Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2021-10-05 | 19 |
5.00
из
|
Заказать работу |
В этом случае диапазон приемлемого качества становится столь экстремально узок, что уровню приходится решать свою задачу защиты радикальнейшим способом: ограничить субъекта одним-единственным и неизменяемым жизненным стереотипом и наложить запрет на все другие формы контакта с миром. Таким образом, уровень полностью теряет свои приспособительные функции установления индивидуальных связей с миром, накопления навыков контакта с ним.
При этом работа первого уровня характеризуется грубым нарушением пластичности в контактах со средой, поскольку и дистанция, и форма отношений с миром жестко заданы патологическим аффективным стереотипом второго уровня. При возможной лов-
398
Гл а в а 6 Индивидуальные различия и отклонения в развитии системы аффективной организации сознания и поведения
кости в отдельных стереотипных навыках характерны общая скованность, нарушения пространственной интуиции; применение речевых штампов, жестко привязанных к конкретной ситуации, сочетается с отсутствием спонтанных высказываний.
Третий уровень в этих условиях не может развивать свои механизмы. При господствующем стремлении сохранять постоянство в окружающем новизна вызывает панический страх, препятствие не сосредотачивает, а провоцирует генерализованную агрессию. Понятно, что в этих условиях невозможно развитие диалогических отношений ни с другим человеком, ни с обстоятельствами в целом.
Иерархическая структура переживания четвертого уровня в этих условиях также не может быть сформирована. Отношения с людьми могут развиваться лишь в рамках жесткого аффективного стереотипа, в частности как особая симбиотическая связь. Близкий воспринимается как основное условие существования, которое необходимо жестко контролировать, взаимодействие с ним должно быть полностью предсказуемым. Сохранение стереотипа настолько значимо, что при его нарушении субъект не в состоянии подождать, уступить, войти в положение и пожалеть даже самого близкого человека. Вместе с тем, это не значит, что он в принципе не способен к сопереживанию. Выраженные проявления горя близких, например их слезы, вызывают и у него тяжелый дискомфорт, но именно это может спровоцировать не только его самоагрессию, но и импульсивное агрессивное действие.
Крайне затруднена произвольная организация, которая в отсутствие механизма жертвы происходит только с помощью конкретных наград и наказаний или посредством прямого насилия, что часто заканчивается взрывом негативизма. Характерно активное сопротивление, отвержение любых попыток установления контакта вне устойчивого аффективного стереотипа.
Активные отношения с миром и другим человеком заменяет аутостимуляция. Она принимает черты, характерные именно для второго уровня — активного самораздражения с помощью стереотипных действий. Наиболее грубые из них связаны с самораздражением тела, возможны воспроизведение одного и того же сенсорного ощущения с помощью стереотипной манипуляции с
Гл а в а 6.
Индивидуальные различия и отклонения в развитии системы аффективной организации сознания и поведения
399
объектами (часто очень изощренной), такая же игра со звуками и речевыми формами, вовлечение близких в одни и те же моменты эмоционального контакта. Особенно напряженно эти приемы используются для заглушения неприятных впечатлений.
Распад смысловой структуры предстает здесь как слом аффективного развития на втором уровне системы организации поведения. Мы видим, что невозможность разрешения адаптивной задачи второго блокирует формирование механизмов других уровней. В результате стресса дезадаптации их задачи становятся неактуальными для субъекта, и возникает поломка на втором уровне организации сознания. Клинически в данном случае мы имеем здесь дело со второй группой синдрома раннего детского аутизма.
Таким образом, отслеживая последовательность изменений, происходящих с системой сознания по мере увеличения чувствительности ее второго уровня, мы видим и здесь переход от особой индивидуальности, одаренности — к патологическим изменениям: акцентуации, деформации системы смыслов и ее поломке — полной потере адаптивного смысла. Патологические изменения возникают в тот момент, когда механизмы всех уровней начинают вынужденно использоваться для разрешения адаптивных задач слишком чувствительного уровня. В этом случае, сосредоточение всех уровней на решении одного типа задач не только создает общую перегрузку высших уровней организации сознания, но и затрудняет развитие их собственных механизмов, что определяет хрупкость смысловых иерархических связей системы, создает опасность ее деформации.
