Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2021-10-05 | 20 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В этом случае деформация происходит в связи с катастрофическим выхолащиванием развития низших уровней индивидуальных аффективных смыслов и формализацией высшего эмоционального смысла.
Неразработанность индивидуального аффективного кода переживаний низших уровней оборачивается неразработанностью кодов непосредственного понимания другого человека, его комфорта и дискомфорта, желаний, страхов, стремления к успеху и горечи поражения, недоразвитием самого тела индивидуальной аффективной жизни, способного непосредственно резонировать переживанию другого человека. На каком-то этапе это может стать
Глава 6.
Индивидуальные различия и отклонения в развитии системы аффективной организации сознания и поведения
437
5
причиной формирования эмоциональной слепоты, эмоциональной тупости человека.
Это не означает, однако, что такой человек становится аморальным. Напротив, обеднение опыта непосредственного сопереживания может компенсироваться прямым и легким выходом к системе абстрактных общечеловеческих ценностей. Именно в контакте с ними человек получает возможность развития высокой самооценки, восстанавливает свою эмоциональную устойчивость, обретает радость насыщенной аффективной жизни. И здесь упрощение смысловой конструкции улучшает ее адаптивность и устойчивость, но формирует особый психопатический типаж, существующий за счет своего социального окружения, в данном случае эксплуатирующий его ценности.
Личная причастность к мощно заряженным ценностям позволяет субъекту окончательно освободиться от сверхтрудной для него задачи эмоционального взаимодействия с другими людьми. Холодность в непосредственном контакте может даже одобряться строгим эмоциональным контролем. Задачи служения вечным ценностям освобождают такого человека от укора сопереживания. Непосредственный дискомфорт растворяется в сиянии ценностей вечного добра и справедливости, он вполне оправдывается необходимостью жертвовать настоящим ради будущего всеобщего счастья.
|
Деформация системы смыслов в данном случае проявляется в ослаблении противовеса индивидуальных аффективных смыслов, что разрушает напряженную иерархию эмоционального переживания. Поскольку субъект отождествляет себя уже не с другим человеком, даже не с группой людей, а напрямую с абстрактной ценностью, он может жертвовать уже не своей, а чужой жизнью для утверждения высших моральных смыслов. Легко оправдывая, даже санкционируя лишения других людей, их страдание и уничтожение, такой человек руководствуется высшим долгом и поэтому не берет на себя индивидуальной моральной ответственности за свои поступки. Таким образом, и в данном случае деформация смысловой иерархии снимает индивидуальные проблемы адаптации, внутреннюю напряженность системы, создавая при этом опасность для других людей.
438
Глава 6 Индивидуальные различия и отклонения в развитии системы аффективной организации сознания и поведения
Особое значение для организации взаимодействия с людьми имеет в этом случае выделение среди них врагов, людей, чуждых вечным идеалам или даже представляющих для них угрозу. Определение подобной оппозиции, опредмечивание врага нужно такому сознанию для переживания реальности и жизненности собственных нравственных ценностей. Если при деформации системы сильным четвертым уровнем мы обсуждали необходимость для субъекта принадлежности к группе людей, своим аффектом придающих внешнюю форму и смысл его душевной жизни, то в данном случае можно говорить о насущной потребности во вражеской группе, существование которой непосредственно определяет хорошее качество собственной внутренней жизни.
|
Проблемы поддержания активности тоже блестяще разрешаются. Во-первых, субъект получает неограниченную возможность тонизирования переживанием причастности к высшим человеческим ценностям. Во-вторых, переживание жертвования этим ценностям, подкрепляющее слияние с ними, создает условия активизации за счет отрицательных переживаний всех низших уровней, самих опасностей, лишений, препятствий агрессивной среды. Чем хуже, тем, в идеале, лучше и бодрее идти по пути к светлой цели. И конечно, как уже упоминалось, особое значение для этого типа саморегуляции имеет образ чужого, врага, вредителя (уже не телесному благополучию, а моральной идее), уничтожение, разоблачение которого служит здесь не только средством самоопределения, но и саморегуляции. Возникает опасность формирования особых влечений к преодолению преград, к выявлению и уничтожению все новых и новых врагов, поскольку их узнавание становится наиболее мощным средством активации и мобилизации.
