Поломка системы смысловой организации сознания — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поломка системы смысловой организации сознания

2021-10-05 19
Поломка системы смысловой организации сознания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В этом случае диапазон приемлемого качества становится столь экстремально узок, что уровню приходится решать свою задачу за­щиты радикальнейшим способом: ограничить субъекта одним-единственным и неизменяемым жизненным стереотипом и нало­жить запрет на все другие формы контакта с миром. Таким обра­зом, уровень полностью теряет свои приспособительные функции установления индивидуальных связей с миром, накопления на­выков контакта с ним.

При этом работа первого уровня характеризуется грубым нару­шением пластичности в контактах со средой, поскольку и дистан­ция, и форма отношений с миром жестко заданы патологическим аффективным стереотипом второго уровня. При возможной лов-


398


Гл а в а 6 Индивидуальные различия и отклонения в развитии системы аффективной организации сознания и поведения


кости в отдельных стереотипных навыках характерны общая ско­ванность, нарушения пространственной интуиции; применение речевых штампов, жестко привязанных к конкретной ситуации, сочетается с отсутствием спонтанных высказываний.

Третий уровень в этих условиях не может развивать свои меха­низмы. При господствующем стремлении сохранять постоянство в окружающем новизна вызывает панический страх, препятствие не сосредотачивает, а провоцирует генерализованную агрессию. Понятно, что в этих условиях невозможно развитие диалогичес­ких отношений ни с другим человеком, ни с обстоятельствами в целом.

Иерархическая структура переживания четвертого уровня в этих условиях также не может быть сформирована. Отношения с людьми могут развиваться лишь в рамках жесткого аффективного стереотипа, в частности как особая симбиотическая связь. Близ­кий воспринимается как основное условие существования, кото­рое необходимо жестко контролировать, взаимодействие с ним должно быть полностью предсказуемым. Сохранение стереотипа настолько значимо, что при его нарушении субъект не в состоя­нии подождать, уступить, войти в положение и пожалеть даже са­мого близкого человека. Вместе с тем, это не значит, что он в прин­ципе не способен к сопереживанию. Выраженные проявления горя близких, например их слезы, вызывают и у него тяжелый диском­форт, но именно это может спровоцировать не только его самоаг­рессию, но и импульсивное агрессивное действие.

Крайне затруднена произвольная организация, которая в от­сутствие механизма жертвы происходит только с помощью конк­ретных наград и наказаний или посредством прямого насилия, что часто заканчивается взрывом негативизма. Характерно активное сопротивление, отвержение любых попыток установления контак­та вне устойчивого аффективного стереотипа.

Активные отношения с миром и другим человеком заменяет аутостимуляция. Она принимает черты, характерные именно для второго уровня — активного самораздражения с помощью стерео­типных действий. Наиболее грубые из них связаны с самораздра­жением тела, возможны воспроизведение одного и того же сен­сорного ощущения с помощью стереотипной манипуляции с


Гл а в а 6.


Индивидуальные различия и отклонения в развитии системы аффективной организации сознания и поведения


399


объектами (часто очень изощренной), такая же игра со звуками и речевыми формами, вовлечение близких в одни и те же моменты эмоционального контакта. Особенно напряженно эти приемы используются для заглушения неприятных впечатлений.

Распад смысловой структуры предстает здесь как слом аффек­тивного развития на втором уровне системы организации пове­дения. Мы видим, что невозможность разрешения адаптивной задачи второго блокирует формирование механизмов других уровней. В результате стресса дезадаптации их задачи становят­ся неактуальными для субъекта, и возникает поломка на втором уровне организации сознания. Клинически в данном случае мы имеем здесь дело со второй группой синдрома раннего детского аутизма.

Таким образом, отслеживая последовательность изменений, происходящих с системой сознания по мере увеличения чувстви­тельности ее второго уровня, мы видим и здесь переход от особой индивидуальности, одаренности — к патологическим изменени­ям: акцентуации, деформации системы смыслов и ее поломке — полной потере адаптивного смысла. Патологические изменения возникают в тот момент, когда механизмы всех уровней начинают вынужденно использоваться для разрешения адаптивных задач слишком чувствительного уровня. В этом случае, сосредоточение всех уровней на решении одного типа задач не только создает об­щую перегрузку высших уровней организации сознания, но и зат­рудняет развитие их собственных механизмов, что определяет хрупкость смысловых иерархических связей системы, создает опасность ее деформации.

