Тематический блок «Спокойствие» — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Тематический блок «Спокойствие»

2021-10-05 42
Тематический блок «Спокойствие» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Занятие 1 (31)

Занятия по теме «Спокойствие» лучше проводить в большом просторном зале с ковровым покрытием.

Цели:

расширение представлений детей о спокойствии; развитие способности к саморегуляции; обучение детей умению произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц; создание благоприятных условий для проявления своих чувств.

Материалы:

макет города; зеркало; разноцветные ленточки длиной 15 см – по количеству детей; лист обоев длиной 1,5 м; наборы цветных карандашей, восковых мелков, фломастеров; магнитофон, аудиозапись пьесы «Лебедь» К. Сен-Санса; покрывало из плотной ткани.

Ход занятия

Дети входят в зал, снимают обувь, ставят ее по краю ковра.

♦ Приветствие

Доброе утро! Я рада вас видеть. У нас сегодня необычное приветствие. Все вместе бежим по кругу вправо. Пожалуйста, не мешайте друг другу, не толкайте своих товарищей. Бегите так быстро, как только можете. (Бег продолжается в течение 2–3 минут.)

Как только вы услышите, что зазвучала спокойная музыка, остановитесь. Выберите в зале любое место и ложитесь на ковер на спину, раскинув в стороны ручки и ножки, как звездочка, чтобы вам никто не мешал. Закройте глаза. Сделайте вдох-выдох (3 раза).

Представьте себе, что в жаркую погоду вы лежите на поляне, в мягкой густой зеленой травке. Рядом с вашими ручками и ножками плещутся холодные ручейки. Вы решили освежить свои ручки в одном из них. Делаем вдох и изо всех сил тянемся кончиками пальцев рук к ручейку. Выдох – расслабляем ручки. Еще раз делаем вдох и тянем, тянем ручки к воде. Выдох – расслабляем ручки.

Вы решили поплескаться в ручейке ножками. Вдох – изо всех сил стараемся дотянуться ими до воды. Выдох – расслабили ножки. И еще раз вдох – тянемся ножками до прохладного ручейка. Выдох – расслабили ножки.

А теперь одновременно ручками тянемся к одному ручейку, а ножками – к другому. Все ваше тело растягивается так сильно, что даже чуточку дрожит. Вдох-выдох, расслабились. И еще раз повторим это упражнение. Считаем до пяти. Открывайте глазки.

♦ «Дорожный танец»

Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по синей дорожке. Посмотрите на лицо человечка, приклеенное к синему домику. Какой человечек перед нами? Злой, радостный, испуганный? Нет, он спокойный. Если бы он начал танцевать, то какими были бы его движения? Да, плавными, легкими, спокойными, воздушными. Давайте исполним «Дорожный танец» именно таким образом.

♦ «Что в домике лежит»

Вот мы и в сказочном городке. Давайте привяжем к дорожке разноцветные ленточки со своими именами и посмотрим, что в домике лежит.

♦ «Встреча с эмоцией»

Я предлагаю вам «встретиться» со своим спокойствием и закончить предложение «Когда я спокоен, мое спокойствие похоже на…».

♦ Изготовление «ростовой куклы»

А сейчас мы будем делать куклу, которая спокойна и умиротворена. Кто разрешит обвести контур своего тела? (Готовая кукла прикрепляется на «Стену эмоций».)

♦ Прощание. «Гамак»

Наше заключительное упражнение называется «Гамак». Как вы думаете, что это за упражнение?

Ведущий и воспитатель предлагают ребенку лечь на плотное покрывало и некоторое время качают его как в гамаке. Это упражнение способствует снятию мышечных зажимов и развитию доверия у детей.

Занятие 2 (32)

Цели:

расширение представлений детей о спокойствии; развитие творческого мышления, памяти, координации движений; обучение детей произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц; снятие мышечных зажимов.

Материалы:

макет города; зеркало; два листа бумаги размером 60x30 см; фигурки мальчика и девочки высотой 55 см; синие восковые мелки по количеству детей; магнитофон, аудиозапись пьесы К. Сен-Санса «Лебедь»; покрывало из плотной ткани.