Таким образом, в данном, как и в предыдущих случаях, деформация смысловой системы сохраняет возможность целенаправленной адаптации субъекта к окружающему, снимает внутреннее напряжение и, упрощая, делает конструкцию более устойчивой. Она обеспечивает субъекту внутреннее равновесие, однако, за счет того, что трудности его смысловой адаптации становятся теперь проблемами других людей.
Это знакомый всем тип аскета, пламенного борца за абстрактные идеалы, вождя, ведущего массы в светлое будущее, борца за чи-
Глава 6 Индивидуальные различия и отклонения в развитии системы аффективной организации сознания и поведения
439
■ ■■'
стоту нравов, воплощение идеи. В более мягком варианте это, возможно, ханжа, терроризирующий маленькое сообщество своими нравственными совершенствами. Выхолащивание других способов саморегуляции способствует развитию аффективной зависимости субъекта от этих мощных средств и обусловливает постоянный поиск соответствующих впечатлений. Это очень опасно для окружающих. Если при смысловой деформации, вызванной слабостью других уровней, субъект стремится бесконтрольно использовать людей в своих низменных целях, то здесь важным для него может стать не только физическое, но и моральное уничтожение врага.
|
Понятно, что развитие этих тенденций все более увеличивает угрозу потери адаптивного смысла.
Поломка системы смысловой организации сознания
Поломка наступает в случае экстремального повышения чувствительности и снижения выносливости четвертого уровня, оборачивающихся сверхизбирательностью в контактах с другим человеком.
Задача обеспечения контакта решается здесь также самым радикальным способом: установлением и удержанием единственного, строго контролируемого по качеству контакта, то есть воспроизводимого в очень дозированной и предельно стереотипной форме. Таким образом, и сам контакт во многом теряет свой приспособительный смысл развития произвольного взаимодействия и усвоения социального опыта. В то же время, ввиду актуальности проблемы возникновения дискомфорта, отрицательных переживаний, чрезмерно возрастает роль механизмов четвертого уровня в саморегуляции, и не столько даже как средства эмоционального тонизирования, сколько в качестве защиты от отрицательных переживаний. Витально важным становится постоянное ободрение, одобрение, успокоение, похвала, побуждение близкого.
При этом зависимость от близкого становится настолько полной, что опосредует все моменты взаимодействия с окружающим и блокирует развитие собственных индивидуальных механизмов адаптации. Взаимоотношения с миром строятся только через близкого человека в рамках стереотипного контакта. Катастрофичес-
440
Гл а в а 6 Индивидуальные различия и отклонения в развитии системы аффективной организации сознания и поведения
ки не устанавливается собственная дистанция, не формируются собственные привычки в отношениях со средой. Третий уровень не может развить механизм экспансии, и любое затруднение, сбой в привычном стереотипе тормозит активность субъекта. Жизнь организуется строго по правилам, заданным близкими, они усваиваются в готовой форме и не могут редуцироваться, гибко применяться к обстоятельствам, поэтому субъект выглядит педантом, патологическим «занудой».
|
Иерархическая структура эмоционального переживания не может быть сформирована. Субъект останавливается на самых примитивных ранних формах слияния в миметическом заражении. Однако если в норме на ранних этапах развития это уподобление в переживании организуется пластичным первым уровнем, позволяющим ребенку вместе с близким усваивать разнообразные формы отношений с миром и постепенно узнавать в них свои предпочтения, вырабатывать свою манеру отношений с миром, то здесь он жестко фиксирует заданные извне ориентиры. Произвольность поведения не развивается, потому что субъект не может активно присвоить способы самоорганизации и зависит от внешней помощи, от определенных ритуалом правильных форм жизни.
