Общие представления о личности в экзистенциальной психологии (Франкл). — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие представления о личности в экзистенциальной психологии (Франкл).

2021-11-24 39
Общие представления о личности в экзистенциальной психологии (Франкл). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

*Взяла из “10 тезисов о личности” Франкла

 

1) Личность есть индивидуум, личность есть нечто неделимое – ее нельзя разделить или расщепить, так как она представляет собой единое целое.

2) Личность не только неделима, но и неслагаема; т.е. ее не только нельзя разложить на части, но нельзя и синтезировать из отдельных частей – поскольку она представляет собой не только единство, но и целостность.

3) Каждая отдельная личность есть нечто абсолютно новое

4) Личность духовна: личности нужен ее организм (как инструмент), чтобы иметь возможность действовать и выражать себя: на самом деле вообще не существует "духовных" заболеваний, личность вообще не может заболеть, она сохраняется даже в случае психоза (поэтому эвтаназия не может быть оправданной)

5) Личность экзистенциальна; это означает, что она не фактична: в противоположность психоанализу, личность в экзистенциальном анализе понимается не как детерминированная влечениями, а как ориентированная на смысл.

6) Личность соотносится с Я, а не с Оно. В своих истоках дух не поддается рефлексии и является поэтому чисто бессознательной инстанцией (но бессознательное в психоанализе и тут - разные категории, т.к. в психоанализе речь идет о влечениях)

7) Личность создает телесно-душевно-духовное единство и целостность, которой и является человек.

8) Личность динамична. Существовать, экзистировать – значит выходить за свои пределы и вступать в отношение к самому себе, а в отношение к самому себе человек вступает постольку, поскольку он как духовная личность относится к себе как к психофизическому организму.

9) Возможно, над человеческим миром расположен превосходящий его и недоступный человеку мир, смысл, точнее, "сверх-смысл" которого только и может придать смысл всему человеческому страданию. Человек может постичь сверх-мир не больше, чем животное из своей среды может понять более широкий человеческий мир

10) Личность постигает саму себя не иначе как через трансцендентное. Человек, пока он дышит, всегда верит в смысл. Даже самоубийца верит в смысл, если не в смысл жизни, ее продолжения, то в смысл смерти.

 

 4. Общие представления о личности в теории поля К. Левина.

Жизненное пространство (психологическое пространство) - это совокупность сосуществующих и взаимосвязанных факторов, определяющих поведение индивида в данное время. Оно охватывает и личность, и ее психологическое окружение, образуя единое психологическое поле.

 

Главные черты теории:

  1. Поведение – функция поля, существующего во время поведения
  2. Анализ начинается с целостной ситуации, из которой дифференцируются компоненты
  3. Конкретного человека в конкретной ситуации можно представить математически

 

Человек представлен как отделенный от большей целостности, но и включенный в нее. Так, кожа или одежда представляют видимые границы, отделяющие человека от большого мира, по которому он идет и частью которого является, что вполне очевидно

Район между двумя периметрами – психологическая среда, Е (environment). Все пространство внутри эллипса, включая круг, – жизненное пространство, L (life). Таким образом, Р + Е = L

 

Граница между психологическим миром и непсихологическим (физическим) проницаема и двусторонняя: авария (физический мир) - изменение течение жизни. Событие, прежде чем повлиять на человека или испытать его влияние, должно стать фактом психологической среды (сначала входит в Е).

Важно: нужно знать для понимания конкретного поведения индивида в данной психологической среде и в данное время. Поведение (B, behavior) есть функция (f, function) жизненного пространства: B = f(L).

Граница между психологической средой и человеком (Р) также проницаема, поэтому события среды могут влиять на человека, P=f(E), и наоборот, E=f(P).

 

 

Структура человека подразделяется на взаимокоммуницирующие и взаимозависимые части. Ячейки, граничащие с перцептуально-моторным регионом, называются периферическими (р); находящиеся в центре – центральными (с).

Перцептуально-моторная сфера (ПМС) недифференцирована, по Левину, так как в определенный момент человек осуществляет лишь один акт и воспринимает только одну вещь.

Синий кружок - внутриличностная среда. Про неё Левин отмечает, что некоторые ячейки близко к ПМС, некоторые дальше - соответственно, и восприимчивость к фактам среды у них разная.

 

Ещё важно, что E также дифференцировано (разбито на ячейки), однако в ней не выделяются различные виды регионов, а просто можно изобразить рандомно расколотым эллипсом. При конкретной репрезентации конкретного человека в конкретной психологической ситуации в данный момент времени точное число и относительное положение субрегионов среды, как и точное число и относительное положение во внутренней сфере, должно быть известно, иначе поведение будет непонятно. Полный и точный структурный анализ отражает всю совокупность возможных психологических событий в данный момент времени.