Деформация, упрощая систему и организуя ее на решение од­ной задачи, снимает внутренние противоречия и делает субъек­та более приспособленным, конечно, за счет окружающих. Од­нако в системе с деформированной иерархией, с нарушением смыслового контроля высших уровней и смысловых ограниче­ний уровней-антагонистов повышается опасность возникнове­ния дисбаланса между развитием механизмов реальной адапта­ции и саморегуляции — способов защиты сознания от отрица­тельных переживаний. Мы проследили этот процесс от появления зависимости от определенных способов защиты к их


400


Глава 6 Индивидуальные различия и отклонения в развитии системы аффективной организации сознания и поведения


доминированию и распаду системы адаптивных смыслов, ее по­ломке на втором уровне.

* * *

Таким образом, рассмотрев возможные изменения конфигу­рации системы сознания в связи с особенностями формирования механизмов второго уровня, мы можем выделить еще два типа ин­дивидуальной одаренности, без которых трудно представить раз­витие человеческого сообщества. Акцентуация же в развитии вто­рого уровня проявляется в том, что при излишней выносливости он организует жизненное пространство исключительно с помо­щью аффективного стереотипа удовлетворения потребности, а при сверхточности в определении дурного качества, наоборот, пыта­ется связать и обезвредить его с помощью защитного стереоти­па84. И в том, и в другом случае в своем крайнем выражении это может привести к парадоксальному результату. Уровень, отвечаю­щий за развитие индивидуального стиля жизни, может потерять избирательность в контактах с миром: в одном случае из-за ее сверхрасширения и развития всеядности, а в другом — из-за экст­ремального сужения.

Формы саморегуляции тоже развиваются однобоко: в первом случае — преимущественно как средства тонизирования, во вто­ром — в качестве защиты от отрицательных переживаний. Одна­ко в обоих случаях нарастание акцентуации уровня может приве­сти к формированию на их основе патологических установок, ста­вящих под угрозу сохранение адаптационной направленности поведения субъекта.

84 Представляется, что подобные варианты акцентуации можно рас­сматривать как конституциональные предпосылки к развитию характеро­логических особенностей эпилептоиднои личности. Известно, что в кли­нике такие особенности описываются неоднозначно: с одной стороны, как брутальность, склонность к аффективным взрывам, даже патологическо­му аффекту, и эти черты традиционно связываются с атлетической консти­туцией. С другой, наоборот, как педантичность, угодливость и одновремен­но злопамятность в отношениях с людьми. Возможно, эти две тенденции в развитии эпилептоиднои личности можно связать с разными полюсами в формировании акцентуации второго уровня.


Гл а в а 6 Индивидуальные различия и отклонения в развитии системы аффективной организации сознания и поведения


401


Излишняя выносливость и ранимость второго уровня создают проблемы для развития других уровней организации поведения и целостности всей системы. Если первая, расшатывая межуровне-вые отношения и делая их все менее определенными, провоциру­ет деформацию и распад системы смыслов, то во втором случае опасность представляет хрупкость структуры, обусловленная осо­бой жесткостью межуровневых связей и перегруженностью конт­ролем ее высших отделов.

Изменения системы сознания, связанные с акцентуацией в развитии уровня экспансии

1. Особенности развития системы сознания, обусловленные увеличением выносливости третьего уровня

Если, обсуждая выносливость первого уровня, мы имели в виду устойчивость субъекта к интенсивности влияния среды, то, рас­сматривая особенности в развитии третьего уровня, мы будем го­ворить о выносливости субъекта в напряженной ситуации — его способности чувствовать себя уверенно в неопределенной, неста­бильной, агрессивной среде. Опасность в данном случае не про­сто не ощущается таким человеком (как это было в случае слиш­ком выносливого первого уровня), она осознается, но не угнетает, а бодрит, мобилизует, обостряет все его способности.