Деформация, упрощая систему и организуя ее на решение одной задачи, снимает внутренние противоречия и делает субъекта более приспособленным, конечно, за счет окружающих. Однако в системе с деформированной иерархией, с нарушением смыслового контроля высших уровней и смысловых ограничений уровней-антагонистов повышается опасность возникновения дисбаланса между развитием механизмов реальной адаптации и саморегуляции — способов защиты сознания от отрицательных переживаний. Мы проследили этот процесс от появления зависимости от определенных способов защиты к их
400
Глава 6 Индивидуальные различия и отклонения в развитии системы аффективной организации сознания и поведения
доминированию и распаду системы адаптивных смыслов, ее поломке на втором уровне.
* * *
Таким образом, рассмотрев возможные изменения конфигурации системы сознания в связи с особенностями формирования механизмов второго уровня, мы можем выделить еще два типа индивидуальной одаренности, без которых трудно представить развитие человеческого сообщества. Акцентуация же в развитии второго уровня проявляется в том, что при излишней выносливости он организует жизненное пространство исключительно с помощью аффективного стереотипа удовлетворения потребности, а при сверхточности в определении дурного качества, наоборот, пытается связать и обезвредить его с помощью защитного стереотипа84. И в том, и в другом случае в своем крайнем выражении это может привести к парадоксальному результату. Уровень, отвечающий за развитие индивидуального стиля жизни, может потерять избирательность в контактах с миром: в одном случае из-за ее сверхрасширения и развития всеядности, а в другом — из-за экстремального сужения.
Формы саморегуляции тоже развиваются однобоко: в первом случае — преимущественно как средства тонизирования, во втором — в качестве защиты от отрицательных переживаний. Однако в обоих случаях нарастание акцентуации уровня может привести к формированию на их основе патологических установок, ставящих под угрозу сохранение адаптационной направленности поведения субъекта.
84 Представляется, что подобные варианты акцентуации можно рассматривать как конституциональные предпосылки к развитию характерологических особенностей эпилептоиднои личности. Известно, что в клинике такие особенности описываются неоднозначно: с одной стороны, как брутальность, склонность к аффективным взрывам, даже патологическому аффекту, и эти черты традиционно связываются с атлетической конституцией. С другой, наоборот, как педантичность, угодливость и одновременно злопамятность в отношениях с людьми. Возможно, эти две тенденции в развитии эпилептоиднои личности можно связать с разными полюсами в формировании акцентуации второго уровня.
Гл а в а 6 Индивидуальные различия и отклонения в развитии системы аффективной организации сознания и поведения
401
Излишняя выносливость и ранимость второго уровня создают проблемы для развития других уровней организации поведения и целостности всей системы. Если первая, расшатывая межуровне-вые отношения и делая их все менее определенными, провоцирует деформацию и распад системы смыслов, то во втором случае опасность представляет хрупкость структуры, обусловленная особой жесткостью межуровневых связей и перегруженностью контролем ее высших отделов.
Изменения системы сознания, связанные с акцентуацией в развитии уровня экспансии
1. Особенности развития системы сознания, обусловленные увеличением выносливости третьего уровня
Если, обсуждая выносливость первого уровня, мы имели в виду устойчивость субъекта к интенсивности влияния среды, то, рассматривая особенности в развитии третьего уровня, мы будем говорить о выносливости субъекта в напряженной ситуации — его способности чувствовать себя уверенно в неопределенной, нестабильной, агрессивной среде. Опасность в данном случае не просто не ощущается таким человеком (как это было в случае слишком выносливого первого уровня), она осознается, но не угнетает, а бодрит, мобилизует, обостряет все его способности.
Рассмотрим, как развиваются в этом случае механизмы самого третьего уровня.