Активные отношения с людьми и соответственно с миром подменяются аутостимуляцией. Она принимает формы, характерные именно для приемов саморегуляции четвертого уровня: постоянного воспроизведения моментов стереотипного контакта с близкими, воспроизведения одних и тех же эмоциональных реакций, стимулирующих переживание защищенности, упорядоченности, безопасности.
Распад смысловой структуры предстает здесь как поломка системы организации поведения и сознания на четвертом уровне, которая может быть соотнесена с четвертой группой синдрома раннего детского аутизма.
Проследив изменения форм сознания и поведения, происходящие по мере увеличения чувствительности четвертого уровня, мы можем отметить те же тенденции смены преимущества, даваемого его особыми способностями, нарастающей дефицитарности до потери уровнем и всей системой адаптивного смысла. Необхо-
Глава 6 Индивидуальные различия и отклонения в развитии системы аффективной организации сознания и поведения
441
димо, однако, отметить, что снижение выносливости в данном случае касается уровня, высшего в иерархии, и сосредоточение всей системы на разрешении его адаптационных задач оборачивается подавлением, недоразвитием низших механизмов — уровней индивидуальной организации сознания. Одним из последствий этого может стать «обескровливание», выхолащивание индивидуальной аффективной жизни, и прежде всего — недоразвития средств саморегуляции для поддержания индивидуальной стабильности в отношениях с миром.
Истощается и само переживание четвертого уровня, уменьшается радость непосредственного сопереживания, и увеличивается ценность принесенной жертвы. Это может привести к преимущественной ориентации на идеальные моральные ценности в ущерб развитию конкретных привязанностей, в ущерб взаимопониманию с окружающими людьми. И несмотря на то, что эмоциональный контроль, казалось бы, сохраняет свое доминирующее положение, мы можем и здесь говорить о нарастающей опасности смысловой деформации системы и потери ею адаптивного смысла.
|
Таким образом, и чрезмерная выносливость, и особая чуткость субъекта на уровне эмоционального контроля могут стать причиной нарушения развития механизмов организации индивидуальной аффективной жизни — противовеса, необходимого для сохранения целостности и управляемости всей системы сознания. В первом случае это происходит из-за высокой эмоциональной пластичности, во втором — из-за слишком сильного давления эмоционального контроля.
* * *
Мы рассмотрели лишь наиболее общие типы возможных конфигураций развития индивидуального сознания и связанные с ними преимущества и риски дезадаптации. Было показано, что выраженные акценты чувствительности и активности каждого из уровней создают предпосылки для развития взаимодополняющих типов индивидуальной одаренности, без каждого из которых немыслимо существование человеческого сообщества. Вместе с тем, мы проследили и как разнонаправленные сдвиги в развитии каждо-
442
Гл а в а 6 Индивидуальные различия и отклонения в развитии системы аффективной организации сознания и поведения
го уровня при нарастании начинают определять свои собственные характерные линии патологического развития90.
Полярно направленные отклонения в психической реактивности каждого уровня могут стать причиной возникновения трудностей, прежде всего, в разрешении его собственных адаптационных задач, но привести, в конечном итоге, к деформации и разрушению всей системы смыслов. При этом механизмы патогенеза и характер возникающей дезадаптации будут качественно отличны. Так, в решении задач самого дефицитарного уровня его избыточ ная выносливость затрудняет учет и использование отрицательного опыта; а сверхчувствительность, наоборот, выводит на первый план задачи защиты в ущерб обеспечению развития средств активного освоения среды.
Патологические механизмы деформации и распада системы смыслов тоже будут качественно отличны. Чрезмерная активность одного изуровней, подавляя возможность развития механизмов других, обусловливает размывание межуровневых отношений послабление иерархических связей. В первую очередь это может проявиться как особая незрелость, инфантильность структуры сознания; далее — стать причиной ее деформации — формирования устойчивой патологической конфигурации и затем — распада системы91.