Рассмотрим, как развиваются в этом случае механизмы само­го третьего уровня.

Высокий потенциал уверенности в себе, в своей способности справиться с обстоятельствами позволяет субъекту с удовольстви­ем обследовать среду, легко выходя при этом за границы извест­ной и освоенной области; без колебаний и рефлексий делать вы­бор, принимать решения, идти на преодоление препятствий, в общем, чувствовать себя хозяином положения и «не терять голо­ву» даже в самой рискованной ситуации.

Это происходит потому, что выносливый к переживанию на­пряженности третий уровень разрешает субъекту свободно при-


402


Гл а в а 6 Индивидуальные различия и отклонения в развитии системы аффективной организации сознания и поведения


ближаться к пределу своих возможностей. Отдельные неудачи здесь не имеют фатального значения для сохранения уровня при­тязаний и не приводят к прекращению самоиспытаний; послови­ца «попытка не пытка» удачно отражает такую установку. Важнее, чем разрешение отдельной конкретной задачи, для субъекта ста­новится самодвижение к расширению границ своих возможнос­тей. Проигрыш рассматривается в данном случае всего лишь как частный эпизод в серии таких попыток и переживается совсем не так остро, как отвоеванный у судьбы выигрыш (подробнее это раз­личие в «цене» проигрыша и выигрыша в игре, идущей у предела возможностей, мы обсуждали выше, в главе, посвященной уров­ню экспансии). Таким образом, и здесь отрицательный опыт про­игрыша, поражения не будет иметь большого значения в органи­зации поведения субъекта.

Огромное удовольствие субъект испытывает не столько от кон­кретного выигрыша, сколько от самой игры, ее риска, азарта. На­градой в данном случае является сам процесс борьбы, нарастание напряжения, а не его редукция. Поэтому основным способом ауто-стимуляции становится риск, опасность — игра на пределе воз­можного.

Соответственно развитие механизмов других уровней тоже приобретает особые черты.

Первому уровню предоставляются дополнительные возможно­сти применить свою пластичность — максимально полно воспри­нимать поток информации и вписываться в обстоятельства, ди­намично используя вновь открывающиеся возможности. Благо­даря тому, что испуг не возникает и ограничения не фиксируются, пластичность субъекта сохраняется даже в ситуации выраженно­го дискомфорта. Необходимо подчеркнуть, что в данном случае мы имеем дело не с пластичным интуитивным уходом от опасно­сти. Опасность сознается, но не пугает, не угнетает, а наоборот бодрит, обостряет способности, и именно благодаря этому субъект может внезапно найти выход из опасного положения, увидеть ре­шение сложной задачи.

В то же время выносливость в экспансии не создает благопри­ятных условий для формирования механизмов второго уровня. Рас­ширение адаптивного пространства пластичности и экспансии


Глава 6 Индивидуальные различия и отклонения в развитии системы аффективной организации сознания и поведения


403


снижает субъективную ценность устойчивого жизненного стерео­типа, нарушения которого не рассматриваются как большая не­приятность. Разработка индивидуальной избирательности в кон­тактах со средой может характеризоваться не столько опредмечи­ванием потребности, сколько стремлением к экспериментам в области качества. Накопление арсенала навыков тоже не имеет слишком большого значения для субъекта, он легко отбрасывает привычные способы и заново находит варианты решения жизнен­ной задачи, ведя диалог с конкретными обстоятельствами.

Особенности могут проявиться и в психосоматической регу­ляции как бульшая, чем обычно, вариативность в организации процесса удовлетворения потребности, ее стимуляции новизной, необычными и рискованным условиями. Кроме того, повышение выносливости третьего уровня оборачивается здесь (как и в слу­чаях особой выносливости других уровней) некоторым субъектив­ным пренебрежением к неприятным телесным ощущениям. Од­нако в данном случае это пренебрежение может становиться осоз-нанным, возможно формирование особой требовательности к выносливости тела, к развитию способности владеть им. Субъект и здесь стремится встать над обстоятельствами.