Высокий потенциал уверенности в себе, в своей способности справиться с обстоятельствами позволяет субъекту с удовольствием обследовать среду, легко выходя при этом за границы известной и освоенной области; без колебаний и рефлексий делать выбор, принимать решения, идти на преодоление препятствий, в общем, чувствовать себя хозяином положения и «не терять голову» даже в самой рискованной ситуации.
Это происходит потому, что выносливый к переживанию напряженности третий уровень разрешает субъекту свободно при-
402
Гл а в а 6 Индивидуальные различия и отклонения в развитии системы аффективной организации сознания и поведения
ближаться к пределу своих возможностей. Отдельные неудачи здесь не имеют фатального значения для сохранения уровня притязаний и не приводят к прекращению самоиспытаний; пословица «попытка не пытка» удачно отражает такую установку. Важнее, чем разрешение отдельной конкретной задачи, для субъекта становится самодвижение к расширению границ своих возможностей. Проигрыш рассматривается в данном случае всего лишь как частный эпизод в серии таких попыток и переживается совсем не так остро, как отвоеванный у судьбы выигрыш (подробнее это различие в «цене» проигрыша и выигрыша в игре, идущей у предела возможностей, мы обсуждали выше, в главе, посвященной уровню экспансии). Таким образом, и здесь отрицательный опыт проигрыша, поражения не будет иметь большого значения в организации поведения субъекта.
Огромное удовольствие субъект испытывает не столько от конкретного выигрыша, сколько от самой игры, ее риска, азарта. Наградой в данном случае является сам процесс борьбы, нарастание напряжения, а не его редукция. Поэтому основным способом ауто-стимуляции становится риск, опасность — игра на пределе возможного.
Соответственно развитие механизмов других уровней тоже приобретает особые черты.
Первому уровню предоставляются дополнительные возможности применить свою пластичность — максимально полно воспринимать поток информации и вписываться в обстоятельства, динамично используя вновь открывающиеся возможности. Благодаря тому, что испуг не возникает и ограничения не фиксируются, пластичность субъекта сохраняется даже в ситуации выраженного дискомфорта. Необходимо подчеркнуть, что в данном случае мы имеем дело не с пластичным интуитивным уходом от опасности. Опасность сознается, но не пугает, не угнетает, а наоборот бодрит, обостряет способности, и именно благодаря этому субъект может внезапно найти выход из опасного положения, увидеть решение сложной задачи.
В то же время выносливость в экспансии не создает благоприятных условий для формирования механизмов второго уровня. Расширение адаптивного пространства пластичности и экспансии
Глава 6 Индивидуальные различия и отклонения в развитии системы аффективной организации сознания и поведения
403
снижает субъективную ценность устойчивого жизненного стереотипа, нарушения которого не рассматриваются как большая неприятность. Разработка индивидуальной избирательности в контактах со средой может характеризоваться не столько опредмечиванием потребности, сколько стремлением к экспериментам в области качества. Накопление арсенала навыков тоже не имеет слишком большого значения для субъекта, он легко отбрасывает привычные способы и заново находит варианты решения жизненной задачи, ведя диалог с конкретными обстоятельствами.
Особенности могут проявиться и в психосоматической регуляции как бульшая, чем обычно, вариативность в организации процесса удовлетворения потребности, ее стимуляции новизной, необычными и рискованным условиями. Кроме того, повышение выносливости третьего уровня оборачивается здесь (как и в случаях особой выносливости других уровней) некоторым субъективным пренебрежением к неприятным телесным ощущениям. Однако в данном случае это пренебрежение может становиться осоз-нанным, возможно формирование особой требовательности к выносливости тела, к развитию способности владеть им. Субъект и здесь стремится встать над обстоятельствами.
Четвертый уровень в этих условиях тоже развивается особым образом. Уверенность в себе и меньшая связанность стереотипным укладом жизни проявляются в малой потребности в определении стабильного места в укладе и иерархии, и соответственно в большей свободе выбора форм взаимодействия с людьми. Она подталкивает субъекта к экспериментам в человеческих отношениях, позволяет ценить в них динамизм и напряженность, борьбу, соревнование.
