимодействия индивида с разнообразными первичными группами, членом которых он является.

Мид полагал, что самоопределение человека как носителя той или иной роли осуществляется путем осознания и принятия тех представлений, которые существуют у других людей относительно этого человека. В результате в сознании человека возникает то, что Мид называл термином Me, понимая под этим обобщенную оценку индивида другими людьми.

Мид считал, что Me образуют усвоенные человеком установки (значения и ценности), а I - это то, как человек в качестве субъекта психической деятельности спонтанно воспринимает ту часть своего Я, которая обозначена как Me. Совокупность I и Me образует собственно личностное, или интегральное, Я (Self).

  1. Представления об идентичности, развитые Эриксоном.

Проблематика Я-концепции рассматривается Эриксоном сквозь призму эго-идентичности, понимаемой как возникающий на биологической основе продукт определенной культуры. Эго-идентичность - это не просто сумма принятых индивидом ролей, но также и определенные сочетания идентификаций и возможностей индивида, как они воспринимаются им на основе опыта взаимодействия с окружающим миром, а также знание о том, как реагируют на него другие

  1. Феноменалистическая психология в работах Роджерса.

Феноменалистический подход в понимании Я-концепции, развитый Роджерсом, основывается на следующих положениях:

● поведение зависит от ракурса индивидуального восприятия; этот ракурс по своей природе субъективен;

● Всякое восприятие индивида преломляется в феноменальном поле его сознания, центром которого является Я-концепция,

● Я-концепция — это одновременно и представление, и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождение,

● Соответственно Я-концепция регулирует поведение;

● Я-концепция обладает относительной стабильностью и обусловливает довольно устойчивые схемы поведения;

● Расхождения между опытом индивида и его Я-концепцией нейтрализуются с помощью механизмов психологической защиты;

● Главным побуждением всякого человека является стремление к самоактуализации.

Образ и оценка своего Я предрасполагают индивида к определенному поведению; поэтому глобальную Я-концепцию мы можем рассматривать как совокупность установок индивида, направленных на самого себя. Однако эти установки могут иметь различные ракурсы и модальности.

Существует по крайней мере три основные модальности самоустановок:

  1. Реальное Я - установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом дело.
  2. Зеркальное (социальное) Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.
  3. Идеальное Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.

Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.