Четвертый уровень в этих условиях тоже развивается особым образом. Уверенность в себе и меньшая связанность стереотип­ным укладом жизни проявляются в малой потребности в опреде­лении стабильного места в укладе и иерархии, и соответственно в большей свободе выбора форм взаимодействия с людьми. Она под­талкивает субъекта к экспериментам в человеческих отношениях, позволяет ценить в них динамизм и напряженность, борьбу, со­ревнование.

Уверенность в себе позволяет субъекту меньше нуждаться в других людях и потому не столь стремиться к их одобрению. Ус­тойчивость в напряженной ситуации помогает не переживать ос­тро непосредственную отрицательную оценку окружающих и в меньшей степени ощущать давление общепринятых норм. Это дает толчок к развитию большей независимости индивидуальной эмо­циональной оценки, то есть выраженной расположенности к са­мостоятельному присвоению общечеловеческих ценностей, что, в сущности, является предпосылкой личностного развития.


404


Гл а в а 6 Индивидуальные различия и отклонения в развитии системы аффективной организации сознания и поведения


В то же время, пренебрежение своими телесными нуждами, недостаточная разработка привычных форм жизни создают труд­ности в понимании состояния других людей. Точно так же неза­интересованность в стабильности эмоциональных связей влияет на прочность собственных эмоциональных привязанностей. По­этому другой человек скорее будет восприниматься как обстоя­тельство, средство или даже препятствие, может проявиться стрем­ление легко решать за других, использовать их в своих целях, ма­нипулировать людьми.

Таким образом, мы снова видим тенденцию формирования яр­кого, одаренного особыми возможностями типа сознания. При не­которой трудности вхождения в контекст обыденного стереотипа социальной жизни такой человек получает огромные преимуще­ства в нестандартной ситуации, может взять на себя решение про­блем других людей. В идеале это романтический герой, деятель, которого призывает к жизни опасность — блестящий полководец, политик эпохи потрясений, искатель приключений, путешествен­ник и т.п.

Вместе с тем, мы видим и уязвимость этой фигуры и понима­ем, что дальнейшее усиление способности хорошо чувствовать себя в напряженной ситуации тоже может вызывать трудности адапта­ции и серьезные проблемы развития всей системы сознания.

Гиперфункция третьего уровня Акиентуаиия в развитии системы сознания

При дальнейшем нарастании выносливости третьего уровня воз­можность выдерживать все большее напряжение, чувствовать себя комфортно во все более неопределенной и агрессивной среде ста­вит под угрозу безопасность субъекта (мы отмечали это и в случае увеличения выносливости других уровней). В данном случае это происходит по многим причинам: и из-за пренебрежения интен­сивностью воздействия среды, и из-за активного экспериментиро­вания с ее качеством, и из-за недостаточной ориентации на опыт других людей. Однако главная угроза — это неспособность учиты­вать собственный опыт поражений, неудержимое стремление по­стоянно испытывать себя и браться за все более сложные и опас­ные задачи, легко ставя на карту свое благополучие и саму жизнь.


Гл а в а 6 Индивидуальные различия и отклонения в развитии системы аффективной организации сознания и поведения


405


Как и в случае других гиперактивных уровней, такая установ­ка снижает значимость всех других жизненных задач, тормозит раз­витие механизмов других уровней, как и межуровневого взаимо­действия. Даже при сохранении общей иерархии системы отно­шения между уровнями становятся все менее обязательными. Это расшатывает систему, делает ее неустойчивой.

Первый уровень, стимулируемый стремлением к экспансии, со­кращает дистанцию в контактах со средой. Вместе с тем сосредо­точенность на эксперименте, вовлечение в череду предприятий затрудняет способность к объективной оценке ситуации в целом. Другими словами, способность заигрываться в какой-то момент начинает мешать «везению» субъекта. Обстоятельства могут скла­дываться не в его пользу, но азарт будет удерживать его от ухода, и он может попасть под неожиданный удар, что, как мы помним, было гораздо менее вероятно в случае сверхвыносливого первого уровня.

Общая слабая разработка аффективных стереотипов второ­ го уровня (и в ширину, и в глубину) может дополниться особым отношением к плохому качеству среды. Характерны не просто неприхотливость и отсутствие брезгливости (как мы это виде­ли в случаях увеличения выносливости первого уровня), а осо­бый интерес к «острому», «сомнительному» и рискованные эк­сперименты с качеством, которые могут заходить все дальше. Опасность связана здесь и с переоценкой своих телесных воз­можностей.