Уверенность в себе позволяет субъекту меньше нуждаться в других людях и потому не столь стремиться к их одобрению. Устойчивость в напряженной ситуации помогает не переживать остро непосредственную отрицательную оценку окружающих и в меньшей степени ощущать давление общепринятых норм. Это дает толчок к развитию большей независимости индивидуальной эмоциональной оценки, то есть выраженной расположенности к самостоятельному присвоению общечеловеческих ценностей, что, в сущности, является предпосылкой личностного развития.
404
Гл а в а 6 Индивидуальные различия и отклонения в развитии системы аффективной организации сознания и поведения
В то же время, пренебрежение своими телесными нуждами, недостаточная разработка привычных форм жизни создают трудности в понимании состояния других людей. Точно так же незаинтересованность в стабильности эмоциональных связей влияет на прочность собственных эмоциональных привязанностей. Поэтому другой человек скорее будет восприниматься как обстоятельство, средство или даже препятствие, может проявиться стремление легко решать за других, использовать их в своих целях, манипулировать людьми.
Таким образом, мы снова видим тенденцию формирования яркого, одаренного особыми возможностями типа сознания. При некоторой трудности вхождения в контекст обыденного стереотипа социальной жизни такой человек получает огромные преимущества в нестандартной ситуации, может взять на себя решение проблем других людей. В идеале это романтический герой, деятель, которого призывает к жизни опасность — блестящий полководец, политик эпохи потрясений, искатель приключений, путешественник и т.п.
Вместе с тем, мы видим и уязвимость этой фигуры и понимаем, что дальнейшее усиление способности хорошо чувствовать себя в напряженной ситуации тоже может вызывать трудности адаптации и серьезные проблемы развития всей системы сознания.
Гиперфункция третьего уровня Акиентуаиия в развитии системы сознания
При дальнейшем нарастании выносливости третьего уровня возможность выдерживать все большее напряжение, чувствовать себя комфортно во все более неопределенной и агрессивной среде ставит под угрозу безопасность субъекта (мы отмечали это и в случае увеличения выносливости других уровней). В данном случае это происходит по многим причинам: и из-за пренебрежения интенсивностью воздействия среды, и из-за активного экспериментирования с ее качеством, и из-за недостаточной ориентации на опыт других людей. Однако главная угроза — это неспособность учитывать собственный опыт поражений, неудержимое стремление постоянно испытывать себя и браться за все более сложные и опасные задачи, легко ставя на карту свое благополучие и саму жизнь.
Гл а в а 6 Индивидуальные различия и отклонения в развитии системы аффективной организации сознания и поведения
405
Как и в случае других гиперактивных уровней, такая установка снижает значимость всех других жизненных задач, тормозит развитие механизмов других уровней, как и межуровневого взаимодействия. Даже при сохранении общей иерархии системы отношения между уровнями становятся все менее обязательными. Это расшатывает систему, делает ее неустойчивой.
Первый уровень, стимулируемый стремлением к экспансии, сокращает дистанцию в контактах со средой. Вместе с тем сосредоточенность на эксперименте, вовлечение в череду предприятий затрудняет способность к объективной оценке ситуации в целом. Другими словами, способность заигрываться в какой-то момент начинает мешать «везению» субъекта. Обстоятельства могут складываться не в его пользу, но азарт будет удерживать его от ухода, и он может попасть под неожиданный удар, что, как мы помним, было гораздо менее вероятно в случае сверхвыносливого первого уровня.
Общая слабая разработка аффективных стереотипов второ го уровня (и в ширину, и в глубину) может дополниться особым отношением к плохому качеству среды. Характерны не просто неприхотливость и отсутствие брезгливости (как мы это видели в случаях увеличения выносливости первого уровня), а особый интерес к «острому», «сомнительному» и рискованные эксперименты с качеством, которые могут заходить все дальше. Опасность связана здесь и с переоценкой своих телесных возможностей.