90 Здесь нам хотелось бы обозначить возможность рассмотрения в даль
нейшем этих вариантов формирования конфигурации сознания в соотнесе
нии с традиционно выделяемыми в клинике типами нормальной и патоло
гической психической конституции. Определяя подход к проблеме аномаль
ной конституции в детском возрасте, К.С. Лебединская (Лебединская, 1976)
показывает, что, говоря о психической конституции в норме, клиницисты
имеют в виду, прежде всего, склад темперамента, обусловленный особенно
стями психического тонуса и динамики нервных процессов; иерархию по
требностей, связанных с инстинктивной сферой, и также понятие патологи
ческой психической конституции (психопатии) в клинической практике ас
социируется с аномалией темперамента, характера, сферы влечений и
потребностей.
91 К.С. Лебединская (Лебединская, 1976) как значимые выделяет для
себя положения Э. Крепелина и Э. Кречмера о незрелости эмоционально-
волевой сферы как конституциональной основе психопатической личнос
ти, о патогенетической связи инфантилизма и психопатий, и опирается при
этом на мнения О.В. Кербикова, В.В.Ковалева, М.И. Буянова и др.
Глава 6.
Индивидуальные различия и отклонения в развитии системы аффективной организации сознания и поведения
443
Выраженное же ослабление одного из уровней ведет к сосредоточению всех других (и системы в целом) на разрешении его защитных задач. Это увеличивает их нагрузку и способствует развитию жесткости и хрупкости межуровневых отношений, что также может стать причиной деформации системы смыслов.
Таким образом, отслеживание процессов нарастания проблем дезадаптации позволяет развести две самые общие тенденции: угроза, исходящая от слишком активного уровня, реализуется, прежде всего, как особая незрелость, инфантильность в развитии системы сознания, нуждающегося для сохранения своей целостности во внешней опоре на сформированную систему смыслов другого человека92. И мы выделили четыре типа такой незрелости, излишней пластичности системы, обусловленной особенностями разных уровней сознания. Угроза же слишком чувствительного уровня может реализоваться в невротическом развитии личности, и мы можем выделить формы, различные в зависимости от заинтересованности разных уровней.
Мы пытались также выделить и охарактеризовать границы, обозначающие моменты патологических изменений структуры сознания. Причем хотелось бы обратить внимание, что переход от инфантильной, или акцентуированной невротической личности кус-тойчивой психопатической конструкции не укладывается в процесс простого накопления и заострения патологических черт. Скорее он связывается нами с кардинальным изменением структуры сознания — с деформацией и упрощением его системы смыслов.
При этом полярно меняются и внешние и внутренние характеристики субъекта: снимаются внутренние противоречия дефи-цитарной системы смыслов, и внешне его адаптивность даже улучшается, но за счет других людей. В то же время это упрощение системы смыслов нарушает внутреннюю устойчивость системы сознания, даваемую балансом разнонаправленных тенденций, что создает угрозу ее распада — очерчивания устойчивых влечений (тонизирования или редукции напряжения) и нарушения баланса приспособительной функции и саморегуляции.
92 Заинтересованность разных уровней определяет свои формы незрелости и невротического развития, и значит, требует разных форм психологической поддержки.
444
Гл а в а 6 Индивидуальные различия и отклонения в развитии системы аффективной организации сознания и поведения
Таким образом, акцентуация в развитии системы сознания описывалась нами как проявление выраженного дисбаланса в разрешении уровнем задач защиты и выработки форм контакта с миром и необходимости дополнительных компенсаторных усилий для сохранения целостности и управляемости всей системы. Деформация — как радикальное упрощение системы смыслов — снятие необходимости эмоционального контроля и выход на первый план адаптивных задач дефицитарного уровня. Распад — как нарушение баланса между адаптацией и саморегуляцией и потеря системой своих адаптивных функций, возможности целенаправленной организации поведения.