 

Теперь про связи между границами (не только в Р, но и во всём L):

  1. Степень связанности и взаимозависимости – проблема не только количества границ, которые необходимо пересечь (близость-удаленность);
  2. У границы есть сопротивление и проницаемость. Также есть понятие среды региона
    1. Проницаемость (или сопротивление границ): очень тонкая линия означает слабую границу, очень толстая – непроницаемую. Этот тип репрезентации может быть назван "прочность-слабость" (прочность-слабость). Граница не обязательно одинаково проницаема с обеих сторон. Скажем, факт в регионе А может влиять на факт в регионе В, но факт в регионе В может не иметь реального влияния на факт в регионе А
    2. Среда региона – это качество его покрытия или поверхности: текучесть-ригидность (текучая среда та, что быстро реагирует на любое воздействие, подвижна и гибка; ригидная среда сопротивляется изменениям).

Вообще отдаленные регионы могут сойтись. Жесткая среда может смягчиться, текучая – затвердеть. Даже число регионов может ежемоментно меняться. Левин не слишком опирается на фиксированные черты, ригидные навыки или иные константы личности.

Примеры: психологическая среда (два факта: факт игры и факт работы => среда должна быть разделена на регион игры и пространство работы, регион игры может быть разбит на регион футбола, дартс.. но если человеку всё равно, во что играть, то регион игры 1), человек (пипец как хочет есть - один регион; хочет есть, но нужно работать - к сожалению, два региона).

Физически человек может находиться в классной комнате, но психологически – вновь проводить бейсбольную игру на площадке - положение круга Р может быть в разных местах среды => какие-то факты E влияют больше.

Локомоции - “переход» личности из одной области жизненного пространства в другую (на уроке мальчик не слушает учителя, а обращает внимание на записку от девочки). В них не обязательно есть движение: социальные локомоций – например, вступление в клуб. А в регионах личности - коммуникации. Оба этих перехода - это события. А теперь принципы (про события):

  1. Принцип связности - событие – всегда результат взаимодействия двух или более фактов (человек + среда = возможна локомоция)
  2. Эффект могут иметь лишь конкретные факты. Конкретный факт – такой, который актуально существует в жизненном пространстве. Например, здесь не проходят факты планов на будущее
  3. Принцип одновременности: лишь факты настоящего могут продуцировать поведение в настоящем. Факты детства тут не влияют

Ещё важно, что именно регионы репрезентируют факты. + Инсайт - изменение самой «когнитивной» структуры жизненного пространства.

 

Важнейшие факты внутриперсонального региона (Р) называются потребности, тогда как факты психологической среды называются валентности

 

Также добавляется измерение реальности: нереальности. Например, планы вступления в клуб. В структуре человека: человек грезит о том, как выскажет своё мнение (на моторный регион ничего не повлияло). Происходит это за счёт того, что границы теряют жесткость, а поверхности регионов становятся более текучими.

 

Временное измерение (прошлое-будущее): потом Левин всё-таки говорит о том, что настоящее должно быть репрезентировано как включающее психологическое прошлое и психологическое будущее. Например, на нас оказывают сильное влияние надежды на будущее.

Важнейшие динамические понятия Левина – энергия, напряжение, потребность, валентность, а также сила или вектор. До этого было скорее про структурные (топологические компоненты).

 

Энергия, осуществляющая психологическую работу, называется психической энергией. Она высвобождается, когда психическая система (человек) пытается вернуть равновесие после того, как оказалась в состоянии неуравновешенности.

 

Напряжение – это состояние внутриличностного региона относительно остальных внутриличностных регионов. Напряжение будет стремиться из более напряженной системы (ячейки) в другие до тех пор, пока напряжение не уравняется во всей системе. Средство уравнивания мышления - процесс (например, память - вспомнить имя; мышление; действие…). Равновесие означает либо, что напряжение во всей системе уравнено, либо, что субсистема с неравным относительно других напряжением твердо отгорожена и изолирована от других внутриличностных систем. Граница непрочная - напряжение скорее перетечёт. Эксп: более толстые границы внутреннего региона отсталого ребенка указывают, что между напряженными системами коммуникация меньше, чем в случае нормального ребенка

 

Возрастание напряжения или высвобождение энергии во внутриличностном регионе вызываются возникновением потребности. Это мотив, желание, влечение или побуждение. Квазипотребности эквивалентны специфическому намерению, типа удовлетворить голод, поев в конкретном ресторане (потребность - просто поесть). Можно различить три состояния потребности: голода (положит валентность), насыщения (нейтральная) и пресыщения (негативная).

 

Валентность – концептуальное свойство региона психологической среды. Это – ценность региона для человека. Например, регион содержащий еду (целевой объект) для голодного чел - положительная валентность. Потребности организуют среду в сеть привлекающих и отталкивающих регионов. Плюс важны непсихологические факторы - количество и т.п.