Ход занятия

♦ Приветствие (см. Занятие 31)

♦ «Дорожный танец»

♦ «Вспомни соседа»

♦ «Что в домике лежит»

Посмотрите, какие здесь лежат предметы: две фигурки девочки и мальчика, восковые мелки синего цвета, записочка «Возьмите два листа бумаги». Как вы думаете, что мы будем делать дальше?

♦ «Найди на теле»

Сейчас я обведу контуры фигурок девочки и мальчика, мы будем работать на двух листах одновременно. На обведенных контурах я обозначу некоторые «источники покоя» в теле человека. Это живот, ладони, ступни и глаза. Ваша задача – нарисовать внутри контура «волны», которые разносят спокойствие по всему телу. На эту работу я даю вам 10 минут. Девочки работают на одном листе с контуром фигурки девочки, а мальчики – на другом.

Давайте посмотрим на ваши работы. Есть между ними какие-то различия? Чем они похожи? Листы с вашими работами мы прикрепим к «Стене эмоций».

♦ Прощание. «Гамак»

Занятие 3 (33)

Цели:

развитие творческого мышления, памяти, координации движений; снятие мышечных зажимов; наблюдение за ощущениями в теле; развитие способности к саморегуляции; обучение детей произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.

Материалы:

макет города; круглый прозрачный аквариум, наполненный водой; баночка гуашевой краски синего цвета, пипетка; свеча; коробок спичек; наборы материалов разного вида (см. по ходу занятия) и плавающие свечки (по количеству детей); магнитофон, аудиозапись пьесы К. Сен-Санса «Лебедь»; покрывало из плотной ткани.

Ход занятия

♦ Приветствие

♦ «Дорожный танец»

♦ «Вспомни соседа»

♦ «Что в домике лежит»

Сегодня мы не будем смотреть, что в домике лежит. Все необходимые материалы я разложила на подносах на полу. В центре круга у нас прозрачный круглый аквариум, наполненный водой. На подносах баночка с синей гуашевой краской, разведенной водой, пипетка, большая свеча, маленькие свечки, коробок спичек. Наборы материалов:

– вырезанные из картона кружочки диаметром 8 см;

– деревянные палочки – 20 см;

– вырезанные из картона полоски длиной 25 см;

– кружки из ткани диаметром 16

– большие деревянные бусины (костяшки от счетов) и т. п.

♦ «Картина спокойствия»

Сегодня мы с вами будем создавать картину спокойствия. Как вы думаете, когда человек может испытывать спокойствие? (Ответы детей: когда у него все хорошо, когда он спит, когда он смотрит на речку или плавает в море, когда все дружат, когда он смотрит на огонь, когда ему интересно, когда мама его гладит, когда все любят друг друга.)

Раз мы путешествуем по дорожке синего цвета, а это цвет спокойствия, то сейчас я предлагаю вам «успокоить» воду в нашем аквариуме. Как вы думаете, что для этого нужно сделать? Мы покрасим воду в аквариуме в синий цвет. Сейчас каждый из вас наберет из баночки в пипетку краску и капнет в аквариум. Наташа, начинай, а мы посмотрим, какой причудливый рисунок будет получаться при растворении капельки краски в воде. (Ведущий включает спокойную музыку, дети по одному выполняют упражнение.)

Смотрите – вода в аквариуме «успокоилась», стала синей. Я зажгу большую свечку. Тот, кто услышит свое имя, выходит в центр круга, зажигает от большой свечи, стоящей в центре, маленькую свечку и опускает ее в аквариум.

Посмотрите, какая «картина спокойствия» у нас получилась. Правда, красиво? А на что похож сейчас аквариум с плавающими свечками? (Ответы детей: на звездное небо, на нашу группу в Новый год, на праздник, на плывущие в ночи корабли, на любовь, на сказочное волшебство.)

А сейчас мы дополним нашу картину. Вокруг аквариума каждый из вас выложит круг из одного вида материалов, лежащих на подносе. Круг нужно выложить до конца. Если кому-то понадобится помощь, попросите ее у друзей. Первыми выбирают материалы и выкладывают круги вокруг аквариума младшие дети в группе. (По ходу работы детей возникает гармоничная форма круга, которая быстро изменяется, обогащается орнаментом из различных форм, материалов и пробуждает различные ассоциации. То она похожа на пруд, то на Землю, а вот уже звезда, солнце, цветок, Вселенная…)

У вас получилась очень красивая картина. Давайте аккуратно встанем на свои стульчики и сверху посмотрим на нее.