Мы видим, что акцентуация в развитии каждого уровня приводит в своей крайней степени к парадоксальным результатам: усиление выносливости уровней, направленных на разработку индивидуальных стереотипов в отношениях с миром оборачивается потерей избирательности; увеличение выносливости к интенсивности и напряженности отношений с миром становится причиной нарушения интуитивного понимания ситуации и самой возможности активной экспансии. Во всех случаях при экстремальном повышении выносливости субъект превращается в пассивного раба внешнего поля — его структуры, чувственного удовольствия, захватывающего напряжения опасности или аффектов других людей.
Экстремальное повышение чувствительности в каждом случае приводит к радикальному ограничению контактов со средой, фиксации максимальной дистанции, избирательности в контактах со средой и людьми, стремлению к полной редукции напряжения. Слом может произойти на разных уровнях, но в каждом случае реальные адаптивные задачи подменяются задачами саморегуляции. При этом в зависимости от уровня этого слома искомые впечатления могут быть разными, но всегда должны находиться под полным контролем субъекта и воспроизводятся им с помощью стереотипной аутостимуляции. Как мы уже говорили, именно эта картина разноуровневых сломов, представленная ранним детским аутизмом, и позволила нам разглядеть необходимые уровни организации нормального сознания.
Заключение
Расставаясь с читателем, мыхотим поблагодарить его за терпение и попросить прощения за то, что путь рассуждений оказался таким долгим. В оправдание можем сказать, что считали своим долгом последовательно пройти основные повороты и ответвления мысли, открывающиеся с той особой точки зрения на значение и функции аффективной сферы, на которую мы вышли благодаря работе с детьми с искаженным психическим развитием. В идеале, нам хотелось как можно более четко и полно отразить открывающиеся перспективы. Качество, полнота осмысления поставленных вопросов всегда ограничена возможностями конкретного автора, и у нас нет иллюзии на тот счет, что нам удалось избежать сбоев и технических ошибок в их разработке. Вместе с тем мы уверены в объективной ценности основных выделенных ориентиров именно потому, что они найдены в ходе многолетней работы с особыми детьми и помогают нам в поддержке их психического развития.
Изучение трудностей развития детей с аутизмом позволяет более остро осознать возможности благополучной психики. Психическое со всей очевидностью предстает не как набор отдельных жизненно важных функций, а как живая, самоорганизующаяся система, одновременно разрешающая множественные разнородные и разнонаправленные задачи адаптации.
Адаптационная задача определяет характер аффективного переживания, которое организует в соответствии с адаптивным
446
Заключение
смыслом наше сознание и поведение. Механизмом аффективной организации является структура переживания. Выделяя ряд адаптивных задач, требующих все более активного взаимодействия с миром, мы находим, таким образом, и ряд аффективных механизмов, необходимых для развития отношений с окружающим миром. И, как уже говорилось, прослеживание постепенных шагов усложнения структуры переживания дает возможность почти материального ощущения развития ткани психического.
Появляется возможность рассмотреть аффективную сферу как многоуровневую систему организации поведения и сознания, обеспечивающую разрешение внешних и внутренних задач (непосредственного взаимодействия с жизненными обстоятельствами и поддержание необходимого для этого уровня активности, аффективной стабильности в отношениях с миром). Систему, где каждый уровень обладает уникальным жизненно важным смыслом: направлен на разрешение своего класса задач и характеризуется особым адекватным ему типом аффективной ориентировки и организации адаптивного поведения, своей основной формообразующей психической функцией, вносит свой собственный вклад в процессы саморегуляции.
