Роль растений и растительных композиций в русском интерьере Серебряного века — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Роль растений и растительных композиций в русском интерьере Серебряного века

2021-10-05 55
Роль растений и растительных композиций в русском интерьере Серебряного века 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

    Особую популярность живые растения в интерьерах российских домов приобрели в первой половине XIX в. Представления о ком- форте и уюте, сформировавшиеся в ту эпоху, обязательно включали комнатные растения и композиции из них. Так или иначе, растения обыгрывались при любых стилистических решениях, которые использовались в оформлении интерьеров. Созревающая эклектика была богата на приемы и приспособления. Лианы изящно вились и поднимались по деревянным или металлическим трельяжным конструкциям, сочная зелень переполняла цветочные горшки и боскетные ящики, напоминая своей формой фонтаны, ампельные растения изысканно струились вниз из подвесных корзин и кашпо, «Как и положено для рококо (подразумевается стилизация времени эклектики, декору, пышности, но и создававшие дополнительный художественный эффект; обилие зелени и цветущих растений в кадках на полу и на жардинъерке; масса разнообразных вещей, особенно много фарфора-вазочки, фигурки». Это пример описания типичного интерьера середины XIX в., периода увлечения историческими С.В.), здесь были зеркала, не только придававшие стилям прошлого, растения могли нести различную смысловую нагрузку. Помимо привязанности непосредственно к ботанике и страсти к коллекционированию они могли демонстрировать и другие черты. Мотивы к собирательству в этой области могли быть различны: дань моде, научный эксперимент, те или иные личные интересы. Один из аспектов отметил Д.С. Лихачев в известном исследовании «Поэзия садов»: «Если имение принадлежало купцам, ведшим торговлю с отдаленными государствами (Японией, Китаем, обеими Америками и пр.), то престижным становилось иметь в своих садах и оранжереях растения этих стран». То же можно сказать и о растениях в интерьерах дворцов и особняков.

    Менялись растительные предпочтения, менялись приемы и способы размещения растений в доме. Но были и общие принципы, эстетический, Если в оранжерее или теплице растения могут иметь различный облик, не всегда презентабельный, то дом (дворец, особняк, квартира) украшается растениями. К ним предъявляются особые требования: иметь определенные размеры и форму, быть в отличном состоянии, чтобы вызывать чувство восторга, восхищения или удивления, порой умиления и т.д., но не жалость, огорчение и другие подобные эмоции. Тем самым их функции сближаются с другими предметами, оставшимися неизменными, в частности, наполняющими жизненное пространство человека, делающими его привлекательнее, комфортнее, уютнее и т. д. С другой стороны — растительное убранство дома имеет свойства, резко отличающие его от предметов искусства, -живописи, графики, пластики, произведений декоративно-прикладного искусства. Растения, как живые существа, откликаются на заботу человека. Они «могут быть благодарными» —красиво разрастаться, цвести, плодоносить, что не может не вызвать особых чувств у человека. Это значительно обогащает эмоциональное общение с ними. Появившись в российских домах как гости, со временем привозные растения начинают занимать в них все больше места не только в специально приспособленных зимних садах и оранжереях, но и в других интерьерах. Некоторые из них, особо оговариваемые в различных письменных источниках, в описях и других документах, могут называться «цветочная галерея», «цветочная гостиная», или «боскетная» Несомненно, и в помещениях иного назначения парадных гостиных и столовых, так называемых, диванных, а также кабинетах и на женской половине, в камерных покоях, спальнях и детских— будут размещаться горшки и кадки с цветами, подвесные корзины и кашпо для украшения и «оживления» интерьера. Сохранились живописные и графические работы художников, запечатлевшие облик различных комнат и залов, а также документальные материалы, переписка, мемуары которые могут быть для нас источниками информации. Описания «зеленых гостиных» или хотя бы «зеленых уголков» часто встречаются в художественной литературе XIХ в. Их замечательные «портреты» или штрихи к ним можно обнаружить в произведениях А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, В.Ф. Одоевского, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого и других авторов. В неоконченном романе М.Ю. Лермонтова «Княгиня Лиговская» находим следующие строки: «Я опишу вам комнату, в которой мы находимся. Она была вместе и кабинет и гостиная и соединялась коридором с другой частью дома; светло-голубые французские обои покрывали ее стеньы <> лоснящиеся дубовые двери с медными ручками и дубовые рамы окон показывали в хозяине человека порядочного. <..> Против окна стоял письменный стол, покрытый кипою картинок, бумаг, книг, разных видов чернильниц и модных мелочей; по одну его сторону стоял высокий трельяж, увитый непроницаемою сеткой зеленого плюща, по другую-кресла..».

    У любви к растениям нет четких социальных границ, всем свойственно это чувство. Но не все слои смогли зафиксировать его в той или иной форме. Пожалуй, наиболее освещенным является творческий и жизненный путь литераторов благодаря исследовательским и авторским текстам. Обратимся к одному из них. Это «Ранние годы моей жизни» А.А. Фета. Не одна страница А.А. Фета посвящена убранству домов, в которых он жил или бывал, некоторые строки для нас особенно интересны. «Из большой прихожей единственная дверь вела в залу, которая в то же время служила и столовой. Из этой залы двери вели направо, в кабинет хозяйки, и налево, в парадную гостиную. <.> Из кабинета хозяйки был тоже выход в цветник, как я уже говорил, через зимний сал. Вправо из залы шла еще дверь в угольную комнату, бывшую кабинетом хозяина. Эти две комнаты, т.е. два кабинета хозяев, видимо, были их любимыми. В дамском кабинете, независимо от экзотических растений, глядящих в комнату через зеркальные пальмы, олеандры и цветущие лимонные деревья, красовались. В исследованиях, посвященных эволюции интерьера русского дома от классицизма к романтизму и эклектике, их авторы неоднократно отмечали характерную для того времени черту. Делались попытки создать более уютные интерьеры, а в них- так называемые уголки, с помощью новых способов расстановки мебели или путем закрытия некоторых дверей в анфиладах, или путем использования ширм и т.д. Добавим к этому, что и растения в горшках или боскетных ящиках часто помогали скрыть, а точнее замаскировать, прежние черты парадных интерьеров, приглушить казавшуюся теперь излишней официальность, придать камерность. Будучи расставленными у дверей, с некоторых пор постоянно закрытых, они создавали эффект живой зеленой шпалеры в интерьере, чем-то напоминавшей стриженые изгороди в садах и парках. Такой прием можно рассмотреть в акварели неизвестного художника, изобразившего «Гостиную в доме Юсуповых в Петербурге».


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.