♦ Прощание. «Гамак»

Занятие 4 (34)

Цели:

расширение представлений детей о спокойствии; продолжение наблюдения за ощущениями в теле; формирование положительного эмоционального настроя; развитие способности к саморегуляции; обучение детей умению произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.

Материалы:

макет города; цветные карандаши, восковые мелки; контурные фигурки человечков высотой 12 см из белого картона – по количеству детей (см. Приложение 4, «Спокойствие»); разноцветные вырезки из журналов с изображениями растений, животных, явлений природы, людей, глядя на которые испытываешь состояние умиротворения, спокойствия; клей; магнитофон, аудиозапись пьесы К. Сен-Санса «Лебедь»; покрывало из плотной ткани.

Ход занятия

♦ Приветствие

♦ «Дорожный танец»

♦ «Что в домике лежит»

Мы с вами добрались до синего домика, и я достаю из него материалы, с которыми будем работать сегодня. Посмотрите, перед вами лежат разноцветные вырезки из журналов. Тот, кто услышит свое имя, встанет, выберет картинку, которая вызывает чувство умиротворения и спокойствия, и приклеит ее в любое место на синем домике. Замечательно! Домик готов.

♦ Изготовление человечков

А сейчас каждый из вас возьмет себе фигурку человечка, сделанную из белого картона. Пусть их лица, которые вы нарисуете, будут спокойными.

А теперь посмотрите и расскажите, чем спокойные человечки отличаются от радостных, испуганных, злящихся?

Пусть тот, у кого человечек готов, подойдет ко мне, мы найдем человечку место в сказочном городке. На улицах нашего городка появятся новые жители. Замечательно получилось.

♦ Прощание

Давайте еще раз станцуем «Дорожный танец» и простимся с домиком спокойствия, но перед этим сфотографируемся. Наша групповая фотография будет называться «Портрет спокойствия».

Синяя дорожка с привязанными к ней ленточками превращается в праздничные флажки. Давайте приклеим ее к крыше синего домика, она украсит улицы нашего сказочного городка. На следующем занятии мы будем прощаться со сказочным городком и его жителями и вспоминать то, что делали на прошедших занятиях.

♦ «Гамак»

Занятие 35

(заключительное занятие программы)

Цели:

обобщение представлений детей о радости, страхе, злости, спокойствии; продолжение наблюдения за ощущениями в теле; формирование положительного эмоционального настроя.

Материалы:

макет города; скотч, ножницы, кисточки; гуашевые краски желтого, красного, синего и коричневого цветов, разведенные клеем ПВА; косички, сплетенные из ленточек соответствующих цветов (одна длиной 1,5 м; косички по 10 см – по количеству детей); фотографии группы («Портрет радости», «Портрет страха», «Портрет злости» и «Портрет спокойствия»); четыре деревянные рамки по формату фотографий; цветные карандаши; клеенки на столы; магнитофон, аудиозаписи всех использовавшихся в ходе занятий музыкальных пьес.

Ход занятия

♦ Доброе утро! Я рада вас видеть. Наши путешествия по сказочному городку подошли к концу. Давайте еще раз посмотрим на его улицы. На них человечки, испытывающие разные чувства. Кто-то радуется, кто-то злится, вот этот испуган, а тот спокоен. А как вы думаете, может человек только радоваться, пугаться, злиться или всегда оставаться спокойным? Я тоже думаю, что нет. Каждый из нас в определенные моменты испытывает разные эмоции. Все эмоции переплетены в нас, как эти желто-красно-сине-коричневые косички. Сейчас я пройду мимо каждого из вас, а вы возьмите себе маленькие косички на память о наших занятиях. А вот этой самой длинной косичкой я соединю по кругу все домики сказочного городка, прикрепив ее к стенкам разноцветных домиков.