Выделенные уровни могут быть рассмотрены как последовательные шаги в активизации и усложнении взаимоотношений с миром, поэтому их системная организация приобретает отношения иерархии, то есть становится управляемой. В то же время, поскольку каждый из рассматриваемых уровней по задачам и методам их разрешения дополняет все остальные, низшие продолжают жить в высших не просто как подчиненная инстанция, но вступают в сложные отношения. Разнородность их адаптивных задач (прежде всего, ориентированность на приспособление к стабильным и кдинамичным условиям жизни) формирует разнонаправленные тенденции, реципрокные взаимодействия уровней, придающие всей системе прочность и устойчивость.
Мы показали, что развитие и высших, и низших уровней сознания опирается на врожденные формы организации целесообразного адаптивного поведения и проходит обязательный индивидуальный путь культурного развития. Начиная свое становление в единой системе переживания ребенка и близкого «пра-мы»,
Заключение
447
индивидуальное сознание продолжает развиваться внутриу-в-теле изоморфного ему сознания культуры. В норме в системе культуры должны быть заложены уровни стимуляции, направленно адресованные всем уровням индивидуального сознания, ключи, запускающие необходимые аффективные механизмы переживания, дающие нам возможность узнать и принять конкретные, отработанные в человеческом опыте формы мироощущения, и присвоить культурные способы организации поведения. Так же и на всех уровнях индивидуального сознания должны быть заложены способы взаимодействия с уровнями культуры: от пластичного усвоения ее формы, «схватывания» ее стереотипов, разработки сюжетов до встраивания высших уровней в структуру избранных данной культурой норм и ценностей.
Таким образом, приходит понимание того, что мы существуем не только в теле своей культуры, но и одновременно на разных уровнях индивидуального сознания с разным самоощущением, с различной картиной окружающего мира, предполагающей даже разное переживание времени и пространства. При этом уровни не изолированы, а активно общаются, содействуют и противоречат друг другу, создают разные конфигурации согласия и противостояния, отвечающие конкретным требованиям встающих перед нами задач и обстоятельств.
Желание передать ощущение немыслимой красоты и изящества такой конструкции, единой, энергетически напряженной вертикали сознания и живой, почти птичьей суеты и разноголосицы его уровней, послужило одной из основных причин нашего упорного стремления продолжать эту работу. И понимая, что прорыв этой вертикали к развитию индивидуальной структуры высших ценностей происходит, видимо, с помощью механизмов низшего уровня, то есть через обвал, растворение и новую кристаллизацию жизненного смысла, мы переживаем узнавание: это так, это должно быть так и уже даже многократно проживалось нами в сакральных культурных образах. И это ощущение узнавания93 было крайне важно для нас.
93 Шпенглер говорит о том, что средством уразумления живых форм является аналогия.
448
Заключение
Моменты усмотрения аналогий были для нас необходимыми вехами работы, как, например, неожиданное понимание того, что и в индивидуальном развитии, и в развитии систем культурного сознания становление механизмов, отвечающих за адаптацию к стабильным условиям жизни, видимо, должно предшествовать образованию механизмов, адаптирующих к динамичной среде. Именно эти моменты узнавания единой логики развития живой системы служили для нас знаком того, что мы не сбились с пути.
С целью проверить правильность хода рассуждений мы пытались, таким образом, спроецировать построенную модель в разные области психологического знания; выяснить, насколько она соотносится с привычными представлениями об аффективной сфере, как могут вписываться шаги ее становления в известные этапы психического развития ребенка и не противоречат ли они характерным возрастным феноменам, можно ли разглядеть выделенные нами варианты ее возможной акцентуации в характерных человеческих типах или в известных особенностях развития культурного сознания в разные исторические периоды.
Понимая, конечно, что читатель к этому моменту уже имел возможность сделать собственное заключение об успешности предпринятой проверки, мы хотим все же остановиться еще на некоторых аргументах, которые, по нашему мнению, могут свидетельствовать в пользу предлагаемой модели. Как нам кажется, в ходе представленных выше рассуждений было выявлено, что с ее помощью возможно осмысление в единой системе координат разработок разных, возможно даже внешне противоречащих друг другу психологических школ.