Механизмы четвертого уровня, развивающиеся в условиях не­достаточной ориентировки на стабильность в жизни, на опыт дру­гих людей могут проявить свою недостаточность, ослабление эмо­ционального контроля. Человеческая среда начинает все больше рассматриваться как область экспансии, все чаще другой человек становится безличным объектом манипуляции, препятствием. Все это увеличивает вероятность совершения жестокого поступка. Под угрозу, таким образом, ставится устойчивость иерархической структуры переживания четвертого уровня, как и иерархия смыс­лов всей системы организации сознания.

И снова мы видим особую инфантильность в развитии, имеем дело с вечным подростком с азартной устремленностью в неизве-


406


Глава 6 Индивидуальные различия и отклонения в развитии системы аффективной организации сознания и поведения


стность, на самоиспытание и расширение границ своих возмож­ностей, постоянно ввязывающимся в трудные и рисковые пред­приятия и даже с очерчивающимися влечениями к рискованным впечатлениям. Понятно, что подобный типаж тоже нуждается во внешней поддержке, страховке, которую ему может дать тесная связь с другим человеком, опора на более уравновешенную систе­му сознания.

Понятно также, что формы такой компенсирующей внешней организации различны при незрелости, обусловленной разными типами излишней выносливости. Специфика в том, что они дол­жны выстраиваться с опорой на обращение к соответствующему гиперактивному уровню. В случае первого уровня это, прежде все­го, вовлечение в непосредственное эмоциональное сопережива­ние и создание на его основе общей формы организации поведе­ния, в случае второго — это формирование привязанности при опоре на общий уклад жизни, а в случае третьего, вероятно, более эффективным будет строить компенсирующие взаимоотношения с опорой на общие «интересы» в общей целенаправленной дея­тельности.

Аеформаиия системы смыслов

Рассмотрим, однако, что может произойти, если эмоциональ­ный контроль потеряет свою ведущую роль и на первый план вы­ступят интересы слишком выносливого третьего уровня. Основ­ной адаптационной задачей при этом становится организация эк­спансии — выхода в неизведанное и установление господства во все новых и новых областях жизни, и все другие уровни начинают обслуживать выполнение этой задачи.

Для первого уровня это означает не просто потерю «чувства края», а активное стремление выйти «за край», для второго — не только невнимание к качеству и независимость от привычных форм жизни, но и активное стремление разрушать стандарты и стереотипы, а для четвертого желание нарушать правила, огра­ничения, нормы общей жизни, жить как «беззаконная комета в кругу рассчитанных светил». Самооценка здесь опирается не на эмоциональное качество, а на силу — важно быть самым сильным, а не хорошим, доминировать, а не жертвовать.


Глава 6 Индивидуальные различия и отклонения в развитии системы аффективной организации сознания и поведения


407


Деформированная смысловая иерархия, тем не менее, остает­ся управляемой системой. Возможно, субъект в этом случае даже становится более удачлив, предприимчив, он не стеснен в выборе средств в преследовании целей экспансии, в сравнении с челове­ком с акцентуированным третьим уровнем, которого отчасти сдер­живают механизмы низших уровней сознания и которому продол­жает мешать, «толкать под локоть» уровень эмоционального кон­троля. Однако этот выигрыш возможен лишь потому, что другие люди продолжают «играть по правилам», то есть и здесь успех пси­хопатически деформированной личности связан с использовани­ем социума. Кроме того, как мы уже отмечали, упрощение систе­мы, лишение ее внутренних противовесов создает другую опас­ность.