♦ Посмотрите – на столах лежат четыре деревянные рамки, которые нужно покрасить в желтый, красный, синий и коричневый цвета. Потом мы вставим в рамки наши фотографии, которые делали на занятиях. Давайте разделимся на четыре группы и приступим к работе. ( Чтобы разделить детей на группы, можно использовать цветные фанты. Какого цвета фант ребенку достанется, такой краской он красит рамку.)

Пока рамки сохнут, предлагаю всем сесть в круг и рассмотреть наши фотографии. (После рассматривания каждой фотографии дети исполняют соответствующий танец. Фотографии вставляются в рамки и остаются в группе, так же как и макет сказочного городка.)

♦ На этом наше занятие заканчивается. До свидания.

По желанию в группе можно устроить чаепитие.

Послесловие к программе «Здравствуй, я сам!»

После проведения этого цикла занятий вы можете получить ответы на ряд важных вопросов, а также сделать выводы относительно группы детей, с которой работаете. Например, следующие.

1. Какой блок занятий оказался наиболее напряженным? С чем это может быть связано?

2. Оцените и сравните эмоциональную активность детей в начале, середине и конце занятий по каждой из эмоций. Выделите общие тенденции.

3. Есть ли в группе дети, выбирающие цвета, символизирующие негативные эмоциональные состояния? (С помощью дополнительной, более детальной диагностики попытайтесь выявить причину такого положения дел. Возможно, с этими детьми нужно дополнительно индивидуально поработать.)

4. Какие цвета предпочитали дети тренинговой группы?

5. Какие цвета выбирались реже всего?

6. Какие дети наиболее активны во время работы на занятиях: выбирающие красный, зеленый или желтый цвета?

Надеемся, что работа по этой программе оказалась полезной, интересной и веселой как для детей, так и для вас, а ответы на приведенные выше вопросы помогут вам лучше узнать детей и более эффективно организовать дальнейшую работу с ними.

Удачи вам!

Литература

ВыготскийЛ.С. Психология. – М.: Апрель-Пресс, 2000.

Гайлен X. Тихие упражнения. Из педагогической практики. 1978.

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Академия развития, 1996.

Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: «Изд-во УРАО», 1997.

Кэдьюсон X., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. – СПб.: Питер, 2000.

Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. – М.: Генезис, 2000.

Митина Л.М. Психологическая диагностика эмоциональной устойчивости учителя: (учеб. пособие для практ. психологов) / Л. М. Митина. – М.: РАО, Психол. ин-т, 1992.

Осорина М.В. Секретный мир детей. – СПб.: Питер, 1999.

Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. – СПб.: Акцидент, 1999.

Петрушин В.И. Музыкальная терапия. – М.: Владос, 1999.

Пляцковский М. Солнышко на память. – М.: Советская Россия, 1975.

Подросток на перекрестке эпох. – М.: Генезис, 1997.

Психология. Учебное пособие для начальной школы. – М.: Гардарика, 1998.

Психологический словарь. – М.: Педагогика-Пресс, 1996.

Урунтаева Г.А.</EMPHASI< emphasiroot>

Фильм-сказка «Волшебные фонарики». – М., 1976.

Фильм-сказка «Ежик в тумане». Союзмультфильм. Бюро пропаганды советского киноискусства. Реж. Ю. Норштейн. Автор текста С. Козлов. – М., 1976.

Послесловие

(С.В. Крюкова)

Я имела возможность поделиться своим опытом работы с коллегами на постоянно действующих семинарах при лаборатории «Дошкольное воспитание» Научно-методического центра Юго-Восточного административного округа г. Москвы, где делала сообщение о структуре проведения игровых занятий. В ходе обсуждения возникали различные вопросы. На самые типичные из них я попытаюсь сейчас ответить.

Вопрос: Уж слишком гладко все получается, а реально ли применение всего, что здесь описывается, на практике?

Да, реально. Это подтверждает мой семилетний опыт работы с детьми-дошкольниками в разновозрастных группах. Кроме того, работа по программе «Давайте жить дружно» успешно проводилась в обычных детских садах с детьми, начиная с четырехлетнего возраста.

Конечно, в процессе работы в силу возрастных особенностей детей могут возникать различные непредвиденные ситуации, однако с ними легко можно справиться, если быть готовым к импровизации и спокойно относиться к происходящему.