Разнородные заключения и факты в данном случае могут быть осмыслены как взаимодополняющие при учете того, что различные исследователи, изучая функции памяти, внимания или детской игры, рассматривая проявления страха или агрессии, обращаются при этом к разным уровням организации поведения и сознания. Представленная модель, как нам кажется, дает возможность систематизировать существующие разработки, определить белые пятна и стимулировать психологические исследования в тех направлениях, в которых они еще не велись.
Заключение
449
Другой, не менее важный для нас аргумент касается возможностей, которые открывает этот подход для развития психологической диагностики и практической психологической помощи. Выделение этапов в развитии организации поведения и сознания, аффективных механизмов, которые должны быть сформированы ребенком для их успешного прохождения, позволяют поставить задачу определения аффективного возраста ребенка для выбора адекватных форм взаимодействия с ним. Понимание характера впечатлений, которые должны активно прорабатываться в каждый конкретный период детства, дает возможность направленно помогать эмоционально-волевому развитию ребенка, осуществлять профилактику его дезадаптации в кризисные возраста и способствовать накоплению «запаса прочности», средств поддержания аффективной стабильности в отношениях с миром на протяжении всей дальнейшей жизни.
Появление в поведении ребенка конкретного симптома аффективных трудностей может расцениваться не само по себе, а в общей логике становления системы, где нет ничего абсолютно хорошего или плохого, нормального или аномального. Настораживать может не сам по себе страх, агрессия, влечение или стереотипность в поведении, а лишь его (ее) неуместность в общем смысловом контексте на данном этапе развития. При этом как явно отрицательное может расцениваться только стойкое выпадение конкретного механизма из единой логики развития и взаимодействия уровней, его работа не на общую адаптацию, а «на себя» — на разрешение одной изолированной проблемы защиты или аутостимуляции. Поэтому принципиально важным становится общая направленность психологической помощи не только на разрешение отдельной трудности, но и на введение ее в общий смысловой контекст адаптации.
Важным для нас становится также понимание того, что патологическое развитие могут иметь как механизмы низших, так и высших уровней, работающие и на защиту и на освоение среды. Мы обсудили в предыдущей главе, что развитию полноценной системы адаптации могут мешать как влечения второго уровня, так и излишняя концентрация на эмоциональном сопереживании и даже сверхсосредоточение на моральных ценностях сообщества.
450
Заключение
В любом случае такое замыкание лишь на одном из важнейших направлений, несбалансированное противоположными тенденциями, может стать препятствием в развитии целостных форм адаптации.
И, может быть, замыкание на себе механизмов высших уровней даже более опасно, потому что они более активны и сложно организованы, именно им трудно что-то противопоставить. В связи с этим становятся очень понятны «Поздние мысли» К. Юнга {Юнг, 1992, с.271-302), который рассматривает зло как патологию души, ее одержимость. Он замечает, что даже так называемое добро, в которое «впадают», утрачивает свой моральный характер. «И не то чтобы оно сделалось худо само по себе, но только оно порождает дурные последствия, если в него впадают. Всякая форма хронического отравления есть зло — безразлично, идет ли речь об алкоголе, морфии или идеале» {там же, с.273).
Рассмотрение аффективной сферы как системы, где изменение на одном из уровней совершенно определенно отпечатывается и в особенностях развития других уровней, и в характере ее целостной конфигурации, позволяет подойти к более четкой диагностике нарушений эмоционально-волевого развития: к разведению первичных, локальных трудностей в разрешении адаптивных задач и ответа на них всей системы.