Огромное удовольствие от игры с обстоятельствами стимули­рует появление бесконтрольного влечения к риску, которое конк­ретизируется в формах, задаваемых разными уровнями. Это мо­жет быть стремление к впечатлениям, рискованным с точки зре­ния первого уровня — тяга к переживанию опасности высоты, глубины или второго — могут очертиться устойчивые влечения к необычным, «острым» (опасным) способам удовлетворения теле­сных потребностей. Влечения к переживаниям «выхода за преде­лы возможного» начинают реализовываться на четвертом уровне как антисоциальные тенденции, как намеренное обострение от­ношений85, опасная игра с людьми, походя разрушающая их судь­бы. Социальная среда используется для ее эпатажа, подтвержда­ющего собственную исключительность, выделение из «пошлой толпы». Но при этом возникает и очерчивается и зависимость от ее восторгов, жажда стимуляции ее потрясениями, ужасом и осуж­дением — стремление быть всегда в центре внимания.

Этот человеческий типаж вызывает в памяти толстовского До-лохова, одну из притягательных фигур «Войны и мира», с его тягой к риску, возможностью все потерять, проиграть и азартно начать сначала, с неизменной удачливостью игрока и бретера. Где-то там, в московских переулках, существуют мать и горбатая сестра, для ко­торых он остается единственной надеждой, но это уже не имеет ни-


85


Часто говорят, что он просто «нарывается на скандал».


408


Гл а в а 6 Индивидуальные различия и отклонения в развитии системы аффективной организации сознания и поведения


какого реального значения. Этот образ уже не связывается для нас с незрелостью, скорее это сложившийся психопатический тип, «де­монический» идеал, ужасающий и притягивающий «подростков», к сожалению, часто не обладающих его удачливостью.

Вместе с тем, развитие очерченных влечений к опасности и к нарушению социальных норм рождает зависимость от них и у этого человека, а это уже ставит под угрозу сохранение адекватных от­ношений между адаптацией и аутостимуляцией. Переживание эк­спансии в этом случае становится более важным, чем сама экс­пансия, поэтому особенно значимым для субъекта становится именно эпатаж обывателя и пошлой толпы вообще. И снова мы видим, как при нарушении этого баланса происходит распад всей смысловой системы сознания.

Распал смысловой структуры

Признаком распада становится потеря приспособительного смысла самим сверхвыносливым третьим уровнем. Удовольствие от переживания риска может стать настолько сильным, что субъект начинает все больше заигрываться, но эта игра с опасностью, как обсуждалось выше, уже не является экспансией. Важен уже не выход в «новые пределы», а непосредственное ситуативное удо­вольствие, получаемое в основном подручными средствами, ко­торые поставляют механизмы всех других уровней.

Не только эмоциональное сопереживание, но и чувство само­сохранения, насущные потребности организма теряют реальный смысл в этой игре. Плюс и минус всех уровней извращаются, ме­няются местами. Удовольствие доставляет не только непереноси­мая для других интенсивность ощущений, влечет кровь, грязь, притягивают все впечатления, определяемые другими как зло, в том числе и страдания других людей.

Можно сказать, что и в этом случае с распадом системы смыс­лов субъект теряет возможность целенаправленной организации поведения. При этом его действия перестают быть приспособи­тельными, и он становится игрушкой тенденций поля. Особен­ность распада системы смыслов на третьем уровне — появление особого типа этого поля — поля напряжений: ограничений, зап­ретов, опасностей.


Гл а в а 6.


Индивидуальные различия и отклонения в развитии системы аффективной организации сознания и поведения


409


Таким образом, с нарастанием выносливости третьего уровня мы отмечаем сначала нарушение равновесия внутри самого уров­ня экспансии: уменьшение способности фиксировать опыт неудач и адекватно определять границы своих сил, усиление стремления испытать себя. Этот дисбаланс фиксирует незрелость в развитии системы, требующей для сохранения устойчивости и целенаправ­ленности поддержки другого человека. С дальнейшим увеличени­ем выносливости в напряженной ситуации связано нарушение ме-журовневого взаимодействия и недоразвитие механизмов других уровней, уравновешивающих стремление к экспансии, что и при­водит к деформации системы смыслов и затем к ее распаду.

2. Особенности развития системы сознания, связанные с увеличением чувствительности уровня экспансии

Увеличение чувствительности третьего уровня выражается в особой чуткости к изменению в соотношении сил субъекта и сре­ды и уменьшении выносливости в ситуации напряжения риска, возрастания неопределенности. Это сужает диапазон конструктив­ной экспансии, зону, в которой субъект «не теряет головы», зас­тавляет его лишний раз не искушать судьбу и не приближаться в выборе задачи к границам своих возможностей. В то же время уве­личение чувствительности обусловливает и сосредоточенность на преследовании поставленной цели, особое упорство в разрешении принятых задач, самолюбие, которое проявляется в нежелании сдавать позиции, мириться с поражением.