Вопрос: Как реагировать на то, что ребенок отказывается заниматься вместе со всеми, встает, ходит во время занятия?

Как правило, на занятиях я предлагаю детям сесть на стулья, а не на ковер. Стул служит своеобразным «якорем» и помогает контролировать импульсивные движения гиперактивных детей. Они имеют возможность ерзать, сползать по стулу, хвататься руками за ножки, крутиться, переворачиваться на нем, садиться спиной к остальным, оставаясь при этом на месте.

Стараюсь не обращать особого внимания на то, что ребенок встал и «отправился побродить». «Не мешай нам, пожалуйста, веди себя потише. А вы не обращайте на него внимания, наше занятие продолжается…» – как правило, это все, что я говорю в таких случаях. Главное, что я для себя решила, – не надо бежать и возвращать ушедшего. Он вернется сам, как только увидит, что его никто не заставляет это делать, не упрашивает, и остальные дети продолжают заниматься.

Если вы уверены в себе, вам нравится работать с детьми, а им интересно с вами, то пусть сначала работать будут лишь два-три ребенка, постепенно и остальные дети обязательно подключатся к вам.

А если несколько детей, глядя друг на друга, встали и пошли рассматривать комнату, игрушки, подыграйте им. Предложите всем детям: «Походите по комнате, внимательно все осмотрите, но как только услышите сигнал: звон колокольчика (хлопок в ладоши, удар в бубен), быстро возвращайтесь на свое место. Продолжаем наше занятие…»

Все ситуации, которые могут возникнуть на ваших занятиях, предусмотреть трудно, поскольку дети ведут себя спонтанно и неожиданно, поэтому нужно быть готовым к импровизации. Следует всегда иметь в запасе несколько упражнений дополнительно к тем, которые есть в сценарии, они могут вам пригодиться. Хорошо в таких случаях использовать игры со стихами, где есть ритм, который способствует концентрации внимания и организации детей.

Расскажу один случай из моей практики.

Начало учебного года. В группе проводится первое занятие. Среди детей есть новенькая девочка. Назовем ее Лена. Она ходит в садик четвертый день, ей четыре года. У нее есть младший братик, который сидит дома. Лена любит настоять на своем, часто капризничает, ведет себя демонстративно, последнее слово обязательно должно оставаться за ней.

Занятие началось.

Лена: А я новенькая!

Светлана Владимировна: Да, я вижу. Сейчас мы поздороваемся и будем знакомиться.

Знакомство прошло успешно. Дети называли ее по имени, Лена рассказывала, что она любит, что ей не нравится… Пришло время заняться упражнениями…

Л.: Мне это не нравится, я устала.

С.В.: Посиди, отдохни. Можешь ничего не делать.

Прошло еще некоторое время.

Л.: Вы мне надоели. (Встает, подходит к двери в группу.) Я сейчас уйду!

С.В.: Хорошо, иди. Только закрой за собой дверь, пожалуйста, чтобы мы тебе не мешали.

Л.: (берется за ручку двери) Я ухожу!

Дети продолжают выполнять задания, занятие продолжается.

С.В.: Ты устала?

Л.: Да.

С.В.: Можешь пойти отдохнуть. Когда отдохнешь, возвращайся к нам.

Лена ушла, закрыла за собой дверь. Через несколько минут дверь приоткрылась, и в проеме появилась ее голова.

С.В.: Ты уже отдохнула?

Л.: Нет, – дверь закрылась.

Через некоторое время все повторяется, а мы с детьми продолжаем свое занятие. Дверь распахивается, Лена появляется на пороге и объявляет: «Я пришла!»

С.В.: Мы рады, заходи и закрывай за собой дверь, чтобы нам никто не помешал.

Девочка сделала все, о чем ее попросили, но дети еще не закончили выполнять полученное задание, и на ее присутствие никто «должным образом» не отреагировал.

Л.: Я отдохнула и пришла.

