Глава 4. Животные в произведениях Серебряного века — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Глава 4. Животные в произведениях Серебряного века

2021-10-05 127
Глава 4. Животные в произведениях Серебряного века 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Роль фауны на впечатления от произведения

    В мировой литературе разных времен всегда присутствовали образы животных. Таких произведений в мировой литературе достаточно, новелла Сервантеса «Разговор двух собак», роман Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра», повесть Д. Лондона «Белый клык», повесть Л. Толстого «Холстомер», и др. Основная мысль каждого из названных произведений – единство человека и животного, желание найти утраченную гармонию между человеком и природой. В одних произведениях повествуется о судьбе животного, в других - герои-животные сами рассказывают о своей судьбе, размышляют о перипетиях жизни. Становится очевидной одна единственно правильная мысль: Ни к чему хорошему не приводит нарушение гармонии между природой и человеком - необходимо жить, не нарушая законы природы. Появление большого количества художественных произведений о животных можно объяснить неоспоримыми фактами: человек с каждым днем все более удаляется от природы, хотя был и остается ее порождением, ее детищем. Развитие цивилизации делает человека все менее зависимым от природы. Однако, несмотря ни на что, зов природы не может исчезнуть из его крови, и чем дальше человек отходит от природы, тем сильнее он подсознательно ощущает в ней потребность.

    Наиболее яркими, глубоко пронизывающими, психологически воздействующими на читателя являются произведения, в которых человеческий мир представлен глазами собаки. Неслучайно многие писатели

пользуются широко распространенным в художественной литературе способом изображения животных – приемом антропоморфизма, т. е. «очеловечивания». В этом случае животное наделяется способностями размышлять и переживать, события и человеческие характеры в произведении раскрываются через восприятие животного. Такой художественный прием дает писателю возможность глубже раскрыть отношение человека к животному.

    В русской классической литературе XIX века основоположником анималистического жанра стал И.А. Крылов, который строил свой любимый жанр басни исключительно на приеме антропоморфизма. Образов животных было создано множество, но наиболее частым является образ собаки, в которой тогда автором подчеркивалось главное её качество – преданность. В басне «Собака, Человек, Кошка и Сокол» говорится о том, что все герои «поклялись однажды в дружбе вечной», но когда напал медведь, разбежались все, включая человека, кроме собаки. Герои этой басни предали дружбу и Собака погибла. Мораль в том, кого можно назвать настоящим другом, а кого предателем.

    И.С. Тургенев, который в своём легендарном рассказе «Му-му» по-новому изобразил нравственность человека. «Свободная» барыня приказывает крепостному Герасиму утопить собаку, так как она мучает её громким лаем. Понятно, что писатель изображал коварство барыни по отношению к Герасиму, но впервые с помощью образа несчастной собаки. Этим И.С. Тургенев заложил другую традицию русского повествования о собаках: описание собаки самой по себе, проникновение в её внутреннюю жизнь и даже изображение окружающего мира её глазами.

    До глубины души трогают истории собак из повестей А.П. Чехова «Каштанка», А. Куприна «Белый пудель» и «Сапсан», Г.Н. Троепольского «Белый Бим Черное ухо». Названные писатели относятся к новому времени и темы их произведений раскрывают нравственные образы людей нового времени (второй половины XIX века – начала ХХ), а помогают в этом образ прирученного когда-то существа.

    Повесть А.П. Чехова «Каштанка» - рассказ о собаке, страдающей от несовершенства отношений между людьми. В повести автор дважды приводит слова столяра о превосходстве человека над низшим существом – собакой: «Ты, Каштанка, насекомое существо и больше ничего. Супротив человека ты все равно, что плотник супротив столяра». Но в контексте всего рассказа эти слова звучат иронически по отношению к самому «царю природы», нередко теряющему человеческий образ. В этом рассказе автор угадывает в душевном строе Каштанки нечто близкое человеку, отождествляет ее чувства, мысли, оценки с человеческими.

Заключение

    Подводя итоги проделанной работы, стоит отметить, что на рубеж XIX в. пришлась своеобразная попытка реанимации этикетного «языка цветов» в сфере бытовой культуры. Об этом можно судить по появлению вновь приобретающих популярность пособий по «языку цветов» (например, «Язык цветов» 1905 г.) и руководств, содержащих пространные списки («Жизнь в свете, дома и при Дворе» 1890 г., «Искусственные цветы и растения» 1898 г.). Входят в обращение почтовые открытки «Язык цветов». Литература реагировала на это явление эпизодически, в основном редкими стилизациями (К. Бальмонт, И. Северянин). Символистская поэтика вновь вернула флороязык в активный фонд образного словаря, но феноменология флорообразности меняется: в ее иносказательности преобладают неисследимые смыслы, а те, что прочитываются, тяготеют к отвлеченно-мистическим коннотациям (В. Соловьев, А. Белый). На этом фоне выделяется флористика А.А. Блока. При следовании общей символистской тенденции поэт, обращаясь к флорообразности, моделирует ее, отталкиваясь от концептов с определенным смысловым полем, отсылающим к разнообразным традициям (фольклорным, религиозным, куртуазным и т. д.). Эта перспективная тема ждет своих исследователей.

    Таким образом, жизнь флоры и фауны в поэзии XIX века оказывается явлением сложным и многосоставным, но очень важным, отражающим различные жизненные процессы и явления. За выделенными нами традициями стоят глубинные культурные механизмы, ментальные и эстетические закономерности. Однако, проецируясь на конкретный материал поэзии, они формируют собственную поэтику и семантику текста XIX века в конкретном проблемном развороте. Очевидно, более детальная разработка материала может обнаружить и другие тенденции и особенности в развитии исторической поэтики флоры и фауны в поэзии Серебряного века.

Список литературы

1. Лихачев Д.С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. 2-с изд. СПб., 1991.

2. Соколова Т.М., Орлова К.А. Глазами современников. Русский жилой интерьер первой трети XIХ века. Л., 1982. 3. Животные в литературе и искусстве. – http://cr-journal.ru/rus/journals/294.html&j_id=21

4. «Урок рисования», Каталог выставки. ГМз «Царское Село». СПб., 2006.

5. Шохина Е.В. Ситуация поэтического вдохновения в зимней лирике

поэтов пушкинской поры / Е.В. Шохина // Серия История и филология. – 2016. – Т. 26. – № 5. – С. 106-110.

6. Акимушкин И. - Причуды природы. Книга 1 - 1992.djvu

7. Бобринский Н.А., Зенкевич Л.А., Бирштейн Я.А. География животных. М.: Сов. наука, 1946, 455 с.

Приложение

1. Кушнер А.С. Таврический сад. Седьмая книга. СПб., 1984. С. 16

2. Чуковский Корней. Стихотворения. СПб., 2002. С. 74–76.

3. Ахматова А.А. Стихи и проза. Л., 1976. С. 396.

4. Аграновская М. На синем коне: творчество художника Франца Марка. – http://www.maranat.de/agr_03_de_08.html.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.