Проектная деятельность: умения и навыки — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Проектная деятельность: умения и навыки

2021-11-24 79
Проектная деятельность: умения и навыки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Группа навыков и умений, приобретаемых в процессе проектной деятельности:

- Интеллектуальные (умения работать с информацией, ориентироваться в информационном пространстве, систематизировать знания, выделять главную мысль, умение вести поиск новой фактологической информации, анализировать гипотезу и её разрешение, умение делать обобщения и выводы, работать со справочными материалами).

- Творческие (умение генерировать идею, находить несколько вариантов решения проблемы, выбирать более рациональное из них, прогнозировать последствия принятых решений, умение видеть новую проблему).

- Коммуникативные (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, умение находить компромисс с собеседником, умение лаконично излагать свою мысль.

- Умения и навыки, связанные с осуществлением практической деятельности.

- Методологические (умения работать в библиотеках, на компьютере, в телекоммуникационных сетях).

Названные умения и навыки должны быть взаимосвязаны и способны дополнять друг друга.

Этапы работы над проектом

 

Вообще говоря, характер научной и творческой деятельности можно придать любой умственной работе, если учесть те черты, которые присущи научному исследованию. Можно научно подойти к подготовке выступления на семинаре, доклада на собрании, учебной лекции и т. д.

Вместе с тем в процессе организации работы в научном обществе студентов выработались определенные формы и этапы деятельности (таблица 1). Так:

Первый этап можно определить как самоопределение, самоактуализацию и мотивацию членов научного студенческого общества. На данном этапе необходимо, чтобы студент определился с выбором направления и проблемой работы. Важно, чтобы он считал эту проблему для себя актуальной. Задача вузовского преподавателя будет заключаться в том, чтобы всячески стимулировать мотивацию обучающихся к данной проблематике и его желание успешно справиться с ее выполнением.

Второй этап предполагает организационное и информационное обеспечение, в процессе которого необходимо создать реальные условия доступа обучающегося к необходимой справочной, учебной и научной литературе, включая и использование Интернета, позволяющие студенту «войти» в интересующую его проблематику, познакомиться с базовой информацией, расширить и углубить свои знания по предложенной проблеме.

На третьем этапе, как правило, осуществляется более детальное планирование выполнения проекта, индивидуального или с поддержкой преподавателя, курирующего данный проект.

На четвертом этапе выполняется сбор дополнительной информации, проверяется ранее выдвинутая гипотеза, систематизируются и анализируются данные, которые ее подтверждают или опровергают.

На пятом этапе происходит оформление результатов выполнения проекта и его более целостное и глубокое осмысление.

На завершающем этапе проходит публичная защита, дается общая оценка результативности проектно-творческой деятельности обучающегося. Необходимо подчеркнуть, что на всех этапах проектно-творческой деятельности студентов возможны консультации и помощь преподавателя, которая варьируется как по содержанию, так и по форме в зависимости от мотивации и интеллектуально-творческого потенциала обучающихся. Очень важно, чтобы защита проектов, их оценка происходили на основе четко выделенных критериев: новизны, оригинальности, обоснованности, системности и глубины проработки проблемы, теоретической или практической значимости. Защиту проекта лучше всего проводить в форме его презентации с использованием схем, таблиц и других средств наглядности. Это, кстати, пригодится будущему выпускнику при подготовке к защите дипломной работы.

 

Таблица 1 – Этапы работы над проектом

№ п/п Этапы работы над проектом Содержание работы на данном этапе Деятельность учащихся Деятельность преподавателя
1 Подготовка Определение темы и целей проекта. Формирование рабочей группы. Обсуждают предмет проекта с преподавателям и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели. Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке цели. Наблюдает за деятельностью студентов.
2 Планирование а) определение источников информации; б)определение способов сбора и анализа информации; в)определение способа представления результатов; г)установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проектной деятельности. Формируют задачи, вырабатывают план действий, выбирают и обосновывают свои критерии и показатели успеха проектной деятельности. Предлагает идеи, высказывает предположения, наблюдает за деятельностью студентов .  
3 Исследование Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Обсуждение альтернатив методом «мозгового штурма», выбор оптимального варианта. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты. Выполняют исследование, решая промежуточные задачи. Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью студентов.
4 Формулирование результатов или выводов. Анализ информации, формулирование выводов. Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляет проект. Консультирует студентов.
5 Защита проекта Подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, представление полученных результатов. Возможные формы отчёта: устный отчёт, с демонстрацией материалов, письменный отчёт. Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке деятельности. Слушает, задаёт целесообразные вопросы о роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа.
6 Оценка результатов и процесса проектной деятельности. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин. Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок деятельности. Оценивает усилия студентов, их креативность, качество использования источников. Определяет потенциал продолжения проекта и качество отчёта.

В условиях вузовской практики наибольшее внимание уделяется курсовым и дипломным проектам. В процессе организации проектно-творческой деятельности преподаватель обращает особое внимание на отбор и эффективное применение научных методов и принципов исследования. Творческая активность студентов существенно возрастает в условиях конкурсных проектов, выставок их деятельности.

Эффективность проектно-творческой деятельности в значительной степени предопределена и зависит от креативности, исследовательского потенциала преподавателя, который ее организует, от содержательной реализации принципа сотворчества вузовского педагога и студента. Через цикл дисциплин по методологии творчества специалиста-гуманитария обеспечивается межпредметная связь на основе изучаемых социально-экономических, естественно-научных, общепрофессиональных и специальных предметов.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.