Как и в случаях других чутких уровней, мы видим здесь выра­женную направленность на развитие механизмов защиты — пове­дение формируется в большей степени отрицательным опытом. Сама экспансия проявляется более не как постоянная борьба за расширение зоны влияния, которая требует активности на преде­ле возможностей, а как упорство в отстаивании уже сложившего­ся уровня притязаний, стремление завершить начатое, успешно разрешить поставленную задачу. И если для человека с выносли­вым третьим уровнем, хорошо переносящим напряженность нео­пределенной ситуации, важен сам процесс активного взаимодей-


410


Глава 6 Индивидуальные различия и отклонения в развитии системы аффективной организации сознания и поведения


ствия с меняющимися обстоятельствами, то для более чуткого субъекта характерно будет упорное сосредоточение на отдельных препятствиях, диалог с условиями, очерченными поставленной и принятой задачей.

Также и для саморегуляции более важным здесь является не сам процесс игры, как мы это вдели в предыдущем случае, а пережива­ние успеха, победы. К новизне же, риску отношение, наоборот, дол­жно быть достаточно осторожным. Новое впечатление — это все­гда в некотором роде испытание себя, и здесь оно может быть даже неприятно, поскольку субъекту для аутостимуляции в данном слу­чае требуются впечатления не самоиспытания, а самоутверждения.

Рассмотрим теперь влияние этих особенностей экспансии на развитие механизмов других уровней.

Первый уровень. Сам порог дискомфорта в этих условиях может быть и не снижен, поскольку зависит от параметров чувствитель­ности-выносливости первого уровня. Особенностью же является то, что механизм экспансии бурно и резко включается в действие не­посредственно у самых границ порога дискомфорта. И это, конеч­но, уменьшает пластичность первого уровня, субъект может заре­комендовать себя человеком излишне суетящимся, «делающим из всего проблему». Он может специально сосредоточиваться как на задаче на том, что все другие люди решают «походя», проявлять крайнюю щепетильность в вопросах чести и чувствовать себя заде­тым в обстоятельствах, которые не столь чувствительный человек не сочтет оскорбительными. Субъект, таким образом, теряет в спо­собности мудро следовать естественному ходу событий, уменьша­ется его интуитивная уверенность в том, что все «образуется» и мож­но позволить узлам обстоятельств развязываться самим.

На втором уровне сужение пространства экспансии проявится в усилении стремления к сохранению стабильности. Однако если для чуткого первого уровня стабильность — это защита от интен­сивности влияний среды вообще, для чувствительного второго — это гарантия ее качества, то здесь она ценится, прежде всего, за то, что снижает напряженность отношений со средой: предсказу­емость хода событий уменьшает неопределенность происходяще­го, поддерживает уверенность в себе. В то же время, эта установка не может не повлиять и на развитие самой избирательности


Гл а в а 6 Индивидуальные различия и отклонения в развитии системы аффективной организации сознания и поведения


411


субъекта, на характер опредмечивания потребностей. Осторожное отношение к новизне сдерживает здесь развитие разнообразных чувственных связей с миром.

Способность видеть противодействие даже там, где его нет, снижение пластичности во взаимодействии не может не влиять на развитие механизмов четвертого уровня. Человеческие отно­шения оцениваются не только по их качеству, но и, в большой мере, с точки зрения успеха и неуспеха, признания и непризнания, удов­летворения или уязвления честолюбия. В связи с этим в восприя­тии человеческой среды должна четче обозначаться ее иерархи­ческая организация и оценка собственного положения в ней. Во-первых, место в иерархии становится значимым фактором, определяющим и фиксирующим и уровень притязаний, и само­оценку. Во-вторых, самоопределение в иерархии важно как воз­можность уменьшить неопределенность в отношениях с людьми, обрести их предсказуемость. В связи с этим для такого человека должны быть жизненно важны разработка и соблюдение формы социальных отношений, их регламентация и ритуализация.