Механизмы четвертого уровня, развивающиеся в условиях недостаточной ориентировки на стабильность в жизни, на опыт других людей могут проявить свою недостаточность, ослабление эмоционального контроля. Человеческая среда начинает все больше рассматриваться как область экспансии, все чаще другой человек становится безличным объектом манипуляции, препятствием. Все это увеличивает вероятность совершения жестокого поступка. Под угрозу, таким образом, ставится устойчивость иерархической структуры переживания четвертого уровня, как и иерархия смыслов всей системы организации сознания.
И снова мы видим особую инфантильность в развитии, имеем дело с вечным подростком с азартной устремленностью в неизве-
406
Глава 6 Индивидуальные различия и отклонения в развитии системы аффективной организации сознания и поведения
стность, на самоиспытание и расширение границ своих возможностей, постоянно ввязывающимся в трудные и рисковые предприятия и даже с очерчивающимися влечениями к рискованным впечатлениям. Понятно, что подобный типаж тоже нуждается во внешней поддержке, страховке, которую ему может дать тесная связь с другим человеком, опора на более уравновешенную систему сознания.
Понятно также, что формы такой компенсирующей внешней организации различны при незрелости, обусловленной разными типами излишней выносливости. Специфика в том, что они должны выстраиваться с опорой на обращение к соответствующему гиперактивному уровню. В случае первого уровня это, прежде всего, вовлечение в непосредственное эмоциональное сопереживание и создание на его основе общей формы организации поведения, в случае второго — это формирование привязанности при опоре на общий уклад жизни, а в случае третьего, вероятно, более эффективным будет строить компенсирующие взаимоотношения с опорой на общие «интересы» в общей целенаправленной деятельности.
Аеформаиия системы смыслов
Рассмотрим, однако, что может произойти, если эмоциональный контроль потеряет свою ведущую роль и на первый план выступят интересы слишком выносливого третьего уровня. Основной адаптационной задачей при этом становится организация экспансии — выхода в неизведанное и установление господства во все новых и новых областях жизни, и все другие уровни начинают обслуживать выполнение этой задачи.
Для первого уровня это означает не просто потерю «чувства края», а активное стремление выйти «за край», для второго — не только невнимание к качеству и независимость от привычных форм жизни, но и активное стремление разрушать стандарты и стереотипы, а для четвертого — желание нарушать правила, ограничения, нормы общей жизни, жить как «беззаконная комета в кругу рассчитанных светил». Самооценка здесь опирается не на эмоциональное качество, а на силу — важно быть самым сильным, а не хорошим, доминировать, а не жертвовать.
Глава 6 Индивидуальные различия и отклонения в развитии системы аффективной организации сознания и поведения
407
Деформированная смысловая иерархия, тем не менее, остается управляемой системой. Возможно, субъект в этом случае даже становится более удачлив, предприимчив, он не стеснен в выборе средств в преследовании целей экспансии, в сравнении с человеком с акцентуированным третьим уровнем, которого отчасти сдерживают механизмы низших уровней сознания и которому продолжает мешать, «толкать под локоть» уровень эмоционального контроля. Однако этот выигрыш возможен лишь потому, что другие люди продолжают «играть по правилам», то есть и здесь успех психопатически деформированной личности связан с использованием социума. Кроме того, как мы уже отмечали, упрощение системы, лишение ее внутренних противовесов создает другую опасность.
Огромное удовольствие от игры с обстоятельствами стимулирует появление бесконтрольного влечения к риску, которое конкретизируется в формах, задаваемых разными уровнями. Это может быть стремление к впечатлениям, рискованным с точки зрения первого уровня — тяга к переживанию опасности высоты, глубины или второго — могут очертиться устойчивые влечения к необычным, «острым» (опасным) способам удовлетворения телесных потребностей. Влечения к переживаниям «выхода за пределы возможного» начинают реализовываться на четвертом уровне как антисоциальные тенденции, как намеренное обострение отношений85, опасная игра с людьми, походя разрушающая их судьбы. Социальная среда используется для ее эпатажа, подтверждающего собственную исключительность, выделение из «пошлой толпы». Но при этом возникает и очерчивается и зависимость от ее восторгов, жажда стимуляции ее потрясениями, ужасом и осуждением — стремление быть всегда в центре внимания.