Появляется возможность более четко дифференцировать отклонения по их качеству и глубине — различать внешне сходные, но противоположные по сути нарушения, когда трудности в организации разрешения одной адаптивной задачи (отсюда их сходство) обусловлены полярно разными обстоятельствами — излишним снижением порога чувствительности или, наоборот, увеличением выносливости к витально значимым для ее разрешения впечатлениям. Это ведет к кардинально различным последствиям для всей системы адаптации: в первом случае — к нарастанию ее внутренней напряженности, ломкости конструкции, во втором — к размыванию ее иерархических связей. Такая дифференциация позволяет четче развести и логику психокоррекционной работы, где в этих случаях могут стоять совершенно противоположные задачи укрепления иерархических отношений смыслов или развития их внутренних оппозиций.
Заключение
451
В рамках данного подхода возможна также дальнейшая разработка психологических критериев перехода от индивидуальных отличий в развитии эмоционально волевой сферы к ее патологическим изменениям. Представляется, что показателем приближения к этой границе может служить явная неспособность механизмов одного из уровней (всей системы в целом) самостоятельно справляться со своими адаптивными задачами, обусловливающая необходимость привлечения к их разрешению механизмов других, не столь приспособленных для этого, уровней (системы смыслов другого человека).
Глубина дезадаптации и при чересчур чувствительном, и при слишком выносливом уровне при этом может определяться совершенно определенными признаками: сохраняет ли система смыслов другого человека эффективность в организации дефици-тарной системы, имеют ли взявшие на себя дополнительную нагрузку уровни способность полноценного осуществления своих собственных функций и соответственно нормальную иерархическую организацию; не меняется ли в связи с этим нормальная смысловая конфигурация системы, не становятся ли сверхценными адаптационные задачи неполноценного уровня; и, наконец, сохраняется ли сама ее целостность, не происходит ли редукция ряда адаптивных задач или нарушение баланса в разрешении задач реальной адаптации и саморегуляции.
Косвенная поддержка выделения именно этих признаков углубления психической дезадаптации содержится в работе A.M. Пятигорского (Пятигорский, 1973), который считает, что патологические проявления можно расценивать как микроизменения, если они идут в границах одного уровня сознания, и макро — если они ведут к изменению всей структуры психики. С помощью этих критериев он предлагает, например, различать степени дезадаптации: психопатии и психоза.
Мы уже отмечали, что подобное понимание нормы и патологии должно иметь прямые практические следствия в организации психокоррекционной работы. Оно задает профессионалу установку на взаимодействие с целостным, живым образованием и предостерегает от излишней концентрации на разрешении отдельных аффективных проблем. Это важно, поскольку, по нашим наблю-
452
Заключение
дениям, частный успех в устранении отдельной трудности достаточно часто может стимулировать возникновение сходных проблем и даже обернуться дальнейшим углублением общей дезадаптации. И, наоборот, обращение к отработке совсем других, напрямую не связанных с наличествующей проблемой аффективных механизмов может дать продвижение к более конструктивным отношениям с миром.
Такая логика не удивляет, если помнить, что мы имеем дело с живой, сложно координированной системой. В этом случае упорное движение в одном направлении всегда в итоге должно приносить противоположный результат. Поэтому появляется необходимость различать оказание немедленной «скорой помощи» на страдающем уровне сознания и работу более длительную, более кропотливую по развитию противоположных тенденций в рамках того же и содружественного ему уровня и механизмов совсем других, реципрокных уровней сознания.
Так, например, при явной необходимости срочно справиться со страхами ребенка, первыми средствами их купирования будут, безусловно, попытки десенсибилизировать и связать их в ритуале защиты, нейтрализовать чувством эмоциональной связи с близкими. Однако, сосредоточившись лишь на разработке этих прямых первоочередных мер, мы будем, по мере успеха, развивать и зависимость ребенка от формируемых средств защиты и в итоге можем обострить его уязвимость к новым страхам. То есть мы рискуем, таким образом, запустить круговое движение, усугубляющее дисбаланс системы.
Этого, однако, не произойдет, если, сняв первую остроту проблемы, мы обратимся к развитию противоположных тенденций внутри самого второго и содружественного ему четвертого уровней (к активной ра<
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!