 

Локомоция возникает, когда на человека действует достаточная сила. Сила (или вектор) координирована с потребностью, она существует в психологической среде, тогда как напряжение – свойство внутренней системы. Есть направление, величина, точка приложения (на границе человека). Если два или более векторов толкают человека в нескольких разных направлениях, итоговая локомоция будет результирующей этих сил. Регион, обладающий положительной валентностью, это такой регион, в котором действующие на человека векторы направлены в сторону этого региона (с отрицат наоборот).

Например, ребенок проходит мимо конфетной лавки, заглядывает в окошко и хочет конфет. Вид конфеты побуждает потребность, а эта потребность делает три вещи. Она высвобождает энергию и тем самым повышает напряжение во внутреннем регионе (система "хотения конфеты"). Она наделяет положительной валентностью регион, в котором находятся конфеты. Она порождает силу, толкающую ребенка в направлении конфеты. Рождается потребность взять денег, делаются опять три вещи => решает взять денег у мамы, но если мать отказывает ребенку в деньгах, он может подумать о том, не занять ли их у друзей. В этом случае регион, в котором находится мать, окружен непроницаемым барьером, и прокладывается новый путь к конфете – через регион, содержащий друзей

В регионе меняется: ценность (количественно - более положительная валентность, качественно - стало отрицат), изменение векторов по силе и направлению, прочнее/нет становятся границы, меняется сво-ва границ.

 

Главная цель - освободится от напряжения. Ситуации припадков и приступов - диффузия напряжения, но скапливание у границ => аккумуляция во внутренней сфере => прорыв энергии, возбуждение. Напряжение можно редуцировать и восстановить равновесие посредством замещающей локомоции. Это предполагает, что две потребности взаимозависят настолько, что удовлетворение одной снимает напряжение с другой потребностной системы. Пример: напряжение, сохраняющееся в системе "кубики", побуждает ребенка завершить строительство из кубиков. Граница слаба, и напряжение системы "кубики" легко отводится через систему "пластилин". Поскольку после завершения пластилиновой лошади в системе "кубики" не остается никакого напряжения, у ребенка нет желания возвращаться к кубикам. Чем больше похожи были два задания, тем выше их возможность замещения друг для друга. Например, если прерванное задание состояло в лепке лошади, а замещающее – в лепке змеи, то количество возвращений было много меньше.

 

Наследственность - биологический фактор, не входит в жизненное про-во => в основном игнорируется. Поощрения и наказания - изменения векторов, валентностей. и границ в психологической среде и системах напряжения человека

 

Изменение поведения: разнообразие (эмоций, потребностей, отношений…), организации (включение в несколько деятельностей, устойчивость), протяженность пространств активности (свобода передвижения, планы дальше на будущее), внутренняя взаимосвязанность поведения (простое единство поведения младенца уступает множественности действий, их иерархия), уровень реализма (более ориентированы на реальность).

 

Понятия теории личности: дифференциация (с возрастом возрастает количество регионов внутренней сферы, дифференц временное измерение), свойства границ (больше границ, но они разные, у ребёнка они слабее, легче замещаются потребности), интеграция (организационная взаимозависимость: напряженная система A таким образом управляет напряженной системой B, чтобы A могла дать выход энергии без обязательного конечного равенства между системами)

 

Ретрогрессия означает обращение к ранним формам поведения, имевшим место в жизненной истории человека, тогда как регрессия означает переход на более примитивную форму поведения независимо от того, вел ли человек себя когда-либо прежде таким образом

 

Конфликты (ситуации, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы равной величины)

  1. Человек находится между двумя положительными валентностями примерно равной величины. Решение в пользу одной цели изменяет ее валентность, делая ее слабее, чем у цели, от которой человек отказался. Пример: буриданов осёл.
  2. Человек находится между двумя приблизительно равными отрицательными валентностями. Пример: ситуация наказания. Ребёнок может быть 1) как бы посередине между наказанием и неприятным заданием (две отриц валентности => попытка выйти из поля) 2) или нужно сделать задание под угрозой наказания => одно отрицательное единство. В случае 2 есть тенденция к бегству (физический выход, выбор другого занятия (делает другое задание), обман (грубый – я закончил, тонкий – меня освободили). Взрослый может поставить барьер (физический – запереть в комнате, социальные – запрет на выход из комнаты, использование веры в чудеса ребёнка – придёт привидение, апелляция к тщеславию, ценностям - ты же девочка!)
  3. Один из двух векторов поля идет от положительной, а другой – от отрицательной валентности. Например, ребенок хочет погладить собаку, которую он боится, или хочет съесть торт, а ему запретили.