Этот человеческий типаж вызывает в памяти толстовского До-лохова, одну из притягательных фигур «Войны и мира», с его тягой к риску, возможностью все потерять, проиграть и азартно начать сначала, с неизменной удачливостью игрока и бретера. Где-то там, в московских переулках, существуют мать и горбатая сестра, для которых он остается единственной надеждой, но это уже не имеет ни-
85
Часто говорят, что он просто «нарывается на скандал».
408
Гл а в а 6 Индивидуальные различия и отклонения в развитии системы аффективной организации сознания и поведения
какого реального значения. Этот образ уже не связывается для нас с незрелостью, скорее это сложившийся психопатический тип, «демонический» идеал, ужасающий и притягивающий «подростков», к сожалению, часто не обладающих его удачливостью.
Вместе с тем, развитие очерченных влечений к опасности и к нарушению социальных норм рождает зависимость от них и у этого человека, а это уже ставит под угрозу сохранение адекватных отношений между адаптацией и аутостимуляцией. Переживание экспансии в этом случае становится более важным, чем сама экспансия, поэтому особенно значимым для субъекта становится именно эпатаж обывателя и пошлой толпы вообще. И снова мы видим, как при нарушении этого баланса происходит распад всей смысловой системы сознания.
Распал смысловой структуры
Признаком распада становится потеря приспособительного смысла самим сверхвыносливым третьим уровнем. Удовольствие от переживания риска может стать настолько сильным, что субъект начинает все больше заигрываться, но эта игра с опасностью, как обсуждалось выше, уже не является экспансией. Важен уже не выход в «новые пределы», а непосредственное ситуативное удовольствие, получаемое в основном подручными средствами, которые поставляют механизмы всех других уровней.
Не только эмоциональное сопереживание, но и чувство самосохранения, насущные потребности организма теряют реальный смысл в этой игре. Плюс и минус всех уровней извращаются, меняются местами. Удовольствие доставляет не только непереносимая для других интенсивность ощущений, влечет кровь, грязь, притягивают все впечатления, определяемые другими как зло, в том числе и страдания других людей.
Можно сказать, что и в этом случае с распадом системы смыслов субъект теряет возможность целенаправленной организации поведения. При этом его действия перестают быть приспособительными, и он становится игрушкой тенденций поля. Особенность распада системы смыслов на третьем уровне — появление особого типа этого поля — поля напряжений: ограничений, запретов, опасностей.
Гл а в а 6.
Индивидуальные различия и отклонения в развитии системы аффективной организации сознания и поведения
409
Таким образом, с нарастанием выносливости третьего уровня мы отмечаем сначала нарушение равновесия внутри самого уровня экспансии: уменьшение способности фиксировать опыт неудач и адекватно определять границы своих сил, усиление стремления испытать себя. Этот дисбаланс фиксирует незрелость в развитии системы, требующей для сохранения устойчивости и целенаправленности поддержки другого человека. С дальнейшим увеличением выносливости в напряженной ситуации связано нарушение ме-журовневого взаимодействия и недоразвитие механизмов других уровней, уравновешивающих стремление к экспансии, что и приводит к деформации системы смыслов и затем к ее распаду.
2. Особенности развития системы сознания, связанные с увеличением чувствительности уровня экспансии
Увеличение чувствительности третьего уровня выражается в особой чуткости к изменению в соотношении сил субъекта и среды и уменьшении выносливости в ситуации напряжения риска, возрастания неопределенности. Это сужает диапазон конструктивной экспансии, зону, в которой субъект «не теряет головы», заставляет его лишний раз не искушать судьбу и не приближаться в выборе задачи к границам своих возможностей. В то же время увеличение чувствительности обусловливает и сосредоточенность на преследовании поставленной цели, особое упорство в разрешении принятых задач, самолюбие, которое проявляется в нежелании сдавать позиции, мириться с поражением.