Мы видим, что и здесь складывается особый и узнаваемый тип человеческой индивидуальности, дополняющий все те, о которых мы говорили до сих пор. И здесь мы можем говорить еще об од­ном роде одаренности, органически связанной с заострением сво­их трудностей.

Если в случае выносливого третьего уровня мы говорили о способности быть свободным, то здесь, при его чуткости, мы имеем дело с человеком, одаренным чувством ответственности, упорством в достижении цели. Недаром, видимо, мы так часто связываем эти качества: «не может быть свободы без ответствен­ности» — они действительно определяются одним уровнем орга­низации сознания, сокрушаемся о недостижимости такой гар­монии — они представляют две стороны его развития86.

Это тип человека чести (может быть, даже «невольника чес­ти»), человека слова, на него можно положиться, он отвечает за

86 Характерно, что волю с ответственностью мы впрямую не связыва­ем, интуитивно сознавая, что она соотносится совсем с другой стороной нашей жизни — с отзывчивостью и пластичностью первого уровня.


412


Глава 6 Индивидуальные различия и отклонения в развитии системы аффективной организации сознания и поведения


свои обещания, упорно преследует поставленную цель и доводит до конца начатое дело. При некотором снижении этого образа, его можно представить, например, идеальным исполнителем — чиновником эпохи стабильности, в это время он чрезвычайно це­нен для других и ощущает себя на своем месте, до тех пор, однако, пока не достигает высших ступеней иерархии. Постоянное напря­жение неопределенности, риск, необходимость непрерывного выбора — это не для него. Таланты такого человека в здравомыс­лии, расчетливости, в «умеренности и аккуратности» не слишком ценимы в нашей культуре, и все же вместе с Чацким мы в какой-то момент сознаем, что они могут «...стоить наших всех», и иро­ния тут не спасает.

Особое значение для такого человека могут иметь соображе­ния карьеры, внешние знаки успешности, свидетельства подъема по лестнице социальной иерархии. При потребности сохранить свою позицию возможны особая щепетильность, даже счеты в от­ношениях, стремление «поставить на место». При необходимости настоять на своем, утвердить свою линию поведения, возможны и трудности организации взаимодействия, возникновение жела­ния «дожать» другого человека, «поставить на своем» — втиснуть его в свою программу действий.

Таким образом, эта конструкция одаренности, как и все до сих пор рассмотренные нами, имеет свои слабости в индивидуальной адаптации и свои сложности в отношениях с людьми. Фигура са­молюбца и честолюбца в нашей культуре традиционно не вызы­вает симпатии. Постараемся, однако, отдать ей должное, посколь­ку именно таким людям мы обязаны оформлением структур со­циальной жизни. Понятно также, что и в этой конструкции заложена возможность развития дисбаланса системы. Эта угроза актуализируется, когда чувствительность третьего уровня возрас­тает настолько, что он перестает сам справляться со своими обя­занностями.

Гипофункция третьего уровня

Акиентуаиия и нарастание лисбаланса системы

Мы можем сказать, что третий уровень слаб и не выполняет своих обязанностей, если человек испытывает хроническую не-


Глава 6 Индивидуальные различия и отклонения в развитии системы аффективной организации сознания и поведения


413


уверенность в своих силах в диапазоне трудностей, в котором ре­ально может контролировать ситуацию и браться за встающие пе­ред ним жизненные задачи. При этом объективно такой человек решает эти задачи не хуже других людей, но сам больше отмечает свои неудачи.

Разрешение проблемы не подкрепляется в этом случае ярким переживанием успеха, и субъект продолжает чувствовать себя не­уверенно, не может определиться в своем уровне притязаний: возникают сомнения в выборе следующей задачи, вообще труд­ности принятия решения в ситуации неопределенности. И даже когда решение принято, остаются постоянные сомнения в его правильности. Процесс экспансии, таким образом, дезавтома-тизируется, и его функции вынужденно берут на себя механиз­мы других уровней.

Отсутствие подкрепления не позволяет человеку пережить за­вершение выполнения за<


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.