С.В.: Хорошо, постой, подожди. Сейчас мы закончим делать это упражнение, найдем для тебя местечко в нашем кругу, и ты к нам присоединишься

«Как, я должна ждать?» – удивление читалось у нее на лице. Лена стояла рядом и смотрела, как дети играли. Когда упражнение закончилось, мы подвинулись и дали ей возможность сесть вместе с нами. Она моментально заняла освободившееся пространство. С этого момента девочка стала очень внимательной, старалась как можно точнее делать все, что я показываю. В конце занятия она спросила: «Я хорошо поработала?» «Да, у тебя отлично получалось», – ответила я. С тех пор у нас больше не возникало трудностей.

Вопрос: Бывает ли так, что дети агрессивно реагируют на действия психолога? Что делать тогда?

Приведу еще один пример из практики работы.

Новичок, Антон (3,5 года), в первый раз пришел на занятие. Я, как обычно, пою детям песенку-приветствие про то, как я рада видеть каждого присутствующего. Когда очередь доходит до Антона и звучит его имя, раздается голос.

Антон: Не смей мне петь, я тебе не рад, ты плохая, вот придет мой папа, он тебя собакой съест, я тебя не люблю…

С.В.: А я тебя люблю… Сейчас я буду петь песенку Оле, не мешай нам, пожалуйста.

Дальше на занятии мальчик делал все вместе с ребятами, но стоило только назвать его по имени, в ответ раздавалось: «Я тебя не люблю, ты плохая!»

Занятия в группах я провожу один раз в неделю, но с детьми мы видимся каждый день. И всякий раз, встречаясь с Антоном, мы обменивались «люблю – не люблю», «плохая – хороший». Такое поведение ребенка я объясняла тем, что таким образом он хочет привлечь мое внимание, но в глубине души сидел червячок сомнения. Может быть, я делаю что-то не так… Но все мои сомнения развеял случай.

Вечер. Иду домой и прохожу мимо участка, на котором гуляют ребята. И вдруг сзади раздается: «Ты плохая, противная! Я тебя не люблю». «Антон, это еще что такое? Так не разговаривают со взрослыми», – делает замечание воспитатель. «Не мешай, это я не тебе, это я Радимовне (Владимировна – мое отчество)…» Поворачиваюсь и вижу довольную рожицу, которая улыбается и хочет услышать в ответ: «А я тебя люблю!»

Через некоторое время Антон уже с удовольствием слушал песенку-приветствие, ему просто нужно было, чтобы его приняли таким, какой он есть, и проявили к нему доброе отношение.

И в заключение мне хотелось бы привести пример, который дает представление о том, как воспринимают дети наши занятия.

«…Последнее упражнение на сегодня называется "Встреча". Тот, кто встретится со мной глазами, должен мне кивнуть и поймать мой хлопок. Хлопок – это подарок, который я вам дарю до нашей следующей встречи».

Упражнение закончено, дети собираются гулять. Андрей (6 лет) и Илья (5 лет) стоят в коридоре. Они сложили руки «лодочкой», что-то говорят друг другу и не одеваются. Воспитатель делает детям замечание и в ответ слышит: «Нам надо "это" в карман убрать. Нам "это" Светлана Владимировна дала». «Что убрать? Ведь у вас ничего нет?» – говорит педагог. Андрей проталкивает обе руки в карман, что-то прячет и вместе с воспитателем подходит ко мне.

– Светлана Владимировна, дети не одеваются. Им что-то мешает.

– Что случилось, Андрюша? – спрашиваю я.

Андрей залезает в карман, что-то достает, поворачивается ко мне, протягивает вперед сложенные лодочкой руки и говорит: «Я "его" в карман положу, я "его" домой маме понесу…»

Кого «его», скажете вы? Неужели простой хлопок? Ведь это ничто, просто пустое место. И будете правы, но прав и он,

шестилетний мальчик, который принял «его» как дар и понесет этот дар самому дорогому для себя человеку – своей маме…

Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Я свой выбор сделала.

Желаю вам удачи!

Приложения

Приложение 1

 

Волшебная страна

Приложение 2

 

Рис. 1. Радужка

 

Рис. 2. Ушастик

 

Рис. 3. Глазка

 

Рис. 4. Нюх-Нюх

Рис. 5. Вкусик

 

Рис. 6. Чувствительный

 

Рис. 7. Восприятие

Приложение 3

 

Пиктограммы

Приложение 4

 

Контурные фигуры

Сведения об авторах

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.097 с.