Как и в случаях других чутких уровней, мы видим здесь выраженную направленность на развитие механизмов защиты — поведение формируется в большей степени отрицательным опытом. Сама экспансия проявляется более не как постоянная борьба за расширение зоны влияния, которая требует активности на пределе возможностей, а как упорство в отстаивании уже сложившегося уровня притязаний, стремление завершить начатое, успешно разрешить поставленную задачу. И если для человека с выносливым третьим уровнем, хорошо переносящим напряженность неопределенной ситуации, важен сам процесс активного взаимодей-
410
Глава 6 Индивидуальные различия и отклонения в развитии системы аффективной организации сознания и поведения
ствия с меняющимися обстоятельствами, то для более чуткого субъекта характерно будет упорное сосредоточение на отдельных препятствиях, диалог с условиями, очерченными поставленной и принятой задачей.
Также и для саморегуляции более важным здесь является не сам процесс игры, как мы это вдели в предыдущем случае, а переживание успеха, победы. К новизне же, риску отношение, наоборот, должно быть достаточно осторожным. Новое впечатление — это всегда в некотором роде испытание себя, и здесь оно может быть даже неприятно, поскольку субъекту для аутостимуляции в данном случае требуются впечатления не самоиспытания, а самоутверждения.
Рассмотрим теперь влияние этих особенностей экспансии на развитие механизмов других уровней.
Первый уровень. Сам порог дискомфорта в этих условиях может быть и не снижен, поскольку зависит от параметров чувствительности-выносливости первого уровня. Особенностью же является то, что механизм экспансии бурно и резко включается в действие непосредственно у самых границ порога дискомфорта. И это, конечно, уменьшает пластичность первого уровня, субъект может зарекомендовать себя человеком излишне суетящимся, «делающим из всего проблему». Он может специально сосредоточиваться как на задаче на том, что все другие люди решают «походя», проявлять крайнюю щепетильность в вопросах чести и чувствовать себя задетым в обстоятельствах, которые не столь чувствительный человек не сочтет оскорбительными. Субъект, таким образом, теряет в способности мудро следовать естественному ходу событий, уменьшается его интуитивная уверенность в том, что все «образуется» и можно позволить узлам обстоятельств развязываться самим.
На втором уровне сужение пространства экспансии проявится в усилении стремления к сохранению стабильности. Однако если для чуткого первого уровня стабильность — это защита от интенсивности влияний среды вообще, для чувствительного второго — это гарантия ее качества, то здесь она ценится, прежде всего, за то, что снижает напряженность отношений со средой: предсказуемость хода событий уменьшает неопределенность происходящего, поддерживает уверенность в себе. В то же время, эта установка не может не повлиять и на развитие самой избирательности
Гл а в а 6 Индивидуальные различия и отклонения в развитии системы аффективной организации сознания и поведения
411
субъекта, на характер опредмечивания потребностей. Осторожное отношение к новизне сдерживает здесь развитие разнообразных чувственных связей с миром.
Способность видеть противодействие даже там, где его нет, снижение пластичности во взаимодействии не может не влиять на развитие механизмов четвертого уровня. Человеческие отношения оцениваются не только по их качеству, но и, в большой мере, с точки зрения успеха и неуспеха, признания и непризнания, удовлетворения или уязвления честолюбия. В связи с этим в восприятии человеческой среды должна четче обозначаться ее иерархическая организация и оценка собственного положения в ней. Во-первых, место в иерархии становится значимым фактором, определяющим и фиксирующим и уровень притязаний, и самооценку. Во-вторых, самоопределение в иерархии важно как возможность уменьшить неопределенность в отношениях с людьми, обрести их предсказуемость. В связи с этим для такого человека должны быть жизненно важны разработка и соблюдение формы социальных отношений, их регламентация и ритуализация.