Из презы: группа и окружение формируют социальное поле. Групповое поведение в любой момент времени является функцией общего состояния социального поля. Социальное поведение проявляется внутри группы и определяется конкурирующими подгруппами, отдельными членами, ограничениями и каналами общения.Эффективные изменения в установках - в групповом, а не в индивидуальном контексте. Потом тут про стили руководства (авторитарный, демократический и пассивный)

 5. Социально-ролевой подход к изучению личности. Символический интеракционизм.

Основатели: Чарльз Кули, Джордж Мид

Научные школы: Чикагская (Г. Блумер), Айовская (М. Кун)

Социально-психологическая теория символического интеракционизма (теория ролей) относится к социологизаторским концепциям: социальная среда — решающий фактор развития личности. На первый план выдвигается значение межличностного взаимодействия людей (интеракции), ролевого поведения.

«Символическая интеракция» - вид интеракции, при которой люди интерпретируют или определяют действия друг друга, а не просто реагируют на них. Их реакции не вызываются непосредственно действиями другого, а основываются на значении, которое они придают действиям. Язык, речь — главный фактор человеческого взаимодействия, имеет символическую природу.

Основные посылки:

1. Люди реагируют на окружающую среду в зависимости от значений, которыми они наделяют элементы своего окружения.

2. Значения являются продуктом социального взаимодействия (интеракции).

3. Социокультурные значения изменяются в результате индивидуального восприятия в рамках социального взаимодействия.

Личность — структура, образованная социальными установками и ролями, в которой очень важную роль играет контроль за поведением в аспекте соответствия социальным нормам. Я-концепция формируется на основе обратной связи от других.

Поведение индивида детерминировано структурой личности, социальной ролью и референтной группой.

Структура личности: I (Я: импульсивное творческое начало) + Me (Меня: рефлексивное нормативное Я, каким меня видят другие) = Self (Самость: личность, способно оценивать и конструировать собственные действия)

Немного истории (будем считать, что выше - основные положения, а сейчас о них подробнее):

Чарльз Кули

Первоначально точка зрения Кули заключалась в том, что индивид первичен по отношению к обществу. Однако позже он пересмотрел этот взгляд и в большей степени акцентировал роль общества. Действия индивидов и социальное давление оказывают взаимное модифицирующее влияние.

В 1912 году Кули предложил теорию "зеркального Я", утверждая, что представления индивида о том, как его оценивают другие, существенно влияют на его Я-концепцию. Зеркальное Я возникает на основе символического взаимодействия индивида с разнообразными первичными группами, членом которых он является. Непосредственные отношения между членами группы предоставляют индивиду обратную связь для самооценки. Таким образом, Я-концепция формируется в осуществляющемся методом проб и ошибок процессе, в ходе которого усваиваются ценности, установки и роли.

Джордж Мид

Мид пришел к выводу о том, что личность фактически определяется социальными условиями. Самоопределение человека как носителя той или иной роли осуществляется путем осознания и принятия тех представлений, которые существуют у других людей относительно этого человека. В результате в сознании человека возникает то, что Мид называл термином Me, понимая под этим обобщенную оценку индивида другими людьми.

Мид считал, что Me образуют усвоенные человеком установки (значения и ценности), а I - это то, как человек в качестве субъекта психической деятельности спонтанно воспринимает ту часть своего Я, которая обозначена как Me. Совокупность I и Me образует собственно личностное, или интегральное, Я (Self). I дает импульс к движению психической жизни; Me направляет его в определенные рамки.

Стадии социализации по Миду:

1. Стадия имитации — ребёнок повторяет (копирует) отдельные действия, присущие той или иной роли.

2. Игровая стадия (Play stage) – стадия индивидуального играния роли, на которой ребёнок играет целостную роль, но пока без партнёра, в «социальной группе» игрушек. На этой стадии происходит принятие роли другого.

3. Стадия игры (Game stage, не путать с п.2) — коллективное играние ролей, ребёнок вместе с другими начинает осуществлять упорядоченное взаимодействие (по сути ролевая игра).

Изменения в форме и характере игры сопровождаются развитием образного мышления, речевой деятельности и соответственно формированием Я-концепции. Происходит постепенная интериоризация социальных санкций, требований, норм и моделей поведения, которые преобразуются в индивидуальные ценности и включаются в Я-концепцию.

Также Мид выделил два типа действий: незначимый жест (автоматический рефлекс) и значимый (связанный с осмыслением поступков и намерений другого).

Критика:

1. Пренебрежение исследованием биологических, генетических факторов.

2. Мало внимания к внутренним психологическим процессам, из-за чего затрудняется познание «движущих сил» человеческого поведения (мотивов, ценностей, установок).

3. Вся совокупность социальных отношений и культуры сводится к символам.

4. Интерактивный аспект общения отделяется от содержания деятельности, игнорируется разнообразие макросоциальных отношений.

5. Приравнивание личности к совокупности ролей (Леонтьев: «Роль — не личность, а изображение, за которым скрывается личность»).

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.