Мы видим, что и здесь складывается особый и узнаваемый тип человеческой индивидуальности, дополняющий все те, о которых мы говорили до сих пор. И здесь мы можем говорить еще об одном роде одаренности, органически связанной с заострением своих трудностей.
Если в случае выносливого третьего уровня мы говорили о способности быть свободным, то здесь, при его чуткости, мы имеем дело с человеком, одаренным чувством ответственности, упорством в достижении цели. Недаром, видимо, мы так часто связываем эти качества: «не может быть свободы без ответственности» — они действительно определяются одним уровнем организации сознания, сокрушаемся о недостижимости такой гармонии — они представляют две стороны его развития86.
Это тип человека чести (может быть, даже «невольника чести»), человека слова, на него можно положиться, он отвечает за
86 Характерно, что волю с ответственностью мы впрямую не связываем, интуитивно сознавая, что она соотносится совсем с другой стороной нашей жизни — с отзывчивостью и пластичностью первого уровня.
412
Глава 6 Индивидуальные различия и отклонения в развитии системы аффективной организации сознания и поведения
свои обещания, упорно преследует поставленную цель и доводит до конца начатое дело. При некотором снижении этого образа, его можно представить, например, идеальным исполнителем — чиновником эпохи стабильности, в это время он чрезвычайно ценен для других и ощущает себя на своем месте, до тех пор, однако, пока не достигает высших ступеней иерархии. Постоянное напряжение неопределенности, риск, необходимость непрерывного выбора — это не для него. Таланты такого человека в здравомыслии, расчетливости, в «умеренности и аккуратности» не слишком ценимы в нашей культуре, и все же вместе с Чацким мы в какой-то момент сознаем, что они могут «...стоить наших всех», и ирония тут не спасает.
Особое значение для такого человека могут иметь соображения карьеры, внешние знаки успешности, свидетельства подъема по лестнице социальной иерархии. При потребности сохранить свою позицию возможны особая щепетильность, даже счеты в отношениях, стремление «поставить на место». При необходимости настоять на своем, утвердить свою линию поведения, возможны и трудности организации взаимодействия, возникновение желания «дожать» другого человека, «поставить на своем» — втиснуть его в свою программу действий.
Таким образом, эта конструкция одаренности, как и все до сих пор рассмотренные нами, имеет свои слабости в индивидуальной адаптации и свои сложности в отношениях с людьми. Фигура самолюбца и честолюбца в нашей культуре традиционно не вызывает симпатии. Постараемся, однако, отдать ей должное, поскольку именно таким людям мы обязаны оформлением структур социальной жизни. Понятно также, что и в этой конструкции заложена возможность развития дисбаланса системы. Эта угроза актуализируется, когда чувствительность третьего уровня возрастает настолько, что он перестает сам справляться со своими обязанностями.
Гипофункция третьего уровня
Акиентуаиия и нарастание лисбаланса системы
Мы можем сказать, что третий уровень слаб и не выполняет своих обязанностей, если человек испытывает хроническую не-
Глава 6 Индивидуальные различия и отклонения в развитии системы аффективной организации сознания и поведения
413
уверенность в своих силах в диапазоне трудностей, в котором реально может контролировать ситуацию и браться за встающие перед ним жизненные задачи. При этом объективно такой человек решает эти задачи не хуже других людей, но сам больше отмечает свои неудачи.
Разрешение проблемы не подкрепляется в этом случае ярким переживанием успеха, и субъект продолжает чувствовать себя неуверенно, не может определиться в своем уровне притязаний: возникают сомнения в выборе следующей задачи, вообще трудности принятия решения в ситуации неопределенности. И даже когда решение принято, остаются постоянные сомнения в его правильности. Процесс экспансии, таким образом, дезавтома-тизируется, и его функции вынужденно берут на себя механизмы других уровней.
Отсутствие подкрепления не позволяет человеку пережить завершение выполнения за<
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!